Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ В.Н. Плигин поддержал идею создания Совета по конституционному законодательству

18 апреля 2008 года в 12.00 часов в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет - интервью Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания по конституционному законодательству и государственному строительству Российской Федерации Плигина Владимира Николаевича.

Тема интервью: "О приоритетных направлениях законодательной деятельности Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству на 2008 год: тенденции и перспективы".

В ходе интерернет-интервью В.Н. Плигин ответил на вопрос Исполнительного директора Фонда конституционных реформ, заместителя главного редактора Журнала конституционного правосудия С.Н. Станских:

Ведущая: Следующий вопрос от Станских Станислава Николаевича. Уважаемый Владимир Николаевич! Как вы относитесь к идее создания Научно-консультативного совета по конституционному законодательству или специального экспертного учреждения при Комитете или при Председателе Государственной Думы. Например, недавно созданный Совет по местному самоуправлению при Председателе ГД РФ уже показал свою результативность.


Плигин В.Н.:  Я знаком с автором этого вопроса. Вместе с бывшим депутатом  Государственной Думы, очень известным конституционалистом Румянцевым Олегом Германовичем они делают важнейшую работу. В настоящее время они издают собрание стенограмм Конституционной комиссии. Это серьезная историческая вещь. Я понимаю, что действительно надо думать над тем, чтобы находить способ формирования какого-то Совета по конституционному законодательству или специального Экспертного совета. Мы, действительно, недооцениваем этих вещей, связанных с государственной структурой. Т.е. с балансом власти внутри государственной структуры. И этот баланс власти каждый раз заслуживает обсуждения. Допустим, баланс парламентской и президентской республики, баланс формирования институтов полупрезидентской республики, если мы говорим о РФ в настоящее время. Все эти балансы требуют изучения. И в данной ситуации, конечно же, ту идею, которая заложена в вопросе Станислава Николаевича, поддерживаю. Другой вопрос, в какой организационной форме это должно быть?  Этот вопрос еще требует обсуждения, но идея заслуживает поддержки.


Позиция В.Н. Плигина по ключевым вопросам государственного строительства

Плигин В.Н.: Но если позволите, я выделю еще один принципиальнейший вопрос, который относится к ведению Государственной Думы, к ведению нашего Комитета. В РФ в соответствии с Конституцией РФ сформированы все высшие органы власти РФ. Эти  вопросы решены в соответствии с действующей Конституцией. Состоялись президентские выборы. Многие и многие и в позитивном, и в негативном ключе ранее призывали к изменению Конституции. Конституция осталась в ее неизменном виде. Сформирован институт президентства, сформирован Парламент РФ. Политическая конституционная правовая машина сделала важнейшее фундаментальное движение, которое свидетельствует о том, что мы формируем принципы правового государства. И вот то, что не случилось в предыдущее время, то, что Конституция не была изменена в предыдущем политическом цикле - фундаментальнейшая вещь, историческое значение которой, естественно, совершенно может быть понято уже по прошествии многого и многого времени после этого события.
 

Ведущая: По этому поводу поступило достаточно большое количество вопросов, и все они были направлены на различные аспекты возможности изменения Конституции РФ. Насколько мы понимаем, что никоим образом не стоит вносить каких-либо изменений в  Конституцию.


Плигин В.Н.: В предыдущем политическом цикле - да. Не должны были вноситься никакие изменения,  таким образом нужно было продемонстрировать устойчивость и Конституции РФ, и политической системы, особенно ее устойчивость по фундаментальнейшим вещам. Поэтому я в настоящее время считаю, что фундаментальнейшие вещи, касающиеся  основ российского государственного конституционного строя, основных прав и гарантий граждан РФ, вещи касающиеся порядка внесения изменений в Конституцию не должны меняться. Это главы 1, 2, 9 Конституции РФ. В то же время теоретически я бы ставил вопрос о внесении ряда изменений в Конституцию РФ. В профессиональном плане так думаю не только я, но и  многие другие участники политического процесса, об этом говорил, кстати, Председатель Совета Федерации РФ Сергей Михайлович Миронов. В частности, это касается сроков полномочий действия различных органов власти, срок президентских полномочий, действия Государственной Думы, слишком четкого постоянного совпадения избирательных кампаний: сначала это парламентская избирательная кампания, затем президентская избирательная кампания. Поэтому это было бы не фундаментальное изменение Конституции, а совершенствование деятельности государственного института, поскольку я действительно считаю, что калька, четырехлетняя калька, которая в настоящее время содержится для деятельности того и другого государственного института: Парламента и Президента, в целом ряде случаев носит неоправданный характер. Сейчас очень хорошо заметно, что часть государственной машины, в частности, исполнительная власть, как бы находится в подвешенном состоянии, затем она будет сформирована и у нее займет какое-то время вхождение в свою деятельность, а вхождение занимает достаточно часто большие периоды времени, до года. Затем примерно накануне выборов, за полтора года выборов начнется рассуждение о своих будущих местах. То есть опять появляются элементы неустойчивости. Поэтому, может быть, нам нужно увеличить сроки полномочий. Допустим, мы выходим на пятилетние сроки полномочий, я здесь не определяю конкретные вещи, я говорю о тенденции - это первое. А второе, что исключительно важно,  нам необходимо будет доработать систему гарантий для участников исполнительной власти. И в этом плане изменить закон "О государственной службе", делающий эти институты устойчивыми, то есть воспользоваться тем опытом, который есть в других странах.

Комментарии:
Быстрый доступ