​О.Г. Румянцев подготовил отзыв на автореферат диссертации М.В. Беспаловой «Правовое закрепление государственного суверенитета в современных европейских странах».

В диссертационный Совет Д 504.001.10

при ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

ОТЗЫВ НА АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

Беспаловой Марии Владимировны «Правовое закрепление государственного суверенитета в современных европейских странах»,представленной на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальностям 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Каждый этап развития государства непосредственно связан с осуществлением государственной власти, ключевой характеристикой которой является суверенитет. В истории российского государства было немало сложных периодов, когда вопросы о носителе государственной власти, целостности государства, выборе оптимальных путей правового оформления выработанных идей о суверенитете, о распределении власти в обществе являлись основными в сохранении отечественной государственности.

В нынешних непростых политических условиях задача юридической защиты российского суверенитета является чрезвычайно актуальной и очевидной.

Следует отметить, что провозглашение и обеспечение государственного суверенитета стали отправной точкой и ключевой идеей, положенной в основу конституционной реформы начала 1990-х гг. Принятая в 1990 г. Декларация о государственном суверенитете РСФСР была своего рода обещанием, а выполнением обещанного стала новая Конституция России[1].

В целом степень научной разработанности темы можно оценить неоднозначно. На сегодняшний день теоретические разработки в большинстве своем они относятся к предыдущему историко-политическому контексту. Этот контекст коренным образом изменился в 2013-2014 гг., поэтому нужны новые теоретические и прикладные научные разработки в этой сфере, и диссертант делает перспективные шаги в этом направлении.

Хотелось бы, чтобы автор отошел от сравнительно-правового анализа и продолжил поиск креативных предложений, остро необходимых в нынешней ситуации. Одной из наиболее актуальных тем для исследований становится проблема ограниченного суверенитета. Считается, что суверенитет государства проявляется в верховенстве и независимости государственной власти, но не в ее неограниченности: в конституционном государстве власть всегда ограничена правом[2].

Однако в условиях очевидных тенденций к росту влияния транснациональных корпораций, угроз монополизма в контексте однополярного мира вопросы ограничения суверенитета приобретают концептуально иной характер. Мы имеем возможность наблюдать, как формально суверенные государства оказываются зависимыми от внешних сил, не позволяющих им самостоятельно и свободно осуществлять как внешнюю, так и внутреннюю политику. «Можно долго говорить о судьбе Вестфальской системы и разрушении доктрины национального суверенитета. Получается так, что США суверенитет в полном объеме признают только за собой. Остальные должны либо сами ограничивать свой собственный суверенитет и взаимодействовать с США на американских условиях, либо у них будут проблемы. Это фундаментальное ограничение возможности как-то по-другому взглянуть на мир – трагедия», – не без оснований утверждает заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации С.А. Рябков[3].

На современном этапе научная дискуссия о суверенитете должна отвечать необходимости решения задачи реализации принципа государственного суверенитета Российской Федерации, закрепленного в статье 4 (часть 1) Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя. В последние годы научное сообщество неоднократно обращалось к вопросам реализации таких принципов, как принцип народовластия[4], принцип федерализма, социального государства и др. Сегодня на повестке дня, несомненно, задача реализации конституционных основ государственного суверенитета.

Следует отметить, что диссертант довольно подробно проанализировал соотношение понятий народного и государственного суверенитета. Автором продолжены заслуживающие внимания направления совершенствования конституционного законодательства России в части закрепления гарантий народного суверенитета и совершенствования механизмов передачи государственных полномочий межгосударственным организациями или союзам государств.

Особой научной новизной работы является рассмотрение правовых возможностей народа определять статус государства в международном сообществе. Это право народа вытекает из 79 Конституции, которая, на наш взгляд, потребует со временем создания самостоятельной главы – «Россия в международном сообществе и в союзе государств». Целесообразно было бы развить конституционные основы порядка принятия на себя Российской Федерацией международных обязательств, создания и вступления в международные организации и др. Важное значение имеет также сравнительно-правовой анализ моделей передачи отдельных суверенных полномочий межгосударственным объединениям. В этом плане научный поиск, проводимый в России, может иметь интерес для других государств Европы, в том числе для членов Европейского Союза, где сегодня остро ставится вопрос об ущербе, наносимым ограниченным суверенитетом государств.

Особенное значение приобретает определение необходимых направлений совершенствования конституционно-правого регулирования государственного суверенитета. Это совершенствование может быть осуществлено без изменения текста Конституции, которая уже дает все необходимые механизмы для реализации заложенного в ней принципа. Это возможно в рамках уточнения в законодательстве положения статьи 15 (части 4) Конституции – применительно к задаче правовой защиты суверенитета как значимой социальной ценности – с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и материалов научных исследований.

Значительную научную и практическую ценность имеют приложения к диссертационному исследованию, отражающие вопросы регулирования государственного суверенитета в различных европейских государствах.

Следует отметить также основательную источниковедческую базу исследования, большое количество привлеченного нормативного материала зарубежных стран Европы, апробацию автором результатов своей работы в 15 статьях, 6 из которых размещены в широко известных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией.

В целом, диссертационная работа Беспаловой М.В. представляет собой целостное, завершенное научное исследование, углубляющее теорию суверенитета и вносящее вклад в развитие юридической науки, а ее автор заслуживает присуждения ученой степени кандидата юридических наук по специальностям 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право.

Управляющий партнер

консалтингового агентства «Румянцев и партнеры»,

Президент Фонда конституционных реформ,

кандидат юридических наук

О.Г. Румянцев


[1] См.: Румянцев О.Г. Конституция Девяносто третьего. История явления. (Документальная поэма в семи частях от Ответственного секретаря Конституционной комиссии 1990-1993 годов.). Издание второе, исправленное. – М.: ЗАО «Библиотечка РГ», 2013. С. 31.

[2] Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления) – М.: издательство «Юрист», 1994. С. 81.

[3] С.А. Рябков. Только национальный интерес может быть движущей силой внешней политики // Международная жизнь. 2014. – Август. №8.

[4] Действительно, исследователи в сфере конституционного права продолжают искать новые актуальные решения в этом направлении. Можно выделить инициативный проект трех новых глав Конституции Российской Федерации, подготовленный группой экспертов Фонда конституционных реформ к двадцатилетию Конституции Российской Федерации. См.: О.Г. Румянцев. Двадцатилетие Конституции Российской Федерации: уроки истории, перспективы развития // Журнал конституционного правосудия. 2014. – № 2 (38). С. 10-21.

Комментарии:
Быстрый доступ