В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

Как при выборе римского папы (Российская газета от 15 дек. 1992 г.)

Олег РУМЯНЦЕВ, ответственный секретарь Конституционной комиссии России, высказывает свое мнение о принятом на VII Съезде согласительном Постановлении:
— Лично я при голосовании воздержался. У меня непростое отношение к этому документу. В нем, на мой взгляд, много положительных моментов, но немало и минусов. Я понимаю, что необходимо было выиграть время и как можно скорее достичь компромисса. На Съезде все устали от неопределенности, от борьбы, от ожидания. Документ привлекает четким определением стратегии выхода из глубочайшего государственного кризиса России.
Первый этап этого процесса — подготовка к референдуму 11 апреля; определение основных положений конституционного строя, выносимых на референдум; обозначенная ясность с главой правительства; временная приостановка действия поправок, внесенных Съездом в Конституцию...
Второй этап предполагает сразу после принятия на референдуме основ нового конституционного строя подготовку к принятию новой Конституции и дальнейшему переизбранию властей всех уровней.
Положительным моментом можно считать и то, что до 11 апреля Россия лишена каких-либо возможных перевыборов, разгонов, учредительных собраний... Но немало у принятого документа и негатива. Первая червоточинка — он принят с нарушением процедуры. Надо было вначале вернуться к проголосованным уже решениям и отменить их соответственным большинством. То, как документ был принят на Съезде, дает основание непримиримой оппозиции оспаривать его правовую силу. И, надо сказать, в чем-то они будут правы.
С неспокойным сердцем читаю и о том, что Федеративный договор подлежит включению в новую российскую Конституцию. Не содержание, не дух Федеративного договора, а весь договор, хотя он пока далек от совершенства. Во-первых, это
был своеобразный Брестский мир, временно спасавший Российскую Федерацию. Во-вторых, он делит субъекты федерации на неравноправных участников договора, вводит эдакую сортность. Скажем, первый сорт — республики, второй — автономии, третий — края и области, четвертый — города. Такая сортность никогда не даст нам возможности прийти к равноправному территориальному государству, территориальной федерации. В-третьих, договор дает национальным образованиям столь большие полномочия, что фактически превращает Россию в конфедерацию.
И все же следует отметить главное — Постановление определяет четкую стратегию конституционных реформ в стране. Безусловно, их успех возможен только в том случае, если возникнет баланс политических сил, согласие между оппозицией и правящими силами вокруг идеи предложенного референдума. В противном случае он будет провален как неявкой избирателей, так и вставленными альтернативными вопросами, которые подразумевают «перестрелку белых с красными». Сегодня мы все должны осознать: если референдум будет провален, то вместе с ним провалятся и конституционные реформы России.
Конечно, возникает вопрос: где гарантии того, что это Постановление не окажется временным? Ответ вижу в одном — мы на Съезде не должны расходиться, пока не согласимся с действенностью правовой силой документа! Если Съезд разъедется расколотым в отношении Постановления, это будет сразу же означать неуспех всероссийского референдума, назначенного на 11 апреля. Нетрудно догадаться, что противная сторона сделает все возможное, дабы сорвать его. Во избежание этого нужно сегодня, завтра, через неделю, но снять все юридические недоразумения, нужно замуровать нас, как при выборе римского папы, но получить согласие всех.

Записал Павел АНОХИН.

скан интервью см. здесь

Комментарии:
Быстрый доступ