В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

Часть общества готова отказаться от своих прав и свобод в пользу верховной власти. (Интервью Газете 11.12.2008 ч. 2)

Глава Фонда конституционных реформ Олег Румянцев в интервью "Газете"
Народный депутат РСФСР Олег Румянцев в 1990--1993 годах в качестве ответственного секретаря конституционной комиссии координировал работу по подготовке нового основного закона. Президент России Борис Ельцин был официальным председателем комиссии, а его заместителем - председатель Верховного совета Руслан Хасбулатов. Комиссия проработала три года, и ее проект несколько раз предлагался на утверждение съезда народных депутатов РФ, однако под давлением оппозиции всякий раз отклонялся. Тем не менее в текст, который Борис Ельцин вынес на всенародное голосование в конце 1993 года, вошли многие тезисы из проекта комиссии. Олег Румянцев в интервью обозревателю "Газеты" Юрию Зайнашеву прокомментировал поправки к основному закону, которые проходят сейчас процедуру утверждения в законодательных собраниях в российских регионах.

- Президент России Дмитрий Медведев заявил в своем послании о стремлении и дальше максимально использовать потенциал основного закона. Каким вам видится этот потенциал?

- Потенциал двоякий, и использовать его можно в разных направлениях: как в сторону правового ограничения власти, так и в сторону отхода от понимания Конституции как общественного договора и документа общественного согласия, если любые конституционные нормы можно менять по слабо аргументированной прихоти начальства. Сейчас продолжает главенствовать общая посылка к усилению государства.

Незрелость институтов гражданского общества выразилась в последнее 15-летие в парадоксальной готовности части только что, казалось бы, эмансипировавшегося общества вновь безоговорочно отказаться от значительной части своих прав и свобод в пользу верховной власти.

- Недавно, ссылаясь на кризис, Госдума уступила исполнительной власти контроль за расходованием бюджета и Резервного фонда.

- Это единственное серьезное конституционное полномочие, которое Госдума в очередной раз добровольно делегировала правительству. Власть исполнительная действовала в разгар осенней фазы кризиса быстро и решительно, показав себя в качестве гаранта сохранения итогов приватизации, отвергнув предположения о выкупе проблемных активов.

Уступка правительству, министерству финансов повышает оперативность управления бюджетным процессом с их стороны, но заведомо снижает бюджетную дисциплину и прозрачность использования бюджетных средств. Как заверяют, эта мера носит временный характер. Вместе с тем непрозрачность использования государственной казны и есть главная питательная среда для тех возможных злоупотреблений, о которых так решительно говорил президент в своем послании 5 ноября.

- Как вы отнеслись к предложению увеличить сроки полномочий президента России и Госдумы до шести и пяти лет соответственно?

- Примеров больших сроков президентских полномочий немало. Миттеран был президентом Франции дважды по семь лет, но там перешли к пятилетнему сроку. В Мексике президентом можно быть шесть лет, правда, один раз. Ссылаются еще на Финляндию, но ведь речь идет о новой России, где в условиях отсутствия политической конкуренции восемь лет [Два президентских срока - "Газета"] - это целая историческая эпоха.

Мне представляется, что такой механизм ответственности высших органов госвласти перед народом, как выборы в Российской Федерации, должен быть регулярно, как часы, задействован раз в четыре года. Увеличивая срок в полтора раза, нам сокращают ровно в полтора раза частоту задействования механизма ответственности перед гражданами за результаты деятельности президента. И как минимум в полтора раза ухудшают условия тренинга чувства гражданской ответственности народа за сделанный выбор, усиливая безразличие и безответственность по отношению к власти. Это многовато для демократического правового государства.

11.12.2008 / Юрий Зайнашев (статья на сайте)

Комментарии:
Быстрый доступ