Упущенный шанс общенационального единения

13 лет назад Президиум Верховного Совета РФ принял постановление «О проекте Основных положений новой Конституции РФ, выносимых на всероссийский референдум 11 апреля 1993 года» от 29.01.93 №4391-I.

Это весьма важный документ.Важный и для тех, кто исследует историю создания Конституции, и для тех, кто создает механизмы разрешения политических и конституционных кризисов, просчитывает варианты и последствия.

Референдум, намеченный тогда на 11 апреля 1993 года, мог стать актом национального примирения – вокруг согласованных основ построения приемлемого для нации строя, разумеется – строя конституционного.

Напомню, что Конституционная комиссия РФ включилась в процесс весьма активно: проведя пленарное заседание, два совещания с лидерами ведущих российских политических объединений, рабочая группа КК предложила предварительный текст «Основ...», выносимых на референдум. Этот текст был взят за основу Президиумом ВС РФ (см. приложение к упомянутому Постановлению) и разослан в комитеты и комиссии.

Мы были убеждены: если и проводить референдум, то на него следовало бы вынести содержательный текст основ новой Конституции России: 10-12 тезисов в едином связном тексте. К положительным сторонам такого подхода мы относили неконфронтационность текста, который подготовлен на основе неоднократно утвержденного проекта; юридическая цельность. При этом требуется один-единственный вопрос: согласны ли граждане, чтобы новая Конституция была основана на таких вот положениях или нет?

По сути, это призыв сказать «да» стабильному будущему России и преодолеть разрушение государства. Текст был нацелен на сопричастность, а не раздор.

Но был, увы, и другой подход: провести народное голосование по кратким принципиальным вопросам, как бы «понятным» гражданам. Такой подход исповедовали Ельцин и его окружение.

Мы предупреждали: перечень коротких вопросов не составляет целостных основ конституционного строя; они конфронтационны, резки, а значит, к ним обязательно добавят альтернативные формулировки - это разобьет голоса избирателей и ни один вопрос не наберет искомого большинства. В таком случае возникнет опасность деления вопросов на "ельцинские" и "хасбулатовские", референдум неизбежно политизируется, раскол в обществе возрастет.

Так и случилось. Референдум прошел, но не по основам нового строя, а по раскалывающей государственную власть тематике – какую ветвь власти граждане любят больше (печально памятные «да, да, нет, да»).

Неудивительно, что один раз использовав референдум как разящее наповал оружие, власть решительно зачехлила его недавними поправками в законодательство (новый ФКЗ "О референдуме" от 28 июня 2004 г., вызвавший немалые дебаты).

Сегодня, 13 лет спустя, можно утверждать: Россия прошла мимо общенационального единения, задача которого по-прежнему стоит в повестке верховной власти.

Комментарии:
Быстрый доступ