За цивилизованные партнерские отношения бизнеса, групп интересов, GR-сообщества с органами государственной власти

Олег Румянцев принял участие в заседании Рабочей группы при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции

16 марта состоялась встреча участников Рабочей группы Минэкономразвития России по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти. В повестку дня включен вопрос правового регулирования продвижения интересов в органах власти.

От GR-Лиги во встрече приняли участие и выступили в ходе обсуждения: президент О.Румянцев, , вице-президент А.Дегтярёв, член Совета И.Глушков. Присутствовавший на заседании М.Баширов (вице-президент GR-Лиги) выступил от Ассоциации Менеджеров России.

Президент GR-Лиги Олег Румянцев представил позицию специалистов по связям бизнеса с органами власти, в основе которой лежит концепция саморегулируемой организации (СРО) представителей интересов.

Попытки регулирования порядка продвижения интересов неоднократно предпринимаются уже в течение довольно продолжительного периода времени. Доработанный проект федерального закона, представленный в декабре 2014 г., содержит несколько важных новых положений, позволяющих говорить о том, что разработчики сделали шаг навстречу бизнесу.

Во-первых, ими предложено определение понятия «представления интересов».

Во-вторых, расширен перечень встреч, проведение которых не обязывает должных лиц представлять соответствующий отчет. К таким встречам предлагается отнести взаимодействия в рамках постоянных и временных совещательных органов, созданных торгово-промышленными палатами, объединениями работодателей, общероссийскими общественными организациями, саморегулируемыми организациями и международными организациями.

GR-Лига поддерживает данный законопроект с учетом некоторых дополнений. Несмотря на то, что законопроект направлен на регулирование деятельности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, он напрямую затрагивает и профессиональных лоббистов. Так, обязывая чиновников вести не внутриведомственную, а публичную отчетность о встречах с «представителями интересов», проектируемый федеральный закон создает условия для утечки конфиденциальной информации, что ставит перед бизнесом своеобразный дополнительный административный барьер и с большой долей вероятности может привести к потере конкурентных преимуществ.

В развитие положения о понятии представления интересов GR-Лига предлагает зафиксировать в законопроекте определение представителя интересов:«представитель интересов – лицо, уполномоченное общественным объединением, индивидуальным предпринимателем, коммерческой или некоммерческой организацией на представление их интересов в соответствии с гражданским и (или) трудовым законодательством Российской Федерации».

Встречи с профессиональными представителями интересов должны быть исключены из сферы отчетности должностных лиц. Это представляется своевременным и логичным шагом.

Профессиональное сообщество представителей интересов готово к введению дополнительного нормирования своей деятельности и внедрению профессиональных стандартов. Саморегулирование в данном случае является позитивной альтернативой государственному регулированию. Эта модель уже зарекомендовала себя в различных сферах (строительство, проектирование, аудиторская деятельность, деятельность арбитражных управляющих, оценка, медиация, рекламная деятельность, деятельность патентных поверенных и др.).

Из сферы обязательной отчетности предлагает исключить не все встречи с любыми уполномоченными представителями интересов, а лишь с теми из них, кто является членом специализированных СРО представителей интересов.

Отметим также, что мы допускаем членство в СРО представителей интересов как физических, так и юридических лиц. Однако наше предложение ни в коем случае не является попыткой предоставить бизнесу «лазейку». Важно подчеркнуть следующие ключевые тезисы:

  1. Компания не сможет войти в СРО, если ее деятельность не связана с представлением интересов.
  2. Работники такой организации не становятся членами СРО автоматически, и на них не распространяется исключение из общего правила о представлении отчетности.
Еще одним нашим предложением является отсутствие исключений из порядка представления государственными служащими отчетности о встречах с иностранными гражданами и лицами без гражданства. Конституция РФ (статья 33) говорит о праве граждан Российской Федерации на обращение. По своей природе данное право является правом политическим, и поэтому для лиц, не обладающих гражданством Российской Федерации, оно может быть ограничено в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Правовая основа саморегулирования заложена Федеральным законом от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Особенности правового положения саморегулируемых организаций могут устанавливаться федеральными законами (часть 2 статьи 1).

Важно отметить, что в последнее время в сфере саморегулируемых организаций широко обсуждается проблема обеспечения дополнительной имущественной ответственности. Эксперты поднимают вопросы, касающиеся воздействия инфляции на средства компенсационных фондов, невозможности их расходования и рисками их хранения на счетах в банках. Однако в сфере продвижения интересов обеспечение дополнительной имущественной ответственности членов перед потребителями оказываемых ими услуг в целом нецелесообразно ввиду того, что всегда существует возможность корректировки правовых актов по усмотрению законодателя – это является основой функционирования демократической системы принятия решений. Введение дополнительной имущественной ответственности представляет собой, фактически, ответственность представителей интересов за действия органов государственной власти.

Комментарии:
Быстрый доступ