Если мы всерьёз думаем о национальном согласии и конституционном патриотизме - они нужны и по вопросам общественного и парламентского контроля за деятельностью государственной власти.

О работе Конституционной комиссии Съезда народных депутатов Российской Федерации (1990-1993 годы)

Конституционная комиссия Российской Федерации

(справка)

Конституционная комиссия была создана на основе Постановления I Съезда народных депутатов РСФСР 16 июня 1990 г.

Состав и структура Конституционной комиссии

Председателем Комиссии был избран Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин, заместителем председателя Комиссии – первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Р. И. Хасбулатов.

22 июня 1990 г. первое пленарное заседание Конституционной комиссии, на котором решались организационные вопросы, утвердило секретарем Комиссии О. Г. Румянцева; в ноябре 1991 г. на очередном заседании Комиссии его избрали ответственным секретарем Комиссии с правами председателя комитета Верховного Совета Российской Федерации.

В число членов Комиссии вошли представители всех республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и ряда автономных округов РФ, члены большинства позднее образовавшихся фракций народных депутатов РФ, ученые и практические работники всех уровней управления. Сначала в состав Комиссии вошли 102 депутата, к ноябрю 1992 г. ее численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ.

22 июня 1990 г. распоряжением Председателя Верховного Совета РСФСР в составе Конституционной комиссии была создана рабочая группа из 31 депутата и 8 экспертов. Рабочей группой руководил О. Г. Румянцев. Эта группа выполнила основную работу по подготовке проекта новой Конституции. С согласия Конституционной комиссии, участие в рабочей группе было открытым для всех народных депутатов.

Вот полный состав Комиссии: Ельцин Борис Николаевич, Хасбулатов Руслан Имранович, Адров Валерий Михайлович, Амбарцумов Евгений Аршакович, Аношкин Борис Петрович, Арсланова Фануза Шарафиевна, Атласов Виктор Григорьевич, Аюшиев Болот Ванданович, Бабурин Сергей Николаевич, Бадмаев Санал Алексеевич, Баловнев Владислав Петрович, Батагов Теймураз Джетагазович, Безруков Игорь Александрович, Бигнов Рамиль Имамагзамович, Боков Владимир Антонович, Болотов Иван Антонович, Большаков Борис Терентьевич, Бондарев Василий Павлович, Булдаев Сергей Николаевич, Буслов Николай Гаврилович, Варов Владимир Константинович, Ведерников Николай Трофимович, Витебский Виталий Яковлевич, Волков Леонид Борисович, Волынцев Алексей Аврамович, Выучейский Вячеслав Алексеевич, Габрусь Владимир Александрович, Глотов Сергей Александрович, Данилина Вера Михайловна, Дмитриев Юрий Яковлевич, Елисейкин Станислав Агафонович, Ермаков Виктор Федорович, Ерошин Евгений Федорович, Жилкин Александр Александрович, Захаров Михаил Львович, Захаров Михаил Михайлович, Засухин Сергей Федорович, Злобин Алексей Андреевич, Золотухин Борис Андреевич, Иванов Николай Прокофьевич, Исаков Владимир Борисович, Кадышев Владимир Дмитриевич, Капустянский Владимир Геннадьевич, Кауфман Марк Матвеевич, Кехлеров Сабир Гаджиметович, Клювгант Вадим Владимирович, Ковалев Сергей Адамович, Ковлягин Анатолий Федорович, Кожокин Евгений Михайлович, Коков Валерий Мухамелович, Копытов Александр Терентьевич, Кузнецов Анатолий Михайлович, Леонтьев Анатолий Михайлович, Лукин Владимир Петрович, Любимов Вячеслав Николаевич, Мазаев Владимир Дмитриевич, Макаркин Николай Петрович, Маточкин Юрий Семенович, Медведев Павел Алексеевич, Митюков Михаил Алексеевич, Михайлов Сергей Андреевич, Москвич Юрий Николаевич, Нестеров Евгений Константинович, Николаев Михаил Ефимович, Никулин Игорь Петрович, Ондар Чимит-Доржу-Байырович, Пак Николай Васильевич, Петухов Анатолий Васильевич, Подопригора Владимир Николаевич, Рудкин Юрий Дмитриевич, Румянцев Олег Германович, Рыжов Юрий Александрович, Оболенский Александр Митрофанович, Рябов Николай Тимофеевич, Рябов Александр Иванович, Сабиров Мухаммат Галлямович, Савин Николай Андреевич, Селиванов Александр Геронтьевич, Сироткин Сергей Васильевич, Слободкин Юрий Максимович, Стеликов Анатолий Иванович, Степанов Виктор Николаевич, Степанков Валентин Георгиевич, Тиунов Олег Иванович, Торопов Владимир Иванович, Туйков Владислав Иванович, Федоров Антон Юрьевич, Федосеев Иван Васильевич, Хаматов Камиль Нургалиевич, Хубиев Владимир Исламович, Хутыз Асланбий Исмаилович, Цанн-Кай-Си Федор Васильевич, Царев Алексей Юрьевич, Чаптынов Валерий Иванович, Четин Иван Васильевич, Чурилов Валерий Андреевич, Шахрай Сергей Михайлович, Шевченко Николай Петрович, Шейнис Виктор Леонидович, Шеллов-Коведяев Федор Вадимович, Шишкин Вадим Алексеевич, Юганов Евгений Васильевич, Якубович Николай Дмитриевич

Все принципиальные решения, связанные с подготовкой проекта Конституции, принимались на пленарных заседаниях Конституционной комиссии. На них обсуждались актуальные вопросы деятельности Комиссии; все варианты проекта, разрабатывавшегося рабочей группой; вносились альтернативные проекты; рассматривались поправки в действующую Конституцию и их соотношение с положениями проекта; обсуждался конституционный процесс в Российской Федерации.

Пленарные и рабочие заседания были открытыми, в них принимали участие также народные депутаты РФ – не члены Комиссии, представители регионов России, отечественные и зарубежные ученые.

С наибольшим постоянством в работе пленарных заседаний участвовали депутаты: Т. Д. Батагов, С. Н. Булдаев, А. В. Волынцев, Ю. Я. Дмитриев, Е. Ф. Ерошин, В.Б.Исаков, М. М. Кауфман, А. Ф. Ковлягин, А. М. Кузнецов, М. Е. Николаев, Ч. Д. Б. Ондар, О. Г. Румянцев, Ю. А. Рыжов, Ю. М. Слободкин, А. И. Стеликов, В. И. Туйков, И. В. Федосеев, К. Н. Хаматов, Ф. В. Цанн-Кай-Си, В. Л. Шейнис, В. А. Шишкин, Е. В. Юганов.

Большой вклад в работу Комиссии внесли ее бессменные эксперты: Б. А. Страшун, Л. С. Мамут, В. А. Кикоть, Е. А. Данилов, В. И. Лафитский, а также Э. М. Аметистов, В. Д. Зорькин (руководитель группы экспертов Конституционной комиссии с июня 1990 г. до момента своего избрания судьей, а затем и председателем, Конституционного суда РФ в 1991 году; Т. Г. Морщакова, В. М. Савицкий. Огромную работу проделал секретариат Комиссии - крупнейшей комиссии Съезда, ее аппарат, возглавлявшийся в 1990-1991 гг А.А.Собяниным (при участии Г.Ковальской и Д.Юрьева), а в 1991-1993 гг - А.А.Гольцблатом.

Задачи Конституционной комиссии

I Съезд народных депутатов РСФСР поставил перед Конституционной комиссией две задачи: подготовку проекта новой Конституции и (до ее принятия) разработку законов об изменениях, вносимых в действовавшую в то время Конституцию. Вторую задачу конституционная комиссия выполняла в сотрудничестве с Комитетом Верховного Совета РФ по законодательству.

V Съезд народных депутатов РФ в ноябре 1991 г. расширил задачи Конституционной комиссии, которая стала еще и обеспечивать соответствие конституций республик в составе РФ положениям общероссийской Конституции – как действующей, так и проекту новой.

Съезд добавил Комиссии не только обязанности, но и права. Конституционной комиссии был придан статус постоянно действующего органа. Для этого Съезд поручил Верховному Совету утвердить Положение о Конституционной комиссии, что Верховный Совет и сделал 22 января 1992 г. В Положении были определены вопросы ведения Конституционной комиссии, порядок ее работы и внутренняя организация. Конституционной комиссии были предоставлены права постоянной комиссии палаты, комитета Верховного Совета РФ.

Работа над проектом новой Конституции РФ

Работа над проектом новой Конституции РФ началась сразу же после создания Конституционной комиссии и ее рабочей группы.

В июле – августе 1990 г. шла подготовка к написанию проекта: сбор материалов; командировки по России, СССР, за рубеж; обсуждения с учеными и политиками. Была организована работа Комиссии, созданы 6 подкомиссий (по разделам проекта), были подключены эксперты и исследовательские центры (группу экспертов в то время возглавил профессор В. Д. Зорькин, впоследствии избранный Председателем Конституционного Суда РФ), положено начало формированию конституционной библиотеки, налажено регулярное информационное обеспечение членов Комиссии необходимыми разработками.

К концу августа 1990 г. в рабочей группе были согласованы структура новой Конституции и основные принципы конституционного строя РФ, тезисы основных разделов. Они были опубликованы в газете «Мегаполис-экспресс».

К октябрю был подготовлен и разослан членам Конституционной комиссии первый вариант целостного проекта. На пленарных заседаниях он подвергся обсуждению и был утвержден в качестве рабочей основы 12 октября 1990 г., а 12 ноября рекомендован к публикации. В ноябре–декабре проект был опубликован в центральной и местной печати общим тиражом около 40 миллионов экземпляров, сразу привлек широкое внимание и стал отправной точкой обстоятельного обсуждения.

На следующем этапе работа Конституционной комиссии была сконцентрирована на изучении предложений и замечаний, направлявшихся в Комиссию народными депутатами и органами власти всех уровней, общественными объединениями, гражданами РФ и республик Союза ССР; на анализе ряда проектов, поступивших в соответствии с условиями ранее объявленного конкурса (одному из них – проекту Саратовского юридического института – была присуждена вторая премия, первая не присуждалась). Значительное время было посвящено согласованию позиций с альтернативным проектом, представленным членами Конституционной комиссии, принадлежавшими к фракции «Коммунисты России». В ряде случаев удалось выработать компромиссные формулировки. О масштабе проделанной в то время работы можно судить по тому, что с момента публикации до 15 марта 1991 г. поступило в Комиссию и было обработано 3864 письма с содержательными предложениями (из них 2964 полностью или частично поддерживали проект и 876 оценивали его в той или иной степени негативно).

На II–IV Съездах народных депутатов РФ проект новой Конституции в силу различных причин не обсуждался, но работа Конституционной комиссии в этот период нашла отражение в изменениях, которые вносились в действующую Конституцию. Все это время продолжалась также работа по уточнению и согласованию принятого ранее в качестве рабочей основы проекта, один из следующих вариантов которого был опубликован в октябре 1991 г. («Конституционный вестник», № 8), распространен среди депутатов разослан в научные, государственные организации и вызвал новый поток откликов, предложений и замечаний, которые стали предметом дальнейшей проработки в Конституционной комиссии.

2 ноября 1991 г. проект новой Конституции в уточненной редакции по решению Конституционной комиссии и Совета Республики Верховного Совета РФ был представлен Президентом РФ Б. Н. Ельциным V Съезду народных депутатов РФ, обсужден и принят к сведению Съездом.

После этого Конституционная комиссия продолжила работу над проектом, который был представлен ею в Верховный Совет РФ. В марте 1992 г. Верховный Совет РФ последовательно рассмотрел все разделы очередного варианта проекта, провел голосование по внесенным поправкам к его отдельным статьям и одобрил представленный текст (Совет республики – все разделы, Совет Национальностей – все, за исключением двух).

В марте 1992 г. проект Конституции был вновь опубликован массовым тиражом (в таких изданиях, как «Аргументы и факты», «Российская газета», «Советская Россия», «Федерация»).

18 апреля 1992 г. VI Съезд народных депутатов РФ одобрил общую концепцию конституционных реформ в Российской Федерации, положенную в основу проекта новой Конституции РФ, а также основные положения проекта, подготовленного Конституционной комиссией, в варианте, одобренном Верховным Советом РФ. И поручил Верховному Совету и Конституционной комиссии завершить доработку проекта с учетом предложений и замечаний Президента РФ, Съезда народных депутатов и Верховного Совета, народных депутатов РФ, а также регионов и граждан РФ и внести доработанный проект на очередной Съезд, что и было выполнено Конституционной комиссией.

Таким образом, высший орган государственной власти – Съезд народных депутатов РФ – принял за основу проект, представляющий итог двухлетней работы Конституционной комиссии и ее рабочей группы. И отклонил альтернативные варианты Конституции, авторы которых претендовали на то, чтобы дальнейшая работа строилась вокруг их проектов (два проекта, подготовленных депутатами и экспертами фракций «Коммунисты России» и близких ей групп; проект группы С. М. Шахрая; проект группы А. А. Собчака – С. С. Алексеева, который был поддержан Движением демократических реформ). Разумеется, некоторые находки и формулировки, содержавшиеся в альтернативных проектах, были использованы Конституционной комиссией в дальнейшей работе.

После завершения VI Съезда в соответствии с его решениями и постановлением Конституционной комиссии от 29 июля 1992 г. рабочая группа и научно-консультативный совет Комиссии с участием заинтересованных специалистов и политиков вновь занялись доработкой проекта и рассмотрением поправок к нему. Пик этой работы пришелся на период со 2 сентября по 14 октября 1992 г. Всего в период VI Съезда и вскоре после него в адрес Комиссии поступило свыше четырех тысяч поправок к проекту, в том числе: 450 – от народных депутатов РФ и органов, имеющих право законодательной инициативы; 21 поправка от Президента РФ; 680 – от республик, краев, областей, автономных округов, столичных городов. Отдельно следует отметить интересные поправки, присланные Конституционной комиссией Совета Европы («За демократию через право»).

При доработке проекта после VI Съезда были внесены изменения в преамбулу, в 101-ну статью и в 12 параграфов переходных положений проекта. Прямо или частично были учтены 98 поправок от субъектов, обладающих правом законодательной инициативы. В таком виде проект был представлен для повторного обсуждения в Верховном Совете РФ в ноябре 1992 г., которое проходило на раздельных заседаниях палат.

В соответствии с постановлением VII Съезда народных депутатов РФ от 12 декабря 1992 г. «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации» рабочая группа Конституционной комиссии подготовила текст вопросов для референдума, содержащих основные положения проекта Конституции. 29 января 1993 г. эти вопросы были утверждены на Президиуме Верховного Совета РФ и направлены в постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета РФ, Президенту РФ и Конституционному Суду РФ, а также в Конституционную комиссию для доработки и согласования. Однако на заседании Конституционной комиссии 7 февраля 1993 г. Б. Н. Ельцин негативно отозвался об этих тезисах. И на референдум 25 апреля вместо них были вынесены вопросы о доверии ветвям власти.

Весной 1993 г. появился альтернативный официальному проект Конституции РФ – «президентский»; он был взят за основу Конституционным совещанием, начавшим свою работу в Кремле 5 июня 1993 г. Хотя Конституционное совещание внесло в текст множество положений из проекта Конституционной комиссии, конечный вариант все же не получился столь же согласованным и взвешенным, как проект Конституционной комиссии.

Членами Конституционной комиссии предпринимались дальнейшие действия по согласованию проектов. В частности, летом О. Г. Румянцев в официальном открытом письме предложил руководителям ветвей власти сценарий мирного урегулирования разногласий между законодательной и исполнительной ветвями. Проект был положительно оценен Председателем Верховного Совета РФ Р. И. Хасбулатовым. 10 сентября была сформирована полномочная парламентская делегация; Верховный Совет РФ обратился к Президенту РФ с предложением начать переговоры по выработке согласованных мер в области конституционной реформы.

Однако Президент РФ Б. Н. Ельцин предпочел принять Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе», распустивший Съезд народных депутатов, с последующим расстрелом здания парламента. 12 декабря 1993 г. на референдум Б. Н. Ельциным был вынесен проект конституции, закрепившей за президентом всю полноту власти.

Внесение изменений в действующую Конституцию РФ

Поскольку процесс подготовки и продвижения к новой Конституции пошел медленнее, чем на это можно было рассчитывать во время I Съезда народных депутатов, особое значение приобрела работа по приспособлению, насколько это было возможно, действовавшей Конституции к новым социально-экономическим и политическим условиям путем внесения в нее необходимых изменений. При этом важно было сохранить связь и преемственность между этими документами, сделать переход наиболее плавным и наименее болезненным. Более конкретно это означало, что подвергавшиеся изменениям статьи и разделы действовавшей Конституции желательно было дать в редакции, максимально приближенной к тексту проекта новой Конституции.

Члены Конституционной комиссии, и в особенности ее рабочей группы, приняли активное участие в этом процессе как на стадии разработки соответствующих законоположений, так и на стадиях их обсуждения в Комитете Верховного Совета по законодательству, в Верховном Совете и на Съездах народных депутатов РФ.

Ряд народных депутатов, вошедших в состав Конституционной комиссии, составил ядро авторского коллектива, подготовившего проект Декларации о суверенитете, которая была принята на I Съезде, определившем, что данная Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР.

Текст второго раздела проекта Конституции «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина» был положен сначала в основу Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ в конце 1991 г., а на VI Съезде народных депутатов РФ введен в несколько измененном виде в действовавшую Конституцию РФ (главы 5 и 6).

Проект Конституционной комиссии изначально исходил из принципа разделения властей. В соответствии с этим принципом в нем были разработаны положения о Президенте Российской Федерации и новой организации федеральной исполнительной власти. Эти положения легли в основу изменений, внесенных в действующую Конституцию РФ на V Съезде народных депутатов в мае 1991 г.

Рабочая группа и эксперты Конституционной комиссии приняли активное участие в разработке и обосновании Федеративных договоров, разграничивших полномочия и предметы ведения между федеральными органами государственной власти и республиками, краями, областями, автономной областью и автономными округами. Общая концепция новой Федерации была изначально заложена в текст IV раздела проекта Конституции, ставшего одним из основных источников Федеративного договора. После подписания договоров в соответствии с ними были приведены относящиеся к национально-государственному устройству статьи и разделы действовавшей Конституции.

Кроме того, положения проекта были отражены и в некоторых других изменениях, внесенных в действовавшую Конституцию: о Конституционном Суде, о чрезвычайном положении, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др., а также в концепции судебной реформы и в текущем законодательстве.

Таким образом, и до принятия нового Основного Закона конституционная реформа в России продвинулась далеко в направлении, заложенном проектом Конституции. Принятие же новой Конституции было призвано придать конституционному процессу необходимую целостность и завершенность.

[img hspace="0" src="/toadmin/upload/карточки.jpg" align="baseline" border="0">

Наблюдение за ходом конституционной реформы в республиках РФ

В 1992–1993 гг. одним из важнейших направлений деятельности Конституционной комиссии РФ (в соответствии со статьей 5 Положения о Комиссии) стало взаимодействие по конституционным вопросам с органами государственной власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов. Комиссией была изучена и обобщена конституционная практика субъектов Федерации и подготовлены соответствующие предложения для Съезда народных депутатов РФ, Верховного Совета РФ, его палат, для Конституционного Суда РФ. Подготовка проекта Конституции РФ велась в сотрудничестве с соответствующими органами республик в составе России.

В марте 1992 г. члены Конституционной комиссии обратились с ходатайством в Конституционный суд РФ о проверке конституционности ряда актов, принятых Верховным Советом Республики Татарстан. Их представителем в Конституционном Суде был эксперт Е. А. Данилов.

Представители Комиссии приняли участие в работе по реализации положений Федеративного договора, план которой был утвержден постановлением Президиума Верховного Совета РФ 17 июля 1992 г. Представители Конституционной комиссии РФ также изучали конституции республик в составе РФ на предмет их соответствия положениям Федеративного договора.

Задачи Конституционной комиссии в этой области были определены и в постановлении Президиума Верховного Совета РФ от 28 сентября 1992 г. Это постановление, принятое по представлению рабочей группы Конституционной комиссии, обобщило практику, уже сложившуюся в деятельности Комиссии. В постановлении были отмечены отступления от принципа соответствия конституции республики в составе РФ ряду статей Конституции РФ (в частности, статьям 78 и 81.1) в ряде республик. В соответствии с рекомендациями Президиума Верховного Совета РФ Конституционная комиссия РФ постоянно взаимодействовала с конституционными комиссиями и Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, для того чтобы обеспечить соответствие положений новых конституций республик в составе РФ положениям действовавшей в то время Конституции (Основного Закона) РФ. Конституционная комиссия РФ оказывала постоянную методическую помощь конституционным комиссиям республик в составе РФ с привлечением в этих целях Парламентского центра РФ и Института законодательства и сравнительного правоведения при Верховном Совете РФ.

Члены и эксперты Конституционной комиссии РФ проводили встречи и консультации с представителями конституционных комиссий республик в составе РФ, совершали выезды в эти республики, участвовали в работе их Верховных Советов, в частности в столицах республик – Казани, Якутске, Уфе, Черкесске, Улан-Удэ, Кызыле, Владивостоке, Майкопе. Выступали по этим проблемам в государственных, общественных и научных организациях, на предприятиях и в учреждениях Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Иркутска, Краснодара, Южно-Сахалинска и многих других городов России.

Конституционная комиссия РФ предлагала принимать конституции республик в составе Федерации после принятия новой Конституции РФ, считая, что такой порядок обеспечит единство конституционного порядка на всей территории РФ, не создавая излишних конфликтов и не увеличивая объем работы Конституционного Суда РФ.

Общественные связи

Конституционная комиссия РФ уделяла значительное внимание своевременному и полному информированию Съезда, Верховного Совета и общества обо всех этапах работы, разъяснению подходов Комиссии.

Комиссия поддерживала постоянные связи с общественными учреждениями. Проект направлялся в различные международные фонды, академические институты, политические партии и объединения. Прочные связи были установлены с Федерацией независимых профсоюзов России, свободными профсоюзами, Российским обществом «Знание». Члены рабочей группы многократно выступали перед профсоюзными работниками, лекторами общества «Знание» в Москве и других городах.

С обоснованием своих позиций, защитой основных положений проекта против многочисленных (нередко недобросовестных) нападок разработчики выступали и на страницах массовых и специальных периодических изданий («Известия», «Российская газета», «Россия», «Независимая газета», «Московские новости», «Народный депутат» и др.), по радио и телевидению.

Регулярно – по окончании пленарных заседаний Комиссии и в других случаях – проводились пресс-конференции и брифинги для российских и зарубежных корреспондентов.

Конституционная комиссия поддерживала постоянные связи с профильными институтами Российской академии наук, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Верховном Совете РФ, юридическими факультетами основных университетов, юридическими институтами, а также с практическими организациями – Конституционным, Верховным и Арбитражным судами РФ, Генеральной Прокуратурой РФ и Московской коллегией адвокатов, с ведущими учеными.

Взаимодействие с главными социологическими центрами России (ВЦИОМ, Центр социальных исследований Фонда культуры и др.), подкомитетом по изучению общественного мнения Верховного Совета РФ, а также обработка писем и предложений, поступавших в Конституционную комиссию РФ, силами ее аппарата обеспечивали необходимую обратную связь с гражданами Российской Федерации.

Международные связи

В своей работе Конституционная комиссия широко использовала международный опыт развития конституционной мысли и практики, развивая международные связи в трех основных направлениях:

1. проведение консультаций с компетентными специалистами (или их ассоциациями) из различных стран Европы, США. Сложились устойчивые связи с ведущими специалистами в области конституционного права, политологами и историками многих зарубежных стран, в том числе связи с Американской ассоциацией юристов, Ассоциацией юристов Бельгии, видными специалистами из США, Франции, ФРГ, Италии, Испании, Японии, Австрии и других стран;

2. установление сотрудничества с конституционными комиссиями других стран, в частности ФРГ, Испании, США, ЮАР, Чехословакии;

3. подключение Комиссии к работе межгосударственных специализированных органов при Совете Европы, ООН и др.

В Конституционной комиссии РФ побывало несколько десятков зарубежных делегаций, предложивших большое количество поправок к проекту новой Конституции РФ. Четыре тома поправок и материалов представила группа видных профессоров из США, включая целый том по вопросам конституционного регулирования бюджетного процесса. В марте 1992 г. в Москве был организован международный семинар по проблемам новой Конституции России с участием российских и французских ученых-конституционалистов и народных депутатов РФ.

В свою очередь, члены Комиссии выступали по проблемам новой российской Конституции в различных аудиториях США, Франции, ФРГ, Италии. Испании, Японии и других стран.

Конституционная комиссия РФ сотрудничала с Конституционной комиссией Совета Европы (Венецианской комиссией) и с Совместной Конституционной комиссией ФРГ.

Благодаря этой работе российский конституционный процесс был включен в более широкую правовую среду, позволив избежать включения в проект элементов конституционного изоляционизма. Для углубления этих процессов Конституционная комиссия РФ ходатайствовала о ее включении в состав Конституционной комиссии Совета Европы («За демократию через право») в качестве ассоциированного, а в перспективе (после вхождения РФ в Совет Европы) – и полноправного ее члена.

Следует отметить и контакты, обмен идеями и материалами, которые складывались между Конституционной комиссией РФ и аналогичными комиссиями ряда бывших республик СССР: Украины, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии и др.; а также стран Восточной Европы.

Работа Секретариата Конституционной комиссии РФ

В состав Секретариата, обеспечивавшего работу Комиссии, входили руководитель Секретариата (сначала - А.А.Собянин, затем -А. А. Гольцблат), эксперт-руководитель научно-консультативного совета (Е. А. Данилов), 2 главных специалиста (Д. Н. Абрамян, И. Г. Шаблинский), ведущие специалисы и специалисты первой категории.

Деятельность Секретариата была направлена на организационное и техническое обеспечение работы Комиссии. Основными задачами Секретариата являлись организация заседаний и текущей работы Конституционной комиссии, ее научно-консультативного совета и рабочей группы; подготовка аналитических и иных материалов для работы Конституционной комиссии, обобщение и анализ поступающих в Комиссию предложений и замечаний к проекту Конституции РФ и иной корреспонденции; организация контактов Конституционной комиссии со средствами массовой информации по проекту Конституции РФ, взаимодействия Конституционной комиссии с комитетами Верховного совета РФ и комиссиями его палат по вопросам, связанным с проектом Конституции РФ и конституционной реформы в РФ; организация международных контактов Конституционной комиссии; взаимодействие Конституционной комиссии с учебными и научно-исследовательскими учреждениями.

Секретариат Конституционной комиссии действовал в соответствии с Положением об аппарате Президиума Верховного Совета РСФСР и Положением о Конституционной комиссии.

Комментарии:
Быстрый доступ