Олег Румянцев как председатель Наблюдательного совета Ассоциации «Интернет-видео» подписал открытое обращение к Президенту Российской Федерации по вопросу концепции аккредитованного коллективного управления авторскими правами в сети «Интернет»

Президенту Российской Федерации

В.В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!


В ноябре 2014 года Российский союз правообладателей (РСП) представил концепцию аккредитованного коллективного управления в сети “Интернет” (в том числе посредством института глобальной лицензии) и соответствующий концепции проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования оборота интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» (далее – «Концепция», «Проект»).

Мы, представители российской интернет-индустрии, правообладателей и телеком-компаний, считаем, что Концепция и Проект, будучи реализованными, могут нанести серьезный вред гражданам Российской Федерации.

В основу Концепции положен ряд изначально ошибочных предположений. В частности, утверждается, что в настоящий момент весь без исключения контент, потребляемый пользователями в Интернете, является нелегальным (нелегально распространяемым), и что механизм глобальной лицензии позволит легализовать весь контент, размещенный в Интернете. Этот тезис не выдерживает проверки фактами. Рынок цифровой дистрибуции контента в России растёт на 15% в год, развиваются новые механизмы монетизации контента в Сети, а граждане всё охотнее отдают предпочтение легальному потреблению контента в сети Интернет, о чем свидетельствуют данные ФОМ.

Описанный в Концепции механизм предполагает введение налога за использование сети Интернет для всех граждан в пользу определенной группы лиц, а также внедрение системы учёта и анализа всего трафика, аналогичной PRISM (Program for Robotics, Intelligents Sensing and Mechatronics) Агентства национальной безопасности США. Это противоречит как Конституции РФ и Налоговому кодексу, так как нарушает права граждан на тайну переписки и неприкосновенность частной жизни, так и требованиям Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

Уважая институт интеллектуальной собственности и сознавая важность расширения легального доступа широких масс населения к культурным ценностям и стимулирования творческого потенциала, мы считаем предложенный Концепцией РСП механизм нежизнеспособным, а меры, предложенные Проектом, крайне вредными для авторов, правообладателей, пользователей, российской интернет-индустрии и телеком-бизнеса.

Мы хотели бы обратить Ваше внимание на следующие блоки проблем, которые являются неразрешимым препятствием для достижения целей, поставленных авторами Концепции.

Правовые противоречия и проблемы

1.Нарушение обязательств, принятых Российской Федерацией при вступлении в ВТО: Концепция и Проект предполагают бездоговорное управление интеллектуальными правами, что прямо противоречит ст.13 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, ст.10 Договора ВОИС по авторскому праву и ст.16 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, во исполнение которых Российская Федерация обязалась отменить бездоговорное управление интеллектуальными правами с 1 января 2013 года;

2.Нарушение прав граждан на тайну переписки и защиту частной жизни, гарантированных Конституцией РФ, 126-ФЗ «О связи» и 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»: Концепция и Проект предполагают, что оператор связи будет обязан осуществлять сбор и анализ трафика в сетях связи и передавать третьим лицам полученные сведения, в том числе специальные категории персональных данных;

3.Нарушение прав правообладателей, невозможность получения ими доходов от объектов интеллектуальной собственности альтернативными и, возможно, более выгодными для них способами;

4.Противоречие базовым принципам законодательства о защите прав потребителей: Концепция предполагает включение сбора в обязательном порядке в абонентскую плату за услуги связи, что означает вынужденное нарушение законодательства операторами связи.

Экономические риски и последствия

1.Нецелевое отвлечение существенных денежных средств операторов связи, которые должны быть использованы для ликвидации проблемы «цифрового неравенства», на построение системы слежения за пользователями сети Интернет, что приведет к замораживанию программы по ликвидации цифрового неравенства, и, как следствие этого, замедлению экономических темпов роста удаленных районов Сибири и Дальнего Востока;

2.Удар по бизнесу существующих онлайн-площадок продаж цифрового контента и невозможность появления новых в связи с бессмысленностью вложения средств в этот сегмент рынка и экономической нецелесообразностью развития легальных механизмов монетизации контента в случае реализации Концепции;

3.Рост ущерба для кинопроката: по оценкам экспертов падение выручки кинотеатров составит минимум 30%, закрытие кинотеатров – 80% в течение трех месяцев;

4.Отсутствие конкуренции за зрителя (зритель лишается возможности платить за тот контент, который ему нравится, вынужден платить за весь контент) и, как следствие, снижение качества контента;

5.Невозможность реализации вторичных прав (прав на использование в сети интернет), которое уже сегодня составляет заметную часть прибыли телевизионных каналов, и, как следствие, дополнительные убытки федеральных телеканалов;

6.Непрозрачность механизмов распределения средств, связанная с технической невозможностью подсчёта количества просмотров конкретного контента каждым пользователем интернета;

7.Отсутствие стимула развивать широкополосные сети и систем интернет-телевидения (IPTV) у операторов связи и, как следствие, банкротство операторов кабельных и спутниковых систем телевидения.

Технологические проблемы

1.На текущий момент не существует аппаратно-технических средств на сетях операторов связи для целей массового сбора и последующего анализа информации о действиях пользователей в сети Интернет, которые могли бы устанавливаться и успешно функционировать;

2.Программно-аппаратные средства для целей массового сбора и последующего анализа информации о действиях пользователей в сети Интернет в случае непосредственного подключения к серверам организаторов распространения информации в сети Интернет в настоящее время существуют на рынке в единичных экземплярах и, как правило, относятся к специализированным средствам ограниченного назначения (национальная безопасность, обороноспособность);

3.Потребуется хранить огромные объемы данных, что, в свою очередь, потребует огромных расходов электроэнергии, установки мощнейших систем кондиционирования. В настоящий момент свободных площадей с энергетикой и системами охлаждения и кондиционирования в таком объеме в России не существует, - даже для реализации №242-ФЗ, предполагающего локализацию хранения персональных данных российских граждан существующих мощностей не достаточно;

4.Решения по массовому сбору информации не смогут проводить ее анализ, так как протоколы зашифрованной передачи (HTTPS) уже внедрены практически всеми организаторами распространения информации.

Таким образом, попытка реализации Концепции а) несет в себе скрытые риски утечки конфиденциальной информации, в том числе, информации, необходимой для проведения оперативно-разыскных мероприятий и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности российского государства, б) нанесёт огромный экономический ущерб, в том числе в результате замораживания программ по ликвидации «цифрового неравенства», в) нарушит международные обязательства Российской Федерации, г) станет непреодолимым препятствием для дальнейшего развития легального рынка цифрового контента, и самое важное – д) нарушит конституционные права российских граждан.

Мы выступаем против реализации предложенной РСП Концепции в какой-либо форме, поддерживаем рыночное регулирование цифровой сферы дистрибуции контента и просим Вас учесть нашу позицию при принятии решения по данному вопросу.

Директор по правовым

вопросам ООО «Мэйл.Ру» А.О. Мальгинов

Генеральный директор

ООО «ВКонтакте» Б.О. Добродеев

Вице-президент по корпоративным

отношениям ООО «ЯНДЕКС» М.В. Янина

Генеральный директор

«Рамблер Интернет Холдинг» А. Е. Соломенник

Генеральный директор

Национальной Федерации

Музыкальной Индустрии Л.В. Агронов

Генеральный директор

ОАО «ВымпелКом» М.В. Слободин

Директор НП «РАЭК»/

Некоммерческое партнёрство

«Ассоциация электронных коммуникаций» С.А. Плуготаренко

Председатель Наблюдательного совета

Ассоциации по стимулированию

оборота легального контента

в сети Интернет «Интернет-видео» О.Г. Румянцев

Комментарии:
Быстрый доступ