В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

Интервью в рамках исследования о лоббизме в РФ

Интервью с экспертом

ФИО: Румянцев Олег Германович

Должность: советник Исполнительного директора по развитию газового бизнеса ОАО «ТНК-ВР Менеджмент»

Как давно Вы занимаетесь GR в России?

10 лет

Какие качества, на Ваш взгляд, необходимы, чтобы быть эффективным GR-специалистом?

  знание механизмов функционирования государственной власти в РФ; умение разбираться в структу­ре и особенностях кадрового состава органов власти

  умение подать бизнес-планы Компании в контексте государственных и общественных интересов

  широкая сеть контактов (включая неформальные связи) с теми, кто потенциально может оказывать активное влияние на проекты Компании и их результаты

  при этом, умение работать с внешними стейкхолдерами прозрачно, без нарушений этических норм и норм законодательства

  готовность и умение работать в команде со специалистами своей же Компании (специалистами PR,
юристами, коллегами по GR в дочерних и региональных структурах)

  наличие авторитета и хорошего послужного списка в данной сфере деятельности

Как выглядит традиционная карьера вGRв вашей отрасли? Кто (откуда?) возглавляет эти де­партаменты в отрасли?

Два основных пути: переход из государственной службы, либо делегирование топ-менеджментом биз­несмена, знающего отрасль, на работу в GR сфере.

Как Вы считаете, эффективно ли назначение на этот пост в компании бывшего государствен­ного чиновника?

Весьма эффективно

Сколько в среднем человек работает в GR-департаменте в отрасли?

Цифры разнятся в зависимости от особенностей управления компанией; степени делегирования GR функций дочерним и региональным предприятиям, отдельным проектам; уровня развития бизнеса Ком­пании.

Структуры и размер GR-подразделения определяется рядом факторов: особенностями корпоративного управления Компании; набором приоритетных задач, требующих текущего GR-сопровождения; особен­ностями организации юридической службы и PR-подразделения

С какими наиболее характерными трудностями приходится сталкиваться специалисту по GR?

Общие для всех отраслей трудности, как мне представляется, связаны со все меньшей прозрачностью в механизмах принятия решений и, соответственно, действиях должностных лиц, влияющих на развитие бизнес-проектов. А также тревожащее определенное усиление субъективизма, кланового подхода и эле­ментов сегрегации в отношениях к государственному (контролируемому государством, либо доверенны­ми лицами) и частному сектору. Не хотелось бы, чтобы усиливающаяся корпоративность государственно­го и чиновного подхода на определенной стадии вошла бы в противоречие с требованиями правового государства.

Как выстраиваются отношения у GR департамента/специалиста внутри компании? Какие есть особенности?

Эти особенности, во многом, вытекают из того как организовано управление внешними корпоративны­ми связями: существуют ли отдельные направления по PR работе, информационно-аналитическому обе­спечению, а также столь своеобразного направления как нормативно-правовое обеспечение (Regulatory Affairs) - последнее находится на стыке бизнеса, лоббизма и сугубо юридической работы, поэтому его не следует путать с работой правового департамента.

Только во взаимодействии возможно участие в управлении рисками как репутационными, так и регу-ляторными.

Есть ли особенности работы GR департамента/специалиста в российской и западной компа­нии? Какие?

Для западной компании весьма важным является ее позитивное позиционирование в государственных структурах. Там особенно ценится умение подать бизнес-планы Компании в контексте российских госу­дарственных и общественных интересов, сняв предубежденность в отношении к ним.

Какие задачи, на Ваш взгляд, должен решать департамент по связям с органами государствен­ной власти?

    участие в организации комфортных внешних условий для ведения бизнеса Компании; содействие обеспечению внешней поддержки со стороны Правительства РФ интересов Компании при реализа­ции ключевых проектов;

    создание и поддержание возможностей для про-активной работы с ключевыми фигурами в государ­ственной власти (Правительство РФ; Администрация Президента РФ; Федеральное Собрание; основные федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), от которых зависит принятие решений, влияющих на бизнес Компании, развитие постоянных связей с ключевыми игроками).

    отстаивание интересов Компании в госорганах по ключевым направлениям GR работы; проведение лоббистских акций с целью использования формальных или неформальных политических ресурсов для защиты интересов Компании с применением методов отраслевого либо индивидуального т.ч. теневого) лоббирования;

    выработка единой методологии GR сопровождения ключевых текущих проектов компании и дея­тельности по развитию ее бизнеса;   координация деятельности соответствующих подразделений Компании на внешней арене; оказание содействия GR деятельности филиалов Компании в регионах присутствия Компании

    экспертиза для руководства Компании и ведущих уровней общего менеджмента по вопросам государственного управления, внешних условий ведения бизнеса, рекомендаций по его GR сопровожде­нию; обеспечение материалами и предложениями руководства Компании в целях содействия приня­тия бизнес-решений

    подготовка материалов и доведение позиции Компании до ключевых членов Правительства РФ, других внешних стейкхолдеров

    практические рутинные действия, как то - сбор и анализ информации; обеспечение участия специа­листов Компании в мероприятиях, проводимых госорганами; др.

Какую роль в Вашей отрасли играют профессиональные отраслевые организации?

Для компаний, работающих в отрасли, весьма важным является эффективное участие в деятельности РСПП, Консультативного совета по иностранным инвестициям, Российского газового общества и других ассоциаций. Здесь важным становится умение использовать совместную работу с коллегами по отрасли (направлению деятельности) для коллективного отраслевого лоббирования, с сохранением возможно­стей использования конкурентных преимуществ Компании по отдельным вопросам и направлениям.

Назовите, пожалуйста, три наиболее актуальные GR задачи для Вашей отрасли на ближайшее время?

Среди актуальных GR задач в отрасли можно упомянуть, в числе прочих, следующие:

  рационализация налоговой нагрузки на недропользователей

  дополнительные усилия по либерализации рынка газа, созданию конкурентной среды равных воз­можностей всем производителям газа, в частности, по доступу к системе магистральных газопрово­дов, и по доступу к региональным рынкам)

  возврат к режиму СРП для долгосрочного привлечения капиталов и операторов к совместному освоению месторождений в труднодоступных районах (Арктический шельф и др.)

Как Вы считаете, необходим ли закон о регулировании лоббистской деятельности?

Законодательство о регулировании лоббизма является неотъемлемой и принципиально важной состав­ной частью антикоррупционного законодательства. Чем сильнее корпоративистская направленность ор­ганов власти и должностных лиц, тем выше риск коррупционности. Настоящий закон должен не только учитывать практику и опыт взаимодействия общественных институтов и коммерческих структур с госу­дарственными органами, но и помогать выстраивать систему прозрачного управления рисками, в т.ч. пу­тем предотвращения негативных действий и явлений.

В определенной степени это законодательство о взаимодействии общества (различных групп граждан, общественных объединений, предприятий и иных негосударственных организаций) и власти, в развитие конституционного права граждан участвовать в управлении делами государства.

Работа над законопроектом «О регулировании лоббистской деятельности» начата еще в 1992-93 гг. в Верховном Совете РФ. Внесение законопроекта в Государственную Думу для обсуждения его в первом чтении состоялось только в октябре 1995 года. В настоящее время - в ситуации обострения проблемы коррупции и обсуждением в Государственной Думе РФ законопроекта «О коррупции» - рассмотрение и принятие закона о регулировании лоббистской деятельности становится еще более актуальным.

 Новые условия развития лоббизма (сращивание государственной власти с бизнесом, развитие мало кому подотчетных госкорпораций, некоторое вытеснение частного бизнеса на обочину процессов частно-государственного партнерства и т.д.) требуют законодательного определения форм и пределов осущест­вления лоббистской деятельности, выведения ее из скрытой от общества сферы. Нужна публикация бюд­жетов по лоббизму как нормальной бизнес-практики, а не некоей теневой деятельности.

Источник: Журнал Лоббизм.Ру Выпуск 1/2008

Подробнее см здесь

Комментарии:
Быстрый доступ