В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

Новая Конституция для России: наши подходы. (Конституционные записки, ч. 1). Октябрь 1990 - май 1991

1 Опубликованов"Конституционномвестнике"(бюллетеньКонституционной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР), N2, 10-1990, с.4-19; журнале "Народный депутат", М., N15, [октябрь]1990, с.80-88; сборнике "Конституция Российской Федерации: проектс комментариями", М.-Красноярск, 1991, с.109-122; частично опубликовано в "Комсомольской правде", М., 2-09-1990, с.1; "Сибирской газете",Новосибирск, N38,29-10-1990, с.3.

НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ ДЛЯ РОССИИ: НАШИ ПОДХОДЫ.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАПИСКИ, ЧАСТЬ 1.

I. ГРАЖДАНСКИЙ МИР - ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ И ЦЕЛЬ КОНСТИТУЦИИ

Необходимое условие принятияновойКонституции заключается в том, чтобы возвращение страны в открытый мир, в международноесообществосопровождалосьвосстановлением гражданского мира в ней самой.

Часто говорят: "такой пожар бушует,а вы тут сосвоей Конституциейноситесь..".Чтож,история свидетельствует:достойные и стабильные документы рождались подчас в ситуацияхгорячих,политически обостренных.Например, очень давно - в1787 г. в США; или совсем недавно - в 1977 г. в Испании.

Следовательно, хорошая Конституция может и должна стать средствомдостижениянациональногои социального согласия.

Разработка и принятиеновогоОсновногозакона-процесс коллективный,идущий с привлечением различных сил, создающий новое согласие.

Впору вспомнить словаизВысочайшегоМанифеста от 17 октября 1905 г.,прозвучавшие за полгода до принятияпервой российскойКонституции-Сводаосновныхгосударственных законов:"...призываем всех верных сынов Россиивспомнить долгсвой перед Родиной,помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе снаминапрячьвсесилыквосстановлению тишины и мира на родной земле".

Конституцию можно будет назвать готовой, созревшей, если вокруг ее будущего текста сложится консенсус. Впервые всоветскойРоссииотдельнаяличность,равнокаки естественновозникающиесообществаграждан приобретут иной статус.

Пусть уйдетвпрошлоедухвзаимнойненавистии гражданскойвойнымеждувластьюиобществом-такое стремлениезакрепляетсявсамыхпервыхстрокахновой Конституции, в ее преамбуле.2

II. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЛИНИЯ: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

Самый складновойКонституциипоказываетее направленностьназакрепление:1)гражданскогомира; 2) свободы личности исвободывыбора;3) политической стабильности4) возможностей благополучия иэкономического роста;5)социальныхи иных обязательств государства передгражданами.

Принятие сбалансированногоОсновногозаконапеременит отношения в треугольнике "государство-общество-личность". Это предполагаеткачественноиной,чемпрежде,подходк Конституции - некаккдокументулишьогосударственном устройстве.Это - законобществаигосударства.Новая Конституция представляетсямнекакдейственноесоглашение междуличностью,обществоми государством:она адресована свободной в своих действиях, сознательной и самостоятельной личности,готовой к осуществлению новых ценностей иустремлений,желаемыхипринимаемыхструктурированным гражданскимобществом,поддерживаемых и охраняемых современным государством.

Эта линия-основнаявнашейконцепции.Общество(самоорганизованный народ) - подлинныйисточникиноситель всякой власти.Государство же - свободное,демократическое, правовое исоциальное-неболее, чемагентобществаи личности;оносоздаетсясясноочерчиваемымицелямии правомочнорешатьлишьтевопросы,которыенарод конституционно закрепляет за государством.

Таким образом, мынамечаемсменусложившейсямодели отношений:отжесткогоконтролясосторонытоталитарной властинадобществоммыидемкподобиюмногостороннего общественногодоговора.

...В тоталитарной системе самопонятие"общественного договора"былоусловностью.Официальнаяполитика снисходительно посмеивалась над якобы 'устаревшей категорией, взятой из XVIII века'.

Нам эта ирония вполне понятна: советское государство не нуждалось ни в каких ограничителях.Власть коммунистического правительстванесмогластатьсправедливой,небудучи основаннойнасогласииуправляемыхуправлятьсяподобным образом.Не было и добровольного отказа граждан от частиих прависвободвпользу государства.Властьнебыла легитимной:не была гарантом прав граждан,неохранялаих собственностиибезопасности,зато сполна присваивала себе право безоговорочного распоряжения этими правами, паразитируя нараспределительноймонополии,перераспределяяне только материальные блага, но и информацию, эмоции и веру.

Некоторые нашиполитологипророчат:"еслии возможна модель общественного договора, то это может быть лишь договор авторитарноготипа".Да,нос условием:если государство обеспечитстабильноеповышениеуровняжизни.Попыткимы виделивВенгрии,ГДРиЧехословакииобразца70х-80-х.

Однако,с наступлением неизбежного кризиса в конце 80-хгг. договорне работал,зыбкая система противовесов нарушилась.

Договор авторитарноготипа,называемыйс1987г. "перестройкой",нереализуемив нашей измученной стране: решения и действия перестроечных властейнеимеютпрочной, новой основы.

Россия нуждается не в авторитарной модернизации изжившей себя системы. Россия исполнена решимости утвердить достойную жизнькаждойличности,возродивобществоиегосилами очиститьисделатьнезыблемойдемократическую государственностьРоссийскую...Длячегоипринимает многонациональныйнародновуюКонституцию - Основной закон нашего общества и нашего государства.

III. ОТЛИЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ

Спрашивают: абудетлиноваяКонституция существенно отличатьсяотсвоихпредшественниц?Безусловно. Концептуальноеотличиеяуже назвал, назову еще ряд важнейших особенностей.

1. Конституция становится правовым документомв строгомюридическомсмысле,базой всего законодательства,правовой основойгосударственнойиобщественнойжизни.Втекствключаютсяточносформулированные содержательные принципы и нормы,на основании которых можно делать судебное заключение оконституционностиилинеконституционноститехили иных деяний.Конституцияимеетпрямоедействие.Положения Основногозаконаобязательноприменяютсясудами,другими государственными органами.

2. ТекстновойКонституциидеидеологизирован,он не содержит идеологические директивы, заманчивые и эмоциональные посулы.Конституцияперестаетбытьдокументом, устанавливающим определенную идеологию в качестве официальной государственной идеологии.При создании новой Конституции мы отказалисьотследованиядогматамкакого-либоучения. Правовойдокументнебудетвыражать идеи,обосновывающие устремления определенных политических сил.

3. Конституция демократического правового государства не дает указаний на характер общественного строя, "общественной формации".Определениесутистроянеявляетсязадачей Конституции,этовопросполитический,решаемыйвходе естественной политической, парламентской жизни. Неправомерным представляетсяиспользованиесловообразованийтипа "социалистическаядемократия","демократический социализм", "социалистическая законность" и иных атрибутивных конструкций изарсенала'социалистическоговыбора'-ввидуполной правовой неопределенности сих понятий. (А на докучливый вопрос - "что унасбудет,социализм иликапитализм"-отвечутак:новыйстройнебудетни "социалистическим",ни"капиталистическим";этобудет демократическийконституционныйстрой.Именнотакое словосочетание закладывается в текст Основного закона).

4. Конституцияисходит изпринципасоциального государства,определяяконституционныеобязательства государства в социальной сфере. Государство призвано пытаться создавать условия сравнительноговсеобщего благоденствия.

Социальной Конституция может стать отнюдь не от частого употребления слова "социализм";а от того, насколько удастся гарантироватьценностисвободы,справедливостии солидарности,равенствовозможностейиравенствоперед законом иоттого,насколькобольшинствообществабудет пониматьи принимать эти ценности как конституционные - т.е. верные, достойные уважения и выполнения.

5. Наконец,Конституция должна обрести стабильность. За 73 года Советская Россия познала уже4Конституции.Череда поправок1988-1991 г.создала фактически пятую Конституцию. Новая Конституция станет, фактически шестым Основным законом, адляРоссиидвадцатоговека-седьмым.Этолучше Доминиканской Республики,поимевшей в период с 1844 по1966 годтридцать одну Конституцию.Но явно хуже США,в 1787 г. первыми принявших национальную Конституцию,так и оставшуюся единственной - по сей день.

Седьмая РоссийскаяКонституция,надеюсь,останется надолго.Онабудет защищать себя,содержа весьма непростой механизм принятия поправок.И, в то же время, будет гибкой и компактной,нерегламентирующейвсех нюансов жизни.Новая Конституцияоставляетпростордлядальнейшего совершенствования жизнеустройства, для плодотворных дебатов и поиска консенсуса.

IV.СТРОЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ

Вышеизложенное определяет составипоследовательность разделов новой Конституции.

Преамбула коротка, но торжественна. Ее суть: Конституцию принимает НАРОД-СУВЕРЕН, ответственно выражающий свою волю.

I-ым, ключевым разделом стал сводосновныхпринципов.

Основы конституционногострояРоссийскойФедерации должен знать каждый; дети будут учить их в школе. Значительную часть этихпринциповнамудалосьпоместитьвисторическую "Декларацию о государственном суверенитетеРСФСР", принятую первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года.

...Отрадно видеть,что большая часть авторовДекларации теперьплодотворноработаетвКонституционнойкомиссии. ПервоначальныйвариантДекларации(которыйпосле3-х бессонныхночейдоработкивмоемгостиничномномеремы передали Ельцину,а он,в свою очередь,послевыступления передалпроектвпрезидиумСъезда)замышлялсякак неотъемлемая часть действующей и,далее,новой Конституции.

Но, послеперетягиванияканатавсогласительнойи редакционной комиссиях,Декларацияизменилась:онаобрела свыше 10 ссылок на Союз,зато потеряла главное - юридическую силу.

Пришло времявосполнить этипробелы.Декларация была обещанием; Новая Конституция станет его выполнением.

II-ым разделомявляетсянаш российский Билль о правах.

(Кстати,в прославленнойамериканскойКонституцииБильо правахдаженевходитсобственновтекстее, являясь поправками с I поХ).Мысознательнопомещаемразделоб основныхправах,свободах и обязанностях личности в начале, перед разделом о государстве - порывая сгрустнойтрадицией подчиненностии второстепенности гражданина перед всемогущим государственным Молохом.Негосударстводаруетправа,но человексознательнои ответственно пользуется совокупностью естественных и неотчуждаемых прав и свобод,данных ему самой природой.

Конституционный каталог прав приобретаетрольсильного инструментазащитыгражданинаотагрессиисостороны государства.

III-ий раздел -"Гражданскоеобщество"-необычен; таковогонетниводнойконституциистранмира.Этот синтетическийразделсоставляетпредметнашейособой гордости.Неверносчитают,чтокатегория"гражданского общества"философская,анеюридическая.Мыне намерены вводить в текст туманные рассуждения,но вполнесознательно предлагаемвозродитьтрадициииинститутыгражданского общества - мира людскихотношений,естественновозникающих сообществ, интересов и устремлений.

Здесь найдут отражениевопросысобственности,труда, религии,партий и общественных объединений,самоуправления, культуры,информации.Пойдетречьиоподдержкесемьи.

Любопытно, чтовполученномнамиинициативномпроекте "Конституции Соединенных Штатов Европы" семье посвященауже 3-я от начала глава.

Конституция не собирается поучать илирегламентировать гражданскоеобщество,это невозможно.Задачаее- легализовать институтыиотношениягражданскогообщества, обеспечивподлиннонормальноеегоструктурированиеи развитие.

IV-ый раздел определяет основы федеративного устройства нашейРеспублики. Принциподнотипностииравноправия субъектов федерации для нас непреложен,к этому мы наверняка прийдем. Посему в Конституции делается шаг к уравнению прав и возможностей различных по своему составу участников Федерации -национально-территориальныхобразованийисобственно российскихземель,наделяемыходинаковым конституционно-правовымстатусом.Этонавернякаускорит неизбежную"губернизацию"(еслиугодно,"штатизацию") собственно России,приведет квозрождениюстольбесценных различий от места к месту - утерянных, казалось, навечно...

При всей открытостиигибкостиРоссийскойФедерации, намипроводится ясная линия на укрепление многообразного единствагосударства.Государственныйсуверенитет неделим; не может быть суверенитета подъезда, государственным суверенитетом обладаетРоссийскаяФедерациявцелом-в пределах закрепляемых Конституцией полномочий. Российская Федерациянесоздаваласьснизу,через объединение частей;она федерировалась сверху, отдавая часть полномочий из центра на места.Одинизпоследнихпримеров этого-9-ыйпараграфДекларацииогосударственном суверенитетеРСФСР.Икогдасегоднязаводятречьо Федеративномдоговоре,спекулируяназаконных стремлениях автономий и краев ксущественномурасширениюпредметових ведения,тозафасадомвысокихсловподчас проглядывают нечистоплотные попытки развалить Россию. Лишь бы любой (пусть дажетакой!)ценойукрепитьСССР(читай:отмирающиеи агонизирующие структуры центральной союзной власти).

Новая Конституция станет лучшей и самой надежной основой развития новых внутригосударственныхотношениймежду участниками Российской Федерации.

V-ый раздел закрепляет в Российской Федерации по-новому организованнуюсистемугосударственнойвласти.Проводится четкийпринципразделениявластей, ихвзаимных сдержеки противовесов.Погоризонтали:разделениезаконодательной, исполнительно-распорядительнойисудебнойвластей;баланс полномочий президента,парламента, правительства, Верховного иКонституционногосудов.Повертикали:разграничение полномочийипредметовведенияобщероссийскойвласти, республик и земель всоставеФедерации,местнойвластии местного самоуправления.

Разделить "единоеинеделимое"такназываемое полновластиесоветов,провестидесоветизациюсоветской власти,дать разумные полномочия местномусамоуправлению- одна из непростых задач новой Конституции.Советская система меняется,так и не оправдав долгих и иллюзорных надежд.Это нормально.

Мы не вправе навязывать гражданам именно советскую форму власти:Моссовет,Ленсовет,Рязанскийгорсовет уже от нее уходят - что же,ставить их в положение антиконституционных, хотя и выбранных демократическим путем органов?Мы поступили гибко, записав в проекте, что "местное самоуправление включает местныепредставительныеорганы,демократическиизбранные исполнительные органы,органы общественногосамоуправления, различныеформынепосредственного волеизъявления населения.

Название органа,порядокизбранияидеятельностиорганов местнойвласти определяются республиками,землями в составе Российской Федерации".Такчтолюбителисоветовмогутс полным правом сохранить Советы - Конституция сему непрепятствует. Сторонники же муниципальной власти также получаютпростордляприложенияразумногомировогои российского опыта.

VI-ой раздел содержит заключительные положения,вт.ч. порядок вступленияКонституциивсилуипорядок(весьма непростой) ее изменения.

VII-ой раздел - переходные положения,их требуетсамый характерпереходногопериода.Невсеположенияновой Конституции вступят в силу одновременно.Трудно проснуться в одинпрекрасныйденьи увидеть на дворе желанные благости. Конституционные нормы будут входитьвнашужизньпомере вызреваниянашейготовностикновомустрою.Наличие переходных положений-естьмеханизмзащитыКонституции; будучи гибкой и соответствующей жизненным реалиям, Конституция защититсамасебяотопасностейнарушенияпостоянного попрания некоторых, слишком уж "заоблачных" на сегодня норм в переходный период.

Необходимые пояснениякКонституции,толкование отдельныхтерминов,переченьупоминаемыхвтексте конституционныхзаконовпредполагаетсядатьвособом комментарии, пояснительной записке к тексту Основного закона.

Это поможетгражданамлучше разобраться в сути документа и намерениях законодателя.

V. РАЗДЕЛЕНИЕ И ВЗАИМНОЕ УРАВНОВЕШИВАНИЕ ВЛАСТЕЙ

Одна из центральных в нашей концепции - идея разделенияиуравновешиваниявластей.

Она проводится в 3-х плоскостях:

1) Власть вобщемполитическомсмыслеиее конституционноеограничение.Государственныеили общественныеорганизациивсвоейдеятельностиобязаны соблюдать полноту реализации прав человека, уважать народный суверенитет, они не могут быть направлены наисключительное илипутемнасилияовладение властью или удержание власти; всякий имеет право и обязанность выступитьпротивподобных устремлений.В чем смыслтакогозапрета?В том,чтони одна политическая организациянеможетигнорироватьлибо приостанавливатьдеятельностьконституционнозакрепленных институтов,не можетнепосредственноотправлятьвластные функции, не может стремиться к уничтожению иной политической организации,либоеесоциальнойопоры.Недостаточно провозгласитьполитическийплюрализм,нужно принципиально исключить возможностиконцентрациивластиипорождаемого этимнасилия.Подобные действия конституция определяет как противоправные.Посему целесообразно (подобно тому, как это сделановКонституцииФРГ)вотдельнойстатье изложить критерииконституционностииподчеркнуть:силы,которые соблюдаютперечисленныекритерии- конституционны и могут действовать свободно.

2) Функциональное разделение властей, система сдержек и противовесов.Этотпринципвообщенебылреализованв условиях реального социализма,посему не укрепился внашей политической культуре.

Существенно, что система сдержек и противовесов призвана работать нетолькомеждуосновными ветвями власти,но и внутри самих этих ветвей.Это предполагаетсоответствующую организациюзаконодательного,исполнительногои судебного механизмов государственной власти.

Законодательная власть ограничиваетсяреферендумом, прямымивыборамипрезидента,Конституционнымсудом. Внутреннимограничением является и двух-палатное построение парламента.

Исполнительная власть имеет свои ограничения.Ключевая фигура - Президент республики.Основу его легитимности дают прямые выборы.Президент ограничивает власть парламента, но исамответствененпередним.Президентвозглавляет исполнительнуювласть,ноэтавластьразделенамежду Президентом, Правительством, местной властью.

Внутреннее разделениепредлагаетсяидлясудебной власти.Конституционныйсуднеявляетсячастьюобщей судебнойсистемы,меняетсякругполномочийпрокуратуры (общий прокурорский надзор почти упраздняется, но происходит усилениепрокурорскогонадзоравсудебно-следственной практике:главноедляпрокуратуры -поддерживать государственноеобвинениевуголовномсудопроизводстве), вводятсясистемыэкономическихсудов,административных судов, Государственной финансовой инспекции.

3) Следующей плоскостьюразделениявластейявляется развитие самоуправления, власти самоуправляющихся сообществ: региональных(республики,земли)иместных.Конституция пропитана духом самоуправления, его гарантиями для различных естественно возникающихсообществ:местных,региональных, национальных,социальных, производственных,религиозных и иных сообществ.Исходяиз того,чтоэтоформысамоуправленияграждан, Конституция обеспечивает экономическиеусловия, необходимые длясамоуправления:свободутруда,собственности, предпринимательства и инициативы.

4) Отсюда -особое внимание экономической системе,ее отделению от политикииотвласти.Экономикупреобразил Закон о собственности, гарантирующий равноправие различных - перечисляемых!- форм собственности. В новой же Конституции закрепляются всего три принципа:

а. Принцип нейтралитета по отношению к различным укладам и секторам хозяйства, равенство различных секторов экономики перед законом (в т.ч. перед Конституцией) - ставящееихв равные условия свободной состязательности друг с другом;

б. Принцип свободы предпринимательства игарантииего реализации;

в. Не определяются субъекты экономической системы - ими могутбытькакпредприятие,такиотдельныйчеловек. Конституция гарантирует одинаковые права юридическим лицам - владельцамсобствености,собственникам - но не перечисляет формсобственности,неиерархизируетих.Нетвыделения социалистическойилиобщенародной собственности в качестве "основы экономической системы страны". Конституция обязывает государствогарантироватьравенствопередзакономи равенство возможностейдляразныхсобственников-вих деятельностипо использованию и приращению своего блага как части блага общего.

...Вспоминаю справедливую мысльакадемикаК.Кульчара, одного из отцов венгерской конституционной реформы1989 г.: "Логикуразделениявластейинедопущениямонополизма, поддержки прав гражданследуетприменятьвовсемтексте Основного Закона". Российская Конституция также следует этой здравой логике.

VI. КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА

Наша Конституция - вовсе не венец определенного пути, не некий цементирующийитог.Скореенаоборот:оназадает ориентиры для общественногоигосударственногоразвитияи открываетсобойновыйэтапреформ-нетолько конституционно-государственной, но и отдельных, сопряженных с ней преобразований в различных областях жизни общества.Я бы сопоставил значение предлагаемой реформы с великими реформами Александра II-го,состоявшимися в 60-х - 70-х годах прошлого столетия.

Новый Основной Законнепростоменяетотживший антинародныйрежим,ностановитсяпутеводнойнитьюдля последующегокомплекса преобразований.В тексте Конституции содержатсяотсылкикнесколькимдесяткамзаконов. Органическиезаконыконкретизируют, как нам прийти к новому жизнеустройству. Подготовка и принятие пакета таких законов - следующийпослепринятияКонституциишаг.Частьюон уже выполняется.

VII.КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ И ПРОБЛЕМА СОЮЗА РЕСПУБЛИК

В исторической Декларацииогосударственном суверенитете РСФСР нам удалось отстоять само сердцегосударственногосуверенитета:полноту власти РСФСР прирешениивсехвопросовгосударственнойи общественной жизни за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведениеСоюзаССРиверховенствоКонституцииизаконов Республикинавсейеетерритории.НоваяКонституция закрепляет этот непреложный для нас, россиян, принцип.

С принятиемроссийскогоОсновногоЗаконастановятся невполнеясныминазначениеиправомочностьсоюзной конституции.И не толькотекста,ноиинститутовСоюза: президентства,СъезданародныхдепутатовСССР,Кабинета министров и прочая.

Отживающий Центр это прекрасно понимает - и всеми силами старается вскочитьвпоследнийвагоннабирающегосилу локомотивароссийскойдемократическойсоциально-правовой революции. А вскочив, затормозить его поступательный ход.

Они уже укралиу России экономическую программу."500 дней" Республика отдала Центру сознательно (по договоренности Ельцина с Горбачевым) - для возрождения общего экономического пространства. Но после того, как Президент и Союзный парламент торпедировалипринятие"500дней",сложиласьтупиковая картина: нет экономической программы ни у России, ни у Союза.

Теперь видны попытки украсть и Конституцию - см. доклад Нишанова на сессии Верховного Совета СССР от 25.09.90. В один изпоследних(надеемся)праздниковДнябрежневской Конституции7октябрясоюзноерадиогорделивоизвестило граждан,чтогруппаподруководствомнебезызвестного околоперестроечными новациями академикаКудрявцева ускоренно разрабатываетновуюКонституциюСССР...Предпринимаются усилия сделать такой Союзный Договор,который лишитвсякого смыслаи Декларацию о государственном суверенитете РСФСР,и новую республиканскую Конституцию.ПачкамипекутсяСоюзные законы, обесценивающиеРоссийскуюреформу.

Возможно ли намутратитьконституционнуюинициативу, главный козырь нашего суверенитета?

Конституция Республики оговариваетееправона добровольноеобъединениес другими суверенными республиками (государствами) в Союз на основе договора.Однако, намеренно невключеныположения о конкретном Союзе ССР.Сегодня сама структураСССР(идажеегонаименование)отличаются значительнойнеустойчивостью.Анавязчивопредлагаемое перезаключениеСоюзногодоговора,возможно,приведетк очередномупсевдо-федеративномуи,увы,неработающему ново-образованию.

Это чревато дестабилизацией конституционного строя самой России. В российскую Конституцию нельзя закладывать положения сомнительные и неустойчивые.

Вместе с тем, проектбезобиняковгласит: Российская Федерацияуважаетнеотъемлемыеправавсехнародов СССР и признает особое значение традиционных связейс республиками, историческиобразовавшимиСССР.Мыподтверждаемпринцип добровольных двусторонних и многосторонних межреспубликанских договорныхотношений-видявних здоровую основу нового Союза-сболеесложнойфедеративно-конфедеративной структурой. Если такое случится, то уж никак не на всевластии репрессивных органов (КПСС, КГБ, Армия). Не политическая воля судорожного"авангарда"явитсястержнемнового Союза,им станет открытый общий рынок-товаровиидей,свободного обменалюдьмииресурсами,черезкоторыйбудут реализовываться интересы и способности участников сообщества.

VIII. ПОМОЧЬ ПОНЯТЬ И ВОСПРИЯТЬ НОВУЮ КОНСТИТУЦИЮ

Спрашивают все настойчивее:гдеглавные препятствия на пути новой Конституции?

Главные преграды -отсутствиетрадицийплюсраспад общества и государства.Задача сложна:непросто написать Конституцию, но заложитьтрадициюглубокого уважения к личности и праву,суду игосударству, обществу ивласти. Когдая спрашивал американских сенаторов - что бы они хотели изменить в своей Конституции, то нередко слышал: "ничего - мы глубоков е р у е мвту,котораяесть".Прийтик такому вот - почти набожному - отношению к Основному закону в России будет нелегко, но необходимо.

Конституции надобно занять особое,исключительное место нестолько в системе законодательства, сколько в российских умах.ПостараемсяпреодолетьвросшеевнасглубокоеигнорированиеКонституции;Основнойзакон должно не только уважать, но и соблюдать.

В этой связиобращаювниманиечитателянаглаву "Судебнаявласть",подготовленнуюподкомиссиейпод руководством Б.А.Золотухина. Впервые в нашей истории судебная власть выносится на особое,отдельное и высокоеместо;как хранительницагражданского мира,прав и свобод личности она призвана обеспечивать справедливостьиторжествозаконав обществе.Такойподходпозволяетнадеятьсянаподлинно независимое правосудиеиуважениексуду.Суду,который является негруппой аппаратчиков,заботящихся о сиюминутной популярностивсвязиспредстоящимивыборами,ноСуду, способномудейственнозащищатьдажесамоенепопулярное меньшинство и право граждан на протест противбеззакония.И делать это лучше всякой прокуратуры.

Новая Конституция приобретаетбольшоевоспитательное значение, становится отправной точкой для усвоения незыблемых истин и неизбывных традиций,без которыхестьлишьчерная дыра социалистической законности.

Можно подготовить очень хороший проект, но этоменьшая частьдела.Важнееобеспечитьпоследующеевосприятие Конституции, верно установив ход конституционного процесса.

IX.КТО И КОГДА ПРИМЕТ НОВУЮ КОНСТИТУЦИЮ:

НАБРОСОК ПЛАНА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Уважения достоиндокумент достоверный;встает проблема легитимности новой Конституции. Конституция будет подлинным и основнымзаконом,колибудетпринятаполномочнойнато властью.

Мировой опыт свидетельствует:Основной закон принимает самнарод-либонепосредственно,черезвсенародную ратификацию,референдум, либочерез уполномачиваемых на то полномочных своих представителей.

Мы осознаем, что Съезд народных депутатов РСФСР слишком обремененшорамиполитическихсимпатий,чтобывгордом одиночествепринятьдокумент,предполагающийсменуоснов "Социалистическоговыбора иКоммунистическойперспективы". Возможноли,чтобыорган, избранныйпостарой конституции,старомузаконуовыборахвпрежней недемократической атмосфере принял Основной закон нового, суверенного,демократического,правового исоциального государства?

В наше бурноевремяоформляютсясамыеразнообразные направленияполитической мысли и действия;избранныйже по "перестроечным", образца1988-1989 года законам Съезд уже не отражает реальный расклад сил в российском обществе.

Времени на раскачку не осталось. Конституция = важнейшая основа дляпереходакрынкуиулучшенияжизнинарода.

Путь к новой Конституции лежит через ряд этапов;среди них:

а) подготовка предварительного проекта Конституции;

б) проработка проектавкомитетахикомиссиях российскогоПарламента;учетмассыпредложений, совершенствование проекта;

в) опубликование проекта, подключение к егообсуждению всех желающих россиян;

г) вынесение проектаКонституциинаСъезднародных депутатов РСФСР;

д) через средствамассовойинформации-объективное разъяснение положений конституционной реформы;

е) назначение сроковреспубликанскогонародного голосования,подготовкаи проведение референдума по проекту новой Конституции.

Не исключаю, что если принятие(т.е. загубление) новой Конституции возложат на нынешний Съезд народныхдепутатов- обществомбудетиспользована широкая гамма средств давления на сей малопредставительный орган.Вспомним отношение народа ктруднейшемуизбраниюIСъездомПредседателя Верховного Совета РСФСР - хотя опросы общественногомненияпоказывали, что доверие народа - на стороне Б.Ельцина.

Мы завершаем этапподготовкипроекта-этап профессиональной работы.Начинается этап политической работы по обеспечению принятия новой Конституции.Это в1977году было легко, все шло через всенародное обсуждениеиодобрениедокумента, подводившего итоги "исторического этапа на пути к коммунизму". Теперь сложнее - этап сей настолько густо усеял своими обильными гниющими плодами бескрайние российские просторы, что народу просто тяжко.

Идет нервное соревнование двух революций - уличного бунта и кореннойконституционнойреформы.Принятие Конституции открываетпростордлявозрожденияРоссийской государственностииразвитияобщества.Поледеятельности огромно, оно общее; и каждому, представителям различных партий и слоев найдется место для самопроявления во благо России.

Мыслимо ли, чтобынынешнийСъезднародныхдепутатов, избранныйневполне демократическим путем,принял документ, предполагающийизменениепорядкаегоформированияиего состава?ВедьзначительнаячастьсегодняшнегоСъезда представляет не народ,а прежде властные структуры компартии. (ЭтоособенноотноситсяксоюзномуСъезду;неслучайно, острословыизнародаужеокрестилиеговысшуючасть- ВерховныйСовет- не палатой лордов,но "палатой мордов"... Впрочем,подобное частью можно сказать ионашемкорпусе). Предоставлениетакомуфорумуправанапринятиеновой Конституции-делорискованное;этонапоминаетазартную рулетку, тогда как ставка в подобной игре слишком высока.

Естественнее было бы созвать Учредительное собрание для принятия новой Конституции.В его пользу говоритвозрождениеинтереса кпрошломународаиего государственности;Учредительноесобрание-символ парламентского,правового пути развития революции, попранного большевиками...СоставтакогоСобранияболеереально представил бынашеобщество.Учредительноесобраниеможно созывать по-разному. В условиях революционной ситуации - очень быстро и решительно;в условиях многопартийности -спокойно, путемоткрытойпредвыборнойборьбымеждуразличными политическими силами.

Но, подумав, мысгрустьюотложилиэту затею,столь созвучную заманчивой мысли о целевомУчредительномсобрании, способном заместить собою Съезд депутатов.

Сегодня упор делаем на всероссийское народное голосование (референдум) по новому Основному закону. Нас все время пугают "выбором,сделанным народом в октябре1917-гогода".Пусть наконецэтотвыборсостоится:еслинареферендумпойдут альтернативные проекты и будет выбран самый достойныйиз них.

X.ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

- НА РЕФЕРЕНДУМ!

Мы готовыкрешающемуголосованиюпопроектуновой Конституции,первомувнашейстранеконституционному референдуму.Представительное учреждение - каким является наш Съезд народных депутатов РСФСР-организовалоразработкуи обсуждение проекта новой Конституции.Однако, его принятие не можетстатьисключительнымделомэтогоСъезда.Объектом волеизъявлениягражданРоссийскойФедерациистанетпроект новогообустройстваРоссии,самироссияневынесут окончательное решение этого вопроса.

Подчас слышатся вопросы с подвохом: где, мол это видано, чтобывся Конституция (а не ее лишь принципы) выносилась на референдум?..Вчера ОНИ сделали уникальный"социалистический выбор",не посчитавшись с опытом мировой цивилизации; сегодня ОНИ ЖЕ боятся насмешитьмир"невиданнымреферендумом".Где логика, товарищ?

...И вновь Руссо: 1 "как может быть представляемаволя?".

Пусть невовсем был прав великий просветитель,но мысль нам особенно близка и понятна.Основной закон,не принятый через референдум,непосредственноквалифицированнымбольшинством избирателей, уже не вполне является выражением общей воли.

А между тем,процедура референдума не раз применялась в различных странахмиракакраздляпринятияКонституций.

Приведу лишь несколько примеров (в хронологическом порядке):

- Конституция Луи Бонапарта - Конституция VIIIгодаво Франции(1799г.):утвержденанароднымголосованием (плебисцитом);

- Основные конституционныепринципыЛуиБонапартаво Франции(1852г.):принятынароднымголосованием (плебисцитом);

- Конституция IVФранцузскойРеспублики(1946г.): разработанаучредительнымсобраниемиодобрена всенародным референдумом;

- Конституция Дании (1953 г.);

- Конституция VФранцузскойРеспублики(1958г.): разработана и утверждена правительством, окончательное решение принято на референдуме;

- Конституция Турецкой Республики (1961 г.);

- Конституция Сенегала (1963 г.);

- Конституция Греции (1968 г.);

- Конституция Гамбии (1970 г.);

- Конституция Малагасийской Республики (1972 г.);

- Конституция Камеруна (1972 г.);

- Конституция Чили (1980 г.).

Последним Основным законом, принятымчерезреферендум, стала Конституция Филлипин (1987 г.).Богатый опыт и практику непосредственнойдемократиинакопленвШвейцарии,США, Австралии - там проводят референдумы часто.

Нельзя не отметить,чтонаши"ученые"сервилисты трактовалиподобныереферендумынегативно,считая,что процедура народного голосования "создаетоптимальныеусловия длянавязывания народу воли реакционных кругов" (см.учебные пособия по государственному праву "буржуазных стран").

Оно и ценно,чтовысказываясьоднозначно"за"или "против"проектаКонституции,гражданинопределяетсвое отношениековсемупроектувцелом,егоконцепции, политической и нравственной ориентации.Гражданин голосует не заотдельныеположенияОсновногозакона,а за тот вектор, которыйданныйпроектзадаетвсемуобществуивсему государству.

СДПР выступила вконце1990г.синициативойсбора подписейподтребованиемовынесениипроектаКонституции РоссийскойФедерациинаобщереспубликанскоенародное голосование(референдум).Игражданеоткликнулись,стали регистрировать инициативныегруппыпосборуподписей.Эта кампаниястала репетицией,дала навыки прохождения непростой процедуры,определенной Закономореферендуме.Накопленный опыт еще пригодится.

Конечно, идеальным явилсябысозывспециального конституционногоучредительногособрания,проведение демократических выборов натакоесобрание.Однако,сложная ситуациянепозволяетнамидтина очередные выборы;люди справедливо возмущаются - "сколько можно голосовать,ажизнь все хуже и хуже!"... На выборы народ уже не пойдет. Если что и заставит встрепенуться - так этоновая,ненавязшаяещев зубахформа непосредственного участия в политике: референдум.

Участие в нем сопоставимо с всенародными прямыми выборами делегатов учредительногособрания(ассамблеи),способного принять Конституцию.Новторойвариантсложнее:гражданин сначала голосует за своего представителя, который впоследствии (быть может) верно проголосует при утвержденииКонституции на заседании такого собрания (ассамблеи).

Замечательные наблюдения в пользупринятияКонституции черезреферендум,какни удивительно,мынаходиму "старорежимного" правоведа С.А.Котляревского: "...при известныхсоциально-психологическихсостояниях наличной среды институты непосредственной демократиимогутв большейстепениотвечать началам правового государства,чем последовательнопроведенныйвегоклассическихочертаниях представительный строй.Мы имеем в виду обстановку, в которой у массы избирателей рождаетсясознание,чтоэтотстройне спсобенобеспечитьуказанноекачествозаконов.Особенное значениеэтоимеетдлятакихзаконов,которыевозлагают известныяновыяобязательствананаселение.Оторванность парламента от страны можетстатьочевиднымфактом,который переживается,как нечто неправомерное, нарушающее права, а не только интересы граждан.В этомслучаевведениеинститутов непосредственнойдемократииможетбытьоднимизсредств обеспечить правовое верховенство" (*)/ссылка:Котляревский, узнать у Гольцблата либо найти в моем шкафу/.

Наконец, несколько цифр: в конце 1990 г.55% опрошенных россиянисвыше70%москвичейвысказалисьзапринятие Конституции именно через референдум,а ненаСъезде.Апо данным февральского 1991 г.общереспубликанского опроса ВЦИОМ лишь 11%россиян однозначно не приняли бы участия вподобном голосованииилишь3%высказались бы против нашего проекта Конституции. Вот так.

XI.СМЕНА ВЕХ.

Осенью 1990 г. сложилось своеобразное положение:проект ещенеопубликован,анападки(всамойбеспардоннойи развязной форме) льются полнымпотоком.Особенноотличаются "СоветскаяРоссия"и"Правда";даиместнаяпечатьне уступает.

Но ведь этоужебыло:т.н."критикабуржуазных концепций"при отсутствии знакомствассамимикритикуемыми концепциями.Приголосованииповопросуобопубликовании проекта часть членов комиссии была против:пускай-мол критика продолжается,а проект выносить на народ не следует,дабы не смущать.

В одиночку отстоять наше стремление к обновлению не удастся. Те, кто довел Россию до ручки, приложат все силы и погубят реформу, а виноваты будут демократы, Ельцин и новая Конституция.

Нам нужна помощьсоотечественников - пусть дело мирной конституционной реформы станет общим для всех нас делом.

Движение "Демократическая Россия" и входящие в него партии (в т.ч. СДПР) поддержали проект.КомпартияРСФСРкатегорическиотвергла.Общество должнорешить - с кем оно идет дальше.

Надо вместе отстоять нашу Конституцию.

Россия вышла на качественно новый этапсвоейистории. Изменилосьпрежнее-"перестроечное" - положение дел,при котором судьбаобновлениянаходилась вруках ограниченного круга авторитарных модернизаторов и их аппарата.

Два встречных потокаопределяютвозрождениеРоссии: становлениегражданскогообществавнизуистановление демократической государственности сверху.Реформавсе более входитвпротиворечиесумеренно-государственнойлогикой "демократического,гуманногосоциализма" - той,на которой построены пока действующие конституции Союза и России.

Можно потратить изрядно сил исредствнаподновление основзакрепленноговнынешней конституциистроя,доумопомрачения лататьпоправками манифестперезревшегосоциализма.Но тщетно: успешно реформировать можнолишьдееспособнуюсистему;недееспособнуюследует менять.И не на баррикадах,а в ходе мирного, последовательного конституционного процесса.

Принятие нового Основного закона продолжит многотрудный переходк демократическому правовому государству, свободному гражданскому обществу, современномуобразужизни.Разумный планподготовки,принятияиусвоения новойКонституции - первооснова перехода кнормальнойсистеме.

XI. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Сейчас, после нескольких месяцев напряженнейшей работы над проектом Конституции для России, можно сказать со всей определенностью: мы решили первую часть поставленной первым Съездом народных депутатов РСФСР задачи- подготовили новую Конституцию для России.

Завершен этап написания проекта. Впереди - самая широкая работа собществом, егопредставителямивроссийском парламенте по разъяснениюструктуры,принциповисодержанияпроекта.

Надо готовить общественное сознание и публику к завершающему этапу нашей ответственной работы -

К ПРИНЯТИЮ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Россия ждет этого.

Декабрь 1989 - ноябрь 1990 - май 1991.

_________________________

Публикуется с дополнениями и изменениями мая 1991 года.

Комментарии:
Быстрый доступ