В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

Социальная перестройка - демократический путь. Май 1989

       

                   клуб  межпрофессионального общения и деятельности

               " Д Е М О К Р А Т И Ч Е С К А Я    П Е Р Е С Т Р О Й К А "

 

                   секция социально-политической активности

 _______________________________________________________________________________

   

              ПРИМЕЧАНИЕ.

              Данный документ представляет собою проект платформы или

         манифеста, т.е. воззвания, содержащего в общей форме програм-

         мные принципы и принципы деятельности создаваемой ассоциации.

         Многие положения не раскрыты, что предполагает дальнейшую ра-

         боту над текстом. С принятием текста за основу подобная рабо-

         та не завершается, а только начинается.

              Текст платформы подготовлен по решению общего собрания

         клуба "Демократическая перестройка" (Москва) от 28.02.1989.

         Предварительный вариант был обсужден на семинаре "Модели со-

         циализма" клуба ДП в ИЭМСС АН СССР 18 мая 1989 года. Вынесен

         на обсуждение межгородского рабочего совещания демократичес-

         ких клубов социального направления.

              Проект подготовил к обсуждению О.Румянцев, при участии

         О.Аболина,А.Быстрицкого, Л.Волкова, А.Елыманова, В.Кузнецова,

         П.Кудюкина, С.Маркова,Г.Ракитской, а также М.Бихари /ВНР/.

 

   

                СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА - ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПУТЬ

                  предварительный проект

                  общественно-политической платформы (Манифеста)

                  межпрофессиональной ассоциации

                  демократических клубов социального направления

                                                              

                                                                                          стр.

           I. Чего хочет наша ассоциация.................................... 2

              1) Что мы имеем сегодня........................................ 2

              2) Кто мы............................................................. 2

              3) Куда идти. Наши ценности и духовная ориентация. 3

          

          II. Наше кредо: политическая, экономическая и социальная

              демократия........................................................... 5

              А. Политическая реформа....................................... 5

              Б. Курс на экономическую демократию и действительную

                 экономическую реформу...................................... 6

              В. Какую социальную политику мы хотим?.............. 8

              Г. Международные дела.......................................... 9

          

         III. Какими путями и средствами мы полагаем осуществить

                свои цели............................................................10

               1) О средствах......................................................10

               2) Какой будет наша Ассоциация. Принципы деятельности.....11

     

              Примечание...........................................................12

        

                   

___________________________________________________________________________________

                   

              М О С К В А, май 1989

 

                   I. ЧЕГО ХОЧЕТ НАША АССОЦИАЦИЯ

             

     

         *  1) ЧТО МЫ ИМЕЕМ СЕГОДНЯ.

        

              Наша страна очутилась за гранью экономического, полити-

         ческого и морального кризиса. Кризис начался не в период пе-

         рестройки, а был неизбежен в условиях сохраняющейся полити-

         ко-властной системы партийно-государственного деспотизма. В

         течение десятилетий гражданское общество являлось пленником

         диктатуры, подавляющей человеческое достоинство, национальный

         и народный суверенитет. Диктатуры сначала явной (сталинщины),

         а затем - менее откровенной, умеренной и смягченной (в рамках

         "революции сверху").

             

              Авторитарная модернизация системы носит вероятностный

         характер, страдает отсутствием ясной концепции. Она не явля-

         ется существенным шагом вперед, кризис все более углубляется.

         "Раннесоциалистическая" модель зашла в тупик. она не выражает

         интересов трудящихся, подменяя их отчужденным государственным

         интересом, за которым скрывается узурпировавшая властные фун-

         кции народа бюрократия. За фасадом социалистического хозяйст-

         ва - насилие над экономическими законами, стремление разви-

         вать экономику в согласии с интересами политической власти. В

         социальной сфере - полный распад механизмов казенной опеки,

         их вырождение в механизм маскировки социальных язв.

             

              Сложившаяся в СССР система противоречит принципам свобо-

         ды, основополагающим ценностям демократического общества.

         Два уродливых проявления социализма ХХ века - казарменный

         "социализм" и национал-социализм - принесли слищком много бед

         народам Европы. В отличие от них, социал-демократия нигде не

         повлекла насилия, диктата, войны или однопартийности.

             

              Система, основывающаяся на однопартийном диктате, гос-

         подстве идеократии, эксплуатации народа государством, безза-

         конии и произволе - не может пользоваться нашей поддержкой.

              

              Культурные силы гражданского общества не могут взять на

         себя ответственность за прошлое: ее в полной мере должны нес-

         ти те, кто привел страну в столь печальное состояние, состоя-

         ние социальной катастрофы. Отмежевываясь от идеологии и прак-

         тики казарменного социализма, мы ощущаем нашу ответственность

         за будущее страны, будущее наших детей, за создание демокра-

         тического, благополучного и цивилизованного бытия - основ об-

         щества демократического социализма.

             

        

         *   2) КТО МЫ.

             

              В новых общественно-политических условиях, складывающих-

         ся в Советском Союзе, следует продумать вопрос о нашей роли в

         в реализации демократического пути в перестройке всех сторон

         общественной жизни. Совместными усилиями нам предстоит выра-

         ботать свое видение всесторонней программы выхода из кризиса.

         Выхода по новому пути, а не по подремонтированному старому.

              Мы - активисты демократических клубов социального нап-

         равления,сторонники политической-экономической-социальной де-

         мократии - выражаем свое стремление и готовность участвовать

         в этом процессе в качестве организованной политической силы.

         Способной вместе со всеми демократическими силами, ответст-

         венными политическими движениями и организациями страны бо-

         роться за последовательные и радикальные демократические ре-

         формы, бороться против всех форм и проявлений насилия, диск-

         риминации, попыток монополизации истины и права на поиск.

         

              В диалектическом единстве демократического и социалисти-

         ческого движения, в его солидарности и взаимной ответствен-

         ности - залог нашего исторического успеха. Мы ориентированы

         на компромисс и социальную конвергенцию всех социальных слоев

         и групп.

             

              Мы отвергаем право какой-бы то ни было партии, организа-

         ции или движения определять - какой быть перестройке, в каком

         обществе нам жить; мы отвергаем диктатуру концепций и моделей

         перестройки, диктат творцов "революции сверху" и окружающих

         их теневых манипуляторов из органов государственного принуж-

         дения и различных "комиссий". КПСС, выступившая с инициативой

         перестройки, в нынешнем ее виде не в состоянии справиться с

         взятой на себя ролью.

              

              В то же время, мы поддерживаем социал-реформистские силы

         в правящей партии, процесс ее демократизации снизу, считая:

         только союз реформистского крыла КПСС с демократическими дви-

         жениями, с конструктивной альтернативой гражданского общества

         способен дать перестройке реальную социальную базу, выведя ее

         из нынешнего патового состояния.

             

              Социал-демократия прежде всего должна воплощать собою

         поиск, предложение и реализацию разумной альтернативы, борьбу

         за неотчуждаемое право гражданского общества на независимый

         выбор. Сознательная социальная деятельность, основанная на ак-

         тивной гражданской позиции и обостренном чувстве гражданской

         ответственности - вот наше лицо.

             

                  3/ КУДА ИДТИ? НАШИ ЦЕННОСТИ И ДУХОВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ.

             

              Наши духовные источники: историческое наследие лучших

         черт российской социал-демократии; ценности демократического

         движения нашей страны; идеи демократического социализма, тео-

         ретический и практический опыт западно-европейской социал-де-

         мократии.

             

              Мы признаем, выделяем и стремимся реализовывать в своей

         политической деятельности следующие политические ценности:

         свободу и гражданское достоинство; общественное равноправие;

         демократию; социальную справедливость; гуманизм и обществен-

         ную солидарность; мир и естественное, достойное человека эко-

         логическое окружение; благополучие и возможность культурного

         общественного развития.

             

              Наша задача - активно, творчески и ответственно содейст-

         вовать полному и безусловному признанию гражданского достоин-

         ства, проявляемого через естественные сообщества свободных

         личностей, возникающие естественно - на основе солидарности и

         равноправия. Наш народ способен жить в демократически органи-

         зованном обществе. Главная проблема: переход от пост-тоталитар-

         ного общества к нормальному, цивилизованному, демократическо-

         му обществу; создание основ для демократии через освобождение

         гражданского общества и помощь в его становлении.

             

              Формирование нового современного субъекта социального

         действия: историческим субъектом демократической перестройки

         мы считаем культурные силы гражданского общества. Предстоит

         обеспечить условия для самодвижения общества, саморазвития

         трудящихся, их самовоспитания в процессе реализации гражданс-

         ких инициатив, выражающих различные интересы.

             

              Мы говорим НЕТ: насилию и пропаганде наси-

         лия; идеям национальной исключительности и вражды к другим

         народам, а также основанным на этих идеях действиям; претен-

         зиям на монопольное обладание истиной в ущерб праву других на

         самостоятельный поиск. Мы отвергаем догматическое мировоззре-

         ние, фетишизацию организационной власти, исключительное обла-

         дание "единственно правильной" системой познания и идеологией

         как основой обладания властными полномочиями. Свои ценности и

         взнгляды мы должны отстаивать в демократических спорах, с

         уважением прав человека и партнера, аппелируя к силе аргумен-

         тов. В спорах и действиях происходит постоянный пересмотр ус-

         ловий развития.

             

              Отличительная особенность нашего политического самоопре-

         деления: мы признаем демократический социализм в качестве ре-

         ально возможной исторической альтернативы. Социал-демократы -

         сторонники демократического социализма, пути содержательного

         развития общества в процессе последовательного движения. Пути

         самообновления на основе реализации принципа свободы человека

         в обществе, сознательного использования им совокупности граж-

         данских, пути повышения качества жизни и культурного роста.

         Мы осознаем себя частью более чем столетнего международного

         движения и стремимся к овладению его теоретическим, практи-

         ческим и политическим наследием.

             

              Социал-демократическая альтернатива предполагает, что

         социализм есть:

               свобода от политического и экономического господства

         человека над человеком;  добровольно-трудовой образ жизни

         всех индивидов и социальных групп; добровольность всех форм

         жизнедеятельности, всех совместных, согласованных действий

         субъектов общественных отношений;  последовательно-гуманис-

         тическая направленность общественного прогресса;  народов-

         ластие, неотъемлемость у народа всей полноты власти;  рав-

         ноправие в общественной и политической жизни, реальное равен-

         ство всех перед законом, неправовое общество не может быть со-

         циалистическим;  неукоснительная, без малейших исключений

         социальная защищенность любых действий, поступков, намерений

         и решений граждан, их социальных групп и организаций, если

         они непротиворечат закону;  органическая взаимоувязка, соп-

         ряженность прав и свобод личности, народа, социальной группы

         или общности с системой их обязанностей перед обществом;

         демократический централизм в руководстве хозяйством (как ан-

         типод командно-карательного типа управления, сложившегося в

         СССР); планомерная организация общественного воспроизводства;

         социально-экономическая оценка результатов воспроизводства и

         справедливое распределение его эффекта.

                                 

              II. НАШЕ КРЕДО: ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ

                  ДЕМОКРАТИЯ

        

              Новые программные принципы должны носить не только обще-

         демократический характер, но и определять круг первоочередных

         задач практического политического действия.

             

              А. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА.

             

              Главным вопросом демократического пути в политической

         перестройке является вопрос об устранении монополии на

         власть, создании гарантий недопущения абсолютизма в политике.

         Из кризиса нельзя выйти с той же самой властной структурой, с

         какой мы в этот кризис попали.

             

              1/ Перестройка должна носить поэтапно-комплексный харак-

         тер и быть направленной на коренное преобразование обществен-

         ной среды; должно быть сокращена гипертрофированная и опреде-

         ляющая роль политсистемы по отношению ко всему обществу

         (принцип деполитизации и деидеологизации управления, полити-

         зации общественной жизни). Диктаторские механизмы и формы уп-

         равления должны быть заменены демократическими механизмами

         согласования общественных интересов и действий.

             

              2/ Последовательная демократизация политической системы

         на принципах парламентарной демократии. Создание правовых и

         политических гарантий для активного, мирного и ненасильствен-

         ного преобразования монопольного блока власти, институцио-

         нального разделения властей.

             

              3/ Конституционность и создание демократического право-

         вого государства предполагают:

              - гарантии свободного изъявления и учета политической

         воли любых экономических, социальных, политических и иных об-

         щностей людей (в т.ч.меньшинств);

              - легализация различных мирных форм давления на государ-

         ственные институты с целью обеспечения общественного участия

         и контроля за отправлением властных функций и принятием реше-

         ний;

              - обеспечение свободы создания и деятельности на основах

         равноправия общественных (в т.ч. политических) объединений

         граждан, не призывающих к насилию и не практикующих его. Пос-

         тепенный переход к многопартийной политической системе, рас-

         ширение границ политического плюрализма, принятие закона о

         политических партиях;

              - пересмотр закона о выборах, осуществление принципа

         равных, тайных и прямых выборов, свобода выдвижения кандида-

         тов с регистрацией всех выдвинутых лиц, отмена корпоративного

         представительства;

              - отмену антиконституционных законов, указов и инструк-

         ций, ограничивающих политические свободы (слова-союзов-собра-

         ний-манифестаций).

             

              4/ Главный стержень - гарантированное отправление граж-

         данами всей полноты их прав и свобод. Задача цивилизованной

         власти состоит не в подавлении или ограничении этих свобод, а

         в обеспечении своими средствами их реализации. Правовая де-

         мократия недостижима без приведения внутреннего законодатель-

         ства в соответствие с международными нормами. Права граждани-

         на это границы всевластия государства; юридическое закрепле-

         ние и защита прав и свобод - предпосылка народовластия, суть

         демократического правового государства, установления контроля

         общества над государством.

        

        

              Б. КУРС НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕМОКРАТИЮ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ

                 ЭКОНОМИЧЕСКУЮ РЕФОРМУ.

         

              Экономика должна быть для человека. Эффективное произ-

         водство в современном обществе возможно только как регулируе-

         мое обществом товарно-денежное (рыночное) хозяйство. Рыночная

         экономика - одно из условий автономного развития гражданского

         общества, преодоления государственного засилия, командно-реп-

         рессивного управления , бюрократических и идеологических ма-

         нипуляций.

             

              Признавая роль товарно-денежных отношений, демократичес-

         кий социализм против превращения рынка и денег в главный ор-

         ганизующий принцип общества, что может привести к концентри-

         рованному господству экономики над обществом. Наши экономи-

         ческие принципы: принцип распределения по результатам общест-

         венных усилий работника (трудового коллектива); принцип со-

         ревновательности; принцип социальной справедливости и матери-

         ального обеспечения.

             

              Свободное развитие производительных сил, регулируемое

         ростом коллективного богатства и индивидуального благосостоя-

         ния, требует экономической демократии. Два основных элемента

         первоочередных реформ: реформа отношений собственности и соз-

         дание условий для партнерских отношений "работодатель-работ-

         ник" в экономике.

             

              Предпосылки их реализации в течение длительного переход-

         ного периода:

              1/ Гарантии разнообразия и равноправия различных форм

         собственности и хозяйствования, свободы производственной ини-

         циативы и предприимчивости (прежде всего на селе; развитие

         системы семейных/кооперативных/арендных/фермерских хозяйств и

         их естественных сочетаний - как инструмента подлинного раск-

         репощения крестьянства и решения продовольственной проблемы);

         становление современных форм коллективной собственности на

         принципах экономической эффективности, целесообразности, не-

         допущения экономического подчинения.

             

              Мы отвергаем как поголовную реприватизацию, так и свер-

         хогосударствленное хозяйство; общество должно состоять из

         собственников. Гибкая законодательная власть, система инсти-

         тутов социально-экономической демократии, сильные и независи-

         мые профсоюзы призваны обеспечивать, чтобы собственность "ра-

         ботала" на общество.

        

              2/ Создание свободного социально-экономического рынка

         всех (финансовых, информационных, трудовых) ресурсов и сред-

         ств производительного труда; изменение функций хозяйственных

         ведомств с ликвидацией большей части отраслевых министерств -

         одной из опор командно-административной системы, могильщиков

         народного хозяйства.

             

              Мы стремимся минимизировать общественные издержки хозяй-

         ственной перестройки; рынок трудовых ресурсов - особый, его

         субъекты - люди, посему безработица как фактор реформенного

         риска должна стать делом всего общества, правительства, орга-

         нов самоуправления. Мы стремимся к активной политике в облас-

         ти трудовых ресурсов, включающей развитие системы обуче-

         ния/переобучения. Массовая безработица в условиях хроническо-

         го дефицита неоправдана, слишком много потребностей не удов-

         летворено.

        

              3/ Отказ от бюрократически-хаотического ценообразования

         при обеспечении финансово-налогового контроля за ценами на

         основные потребительские товары; меры по ликвидации монополии

         производителя, по сдерживанию инфляционных процессов, по сво-

         рачиванию убыточных производств и переливу средств в рента-

         бельные сектора экономики; резкое сокращение расходов на уп-

         равленческий, военный и репрессивный аппарат и иных паразити-

         ческих расходов госбюджета. В области оплаты труда мы за по-

         литику солидарности: как результат переговоров и согласований

         между независимыми профсоюзами - работодателями - государст-

         вом. Это обеспечит равную оплату за равный труд, стимулирует

         обновление структуры производства, его разумную селекцию.

        

              4/ Придание реальных властных, управленческих и контроль-

         ных функций Советам трудовых коллективов и другим органам де-

         мократического самоуправления; широкое развитие самоуправле-

         ния со-собственников средств производства, свобода любых форм

         и методов представительства и защиты интересов работников. Мы

         выступаем за выдвижение независимых рабочих в Советы различ-

         ного уровня непосредственно от трудовых коллективов.

              Власть трудовых коллективов - это власть людей труда над

         собою, над своею работой, над своими общественными и произ-

         водственными отношениями; это и есть общественная собствен-

         ность на средства производства. Те же формы собственности,

         которые нарушают достоинство, свободы и права человека - ан-

         тиобщественны.

             

              5/ Одним из гарантов экономической демократии выступают

         демократические профсоюзы, организационно и политически неза-

         висимые от партий, государственных органов и органов произ-

         водственного самоуправления. Мы добиваемся проведения реформы

         профсоюзов, превращение их в реальных защитников интересов

         трудящихся, осуществления профсоюзного плюрализма. Новые

         профсоюзы действуют под контролем снизу, на принципах соли-

         дарности и добровольности.

             

              6/ Сегодня пока отсутствует механизм преодоления множа-

         щихся конфликтов, растет беззащитность работников. По-прежне-

         му сильны группы (лобби, монополии), заинтересованные в сох-

         ранении властных отношений в экономике. Рыночная экономика не

         заработает при сохранении существующей командно-администра-

         тивной системы управления хозяйством.

             

              Нужна работающая система экономического согласования:

         сильное правительство, сильный парламент, сильные профсоюзы.

         Нужен закон об экономических отношениях. Нужна система регу-

         лярных трехсторонних форумов - для согласования интересов и

         позиций работников-работодателей-государственных органов.

             

                 

              В. КАКУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ МЫ ХОТИМ?

             

              В социал-демократической альтернативе воплощена тесная

         увязка "рыночной" экономики и "нерыночной" социальной полити-

         ки. Человек - не товар; удовлетворение личных и общественных

         потребностей - не просто вопрос рыночных распределительных

         механизмов. Стабильность в экономике и обществе может быть

         обеспечена, если неизбежная рыночная селекция (и последующее

         расслоение) компенсируются внеэкономическим перераспределени-

         ем, основанным на социальной солидарности и благотворительности.

             

              Приоритет социальной проблематики означает для нас нап-

         равленность на создание государства цивилизованного благопо-

         лучия, на реализацию текущих (а не "коренных") интересов и

         потребностей граждан. Необходима увязанная система: социаль-

         ная безопасность/социальное регулирование/социальное равнове-

         сие/социальное равноправие.

              

              Активная социальная политика призвана остановить нарас-

         тающее ухудшение качества жизни и обеспечить основы для пос-

         тепенного роста этого качества. Основополагающим правом чело-

         века должно стать право на получение социальной помощи и про-

         житочного минимума в любой ситуации и в любом возрасте.

             

              Гарантии защищенности социальных прав трудящихся включают:

              - возможность обжалования любых действий и решений долж-

         ностных лиц и учреждений в суде с правом возбуждения дел не-

         посредственно гражданами;

              - совершенствование трудового законодательства, чтобы

         воспрепятствовать перекладыванию издержек экономических пре-

         образований на трудящихся; распространение трудового законо-

         дательства на всех работающих по найму как в государственном,

         так и в кооперативном секторе;

              - гарантии права на забастовку;

              - ввведение индексирования фиксированных доходов /пен-

         сии, стипендии, пособия/ и автоматическое их повышение в со-

         ответствии с ростом цен;

              - отмену необоснованных, не связанных с эффективностью

         труда привилегий.

              - систему социальных пособий и услуг для помощи марги-

         нальным и социально неблагополучным группам и категориям лиц.

              - отделение от рыночной сферы системы бесплатного общего

         медицинского обслуживания, образования, культуры - наряду с

         возможностью получения дополнительных платных услуг.

             

              Следует прекратить практику расточительного и бесконтро-

         ольного использования бюджетных средств, денег налогоплатель-

         щиков. Одной из задач социалдемократии является борьба за

         введение современной системы налогообложения, справедливой,

         контролируемой и стимулирующей поддержку демократически про-

         являющихся (а не планомерно "выявляемых") в обществе потребностей .

             

              Уважение неотчуждаемого суверенитета любых естествен-

         но возникающих единиц самоуправления, любых сообществ - граж-

         данских, территориальных, социальных, национальных, религиоз-

         ных, производственных и иных - основных ячеек демократическо-

         го самоуправляющегося социализма.

             

              Особенное внимание здесь - решению национального вопро-

         са. Один из шагов - последовательное осуществление принципов

         федерализма во взаимоотношениях союзных республик между собой

         и с союзными властями; заключение нового Союзного Договора

         между республиками. Сохраняется актуальность поддержки нацио-

         нально-освободительных движений как в стране, так и за рубежом.

             

              Наконец - формирование норм культурной цивилизованной

         жизни. Расширение культурных сил общества, интеллектуально

         развитых, с развитым логико-этическим и правовым сознанием,

         способных к сознательному созидательному социальному творчес-

         тву. Демократию следует "взращивать" не только через новые

         институты и правовые акты, но через кульутру и душу человека.

         Через эмансипацию общественного сознания, снятие внутренней

         репрессивности. Надо учиться действовать и жить в условиях

         смены типа господствующей культуры.

             

              Мы утверждаем последовательный интернационализм; стре-

         мимся осознать место и роль своего народа как равноправного и

         свободного члена семьи народов, будучи озабоченой благополу-

         чием и развитием этой семьи в той же степени, что и благопо-

         лучием собственного народа. Через национальные культуры мы

         стремимся выйти к культуре мировой.

             

              Г. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДЕЛА.

             

              Сохранение мира - основа реализации наших демократичес-

         ких целей. Посему вопросы мира не могут быть монополией

         государств, правительств, армий. Особое значение приобретает

         гражданская дипломатия на всех уровнях. Мы боремся против

         идеологии и практики милитаризма и агрессии, против идеологии

         псевдореволюционных фанатиков. Будущее нашей страны мы видим в

         упразднении военных блоков и мирной конвергенции систем. Цен-

         ности социалдемократии не могут быть реализованы "в отдельно

         взятой стране"; вот почему мы должны стать органичной и отк-

         рытой частью сообщества народов Европы. Наша цель: возрожде-

         ние сознания причастности к прогрессивной европейской культу-

         ре, при сохранении самобытности национальной культуры и само-

         сознания.

             

              Глобальная тенденция современности -тенденция к интерна-

         ционализации. Те страны, которые пытаются ограничить контакты

         своих граждан с внешним миром, держа их под постояным неусып-

         ным контролем, наносят ущерб прежде всего самим себе. Необхо-

         димо убрать все еще остающиеся рогатки, препятствующие обмену

         информацией и личным контактам граждан различных государств.

             

              Миролюбивая внешняя политика должна опираться на естест-

         венные чувства человеческой солидарности, возникающие в про-

         цессе повседневной экономической, политической и культурной

         совместной людей, общественных групп, предприятий разных

         стран. Диплматия граждан - основа новой внешней политики, от-

         вергающей отношения с позиции силы.

             

             

              Таковы направления нашего движения, его credo.

        

             

              III. КАКИМИ ПУТЯМИ И СРЕДСТВАМИ МЫ ПОЛАГАЕМ ОСУЩЕСТВИТЬ

                   ЭТИ ЦЕЛИ?

                                                                    

           1) О СРЕДСТВАХ.

             

              Мы провозглашаем принцип постоянной реформы. Принцип де-

         мократической перестройки- вместо насильственной борьбы за

         власть, за монополизацию власти, вместо бюрократической бе-

         зответственности, толкающей страну к экономической катастро-

         фе, вместо псевдодемократических и псевдореволюционных призы-

         вов и речей.

              

              В соответствии с этим, наша Ассоциация в качестве орга-

         низованной политической силы через деятельность своих коллек-

         тивных и индивидуальных членов намерена:

             

         - оказывать поддержку индивидуальных и коллективных демокра-

         тических гражданских инициатив: культурных, социальных, эко-

         логических, экономических;

         - содействовать становлению независимых структур гражданского

         общества, его освобождению от государственного насилия;

         - организовывать акции прямой демократии: публичные дискус-

         сии, форумы, митинги, петиционные (подписные) кампании, опро-

         сы и референдумы;

         - участвовать в общественном контроле за деятельностью орга-

         нов власти, оказывая конструктивную поддержку их позитивной

         деятельности;

         - проводить независимую экспертизу через систему кооператив-

         ных и хозрасчетных консультационно-внедренческих организаций;

         - вырабатывать конструктивные альтернативы в виде зако-

         нопроектов, предложений и программ развития, организуя усло-

         вия для их реализации;

         - представлять и защищать интересы своих членов и единомыш-

         ленников, в случае необходимости - вести переговоры с госу-

         дарственными и общественными организациями, а также судебные

         дела;

         - активно участвовать в избирательных кампаниях по вы-

         борам народных депутатов различных уровней, выдвигая и под-

         держивая как собственных кандидатов, так и кандидатов с близ-

         кими платформами;

         - вести издательскую деятельность - в форме независимых

         теоретических, аналитических и оперативных публикаций, содей-

         ствующих достижению программных целей Ассоциации;

         - создать и координировать деятельность независимого Фонда

         поддержки политических и идеологических инициатив.

             

              Мы стремимся к широкому сотрудничеству и взаимодействию

         с иными демократическими движениями и организациями. Считаем

         полезным проведение регулярных городских, региональных и меж-

         региональных Форумов независимых гражданских инициатив - в

         форме народного парламента или круглого стола, для действен-

         ного согласования позиций, обмена опытом, взаимопомощи. Для

         согласованного выступления в политических кампаниях и на вы-

         борах могут создаваться временные демократические блоки (сою-

         зы и т.п.)

                                                                     

             

              2) КАКОЙ БУДЕТ НАША АССОЦИАЦИЯ? ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

             

              Для нас, сторонников политической-экономической-социаль-

         ной демократии, ассоциация - не фетиш, не инструмент узурпа-

         ции власти, не стоящая вне критики ее членов "святыня" (бе-

         речь единство которой положено как зеницу ока...). Наша ассо-

         циация - всего лишь организационное средство реализации наших

         демократических устремлений и ценностей. Организационная фор-

         ма выражения нашей политической воли и нашего участия в фор-

         мировании и реализации политики демократической перестройки.

                         

              Ассоциация демократических клубов социального направле-

         ния находясь в начале своего становления, действует строго в

         рамках Конституции СССР; пользуется всей полнотой конституци-

         онных прав и обязанностей.

             

              Ассоциация демократических клубов социального направления:

              - строится на принципах конфедерации, признает полити-

         ческую автономию своих коллективных и индивидуальных членов;

              - демократическая и дискутирующая ассоциация, с свободой

         критики любых действий любого члена или функционера;

              - строится на принципе свободы групп, платформ, фракций

         в рамках самой ассоциации;

              - осознает себя как левая, солидарная со всеми прогрес-

         сивными общественными силами, ассоциация;

              - стоит на позициях социал-реформизма, опираясь прежде

         всего на культурные силы гражданского общества из всех соци-

         альных групп и слоев, ощущающих личное содействие демократи-

         ческим реформам своим гражданским долгом;

              - программная организация, не имеющая официальной идео-

         логии и мировоззрения, подчиняющих себе процесс постоянного

         обновления и програмного поиска;

              - электоральная организация, принципиально не массовая,

         но зато нацеленная на завоевание поддержки избирателей в ходе

         различных выборов - выдвигая свою платформу и своих кандидатов;

              - работает гласно и открыто, все заседания и документы

         открыты для членов и гостей ассоциации, а также для прессы;

              - стремится оказывать влияние в различных регионах стра-

         ны через своих коллективных и индивидуальных членов, живущих

         и работающих в этих регионах;

              - программные вопросы, политические споры и этические

         проблемы разбирает на своих регулярно собираемых форумах - с

         участием всех заинтересованных сторон.                 

 

Комментарии:
Быстрый доступ