В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

В третий раз начата процедура импичмента Ельцина. 1995

О.Г.Румянцев

В ТРЕТИЙ РАЗ НАЧАТА ПРОЦЕДУРА ИМПИЧМЕНТА ЕЛЬЦИНА

(его судьба будет той же, что и ранее)

В начале июля в ГосДуме наконец созрели условия для на­чала очередного отрешения Президента РФ Б.Ельцина от долж­ности. В любой иной стране такое событие всполошило бы всю общественность, отрезвило бы власть. В любой, но не в "новой России". Здесь угроза и практика импичмента главы государс­тва стали за последние годы обычной, ничего не меняющей, практикой.

Напомним, что высшее должностное лицо подвергалось по­добной процедуре уже дважды. И было за что - за постоянный революционный пафос, за задор нескончаемой борьбы и битвы. Вопрос - битвы с кем, с собственным народом и его законными представителями?..

20 марта 1993 года Ельцин выступил с обращением к наро­ду и объявил о введении "особого порядка управления". Это был шаг "ультимативной политики" по отношению к парламенту. Верховный Совет РФ расценил этот факт как покушение на конс­титуционные основы российской государственности и обратился с запросом в Конституционный Суд. Последний хотя и половин­чато, но констатировал неконституционность действий и реше­ний президента и передал дело на окончательное решение Съез­да.

Собравшийся немедленно девятый Съезд н.д.РФ по предло­жению депутата В.Исакова включил в повестку дня вопрос об отрешении Ельцина от должности на основании Заключения Конс­титуционного Суда РФ и довел вопрос до тайного голосования. "За" импичмент подали голос 617, а против - 268 депутатов, почти в 2,5 раза меньше. Тем не менее, вопрос решен не был.

Но "светлое дело" импичмента не погибло - не дал Прези­дент Ельцин. Через пол-года Ельцин издал печально знаменитый указ N1400, прерывавший исполнение законодательной, распоря­дительной и контрольной функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ. Конституционному Суду РФ было "предложено" не созывать заседания.

Но Суд все же собрался и принял 21 сентября 1993 года заключение, согласно которому нарушение Ельциным 8 статей Конституции служит основанием для отрешения его от должнос­ти. 10-ый внеочередной (чрезвычайный) Съезд констатировал, что по ст.121-10 Конституции после этого полномочия Ельцина автоматически прекращаются.

Импичмент состоялся и с правовой точки зрения его никто не вправе отменить. Что было позже - вы помните, танки, взрывы, горящее здание парламентского Белого Дома...

Прошел еще год и 10 месяцев. За это время к незаконному разгону парламента и региональных Советов присоединились еще и страдающее правовыми изъянами решение о вводе регулярных войск в Чечню, и решение о штурме больницы с заложниками в Буденновске.

Решение назревало и по другой линии - правительствен­ной. В 1992-95 гг парламент (Съезд, Верховный Совет, Госду­ма) неоднократно выражал недоверие правительству в целом и в частных направлениях. Но в проводимой политике - никаких сдвигов. По Конституции же "основные направления внутренней и внешней политики государства" определяет по Конституции РФ Президент (ч.3 ст.80). Так что с него и спрос.

В итоге листы с подписями почти 165 депутатов были вне­сены 7 июля в ГосДуму. Заметим, среди подписантов - люди разных,порю противоположных ориентаций, от коммунистов до демороссов. Ожидается, что 12 июля будет создана специальная комиссия палаты по данному вопросу.

В этой связи полезно вспомнить - а что такое импичмент в реальных условиях ельцинской Конституции 93 года.

Отмечу, до принятия окончательного решения надо принять 9 (девять!) предварительных нормативных актов: постановлений ГосДумы, ее специальной комиссии, заключений Верховного и Конституционного судов, постановлений Совета Федерации. При­чем часть из них принять двумя третями голосов. Особенно трудно (практически невозможно) будет добиться этого от Вер­ховного Суда и Совета Федерации. Ибо живем мы в условиях косвенной фактической зависимости органов власти от главы государства и его всепроникающей администрации.

Итак, угроза привлечения Президента РФ к ответственности внынешней конституционной обстановке нереальна.А раз так, сохранится и источник безответственности высшей полити­ки.

Нынешнее предупреждение депутатов для всевластного выс­шего должностного лица - что легкий комариный укус. Это лицо выходило и из более серьезных ситуаций. Президент вышел су­хим и из-под угрозы импичмента марта-93, и из-под реально состоявшегося импичмента сентября-93. А воз правового госу­дарства остается поныне в известном читателям месте...

Комментарии:
Быстрый доступ