В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

Прошлое и будущее проекта Российской Конституции. (Конституционные записки. Часть 2). 1991 год

________________________________________________________

1 Впервые опубликовано в "Конституционном вестнике", М.,N5, май 1991, с.1-21.

Данная версия значительно дополнена летом 1991 года.

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ ПРОЕКТА РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

(Конституционные записки) часть 2.

_________________________________________________________

"...за спинойБ.Ельцина - "дикая", алчная

буржуазия, которая способна на многое, лишь

бы воцариться на троне.И если это случит-

ся, дальнейший исход сомненийне вызывает:

уже давнождет своего часа "румянцевская"

конституция, в которой каленым железом выт-

равлено все советское".

"Правда", 6 июня 1991 г.

Написание Конституции- дело не обыденное. Судьба

распорядилась мне заняться этим нестандартным трудом и длится

это занятие уже больше года.Поделюсь тем, что остается вне

гласности, но вызывает законный интерес сограждан.

НАЧАЛО

В конце1989 г. меня, научного сотрудника Института

экономики мировой социалистической системыАН СССР, вызвал

егодиректор, народный депутат СССР, академик О.Богомолов.

Егокак раз избрали в Конституционную комиссию Съезда

народных депутатов СССР.Академик предложил подумать о новых

подходах к новой союзной Конституции.Задание захватило; оно

удачносовпадало с потребностью независимого клуба

"Демократическая Перестройка" (председателем коегомне тогда

довелосьбыть) выработать собственный подход к проблеме

государственногостроительства в условиях перехода к

демократии. Вскоре родилась первоначальная концепция.

Затем подоспели и прошли выборы депутатов России. И на первом

жеоргсобрании московских депутатов на журфаке МГУ мы

сколотилиКонституционную комиссию блока "Демократическая

Россия". Мы работали как теневая комиссия, альтернативная

6-ой комиссии,созданной официально... В заседаниях приняли

участиенародные депутаты РСФСР Е.Амбарцумов, И.Безруков,

Г.Бондарев,М.Бочаров, Л.Волков, М.Захаров, Б.Золотухин,

С.Ковалев,Е.Кожокин, А.Медведев, В.Медведев, П.Медведев,

В.Олейник,О.Румянцев, Ю.Рыжов, А.Сурков, В.Шейнис,

Ф.Шелов-Коведяев,С.Юшенков, другие депутаты; народные

депутаты СССР В.Кириллов и А.Оболенский;эксперты - юристы и

политологи М.Емельянов, Л.Мамут, К.Янков и др. Неформальный и

неподдельный интерес дал хорошие плоды:в апреле-мае 1990 г.

мыподготовили целый пакет материалов, среди них: 1/

первоочередныеизменения в Конституции РСФСР; 2/ проект

Декларациио государственном суверенитете РСФСР; 3/ проект

ПостановленияI-го Съезда народных депутатов РСФСР "О

конституционных принципах Российской Федерации".

Разработки и проекты документов были переданы в Секретариат

I-го Съезда, вызвали интерес депутатов. Я твердо убежден: без

столь тщательной,вдумчивой и энергичной подготовки не было

быглавного успеха того первого нашего Съезда - не было бы

Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

Принятие Декларации 12 июня1990 г. было не просто

тактическимходом, сплотившим Съезд, не просто красивым

политическимдейством; оно знаменовало собой начало крупной

конституционной реформы вРоссийской Федерации. Декларация

сталаосновой для подготовки новой Конституции и

совершенствования всего законодательства Республики.

КАК ШЛА РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ КОНСТИТУЦИИ

Постановлением первого Съезда народных депутатов РСФСР от

16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия из

числа народных депутатов в составе 102человек. О важности

Комиссиисвидетельствует уже тот факт, что ее возглавили

непосредственно Председатель Верховного СоветаРСФСР и его

Первый заместитель.

22 июня 1990 года Председатель ВерховногоСовета РСФСР

издалРаспоряжение "О порядке деятельности Конституционной

комиссии",в котором утвердил состав Рабочей группы

Конституционнойкомиссии (31 чел.), Секретаря комиссии,

переченьиз шести подкомиссий, состав Группы экспертов,

техническийсекретариат и его руководителя. В Распоряжении

определены необходимые меры поорганизационному, финансовому

и информационному обеспечению деятельности Комиссии,а также

примерный план работы Комиссии на 1990 год.

Характер работы определяли довольно жесткие сроки: в де-

кабре 1990 г.следовало уже завершить подготовку проекта

новойКонституции РСФСР. Вообще-то, I-ый Съезд депутатов

РСФСР поручил Конституционной комиссии решитьдве неравноз-

начные задачи:

1/ подготовить проект Закона об изменениях в действующей

Конституции;

2/ с учетом итоговреферендума по основным принципам

новойКонституции подготовить проект новой Конституции для

обсужденияна следующем Съезде(предполагалось, что он

состоится в январе 1991 года).

Перед Комиссией всталзакономерный вопрос: как быть?

Правитьсамый нарушаемый закон - нынешнюю Конституцию?

Критический анализ показал:в правке нуждаются не одна и не

две,а по крайней мере 60 статей. По правде говоря, в

коренном пересмотре нуждался и нуждается весь продукт

брежневско-сусловскогозаконотворчества, от написанной на

классическом "новоязе" ископаемой преамбулы -до последней,

185-ой, статьи...

Понятно, что главным направлением работынашей Комиссии

сталосовсем не латание старых конституционных дыр, а

разработка новой Конституции Российской Федерации.

Работа над проектом фактически шла в три этапа.

На первом(июль-август 1990 г.) шла подготовка к

написаниюпроекта: сбор материалов, командировки (как по

России и Союзу,так и за рубеж), многочисленные беседы с

экспертами, учеными, политиками.

Наэтом этапе:

а/ былаорганизована работа Комиссии, всех ее

подкомиссийи служб, задействованы эксперты и

исследовательскиецентры, сформирована конституционная

библиотека,налажено международное сотрудничество, налажено

регулярное информационное обеспечение членов Комиссии

необходимыми разработками;

б/ усилиями Рабочей группы наполнен "портфель" комиссии:

наработансущественный и весьма содержательный задел по

структуреновой Конституции, основным принципам

конституционногостроя Российской Федерации, по основным

разделамтекста нового Основного закона, по вопросу о

референдуме.

Главное: былсоздан работоспособный коллектив

единомышленников,способный к решению поставленной высокой

задачи- подготовить проект новой Конституции и обеспечить

механизмы ее принятия.

Работалось столь же легко, как накануне I-го Съезда - сам

масштабзадачи, казалось, окрылял участников проекта.

Довольноскоро достигли согласия по предложенной мною

концепции новой Конституции,перечню, последовательности и

составуее основных разделов и основным особенностям

документа(см. N2 "Конституционного Вестника"; журнал

"Народный депутат" N15/1991).

Вскоре разработчики разделилисьна шесть подкомиссий,

которыепредставили уже к концу августа 1990 г. тезисы

ключевых разделов.3Нарабатываемые материалы раз за разом

рассылались членам Комиссии.

На второмэтапе мы взялись за сам проект Конституции.

Это были воистину самые напряженные и самыевысокие недели:

"рыбу"(так мы прозвали "заготовку") сделали за 5 недель.

Свели на компьютере проекты подкомиссий и поехали на первую

нашу"сессию" на базу Совмина РСФСР в Архангельском. Первый

вариант проекта былсимволично завершен к 6 октября -

как-разнакануне последнего (как нам тогда казалось)

празднования Дня брежневской Конституции...

Журналисты оповещалипублику о готовящемся проекте;

особыйуспех выпал на долю одного из первых тогда

спецвыпусков"Парламентского вестника России", мастерски

сделанного Р.Микаиловым и С.Носовцом. В обществе пробуждался

интерес к загадочному проекту.

Рабочая группа с волнением ожидала пленарного заседания;

заседаниеКомиссии 12 октября 1990 года стало поворотным:

"рыба" была принята за рабочую основу 46 голосами "за"и 11

"против" (см.стенограмму в N3 "Конституционного вестника").

Проект из "рыбы" превратился в официальныйдокумент высшего

органагосударственнной власти РСФСР. С этим уже можно было

выходить на широкую общественность.

Затем кобработке текста подключились комитеты и

комиссии Верховного Совета, депутаты РСФСР различного уровня,

исследовательские учреждения,вузы, да и просто энтузиасты.

Пошли обсуждения в парламентскихкомитетах и комиссиях, в

вузах и научных центрах, на сессиях местных советов.

Через месяцбыл дан настоящий бой "могильщикам",

"похороннойкоманде" социализма - так окрестили рабочую

группу.Тем не менее, пленарное заседание Комиссии 12.11.90

г.вывело работу многих людей на логическое завершение: было

решено опубликовать проект КонституцииРоссийской Федерации.

Онпоявился в "Российской газете", "Аргументах и Фактах",

"СоветскойРоссии"; всего, вместе с дальнейшими

перепечатками,наш проект разошелся небывалым доселе тиражом

в 40 млн экземпляров.

Это былапобеда: каждый гражданин РСФСР смог отныне

составить собственноемнение относительно положений этого

конституционного документа, представляющего несомненный вклад

в современное конституционное право.

ЗАЧЕМ СЕГОДНЯ НУЖНА КОНСТИТУЦИЯ

Нам говорят: в переходный период не до Конституций. Мы с

этим не согласны, ибо исходим из следующих соображений.

Во-первых: налицонекоторая хаотичность в

законотворческой работе Верховного Совета и Съезда.Не видно

четкой линии, четкого плана и последовательности в подготовке

ипринятии новых актов. Странным представляется такой

порядок, при котором сначала принимаются законы и затем - под

принятыеуже положения - кроится и Основной закон. Новая

Конституция даст четкийплан законотворческой деятельности

парламента.

Во-вторых: следуетподвести конституционную базу под

проводимыеи намечаемые верховной властью России

преобразования. В проекте Конституции содержатся отсылки к 35

конституционнымзаконам. Они раскрывают и конкретизируют

положенияновой Конституции, дополняют конституционную

реформупакетом сопряженных с нею частичных реформ:

государственныхорганов, аграрной, военной, судебной,

местного самоуправления (земской) и др.

В-третьих: мы идем к новому Союзу суверенных государств.

Россияне сможет называться равноправным созидателем этого

содружества,если реально не станет равной среди равных.

Конституцияпозволит дополнить и упрочить государственный

суверенитет РСФСР.Будет ч т о делегировать в совместное

ведениереспублик. Убежден: сперва стоит конституционно

уладитьвнутригосударственные 2 0отношения в Российской

Федерации 20и лишь на такой основе приступать к договорному

решению 20межгосударственных отношений в рамках Союза. Первично

государственное устройство России,других союзных республик,

а содержаниеи заключение Союзного договора - вторичны.

Договорной Союз составляют конституционные Республики.

В-четвертых: общественноесознание сегодня

дезориентировано.Идет смена символов, идеалов, понятий,

устоявшихсяпредставлений. Дальнейшее развитие общества

становитсяневозможным, если не предложить обществу некую

системукоординат - четких, понятных и привлекательных

ориентиров.Ими могут стать понятные мировой цивилизации

ОСНОВЫДЕМОКРАТИЧЕСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

СУВЕРЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Таким образом,классическая российская альтернатива:

"конституция или севрюжинка с хреном" для нас, разработчиков,

звучитвполне определенно. Только на основе нового

жизнеустройства мы получим и желанную севрюжинку. В противном

случае останется лишь хрен.

Разделились мненияотносительно темпов и сроков

подготовки и принятия проекта. Одни, например С.Н.Бабурин, В.

Б.Исаков, настаивают на том, что Конституция должна закрепить

ужепринятые изменения, отразив процессы, происшедшие в

обществе.Делается вывод: дескать, с принятием новой

Конституции торопиться не следует.Я придерживаюсь обратного

мнения:новая Конституция даст толчок и солидную основу для

идущей сейчас крупной реформы.

В российскойистории были аналоги и тому, за что ратует

Бабурин,и тому, что отстаиваем мы. В 1879-1880 годах

комиссиейЛорис-Меликова были подготовлены проекты Основного

закона,которые закрепляли итоги реформ двух предшествующих

десятилетий.Не получилось. А вот "Свод основных законов",

первая российская Конституция 1906 г., которая последовала за

ВысочайшимМанифестом Николая II, напротив - успешно начала

волнуреформ. Последующие столыпинские преобразования

опирались именно на этот документ.

В докладе И.С.Силаева на II-ом Съезде прозвучало сравнение

намечаемойаграрной реформы с преобразованиями,

проводившимисяП.А.Столыпиным в 1906-1911 гг. Хочу

подчеркнуть,что столыпинская реформа опиралась на положения

первой российской конституции - Свод основных государственных

законов,принятый 23 апреля 1906 года. Это стало прочной

основой для обновления всегосела, пищевой промышленности,

отношенийсобственности в деревне. Опора на рачительного

хозяина, крепкого собственника дала обильные плоды в прямом и

переносном смысле.

Мне представляется,что сейчас Россия много ближе к

ситуации 1906-го. Первая русская конституция тоже рождалась в

условияхобщественного кризиса, "смуты". Ее принятия

требовалаоппозиция, понимали необходимость этого шага и

дальновидныепредставители правящих кругов. Тогдашняя

конституцияслучилась именно как документ национального

согласия.Мы сейчас тоже переживаем время смуты, и новая

Конституцияможет помочь в достижении общенационального

согласия -согласия вокруг дела, вокруг перемен, вокруг

возрождения.

Конституция - это стратегия идущих и грядущих перемен. Не

имея конституционной опоры,сегодняшняя реформа, в частности

- земельная,рискует пойти не по русскому, а по китайскому

пути.Т.е. по пути временного решения "проблемы риса" при

сохранении тоталитарного режима.Последнее рано или поздно

сводит на нет и некоторые аграрные успехи - и риса не станет,

и "буржуазная либерализация" побоку.

КАК ПОШЛО ОБСУЖДЕНИЕ ПЕРВОГО ПРОЕКТА

Мы толькоеще дорабатывали проект, как "товарищи

оппоненты"развернули ожесточенную кампанию по его

ошельмованию.

Первой проснуласьРоссийская Компартия. На

соответствующемсвоем Пленуме она приняла постановление:

проектновой Конституции является антинародным,

антисоциалистическим,антисоветским и антидемократическим,

направлен он на конституционноезакрепление государственного

переворота.Верным своим сынам партия предписала вести

непримиримую борьбу с заранее ненавистной Конституцией.

Наиболее ясновысказался второй секретарь ЦК КП РСФСР

Ильин:в базисе новой Конституции - капитализм в самой его

дикой форме; а в надстройке - тоталитарный диктаторский режим

президентав псевдодемократической упаковке. Вот так -

простенько и со вкусом. Никаких сомнений.

Находящаяся внезависимости от конкретных лиц народная

мудрость гласит:солдат любит красное, а дурак - ясное.

Вооружившисьоружием идеологическим, рать активистов

рванулась в "последний и решительный" бой.Возглавила поход

газета коммунистов России - "Советская Россия",призвав всех

собратьевпо классу "сказать НЕТ конституции воров и

грабителей".

Схема использовалась все та же,успешно апробированная в

30 -х годах, когда трудящиеся страны советов требовали смерти

"банды псов ипалачей"; в 70-х, когда гневно добивались

высылки"отщепенцев и диссидентов" Сахарова и Солженицына; в

80-х, когда клеймили "самодельщиков и самозванцев",

оплачиваемыхЦРУ - неформалов, межрегионалов, демократов.

Умение создать образ внутреннего врага, организовать массовое

проведение бесконечных "5-минуток ненависти" - этого у НИХ не

отнимешь.

Конституционная комиссияРСФСР сполна испытала на себе

любовьсограждан. Пошли телеграммы. Содержание примерно

одинаковое:тупо-ругательное. Просто удивительно: стоя не по

колено- по горло в д... (извините за непарламентское

выражение),они продолжают кричать "больше социализма!", при

этом явно рискуя захлебнуться в оном...

Мы стали получать и иные сообщения:о том, как обкомы и

горкомыдают установку: проводить партийные собрания,

собраниятрудовых коллективов, осуждать. Весьма мягкий

пример,письмо К.Платонова, секретаря парторганизации ЖРЭУ-6

изКалуги: "Открытое партийное собрание нашего жилищного

районногоэксплуатационного управления обсудило проекты

Конституции РСФСР, представленные демократами и коммунистами.

Все пришли к выводу:проект Ельцина и Румянцева не что иное,

как демонтаж общественного и государственного строя. Там даже

неттаких терминов, как "социализм", "советский". Это

антинародныйдокумент. Другое дело - проект группы народных

депутатовРСФСР "Коммунисты России". Он получил полную

поддержку.Собрание призвало народных депутатов дать

решительный отпор лжедемократам,покушающимся на Советскую

власть,государственный строй и целостностность СССР. Такое

же постановление приняли ветераны войны итруда управления."

(газета "Знамя", орган Калужского обкома КПСС, 12-04-91).

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ВЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Не будувдаваться в полемику с оголтелыми тезисами

оппонентовновой Конституции. Остановлюсь лишь на методах

ведения борьбы с нею.

Подробный образец: Липецкая область.

Особую заботуо проекте проявили липецкие коммунисты.

Еще до официальногоопубликования проекта Конституции

РоссийскойФедерации в "Российской газете" и "Аргументах и

фактах" в секретариат Конституционной комиссиистали обильно

поступатьтелеграммы из Липецкой области. Только оттуда мы

получили около сотни,видимо обком КПСС нашел благодатную

почву на местах. В период с 20 ноября по 3 декабря в Комиссию

поступило 650 телеграмм;из них 103 (т.е. 16 процентов) -

толькоиз Липецкой области. В основном - с остро негативной

оценкой и одинаковым набором обвинений, а подчас и угроз.

11 декабря по "Радио России" я рассказал о противоречивом

ходе обсуждения проекта КонституцииРоссийской Федерации в

Липецкойобласти. Новые телеграммы из Липецкой области

потребовалиразъяснений, в частности - социолог Буртак

(Липецк,ул.Ленина 25-19). Руководители области сразу подали

бумагу в Комиссию Съезда народных депутатов РСФСР поэтике -

по факту якобы вымышленных фактов...

Вот лишь несколько фактов.

- 19ноября было проведено обсуждение в совхозе

"Вперед"с.Калаусовка Грязинского района; однако

организовали и проводили его не работники сельского Совета, а

секретарь парткома совхозат.А.Зеленов, зам.зав.отделом ГК

КПССт.О.Яблоков и инструктор Липецкого обкома КПСС

т.В.Юшков.

- 20ноября состоялось общее собрание трудового

коллектива СТОА - собранное как партийное собрание.От всего

объединения собрался 31 человек, кворума явно не было. Против

проекта Конституции проголосовали 13 человек,и это решение

былоподано как решение трудового коллектива объединения.

Надо сказать,что на прошедших затем собраниях коллективов

цеховбыло твердо заявлено: коллектив СТОА с решением

партсобранияне согласен и выражает недоверие партийной

организации объединения.

- Врайкомах КПСС г.Липецка под роспись раздавали

"руководящие указания" под громким названием "Будет ли Россия

социалистической?".Общий смысл проекта заключается в

закрытиисоциализма в России - пугает партийцев безымянная

разработка. По этому и другим "цитатникам", заранее розданным

райкомамиКПСС и проходили собрания, на которых трудящиеся

клеймили проект и принимали гневные решения "осудить".

- 23ноября на III сессии Липецкого облсовета

т.В.Шишкин,основной докладчик от Президиума по проекту

Конституции,сделал заявление: постоянная комиссия по

социалистическойзаконности приняла решение снять

предлагаемыйпроект с обсуждения на сессии Верховного Совета

РСФСР.(Ни много ни мало). На самом же деле, комиссия по

законностиприняла решение о том, что требуется коренная

переработкапроекта. Эта переработка Конституционной

комиссией РСФСР была сделана до конца ноября.

Примечательно, что насессии попросил слова народный

депутат РСФСР по Новолипецкому округу.Как только он сказал,

чтообсуждаемый проект еще не вынесен на всенародное

обсуждение- а лишь на предварительное обсуждение местных

Советов,и не следует вводить в заблуждение избирателей - то

председательствующий1-ый секретарь обкома КПСС т.В.Донских

просто-напросто отключил микрофон.

С 15ноября газета липецких коммунистов "Ленинское

знамя" по-праву высоко подняла знамя беспрецедентной борьбы с

заранеененавистной Конституцией. Каких только перлов не

увидишь на ее страницах - но не будем цитировать, пускай ее..

Однако, мыполучили ряд сочуственных телеграмм от

труженников области,сообщавших что "по липецкой земле идет

ползучая и назойливая война против новой Конституции".

Были и другие собрания - созванные поинициативе самих

граждан.С одобрением проекта выступили сотрудники Института

"Тяжпромэлектропроект",135 рабочих листоотделочного цеха

листопрокатногопроизводства и 114 рабочих листопрокатного

цеха номер 3 Новолипецкого металлургическогокомбината, ряд

кафедрЛипецкого политехнического института, жители

микрорайонов Липецка. Так что же было на самом деле?

Для высненияситуации на месте, Комитетом Верховного

Совета РСФСРпо средствам массовой информации, связям с

общественнымиорганизациями и изучению общественного мнения

28-29 ноября был организован и проведен экспресс-опрос в трех

городахЦентральной России - Москве (столица), Липецке

(областной центр), Лихославле (малый город).

В Липецкебыло всего опрошено 402 человека - путем

уличногоопроса по методике известного ленинградского

социологаЛ.Кесельмана. Бригада интервьюеров в течение 9

часов опрашивала жителей в трех точках областногоцентра: в

центре города, в новостройке, на окраине с частным сектором.

При обработкеосуществлялась стандартизация результатов -

путемперевзвешивания устранялись возможные перекосы в

социально-демографическом составе опрошенных.

Как показываетпрактика - такого рода экспресс-опросы в

целом достаточнохорошо отражают сложившееся общественное

мнение.Результаты показали: впечатление от проекта

Конституции в целом благоприятное -

* полностью поддерживают: 22 процента

* в целом поддерживают: 18 процентов

* скорее отрицательное: 14 процентов

* абсолютно неприемлемое:6 процентов

* не смогли оценить: 40 процентов.

* процент поддержки от

группы читавших проект: св.45 процентов.

Заметьте: изпришедших к 12 декабря из Липецкой области

110 телеграмм,95 - против проекта Конституции Российской

Федерации (т.е.86 процентов). Такое вот несовпадение между

итогамиоткрытого социологического опроса (по случайной,

достаточно репрезентативной, выборке) и организованным дождем

телеграмм.

Приведенный примеркрасноречиво показывает: как

коммунистическаяпартия добровольно поставила себя в

непримиримуюпозицию яростного противодействия грядущему

демократическомуконституционному строю. Впрочем, это

неудивительно: во многих развитых странах коммунисты известны

своей одиозностью и антиконституционностью своих политических

установок.

ПОЧЕМУ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ БЫЛО СНЯТО С ПОВЕСТКИ ДНЯ ВТОРОГО

СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

Артподготовка, проведенная с той стороны, дала

определенныеплоды: доверчивые советские граждане стали

ощущать определенный дискомфорт в связи с частым и негативным

упоминанием новой Конституции.

С другойстороны, сторонники демократического

конституционного строя были не всегдаактивны. Разработчики

занималисьпроектом, а не разъяснением его положений.

Народные депутаты ждали публикацииокончательного варианта.

Либеральная пресса - увы!- не очень охотно шла на то, чтобы

помещать материалы в поддержку новой Конституции. Однозначная

поддержкавозврата к здравому смыслу не в моде - ждут,

что-ли,когда запахнет порохом?.. Подобная стеснительность

"демократов"явно мешает политическому процессу - пока

разнузданность коммунистическойпрессы делает свое черное

дело.

Мы не хотели,чтобы Съезд раскололся на два враждующих

лагеряиз-за проекта Конституции. От II-го внеочередного

Съезда ждалирешения продовольственной проблемы, принятия

законово земельной реформе, о равноправии различной

собственности на землю - в т.ч. частной.

Исходя изэтих соображений, Верховный Совет РСФСР,

посоветовавшись снами, пошел на изменение повестки дня

Съезда- сняв с обсуждения проект Конституции. В этом -

проявление дальновидности и трезвого политического подхода.

Мы обсудили поправки и изменения к действующему Основному

закону.При подготовке поправок мы решили идти не по пути

введениянового, а по пути изъятия из Конституции тех

положений,которые мешают двигаться дальше. Таких положений,

увы, слишком много.

Но всеэто - полумеры и почти пустые припарки.

Подтверждение- судьба вопроса о частной собственности на

землю.Вопрос уже был решен Верховным Советом. Но безумный

наш великий антинародный хурал,Съезд, решил вмешаться. Итог

- компромисс,замордовали частную собственность; вопрос о

передачеземли крестьянам отдан на откуп мафии из местных

советов,тесно связанной с партбюрократией и

колхозно-совхозным помещичьим сословием. А значит, масштабная

земельная реформаусилиями Съезда перенесена на будущее.

Опять...

Так чтолатание старой Конституции не спасает ни ее, ни

отжившую систему.

НАШ КОЛЛЕКТИВ

Один изсамых значимых итогов работы над проектом

Конституции:сложился замечательный коллектив. Это

интеллигентные,знающие, преданные служению России и ее

народулюди. Депутаты - В.М.Адров, Е.А.Амбарцумов,

Л.Б.Волков,Б.А.Золотухин, С.А.Ковалев и С.М.Сироткин,

П.А.Медведев,Ю.А.Рыжов, Ф.В.Цанн-Кай-Си, В.Л.Шейнис,

Ф.В.Шелов-Коведяев.Увы, уже ушел от нас Р.И.Пименов, до

последних сил работавший над поправками к проекту...

У насзамечательная группа экспертов, наверное самая

сильнаяв обоих парламентах - союзном и российском:

В.Д.Зорькин, В.А.Кикоть, Л.С.Мамут, Б.А.Страшун, а также Э.М.

Аметистов, Е.В.Кукушкин, Б.М.Пугачев, М.А.Журинская.

Большую помощьоказывает и наш аппарат, сначала

возглавляемый А.А.Собяниным, а с 1991 года - А.А.Гольцблатом.

Я счастлив,что довелось руководить этим коллективом,

трижды выезжать на "коллективныеписания" в Архангельское,

готовитьи вести заседания, быть в контакте с научными

центрами Москвы и России,работать с прессой, проводить ночи

напролетс верным другом компьютером - в поисках наиболее

точных формулировок.

...Но, вРоссии не может быть чистого меда. Деготь

всегда к услугам желающих, а их достаточно.

После напряженнейшей работы над проектом в октябре-ноябре

1990 года нарабочую группу Конституционной комиссии был

обрушен шквал ненависти.Увы, защитить нас не захотел никто

из российского руководства.

Более того - стали ударять и те, на кого мы рассчитывали.

Р.И.Хасбулатов на II-ом Съезде н.д.РСФСР вдекабре-90 оценил

работуКонституционной комиссии "на слабенькую троечку".

Отмежевался от проектаи С.М.Шахрай, в ошибочной надежде

приобрестиэтим лишние голоса при выборах заместителя

Ельцина. Позже на сессии Верховного Совета первый зам сообщил

отом, что Румянцев "не справился" с работой и после

реорганизациируководство Комиссией поручено депутату

В.Лукину.На ту же мельницу, увы, полили водички и

В.Б.Исаков,и С.Н.Бабурин, методично выступавшие против

интенсивноведшейся работы - вместо того, чтобы делом

участвовать в ней.

Сработал печальныйроссийский принцип "не высовывайся".

Возможно, хотели успокоить оппонентов, но на деле застопорили

работуна несколько месяцев. Что из этого вышло? А ничего

хорошего.Подчеркиванием ненужности и бесперспективности был

нанесенудар по работоспособному коллективу - каких у нас

пока-чтомало. Кому это пошло на пользу? Только не

конституционной реформе.Чудом удалось сохранить ядро группы

разработчиков - депутатов,экспертов, сотрудников аппарата,

но - не всех. "Иных уж нет, а те - далече...".

Организационная проблема, впрочем, остается. Консти-

туционную комиссию многие воспринимают какв р е м е н-

н ы йорган, который должен подготовить новую Конституцию и

разойтись.Это придает характер некоторой второстепенности

нашей работе,что отражается в отношении и депутатов, и

аппарата.Получается, что пишем мы Конституцию как-бы на

"общественных началах",н а р я д у с постоянной и основной

работой.

Считаю, чтоядро нынешней Комиссии

(депутаты-разработчики,эксперты и секретариат)

должно составить основуп о с т о я н н о го парламентского

Комитета конституционной практики.

Его полномочия:конституционная инициатива; внесение

предложенийпо поправкам; парламентский конституционный

надзорза законопроектами и проектами постановлений

правительства;предварительное рассмотрение и заключения по

вопросам о конституционной ответственности высших должностных

лиц;заключения по спорам о компетенции между высшими

государственнымиорганами; иные вопросы относящиеся к

конституционномупроцессу Российской Федерации и практике

государственного строительства.

Такие комиссиисуществуют в целом ряде зарубежных

парламентов- и это самые уважаемые комиссии. Так,

Конституционнуюкомиссию Сената США возглавляют уважаемые

сенаторы Э.Кеннеди,П.Саймон, Д.Митценбаум. Я был в Сенате,

встречалсяс членами Комиссии, поверьте - это высоко

авторитетный орган.Если мы хотим положить начало традиции

высокогоуважения к Конституции - Конституционная комиссия

должнаприобрести весомый и соответствующий ее названию

статус.Задатки для этого есть - многочисленные обращения к

нам и депутатов, и избирателей.

Мы началивыпускать "Конституционный Вестник" - орган

Комиссии.Он выходил регулярно до января 1991 г., затем была

пауза.И лишь в мае бюллетень возродился , но нужен новый

уровень. Главная задача бюллетеня - обеспечить информационные

условиядля успешного завершения работы по подготовке,

принятию ип р и м е н е н и ю новой Конституции Российской

Федерации.Этот бюллетень должен стать солидным и

авторитетнымпарламентским изданием. Нужно учредить его

специальным Постановлением Президиума Верховного Совета.

ЧТО ДАЛЬШЕ?КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

1. Публикация проекта новой Конституции тиражомоколо 40

млн экз.- главный пока итог нашей деятельности. Мы показали

возможное направление выхода из тупика.

Огульная ругань со стороны оппонентов - тоже дело благое;

еслиругают, значит многое из задуманного действительно

удалось.У НИХ была возможность в 4-х своих конституциях за

73 года решить проблемы государстваи общества. Решена же

лишь одна задача,поставленная конституцией РСФСР 1918 года:

утверждение государства диктатуры.Если наше общество желает

идальше жить ТАК, как оно живет - все возможности для

сохранения существующего порядка имеются.

Говорят: поторопились.Убежден: не поторопились. Кстати,

временныесроки рождения первой Конституции РСФСР - от

момента,когда ЦК РКП (б) выступил с инициативой создания

конституционнойкомиссии до принятия документа V-ым

Всероссийскимсъездом советов - уложились всего в 3 месяца и

20 дней.Это - один из многих печальных мировых рекордов

советской власти, и мы и в мыслях не держим посягать на него.

Достаточно быстрая, но без паники, подготовка и

публикацияпроекта нового Основного закона нашего общества и

нашегогосударства пробудили огромный интерес к

конституционнойреформе. Этого интереса в нашей дремоте

раньше просто не было.А ныне - и обсуждают, и подписи

собирают,и предложения шлют интересные. Нельзя было без

решительного начала добиться всего этого.

Оппоненты признают:проект сверкнул как молния. И это

вызвало неприятие... Однако, без подобного напора, приведшего

кмассовой публикации не случилось бы толчка к зарождению

интереса к идеям и методам конституционализма в России.

(Кстати, поддержкапроекта налицо. Из десятка тысяч

писем,пришедших в адрес Конституционной комиссии - причем,

многие из них, как я уже показал выше, были инспирированы - и

обработанныхна специально созданной для этого АИС

"Конституция" 40%выражают поддержку, 35% содержат деловые

предложенияи лишь 25% выражают негативное отношение.

Полностью отрицают проект лишь 16% написавших!).

2. Конституционная реформа вРоссийской Федерации прошла

уже ряд стадий, и еще целый ряд ей предстоит пройти:

Первый этап.Принятие Декларации о государственном

суверенитете РСФСР.

Второй этап. Выработка стратегии конституционной реформы

через подготовку, принятие за основу, публикацию и обсуждение

концепциии первых вариантов проекта новой Конституции

Российской Федерации.

Третий этап. Перевод межреспубликанских отношений в СССР

напринципиально новые, договорные межгосударственные

отношения.Заключение серии двусторонних договоров РСФСР с

другими суверенными республиками.

Четвертый этап.Шаг к парламентаризму - через

перераспределениеполномочий высших органов государственной

властии наделение Верховного Совета РСФСР некоторыми

полномочиямиСъезда, за исключением права принятия

Конституции.

Сейчас идетпятый этап: изменения и дополнения

действующей Конституции РСФСРчерез принятие и реализацию

отдельных крупных блоков:

- изменение отношений собственности, легализация частной

собственности на средства производства, в т.ч. на землю;

- введение должности Президента РСФСР;- учреждение и

избрание Конституционного суда РСФСР;

- начало судебнойреформы, в т.ч. - создание системы

экономических судов РСФСР;

- реорганизация всей системы исполнительной власти;

- реорганизацияместного самоуправление, введение

должностиглавы местной администрации, избираемого

непосредственно населением.

На шестом этапе предстоит уладить 20внутригосударственные

отношенияв Российской Федерации, в частности путем

двустороннихпротокольных соглашений с четкими взаимными

обязательствами. Не следует подменять российскую Конституцию

Федеративнымдоговором, что превратит РСФСР из

конституционнойфедерации в договорную, существенно ослабив

государственное единство России.Многосторонний федеративный

договорвозможен только как документ о разграничении

полномочий Российской Федерации в целом, ее республик, краев и

областей.Он может содержать общие принципы разделения

функций и правомочий по вертикали,не затрагивая вопросы об

органахвласти и законах РСФСР. Подобный договор будет

включен отдельной главой вновую Конституцию. Протокольные

соглашенияс автономиями и федеративный договор станут

приложением и отдельными частями новой Конституции, тем самым

возникнетустойчивая конституционно-договорная база

национально-государственного иадминистративного устройства

Российской Федерации.

Но затягиватьсо всем проектом нельзя. Он - та

совокупностьсдержек и противовесов, без которой не будет

результатаот учреждения должности Президента Российской

Федерации.Конституция, к тому же, закрепит основы новых

национально-государственных отношений в рамкахРСФСР. Вопрос

это сверх-срочный. И таких немало.

Отсюда - седьмой этап: доработка, публикация, обсуждение

ипринятие через всенародное голосование новой Конституции

Российской Федерации.

Восьмой этап. После урегулирования внутригосударственных

отношений в РСФСР,принятия новой Конституции следует прямо

перейтик договорному 2 0решению 2 0межгосударственных

отношений в

рамках Союза.Новая его модель: Союз суверенных государств,

добровольно создаваемое "ассиметричное" объединение республик

с общимэкономическим пространством. Ассиметричность - в

различномобъеме делегируемых общим органам полномочий, что

повыситгибкость системы. Главный стержень и интерес

существованиянового Союза - межреспубликанский общий рынок.

К Союзу могут присоединиться отдельные Республикина правах

Содружества.

Создание Союза суверенных государств ивозможного более

широкогоСодружества потребует заключения нового Союзного

договора.Предстоит еще найти механизм его заключения.

Возможно, что для учреждения нового Союза потребуется собрать

особое учредительное собраниеиз представителей суверенных

республик.

Отдельный вопрос - каковы будут органы управления такого

Союза:однопалатный Парламент Союза, в котором равно

представлены входящие в Союз государства;Совет Президентов,

какколлективный орган, координирующий межгосударственные

отношенияв рамках Союза; немногочисленные совместные

комиссиипо отдельным ключевым общесоюзным проблемам

(оборона,энергетика и проч.); Совет глав правительств.

Союзный Центр не может выступать субъектом Союзного договора,

своегорода супер-республикой, подминающий под себя

подлинные,а не мнимые государственные образования. Задача

ближайших месяцев,если мы не желаем окончательного развала

Союза - создать совместными усилиями республик в пространстве

их взаимодействия новый координирующий центр.

Девятый этап.По-видимому, нецелесообразно принимать

новую Конституцию Союза на данном этапе.Союз - договор-

ное государственное образование,а республики, его обра-

зующие- конституционные государственные образования.

Союзный договор упразднит брежневскую Конституцию.Одна-

ко,в перспективе, после создания зрелого рыночного

пространства,устойчивых форм межреспубликанских отноше-

ний,возникнет потребность в более тесном взаимодействии

врамках конституционно оформленного Союза суверенных

государств.Через 20-30 лет Республики сами вернутся к

идее федерации; таков, в частности, и опыт стран Западной

Европы.Однако сегодня форсировать этот процесс преждев-

ременно.

3. Темвременем, мы спокойно продолжаем доработку

проекта.Совершенствуются формулировки, оттачивается

юридическая техника, снимаются повторы, улучшается язык.

Концепция осталась прежней.Той, с которой мы шли еще на

I Съезд н.д. РСФСР в мае 1990 года. Той, которая была за-

ложенав наш первоначальный проект Декларации о госу-

дарственномсуверенитете, задуманной нами как первая

часть действующей Конституции.Отказываться от нее мы не

будем.Иной, лучшей нам не предложили. Хотя мы и провели

плодотворную"третью сессию" в Архангельском вместе с

представителямикоммунистического проекта - депутатом

Ю.М.Слободкиными экспертом В.А.Масленниковым и даже

торжественноскрепили завершенный к 21 февраля 1991 г.

проект своими подписями и пожеланиями друг другу.

Мы постаралисьсблизить альтернативные проекты -

настолько, насколько это было возможным. Попытки, кстати, еще

продолжаются- и, как знать, может быть это пойдет на

пользу?..И я храню тот самый зимний проект с обращенным ко

мнепожеланием Ю.М.Слободкина: "К согласию ведут только его

поиски.То, что нас разделяет, не должно быть преградой для

дальнейшей совместной работы".

** *

Есть шансмирным и ненасильственным путем вернуть Россию

на путь здравого смысла и благополучия.Мы начали этот путь

весной 1990 года. Достойным и мощным продолжением может стать

восприятие через референдум новойКонституции. Осенью 1991 года?

При одном условии.Что попытки реформаторов не останутся

гласомвопиющего в пустыне. Дело конституционной реформы

должностать общенародным делом, близким для каждого

здравомыслящего гражданина.

С трудом,но мы пришли-таки к многопартийности, сейчас

приходимк частной собственности, завтра придем и к рынку.

Все этифрагменты станут частью органично развивающегося

целоготолько в условиях современного государства и

культурногообщества, связанных правом и конституционным

строем.

Спасибо всемтем, кто проявляет внимательный и

благожелательныйподход. Нам вместе предстоит дорабатывать

новый Основной Закон. По нему предстоит возрождать Россию.

Декабрь 1990 - май 1991 гг.

Комментарии:
Быстрый доступ