Альманах "Открытая Зона" №10, октябрь 1989

С О Ц И А Л- Д Е М О К Р А Т И Ч Е С К А Я А С С О Ц И А Ц И Я

КЛУБ МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

"Д Е М О К Р А Т И Ч Е С К А ЯП Е Р Е С Т Р О Й К А"

______________________________________________________________________________

За политическую, экономическую и социальную демократию!

ОТ К Р Ы Т А Я З О Н А

информационно-дискуссионный и аналитический альманах

--------------------------------------------------------------------------

орган клуба "ДП"

издается с октября 1987 г.

выходит нерегулярно* N10: СПЕЦВЫПУСК

******************************************************************************

МА Т Е Р И А Л Ы I-II-III С О В Е Щ А Н И Й С Д А

(МОСКВА 20-21 мая; ТАЛЛИНН 10-13 июля; МОСКВА 22-24 сентября 1989 года)

******************************************************************************

Редакционная коллегия:Кардаильский Владимир 331-56-34

Кудюкин Павел150-13-73

Митрофанов Сергей 430-49-83

Румянцев Олег

Фадин Андрей243-60-04

* Спецвыпуск готовил О.Румянцев

* Отклики, статьи, заявки на подписку,а также денежные взносы и пожертво-

вания присылайте по адресу: Москва, 117246, В-246,ул.Херсонская 19-16,

Кардаильскому В. (для "ДП"); справки - Максим Мейер 121-71-86

* Оперативную информацию передавать в Информационный бюллетень СДА:

Савельеву Олегу (195257 Ленинград пр.Науки12-117)

* Цена номера отражает его полную себестоимость (необходимые затраты).

* Мнение, выраженное автором может не совпадать с точкой зрения редакции.

* При перепечатке материалов ссылка на "Открытую зону" обязательна.

* ПРОЧИТАЛ - ПЕРЕДАЙ ЕДИНОМЫШЛЕННИКУ

_____________________________________________________________________________

С О Д Е Р Ж А Н И Е

стр.

От редакции ................................................ 2

I.Коммюнике I-го совещания .................................. 3

О курсе на создание социал-демократической ассоциации

(декларация о намерениях) ................................ 4

Социальная перестройка - демократический путь

(ПЛАТФОРМА СДА)........................................... 5

Возможен ли парламентарный выход из кризиса?

(демократический наказ 1-му съезду народных депутатов) ... 13

О путях демократизации КПСС и отношении к идее

чрезвычайного съезда партии (проект резолюции) ........... 15

II. О первой социал-демократической школе и создании

Социал-демократической ассоциации (инф.сообщение) ........ 17

III.Третье совещание участников СДА (коммюнике и резолюции)..... 18

Информационная сеть ........................................ 22

Объявления ................................................. 26

------------------------------------------------------------------------------

МОСКВА, май 1989


- 2 -

О ТР Е Д А К Ц И И

-------------------------------------------------------------------------------

О ВАЖНОМ СОБЫТИИ ЖАРКОГО ПРЕДСЪЕЗДОВСКОГО WEEKEND'А

(...И ЕГО ПРОДОЛЖЕНИИ)

Немного о предыстории события.

28 февраля общее собрание клуба "Демократическая перестройка"(Москва)

образовало в рамках клуба секцию социально-политической активности (СПА).

Перед секцией поставлена задача: повысить роль практической деятельности

по претворению в жизнь результатов дискуссий и теоретических разработок;

подготовить вариант программы "Социальная перестройка - демократический

путь" и вынести его на обсуждение рабочего совещания родственных клубов.

9 марта мы обратились с информационным письмом к родственным клубам -

с предложением более тесной и организованной координации работы. Объедине-

ние наших организаций в ассоциацию - говорилось в письме - могло бы стать

одним из центров консолидации сторонников политической, экономической и со-

циальной демократии, носителем конструктивной социал-демократической аль-

тернативы в перестройке.

Некоторые материалы подготовительного характера были объединены в ин-

формационный пакет "К межгородскому рабочему совещанию клубов Перестрой-

ка" и разосланы по нашей информ-сети. Март-Май ушли на согласование позиций,

взаимные визиты, обмен материалами. 4 мая были отправлены приглашения с

окончательной датой проведения совещания.

Совещание случилось в Москве 20-21 мая 1989 года. В жаркий 'уикэнд'

накануне Съезда народных депутатов.

Мы уверены: об этом еще будут написаны статьи и книги. В два предсъез-

довских выходных вместился целый веер значительных событий из политической

жизни неформалитета. Учредительная конференция МНФ, конференция "Мемориа-

ла", совещание Российского народного фронта, создание "Демократической пар-

тии" - в Москве, второй съезд независимого профсоюза журналистов самиздата

в Вильнюсе, немало иных серьезных и не очень мини-съездов, наконец наше со-

вещание - вот какой была здесь предсъездовская атмосфера.

Наверное, мы не испортили общей картины. Ибо стремились и в подготов-

ке, и в проведении встречи к реальному конструктиву. Для этого был предва-

рительно разработан пакет документов. И хотя отдельные участники критически

отнеслись к этому "бумаготворчеству", мы твердо убеждены: время пустых об-

менов мнениями и рассказов о героической борьбе на местах прошло. Мы уже

живем по законам политической борьбы.

Осознание этого подвело участников совещания к общей договоренности:

взять курс на создание социал-демократической ассоциации.

Хорошая подготовка совещания определила насыщенность дискуссий и реше-

ний. Способствовала и деловая атмосфера места проведения встречи - проходи-

ла она не в лесу и не на квартирах. Интенсивно велся информационный обмен,

реализация номеров альманаха "Открытая Зона", других журналов самиздата,

справочника ИАС СМОТ по неформальным объединениям и иных материалов.

Впрочем, судить о ходе работы вы можете по повестке дня: (19 мая, пят-

ница. 19.00-21.00. Регистрация участников совещания, получение подготовлен-

ных проектов документов и иных материалов. 20 мая, суббота. 10.00-10.30.

Завершение регистрации участников. Выставка-продажа самодеятельных изданий,

обмен рабочими материалами. 10.30-14.00. Оценка ситуации, обмен опытом ра-

боты, обсуждение проекта наказа съезду народных депутатов. 15.00-19.00. Об-

суждение проекта платформы. Вечер: работа редгрупп. 21 мая, воскресенье.

10.00-14.00. Проблемы информационно-координационного взаимодействия. Вопрос

об ассоциации. Принятие проектов документов. 15.00-16.00: принятие Коммюни-

ке и Декларации намерений. 17.00-19.00: Общесоюзный митинг в поддержку

1-го съезда народных депутатов СССР /организован Моск.Трибуной, МНФ,

Дем.Перестройкой, Мемориалом/; Лужники - площадка парадов).


- 3 -

Обратите внимание: жаркие предсъездовские выходные победно завершились

всесоюзным (!) митингом в Лужниках. Созванный демократическими общественны-

ми организациями Москвы (в т.ч. и клубом "ДП") при участии делегаций других

городов и регионов, митинг явился демонстрацией могучей поддержки линии на

радикальную реформу и демократическую перестройку.

Вот так органично мы выходим на этап парламентского взросления общест-

ва. Но то - тема следующего номера "Открытой зоны". В данном же выпуске вы

найдете все материалы московского совещания социал-демократов.

О.Румянцев.

Пост-скриптум.

Не прошло и полутора месяцев, а решение о создании Социал-Демократи-

ческой Ассоциации было-таки принято. Произошло это в Таллинне, в период

проходившей там в начале июля первой соц.-дем.школы. Решение родилось сов-

сем не случайно. Ситуация в стране развивается в высшей степени динамично.

Бездеятельность нашего нового "чудо-парламента", стремительный рост недо-

вольства и разочарования среди населения, волны забастовочного движения -

все это ставит нас перед новой реальностью. Сохранение политики аппаратных

полушагов ставит под вопрос саму возможность мирного развития революции. Мы

же не хотим бед и насилия. Вот почему возникла идея "партии диалога", пар-

тии гражданского мира, основанного на политической, экономической и соци-

альной демократии.

С.-Д.А. возникла. Сможет ли она стать тем, чем могла бы стать?

Ответит время.

______________________________________________________________________________

К О М М Ю Н И К Е

Межгородского рабочего совещания демократических клубов социального направления

1. 20-21 мая 1989 года в Москве по инициативе секции социально-полити-

ческой активности клуба "Демократическая перестройка" состоялось межгородс-

кое рабочее совещание демократических клубов социального направления.

2. В совещании приняли участие представители, активисты, а также наблю-

датели из следующих организаций:

Клуб межпрофессионального общения и деятельности "ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПЕ-

РЕСТРОЙКА" (Москва); группа ПЕРЕСТРОЙКА-Советский р-н (Москва); Межпрофес-

сиональный клуб"ПЕРЕСТРОЙКА"(Ленинград);"ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПЕРЕСТРОЙКА"(Дубна);

Клуб "ПЕРЕСТРОЙКА" (Махачкала); Межпрофессиональный клуб "ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ

ПЕРЕСТРОЙКА"(г.Туймазы,БАССР);ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА ЗА ПЕРЕСТРОЙКУ(Ташкент);

СОВЕТ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (Куйбышев); Куйбышевский кол-

лективный член Московского клуба "ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПЕРЕСТРОЙКА" (Куйбышев);

МЕЖГОРОДСКОЙ РАБОЧИЙ КЛУБ; группа "НОВЫЕ СОЦИАЛИСТЫ - МНФ" (Москва); Политк-

луб "СОВРЕМЕННИК"(Минск);Идеалистический философский клуб"МЫСЛЬ"(Сумы); ГО-

РОДСКОЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ (Ульяновск); НАРОДНЫЙ СО-

ЮЗ ПЕРЕСТРОЙКИ (Ульяновск); ЛЕНСКИЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ КЛУБ (Ленск,ЯАССР); "РЕ-

ФЕРЕНДУМ" Таллинн; группа "ШАНС СОВЕСТИ" (Челябинск);Челябинский НАРОДНЫЙ

ФРОНТ (Челябинск); СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ: Социал-демократичес-

кий клуб (Ленинград), Социал-демократическая фракция партии "Демократический

Союз", Социал-демократическое объединение Украины (Киев), Самарский социал-

-демократический клуб (Куйбышев); Объединение "СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРОФСОЮЗЫ".

3. На совещании обсуждались следующие вопросы:

а) опыт работы, накопленный активистами клубов; б) внутриполитическая

ситуация в стране, демократическом движении и задачи, диктуемые новой

(послевыборной и предсъездовской) обстановкой; в) варианты стратегии разви-

тия деятельности Съезда народных депутатов и возможности парламентарного вы-


- 4 -

хода из кризиса; г) платформа программных принципов и принципов деятельности

родственных клубов; д) возможности и пути реализации курса на создание Соци-

ал-демократической ассоциации; е) формы координации дальнейшего взаимодей-

ствия; ж) отношение к инициативе по созыву чрезвычайного съезда КПСС; з)за-

дачи клубов в связи с обострением проблемы межнациональных отношений в СССР.

4. В ходе совещания решили:

а) принять демократический наказ съезду народных депутатов "Возможен ли

парламентарный выход из кризиса?"; б) принять за основу платформу "Социаль-

ная перестройка - демократический путь" в качестве документа совещания,

предложив редгруппе доработку проекта и вынесение для дискуссий; в) догово-

рились о подготовке к созданию Социал-демократической ассоциации, с учетом

перспективы образования партии, приняв соответствующую декларацию о намере-

ниях; г) участники выражают свое несогласие с инициативой Московского пар-

тийного клуба о проведении чрезвычайного съезда КПСС и высказываются за на-

чало общественной дискуссии о месте и роли партии в перестройке, путях ее

демократизации; часть представителей подписала предложенное клубом "ДП" об-

ращение по данному вопросу; д) создать секцию по проблемам межнациональных

отношений, поддержав идею о содействии многонациональному диалогу, выработке

проектов законов и институтов, необходимых для разрешения межнациональных

споров; е) создать редакционную группу для подготовки материалов первого но-

мера совместного журнала "Проблемы социал-демократии"; ж) начать регулярный

оперативный обмен материалами и информацией; з) принять участие в летней со-

циал-демократической школе в Эстонии, где провести следующее межгородское

рабочее совещание.

5. Участники считают, что совещание стало важным шагом к идейной и ор-

ганизационной консолидации сторонников политической, экономической и соци-

альной демократии и полагают перевести подобные встречи на регулярную основу.

Согласовано и принято в Москве 20-21 мая 1989 года.

______________________________________________________________________________

О КУРСЕ НА СОЗДАНИЕ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ

Декларация о намерениях

Перестройка обнажила глубокий кризис советского общества. Пробудив надеж-

ды на его обновление и вовлекая массы в политическую жизнь, она поставила на

первый план вопрос об альтернативах будущего развития страны.

Что нас ждет? Мучительное тление тоталитаризма, грозящее эксцессами и

превращением страны в глухую провинцию ? Авторитарная модернизация при сохра-

нении старой системы с подновленным фасадом? Или последовательная демократи-

зация, обретение гражданами политических свобод, а народами - своего сувере-

нитета?

Мы, активисты общественно-политических организаций из разных городов Ро-

сии, Украины, Белоруссии, Эстонии, Узбекистана, Дагестана, Башкирии, Якутии,

собравшиеся на рабочее совещание в Москве 20-21 мая 1989 г., высказываемся за

третий путь. Считаем что перестройка должна стать революцией, осуществляемой в

ненасильственных формах. Она невозможна без социально-политической самооргани-

зации народа, без создания структур политического плюрализма.

Пока такая самоорганизация проходит преимущественно в форме Народных

фронтов. Они играют чрезвычайно важную роль в политизации населения и создают

предпосылки для создания политических организаций боле высокого уровня. Пос-

ледние, сохраняя основные общедемократические ценности, ориентируясь на необ-

ходимое единство действий всех демократических сил, выдвигают свои идейно-по-

литические платформы и, обретая адекватную им социальную базу,закладывают ос-

нову многопартийной политической системы.


- 5 -

Для нас социализм - путь непрерывного совершенствования общества ради

освобождения и совершенствования человека, путь исторического творчества са-

мого народа. Именно за этот путь, путь политической, социальной и экономичес-

кой демократии мы будем бороться. (Наше видение программных принципов и прин-

ципов действия отражено в платформе "Социальная перестройка - демократический

путь", рассмотренной и одобренной в основном на данном совещании. Текст при-

лагается).

Мы договорились о подготовке к созданию Социал-демократической ассоциа-

ции, с учетом перспективы образования партии.

Мы ориентируемся на мирные,ненасильственные формы общественного действия.

Мы намерены: оказывать поддержку индивидуальных и коллективных демократических

инициатив; содействовать становлению независимого гражданского общества - не-

зависимых профессиональных и общественных объединений; организовывать публич-

ные дискуссии, митинги, забастовки, кампании гражданского неповиновения,пети-

ционные (подписные) кампании, опросы и референдумы; участвовать в общественном

контроле за деятельностью органов власти; проводить независимую экспертизу,

вырабатывать конструктивные альтернативы в виде законопроектов и программ раз-

вития, организуя условия для их реализации; представлять и защищать интересы

своих единомышленников, в случае необходимости ведя переговоры с государствен-

ными и общественными организациями, а также судебные дела; активно участвовать

в избирательных кампаниях и иных формах парламентской работы; вести издатель-

скую деятельность - в форме независимых теоретических, аналитических и опера-

тивных публикаций, содействующих достижению наших программных целей; создать и

координировать деятельность независимого Фонда поддержки политических и идео-

логических инициатив.

Наши ближайшие задачи:

* поддержка деятельности прогрессивных депутатов на Съезде народных депу-

татов СССР и в Верховном Совете СССР; подготовка платформы для участия в выбо-

рах в местные и республиканские органы власти; * создание работающей информа-

ционной сети для обеспечения прочных горизонтальных и координационных связей

между родственными организациями; * массовая политическая и просветительская

работа в трудовых коллективах и по месту жительства; * проведение семинаров и

школ по изучению теоретического и практического наследия социал-демократии;

* наладить совместное издание многотиражного журнала; * подготовить и провести

Учредительную конференцию Социал-демократической ассоциации, приняв манифест и

программу политических действий.

Принято участниками межгородского рабочего совещания демократических клу-

бов социального направления.Москва 20-21 мая 1989 г.

_____________________________________________________________________________

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА - ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПУТЬ

Платформа

ПРИМЕЧАНИЕ.

Данный текст представляет собою проект платформы или воззвания, содер-

жащего в общей форме программные принципы и принципы деятельности создавае-

мой Социал-демократической ассоциации. Многие положения не раскрыты, что

предполагает дальнейшую работу над текстом: его обсуждение, дополнение, уг-

лубление. С принятием текста за основу подобная работа не завершается, а

только начинается.

Текст подготовлен по решению общего собрания клуба "Демократическая

перестройка" (Москва) от 28.02.1989. Предварительный вариант был обсужден

на семинаре "Модели социализма" клуба ДП в ИЭМСС АН СССР 18 мая 1989 года.

Вынесен на обсуждение межгородского рабочего совещания демократических клу-


- 6 -

бов социального направления (Москва, 20-21 мая 1989 года), где был принят

за основу в качестве документа совещания. Участники совещания договорились

о подготовке к созданию Социал-демократической ассоциации, с учетом перс-

пективы образования партии.

В ходе проведения первой соц.-дем.школы (Таллинн, 10-15 июля с.г.) бы-

ло провозглашено создание Социал-демократической ассоциации. СДА, являясь

независимым, широким политическим движением, на период до своего учреди-

тельного съезда ориентируется на идейные и организационные принципы, изло-

женные в платформе 'Социальная перестройка - демократический путь'.

Платформу подготовил О.Румянцев, при участии О.Аболина, А.Бима, А.Бол-

тянского, А.Быстрицкого, Л.Волкова, С.Дзарасова, А.Елыманова, В.Кузнецова,

П.Кудюкина, А.Липкина, С.Маркова, Г.Ракитской, П.Филиппова, а также М.Биха-

ри /ВНР/.

I. ЧЕГО ХОТЯТ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ.

*1) ЧТО МЫ ИМЕЕМ.

Наша страна очутилась за гранью экономического, политического и мо-

рального кризиса. Кризис начался не в период перестройки, а был неизбежен в

условиях сохраняющегося партийно-государственного деспотизма. В течение де-

сятилетий гражданское общество являлось пленником диктатуры, подавляющей

свободу, инициативу, человеческое достоинство, национальный и народный су-

веренитет.

Проводимая ныне в рамках "революции сверху" авторитарная модернизация

страдает отсутствием ясной концепции. Она не является последовательным дви-

жением вперед, кризис все более углубляется. Псевдосоциалистическая модель

зашла в тупик, не выражает интересов трудящихся, подменяя их отчужденным

государственным интересом, за которым скрывается узурпировавшая власть бю-

рократия. За фасадом "социалистического" хозяйства - насилие над экономи-

ческими законами, стремление развивать экономику в согласии с интересами

политической власти. В социальной сфере - полный распад механизмов казенной

опеки, их вырождение в механизм маскировки социальных язв.

Два уродливых проявления социализма ХХ века - казарменный "социализм"

и национал-социализм - принесли слищком много бед народам мира. В отличие

от них, социал-демократия нигде не повлекла насилия, диктата, войны или од-

нопартийности.

Отмежевываясь от идеологии и практики казарменного социализма, мы ощу-

щаем нашу ответственность за будущее страны, будущее наших детей, за созда-

ние демократического, благополучного и цивилизованного бытия - основ общес-

тва демократического социализма.

Сложившаяся в СССР система противоречит принципам свободы, основопола-

гающим ценностям демократического общества.Система, основывающаяся на одно-

партийном диктате; господстве аппарата, превратившегося в сословие; эксплу-

атации народа бюрократией; беззаконии и произволе - не может пользоваться

нашей поддержкой.

*2) КТО МЫ.

Мы - сторонники политической-экономической-социальной демократии - вы-

ражаем свое стремление и готовность участвовать в поисках выхода страны из

кризиса в качестве организованной политической силы - Социал-демократической

ассоциации. Способной вместе со всеми демократическими силами страны бо-

роться за последовательные и радикальные демократические реформы, бороться

против всех проявлений насилия, дискриминации, попыток монополизации истины

и права на поиск.


- 7 -

Мы ориентированы на компромисс и сотрудничество различных социальных

слоев и групп. В солидарности и диалектическим единстве демократического и

социалистического движения, взаимной ответственности - залог нашего успеха.

Мы отвергаем претензии какой-бы то ни было политической силы монополь-

но определять - какой быть перестройке, в каком обществе нам жить; мы от-

вергаем диктат навязанных концепций, диктат творцов "революции сверху" и

окружающих их теневых манипуляторов из органов государственного принуждения

и различных "комиссий".

Сегодня становится ясно: КПСС в своем нынешнем виде не может справить-

ся с выпавшей на ее долю задачей. У нее хватило здоровых сил повернуть руль

руководства и провозгласить перестройку, но не хватает сил ее осуществить.

В то же время, мы поддерживаем реформистские силы в правящей партии,

процесс ее демократизации снизу, считая: только союз прогрессивного крыла

КПСС с независимыми политическими движениями народа способен дать перест-

ройке реальную социальную базу, выведя ее из нынешнего патового состояния.

Время экспериментов сверху прошло, перестройка нуждается в обобществ-

лении. Это означает, что выработка альтернативных идей и программ развития,

выбор из этих альтернатив - должны осуществляться демократически.

Одной из таких альтернатив может стать путь социальной демократии. Со-

циал-демократия прежде всего воплощает собою право граждан на поиск и осу-

ществление разумной альтернативы, борьбу за выбор. Сознательная социальная

деятельность, основанная на активной гражданской позиции и обостренном чув-

стве ответственности - вот наше лицо.

* 3/ КУДА ИДТИ: НАШИ ЦЕННОСТИ И ДУХОВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ.

Наши духовные источники: историческое наследие лучших черт российской

социал-демократии; традиции демократического движения нашей страны; идеи

демократического социализма; теоретический и практический опыт международ-

ной социал-демократии. Мы осознаем себя частью более чем столетнего между-

народного движения и стремимся к овладению его теоретическим, практическим

и политическим наследием.

Наши политические ценности: свобода и гражданское достоинство; общест-

венное равноправие; демократия; социальная справедливость и социальная за-

щищенность; гуманизм и общественная солидарность; мир и естественное, дос-

тойное человека экологическое окружение; благополучие и возможность куль-

турного общественного развития.

Наш народ выстрадал право и способен жить в демократически организо-

ванном обществе. Главная проблема: обеспечить переход от пост-тоталитарного

общества к нормальному, цивилизованному, демократическому обществу; создание

основ для демократии через освобождение гражданского общества и помощь в его

становлении. Наша задача: ответственно содействовать полному и безусловному

признанию гражданского достоинства, проявляемого через естественные сообщес-

тва свободных личностей, возникающие естественно - на основе солидарности и

равноправия.

Субъектом демократической перестройки мы считаем культурные, созна-

тельные слои гражданского общества - независимо от их социального статуса.

Предстоит обеспечить условия для саморазвития трудящихся в процессе реали-

зации инициатив, выражающих различные интересы.

Мы говорим НЕТ: насилию и пропаганде насилия; идеям национальной иск-

лючительности и вражды к другим народам (а также основанным на этих идеях

действиям); претензиям на монопольное обладание истиной и властными полно-

мочиями. Свои ценности и взгляды мы должны отстаивать в спорах, уважая пра-

ва партнера, аппелируя к силе аргументов.

Отличительная особенность нашего политического самоопределения: мы

признаем демократический социализм в качестве реально возможной историчес-


- 8 -

кой альтернативы. Для нас социализм - это путь непрерывного совершенствова-

ния общества ради освобождения и совершенствования человека, путь истори-

ческого творчества самого народа.

Демократический социализм есть движение к этическому идеалу, под кото-

рым, в частности, понимаются: свобода от политического и экономического

господства человека над человеком; добровольно-трудовой образ жизни всех

индивидов и социальных групп; добровольность всех форм жизнедеятельности,

всех совместных, согласованных действий субъектов общественных отношений;

последовательно-гуманистическая направленность общественного прогресса; на-

родовластие, неотъемлемость у народа всей полноты власти; равноправие в об-

щественной и политической жизни, реальное равенство всех перед законом,

неправовое общество не может быть социалистическим; неукоснительная, без

малейших исключений социальная защищенность любых действий, поступков, на-

мерений и решений граждан, их социальных групп и организаций, если они неп-

ротиворечат закону; органическая взаимоувязка, сопряженность прав и свобод

личности, народа, социальной группы или общности с системой их обязанностей

перед обществом; социально-экономическая оценка результатов воспроизводства

и справедливое распределение его эффекта.

II. НАШЕ КРЕДО: ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ

ДЕМОКРАТИЯ

Новые программные принципы должны носить не только общедемократический

характер, но и определять круг первоочередных задач практического полити-

ческого действия.

* А. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА.

Главным вопросом демократического пути в политической перестройке яв-

ляется вопрос об устранении монополии на власть, создании гарантий недопу-

щения абсолютизма в политике. Из кризиса нельзя выйти с той же самой власт-

ной структурой, с какой мы в этот кризис попали.

1/ Перестройка должна носить поэтапно-комплексный характер и быть нап-

равленной на коренное преобразование общественной среды; должно быть сокра-

щена гипертрофированная и определяющая роль политсистемы по отношению ко

всему обществу (принцип деполитизации и деидеологизации управления, полити-

зации общественной жизни). Диктаторские механизмы и формы управления должны

быть заменены демократическими механизмами согласования общественных инте-

ресов и действий.

2/ Последовательная демократизация политической системы на принципах

парламентарной демократии. Создание правовых и политических гарантий для

активного, мирного и ненасильственного преобразования монопольного блока

власти, институционального разделения властей.

3/ Конституционность и создание демократического правового государства

предполагают:

- гарантии свободного изъявления и учета политической воли любых эко-

номических, социальных, политических и иных общностей людей (в т.ч.меньшин-

ств);

- легализацию различных мирных форм давления на государственные инсти-

туты с целью обеспечения общественного участия и контроля за отправлением

властных функций и принятием решений;

- обеспечение свободы создания и деятельности на основах равноправия

общественных (в т.ч. политических) объединений граждан, не призывающих к

насилию и не практикующих его. Постепенный переход к многопартийной полити-

ческой системе, расширение границ политического плюрализма, принятие закона

о политических партиях;


- 9 -

- пересмотр закона о выборах, осуществление принципа равных, тайных и

прямых выборов, свобода выдвижения кандидатов с регистрацией всех выдвину-

тых лиц, отмена корпоративного представительства;

- отмену антиконституционных законов, указов и инструкций, ограничива-

ющих политические свободы (слова-союзов-собраний-манифестаций).

4/ Главный стержень - гарантированное отправление гражданами всей пол-

ноты их прав и свобод. Задача цивилизованной власти состоит не в подавлении

или ограничении этих свобод, а в обеспечении своими средствами их реализа-

ции. Правовая демократия недостижима без приведения внутреннего законода-

тельства в соответствие с международными нормами. Права гражданина это гра-

ницы всевластия государства; юридическое закрепление и защита прав и свобод

- предпосылка народовластия, суть демократического правового государства,

установления контроля общества над государством.

*Б. КУРС НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕМОКРАТИЮ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ

ЭКОНОМИЧЕСКУЮ РЕФОРМУ.

Экономика должна быть для человека. Эффективное производство в совре-

менном обществе возможно только как регулируемое обществом товарно-денежное

(рыночное) хозяйство. Рыночная экономика - одно из условий автономного раз-

вития гражданского общества, преодоления государственного засилия, команд-

но-репрессивного управления , бюрократических и идеологических манипуляций.

Признавая роль товарно-денежных отношений, демократический социализм

против превращения рынка и денег в главный организующий принцип общества,

что может привести к концентрированному господству экономики над обществом.

Наши экономические принципы: принцип распределения по результатам общест-

венных усилий работника (трудового коллектива); принцип соревновательности;

принцип социальной справедливости и материального обеспечения.

Свободное развитие производительных сил, регулируемое ростом коллек-

тивного богатства и индивидуального благосостояния, требует экономической

демократии. Два основных элемента первоочередных реформ: реформа отношений

собственности и создание условий для партнерских отношений "работода-

тель-работник" в экономике.

Предпосылки их реализации в течение длительного переходного периода:

1/ Гарантии разнообразия и равноправия различных форм собственности и

хозяйствования, свободы производственной инициативы и предприимчивости

(прежде всего на селе; развитие системы семейных/кооперативных/аренд-

ных/фермерских хозяйств и их естественных сочетаний - как инструмента под-

линного раскрепощения крестьянства и решения продовольственной проблемы);

становление современных форм коллективной собственности на принципах эконо-

мической эффективности, целесообразности, недопущения экономического подчи-

нения.

Мы отвергаем как поголовную реприватизацию, так и сверхогосударствлен-

ное хозяйство; общество должно состоять из собственников. Гибкая законода-

тельная власть, система институтов социально-экономической демократии,

сильные и независимые профсоюзы призваны обеспечивать, чтобы собственность

"работала" на общество.

2/ Создание свободного социально-экономического рынка всех (финансо-

вых, информационных, трудовых) ресурсов и средств производительного труда;

изменение функций хозяйственных ведомств с ликвидацией большей части отрас-

левых министерств - одной из опор командно-административной системы, мо-

гильщиков народного хозяйства.

Мы стремимся минимизировать общественные издержки хозяйственной перес-

тройки; рынок трудовых ресурсов - особый, его субъекты - люди, посему без-

работица как фактор реформенного риска должна стать делом всего общества,

правительства, органов самоуправления. Мы стремимся к активной политике в


- 10 -

области трудовых ресурсов, включающей развитие системы обучения/переобуче-

ния. Массовая безработица в условиях хронического дефицита неоправдана,

слишком много потребностей не удовлетворено.

3/ Отказ от бюрократически-хаотического ценообразования при обеспече-

нии финансово-налогового контроля за ценами на основные потребительские то-

вары; меры по ликвидации монополии производителя, по сдерживанию инфляцион-

ных процессов, по сворачиванию убыточных производств и переливу средств в

рентабельные сектора экономики; резкое сокращение расходов на управленчес-

кий, военный и репрессивный аппарат и иных паразитических расходов госбюд-

жета. В области оплаты труда мы за политику солидарности: как результат пе-

реговоров и согласований между независимыми профсоюзами - работодателями -

государством. Это обеспечит равную оплату за равный труд, стимулирует об-

новление структуры производства, его разумную селекцию.

4/ Придание реальных властных, управленческих и контрольных функций

Советам трудовых коллективов и другим органам демократического самоуправле-

ния; широкое развитие самоуправления со-собственников средств производства,

свобода любых форм и методов представительства и защиты интересов работни-

ков. Мы выступаем за выдвижение независимых рабочих в Советы различного

уровня непосредственно от трудовых коллективов.

Власть трудовых коллективов - это власть людей труда над собою, над

своею работой, над своими общественными и производственными отношениями;

это и есть общественная собственность на средства производства. Те же формы

собственности, которые нарушают достоинство, свободы и права человека - ан-

тиобщественны.

5/ Одним из гарантов экономической демократии выступают демократичес-

кие профсоюзы, организационно и политически независимые от партий, государ-

ственных органов и органов производственного самоуправления. Мы добиваемся

проведения реформы профсоюзов, превращение их в реальных защитников интере-

сов трудящихся, осуществления профсоюзного плюрализма. Новые профсоюзы дей-

ствуют под контролем снизу, на принципах солидарности и добровольности.

6/ Сегодня пока отсутствует механизм преодоления множащихся конфлик-

тов, растет беззащитность работников. По-прежнему сильны группы (лобби, мо-

нополии), заинтересованные в сохранении властных отношений в экономике. Ры-

ночная экономика не заработает при сохранении существующей командно-адми-

нистративной системы управления хозяйством.

Нужна работающая система экономического согласования: сильное прави-

тельство, сильный парламент, сильные профсоюзы. Нужен закон об экономичес-

ких отношениях. Нужна система регулярных трехсторонних форумов - для согла-

сования интересов и позиций работников-работодателей-государственных органов.

*В. КАКУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ МЫ ХОТИМ

В социал-демократической альтернативе воплощена тесная увязка "рыноч-

ной" экономики и "нерыночной" социальной политики. Человек - не товар;

удовлетворение личных и общественных потребностей - не просто вопрос рыноч-

ных распределительных механизмов. Стабильность в экономике и обществе может

быть обеспечена, если неизбежная рыночная селекция (и последующее расслое-

ние) компенсируются внеэкономическим перераспределением, основанным на со-

циальной солидарности и благотворительности.

Приоритет социальной проблематики означает для нас направленность на

создание государства цивилизованного благополучия, на реализацию текущих (а

не "коренных") интересов и потребностей граждан. Необходима увязанная сис-

тема: социальная безопасность/социальное регулирование/социальное равнове-

сие/социальное равноправие.

Активная социальная политика призвана остановить нарастающее ухудшение

качества жизни и обеспечить основы для постепенного роста этого качества.


- 11 -

Основополагающим правом человека должно стать право на получение социальной

помощи и прожиточного минимума в любой ситуации и в любом возрасте.

Гарантии защищенности социальных прав трудящихся включают:

- возможность обжалования любых действий и решений должностных лиц и

учреждений в суде с правом возбуждения дел непосредственно гражданами;

- совершенствование трудового законодательства, чтобы воспрепятство-

вать перекладыванию издержек экономических преобразований на трудящихся;

распространение трудового законодательства на всех работающих по найму как

в государственном, так и в кооперативном секторе;

- гарантии права на забастовку;

- ввведение индексирования фиксированных доходов /пенсии, стипендии,

пособия/ и автоматическое их повышение в соответствии с ростом цен;

- отмену необоснованных, не связанных с эффективностью труда привилегий.

- систему социальных пособий и услуг для помощи маргинальным и соци-

ально неблагополучным группам и категориям лиц.

- отделение от рыночной сферы системы бесплатного общего медицинского

обслуживания, образования, культуры - наряду с возможностью получения до-

полнительных платных услуг.

Следует прекратить практику расточительного и бесконтроольного исполь-

зования бюджетных средств, денег налогоплательщиков. Одной из задач социал-

демократии является борьба за введение современной системы налогообложения,

справедливой, контролируемой и стимулирующей поддержку демократически про-

являющихся (а не "планомерно выявляемых") в обществе потребностей .

*Г/ КУЛЬТУРА

Наконец - формирование норм культурной цивилизованной жизни. Расшире-

ние культурных сил общества, интеллектуально развитых, с развитым логи-

ко-этическим и правовым сознанием, способных к сознательному созидательному

социальному творчеству. Демократию следует "взращивать" не только через но-

вые институты и правовые акты, но через кульутру и душу человека. Через

эмансипацию общественного сознания, снятие внутренней репрессивности. Надо

учиться действовать и жить в условиях смены типа господствующей культуры.

Мы утверждаем последовательный интернационализм; стремимся осознать

место и роль своего народа как равноправного и свободного члена семьи наро-

дов, будучи озабоченой благополучием и развитием этой семьи в той же степе-

ни, что и благополучием собственного народа. Через национальные культуры мы

стремимся выйти к культуре мировой. Особенное внимание - решению националь-

ного вопроса. Один из шагов - последовательное осуществление принципов фе-

дерализма во взаимоотношениях союзных республик между собой и с союзными

властями; заключение нового Союзного Договора между республиками. Сохраня-

ется актуальность поддержки национально-освободительных движений как в

стране, так и за рубежом.

Здесь принцип: уважение неотчуждаемого суверенитета любых естественно

возникающих единиц самоуправления, любых сообществ - гражданских, террито-

риальных, социальных, национальных, религиозных, производственных и иных -

основных ячеек демократического самоуправляющегося социализма.

*Д. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДЕЛА.

Сохранение мира - основа реализации наших демократических целей. Посе-

му вопросы мира не могут быть монополией государств, правительств, армий.

Особое значение приобретает гражданская дипломатия на всех уровнях. Мы бо-

ремся против идеологии и практики милитаризма и агрессии, против идеологии

псевдореволюционных фанатиков. Будущее нашей страны мы видим в упразднении

военных блоков и мирной конвергенции систем. Ценности социалдемократии не

могут быть реализованы "в отдельно взятой стране"; вот почему мы должны


- 12 -

стать органичной и открытой частью сообщества народов Европы. Наша цель:

возрождение сознания причастности к прогрессивной европейской культуре, при

сохранении самобытности национальной культуры и самосознания.

Глобальная тенденция современности -тенденция к интернационализации.

Те страны, которые пытаются ограничить контакты своих граждан с внешним ми-

ром, держа их под постояным неусыпным контролем, наносят ущерб прежде всего

самим себе. Необходимо убрать все еще остающиеся рогатки, препятствующие

обмену информацией и личным контактам граждан различных государств.

Миролюбивая внешняя политика должна опираться на естественные чувства

человеческой солидарности, возникающие в процессе повседневной экономичес-

кой, политической и культурной совместной людей, общественных групп, предп-

риятий разных стран. Диплматия граждан - основа новой внешней политики, от-

вергающей отношения с позиции силы.

Таковы направления нашего движения, его credo.

III. КАКИМИ ПУТЯМИ И СРЕДСТВАМИ МЫ ПОЛАГАЕМ ОСУЩЕСТВИТЬ

ЭТИ ЦЕЛИ?

*1) О СРЕДСТВАХ.

Мы провозглашаем принцип постоянной реформы. Принцип демократической

перестройки- вместо насильственной борьбы за власть, за монополизацию влас-

ти, вместо бюрократической безответственности, толкающей страну к экономи-

ческой катастрофе, вместо псевдодемократических и псевдореволюционных при-

зывов и речей.

В соответствии с этим, наша Ассоциация в качестве организованной поли-

тической силы через деятельность своих коллективных и индивидуальных членов

намерена:

- оказывать поддержку индивидуальных и коллективных демократических

гражданских инициатив: культурных, социальных, экологических, экономических;

- содействовать становлению независимых структур гражданского общест-

ва, его освобождению от государственного насилия;

- организовывать акции прямой демократии: публичные дискуссии, форумы,

митинги, петиционные (подписные) кампании, опросы и референдумы, а также

забастовки и кампании гражданского неповиновения;

- участвовать в общественном контроле за деятельностью органов власти,

оказывая конструктивную поддержку их позитивной деятельности;

- проводить независимую экспертизу через систему кооперативных и хоз-

расчетных консультационно-внедренческих организаций;

- вырабатывать конструктивные альтернативы в виде законопроектов,

предложений и программ развития, организуя условия для их реализации;

- представлять и защищать интересы своих членов и единомышленников, в

случае необходимости - вести переговоры с государственными и общественными

организациями, а также судебные дела;

- активно участвовать в избирательных кампаниях по выборам народных

депутатов различных уровней, выдвигая и поддерживая как собственных канди-

датов, так и кандидатов с близкими платформами;

- вести издательскую деятельность - в форме независимых теоретических,

аналитических и оперативных публикаций, содействующих достижению программ-

ных целей Ассоциации;

- создать и координировать деятельность независимого Фонда поддержки

политических и идеологических инициатив.

Мы стремимся к широкому сотрудничеству и взаимодействию с иными демок-

ратическими движениями и организациями. Считаем полезным проведение регу-

лярных городских, региональных и межрегиональных Форумов независимых граж-

данских инициатив - в форме народного парламента или круглого стола, для


- 13 -

действенного согласования позиций, обмена опытом, взаимопомощи. Для согла-

сованного выступления в политических кампаниях и на выборах могут созда-

ваться временные демократические блоки (союзы и т.п.)

*2) КАКОЙ БУДЕТ НАША АССОЦИАЦИЯ. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для нас, сторонников политической-экономической-социальной демократии,

ассоциация - не фетиш, не инструмент узурпации власти, не стоящая вне кри-

тики ее членов "святыня" (беречь единство которой положено как зеницу

ока...). Наша ассоциация - всего лишь организационное средство реализации

наших демократических устремлений и ценностей. Организационная форма выра-

жения нашей политической воли и нашего участия в формировании и реализации

политики демократической перестройки.

СДА разделяет принципы, изложенные в Итоговом документе Венской встре-

чи Совещания по безопасности и сотрудничеству в Евпропе. Находясь в начале

своего становления СДА действует в рамках Конституции СССР, пользуется всей

полнотой конституционных прав и обязанностей.

Социал-демократическая ассоциация:

- строится на принципах конфедерации, признает политическую автономию

своих коллективных и индивидуальных членов;

- демократическая и дискутирующая ассоциация, с свободой критики любых

действий любого члена или функционера;

- строится на принципе свободы групп, платформ, фракций в рамках самой

ассоциации;

- осознает себя как левая, солидарная со всеми прогрессивными общест-

венными силами, ассоциация;

- стоит на позициях социал-реформизма, опираясь прежде всего на куль-

турные силы гражданского общества из всех социальных групп и слоев, ощущаю-

щих личное содействие демократическим реформам своим гражданским долгом;

- программная организация, не имеющая официальной идеологии и мировоз-

зрения, подчиняющих себе процесс постоянного обновления и програмного поиска;

- электоральная организация, принципиально не массовая, но зато наце-

ленная на завоевание поддержки избирателей в ходе различных выборов - выд-

вигая свою платформу и своих кандидатов;

- работает гласно и открыто, все заседания и документы открыты для

членов и гостей ассоциации, а также для прессы;

- стремится оказывать влияние в различных регионах страны через своих

коллективных и индивидуальных членов, живущих и работающих в этих регионах;

- программные вопросы, политические споры и этические проблемы разби-

рает на своих регулярно собираемых форумах - с участием всех заинтересован-

ных сторон.

+++

_______________________________________________________________________________

ВОЗМОЖЕН ЛИ ПАРЛАМЕНТАРНЫЙ ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА?

/демократический наказ 1-му съезду народных депутатов СССР/

Съезд народных депутатов собирается в момент, когда резко обострилось

положение в нашей стране. Под тонким льдом сложившихся политических традиций

накапливаются подогреваемые консервативной реакцией тенденции экономическо-

го, морального и национального кризиса. Принимаемые решения практически не

исполняются или исполняются в том провокационном стиле, который был проде-

монстрирован убийствами в Тбилиси. Экономическая и политическая бездарность

бюрократии в сочетании с саботажем корумпированных элементов и мафии приво-


- 14 -

дят к стремительному нарастанию нехватки элементарных средств жизни. Ленинг-

радская оппозиция внутри партии повела открытую демагогическую атаку на курс

обновления.

В этих условиях на Народных Депутатов СССР ложится небывалая ответст-

венность за исторические судьбы страны. Именно Съезд в своем качестве упол-

номоченного народом парламента способен связать политику перестройки с ре-

альными чаяниями и нуждами масс. Именно Съезд, стоящий над потоками фабрику-

емой ведомственной бюрократией дезинформации, может обеспечить конструктив-

ный диалог между различными, ныне драматически разобщенными слоями народа,

между руководством и народом. И тогда в атмосфере деловой политической рабо-

ты Съезд сумеет найти необходимые стране решения, после чего избрать рабо-

тоспособный, ответственный состав Верховного Совета СССР.

Если Съезд не выполнит эту задачу,консервативный экстремизм и мафия мо-

гут победить. Однако это будет недолгая победа - за ней неминуемо последует

страшной силы социальный Чернобыль.

Осознавая эти опасности, конструктивно нацеленная общественность, в

том числе демократические социальные клубы разных городов, участники

межгородского рабочего совещания считают необходимым сообщить депутатам

следующий

НА К А З

1. Мы наказываем Народным Депутатам - в процессе ответсвенного обсужде-

ния альтернативных предложений наметить пути выхода из народнохозяйственного

кризиса. При этом мы исходим из необходимости:

а) заменить не оправдавшие себя противоречивые общесоюзные программы

гибкой экономической политикой, направленной на удовлетворение первоочеред-

ных потребительских и медицинских нужд населения, что станет предпосылкой

для решения стратегических задач;

б) привлечь к управлению экономикой новых компетентных людей, обладаю-

щих реальным знанием об экономическом положении страны и способных принимать

сложные оперативные решения, как это делается в большинстве стран в крити-

ческие моменты; чтобы накормить страну и создать предпосылки для ее разви-

тия, необходимо обоснованное разнообразие конкретных решений, простор иници-

ативам;

в) принципиально отказаться от дорогостоящих и неубедительных крупно-

масштабных проектов, наподобие "поворота рек";

г) перейти к демократическим методам решения опасных для здоровья насе-

ления экологических проблем;

д) обеспечить социальную защиту трудящихся от легковесных экспериментов

с ценами, рабочими местами и зарплатой.

2. Мы ожидаем, что Съезд народных депутатов не разойдется до тех пор,

пока в соответствии со ст.108,п.4 Конституции СССР, не обсудит со всей необ-

ходимой тщательностью и ответственностью положение в стране, не наметит убе-

дительные направления деятельности для будущего Верховного Совета СССР.

Только на основе серьезного и глубокого обсуждения могут быть избраны депу-

таты Верховного Совета с учетом их платформ и с применением наиболее прог-

рессивных принципов избрания (тайное голосование, пропорциональные системы

опроеделения результатов) .

3. В этих целях мы полагаем необходимым и первостепенным принятие Съез-

дом такого регламента деятельности, который позволит ему, невзирая на много-

численность состава, практически работать все необходимое для страны время.

Правовой опыт других стран показывает, что рабочие заседания парламентских

органов могут проходить не обязательно в полном составе депутатов. Что каса-

ется оперативного управления страной, то Съезд вправе на время до выборов

Верховного Совета продлить полномочия ныне действующего Председателя Верхов-


- 15 -

ного Совета и Правительства.

4. Для обеспечения конструктивного обсуждения назревших проблем и сня-

тия напряженности, постоянно возникающей в различных регионах и между раз-

личными слоями ее населения страны, мы считаем необходимым, чтобы Народные

депутаты выступили с инициативой немедленного принятия Съездом законов, га-

рантирующих:

а) полную неприкосновенность Народных Депутатов в связи с их выступле-

ниями на Съезде;

б) свободную деятельность общественных организаций, выражающих запросы,

идеи и мнения различных групп населения на основе явочно-нормативного поряд-

ка их образования и регистрации, в том числе политических, религиозных, про-

фессиональных, идеологических и др.

в) свободу средств массовой информации на условиях их ответственности

перед законом;

г) реальную, не ограниченную двусмысленными формулами, наподобие "диск-

редитации общественных организаций", свободу выражения мнения. Выражение

мнения ни при каких условиях не может караться тюрьмой;

д) материальную обеспеченность постоянной работы Народных Депутатов.

5. Мы считаем также необходимым в интересах ответственного сотрудничес-

тва различных сил, поддерживающих курс на перестройку, отметить действующий

порядок разрешения общественных мероприятий, открывающий простор произволу

бюрократических инстанций.

6. Одновременно мы наказываем Народным Депутатам законодательным путем

срочно определить условия цивилизованного использования сил принуждения, ис-

ключающие возможность повторения событий, имевших место в Тбилиси; отменить

существующе законодательство о спецвойсках.

7. Мы рассчитываем, что по ходу своей работы Съезд рассмотрит и зако-

нодательно разрешит назревшие вопросы: собственности, положения государствен-

ных,кооперативных и иных предприятий; обеспечения надежных гарантий давно

завоеванных трудовых прав,исключающих произвольное распоряжение рабочей силой.

Исходя из убеждения, что сформулированный выше Наказ содержит минималь-

ные условия конструктивного перехода страны к разрешению назревшего кризиса,

мы готовы снабдить Народных Депутатов вариантами соответствующих законопро-

ектов.

Мы убеждены, что времени для конструктивного выхода из кризиса осталось

немного. Пропуск этого времени чреват непоправимыми последствиями и на всех

нас, в том числе и на Народных Депутатов, ляжет ответственность за возможный

перерыв в истории нашего государства.

-------------------------------------------------------------------------------

(Принято на Межгородском рабочем совещании демократических клубов соци-

ального направления - на основе проекта клуба "Демократическая Перестройка").

________________________________________________________________________________

О ПУТЯХ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ КПСС И ОТНОШЕНИИ К ИДЕЕ ЧЕРЕЗВЫЧАЙНОГО СЪЕЗДА КПСС *)

Межклубная партийная группа, в которую входят коммунисты,рабо-

тающиев самодеятельных общественно-политических объединениях, в ап-

реле 1989 г. выступила с инициативой проведения чрезвычайногоХХV111

съезда партии по вопросам внутрипартийной демократизации. Вопрос этот

имеет принципиальное значение для хода перестройки, поскольку КПССв

условияхнезавершенной политической реформы является единственной с

стране организованной политической силой, отвечающей за токризисное


- 16 -

состояние,в которое все более втягивается наше общество. Во многом

неэффективность хода перестройки, понимаемой как преодоление последс-

твий периодов культа личности и "большого застоя",объясняется теми

противоречиями,которыми на сегодня чревата партия, отсутствием пе-

рестройки в ее собственных рядах.

Сегодня партия объединяет самые разнообразные идейныегруппы -

от "ортодоксов" и социал-демократов слева до сталинистов и коррумпи-

рованных элементов справа. Сохранение мнимогоединства, за которое

ратуютконсерваторы, является, вопреки их утверждениям, фактором,

дестабилизирующим ситуацию, тормозом важнейших общественно-политичес-

ких реформ. Мы считаем, и активизация общественных сил в связи сде-

мократизирующимсяизбирательным правом это доказывает, что в партии

имеются здоровые силы, которые способны провести необходимые реформы,

связанные в первую очередь с реформой идеологии, отказаот догмати-

ческойтрактовки марксизма-ленинизма, демократического централизма в

его сталинском понимании, методологии анализа ипрактики обществен-

но-политических процессов и т.д.- всего, что связано с идеологическим

обеспечениемхода социалистического строительства. События четырех с

лишним лет перестройки не раз вынуждали партийное игосудартственное

руководствопредпринимать такие меры, которые могли бы быть характе-

ризованы не как традиционные, свойственные догматам командно-админис-

тративной системы, а как новаторские, присущие новой, реформированной

идеологии. Однако сохраняющаяся практика применениясиловых мер во

многихи многих случаях показывает, что КПСС не в состоянии в своем

нынешнем виде обеспечить решение самых злободневных задач.

Мы считаем, что в качестве первого шага для выхода из сложившей-

ся ситуации необходимы следующие меры:

- провести общепартийнуюдискуссию по вопросу демократизации

партии с предоставлением партийной прессе возможности публикации раз-

личных точек зрения по этому вопросу;

-пересмотреть принцип демократического централизма в его ста-

линской трактовке;

- отменить резолюцию Х съезда партии "О единстве партии", приня-

тую в 1921 г. в чрезвычайных условиях и допустить возможностьразме-

жевания в КПСС на базе различных платформ;

- провести на базе последних выборы в цетральные органы партии.

Общепартийнаядискуссия поможет провести чрезвычайный или оче-

редной съезд партии с большим толком для партии и общества иреально

двинуть вперед осуществляемые реформы в политике и экономике. Дискус-

сиябудет способствовать начавшемуся процессу социал-демократизации

КПСС.Напротив, без проведения такой дискуссии, без возможности отк-

рытого и широкого обсуждения платформ, сплочения на их основе широких

масс, партия может оказаться в хвосте демократической волныобновле-

ния общества и перехода его на путь демократического социализма, аль-

тернативного существующей бюрократической модели.

--------------------------------------------------------------------------

*) - Проект резолюции, подготовленный клубом "Демократическая перестройка",

обсужден участниками Межгородской рабочей встречи демократических

клубов социального направления (Москва,20-21 мая 1989 г.).

Проект отклонен, в то же время ряд представителей клубов подписал его.

_______________________________________________________________________________


- 17 -

О ПЕРВОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ

И СОЗДАНИИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ

/информационное сообщение/

* * *

С 10 по 15 июля в г.Таллинне прошла первая Социал-демократическая школа

(СДШ). СДШ организована на общественных началах, ее подготовку и проведение

осуществлял оргкомитет, образованный из представителей эстонского социал-де-

мократического движения (Таллинн), Социал-демократической конфедерации (Ле-

нинград), клуба "Демократическая перестройка"(Москва). Цель СДШ: изучение те-

оретического и практического опыта международного социал-демократического

движения, формирование условий конструктивного диалога между демократическими

силами страны.

С докладами выступили видные обществоведы из Москвы (док.и канд. наук

Л.Волков, С.Дзарасов, В.Киселев, В.Любин, М.Малютин, Б.Орлов), а также лидеры

общественно-политических организаций (Б.Кагарлицкий, О.Румянцев, В.Саатпалу,

П.Филиппов, И.Чубайс, др.); с сообщениями выступили участники школы. Проведе-

ны круглые столы и семинары по вопросам: роли КПСС в обновляющейся политичес-

кой системе, концепции гражданского общества, взаимосвязи политики и этики,

программы экономических мер вывода страны из кризиса. Начато формирование

первой в стране публичной библиотеки литературы о социал-демократии (Библио-

теки СДШ).

Работа школы носила открытый характер, освещалась в средствах массовой

информации Эстонии (пресса, телевидение). Начато формирование Ученого совета

школы. Решено, что II-ая СДШ пройдет в начале 1990 г. в Таллинне и будет пос-

вящена проблемам экономической демократии.

* * *

Параллельно с работой I-ой СДШ в Таллинне прошел ряд организационных ме-

роприятий.

8-10 июля проводился съезд социал-демократической конфедерации, объеди-

няющей ряд родственных групп. 9 июля работа съезда - по предложению наблюда-

телей из московского клуба "Демократическая перестройка" - была единогласно

(при одном воздержавшемся) приостановлена. Собравшиеся были проинформированы

об итогах межгородского рабочего совещания демократических клубов социального

направления (Москва, 20-21 мая с.г.), которые договорились о подготовке к

созданию Социал-демократической ассоциации, с учетом перспективы образования

партии. Принятая на совещании за основу платформа "Социальная перестройка-

демократический путь" была изложена собравшимся. (Все материалы совещания

опубликованы в распространяемом альманахе "Открытая Зона", N10). После чего,

представители Москвы предложили собравшимся проект образования Социал-демок-

ратической ассоциации (СДА) - совместными силами различных групп, движений и

отдельных граждан - в качестве организованной политической силы, действующей

на основе принципов плюрализма и конструктивной альтернативы. В ходе последо-

вавшего бурного обсуждения подавляющее большинство активистов поддержало про-

ект. Предложение о провозглашении СДА было принято принципиально.

Организационное оформление СДА произошло на совещаниях 10-11 июля с.г.

Было принято следующее РЕШЕНИЕ:

"Мы, представители общественно-политических объединений - участники со-

вещания, состоявшегося в г.Таллинне 9-11 июля 1989 года - принимая во внима-

ние наличие в нашей стране различных демократических движений социальной, со-

циал-демократической, социалистической, марксистской направленности и стрем-

ление их участников к консолидации, провозглашаем создание СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИ-

ЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ. СДА, являясь независимым, широким политическим движением,


- 18 -

на период до своего учредительного съезда ориентируется на идейные и органи-

зационные принципы, изложенные в платформе 'Социальная перестройка - демокра-

тический путь'. За политическую, экономическую и социальную демократию!".

Решение в ходе работы Социал-демократической школы подписали представи-

тели большинства собравшихся клубов, а также отдельные граждане; некоторые -

условно, с последующей ратификацией в своих организациях. Список участников

проекта открыт, но с определенными оговорками. Те объединения и граждане, ко-

торые разделяют принципы Ассоциации, готовы принять участие в дальнейшей ее

работе и проведении учредительного съезда - могут обращаться к членам СДА.

Выработаны направления и формы совместной деятельности участников СДА.

Они включают: 1/ регулярный информационный обмен; издание периодического опе-

ративного информационного листа (бюллетеня) массовым тиражом; 2/ подготовка и

выпуск теоретического альманаха (определен состав редколлегии первого номе-

ра); 3/ формирование региональных информ-центров, их техническое оснащение;

4/ парламентская деятельность: работа с депутатами и клубами избирателей,

борьба за принятие демократического закона о выборах в местные и республикан-

ские органы власти, подготовка к активному участию в весенней избирательной

кампании; 5/ программная работа: теоретические занятия, совершенствование

платформы, семинары по акутальным проблемам; 6/ агтиационная работа: лекторс-

кая деятельность, работа в трудовых коллективах, содействие органам производ-

ственного и местного самоуправления; 7/ координированное проведение совмест-

ных акций, обращений, выступлений; 8/ подготовка к учредительному съезду,

разработка уставных и организационных принципов, техническое обеспечение ме-

роприятия; 9/ дальнейшее развитие международных контактов, активная гражданс-

кая дипломатия.

Участники Социал-демократической ассоциации договорились о проведении

очередного межгородского рабочего совещания в Москве, в середине сентября с.г.

+++ /Информ-служба СДА/ +++

________________________________________________________________________________

III-Е СОВЕЩАНИЕ УЧАСТНИКОВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ

(КОММЮНИКЕ И РЕЗОЛЮЦИИ), МОСКВА 22-24 СЕНТЯБРЯ 1989 ГОДА

I.

1/ В соответствии с решением таллинской(июль'89) встречи, 22-24.09.1989

г. в Москве состоялось III-е совещание участников Социал-демократической Ас-

социации. В совещании приняли участие представители, активисты и наблюдатели

следующих организаций:

ДОСП (Апатиты), "Соловецкий форум" (Архангельск), товарищество "Марк-

сист" (Волгодонск), политклуб "Демократическая перестройка" (Волгодонск),

клуб "Диалог" (Горький), Кировский клуб избирателей (Днепропетровск), СДО

(Киев), клуб "Перестройка" (Киев), Социал-демократический клуб (Костомукша),

"Демократическая перестройка" (Куйбышев),Социал-демократическая платформа ДС

(Куйбышев) Социал-демократический клуб (Красноярск), Социал-демократическая

организация (Львов), Социал-демократический клуб (Ленинград),СДФ ДС (Ленинг-

рад), клуб "Законодательная инициатива" (Ленинград), Социал-демократическая

группа "Пробуждение", представляет также ССТН (Ленинград),Информцентр (Ле-

нинград), "Перестройка", "Социалистический комитет" (Ленингград), клуб "Пе-

рестройка" (Махачкала), политклуб "Современник", социал-демократическая сек-

ция (Минск), "Демократическая перестройка" (Москва),Комитет правовой

защиты (Москва), Соц.-дем.фракция Демократический Союз (Москва), СДА (Моск-

ва), Московский партклуб:социал-демократическая секция (Москва), Московский

рабочий клуб (Москва), МБИО, Объединение социалистических профсоюзов СССР

(Москва),наблюдатель от депутатскогоцентра "Большой Урал", редколлегия

-19-

"Трибуны" (Свердловск),Демократическая партия труда и Социал-демократическая

партия Эстонии (Таллин), Социал-демократическая организация п/о "Салво"

(Таллин), "Гражданская инициатива за перестройку" (Ташкент), Харьковская

социал-демократическая группа "Апрель" (Харьков),Клуб избирателей "Выбор"

(Харьков).

Информсеть СДА расширяется за счет адресов организаций, принимавших

участие в работе СДА впервые.

2/ В ходе совещания были обсуждены следующие вопросы:

- Ситуация в стране и актуальные задачи социал-демократического движе-

ния;- Направления и опыт работы организаций-участников СДА на местах; - Ор-

ганизационные и уставные принципы СДА; - Подготовка к Учредительному съезду;

- Создание Фонда СДА; - Организация дальнейшей работы Социал-демократической

школы; - Координация издательской деятельности СДА; - Стратегия и тактика

участия СДА в избирательной кампании; - Основные положения предвыборной

платформы СДА.

II.

Исходя из решений майского и июльского с.г. совещаний СДА, организа-

ции-участник и в своей деятельности учитывают принципы, содержащиеся в плат-

форме "Социальная-перестройка - демократический путь". Создаваемой Программ-

ной комиссии предстоит доработать Платформу и Декларацию к Съезду СДА.

СДА: а) стремится к построению правового гражданского общества на прин-

ципах демократии, социальной справедливости и гуманизма; б) отвергает путь

революционного насилия, высказываясь за смену сложившейся в стране полити-

ческо й и экономической системы путем последовательных реформ в условиях

гражданского мира, национального и социального согласия; в) считает, что ус-

ловием здоровог о развития общества является политический, экономический и

культурный плюрализм ; г) выступает за отмену ст.6 Конституции СССР и созда-

ние правовых условий для многопартийной парламентской демократии; д) высту-

пает за многоукладную экономику и равноправное развитие всех форм собствен-

ности, за передачу части государственного имущества коллективным и частным

собственникам; е) отставивает идеи свободного развития рыночных отношений

при создании реальных гарантий всемерной социальной защищенности всех групп

населения; ж) выступает за безусловное право наций и автономных образований

на самоопределение и выработк у механизмов реализации этого права, в т.ч.

заключение нового Союзного договора , создание добровольной демократической

конфедерации равноправных государств; з ) борется за скорейшую разработку,

широкое обсуждение и безотлагательное принятие пакета демократических зако-

нов, роспуск Съезда народных депутатов и Верховных Советов страны и респуб-

лик, проведение демократических выборов в Учредительное собрание, задачей

которого станет принятие новой Конституциии демократического правового госу-

дарства.

III.

Итогом работы совещания стало принятие следующих резолюций:

1/ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К УЧРЕДИТЕЛЬНОМУ СЪЕЗДУ СДА

1. Провести Учредительный съезд Социал-демократической ассоциации в

г.Таллинне в первой половине декабря с.г.

-20-

2. Для обеспечения подготовки к съезду создать Оргкомитет съезда в сле-

дующем составе: *В.Саатпалу, П.Лепп, И.Юровский, В.Шмидт (организационно-тех-

ническое обеспечение); О.Савельев, А.Жабский, А.Сольц, М.Мейер (информацион-

ное обеспечение); А.Болтянский, Г.Киреев, В.Ляцкий, О.Румянцев (координа-

ция).

3. Оргкомитет делегирует права представителей оргкомитета на местах ли-

цам, уполномоченным на то местными организациями.

4. В случае, если в городе (регионе) действуют несколько организа-

ций-участников СДА, рекомендуется создание региональных координационных ко-

митетов.

5. Создать следующие комиссии для подготовки документов к съезду СДА:

- Уставную комиссию (в составе: В.Ахлюстин, *Г.Ракитская, В.Сас, В.Саат-

палу, В.Шмидт, И.Юровский);

- Программную комиссию (в составе: В.Ахлюстин, А.Болтянский, Л.Волков,

С.Дзарасов, П.Егидес, А.Иванов,Г.Киреев, В.Ляцкий, С.Москвин, Б.Орлов,

Г.Ракитская, *О.Румянцев, В.Саатпалу, В.Сас);

- Комиссию по избирательной кампании (в составе: В.Алексеев, Л.Волков,

Р.Гарбар, Н.Зосимов, * П.Кудюкин, А.Мусин, К.Попов, А.Скорняков,

П.Филлиппов, Д.Таскаев );

- Комиссию по национальному вопросу (в составе: Д.Халидов, А.Мусин,

В.Дудченко, М.Мейер, С.Селиванов, Лапынин А., *К.Янков).

6. Создать Совместный Вклад СДА для финансирования подготовки и прове-

дения Учредительного съезда СДА, ведения текущей деятельности Ассоциации.

(Временно - до открытия счета организации - перечислять средства на счет N

011526024109 в сберегательной кассе N 8181/01127, филиале Севастопольского

отделения г.Москвы Сберегательного банка СССР; реквизиты: рассчетный счет

164303 Черемушкинское отделение Промстройбанка, 117418 Москва Новочеремуш-

кинская ул.56, счет МФО-20149). Распорядителем Вклада временно является Орг-

комитет съезда, ответственным секретарем - В.Кардаильский. Денежные переводы

можно также направлять на адрес В.Кардаильского. Поручить комиссии

под руководством Л.Б.Волкова разработать правила распоряжения Вкладом и ра-

зослать их членам СДА для ратификации.

Для контроля за использованием поступающих средств избрать ревизорскую

группу в составе: (Сураев В.Ю., Лапынин А., Янков К.). Предложить членам СДА

сообщать ревизорской группе о своих перечислениях на вклад, с указанием при

необходимости целевого назначения перечисления - по адресу: 200026 Таллинн,

Академия теэ,7-314. Лапынину Ааре.

Совещание рекомендует организациям-участникам СДА вносить целевые взно-

сы и добровольные пожертвования.

7. Поручить Оргкомитету Учредительного съезда СДА разработать порядок и

нормы делегирования на съезд с последующей ратификацией членами Союзной СДА.

8. Для разбора этических споров и конфликтов создать комиссию по воп-

росам этики в составе: М.Гиршовский, А.Иванов, В.Ляцкий.

9. Проекты документов разослать для обсуждения не позднее чем за 1 месяц

доСъезда. Провести предсъездовское совещание Оргкомитета и Комиссий.

__________

(* - отмечены координаторы комиссий).

2/ ОБ ОСНОВНЫХ УСТАВНЫХ ПРИНЦИПАХ СДА

На совещании были рассмотрены оргпринципы платформы СДА, предложения

Демократической партии труда Эстонии, а также два альтернативных проекта Ус-

тава, предложенных ленинградским СДК и товариществом "Марксист". Работала

уставная комиссия. Участники договорились о следующем:

Союзная Социал-Демократическая Ассоциация - общественно-политическая

организация, объединяющая сторонников политической, экономической и социаль-

ной демократии.

-21-

Союзная СДА является конфедерацией. Ее членами являются организации и

движения республиканского и регионального уровней (партии, партийные фрак-

ции, союзы, объединения, клубы и т.п.). В уставе может быть предусмотрено

индивидуальное членство непосредственно в Союзной СДА в период ее становле-

ния.

Организации-участники СДА являются суверенными в своей деятельности и

обладают организационной и финансовой самостоятельностью.

Союзные органы СДА выполняют координационные (способствуют координации)

и представительские функции. Их решения носят рекомендательный характер. Со-

вет СДА формируется на паритетных началах по принципу делегирования. В Уста-

ве целесообразно предусмотреть порядок избрания в Совет Съездом определенно-

го числа лиц на персональной основе. Съезд избирает прямым, тайным голосова-

нием (на альтернативной основе) Исполком. Исполком является рабочим органом

СДА, выполняет в пределах решений Съезда и Совета оперативные функции по ко-

ординаци и и представительству. Полномочия и регламент работы Совета и Ис-

полкома определяет Съезд Союзной СДА.

3/ ОБ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СДА

1. Признать необходимым расширить использование имеющихся информационн-

ных изданий организаций-участников СДА, закрепив за каждым изданием право

по согласованию с оргкомитетом СДА выступать как орган Ассоциации.

2. Принять меры по подготовке к выпуску общей газеты СДА и утвердить

рабочую редакцию в составе: П.Филлиппов, А.Фадин, С.Дзарасов, Г.Ковальская,

А.Болтянский, В.Саатпалу, Л.Волков, О.Савельев, А.Жабский, С.Корсун, И.Браж-

ников.

4/ О РАБОТЕ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Принять к сведению согласие В.Саатпалу взять на себя функции Директора

СДШ. Поручить Съезду образовать Оргкомитет СДШ. Принять к сведению объяснения

Н.Сазонова по поводу его персональных действий от имени оргкомитета СДШ.

5/ ОБ УЧАСТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Совещание, обсудив блок антикризисной программы "От социализма нищеты к

демократии социального достоинства" (автор Л.Волков) и блок политической

программы "Путь к конституции демократического правового государства" (автор

О.Румянцев) решило: принять их как основу для дискуссий по предвыборной

программе СДА и включить в пакет идей, с которыми СДА выйдет на выборы;

окончательное решение по этим вопросам будет принято съездом СДА. Поручить

оргкомитету обеспечение рассылки проектов по информсети.

О тактике СДА на выборах. Поручить комиссии по избирательной кампании

подготовить к Съезду резолюцию о тактике на выборах и обращение к демократи-

ческим силам страны. Поручить этой же комиссии провести консультации с де-

мократическими движениями по вопросам избирательной кампании.

** *

Совещание рекомендует представителям ознакомить свои организации

с результатами III-его Совещания участников СДА,незамедлительно приступить

к работе по намеченным направлениям, начать подготовку к избирательной кам-

пании и подготовку Учредительного съезда СДА.

Согласовано и принято участниками совещания, 24 сентября 1989 года.

+ + +

-22-

И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н А ЯС Е Т Ь

----------------------------------------------------------------------------

городгруппа контакт примеч.- +

----------------------------------------------------------------------------

адрестелефон

------------------------------------------------------------------------------

.......................................................................................................

--------------------------------------------------------------------------

Примечание: информсеть составлена на основе списков участников московского

(20-21.05.89), таллиннского (9-11.07.89), московского (22-24.09.89) совещаний;

ряд групп внесен условно (об участии в СДА заявили отдельные активисты, не ис-

ключая возможность ратификации данного решения всей группой; такая ратификация

уже происходит). В случае недоразумений, либо нежелания видеть свои координаты

в данном списке, проьсба сообщать в Ленинград О.Савельеву либо в Москву

М.Мейеру и В.Кардаильскому. Список не является перечнем индивидуальных членов,

но содержит контактные адреса организаций. Этот список - открытый. Предлагаем

тем объединениям и гражданам, кто готов содействовать работе

Социал-демократической ассоциации и принять участие в подготовке учредительногосъезда - связаться по одному из указанных в списке адресов.

+++

-26-

О Б Ъ Я В Л Е Н И Я

-----------------------------------------------------------------------------

* В соответствии с решением таллинского совещания, с июля 1989 года регулярно выходт в свет

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ.

Выпуски подготавливаются и осуществляются информационной службой СДА

совместно в Ленинграде и Москве.

К октябрю вышло 8 номеров. Их краткое содержание:

N1: О первой соц.-дем.школе и создании СДА; об отношении к забастовкам и

проекте Закона СССР о забастовках.

N2: О.Румянцев: Нужен демократический закон о забастовках.

N3: Документы ленинградского Социалистического Комитета; плюрализм в

Дагестане; хроника событий.

N4: Волгодонский марш; обращение участников встречи рабочих клубов;

хроника событий.

N5: "Провинциальное кредо" из Костомукши; правопорядок или правый

порядок? (нет рабочим спецназам).

N6: Обращение группы Народных депутатов из Прибалтики; хроника событий.

N7: III-е совещание участников СДА (коммюнике и резолюции).

N8: О подготовке Съезда независимых рабочих движений и ассоциаций;

открытое письмо участников Круглого стола независимых организаций

Москвы группе народных депутатов из Прибалтики (ответ).

Вы можете заказать интересующие Вас материалы по следующим адресам:

195257 Ленинград а/я 128 Савельев Олег

113461 Москва Балаклавский пр-кт 48-1-104 Мейер Максим

117246 Москва ул Херсонская 19-16 Кардаильский Владимир.

-------------------------------------------------------------------------------

* В библиотечке альманаха "Открытая Зона" клуба ДП вышла брошюра

"О тактике активной забастовки" (отв. за выпуск Павел Кудюкин).

Заявки принимаются.

-------------------------------------------------------------------------------

* Со многими материалами клуба "Демократическая перестройка",

Социал-Демократической Ассоциации желающие могут ознакомиться в

Московском Бюро Информационного Обмена (МБИО).

Адрес: Москва 1-ая Дубровская ул. дом 1, НТК "Перспектива".

тел 276-17-86 Вячеслав Игрунов; Анатолий Папп.

+ + +

Комментарии:
Быстрый доступ