В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

Предложения по введению поста Вице-президента РФ. 1996

О.Г.Румянцев, к.ю.н.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВВЕДЕНИЮ ПОСТА ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Учредить должность Вице-Президента Российской Федерации (далее - РФ) можно путем внесения поправки в главу 4 “Президент РФ” Конституции РФ. Следует учитывать, что в нынешней политико-правовой ситуации это довольно сложный процесс.

1. Для того, чтобы внести поправку, сначала необходимо, чтобы Федеральное Собрание приняло Федеральный закон “О принятии поправок к Конституции РФ”.

Конституция РФ и определяет в главе 9 основные принципы внесения конституционных поправок; однако, она не содержитответы на ряд серьезных вопросов.

Запрос Государственной Думы первого созыва в Конституционный Суд Российской Федерации о толковании положений статьи 136 Конституции Российской Федерации позволил прояснить только одно обстоятельство. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации по данному делу от 31 октября 1995 года определено, что поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого нормативного правового акта - закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации.

Как принимается такая новая форма законодательного акта как закон РФ о конституционной поправке - должен отныне урегулировать законодатель.

Проект Федерального закона “О принятии поправок к Конституции РФ” подготовлен автором настоящей записки в Комитете Госдумы по законодательству и судебно-правовой реформе. Законопроект был принят в первом чтении Госдумой 19 июня с.г. (текст законопроекта прилагается - см. Приложение 2).

В настоящее время в Комитете по законодательству подготовлена таблица поправок к законопроекту, которые предстоит обсудить на Комитете перед внесением проекта на палату на второе чтение (текст поправок к законопроекту прилагается - см. Приложение 3) .

2. Следует учесть, что процедура прохождения закона может осложниться в виду особой позиции Конституционого Суда РФ. Последний полагает, что принимать по данному вопросу надо не обычный федеральныйзакон, а федеральный конституционный закон, ибо речь идет о восполнении очевидного пробелав Конституции.

В случае, если данная логика одержит верх, указанный закон надо будет принимать квалифицированным большинством голосов в обеих палатах Федерального Собрания. Это может еще больше оттянуть то время, когда возможно будет заняться собственно поправками к Конституции.

3. Теперь собственно о поправке, связанной с вице-президентством.

Содержательно данную конституционную поправку можно изложить в виде самостоятельной статьи Конституции Российской Федерации (полный текст Предложения о конституционной поправке прилагается - см. Приложение 1):

Статья 93-1.

1. СовместносПрезидентомРоссийской Федерации избираетсяВице-президентРоссийской Федерации. Кандидатура Вице-президента РФдолжнаотвечатьтребованиям частей 2 и 3 статьи 81 Конституции РФ и выдвигается кандидатом на должность Президента РФ. Голосование по кандидатурам Президента РФ и Вице-президента РФ является единым.

2. НаВице-президента РФраспространяютсяположения частей 1 и 4 статьи 81, статьи 91, части 1 статьи 92, статьи 93 Конституции РФ.

3. Вице-президент Российской Федерации:

а/ осуществляетпо поручениюПрезидента РФотдельныеего полномочия;

б/ исполняетобязанности ПрезидентаРФ в случаях:

его временной нетрудоспособности - до возвращения Президента РФк осуществлению своих полномочий;

прекращения его полномочий по основаниям, указанным вчасти 2 статьи 92 Конституции РФ - до вступления в должность вновь избранного Президента РФ.

3. Вице-президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случаях:

а) истечения их срока;

б) его отставки, принимаемой Президентом Российской Федерации;

в) по решению Президента Российской Федерации, согласованному с Советом Безопасности Российской Федерации и Советом Федерации;

г) прекращения у него гражданства РФ или утраты им избирательных прав;

д) его стойкой неспособности по сотоянию здоровья осуществлять эти полномочия;

е) отрешения его от должности;

ж) его кончины.

4. В случае досрочного прекращения полномочий Вице-президента РФ Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы (вариант: Совета Федерации) нового Вице-президента РФ на оставшийся срок полномочий Президента РФ.

5. При одновременной невозможностиПрезидентаРФиВице-президента РФ осуществлятьполномочияглавы государствавследствиеихпрекращенияпо основаниям, указаннымв части 2 статьи92 КонституцииРФ, временноеисполнение этих полномочий допрезидентских выборовпереходитвпорядкеочередностик ПредседателюПравительства РФ, Председателю Совета Федерации, Председателю Государственной Думы”.

Несколько пояснений к тексту конституционной поправки.

Часть 1 позволяет уйти от возможности раздельного голосования, обеспечивая единое голосование за общую программу двух политиков.

Часть 2 содержит норму, определяющую статус Вице-президента как второго должностного лица в государстве.

Часть 3 определяет полномочия Вице-президента РФ и порядок их исполнения. (К этим полномочиям при необходимости можно добавить норму, определяющую, что Вице-президент по должности занимает иной, сопряженный с его функциями пост: например, Секретарем Совета Безопасности. Международная практика конституционализма знает такие примеры. Включение подобной нормы потребует внесения изменений в закон “О безопасности”.

Часть 4 подробно определяет случаи и порядок досрочного прекращения исполнения полномочий Вице-президента РФ.

Часть 5 восполняет пробел в Конституции РФ в вопросе о порядке преемственности верховной власти в особых случаях.

4. Внесению предложения о соответствующей конституционной поправке в Государственную Думу, на мой взгляд, должна предшествовать недолгая, но содержательная, активная, развернутая общественная дискуссия по вопросу о вице-президентстве.

Сам факт внеснения первой конституционной поправки дает повод для такого обсуждения.

В ходе обсуждения можно сосредоточить основное внимание на содержании института вице-президентства, на важности конституционного регулирования вопросов преемственности верховной власти в России, на учете опыта предыдущих лет.

Комментарии:
Быстрый доступ