В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

Два проекта Конституции

Опубликовано в: Редакционное вступление к спецвыпуску "Конституционного Вестника" №16 - май 1993

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Уважаемый читатель, перед Вами — очередной выпуск бюллете­ня «Конституционный вестник», выходящего с осени 1990 года. За­дача нынешнего выпуска — поразмышлять над двумя проектами Кон­ституции Российской Федерации, ,их положениями, возможными пу­тями и. политико-правовыми последствиями принятия.

Поступательное движение к. новой Конституции было непростым, но было. Первый Съезд создал Конституционную комиссию и пору­чил ей разработку проекта; пятый Съезд принял представленный Б. Ельциным проект к сведению'; шестой одобрил его .основные по­ложения и концепцию конституционных реформ; седьмой признал в основном осуществленной доработку проекта и определил, что в 1993 году новой Конституции будет посвящен особый съезд; восьмой поручил Президенту, Верховному Совету, Конституционной комис­сии в трехмесячный срок согласовать между собой и направить на согласование 'субъектам РФ основные положения новой Конституции РФ. В развитие этого Верховный Совет 'РФ решил созвать (в ноябре 1993 года Съезд для ее рассмотрения и принятия.

Заметное оживление вызвало появление ново-президентского ва­рианта, направленного Президентом РФ по праву законодательной инициативы субъектам Федерации и в Конституционную комиссию 'РФ. Но своим указом Б. Ельцин созывает кремлевское «Конституцион­ное совещание» для доработки лишь своего варианта. Следует при­знать, что такой подход страдает негибкостью. Однако тут же здра­вую роль сыграли российские регионы: по существу, ни один пред­ставительный орган в них не решился взять 'за основу ново-прези­дентский вариант. Почему? Довольно исчерпывающий ответ на этот вопрос Вы, надеюсь, найдете на страницах нашего издания.

Большинство общества сегодня требует согласия вокруг основ обновляемого строя. А значит, впереди его трудный поиск, причем — в разных 'формах. Любое совещание (а их, признаем, уже несколько) вправе выработать предложения для федеральных органов государ­ственной власти. А также — оказать определенное положительное давление на власти, внося корректировку в жесткие, а подчас и не­правомерные позиции.

Еще не пройден путь, предусмотренный действующим Основным Законом,— принятие новой Конституции на Съезде. Посему по мень­шей .мере странны заявления ряда высоких должностных лиц, отка­зывающихся принимать одно из положений высшего 'закона страны.

Думается, чтобы исключить непоправимое, Съезду следует пой­ти на принятие новой Конституции в двух чтениях. При самом вни­мательном отношении к дополнительным замечаниям к промежуточ­ному документу, которые польются после первого чтения от обще­ственности и регионов.

Нам еще предстоит разработать закон о процедуре согласования и принятия Конституции. Но .никаким законом нельзя создать добрую волю спорящих сторон, желание идти на внутреннюю диплома­тию, трудные переговоры и непростое сотрудничество — без чего нет .плюралистического общества, Это вопрос политической воли и от­ветственности.

Мы видим в новой Конституции не средство уничтожения оп­понента, а залог гражданского примирения. Силовое же протаскива-ние текста, обслуживающего интересы лишь части общества 'или го­сударства, приведет к тому, что другая часть не воспримет его в ка­честве общеобязательного, объявив гражданское неповиновение. Спор двух Конституций чреват столкновением, и мы хотим предотвратить такой сценарий.

Вряд ли приемлемо отстаиваемое ныне монопольное право сильного как основа для создания сильного права в России. Рабочая группа и эксперты Конституционной комиссии продолжают рас­сматривать право как стоящий над государством и законом императив, защищающий справедливый порядок государства как формы самоорганизации общества, совокупность социальных регуляторов, которая может быть облечена в соответствующую законодательную . форму. Отклонение от этого императива есть ошибка, ведущая к «ре­волюционной законности». Такое уже было, и было плохо воем — и «победителям», и «побежденным», и «сильным», и «'слабым»...

Новая Конституция поможет упорядочить форму правления, оп­ределить оси российского федерализма, расширить обязательства го­сударства перед отдельным человеком и институтами гражданского общества. Она нужна, но не «бегом», не любой ценой, вспомните высокую цену, заплаченную за пиррову победу над союзными властя­ми... «Большой скачок» революционных перемен безусловно опасен.

Только легитимный конституционный переход, обеспечивающий преемственность конституционного строя, его демократическую пра­вовую природу, в состоянии сообщить устойчивость возводимому и укрепляемому зданию.

Олег РУМЯНЦЕВ.

Комментарии:
Быстрый доступ