В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

Примечания к книге «Основы конституционного строя России» (1994)

Примечания

Актуальное исследование о конституционном строе (предисловие)

1 См. ИБ «КС»; № 1. Издательство «Юридическая литература» Администрации Президента РФ. М., 1993 г., с. 21.

Введение

2 Гегель Г.В.Ф. Философия права. — М., Мысль, 1990, с. 46.

Глава I. Основы конституционного строя. Особенности понятия

3 Советское государственное право (под ред. С.С. Кравчука). — М., издательство «Юридическая литература», 1985, с. 77-78.

4 Советское государственное право (под ред. С.С. Кравчука). — М., издательство «Юридическая литература», 1985, с. 3-4.

5 См., напр., Кутафин О.Е. Основы общественного строя и политики Российской федерации — «Государственное право Российской Феде­рации. Курс лекций под редакцией академика РАЕН О.Е. Кутафина.» Т.1. М., 1993, с. 108;

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х томах. (Руководитель авторского коллектива и отв. ред. проф. Б.А. Страшун). Том 1. Конституционное право, человек, общество. М., издательство ВЕК, 1993, с. 126.

6 Смолин О.Н. Новый проект Конституции России. Свобода от идеологии или иная идеология? — КВ, № 9, 1991, с. 17.

7 Мицкевич А.В. Становление основ нового конституционного строя в Российской Федерации. — ГиП, № 8, 1992, с. 15.

8 Кабышев В.Т. Становление конституционного строя России. — «Кон­ституционное развитие России». МНС. Саратов, «Абрис», 1993, с. 8.

9 Мицкевич А.В. Указ. соч. с. 14.

10 Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность (научн.ред. В.А. Ржевский). Саратов, 1982, с. 18.

11 Кабышев В.Т. Указ. соч. с. 4.

12 Кутафин О.Е. Указ, соч., с. 117.

13 Богданова Н.А.,... Отзывы на диссертацию О.Г. Румянцева «Основы конституционного строя РФ; понятие, содержание, проблемы станов­ления», выдвинутую на соискание ученой степени к.ю.н. Апрель 1994. Архив РФКР.

14 Еллинек Г. Общее учение о государстве. Спб., 1903, с. 335.

15 Михалева Н.А. — «Государственное право Российской Федерации.Курс лекций под редакцией академика РАЕН О.Е.Кутафина.» Т.1. М.,1993, с. 47. • < •

16 Козлова Е.И. Государственное право как отрасль права и наука. — «Государственное право Российской Федерации. Курс лекций под редакцией академика РАЕН О.Е.Кутафина» Т.1. М., 1993, с. 28-29.

17 Тиунова Л.Б. Право. Конституция. Правовое государство (К кон­цепции демократического конституционализма правового государст­ва). Автореферат дисс. на соискание ученой степени д.ю.н. Сптб. 1992, с. 20.

18 Румянцев О.Г. О новой Конституции и задачах Конституционной комиссии. Доклад на пленарном заседании Конституционной комиссии 31 августа 1990 г. — Стенограмма пленарного заседания Конституци­онной комиссии, 31 августа 1990. — КВ, № 1. М., октябрь 1990, с. 7.

19 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 12.

20 Конституция (Основной Закон) РСФСР, М., 1991, с. 5.

21 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России.

— М., «Известия», 1992, с. 3.

22 Проект Конституции (Основного Закона) Российской Федерации (подготовлен группой юристов по инициативе Президента РФ). — КВ, № 16, май 1990, с. 65-108.

23 Страшун Б.А. Две Конституции для одной страны — не много ли? — КВ, специальный выпуск «Новая Конституция России: два проекта», № 16, 1993, с. 149.

24 Проект Конституции РФ (концепция). Мегаполис-Экспресс. 1990. См. также: Румянцев О.Г. Новая Конституция для России: наши подходы. (Конституционные записки). КВ, № 2, октябрь 1990, с. 4-19.

25 Кутафин О.Е. Указ, соч., с. 117.

26 Кабышев В.Т. Указ, соч., с. 6.

27 Гавриленко В.И. Гражданское общество: понятие и конституцион­ные основы. — «Конституционное развитие России», МНС. Саратов, «Абрис», 1993, с. 367.

28 Лафитский В.И. США: конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма. М., Институт законодательст­ва и сравнительного правоведения при Верховном Совете Российской Федерации, «Известия», 1993, с. 108.

29 Михалева Н.А. Указ, соч., с. 81.

30 Мы используем терминологию В.О. Лучина, предложившего сле­дующую иерархию конституционных институтов: 1) генеральные ин­ституты; 2) основные институты, выступающие в качестве важнейших структурных компонентов генеральных институтов; 3) субинституты

— относительно самостоятельные образования в рамках основных

15 Михалева Н.А. — «Государственное право Российской Федерации.Курс лекций под редакцией академика РАЕН О.Е.Кутафина.» Т.1. М.,1993, с. 47.

16 Козлова Е.И. Государственное право как отрасль права и наука. — «Государственное право Российской Федерации. Курс лекций под редакцией академика РАЕН О.Е.Кутафина» Т.1. М., 1993, с. 28-29.

17 Тиунова Л.Б. Право. Конституция. Правовое государство (К кон­цепции демократического конституционализма правового государст­ва). Автореферат дисс. на соискание ученой степени д.ю.н. Сптб. 1992, с. 20.

18 Румянцев О.Г. О новой Конституции и задачах Конституционной комиссии. Доклад на пленарном заседании Конституционной комиссии 31 августа 1990 г. — Стенограмма пленарного заседания Конституци­онной комиссии, 31 августа 1990. — КВ, № 1. М., октябрь 1990, с. 7.

19 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 12.

20 Конституция (Основной Закон) РСФСР, М., 1991, с. 5.

21 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России.

— М., «Известия», 1992, с. 3.

22 Проект Конституции (Основного Закона) Российской Федерации (подготовлен группой юристов по инициативе Президента РФ). — КВ, № 16, май 1990, с. 65-108.

23 Страшун Б.А. Две Конституции для одной страны — не много ли? — КВ, специальный выпуск «Новая Конституция России: два проекта», № 16, 1993, с. 149.

24 Проект Конституции РФ (концепция). Мегаполис-Экспресс. 1990. См. также: Румянцев О.Г. Новая Конституция для России: наши подходы. (Конституционные записки). КВ, № 2, октябрь 1990, с. 4-19.

25 Кутафин О.Е. Указ, соч., с. 117.

26 Кабышев В.Т. Указ, соч., с. 6.

27 Гавриленко В.И. Гражданское общество: понятие и конституцион­ные основы. — «Конституционное развитие России», МНС. Саратов, «Абрис», 1993, с. 367.

28 Лафитский В.И. США: конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма. М., Институт законодательст­ва и сравнительного правоведения при Верховном Совете Российской Федерации, «Известия», 1993, с. 108.

29 Михалева Н.А. Указ, соч., с. 81.

30 Мы используем терминологию В.О. Лучина, предложившего сле­дующую иерархию конституционных институтов: 1) генеральные ин­ституты; 2) основные институты, выступающие в качестве важнейших структурных компонентов генеральных институтов; 3) субинституты

— относительно самостоятельные образования в рамках основных либо генеральных институтов. См.: Лучин В.О. Реализация конститу­ционных норм: общее и особенное. Конституционная реформа в СССР: Актуальные проблемы. — М., 1990, с. 39-52.

31 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х томах, (отв. ред. Б.А. Страшун). Том 1: Конституционное право, человек, общество. — М., 1993, с. 129.

32 Козлова Е.И. Указ, соч., с. 28-29.

33 Блаустайн А.П., Фейн Б. Разрабатывая современную Конститу­цию. (Доклад, подготовленный для Конституционной комиссии Рос­сийской Федерации). — КВ, № 2, 1990, с. 73.

34 См., напр., Тихомиров Ю.А. Конституция в правовой системе: связь и динамика. — Актуальные проблемы конституционного законо­дательства. — Труды Института законодательства и сравнительного правоведения при Верховном Совете РФ. Вып. 51,М., 1992; Козлова Е.И. Указ, соч., с. 213-214.

35 Козлов А.Е. Конституционные проблемы социальной политики. — Конституционная реформа: поиски и решения. Сборник обзоров. М., 1991, ИНИОН АН СССР.

36 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. (Отв. ред. Б.А. Страшун). Том 1: Конституционное право, человек, общество. М., 1993, с. 128.

37 КВ, № П, 1992, с. 123.

38 Мицкевич А.В. Указ, соч., с. 12.

39 Tomas L.Pangle. — The philosophic Understanding of Human Nature Informing the Constitution. in: Confronting Constitution. Allan Bloom, editor. 1990, The AEI Press, Washington, D.C., p. 9.

40 Мамут Л.С. Идея справедливости и новая российская Конститу­ция. — ИБ «КС», № 4, март 1994, с. 59.

41 Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве. — ГиП. М., № 5, 1992, с. 6.

42 Тиунова Л.Б. Указ. соч.

43 Джильберт Дж.М. Морально-этические основы государственного управления в России на пороге XXI века — Кентавр. М., № 3, 1993, с. 93.

44 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Том 3. Филосо­фия духа. — М., Мысль, 1977, с. 352.

45 Аристотель. Никомахова этика. — Сочинения. Т. 4, «Мысль», 1984, с. 63-64.

46 Allan Bloom. Rousseau - The Turning Point. - in: Confronting Constitution. Allan Bloom, editor. 1990, The AEI Press, Washington, D.C., p.50.

47 Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию? — «Комсомольс­кая правда», 1990.

48 Шабо Ж.- Л. Государственная власть: конституционные преде­лы. — Политические исследования, № 3, 1993. М., РАН, с. 157.

49 См. Проект Конституции Российской Федерации. Подготовлен Конституционной комиссией Съезда народных депутатов Российской Федерации. Документы и материалы. — М., «Республика», 1993; Кон­ституция Российской Федерации. Проект одобрен Конституционным совещанием. Представлен Президентом Российской Федерации на всенародное голосование. М., «Юридическая литература», 1993.

50 Aristotle. The Politics. - Book VI, Chapter II. - in «2500 ХроNiаДнмократiЕ», АфнNа, 1991.

51 Милль Дж.Ст. Размышления о представительном правлении. — (перепечатка с издания Яковлева. Спб., 1863); Chalidze Publications, USА, 1988, рр. 21, 22, 28.

52 Thucydides. Pericles' Funeral Oration. — т: «2500 ХроNiаДнмократiЕ», АфнNа, 1991.

53 Подробнее см. Кузнецов Э.В. Философия • права в России. М., «Юридическая литература», 1989.

54 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. — Приложение к журналу «ВФ»: М., «Пресса», 1991, с. 55, 116, 129.

55 Новгородцев П.И. Там же, с. 55, 116, 129.

56 Новгородцев П.И. Там же, с. 103-120, 133.

57 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Опыт о форме Республики. — Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., «Наука», 1969.

58Allan Bloom. ibid., р. 225.

59 Декларация независимости Соединенных Штатов Америки.

60 Подробнее см. Румянцев О.Г. Перераспределительная модель, ее противоречия и проблемы реформирования. «Политические реформы -в странах социализма: опыт, проблемы, перспективы» (сборник ста­тей), М. 1988, с. 108-125.

61 Epstein David F. The Political Theory of the Constitution. — in: Confronting Constitution. Allan Bloom, editor. 1990, The АЕI Ргеss, Washington, D.С., р. 98, 102.

62 Блаустайн А.П., Фейн Б. Указ, соч., с. 75.

63 Шабо Ж.-Л. Указ, соч., с. 156-157.

64 Подробнее см.: Концепция новой Конституции Союза ССР (пред­ложения ИГПАН СССР) в сб.: Конституционная реформа в СССР: актуальные проблемы. — М., 1990.

65 Предлагалось, среди прочего, установить, что:

Российская Федерация основывается на принципе народного суверенитета — вся власть в ней исходит от народа, принадлежит народу и осуществляется народом независимо от национальной, социальной и религиозной принадлежности граждан Республики. Граждане России осуществляют свою суверенную власть через избранных ими представителей в органах власти или непосред­ственно, путем референдум;

— Россия является исторически сложившимся объединением национально-государственных, национально-административных и региональных образований. Отношения между субъектами РФ стро­ятся на принципах равноправия, автономии, свободного определения форм и методов своего социально-экономического и культурного развития;

— государственная система России основывается на принципах верховенства Конституции и закона, разделения и взаимного кон­троля властей: представительно-законодательной, исполнитель-ной, судебной; занятие должностей в государственном аппарате несовместимо с выполнением представительских или судебных функций;

местное самоуправление независимо при решении в рамках закона местных вопросов;

— каждое юридическое и физическое лицо на территории Рос­сийской Федераций вправе обратиться в суд в случае нарушения его права каким-либо органом или лицом. Только судам принадлежит окончательное решение о законности любых действий. Никто под страхом уголовной ответственности не может вмешиваться в осуществление правосудия. За неисполнение закона или судебного решения должностными лицами государства устанавливается пред­усмотренная законом ответственность;

— права граждан Российской Федерации священны, неотчужде­ны и неприкосновенны. Высшая цель и обязанность Российского государства — охрана и защита прав человека и гражданина, обеспечение его социальной и политико-юридической защищенности на территории Российской Федерации. Российская Федерация га­рантирует права, свободы и законные интересы, предусмотренные общепризнанными нормами международного права и Конституцией РСФСР;

— граждане РСФСР обладают правом на:

обладание собственностью и имуществом и свободное распоря­жение ими, если это не наносит прямого ущерба другим гражданам и иным лицам; занятие любых, в т.ч. выборных должностей в государственных и иных организациях и учреждениях;

получение образования независимо от социальной, этнической, религиозной принадлежности или убеждений;

личную свободу, включая свободу передвижения, свободу от вмешательства в личную жизнь со стороны каких-либо лиц, органов или организаций (в случае задержания, ареста или иного ограничения свободы гражданина он должен быть в течение 24 часов доставлен в суд для решения вопроса о законности и обоснованности предприня­того в отношении него ограничения свободы);

свободу объединения в организации и союзы, преследующие политические, социальные, экономические, культурные, националь­ные, религиозные, профессиональные цели или защиту соответ­ствующих интересов; в том числе — на объединения в политические партии и профсоюзы. Никакое объединение граждан не может обладать монопольным правом на осуществление деятельности в избранной им области; подобные стремления признаются анти­конституционными;

свободу получения информации, представляющей обществен­ный интерес или затрагивающей интересы личности от любых государственных или общественных органов;

свободу слова, убеждений, собраний и иных общественных дей­ствий — в соответствии с принятыми и закрепленными в между­народных актах правовыми нормами и правилами;

какое бы то ни было ограничение прав и свобод со стороны, государства, его представителей и служащих, а также иных лиц может иметь место только на основании закона и свыданной в соответствии и в пределах закона санкции прокурора или по решению суда.

(Подробнее см. Проект Постановления первого Съезда народных депутатов РСФСР «О конституционных принципах Российской Феде­рации». Вносится конституционной комиссией блока «Демократичес­кая Россия» — в: «Материалы конституционной комиссии блока «Демократическая Россия». — М., апрель 1990, архив Российского фонда конституционных реформ).

66 Dick Howard F.Е. The Road to Constitutionalism. — 1990, Virginia Commission on the Bicentennial of the US Constitution.

" Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России. — М., «Известия», 1992, с. 3.

68 Эбзеев Б.С. Сущность советской Конституции в свете нового политического мышления. — СГиП, № 12. М., 1990, с. 3-10.

69 Лучин В.О. Конституционные институты. — «Современный кон­ституционализм». М., 1990, с. 28-37.

70 Михалева Н.А. Указ, соч., с. 82.

71 Мамут Л., Савицкий В. Многословие или необходимая детализа­ция? — КВ, № 11, 1992, с. 124. 72 Блаустайн А.П., Фейн Б. Указ, соч., с. 90.

73 Конституция США.

74 Dick Howard А.Е. ibid.

75 Тихомиров Ю.А. «Конституция в правовой системе: связь и динамика» в: сб. «Актуальные проблемы конституционного законодательства», труды Ин-та законодательства и сравнительного правове­дения при ВС РФ, вып. 51. — М., 1992.

76 Пименов Р.И. Как мы обустраиваем Россию. — КВ, № 2, октябрь 1990, Конституционная комиссия РСФСР (также в сб.: Конституция Российской Федерации (Проект с комментариями). Конституционная комиссия РСФСР. Москва-Красноярск, 1991), с. 126.

77 Предлагалась следующая последовательность элементов:

«Преамбула.

Раздел 1. Основные принципы конституционного строя РФ.

Раздел 2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина: а) неотъемлемые права человека; б) гражданство; в) политические права; г) экономические и социальные права; д) права, свободы и обязанности в сфере культуры; е) положение иностранцев и лиц без гражданства.

Раздел 3. Гражданское общество.

Раздел 4. Федеративное устройство.

Раздел 5. Система государственной власти: а) законодательная власть; б) исполнительная власть; в) судебная власть; г) местное самоуправление.

Раздел 6. Основы экономической жизни: а) собственностъ;б) свобод­ное предпринимательство; в) роль государства в экономике; г) бюджет; д) финансы.

Раздел 7. Заключительные и переходные положения: а) порядок изменения Конституции; б) верховенство Конституции в системе права республики и соотношение ее с международным правом; в) отмена Конституции 1978 г.; г) переходные положения: механиз­мы и сроки вступления в силу различных частей Конституции, прекращение действия прежних институтов; д) столица и госу­дарственная символика; е) объяснение терминологии» .

«Структура Конституции. Проект». М., 1990. Архив Российского Фонда Конституционных Реформ.

78 Мицкевич А.В. — Указ, соч., № 8, 1992.

Глава II. Содержание основ конституционного строя России

79 Зорькин В.Д., Мамут Л.С., Кикоть В.А. Новая Конституция: путь к свободе. — КВ, № 4, 1990, с. 3-7. М., Конституционная комиссия РСФСР. То же (с дополнением) в сб.: Конституция Российской Феде­рации. (Проект с комментариями). Конституционная комиссия РСФСР. Москва-Красноярск, 1991, с. 78.

80 Цанн-Кай-Си Ф.В. Судебно-правовая система в контексте совре­менной философии права. — КВ, № 2, октябрь 1990, Конституционная комиссия РСФСР, с. 33.

81 Дмитриев Ю.А. Основы правового положения человека и гражда­нина в Российской Федерации. — «Государственное право Российской Федерации. Курс лекций под редакцией академика РАЕН О.Е. Кутафина». Т. 1. М., 1993, с. 29.

82 Проект Конституции Российской Федерации. Подготовлен Кон­ституционной комиссией Съезда народных депутатов Российской Федерации. Документы и материалы. — М., «Республика», 1993. [При­мечание: Здесь и далее курсивом выделены нормы, которые могут найти применение в Конституции России].

83 Конституция Российской Федерации (проект). — «Аргументы и Факты». Специальный выпуск. № 47, ноябрь 1990, с. 1.

84 См.: Проект Конституции Российской Федерации. Подготовлен Конституционной комиссией Съезда народных депутатов Российской Федерации. Документы и материалы. — М., «Республика», 1993.

85 Рапашиньски А. Меморандум Олегу Г. Румянцеву. — КВ, № 2. М., Конституционная комиссия РСФСР, октябрь 1990, с. 92.

86 Топорнин Б.Н. Конституционная реформа в СССР: предпосылки и основные направления. — «Конституционная реформа в СССР: актуальные проблемы». М., 1990, с. 4.

87 Гавриленко В.И. Гражданское общество: понятие и конституцион­ные основы. — «Конституционное развитие России». МНС, Саратов, «Абрис», 1993, с. 16.

88 Мицкевич А.В. — Указ, соч., с. 13-14.

89 Мамут Л.С. О разделе «Гражданское общество». — КВ, № 2, октябрь 1990, Конституционная комиссия РСФСР, с. 31.

90 Зорькин В.Д., Мамут Л.С., Кикоть В.А. Новая Конституция: путь к свободе. — Указ, соч., с. 4.

91 Seligman Adam. The Idea of Civil Society. — The Free Press, Macmillian, Inc, New York Toronto, 1992, р.109.

92 Одинцова А.В. Гражданское общество: история и современность. Материал для обсуждения. — М., Институт экономики АН СССР, 1990, с. 5, 41.

93 Румянцев ОТ. О самостоятельном движении общественных инициатив. — Неформальные объединения и их роль в перестройке общественной жизни в СССР. Препринт научного доклада.//М., ИЭМСС АН СССР, 1988; Румянцев О.Г. Становление гражданского общества в Восточной Европе (политические неформалы в странах государственного социализма). — Современный социализм и проблемы перестройки. Сборник научных работ.//М., ИЭМСС АН СССР, 1989, с. 6-31; Румян­цев О.Г. От противостояния к общественному договору. — «Вестник Московского университета». Серия 12. Социально-политические иссле­дования. № 3, май-июнь 1990, с. 75-82.

94 Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 27, с. 402.

95 Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования. — ГиП, № 6, 1992, с. 142.

96 Пименов Р.И. Как мы обустраиваем Россию. — КБ, № 2, октябрь 1990, Конституционная комиссия РСФСР.

97 Конституция Российской Федерации. Проект одобрен Конститу­ционным совещанием. Представлен Президентом Российской Федера­ции на всенародное голосование. — М., «Юридическая литература», 1993, с. 30.

98 Достоевский Ф.М. Пушкин. (Очерк). — «Дневник писателя» на 1880 год, август, глава вторая; ПСС, т. XXVI, «Наука», Ленинград, 1984, с. 147.

99 См.: Проект Конституции Российской Федерации. Подготовлен Конституционной комиссией Съезда народных депутатов Российской Федерации. Документы и материалы. — М., «Республика», 1993.

100 «История человечества» под общей редакцией доктора Гельмоль-та Ганса Ф. — СПТВ, 1896, т. 1., с. 46-47, с. 54.

101 Гольцблат А.А. Развитие идеи правового государства в России (1905-1917 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М., 1994.

102 Sharlett R. Soviet Constitutional crisis: from De-Stalinisation to Desintegration. 1992.

103 См., напр.: Алексеев С.С. Ловушка. Устаревшие правовые нормы загнали в нее сторонников демократических реформ. — «Известия», № 152, 13 августа 1993, с. 5.

104 Алексеев С.С., Пиголкин А.С. Реформа правовой системы; каким будет ее преобразование? — «Советское законодательство: пути перестройки». М., «Юридическая литература», 1989.

105 Алексеев С.С. Антисоветские размышления. — «Независимая газета», сентября 1993.

Кузнецов И.А. Пределы осуществления государственной власти в правовом обществе. — «Проблемы конституционного развития суве­ренной республики» (Материалы республиканской научно-практи­ческой конференции, 24-25 марта 1992, г. Уфа), с. 15.

107 Лассаль Ф. О сущности конституции. Речь первая. Государствен­ный строй. Книжка первая. Спб., с. 34.

108 Шабо Ж.-Л. Указ, соч., с. 157.

109 Проект Конституции Российской Федерации. Подготовлен Кон­ституционной комиссией Съезда народных депутатов Российской Федерации. Документы и материалы. — М., «Республика», 1993.

110 Проект Конституции Российской Федерации. Указ.соч.

111 Проект Конституции Российской Федерации. Указ. соч.

112 См. подробнее Золотухина Н.М. Русская политическая и правовая мысль. — в кн. «История политических и правовых учений. Средние века и возрождение». М., «Наука», 1986.

113 См.: А. П. Блаустайн. О праве народа на сопротивление тирании. — Конституционный Вестник, № 1(17), март-апрель 1994, с. 110-112. Издание Российского Фонда Конституционных Реформ).

114 Котляревский С. Совещательное представительство. — Издание Н. Парамонова «Донская Речь». Ростов нД., 1905, с. 3.

115 Котляревский С. Там же, с. 7.

116 Шабо Ж.-Л. Указ. соч. — «Политические исследования», № 3, 1993. М., РАН, с. 160.

117 Милль Дж. Ст. Размышления о представительном правлении.'— (Перепечатка с издания Яковлева. Спб., 1863). Chalidze Publications, USA, 1988, р.19, 22, 29-31.

118 Кикоть В.А. Еще раз о необходимости новой Конституции РФ и путях доработки ее проекта. — КС, № 2, октябрь 1993, с. 42-43.

119 Кутафин О.Е. Высшие органы государственной власти страны. 1988-1992. — М., «Юридическая литература», 1991 г., с. 364.

120 См. подробнее: Румянцев О.Г., Страшун Б.А. Три четверти пре­зидентской республики. О поисках формы правления в России. — «Независимая газета», 10 апреля 1992, с. 2.

121 Волков Л.Б. Сильный Президент, сильный Парламент, ответ­ственное Правительство. — КВ, № 2, октябрь 1990, М., Конституционная комиссия РСФСР, с. 45.

122 Зорькин В.Д. О Президенте в конституционном строе Российской Федерации. — КВ, № 2, октябрь 1990, М., Конституционная комиссия РСФСР, с. 50.

123 См. В.И. Лафитский, О.Г. Румянцев. Заключение на проект Конституции Республики Дагестан (по состоянию на 19 февраля 1994 г.) и поправки к проекту. — Архив РФКР.

124 Волков Л.Б. Там же, с. 45.

125 Баренбойм Н.Д. Вето Президента США. —СГиП, № 12, 1977, с. 96.

126 Страшун Б.А. О «Смешанной» форме правления в проекте Кон­ституции Российской Федерации. КС, № 2, октябрь 1993, с. 56.

128 Рапашиньски А. Указ, соч., с. 103.

129 См.: Проект Конституции Российской Федерации. Подготовлен Конституционной комиссией Съезда народных депутатов Российской Федерации. Документы и материалы. — М., «Республика», 1993.

130 Почему предлагалось название «земля»? В некоторых языках, в той или иной степени родственных русскому, это слово означает совокупность территории и людей, на ней обитающих (чешское «земь», литовское «жемс» и др.) Слово «земля» как определение некоторой социальной, национальной (или многонациональной) и территориаль­ной общности нисколько не противоречит культурно-исторической традиции, а лишь развивает ее.

131 См. Постановление третьего Съезда народных депутатов РСФСР 5.04.91; также — ст. 1 Конституции (Основного Закона) РФ 1978 г. с последующими изменениями.

132 См.: КВ, № 10, февраль-март 1992, с. 81-97.

133 См. раздел VII Конституции Испании (в частности ст.З), преам­булу и раздел X Конституции Франции, часть I Конституции Италии, разделы I, VII, VIII-а, X Конституции ФРГ, частьII Конституции Греции, гл. 1 Конституции КНР, часть VII и VIII Конституции Брази­лии.

134 Кутафин О.Е. Основы общественного строя и политики Российс­кой Федерации. — «Государственное право Российской Федерации. Курс лекций под редакцией академика РАЕН О.Е. Кутафина.» Т.1. М., 1993, с. 142.

135 Ritter G.А. Der Sozialstaat. Entstehung und Entwicklung im internationalen Vergleich. Muenchen, Oldenbourg, 1989, 5. 16.

136 См. Проект Конституции Российской Федерации. Подготовлен Конституционной комиссией Съезда народных депутатов Российской Федерации. Документы и материалы. — М., «Республика», 1993.

137 Четвернин В. А. Размышления по поводу теоретических пред­ставлений о государстве. — ГиП, № 5. М., 1992, с. 11.

138 См. Проект Конституции Российской Федерации. Подготовлен Конституционной комиссией Съезда народных депутатов Российской Федерации. Документы и материалы. — М., «Республика», 1993.

139 В. А. Кикоть. Рабочие материалы к переписке Конституционной комиссии с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Архив Российского фонда конституционных реформ.

Глава III. Становление основ конституционного строя в современной России

140 Bihari Mihaly. Demokratikus reformok es politikai ertekek. — in Politikai rendszer es demokraticia. Budapest, ELTE, 1989, с. 229.

141АлексеевС.С., ПиголкинА.С. Указ, соч., с. 14.

142 Новгородцев П.И. Указ, соч., с. 71.

143 Пиголкин А.С. Реформа законодательства: косметический или капитальный ремонт? — «Советское законодательство: пути пере­стройки». М., «Юридическая литература», 1989, с. 87.

144 Крылова Н.С. Конституция Великобритании. — «Буржуазная конституция на современном этапе. Основные тенденции». М., «Нау­ка», 1983, с. 104.

145 Алексеев С.С. Ловушка. Устаревшие правовые нормы загнали в нее сторонников демократических реформ. — «Известия», № 152, 13 августа 1993, с. 5.

146 Брежнев Л.И. О Конституции СССР. — М., Политиздат, 1977, с.13.

147 Ельцин Б.Н. Правовую преграду — распаду и хаосу. Выступление Президента РСФСР, Председателя Конституционной комиссии на пятом Съезде народных депутатов РСФСР. — КВ, № 9, декабрь 1991, с. 57.

147 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 17, с. 345.

148 Сталин И. Об основах ленинизма — «Вопросы ленинизма», Партиздат ЦК ВКП/б, 1937, с. 60-61.

150 Алексеев С.С., Пиголкин А.С. Указ, соч., с. 11.

151 См.: Топорнин Б.Н. Конституционная реформа в СССР: предпо­сылки и основные направления. — «Конституционная реформа в СССР: актуальные проблемы». М., 1990, с. 5.

152 О конституционной реформе в Российской Федерации. — Доку­мент фракции «Смена. Новая политика», № 51-д92, апрель 1992, Архив Российского Фонда конституционных реформ.

153Предусматривалось, чтофедеральные законы, отсылки к кото­рым содержатся в Конституции РФ, должны быть приняты или приведены в соответствие с ней в течение одного года со дня ее вступления в силу; все иные законы и другие правовые акты, за исключением конституций (уставов) субъектов РФ, должны быть приведены в соответствие с Конституцией РФ в течение двух лет со дня ее вступления в силу.

Целям обеспечения единства конституционного регулирования на всей территории служила норма, чтосубъекты Российской Федера­ции принимают или приводят свои конституции (уставы) в соот­ветствие с Конституцией РФ в течение года со дня вступления ее в силу.

Особо оговаривалось, чтозаконы и другие правовые акты, приня­тые СССР, могут применяться на территории РФ в части, не противоречащей Конституции РФ и федеральным законам.

В духе идеи социального государства предполагалось, чтолица, состоящие на день вступления Конституции РФ в силу на учете для получения жилья, сохраняют право на его получение из государ­ственного, местного и других жилищных фондов по основаниям и на условиях не менее благоприятных, чем действовавшие на этот день. Как залог социального мира закреплялось, что земля, переданная бесплатно из государственной и местной собственности в собствен­ность негосударственных юридических, исключая колхозы, и физи­ческих лиц, не может быть продана в течение двух лет после ее приобретения. Это ограничение действует в течение пяти лет со дня вступления Конституции РФ в силу.

Обеспечивалась по нашей концепции и преемственность государ­ственной власти: Со дня вступления Конституции РФ в силу народные депутаты Российской Федерации приобретают статус депутатов Российской Федерации, предусмотренный настоящей Конституцией, и сохраняют его до избрания Верховного Совета РФ нового созыва. Депутаты РФ, не состоящие членами Верховного Совета РФ, вправе участвовать в заседаниях его палат, состоять в комиссиях и совместных комитетах палат, выполнять депутат­ские обязанности в своих избирательных округах, не оставляя основного места работы.

Съезд народных депутатов Российской Федерации преобразуется в Съезд депутатов Российской Федерации и действует до избрания Верховного Совета РФ нового созыва. Очередные съезды депутатов РФ проводятся один раз в год. Внеочередные съезды депутатов РФ созываются по предложению Верховного Совета РФ, не менее одной трети депутатов РФ, Президента РФ. При этом к ведению Съезда относятся: а) утверждение двумя третями голосов избранных депутатов РФ изменений, внесенных в Конституцию РФ Верхов­ным Советом РФ в соответствии со статьей 131 Конституции РФ; б) пополнение и частичная ротация состава палат Верховного Совета РФ; в) заслушивание посланий Президента РФ о положении в Российской Федерации, ежегодных докладов об осуществлении внутренней и внешней политики Российской Федерации, выполнении федеральных программ; г) избрание Председателя Верховного Сове­та РФ. Съезд депутатов РФ принимает по вопросам, указанным в пунктах «а», «б» ц «г» настоящего параграфа, постановления, обязательные для исполнения.

Верховный Совет РФ, предусмотренный Конституцией (Основ­ным Законом) РФ — России, приобретает статус Верховного Совета РФ по новой Конституции. Совет Республики Верховного Совета РФ преобразуется в Государственную Думу, а Совет Наци­ональностей Верховного Совета РФ — ,в Совет Федерации. Съезд депутатов РФ пополняет состав Государственной Думы до 450 членов из числа депутатов РФ от территориальных избиратель­ных округов, входящих на день вступления Конституции РФ в силу в состав постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета РФ. Съезд депутатов РФ пополняет состав Совета Федера­ции до необходимой численности из числа депутатов РФ от наци­онально-территориальных избирательных округов, стремясь по возможности к обеспечению равного представительства каждого субъекта РФ. В целях обеспечения равного представительства каждого субъекта РФ в состав Совета Федерации с согласия соот­ветствующей депутатской группы могут быть включены депута­ты РФ, избранные от соответствующего или иных территориаль­ных избирательных округов.

Председатель Верховного Совета РФ до избрания Верховного Совета РФ нового состава: а) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Съездом депута­тов РФ и Верховным Советом РФ; б) представляет Верховному Совету РФ кандидатуры для избрания на должности Первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Совета РФ при наличии соответствующих вакансий; в) председательствует на Съезде депутатов РФ и на совместных заседаниях палат Верхов­ного Совета РФ. Первый заместитель и заместители Председателя Верховного Совета РФ выполняют по поручению Председателя Верховного Совета РФ отдельные функции Председателя Верховного Совета РФ и замещают его, когда он отсутствует или временно не может исполнять свои обязанности.

Президиум Верховного Совета Российской Федерации действует до окончания срока полномочий Верховного Совета РФ, избранного в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации — России. Президиум Верховного Совета РФ координиру­ет деятельность палат, их комиссий и совместных комитетов палат Верховного Совета РФ.

Должностные лица, избранные или назначенные Съездом наро­дных депутатов Российской Федерации либо Верховным Советом Российской Федерации до вступления настоящей Конституции в силу, сохраняют свои полномочия, если не будут освобождены от должности Верховным Советом РФ.

Такойже подход предлагалось применить и по отношению к иным органам власти: Со дня вступления Конституции РФ в силу Прези­дент РФ, предусмотренный Конституцией (Основным Законом) РФ — России, приобретает статус Президента РФ по Конститу­ции РФ и сохраняет свою должность до избрания нового Президента РФ.

Со дня вступления Конституции РФ в силу назначение судей Конституционного Суда РФ производится в порядке, установлен­ном Конституцией РФ. Судьи всех судов РФ, находящиеся в до­лжности на день вступления Конституции РФ в силу, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.

До принятия соответствующих федеральных законов и завер­шения судебной реформы в РФ Прокуратура РФ организует и направляет деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, осуществляет уголовное преследование и под­держание государственного обвинение в суде, надзор за законностью расследования преступлений и исполнения уголовного наказания, осуществляет надзор за исполнением законов и указов Президента РФ, принимает меры по устранению их нарушений и привлечению виновных к ответственности, предъявляет иски и опротестовыва­ет в суде незаконные акты представительных и исполнительных органов власти, местного самоуправления, иных организаций и должностных лиц. Генеральный прокурор РФ и все нижестоящие прокуроры находящиеся в должности на день вступления Кон­ституции РФ в силу, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.

См. Проект Конституции Российской Федерации. Подготовлен Кон­ституционной комиссией Съезда народных депутатов Российской Федерации. Документы и материалы. — М., «Республика», 1993

154 Советское государственное право (под ред. С.С.Кравчука). — М., «Юридическая литература», 1985, с. 46.

155 Вильданов Р.Х., Туманов В.А. К общей характеристике современ­ной буржуазной конституции. — «Буржуазная конституция на совре­менном этапе. Основные тенденции». М., «Наука», с. 13, 17, 86-87.

156 Рапашиньски А. Указ, соч., с. 24.

157 Директория в революционной Франции не смогла изменить ни одну статью своей же Конституции 1795 года: нужно было созывать конституционную ассамблею, да и то по некоторым статьям это можно было делать не ранее чем через 9 лет после принятия конституции... Нередки случаи требования повторного обсуждения проекта поправки. В Италии законы, изменяющие Конституцию, принимаются каж­дой из палат после двух последовательных обсуждений, между которыми должно пройти не менее трех месяцев. В Греции перерыв между двумя обсуждениями проектов поправок должен быть не менее одного месяца. В отдельных странах утвердить поправки может лишь новый состав парламента, что требует роспуска действующего депу­татского корпуса и проведения новых выборов. Согласно Конституции Испании 1978 г. производится роспуск Генеральных Кортесов, выборы и созыв нового состава парламента — если предложены принятие новой конституции, а также такие поправки к Конституции, которые вносят изменения в конституционные положения, посвященные основ­ным правам и свободам и правовому статусу испанской королевской власти.

В ряде стран требуется проведение референдума для утвержде­ния поправок. Так, по Конституции Японии 1947 г. поправки вносятся по инициативе Парламента с согласия не менее двух третей членов обеих палат и передаются затем на референдум. С требованием о проведении референдума по вопросу конституционной реформы мо­жет выступить и определенная часть депутатов. В Испании проект конституционного изменения выносится на референдум, если того потребует одна десятая часть депутатов одной из палат. В Италии проведения референдума по вопросу изменения Конституции может потребовать одна пятая часть депутатов одной из палат Парламента. (Референдум не проводится, если при втором голосовании по проекту
поправки за было подано более двух третей голосов членов каждой из палат).

Во многих федерациях поправки к федеральной конституции подлежат ратификации — либо на референдуме, либо в законодатель­ных собраниях частей федерации. Конституция США предусматрива­ет, что проект поправки может быть одобрен либо Конгрессом США двумя третями голосов в каждой палате, либо специальным конвентом, созванным по инициативе законодательных собраний двух третей штатов. После этого одобренные проекты поправок подлежат ратифи­кации законодательными собраниями или конвентами трех четвертей штатов. Сложный механизм сработал, обеспечив стабильность амери­канской Конституции: за всю историю США было внесено около 5.000 проектов поправок, но только 26 из них были приняты и носили не проходной характер.

158 A.V.Dicey. Introduction to the Law of the Constitution. — Liberty Classics, Indianapolis, 1982, р. 57-68.

159АAntieau, р. 4-5.

160 Howard А.Е. Dick. ibid, р. 18.

161Antieau, р. 6.

162 Например, в решении Верховного Суда США от 1976 г. в судебном рассмотрении по делу «Крэйг против Борена» ХIV-ая поправка о защите освобожденных рабов, была использована в судебном рассмот­рении другого вопроса, что повлекло определение правительственной обязанности содействовать упразднению расовой сегрегации в общественных учебных заведениях, хотя Конгресс США, принимая указанную поправку за 68 лет до этого, такой цели перед собою не ставил.

163 Референдумом (плебесцитом, народным голосованием) были при­няты (одобрены, утверждены): Конституция Луи Бонапарта (1852 г.), Конституция VIII года Великой Французской революции во Франции (1799 г.), Конституция IV Французской Республики (1946 г.), Консти­туция Дании (1953 г.), Конституция V Французской Республики (1958 г.), Конституция Турецкой Республики (1961 г.), Конституция Сенегала (1963 г.), Конституция Греции (1969 г.), Конституция Гамбии (1970 г.), Конституция Малагасийской Республики (1972 г.), Конституция Каме­руна (1972 г.), Конституция Чили (1980 г.), Конституция Испании (1978 г.), Конституция Филлипин (1987 г.), Конституция Российской Федерации (1993 г.).

164 Cronin Thomas Е. Direct democracy. The Politics of Iniative, Referendum, and Recall. — Harvard University Press, Cambridge and London, 1989, рр. 207, 214.

165 Кабышев В.Т. Становление конституционного строя России. — «Конституционное развитие России», МНС. Саратов, «Абрис», 1993.

166 А интерес был значителен. Показательны цифры замеров об­щественного мнения поздней осенью 1990 года. После первых массо­вых публикаций проекта из десятков тысяч писем, пришедших в адрес Конституционной комиссии и обработанных на специально созданной для этого АИС «Конституция», 40% выражали поддержку, 35% содер­жали деловые предложения, 25% выражали негативное отношение и лишь 16% написавших полностью отрицали проект.

167 Общий тираж — от сентября 1990 г. до сентября 1993 г. (включая два беспримерных спецвыпуска газеты «Аргументы и Факты», соответственно по 35 и 28 млн. экз. в 1990 и 1992 гг.) составил почти 70 млн. ' экземпляров/

168 Румянцев О.Г. Сопроводительное письмо к проекту, принятому за рабочую основу. - 19 октября 1990, Архив Конституционной комис­сии РФ.

169 Декларация о государственном суверенитете РСФСР; постанов­ления Съезда народных депутатов РСФСР: «Об образовании Консти­туционной комиссии» от 16 июня 1990 года; «О некоторых вопросах подготовки проекта Конституции РСФСР» от 22 июня 1991 года; «О проекте Конституции Российской Федерации и дальнейшей работе Конституционной комиссии» от 2 ноября 1991 года; «О проекте Конституции Российской Федерации и порядке дальнейшей работы над ним» от 18 апреля 1992 года;

Постановления ВС РСФСР, его палат и Президиума: «О проекте Конституции Российской Федерации» (Совета Национальностей) от 26 сентября 1991 года; «О проекте Конституции Российской Федерации» (Совета Республики) от 16 октября 1991 года; «О Положении о Конституционной комиссии» от 22 января 1992 года; «О проекте Конституции Российской Федерации» от 4 апреля 1992 года; «О ходе конституционной реформы в республиках в составе Российской Феде­рации» (Президиума ВС РФ) от 28 сентября 1992 года; «О дальнейшей • работе над проектом Конституции Российской Федерации» от 21 ок­тября 1992 года; «О проекте Основных положений новой Конституции Российской Федерации, выносимых на всероссийский референдум 11 апреля 1993 года» (Президиума ВС РФ) от 29 января 1993 года № 4391-1; «О завершении работы над проектом Конституции Россий­ской Федерации» от 29 апреля 93 года; «О работе над проектом Конституции Российской Федерации» от 20 июля 1993 года; «О неот­ложных мерах по согласованию конституционной реформы» от 10 сентября 1993 года.

Некоторые решения Конституционной комиссии: от 12 октября 1990 года; от 12 ноября 1990 года; от 17 мая 1991 года; от 23 октября 1991 года; «О проекте договора о согласованных предложениях по разгра­ничению полномочий между государственными органами РСФСР и республик в составе РСФСР» от 13 декабря 1991 года; от 20 января 1992 года; «О внесении проекта Конституции Российской Федерации на рассмотрение VI Съезда народных депутатов Российской Федерации» от 8 апреля 1992 года; «О плане работы Конституционной комисcии» от 25 мая 1992 года; «О работе Конституционной комиссии по выполнению Постановления VI Съезда народных депутатов Российской Федера­ции» от 26 мая 1992 года; «О доработке проекта Конституции Российской Федерации в соответствии с Постановлением шестого Съезда народных депутатов Российской Федерации» от 3 августа 1992 года; «О дора­ботанном проекте Конституции Российской Федерации и порядке дальнейшей работы над ним» от 19 октября 1992 года; «О ходе конституционной реформы в республиках в составе Российской Фе­дерации» (Постановление Конституционной комиссии от 19 октября 1992 года); «О проекте Конституции Российской Федерации, направ­ленном Президентом Российской Федерации в Конституционную комиссию 6 мая 1993 года»; «Об основных положениях проекта Кон­ституции Российской Федерации» от 7 мая 1993 года.

170 Рапашиньски А. Меморандум Олегу Г. Румянцеву. — КВ, № 2. М., Конституционная комиссия РСФСР, октябрь 1990, с. 92.

171 Текст проекта см. в: Конституционный Вестник, издание Консти­туционной комиссии РСФСР, № 9, декабрь 1991, с. 115-119.

172 См.: Пояснительная записка к проекту распоряжения Президен­та РФ и Председателя Верховного Совета РФ «О подготовке к под­писанию Соглашения о разграничении полномочий и предметов веде­ния между федеральной властью и субъектами РФ», декабрь 1991. Архив Российского фонда конституционных реформ.

173 Анализ бюджетной обеспеченности территорий (данные 1992 г.) показывал, что республики и автономии гораздо лучше обеспечивают­ся дотациями, субвенциями и ссудами из федерального бюджета. Объем федеральных дотаций на одного жителя к среднему по России показателю составлял: по старым автономиям — 183%, по новым автономиям — 330% (!), а по краям, областям — лишь 77%. Многие из национальных образований имели задолженность федеральному бюд­жету, тогда как подавляющему большинству краев и областей задо­лжал как раз федеральный бюджет. Первые отчисляли в федераль­ный бюджет значительно меньше (а то и практически ничего), нежели вторые; в процентах от итоговых доходов своих бюджетов за 9 месяцев 1992 г. было перечислено в бюджет РФ: новыми автономиями — 11%, старыми автономиями — 19%, а краями и областями — 91%. Положе­ние не изменилось к лучшему и в 1993 г. В Бюджетном послании Президента РФ на 1993 г., в разделе «Бюджеты республик в составе РФ и бюджеты территорий» суммарные данные о средствах, передаваемых бюджетам республик и местным бюджетам из федерального бюджета по взаимным расчетам (по 24 республикам и автономиям, где проживает 14% населения), свидетельствовали, что Правительство намеревалось выделить им 324 млрд.руб. дотаций, т.е. ровно половину из запланированной суммы в 658 млрд.руб. Одна седьмая часть насе­ления получала половину федеральных дотаций, хотя и без общего согласия на содержание новых государственностей.

(Цифры приводятся по статье Румянцев О.Г. Финансирование взры­ва? (к вопросу о бюджетных отношениях в России). — «Альтернатива». М., № 1(27), январь 1993 г.; также «Мониторинг», № 1, 1993, статья подготовлена с использованием расчетов Ю. Ярмагаева).

174Приложение к Постановлению ПВС РФ от 29 января 1993 года

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

новой Конституции Российской Федерации, выносимые на всероссийский референдум

11 апреля 1993 года

Согласны ли Вы с тем, чтобы основными положениями новой Конституции Российской Федерациибыли:

1. Российская Федерация — это суверенное государство с республиканской формой правления. Ее государственное устройство основывается на принципе федерализма.

2. В Российской Федерации человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность, права и свободы являются высшей ценностью и защищаются государством. Все равны в правах и свободах.

3. В Российской Федерации признаются и гарантируются свобода экономической деятельности, труда и предпринимательства, равноправие всех форм собственности, в том числе государ­ственной, муниципальной, частной, общественных объединений. Никто не может быть произвольно лишен своей собственности. Осуществление права собственности не должно противоречить общественному благу. Государство регулирует хозяйственную жизнь в интересах человека и общества.

4. Каждый гражданин Российской Федерации вправе иметь и приобретать в частную собственность землю. Владение, пользование и распоряжение землей не должно противоречить интересам общества.

5. Государство охраняет труд и здоровье людей, обеспечивает право на отдых, право на образование, право на жилище. Оно устанавливает и гарантирует пенсии, пособия и иные формы социальной защиты. Цель государства — достижение благосостоя­ния человека и общества.

6. Система государственной власти в Российской Федерации строится на принципе разделения на законодательную, исполни­тельную и судебную. Предметы ведения и полномочия разграничи­ваются между федеральными органами власти и органами власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автоном­ной области, автономных округов, а также органами местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Феде­рации, включающей содержание Федеративного договора.

7. Единственным законодательным органом Российской Феде­рации в будущей Конституции является ее Верховный Совет (парламент), непосредственно избираемый народом, действующий постоянно и состоящий из двух палат.

8. Президент Российской Федерации — всенародно избираемый глава государства — руководит деятельностью исполнительной власти Российской Федерации. Совет Министров — Правительство Российской Федерации формируется Президентом. Председатель и определяемые Конституцией Российской Федерации члены Совета Министров — Правительства назначаются Президентом с согласия Верховного Совета Российской Федерации.

9. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит судам. Судьи, присяжные и народные заседатели независимы. Перед законом и судом все равны.

10. Российская Федерация вправе вступать в союзы и в соответ­ствующих случаях выходить из них.

11. Конституция Российской Федерации — высший закон стра­ны. Правовые акты и действия, противоречащие Российской Кон­ституции, не имеют юридической силы.

12. Провести не позднее весны 1994 года одновременно прямые всеобщие выборы народных депутатов Российской Федерации и Президента Российской Федерации.

ДА НЕТ

ненужное зачеркнуть

Архив Российского Фонда Конституционных Реформ.

175 См.: О.Г. Румянцев. О создании согласованного проекта Конститу­ции РФ. (Еще одно обращение к Президенту и главе Парламента). Независимая газета, 1993, 18 августа, с. 2.

176 КС, № 2, октябрь 1993.

177 См.: Десятый чрезвычайный (внеочередной) Съезд народных депутатов РФ. Бюллетень № 1. Заседание первое. 23—24 сентября 1993, с. 21,31,32. Архив РФКР; Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации «О досрочных выборах народных депутатов РФ и Президента РФ». — КВ, № 1(17), март-апрель 1994, с. 136-149.

178 Лафитский В., Румянцев О. Пакет документов по правовому обеспечению досрочных выборов. М., 3 октября 1993, — КВ, № 1 (17). Издание Российского фонда конституционных реформ, март 1994 г.

179 Осипов Ю.М. Российская Реформация. Социопроект. МГУ им. Ломоносова. Центр общественных наук. — М., «Гуманитарные зна­ния», 1994.

130 Кикоть В.А. Указ, соч., с. 31.

181 Хасбулатов Р.И. Письмо из Лефортово. — КВ, № 1(17), март-апрель 1993, с. 72. Издание РФКР.

182 См., напр., Постановление пятого Съезда н.д. РСФСР от 2 ноября 1991 года «О признании незаконными выборов, проведенных 27 октября 1991 года в Чечено-Ингушской республике», Постановление Верховного Совета РФ от 19 марта 1992 года «О представлении Конституционного Суда РСФСР в связи с Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан «О разъяснении формулировки вопроса референдума Рес­публики Татарстан, назначенного на 21 марта 1992 года», Постановление Президиума Верховного Совета РФ от 28 сентября 1992 года «О ходе конституционной реформы в республиках в составе Российской Феде­рации», Постановление Конституционной комиссии от 16 октября 1992 года по этому же вопросу.

•Заключение

183 КВ. — М, № 2, с. 4.

184 Проект Конституции Российской Федерации (сборник материа­лов). — М., РИО Верховного Совета РФ, 1992, с. 7.

185 Тихомиров Ю.А. «Конституция в правовой системе: связь и динамика». — В сб.: «Актуальные проблемы конституционного законо­дательства», труды Ин-та законодательства и сравнительного право­ведения при ВС РФ, вып. 51. М., 1992, с. 11.

186 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. — М., Пресса, с. 111.

187 Михалева Н. А, Конституционная реформа в СССР. — в сб.обзоров «Конституционная реформа: поиски и решения». М., 1991, ИНИОН АН СССР, с. 40.

188 Исаков В.В. Конституция, по которой, по которой невозможно жить. — КВ, № 1(17), с. 33.

189 Заключение Конституционного Суда РФ «Об указе Президента РФ от 21 сентября 1993г. №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» — КВ, № 1(17), март-апрель 1994, издание РФ КР, с. 122.

190 Авакьян С.А. Создан прецедент. Неконституционная власть не имеет перспективы. «Независимая газета». 1993, 15 октября, с. 5.

191 Постановление Съезда народных депутатов РФ от 24 сентября 1993 года «О политическом положении в Российской Федерации в связи с государственным переворотом», с. 129.

192 "Советская Россия", 7 мая 1994 г., с. 2.

193 Заявление лидеров общественных объединений России «О нелегитимности Конституции РФ, представленной на референдум 12.12.93 Б. Ельциным». — «Правда», 19 января 1994; КВ, № 1(17), март-апрель 1994, с. 151.

Комментарии:
Быстрый доступ