В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

Интервью О.Г.Румянцева газете "Новые Известия" к 13-летию Конституции РФ (12 декабря 2006 года). Полный текст, до сокращения редакцией

Судьба Конституции: от «родовой травмы» к стабильному строю

Один из авторов проекта Основного закона России Олег Румянцев: «Уважать себя в конституционном строе - задача каждого гражданина".

Юрий Зайнашев

Сегодня - 13-й День Конституции РФ. Автор знаменитого «румянцевского проекта», послужившего одним из двух основных источников для ныне действующего Основного закона, бывший ответственный секретарь Конституционной комиссии Олег Румянцев. Однако политические плоды той эпохи его не во всем устраивают – г-н Румянцев призывает со временем поправить Основной закон.

- Когда праздновалось 10-летие Конституции, вы, Олег Германович, предлагали и Конституцию пересмотреть, и, одновременно, стабильность в государстве сохранить. Как решить обе задачи сразу?

- Не совсем так. Хорошо помню что я сказал в 2003 году. Несмотря на то что я последовательный критик авторитарной формы и практики правления, я убежден: нам придется примерно еще лет десять жить по ней. Сегодня управляемая демократия в какой-то мере закономерны , государство должно перевести дух и окрепнуть. Но когда в стране появится движущая сила общества - средний класс, начнется новое осознание: а насколько мешает или не мешает такая форма правления развитию страны. Как и три года назад, я пока считаю нецелесообразным внесение изменений сегодня. Пересмотр Конституции в условиях нашего уровня правового сознания может вызвать нежелательные последствия. Слишком радикальная перемена может привести к отторжению. Равно как и следование «туркменской» модели – усиление государственного патернализма, хотя сегодня сплошь и рядом нам доказывают что это-мол и есть наша традиция. Речь может идти лишь о совершенствовании механизмов, заложенных в нынешней Конституции.

Как очень верно заметил недавно председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, в прошлом – руководитель группы экспертов нашей комиссии, необходимо научиться жить по действующей Конституции. Конституция закрепила новый строй, но она во многом еще остается обещанием, а не документом реального действия.

Соединенные Штаты (хотя их сегодня всуе упоминать не модно), напомню, жили без поправок всего четыре года после принятия своей конституции. Затем пошла первая группа поправок, значение которых сопоставимо с основным текстом. У нас же где-то к «совершеннолетию» нашей Конституции, то есть после 2010 года, возможно, придет время несколько скорректировать заложенные в Конституции механизмы.

- И что бы вы тогда поправили?

- В первую очередь, системи властеотношений. Сегодня эта система не сбалансирована. Стоит вспомнить, что в 1992-93 годах Конституция, благодаря поправкам, внесенным Съездом народных депутатов, делала некоторый крен в пользу полномочий парламента, это логично вытекало из предыстории системы советов. А нынешняя, Конституция, наоборот, сохраняет крен в пользу полномочий президента. Мне до сих пор представляется более оптимальной модель в нашем варианте - «на три четверти президентская республика» - где и были и сильный президент, и сильный парламент, и механизмы содержательного взаимодействия между ними, нежели «супер-президентская» модель. В сдержках и противовесах и участии в выработке политики и есть суть народовластия – оно ведь шире чем просто участие в выборах и, затем, безмолвие в течении избирательного цикла.

Сейчас кое-кто предлагает обойти проблему «третьего срока» таким образом – набрать в следующем году абсолютное конституционное большинство в парламенте и путем изменений в Конституцию превратить президента скорее в символическую фигуру, а реальную власть отдать канцлеру, т.е. премьер-министру, опирающемуся на парламентское большинство. Такой подход - пример политтехнологического мышления. Что опасно для правовой стабильности, т.к. перекраивает властеотношения под конкретное лицо. Это уже было осенью 1993 года.

- Говорят, что одним из вариантов «третьего срока» может стать появление поста президента Союза России и Белоруссии. По-вашему, нынешний Основной закон это позволяет?

- Союзные отношения, по большому счету, остаются за скобками нынешней Конституции. Статьи 79 явно мало. Россия уже состоит в союзе с Белоруссией, и могла бы со временем войти в союзные отношения и с Казахстаном. В то же время в Конституция не дает простора для того, чтобы Россия не только создавала с другими государствами союзные органы и делегировала им часть своих суверенных полномочий, но чтобы союзный уровень власти был признаваем самым большим участником союза. . Мне думается, что эти положения было бы очень важно внести в Конституцию отдельным, третьим разделом. (Пример: Конституция Франции, раздел XIV. Соглашения об объединении и XV. О Европейских сообществах и Европейском союзе») Если туда войдут Союзный Договор и существенно расширенная нынешняя статья 79 о статусе союзных отношений, мы не будем иметь столь незавидного положения, в каком вот уже 10 лет находится союз с Белоруссией, в разработке договора о котором мне довелось активно участвовать.

- По вашему замыслу, растущий средний класс сам, снизу потребует пересмотра Основного закона. А насколько успешно вообще развивается средний класс?

- Это как раз и было ядром наших споров в 1992-93 годах, когда мы противились чрезмерному усилению неконтролируемой по-сути, никем власти президента. Мы хотели не допустить ситуации, когда общество превращается в свидетеля, в пассивного зрителя того, что делает верховная власть. Когда же все это воспринимается как некий «романтизм» начала 90-х годов, целый пласт гражданской активности уходит куда-то в сторону, в бок от открытых форм, и возникает искушение для власти манипулировать гражданскими инициативами, партийным строительством, предписаниями для гражданской самодеятельности…

- Сейчас ваш проект уже несколько подзабыли. Каким в те годы виделся вам баланс в будущей России между президентом и парламентом?..

- Были тщательно прописаны механизмы парламентского и судебного контроля. Издание указов и распоряжений президента строго в рамках закона. Назначение с согласия парламента не только премьера, но и ключевых министров. Право парламента на смещение члена правительства по специальной процедуре. Невозможность «третьего срока» (даже ради благих намерений). Институт Госсовета как конституционного органа, а не почти неформального дублера Совета Федерации. Реально осуществимый импичмент, т.е. персональная ответственность главы государства. В целом, возможность и обязанность ветвей власти активно взаимодействовать на «части соседней территории», а не выкручивать руки друг другу.

Многие идеи сегодняшней «Единой России» о наделении парламента большими контрольными полномочиями весьма подробно обсуждались и разрабатывались в Конституционной комиссии в далекие 1990-1993 годы.

- А эти документы доступны политикам и исследователям?

Хороший вопрос. Участникам работы над проектом Конституции достоверно известно, что окончательный текст действующей Конституции РФ стал результатом переработки и синтеза положений проекта Конституционной комиссии РФ и проекта, предложенного весной 1993 года Президентом Б.Н.Ельциным. Вот почему в этом году многочисленная группа участников разработки проекта Конституции РФ в 1990-1993 гг обратилась к Президенту Путину с инициативным предложением поддержать издательский проект "История создания Конституции Российской Федерации". Его цель - сбор, обобщение, сохранение и изучение документов и материалов, связанных с проведением первого этапа конституционной реформы России в 1990-93 гг. Инициаторы обращения исходят из особой государственной значимости глубокого и всестороннего изучения истории создания Конституции РФ, развития, тем самым, конституционного правосознания граждан России

Завершающая стадия проекта сознательно выносится за рамки избирательных кампаний 2007-2008 годов: собственно издание материалов предлагается осуществить к 15-летию Конституции, в конце 2008 года. Как нам представляется, работу по подготовке издания следует начать уже сейчас.

Исследовательский и издательский почин был положен в 1995-1996 годах выпуском в 20-ти томах материалов конституционного совещания, работавшего 29 апреля – 10 ноября 1993 года. По мнению инициаторов обращения, участников как Конституционной комиссии, так и Конституционного совещания, собранные в ходе предлагаемого проекта документы должны быть опубликованы в сопоставимом формате. Это восполнит остающиеся сегодня пробелы в истории создания Конституции

- Почему общество равнодушно отнеслось к тому, что День Конституции - больше не праздник, и присоединен к будням?

- Общество равнодушно, ибо отношение к Конституции как к таковой весьма и весьма прохладное. Я вижу причину этого в той родовой травме, которая была ей нанесена в сентябре-октябре 1993 года. До сих пор не преодолен тот раскол в обществе, который произошел той осенью, очень важный, имеющий своей предысторией крушение Советского Союза и некоторые иные шоковые действия исполнительной власти. То, как родилась Конституция в декабре 1993 года, конечно, накладывает свой отпечаток на смутно ощущаемое, но не высказываемое вслух. Но, повторяю, нам надо научиться жить по этой Конституции, применять ее активно и думать о развитии конституционного строя.

Уважать себя в конституционном строе - задача каждого гражданина.

Комментарии:
Быстрый доступ