Письмо ответственного секретаря Конституционной комиссии РФ О.Г.Румянцева Президенту Республики Башкортостан М.Рахимову. 23 октября 1992 года.

Президенту Республики Башкортостан

М.Рахимову

/лично/

Глубокоуважаемый Муртаза Губайдуллович!

С искренним удивлением узнал я о Вашем негативном мнении обо мне, изложенным публично дважды: сначала на Совете глав республик при Президенте РФ и затем на заседании ВС Башкирии.

Я не могу согласиться с Вашей оценкой. Учитывая, что этот вопрос имеет значение для трудного становления нашей Федерации, хотел бы изложить свои доводы и убедительно прошу Вас внимательно отнестись к ним.

1. Прежде всего, не согласен с Вашим тезисом, что я "выступаю за унитаризм", что мой подход "не учитывает сегодняшних реалий, законные интересы республик". Напротив, с самого начала своей депутатской деятельности я последовательно отстаивал принципы федерализма, борясь с консервативными сторонниками унитарной России. Не случайно, противники часто упрекали меня за то, что своей линией на решительную децентрализацию государственной власти я якобы разрушаю государственное целое.

С декабря 1991 по март 1992 г. при моем самом непосредственном участии была проведена огромная работа по выработке модели разграничения полномочий между федеральной властью и властью республик, краев, областей и автономий. Это создало качественно новую конституционно-правовую ситуацию. В ноябре 1991 г. рабочая группа Конституционной комиссии разработала проект Соглашения о разграничении полномочий, одобренный всей Комиссией и направленный в Верховный Совет РФ. (Именно этот документ и стал позже основой Федеративного Договора). В декабре 1991 г. я подготовил совместное распоряжение Ельцина и Хасбулатова о подготовке Договора к подписанию. Весь декабрь и январь наша рабочая группа готовила документ к согласованию, парафированию и подписанию.

Все это проходило у Вас на глазах и потому непонятной и обидной кажется Ваша сегодняшняя позиция.

2. Выступая на сессии ВС РБ у Вас в Уфе я поддержал то, что Башкирия - во многом благодаря Вашей принципиальной и мудрой позиции - подписала Федеративный Договор. В то же время, у меня был целый ряд замечаний к проекту новой башкирской Конституции, которые мы передали т.Самигуллину - прекрасному, кстати, специалисту.

Вместе с тем,янескрывалинескрываю своей обеспокоенности тем, что целый ряд статей Вашего проекта не соответствует положениям действующей Конституции РФ, а также проекту новой Конституции РФ, одобренному шестым Съездом народных депутатов РФ. Обижаться на это нельзя, поскольку согласно части второй статьи 78 действующей Конституции РФ "республики имеют свою Конституцию, соответствующую Конституции Российской Федерации и учитывающую особенности данной республики". Статья же 81-1 федерального Основного закона, взятая из Федеративного договора, определяет что к совместному ведению Федерации и республик в ее составе относится "обеспечение соответствия конституции и законов республик в составе РФ Конституции и законам всей Российской Федерации".

Решающим моментом, который заставляет с оптимизмом смотреть на будущее Федерации, является именно эта, вторая статья Федеративного договора. Но уже на стадии написания проектов Конституций республик целесообразно увязывать их с общефедеральной Конституцией - и нынешней, и проектом новой. Именно об этом говорит Постановление Президиума ВС РФ от 28 сентября 1992 г. и Постановление Конституционной комиссии РФ от 16 октября с.г. /оба документа прилагаются/.

3. Как Вы понимаете, уважаемый Муртаза Губайдуллович, моя непосредственная задача как Ответственного секретаря Конституционной комиссии РФ состоит в том, чтобы обеспечивать сочетание федерализма, права на самоопределение, децентрализации государственной власти с упрочением (а не ослаблением и разрушением) российской государственности. В этой связи я, естественно, не могу оставлять без внимания то, что при форсировании принятия Конституций в ряде республик, неизбежно вступит в силу статья 6 Федеративного договора, которая гласит, что "противоречия разрешаются Конституционным судом РФ". Согласительных процедур, предусмотренных законом, мы пока не имеем. Конституционный же суд будет завален ходатайствами и индивидуальными жалобами, а невыполнение его решений может иметь крайне неблагоприятные последствия для состояния законности в нашем государстве.

4. Наша задача с Вами - вместе согласовать конституционный процесс в Федерации и в республиках. Я предложил бы определить три согласованных потока (или направления) конституционной реформы.

Первый и важнейший поток - реализация положений действующей Конституции, которую мы только-только изменили в марте-апреле этого года, заложив основы нового согласия по вертикали и по горизонтали. Мы обязаны строить свою жизнь так, чтобы Основной Закон выполнялся.По нему республика в составе РФ является субъектом четырех типов отношений: международных; внешнеэкономических; федеративных (между республикой и центром); межрегиональных (между самими республиками, краями, областями) при координирующей роли федеральной власти. Реализуют ли сами республики все эти свои гигантские полномочия данные ей федеральной Конституцией? Мне кажется, в недостаточной мере. Принимается недостаточно усилий к тому, чтобы данные шестым Съездом народных депутатов полномочия использовать сполна, не нарушая при этом федеральную Конституцию и Федеративный Договор. Второе направление реформы является завершение и принятие Конституции Российской Федерации. Президент послед длительных размышлений и консультаций принял важное политическое решение; вернуться в Конституционную комиссию, сняв все кривотолки. Проект Комиссии, одобренный сначала (в марте-9 2) Верховным Советом РФ, а потом шестым Съездом в основных своих положениях является сегодня единственным. Конституционная комиссия со 2 сентября дорабатывала проект с учетом многочисленных поправок. 16 октября с.г. проект в основном одобрен; до 1 декабря он обсуждается в комитетах; ВС РФ вновь обсудит проект в январе-феврале 1993 г. На очередном Съезде в марте-апреле 1993 г. мы могли бы рассмотреть и принять проект в первом чтении. Вполне возможно, что первый раздел "Основы конституционного строя" будет вынесен летом 1993 г. на референдум с тем, чтобы уже по его итогам принять осенью во втором чтении последующие разделы Конституции РФ на Съезде.

А вот третьим (и может быть - ключевым!) направлением конституционной реформы становится подготовка и принятие конституций республик. Этот процесс хотелось бы осуществлять скоординированно, ибо в федеративном государстве только это может стать гарантией от распрей и междоусобиц.

Этот вопрос был вынесен на Президиум Верховного Совета, призвания республик. Его Постановление очертило комплекс мер посотрудничеству в области конституционного строительства. В конце ноября с.г. предстоит провести крупное совещание руководителей конституционных комиссий, а это, как правило, Председатели верховных Советов, а в случае России - Президент. Конституционная комиссия РФ уже практикует поездки в республики, края, области. Будет организован постоянно действующий методический центр на базе нашей Комиссии, с тем, чтобы дать подробный правовой анализ готовящимся проектам. Мы приглашаем для участия в работе нашей Комиссии разработчиков из республик. Предстоит создать Федеральный центр конституционной реформы - с участием республик.

Рассмотрение проектов в республиках могло бы идти по той же схеме, что и в Федерации, последовательно и без спешки. Наш пятый Съезд (ноябрь-91) принял представление проекта к сведению, шестой (апрель-92) - одобрил основные положения, далее предстоит рассмотрение в первом чтении (постатейно, с поправками) и лишь после второго чтения доработанного проекта, после широкого обсуждения, экспертизы в федеральных органах и в регионах - состоится его окончательное принятие.

Как мне представляется, нам надо крепко подумать - как наиболее успешно обеспечить сочетание трех вышеозначенных направлений реформирования Федерации.

5. Не могу не затронуть и внесенного Вами предложения "отстранить" меня от работы в качестве Отв. секретаря Конституционной комиссии РФ. Дело в том, что я не являюсь назначенным лицом, ибо прошел пять уровней выборов до нынешнего своего положения: 1) выборы в н.д. РСФСР; 2) выборы в московской депутации (64 народных депутата РФ), практически единогласно избравшей меня своим представителем в Конституционной комиссии; 3) избрание первым Съездом Конституционной комиссии; 4) избрание Ответственного секретаря Комиссии на пленарном заседании Комиссии в ноябре 1991 г.; 5) принятие Верховным Советом РФ Постановления, придавшего мне статус председателя комитета. Отстранение меня Президентом РФ в таком случае не будет вписываться в действующее законодательство.

Я искренне надеюсь, что Ваше предложение не было вызвано личной неприязнью ко мне, а диктовалось неполной информацией о моей подлинной позиции. С этим мне уже приходилось сталкиваться - и не раз.

Убедительно прошу Вас, прочитав это письмо, изменить Вашу позицию - во благо нашего с Вами длительного и плодотворного сотрудничества.

С верой в наше полное взаимопонимание сегодня и в будущем,

Искренне Ваш –

Ответственный секретарь Конституционной комиссии РФ

Олег Румянцев

"23" октября 1992 года,

г. Москва.

Комментарии:
Быстрый доступ