В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

Новая Конституция встанет преградой на пути хаоса. "Российская газета", 28 сентября 1991 г.

Российская газета, 28 сентября 1991 г.

Предстоит обсудить депутатам


НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ ВСТАНЕТ ПРЕГРАДОЙ НА ПУТИ ХАОСА

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные историческом судьбою и жизнью на этой земле, чтя память своих предков, сохранивших и пе­редавших нам светлую веру в добро и справедливость, исходя из высокой ответст­венности перед нынешним и будущими поколениями на­ших соотечественников, со­знавая себя частью мирового сообщества, исполненные ре­шимости утвердить свобо­ду, права человека и до­стойную жизнь в нашей стране, обеспечить граждан­ский мир и национальное со­гласие, возродить общество и сделать незыблемой демо­кратическую государствен­ность Российской Федера­ции, — принимаем настоя­щую Конституцию и про­возглашаем ее Основным За­коном нашего общества и го­сударства».

Преамбула проекта новой Конституции Российской Фе­дерации.

Наш собеседник — Олег Германович РУМЯНЦЕВ, на­родный депутат РСФСР, се­кретарь Конституционной ко­миссии. В ближайшее время России предстоит историче­ское событие: принятие Кон­ституции Российской Феде­рации. Историческое в прямом смысле слова, а не в том расхожем коммунистическо-пропагандистском, когда все проводимое партией объяв­лялось эпохальным. В нашем случае мы не злоупотребля­ем высокими словами. Про­сто констатируем: Россия на пороге великих перемен.

- Олег Германович, изве­стно, что по решению перво­го Съезда народных депута­тов РСФСР проект новой Конституции должен быть давно подготовлен. Но вот на исходе 1991 год, а россия­не так и не смогли познако­миться с проектом Основно­го Закона?

- Давайте для начала рас­ставим все точки над i. Пре­жде всего: концепция проек­та была представлена второ­му пленарному заседанию комиссии и опубликована в конце августа прошлого го­да. 12 октября проект был принят за рабочую основу и после доработки, ровно через месяц, опубликованв«Российской газете», «Аргументах и фактах». Общий тираж пу­бликации — невиданный, по­чти 40 миллионов экземпля­ров. Именно этот вариант и послужил в качестве исход­ного для дальнейшей работы. Стоит вспомнить о той раз­вернувшейся кампании трав­ли проекта в партийных средствах массовой инфор­мации. Каких только ярлы­ков не навешивали: «анти­народная», «антисоциали­стическая», «конституция во­ров и грабителей», «проект похоронной команды социа­лизма» и так далее, в том же духе.

Позже другими группами были предложены альтерна­тивные проекты. Поэтому в январе — феврале 1991 года шла большая работа по сбли­жению статей основного ва­рианта с альтернативными, учитывались принятые по­правки к действующей Кон­ституции, многочисленные предложения комитетов и ко­миссий ВерховногоСовета РСФСР, местных Советов народных депутатов и граж­дан республики. 21 февраля мы сдали компромиссный вариант. Как любой компро­миссный документ, он имел серьезные огрехи. Жизнь все расставила по своим ме­стам. Апогеем травли нашего проекта можно назвать ан­тиконституционный перево­рот, который и политически, и идейно похоронил главных зачинщиков борьбы против демократического строя.

В итоге мы вернулись к нашей прежней концепции. Естественно, что провели серьезную работу по юриди­ческой шлифовке текста, до­бавили ряд новых положе­ний, вызванных возникаю­щим сегодня дисбалансом между исполнительной, зако­нодательной и судебной вла­стями.

- Многим известно, что законопроект одобрен Пре­зидиумом Верховного Сове­та и Конституционной ко­миссией. Сейчас он рассматривается в комитетах и ко­миссиях. Когда предполага­ется вынесение проекта на обсуждение Верховного Со­вета?

- До 1 октября мы должны собрать все замечания и предложения от комитетов и комиссий, чтобы на следующий день провести пленарное заседание Конституционной комиссии, на котором все и рассмотрим. Затем 4 октября, самое позднее 11-12 октяб­ря, Верховный Совет РСФСР рассмотрит проект в целом. Далее он будет вновь дорабатываться, учитывая вы­сказанное на Верховном Со­вете, чтобы представить его уже Съезду народных депутатов, открытие которого намечено на 28 октября. Наде­емся, что и на съезде законопроект будет заинтересо­ванно обсуждаться. Однако вряд ли разумно, чтобы новая Конституция принималась на съезде. Пойдет масса предложений, замечаний.

В данной ситуации редакционной комиссий придется ра­ботать по ночам. Иные пред­ложенияпринимать,другие отклонять. В этой спешке мо­жет случитьсявсякое, и про­ект просто потеряет свою це­лостность истройность.По­этомурабочаягруппа реко­мендуетдепутатамвыска­зать свои замечания. Комис­сияихучтетприоконча­тельной доводкетекста. По­сле съезда, скорее всего, Пре­зидент РСФСР должен выне­стиокончательныйвариант навсероссийскийреферен­дум для его утверждения на­родом. А провести его одно­временносвыборамиглав администрации - 24ноября

- Вы с таким оптимизмом называете даты, сроки про­хождения проекта Консти­туции. Не боитесь, что на Верховном Совете, а тем бо­лее на Съезде народных де­путатов он будет разбит?

- Я считаю, что большин­ство депутатов сейчас трезво оцениваютпроисходящие события. Многие ранее кри­тиковавшие наш проект приходят и говорят: «Да, сейчас нужна эта Конститу­ция». Выражают готовность помочь в работе. На этом ос­новывается наш оптимизм. Но тревога за судьбу Консти­туции остается. Иным депу татам мешает непомерное самомнение, и они с удоволь­ствием пинают не ими сде­ланный документ. Другие сменили тактику: от идеоло­гической борьбы перешли к попыткам сорвать принятие Конституции в угоду взры­воопасному и политически авантюрному Федеративному договору.

- Пока мы говорим о тех­нической стороне дела. Но всех россиян волнует, навер­ное, один вопрос: кикой бу­дет республика после приня­тия новой Конституции?

- В разделе первом «Осно­вы Конституционного строя Российской Федерации» ста­тья первая о государствен­ном суверенитете начинается таким определением: «Рос­сийская Федерация — суве­ренное,демократическое, правовое и социальное госу­дарство исторически объеди­нившихся в нем народов». Конституцияпревращает РФСР в действительно сов­ременное и сбалансированное государство, гармонизируя всю систему внутригосудар­ственных отношений. Преж­де всего - через четкое раз­деление полномочий между Российской Федерацией в целом и ее составными ча­стями. Мы убеждены: полно­кровная Федерация сильна своими полнокровными, пол­новесными и равноправными частями. Новая Конституция ставит преграду на пути ха­осаидезинтеграции,войны законов и юрисдикции. Четвертый раздел проекта вносит серьезные изменения и в территориальную орга­низацию России. Сегодня по существу Россия - федерация только по названию. Консти­туция предполагает осущест­вить это на деле. Наше госу­дарство будет состоять из территорий - республик и зе­мель, которые будут иметь одинаковый конституцион­но-правовой статус. Предпо­лагается, что нынешние края, области, автономные области и округа сгруппиру­ются между собой на основе экономико-географических признаков и связей и образу­ют земли, которые станут мощными территориальны­ми общностями.

- Вы вводите новую тер­риториальную единицу? По­ясните, что это — земля?

- Естественный, навер­ное, вопрос для всех, кто бу­дет знакомиться с проектом. Мы предполагаем Конститу­цией начать, даже, вернее, усилить ряд уже идущих ре­форм. В том числе и рефор­му административно-терри­ториального деления. В день вступления Конституции су­веренные республики в со­ставе нынешней РСФСР при­обретают статус республик Российской Федерации. Об­ласти, края, автономные об­ласти и края в установлен­ном порядке объединяются и образуют земли. Закон о по­рядке образования земель предполагается принять спу­стя годпослевступления Конституции в силу. Но об­разованы они должны быть до 1993 года.

Зачем эти преобразования? Сегодня в России 86 частей. Это малоуправляемый кон­гломерат различных по ста­тусу административных еди­ниц. Мы собираемся сделать важнейший шаг на пути к территориальному делению республики. Бояться этого не следует. Пусть бывшие на­циональные автономии не ду­мают о якобы ущемлении их прав, полномочий. Скорее, это приведет к повышению статуса собственно россий­ских территорий. Хорошим примером такой будущей земли является ассоциация центральных областей РСФСР. По своему статусу земля будет равна республи­ке. То есть у нее будет за­конодательное собрание, бу­дет высшее должностное ли­цо, выбираемое непосредст­венно населением. Прави­тельство с его главой и ответ­ственное перед законодатель­ным собранием. И высший суд данной земли. Все атрибуты власти, которые имеются в республиках. Каждая такая единица будет иметь свою Конституцию, не противоре­чащую Основному Закону всей Российской Федерации. Как пойдет образование та­ких регионов? Все зависит от нас. Сейчас уже имеется во­семь региональных ассоциа­ций. Теперь необходимо ре­шить правовые и организа­ционные вопросы. А пере­ходный период составит три с половиной года. Замечу, что мы изучили и внедряем ми­ровой опыт действующего федерализма.

Не возникнет ли при та­ких новых образованиях но­вая война законов?

—Исключено. В отличие от ныне действующей Кон­ституции данный проект пре­дусматривает полное разгра­ничение прав и обязанностей трех этажей: Федерации, ее субъектов, местного самоуп­равления. Четко говорится: кто и что может на этих эта­жах по вертикали. Кроме то­го, авторы проекта исходили из разделения государствен­ной власти по горизонтали на три самостоятельные вет­ви — законодательную, ис­полнительную и судебную. Они взаимодействуют, конт­ролируют и уравновешивают друг друга.

В таком случае какой же будет будущая Российская Федерация — президентская республика или парламент­ская?

—Авторы проекта сочли целесообразным избежать крайностей в построении го­сударственного аппарата. В наших конкретных условиях, вероятно, сохранятся про­должительное время элемен­ты этих двух наиболее рас­пространенных систем. Наш проект предлагает вариант, сочетающий сильный выбор­ный парламент — Верховный Совет Российской Федера­ции, избираемый народом, сильный Президент и систе­ма сильных судов.

Президент руководит на­значенным им правительст­вом, которое одновременно находится под постоянным контролем парламента. В си­стему федеральной исполни­тельной власти входят четы­ре блока: Государственный совет, Совет безопасности, Совет Министров и служба Президента. Парламент дает согласие на назначение выс­ших чиновников, может от­странять их от должности в случае умышленного нару­шения ими законов и Кон­ституции Российской Феде­рации. Кроме того, парла­мент выделяет средства из государственной казны на со­держание исполнительной власти, вправе затребовать любую информацию и отчет о деятельности и расходова­нии средств. Подобное соче­тание позволит преодолеть переживаемый страной кри­зис и с честью выйти из пе­реходного периода.

В нашей беседе мы за­тронули, наверное, не более десятой части того, что зало­жено в проект новой Консти­туции. Поэтому мы вправе рассчитывать на то, чтобы в дальнейшем на страницах нашей газеты шел заинтере­сованный разговор об осо­бенностях Основного Закона?

—Несомненно. Ведь при­нятие Конституции не озна­чает сразу же коренное изме­нение всей жизни россиян. Не случайно оговариваются переходный период, время, потребующееся для станов­ления новой государственной власти, а главное — новых норм в самом обществе. И роль средств массовой ин­формации в разъяснении всех особенностей новой Консти­туции Российской Федера­ции особенно важна. Надо, чтобы что-то прояснилось в умах самих россиян. Тогда появится надежда, что мы пишем не утопический ро­ман.

Александр ЛИНЬКОВ.

Комментарии:
Быстрый доступ