В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

Станет ли Армения участником нового Союза? 1998

Олег Румянцев

СТАНЕТ ЛИ АРМЕНИЯ УЧАСТНИКОМ НОВОГО СОЮЗА?

Настоящая статья - приглашение к дискуссии по перспективам участия нового государства в Союзе.Самовремя заставляет начать взвешенную проработку вопроса о будущем русско-армянских отношений,в целом основанных наобщности интересов и взаимной симпатии, при этом -сопоставляя желаемое с действительным.

Союз Беларуси и России (СБР) -единственное реальное интеграционное межгосударственное образование на постсоветском пространстве. Учредительные документы СБР определяют условия участия в Союзе новых членов. (Подчеркну: это объективные требования международного права, частью которых стал ратифицированный Договор о Союзе).

Первое. Участником Союза может быть только субъект международного права, государство-член ООН. (Именно на такой, по моему мнению, излишне жесткой, формулировке настояли год назад представители исполнительной власти РФ. Неудобна она по очевидной причине: пока мы всеми силами "ублажаем" своенравную Чечню,целый ряднепризнанныхгосударственных образований на постсоветском пространстве выражает сокровенное желание стать участникамиСоюза или войти в РФ. В самой Армении ряд видных политиков полагает,что поддержказаконных требованийармянского народа Арцаха, Нагорно-Карабахской Республики (НКР) могла бы стать одним из ключевых условий участия Армении в Союзе. Переросший в освободительную войну, конфликт временно остановлен зыбким перемирием.Отношение к его урегулированиюостается оселком армянской политики, что подтверждает недавний беспрецедентный уход Л.Тер-Петросяна с поста президента ивполне возможное избрание главой государства бывшего лидера НКР Р.Кочаряна. По указанным же выше формально-правовымпричинам речь пока может идти об участии в Союзе самой Республики Армения.

Второе. Новый участник должен разделять цели и принципы Союза. В их числе и стратегическую перспективу последовательного продвижения кобъединениюнаосновереферендума (ч.2 ст.3 Устава СБР).Готова ли Армения к такой перспективе, осмыслен ли нашими недавними соотечественниками опыт суверенного и независимого существования после референдума о независимости Армении (к слову,одногоизпервыхв СССР)? Характерна мысль того жеТер-Петросяна (владеющая,судя по всему,умами части армянской элиты), брошенная им в начале развернувшейся дискуссии о судьбах НКР и Армении:"сколь долго еще основанное на самообмане стремление статьигрушкойРоссии ли или иной державы будет оставаться образом жизни армянина?"...Ответ напрямо поставленный вопрос может дать лишь сама армянская нация.

Есть и другие правовые аспекты объединения. Конституция Республики Армения прямо не предусматривает участия РА в межгосударственных объединениях (союзах) - в отличиеотконституцийРБ(ст.8)илиРФ (ст.79). Присоединение к Союзу потребует от РА пересмотра ее Конституции на референдуме,поскольку нынешний основной закон был принят всенародным голосованием.

Третье. Государство, присоединяющееся к ДоговоруоСоюзе,однозначно принимает на себя все обязательства,вытекающие из участия в СБР.Причем -вполном объеме.Предполагается, что речь не должна идти о присоединении с оговорками или же на каких-либо особых условиях "ассиметричногоучастия".Представитель одной из ведущих партий Армении, узнав о такой уставной норме,признался, что его партия не согласится с "присоединением без условий".Однако, по самой правовой природе, СБР -это союз равных, где один участник не может быть "ровнее" другого.

Четвертое. Присоединение к Союзу нового участника потребуетсогласия его государств-учредителей:РФ и РБ.Явно положительным обстоятельством здесьбудетвыступать духовная близость наших народов, принадлежащих к общему восточно-христианскому пространству. Общие прошлое, память, религия, судьба народов по-прежнему влияют на сознание многих людей и активно воздействуют на перспективу.

Другим плюсом является общность геополитических интересов. Армения отделена от России "санитарным кордоном" в видеГУАМ- нового альянса между Грузией,Украиной,Азербайджаном и Молдавией.Что ни говори,альянс этот служит интересам США,поощряющим отдалениегосударств отРоссии на основе понимания "против кого" надобно дружить. В этих условиях Армения и Россия объективно заинтересованы в сбалансированном развитии региона и сохранении возможности влиять на ход событий.

Вместе с тем, нетрудно предвидеть, что разговор из плоскости геополитики и духовной близости народов можетпереместиться вобласть экономических расчетов.Об этом свидетельствует недавний опыт:год назад (в борьбе запреобразование "двойки" РФ-РБ в политический союз),недоброжелатели вели «обстрел», прикрываясьчастоколомэкономическихвыкладок- иногда верных,но чащеупрощенных. В случае с Арменией расчеты могут возникнуть вновь -на фоне сопоставления с Азербайджаном, егонефтью,коммуникационными проектами и мощным, сидящем "на трубе", лобби.Думается, что для России и Армениивесьмаактуально найти способы подключения РА к Таможенному союзу, чему порою препятствуют интересы элит,управляющих внутренними рынками.

Между тем в массе своей армяне положительно относятся к перспективе участия в Союзе. Не случайно впрошломгоду возниклодвижение "Народная инициатива Россия-Беларусь-Армения"; 10 партий и 20 общественных объединений собрали свыше 1 миллиона подписей сограждан с требованием провести референдум о присоединениикСоюзу.Побольшому счету прецедент сей уникален. Нигде - ни на Украине, ни в Казахстане с их крупным русским населением подобногоне происходило. Задуматьи осуществить столь масштабный проект можно лишь имея твердые основы подлинно гражданского общества.Армении это удалось.

Но государственная власть РА пока не спешиласответомна запрос снизу.Народная инициатива не зарегистрирована. Официальные круги подчеркивают ее якобы "неструктурированность", ссылаются на естественные межпартийные разногласия. Требования референдуманестали предметом рассмотрения в Национальном Собрании РА.Ключевые кандидаты в Президенты(Р.Кочарян,К.Демирчян,В.Манукян)впредвыборных программах обходят поставленный вопрос молчанием. Возможно, время его рассмотрения придет после президентских выборов 16 марта с.г. Быть может, будут проведены парламентские слушания или дажесозданапарламентская комиссия по вопросу отношений с Союзом...

Вопрос как бы повис в воздухе, но причины этого, думается в следующем. Прежде всего, только закончилась "эпоха Тер-Петросяна", начавшаяся еще в ходе борьбы за независимость в 1990-1991.Новая элита только формируется, равно как и ее курс по отношению к России вообще и к Союзу в частности.

С другой стороны, в Армении мало объективной информации о новом Союзе, в чем автор смог убедиться в ходе недавнейпоездки по РА и НКР, встреч с официальными лицами и простыми гражданами. Сделало свое черное дело систематическое оплевываниеСоюза«российскими»СМИ. Кое-кто в официальном Ереване полагает что Союз покане состоялсяинужно еще посмотреть как он будет развиваться. Между темСоюз создан именнодля взаимного усиления, решениясовместных проблем: обеспечения равенства прав его граждан, совместных инвестиций в союзные социальные ипроизводственныепрограммы,создания общего правового пространства, обеспечивающего согласование интересов и действенность принимаемых решений.

Можно понять политиков Армении, опасающихся попасть в неловкое положение, натолкнуться на настороженное отношение со стороны российской или белорусской правящих элит. Серьезный сигнал о готовности российских верхов начать совместную проработку вопроса о реинтеграции заставляет себя ждать. Имеется пока шаг Госдумы, но он не имел развития: усилиями Т.Х.ГдлянаиГ.И.Тихоноваеще в сентябре прошлого года принято постановление о поддержке армянской инициативы,создана комиссия по содействию, которая, увы, так не разу и не собралась.

Еще раз зададимся вопросом: станет ли Армения участником нового Союза? Объективный анализ показывает, что на предстоящий период отношения РФ и Армении могут строиться в рамках прошлогодней договоренности Ельцина и Тер-Петросяна о "стратегическом партнерстве".Его стержнем остается военно-политическое сотрудничество,но могут подтянуться и другие области.Пожалуй, речьможновестио складывании в рамках СНГ новой "двойки" Россия-Армения с координационными органами (межправительственной и «новорожденной» межпарламентской комиссиями). Вместе с тем, стратегическое партнерство не исключает создание необходимых условий участия Армении в деятельности нового Союза и его структур, поиск правовых форм такого участия. Возможно, Армения на данном этапе готова скорее к сотрудничеству с союзными органами. Не случайно, Парламентское Собрание СБР 3 ноября 1997 г. на своей сессии в Калининграде пошло на серьезные изменения Регламента, наделив статусом постоянного наблюдателя с широкимиполномочиямитуже "Народную инициативу Россия-Беларусь-Армения". Тем самым, интеграционные усилия армянской общественности получилимеждународно-правовое признание. Был создан формат для обещающего трехстороннего сотрудничества.

Поворот России лицом к поднятойпроблеме может привести к углублению ее политики на Кавказе,ныне пробельной. Как знать, быть может рано или поздно и наступит время решать вопрос об изменении названия Союза Беларуси иРоссии - в связи с расширением числа его участников.

+++

Комментарии:
Быстрый доступ