В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

Конституционное собрание - шаг к справедливости? 4 декабря 1994 года

О.Г.Румянцев

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ - ШАГ К СПРАВЕДЛИВОСТИ?

(непраздные мысли накануне Дня Конституции)

Россия идет к первой годовщине со дня участия части ее граждан в голосовании по проекту Конституции. Объявленный праздничный день, воистину - "праздник со слезами на глазах", навевающий череду неторжественных дум. Hовая Конституция была пагубно использована для обоснования указов о "поэтапной конституционной реформе" и перевороту, поместившему несмываемое пятно на ее репутации. Остался неотвеченным вопрос - к а к была "принята" Конституция. Все больше расходятся писаные обещания и неписаные правила игры, силой навязанные обществу и государству. Выхолащиваются принципы народовластия, социального государства и союзного обрамления РФ. По текущей Конституции трудно организовать взвешенную работу власти, но еще труднее - добиться ее подконтрольности.

Столь тяжкими соображениями предпочитают не бередить наши души, дабы птица-тройка и далее лихо ковыляла по незыблемым колдобинам устоев "новой России". А зря. В праздник самая пора непраздно подумать о путях совешенствования правил общежития, о выходе к более уважаемому Основному Закону, призванному дать нам не столько иллюзию свободы и прогресса, сколько скрепить нацию, воплотить в правовые рамки пожелания справедливости, согласия и порядка.

Выскажу предположение: такой путь может заключаться в подготовке к созыву Конституционного Собрания. Каковы же отправные точки для общественной дискуссии здесь?

Хотя институт сей предусмотрен положениями частей 2 и 3 ст.135 Конституции РФ, указанные нормы не определили исчерпывающе его статуса. Задачу решит федеральный конституционный закон "О Конституционном Собрании", который разрабатывается в Государственной Думе. Закон предлагает правовую модель конституционного процесса в России в свете возможного внесения предложения о пересмотре Конституции 1993 года и его поддержки палатами Федерального Собрания.

Закон мог бы дать адекватные юридические средства преодоления системного кризиса, стать правовой формой поиска и закрепления общественного согласия. Будем честны: согласия нет сегодня прежде всего по вопросу об отношениях между властью и обществом, т.е. коренному вопросу Конституции. Последняя делает возможным поразительное нарушение аксиомы демократии - принципа правления большинства. Правящее меньшинство остается у власти несмотря на череду однозначных своих поражений, начиная с парламентских выборов декабря-93 и кончая выборами на Кубани год спустя.

Вспомним, что "Договор об общественном согласии" так и не подписан ведущими оппозиционными силами. Оппозиция не согласилась связать перспективы нашей политической жизни с сомнительными рамками Конституции 12.12.93. Мирного договора нет, ощутимосохраняется проклятье гражданской войны, принявшей лишь иные, холодныеформы острой взаимной неприязни. Выход искать необходимо.

Стратегический характер предлагаемого решения требует высокой степени согласия депутатских и общественных объединений, различных социальных сил относительно принципов Конституционного Собрания. Таковыми мне видятся: конституционность и законность полномочий; легитимность деятельности; демократичность и представительность созыва; учет федеративного характера государственно-территориального устройства России;компетентность;работоспособность;независимостьКонституционного Собрания.

Конституционное Собрание по сути является представительным органом РФ, обладающим полномочиями у ч р е д и т е л ь н о й власти - т.е. правом принимать имеющие высшую юридическую силу (и не требующие утверждения иными органами власти) решения об изменении основ конституционного строя, конституционно-правового статуса человека, формы правления, государственно-территориального устройства, порядка изменения Конституции.

Предварительное обсуждение выявило два различных подхода к порядку созыва нового органа - через выборы его членов (вариант А) либо через его формирование в составе палат Федерального Собрания и делегаций субъектов РФ (вариант Б). Резоны есть у обоих подходов.

Сторонники варианта А справедливо полагают, что раз Конституционное Собрание может принять новую Конституцию Россиинепосредственно,тодляотправления столь мощной прерогативы его члены должны получить мандат от граждан непосредственно, путемизбранияцелевымпорядком.Легитимность органа с учредительными полномочиямивряд ли будет безусловной в случае его формирования или назначения.

Сторонники варианта Б исходят не только из затруднительности в нынешних условиях обеспечить прямые выборы. Словно перестраховываясь, они полагают, что Конституционное Собрание остается последней возможностью сохранить государственую власть в правовом поле в случае укрепления в России силовых авторитарных тенденций. При формировании логично отнести к полномочиям Собрания "рассмотрение важнейших вопросов общественной и государственной жизни, имеющих общефедеральное значение".

Конституция 1993 г. справедливо не допускает смешения власти законодательной и учредительной. Согласно ч.2 ст.97 "депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти". Голосуя за пересмотр положений глав 1.2 и 9 Конституции РФ 1993 г. палаты парламента уже высказываются по этому вопросу и передают дальнейший пересмотр в руки учредительной власти. При включении же парламента в состав Конституционного Собрания становится невозможным подтверждение последним неизменности положений Конституции (что относится к его полномочиям). Включение парламента в иной постоянно действующий представительный орган может привести к приостановке текущей законодательной деятельности и создать препятствия в работе Конституционного Собрания в дни пленарных парламентских заседаний. Заметим, что и мировая практика знает мало примеров совмещения одним органом законодательных и учредительных полномочий.

Для учета федеративного характера России предусмотрено избрание территориальных депутаций членов Конституционного Собрания по округам равным территории каждого субъекта РФ. Представляя интересы регионов и граждан, в них проживающих, они получают вес: проект Конституции будет считаться принятым, если он одобрен не менее чем двумя третями от общего числа депутаций регионов.

Требование компетентности форума ведет нас к созданию при нем специальной палаты из консультантов и экспертов - Юридического совещания (название взято из решения Временного Правительства от 21 сентбря 1917 года, создавшего подобное учреждение для подготовки к открытию Учредительного Собрания 1918 г.). В самом Собрании основаня нагрузка выпадает на Рабочую палату, создаваемую из числа его членов - специалистов. Участие в его работе политиков из органов власти, избранных в состав Конституционного Собрания, поможет опытом принятия решений.

Хочется видеть новый орган дееспособным. Собрание в составе 225 или 403 народных представителей, как мне кажется, будет более работоспособным, нежели орган в составе 1031 члена. Вспомним хотя бы практику союзных и российских съездов, не всегда приспособленных по самой своей форме к конституционному правотворчеству.

Держа в голове опыт тщательно подобранного Конституционного Совещания (Кремль, лето-93), представляется важным обеспечить гарантии подлинной независимости учредительной власти от всех органов государственной, финансовой и информационной власти. Ради беспристрастности и взвешенности конституционного нормтворчества хотелось бы, чтобы члены Конституционного Собрания избиралисьв личном качестве (как и судьи Конституционного Суд РФ).

Конечно, задача созыва и успешной работы Конституционного Собрания грандиозна и необыкновенно сложна. Hе думаю, что следует торопиться. Мы уже умудрились за 1990-1994 годы подорвать доверие ко всем мыслимым институтам: государственному суверенитету, президентству, разделению властей, референдуму, верховенству закона, парламентскому контролю, независимости судебной власти, конституционной реформе. Если поспешим с Конституционым Собранием - погубим и этот институт, с его непререкаемым (в идеале) авторитетом.

Вижу ли я оптимистически-осторожный график решения вопроса? Да. 1995 год уйдет на подготовку к принятию закона, достижение договоренностей политических элит, регионов, правящих кругов о согласованном совершенствовании Конституции. Конец 1995-начало 1996 г. - на принятие федерального конституционного закона "О Конституционом Собрании". Hа середину 1996 г. назначаются выборы членов Конституционного Собрания - одновременно с президентскими выборами. Во второй половине 1996 г. возможно и состоится пересмотр основного закона Конституционным Собранием.

Если же это произойдет с участием полномочных делегаций от ряда государств региона СHГ, вся конструкция приобретет дополнительный весомый учредительный смысл.

4 декабря 1994

Комментарии:
Быстрый доступ