Олег Румянцев о взаимодействии связей с общественностью и GR в интегрированных коммуникациях

Тезисы выступления на XIII Ежегодной международной конференции АКМР[1]

7 апреля 2016 г.

·Приветствую конференцию АКМР от имени коллег и союзников – Ассоциации специалистов по связям бизнеса и государства GR-Лига. Нас сближает общая цель – сотрудничество в сфере внешних коммуникаций, в представлении коммерческих интересов. Общим знаменателем и целью наших коммуникаций является наша нацеленность на соединение коммерческих интересов и общественного блага, общественной пользы.

·Новые вызовы для России и бизнеса в России подчеркивают особую роль коммуникаций – горизонтальных и вертикальных – в развитии добросовестной конкуренции и социальной ответственности бизнеса. Это вклад в развитие интерфейса взаимоотношений бизнеса и государства, внедрения всё больших элементов благоприятной среды для повышения нашей конкурентоспособности в непростое время.

·Говоря о связи «Отношения с органами государственной власти» - «Связи с общественностью» можно отметить, одновременно, задачи дифференциации и интеграции этих понятий и явлений.

·Есть некоторая искусственность в расхожей вузовской формуле «GR как часть PublicAffairs». Отношения тут не «часть-целое», а «пересечения-переплетения полей». Их, в некотором смысле,надо разделять. Возникает проблема дифференциации действий и услуг – разные целевые аудитории, разные доминирующие виды и векторы воздействия. PR любит шум, а GR– тишину. PRработает с целевыми аудиториями, а GR – штучно, с отдельными стейкхолдерами.

·Но когда возникает серьёзная задача, проработанная стратегия решения проблемы – появляется задача интеграциидействий и услуг. Современный тренд – это «Интегрированные Коммуникации». Пиар выступает тут как тактический инструментарий для проведения лоббистских кампаний, важное дополнение и приложение GR-стратегии. [Приведу относительно недавней «антипиратской” кампании 2011-2014 гг., в которой агентство «Румянцев и партнёры» играло заметную роль]. Вот почему в жизни серьёзного бизнеса практикуется агрегированное (и междисциплинарное) сосуществование двух направлений и подразделений.

·Отличия и общее хорошо бы формализовать. И тут нам поможет описание компетенций через профессиональные стандарты. В настоящее время в Ассоциации специалистов по связям бизнеса и государства «GR-Лига» идёт активная подготовка профессионального стандарта представителей коммерческих интересов (лоббистов). Мы завершили формирование функциональной карты GR-деятельности, где прописали общие (базовые) функции – трудовые функции – профессиональные навыки (умения), компетенции, способности. В скором времени наш проект профстандарта будет обнародован и на нашем сайте, ина сайте Минтруда. Учитывая, что одновременно разрабатывается профстандарт специалиста по связям с общественностью, – это тема для нашего сотрудничества.

·Узел отношений между бизнесом и властью сам по себе вовсе не развяжется после принятия некоего “закона о лоббизме”. Относительно частная задача форсированного (как кому-то хочется) формирования рынка лоббистских услуг через ФЗ о лоббизме чревата рисками. Здесь и возможная монополизация рынка этих услуг, и потенциальный источник новых административных барьеров, и уход представителей интересов в тень. Вот почему профстандарт, а не федеральный закон о лоббизме, представляется нам как вполне достаточный элемент государственного регулирования сферы коммуникаций бизнеса и власти.

·Мы сторонники мягкой модели регулирования и развития сферы GR. Суть стратегии развития категории представления интересов и регулирования их деятельности, по моему убеждению, – в реализации духа и буквы нашей Конституции Российской Федерации: принципов участия в управлении, представления интересов, права на обращение в органы власти, права на коммуникацию. Обращение к Конституции – наша общая постоянная гражданская задача. В противном случае, жить будем «как всегда».

·Отсюда мы сами должны уделять больше внимание саморегулированию этой сферы. Отрасль продвижения интересов активно развивается и структурируется. Создаются объединения лиц, являющихся специалистами по связям бизнеса с органами государственной власти, руководствующимися высокими этическими стандартами, в том числе в части предотвращения конфликта интересов и в области противодействия коррупции. Перспективной может стать задача формированию профильных объединений специалистов по связям бизнеса с органами государственной власти, представителей коммерческих интересов, специалистов по коммуникациям.

·Тогда этот тренд может получить законодательное оформление: в виде ФЗ о СРО представителей интересов, с особенностями такого саморегулирования и обязательными делегированием национальному объединению подобных СРО определенных полномочий (например – ведение Реестра представителей коммерческих интересов или специалистов по интегрированным коммуникациям). Реестр поначалу – пилотно – мог бы быть добровольной инициативой нашего сообщества. Но его появлению должна предшествовать широкая профессиональная дискуссия – к которой я приглашаю всех заинтересованных лиц!


[1] Ассоциация директоров по коммуникациям и профессиональных менеджеров России

Комментарии:
Быстрый доступ