ФИЛЬМ "ВИКИНГ": ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

О чём подумалось после просмотра большого отечественного фильма в первый день 2017-го

То, что выйдет именно большое кино было ясно загодя. Лучшие продюсерские и дистрибуторские силы, беспрецедентное финансирование и рекламный бюджет. Выполнен большой политический заказ, но также – и заказ общественный (финал Года российского кино). Всё это определило набор плюсов и минусов, наблюдениями о которых делюсь.

К плюсам отнесу то, что фильм не оставляет равнодушным, даёт возможность подумать об обще-актуальном в нашей истории - что IX, что XXI века: о соотношении народа и правителя, нации и окружения, традиций и нового, естественного и искусственно привнесённого.

Главный посыл/мессадж фильма современному зрителю. Большая страна-цивилизация Россия, и её правители по ествственному праву использует соседние цивилизационные блоки (нордический народ язычников-викингов; восточный народ печенегов, позже - ордынцев; а также исторически общественно развившихся много ранее в более благоприятном климате южных соседей - в данном случае византийцев), выстраивая ситуационные альянсы или встраиваясь в стратегические в своих частных либо племенных и даже государственных интересах.

Политтехнология рулила всегда. Решение Князя Владимира о крещении выглядит именно как прикладная полит-технологическая задача собственной самореализации, закрепления личной власти, и лишь во вторую очередь как желание просвещения Руси, результат прозрения, уверования в воскреcение и единобожие под влиянием общения с бывшей супругой князя Ярополка, гречанкой Ириной (неожиданная С.Ходченкова) и отцом Анастасом.

Политически актуальный фильм напоминает о роли Крыма и Херсонеса Таврического (Севастополя) в истории Руси Изначальной как города где крестили Князя Владимира. И Востоку и Западу будет полезно узнать об этом, хотя имя его старательно называют на древне-русский манер как Корсунь. Что не мешает “забыть” древне-русское название “варяги”, заменив его на скандинавское “викинги”...

Князь Владимир показан без сусальной клюквы и прочих монументальных прикрас. С одной стороны, братоубийца, жесткосердный насильник по отношению к семье правителя подчинённого им руками наемников-скандинавов Полоцка, куда герой пришёл изначально... свататься. Смягчающее обстоятельство в виде варяжского "спецнапитка" с мухоморами в качестве такового, увы, не воспринимается. С другой – человек, заключивший стратегический союз с Ромеями-Византийцами, заложивший основу нашей цивилизационной общности на века вперёд. Кому же поставлен недавно памятник на Боровицком холме? Политически мотивированной святости? жестокому герою? крестителю и просветителю Руси? победителю непокорного язычества?

О последнем упомяну отдельно. В ходе просмотра фильма на ум не раз приходило сравнение с венгерским фильмом "Король Иштван" режиссёра Роберта Колтаи середины 1980-х, снявшего на плёнку в Будайской крепости одноимённу рок-оперу группы "Фонограф/Иллеш" талантливого творечского дуэта Сёреньи – Броди. (В 1985 году я с удовольствием представлял это неожиданное тогда для нас произведение в неформальном киноклубе ИЭМСС АН СССР). У венгров в центре также противостояние местного крестителя (святого для обеих частей христианского мира), рефлексирующего и мятущегося Короля Иштвана с харизматичным лидером язычников, родственником, сильным вождем Коппанем. Там в те же годы и таким же манером победили язычников с помощью наёмников и при очевидном вмешательстве Рима и Византии. Но у венгров драматическое противостояние выглядело в фильме честнее по отношению к традициям народа. Язычники, читай весь народ, не были ёрнически и неуважительно показаны какими-то фанатиками и чуть ли не полу-уродами (см волхвов в “Викинге”). Кино венгерских мастеров рождало уважение и даже симпатии к предшествующей системе верований и уклада, заставляло искать рациональные объяснения потребности в революционной ломке веры и социального регулятора жизни большинства.

Здесь же этого не произошло и подобная не-толерантность к традициям ветхой Руси - один из ключевых недостатков просмотренного кино-произведения.

Ещё один, но уже чисто вкусовой, минус - ощущение "экспортности" выбранного изобразительного языка. Словно бы фильм готовили изначально не столько к внутреннему показу, сколько внешнему, экспортному. Подлаживая нарочито "грязно-глянцевый" киноряд и киноязык к восприятию грядущими конкурсными жюри на мейнстримовых фестивалях.

Эта же отсылка к менйстримовым вкусам просматривается в избыточности жестокостей, крови, насилия, чрезмерно-естественных в ткани фильма. Опять же - потакание доминирующему тренду кино новейшего времени, приучающему зрителя смотреть то, от чего вскипают кровь и мозг. Зритель, с исполосованными "чернухой" нервами уже вряд ли сможет высидеть наши камерно-гениальные "Пять вечеров” или фильмы Вуди Аллена. Я не знаю – откуда растут ноги этого отвратительного тренда, чреватого продолжением одичания массового сознания, и ковровыми потерями среди подрастающих поколений. А им, подрастающим, ещё и предложена версия "12+" нашего фильма. То есть в ней оставлены только титры, что-ли?..

Главный герой в исполнении Данилы Козловского, на мой взгляд, не вполне убедителен. Внешность вполне подходит под сформированные лекала восприятия облика Крестителя. Но и только. Говорят, хотел играть Сергей Безруков. Жаль, что выбор пал не на него, вот где была бы интересна внутренняя работа.

К безусловным удачам фильма отнесу музыку Игоря Матвиенко и работу звукорежиссуры. Гениально, нет других слов.

Велик был труд успешной и слаженной команды продюсеров Анатолия Максимова. Фильм получился своевременным, мощно и современно, в целом - мастерски сделанным. Отечественный кинодистрибютор «Централ Партнершип» (П.Степанов), судя по всему, сумел успешно договориться с другими игроками рынка (кто-то и сам расступился из уважения) об оптимальных условиях кинопремьеры в Новогодние праздники. «Викинг» только за 1 января сделал выручку в 142 млн руб. В условиях дикого рынка было бы иначе, а так – мы видим становление цивилизованного рынка с элементами саморегулирования в нём, хотя и под пристальным взором госрегулятора. Это по-любому лучше нежели "принуждение к просмотру" царской премьеры путём устранения конкуренции. Большое отечественное кино может и должно крепчать без искусственной катапульты.

ОР

3 января 2017 года

Комментарии:
Быстрый доступ