В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

Политический плюрализм по-венгерски. О новом в политографии ВНР. 1988-1989

О.Г.Румянцев

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ ПО-ВЕНГЕРСКИ

(о новом в политографии ВНР)

НОВЫЙ ЭТАП РЕФОРМЫ

1988-ой год прошел в ВНР под знаком беспрецендентного

подъёма политической активности граждан. Он стал годом осво-

бождения независимой мысли. За короткое время потребность в

правде словно высвободила джина: вопросы венгерского меньшин-

ства в Румынии, гласности и свободы печати, еврейский вопрос,

дело о гидроузле Габчиково-Надьмарош, события 1956 года,

судьба Имре Надя, другие темы перестали быть табу.

Вдохновленное гласностью, венгерское общество стало пе-

реходить и к независимым действиям. Серьёзное обновление кад-

рового состава руководства страны; быстрая смена политических

акцентов; переход от многообразия мнений к подлинной свободе

печати; переоценка некоторых событий и ценностей; бурный рост

числа коллективных гражданских инициатив; восстановление ряда

организаций и возникновение новых альтернативных движений -

всё это реалии сегоднящней общественно-политической жизни

страны.

Судя по всему, в ВНР разворачивается переход от моноцен-

тричной политико-властной иерархии диктаторского типа к де-

мократическому плюрализму и многопартийной политической сис-

теме. Именно в отработке целого набора социально-политических

технологий мирного и ненасильственного перехода к действи-

тельному политическому плюрализму и заключается, на наш взг-

ляд, особая ценность венгерского опыта. До сих пор страны ре-

ального государственного социализма не владели подобной тех-

никой. Вот почему важен углубленный анализ процесса, от его

начальных стадий, через дальнейшие этапы, с изучением дейст-

вующих лиц и - подготовкой на этой основе многовариантного

моедли для прогноза дальнейшего развития событий.

Такой анализ и такую модель можно использовать и при вы-

работке политических рекомендаций для творцов и участников

нашей перестройки.

Венгерская реформа сегодня на подъёме. Но это отнюдь не

"вторая молодость" - реформа вступила в качественно новый

этап своего развития. На этом этапе происходит замена прежней

патерналистской концепции, при которой дело реформы находи-

лось в руках ограниченного круга просвещенных абсолютистов

власти, а также их советников и экспертов. На новом же этапе

мы являемся свидетелями массового преодоления политического

инфантилизма. Происходит пробуждение и активное становление

независимого гражданского общества. В его рамках возникают

новые субъекты политического процесса, а сам этот процесс все

более и более входит в противоречие с прежней логикой модели

умеренно-государственного однопартийного социализма.

Переходный период - при прочих нормальных условиях - мо-

жет продлится около двух лет. Его исторические рамки : май

1988-октябрь 1990 гг. Почему - станет ясно из нашего анализа.

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Современная венгерская политография существенно обогати-

лась за счет расширения круга творцов и участников политичес-

кого процесса. произошло это путем спонтанного роста автоном-

ных сообществ, независимых и неформальных объединений (фору-

мов, кружков, общественных организаций). Многообразие полити-

ческих субъектов можно свести к небольшому числу типов - для

чего нужна типизация политических движений.

Первую группу составляет правящая партия, стержень моно-

польного блока власти и всей сложившейся в стране "партоцент-

рической" политсистемы. (ВСРП).

Во вторую группу входят т.н. протопартии - зародышевые

структуры возрождающихся или вновь создаваемых политических

структур партийного типа. Большинство из них еще весьма сла-

бы - как интеллектуально, так и социально, однако воплощают

собою серьезное стремление стать со временем полновесными

участниками политического действа. Что проявляется в готов-

ности и способности к выработке программных принципов, к пос-

тепенному расширению своей социальной базы и завоеванию по-

тенциального электората. (Пр.: Союз свободных демократов,

Венгерский демократический форум, Независимая партия мелких

хозяев, Венгерская социал-демократическая партия, Венгерская

партия независимости, Венгерская народная партия, Христианс-

ко-демократическая партия и некоторые другие).

В третьей группе - общественно-политические (в т.ч. не-

формальные) объединения и групировки, которые нельзя отнести

к протопартиям - они, впрочем, и не ставят перед собой амби-

циозных целей. Это различные клубы реформ, общества по сохра-

нению и развитию чьего-либо наследия и проч. - сателиты про-

топартий, их стратегические и тактические союзники, сохраняю-

щие в той или иной степени свое собственное лицо и независи-

мость в целом ряде вопросов. Они выполняют в большей степени

социально-общественные (культурологические, экспертные) функ-

ции, задачи политической социализации, но не партийно-полити-

ческие функции. (Пр.: Общество друзей Байчи-Жилински, Федера-

ция молодых демократов, Общество за восстановление историчес-

кой справедливости, Новый мартовский фронт, Общество "Глас-

ность", Кружок диалога Восток-Запад, объединение "Левая аль-

тернатива", Кружок молодых социал-демократов и иные).

Следующие две группы составляют независимые однофункцио-

нальные организации - создаваемые во имя коллективной защиты

и коллективного представительства интересов определенных сло-

ев трудящихся или групп населения.

В четвертой - независимые профсоюзы, выполняющие класси-

ческую тред-юнионистскую функцию. Вместе с тем, новые незави-

симые профсоюзы активно политизируют, что связано во многом с

особенностями их социальной базы - это творческие работники.

(Пр.: Демократический профсоюз научных работников, Демократи-

ческий профсоюз работников кино, Форум независимых юристов и

другие). В пятой - организации национальных, культурных и

социальных меньшинств. (Демократический союз венгерских цы-

ган, Независимое общество венгерских евреев "Шалом", Общество

беженцев из Румынии, Союз венгерских бойскаутов и др.).

В шестой группе - моноцелевые неполитические движения:

- 4 -

экологические, культур-экологические, здорового образа жизни,

милосердия и проч. (Дукнайский кружок, Надьмарошский комитет,

Фонд помощи бедным, Общество охраны городов, Объединение мно-

госемейных и иные).

Наконец, седьмая группа. В неё можно отнести различные

влиятельные лобби, оказывающие влияние на функционирование

механизмов власти, принятия решений. Это корпоративные лобби:

крупных директоров (Торговая палата), технической (Федерация

научно-технических обществ) и научной (Венгерская АН) интел-

лигенции, а также кооперативное, военное, агропромышленное и

иные лобби. Далеко не всегда их деятельность открыта и орга-

низована, зачастую осуществляется теневое, неформальное лоб-

бирование.

Ниже мы проанализируем расклад сил и облик основных фи-

гур венгерской политографической карты. Начать анализ следует

естественно с изменений внутри самой ВСРП - в политических

системах центро-партийного типа эти изменения играют решающую

роль.

ВСРП: УЖЕ НЕ ПАРТИЯ?

Классик понимающей социологии, основоположник теории со-

циального действия Макс Вебер определял политические партии

как основанные на (формально) свободном объединении сообщест-

ва, где целью объединения является приведение руководителей к

власти внутри организации, посредством чего для активных чле-

нов будут обеспечены (идейные или материальные) преимущества

- для реализации их сущностных целей либо реализации личных

качеств.

Так вот, в ВНР сегодня вы не найдете действующих партий

- в социологическом смысле этого понятия. ВСРП - давноу ж е

не партия, тогда как новые малые прото-партии - далекое щ ё

не партии.

Венгерская Социалистическая Рабочая Партия представляет

собою раздираемую противоречиями огосударствившуюся организа-

цию; рядовые члены ее не являются организованной политической

- 5 -

- 11 -

большевистского типа опирающаяся на подреформированную модель

социализма, с несколько смягченным вариантом принципа демок-

ратического централизма, идущая курсом некоторой либерализа-

ции, но сохраняющая перечисленные выше признаки (чувство

авангарда, исторический мессианизм, идеологическая-науч-

ная-политическая исключительность, сильная внутренняя центра-

лизация, организационная харизматическая убежденность и проч.).

3. Демократическая компартия или социалистическая партия

реформ: реформистское крыло ВСРП, имеющая потенциально боль-

шое и все далее растущее число сторонников, но - до последне-

го времени - отличавшееся слабой организованностью. Но проб-

лема была решена с провозглашением сначала в Будапеште, а за-

тем по всей стране реформистских кружков; в середине мая они

провели всевенгерское совещание, приняв общую платформу прин-

ципов. Платформу скорее социал-демократическую, нежели комму-

нистическую.

Наличие внутри партии столь разных платформ делает не-

возможным функциональное единство ВСРП; разделение трех пар-

тий становится желательным и все более неизбежным. Можно

предположить, что вторая и тертья платформы заключат некое

временное соглашение о коалиции, тогда ВСРП распадется не на

три, а на две партии.

ПУТЬ "СНИЗУ", АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Год 1988-ой знаменателен еще и тем, что обогатил венгер-

ский политический язык рядом новых для него понятий. Одним из

таких понятий является термин "а л ь т е р н а т и в н ы е

организации" или коротко - 'альтернативы'(alternativok). Се-

годня он стал одним из символов нового этапа венгерской ре-

формы (как, впрочем, и понятие "неформалы" в советской перес-

тройке).

Если в начале 80-х под "альтернативными организациями"

публицисты и обществоведы в ВНР подразумевали зачатки движе-

ний в сфере молодежной субкультуры. При всей гетерогенности

их мировоззрений их объединяли специфические формы критики

общественной системы вкупе с утопическими альтернативными

предложениями по ее преобразованию. Сюда относились пацифис-

ты, зеленые, феминисты,эмансипированные секты, спиритуалисты,

молодежные коммуны, группы альтернативного образа жизни и

проч. Их альтернатива зачастую представляла стремление усо-

вершенствовать современное индустриальное общество средствами

нетрадиционных политических форм. Таких, как формы "прямой"

демократии и проявления гражданского неповиновения. Заметим,

что за ними стоял стихийный протест против индивидуализма,

отчуждения личности, бюрократизации общественной среды.

И хотя речь шла об узком круге лиц - нескольких сотнях

молодых людей - я хорошо помню волну аппаратной встревожен-

ности среди руководства советского комсомола (и не только

комсомола) при появлении в середине 80-х в Будапеште незави-

симой пацифистской молодежной организации "Диалог Восток-За-

пад" илинезависимого формирования социологов и публицистов

"Фонд помощи бедным" и экологического Кружка друзей Дуная...

С 1988-го года термин "альтернативы" получил новое на-

полнение: теперь под ним понимают все те самодеятельные об-

щественные организации, которые не разделяют официальных док-

трин и политических целей, работая как в нетрадиционных, так

и в легальных политических формах. Всех тех, кто отождествля-

ет себя с независимым политизированием, борется за демократиза-

цию венгерского общества.

Почему прежде всего за демократизацию, а не за альтерна-

тивный образ жизни, как, скажем, на Западе? Потому, что усло-

вия государственного социализма отличаются от условий плюра-

листической демократии; самоорганизация общества здесь на

протяжении десятилетий былат а б у, сам факт независимой са-

моорганизации и борьбы за свободу слова, собраний, союзов

ставит носителей этой борьбы в альтернативную позицию по от-

ношению к структурам, монополизировавшим политизирование как

таковое.

Появление новых участников политического процесса озна-

чало вызов для старой и малоподвижной политической системы.

Старые институты не знали как относиться к соперникам и -

- будучи принужденными к терпению - продолжали не признавать

их в качестве партнеров. Не имея навыков сотрудничества они в

то же время не смели использовать привычный арсенал власт-

но-нажимных средств. Так вызревала новая ситуация.

Некоторые из новообразующихся политических движений уже

называют себяп а р т и я м и (Социал-демократическая пар-

тия,Союз свободных демократов, Народная партия, Венгерская

партия независимости, Христианско-демократический союз, Пар-

тия мелких хозяев и др.). Но, скорее, их следует рассматри-

вать в качестве зачатков партий т.е. - прото-партий. Полити-

ческие программы этих образований пока еще являются деклара-

циями о намерениях, но не программаи реального политического

действия. В социологическом смысле этого слова они пока что

не могут быть определены как политические партии.

Главным движителем политизированного развития новых дви-

жений является подготовка к выборам 1990 года. За этот период

прото-партии, возможно, вырастут в партии электорального ти-

па: с разработанной предвыборной платформой, со своими канди-

датами, с готовностью вступить в коалицию с иными организа-

циями и партиями. Одновременно, будет складываться общевен-

герская оргструктура, учет членов, руководящий и бюрократи-

ческий аппарат управления.

Заметим: не следует ожидать автоматического соответствия

численности той или иной партии и количества голосов избира-

телей, которые она завоюет на выборах. Последние цифры могут

значительно превышать первые, например, в случае с Союзом

свободных демократов (оппозиционной либеральной радикальной

партии). При этом значительная часть членов ВСРП может голо-

совать за оппозиционные партии - если не произойдет реального

перерождения компартии, либо ее части.

НОВЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: КТО ОНИ?

Следует кратко охарактеризовать наиболее влиятельные

альтернативные организации. Выберем из их множества те, что

сплотились в Круглый стол оппозиции. Это восемь организаций:

Союз свободных демократов (СДС), Венгерский демократический

форум (МДФ), Социал-демократическая партия (СДП), Партия мел-

ких хозяев, Народная партия, Союз молодых демократов (ФИДЕС),

Общество друзей Байчи-Жилински, Демократическая лига незави-

симых профсоюзов.

1. Союз свободных демократов политически представляет

собою альянс радикальных социал-демократов и радикальных ли-

бералов. СДС, возникший в 1988 г.из Сети свободных инициатив,

прямой наследник венгерской демократической оппозиции. Оппо-

зиция занималась петиционными кампаниями, выпускала журналы

самиздата, действуя в качестве правозащитного движения. Наря-

ду с борьбой за реализацию конституционных прав гражджан, де-

мократическая оппозиция несет важную культурную нагрузку, вы-

рабатывая традиции демократической политической культуры.

(неокончено)

К НАЦИОНАЛЬНОМУ СОГЛАСИЮ, ПОИСКИ ФОРМ

Нынешнюю политическую ситуацию в ВНР называют патовой

ситуацией. Прежде всего потому, что нет признаков здорового

конструктивного диалога между разными участниками политичес-

кого процесса - прежде всего, между ВСРП и независимыми ор-

ганизациями. Хотя все понимают - путь национального примире-

ния и согласия есть единственный шанс для поступательного

развития в сложившейся ситуации.

"Новый мартовский фронт" (группа интеллектуалов, стоящих

на позициях демократического социализма) выступила с идеей

созвать Национальную комиссию - своего рода форум согласова-

ния интересов, предварительный шаг на пути к разделению влас-

ти. В определенный период это предложение сыграло значитель-

ную роль, прорвав видимость монолитного единства внутри ВСРП.

Однако, обретающие все большую независимость "альтернативы"

отклонили идею комиссии, считая ненужным создание очередного

согласовательного Народного фронта. Отклонила ее и ВСРП.

Были начаты предварительные переговоры в рамках нацио-

нального "круглого стола", но они сели на мель из-за серьез-

ных разнолгасий по видению ситуации, перспектив, по оценкам

новых законопроектов. ВСРП не желает идти на переговоры с

представителями круглого стола оппозиции. Последние имеют

возможность выходить с согласованной и сильной позицией, ока-

зывая значительное давление на властный центр, который в свою

очередь не уверен в силе аргументов в пользу собственной по-

зиции.

В мае месяце появилось новое предложение: вывести пере-

говоры из патовой ситуации, переместив властный центр. По

мнению видного специалиста по экономическим и политическим

реформам Ласло Лендьела, следует провести национальный круг-

лый стол на уровне правительства, а не правящей партии. При

этом обсудить принципиальные вопросы: в политике - закон о

партиях, о выборах; в экономике - проблемы платежеспособности

и задолженности, отношений со странами СЭВ, реформу форм соб-

ственности. Инициатива была подхвачена реформистами в партии,

что еще раз показало общую заинтересованность в мирном разви-

тии переходного периода; это - первый серьезный шаг к реаль-

ному разделению партийной и правительственной деятельности...

Примером попытки создать "сверху" форум для выражения и

согласования различных политических взглядов является дея-

тельность Всевенгерского совета венгерской молодежи (МИСОТ).

Он был создан в декабре 1988 года, в него вошли представители

подчас противоположных организаций - вот почему главным нап-

равлением деятельности МИСОТ является согласование позиций

по актуальным вопросам внутренней - прежде всего молодежной -

политики.

(не окончено)

МИРНЫЙ ПЕРЕХОД К ПОДЛИННОМУ ПОЛИТИЧЕСКОМУ ПЛЮРАЛИЗМУ

Минимальная программа демократической политической ре-

формы, сичтают венгерские "прогрессисты" предполагает:

- создание институтов разделения властей;

- создание действенной представительной демократии (пар-

ламентской демократии, многопартийности, местного самоуправ-

ления, демократический корпоративизм);

- реализация принципа конституционности и создание пра-

вового государства.

Мысли не новые, но их ценность не в новизне, а в том что

в ВНР они воплощаются на практике.

ВНР реализует курс на мирный переход к политическому

плюрализму и демократической представительной системе. Шаги

этого курса (уже совершенные и планируемые):

1. Введение в закон об общественных организациях гаран-

тий права на создание политических партий. Обсуждение и при-

нятие закона на сессии Госсобрания.

2. Декларация принципа многопартийности на Пленуме ЦК

ВСРП, политическое решение "сверху" - широко реализуемое уже

"снизу" .

3. Начало подготовки к демократическим выборам; разра-

ботка и обсуждение нового закона об избирательной системе.

4. После принятия нового закона старое Госсобрание само-

роспускается; провозглашается срок выборов.

5. Выборы создают новое Конституционное учредительное

собрание, создающее правовые гарантии новой системы: закон о

президенте Республики, назначение нового кабинета и проч.

6. Главная задача нового кабинета - выработка программы

национального согласия и развития.

7. Собрание обсуждает и принимает новую Конституцию

страны и пакет демократических реформ (законов).

Этот путь есть путь планомерного и решительного перехо-

да. Он уже выполняется, хотя порою неоднозначно. Демократи-

ческий график преобразований пока что соблюдается, происходит

динамичный демонтаж диктаторской политической структуры и

закладка основ дееспособной демократии. В ходе этого процесса

в реальную политику вовлекаются сотни новых лидеров, полити-

ков, руководителей - что является важным субъективным услови-

ем.

Еще одним таким условием является стремление к нацио-

нальному согласию, консенсусу. Формируется "малая коалиция"

внутри партии; "круглый стол" оппозиции; национальный "круг-

лый стол" и другие формы согласования позиций. Выборы возмож-

но принесут создание "больших" коалиций. Главное - налицо

стремление к компромиссам и переговорам, а это свидетельство

новой политической культуры.

Определенное сопротивление оказывают консервативные кру-

ги, сторонники полувоенной аппаратной диктатуры; но они все

больше и больше остаются в вакууме, тогда как органы государ-

ственного принуждения все чаще отмежевываются от возможностей

военного вмешательства в развитие политических событий.

Оселком развития плюрализма является вопрос об инфраст-

руктуре многопартийности и представительной демократии. ВСРП

по-видимому должна осознать что в национальных интересах ей

следует сознательно пойти на мирное перераспределение инфрас-

труктуры. В противном случае новые силы возьмут "свое" сами,

что чревато конфликтами.

До сих пор же, именно мирный характер радикальной поли-

тической реформы является привлекательнейшей чертой венгерс-

кой перестройки. Чертой достойной тиражирования.

(текст незавершен, но основа заложена - О.Р.)

силой и имеют весьма слабое влияние на политическую бюрокра-

тию, с которой они связаны только формально общим членством.

Партийно-политическое лицо ВСРП сегодня размыто, она не обла-

дает программой, способной увлечь большинство членов партии.

Монолитная политическая бюрократия - ядро партруководства -

непосредственно отправляет все государственные и общие власт-

ные функции: назначает государственных деятелей, принимает

решения о госбюджете и его использовании, оперативно направ-

ляет процессы общественного производства, монопольно формиру-

ет государственную внешнюю политику, а политикой внутренней

управляет, используя армию и полицию.

В принципе, ВСРП оставалась классической - хотя и нес-

колько модернизированной - партией большевистского типа. Ана-

лиз типических социологических характеристик политических ор-

ганизаций большевистского типа блестяще сделал венгерский по-

литолог Михай Бихари. Мне остается лишь кратко изложить суть

дела (сквозь призму собственных воззрений).

Основные черты этих организаций формировались в специфи-

ческой историко-политической ситуации. Немногочисленное хоро-

шо организованное меньшинство возникло с уверенностью в са-

мопредназначенности к захвату власти. Оно взялось за воплоще-

ние неких модельных схем в неадекватной общественной среде,

эффективно применяя диктаторские политико-властные методы. С

победой зародились чувство исторического успеха, пафос исто-

рического героизма и образ единственного, ведущего к верной

цели, пути. Одновременно нарастало чувство постоянного дис-

циплинарного психоза - главного мотора воспроизводства влас-

ти; оно основывалось на опасении раскола, на дисциплинирующем

жупеле единого и враждебного внешнего окружения - мирового

империализма. Миф о внутреннем единстве - самом ценном завое-

вании, завещанном хранить как зеницу ока - поддерживался бес-

пощадной борьбой с любыми намеками фракционности и инакомыс-

лия внутри партии. Но те же самые отношения борьбы перенесены

на все общество - началась историческая борьба монопольного

блока власти против самого общества; здесь не могли сложиться

мирные технологии политической борьбы и демократического об-

новления.

Политические организации большевистского типа стали по-

литическим авангардом и идеологической э л и т о й, исполнен-

ной сознания собственного превосходства. Просматриваются 3

направления исключительности: партия - единственный носитель

единственной научно обоснованной философской системы познания

общества; единственный толкователь единственно адекватной

идеологии; единственная сила, призванная владеть властью и

вершить власть. Складывается комплекс мессии (помазанника,

ниспосланного спасителя), несущего народу правильное понима-

ние его дальнейшего пути. Тот, кто не желает идти указуемым

путем - ущербен и неполноценен. Поскольку рабочий класс не в

состоянии в своей спонтанной самоорганизации овладеть научно

обоснованнным мировоззрением, постольку некий авангард наде-

ляется фукнцией привносить в стихийное движение 'обоснован-

ное' политическое мировоззрение. Исключительность историчес-

кой роли приводит к ответственности только перед собой -

т.е.к полной безответственности и бесконтрольности действий

авангарда.

Самосознание авангарда - это самосознание харизматичес-

кого лидерства, непогрешимости и благодатности руководящих

действий. Апология лидерства оправдывает культ силы, твердой

руки и сильной личности. Новый "государь" свободен от норм

морали - цель оправдывает средства. Пропагандируется главенс-

тво цели - не путей движения к ней. Нормы права играют все

меньшее значение, законотворчество становится подконтрольным,

подчиняясь идеократическим соображениям.

Важная отличительная черта партий большевистского типа -

организационный и функциональный принцип демократического

централизма. Демократические права не в состоянии уравнове-

сить самораспространяемость централизма, что мешает выражению

вновь возникающих мнений и интересов. Этот принцип - главное

средство упрочения центральной партократии, он лишает партию

самокорекции, создавая непреодолимую пропасть между верхушкой

и остальными членами. Возникает беспрецендентная концентрация

власти как по вертикали, так и по горизонтали...

ОБНОВЛЕНИЕ ИЛИ САМО...УПРАЗДНЕНИЕ?

Обстоятельства новой общественно-политической ситуации,

давление изнутри и снаружи вынуждают руководство партии идти

на ломку черт, складывавшихся десятками лет.

В ходе 1987-1989 гг нарастала активность членов ВСРП

"снизу" - взяв на себя представительские функции, они довели

до руководства страны настроения растущего недовольства среди

населения, добившись в итоге проведения партконференции в мае

1988. Выполняя волю партийных и беспартийных граждан, конфе-

ренция самым серьезным образом обновила руководящий эшелон.

Тогда мы еще не могли предполагать, что именно майская

партконференция послужит сигналом к началу качественно нового

этапа венгерской реформы. Однако - разные стороны по-разному

подходят к оценке партконференции и это вполне понятно.

Одни расценивают случившееся не иначе как "путч, который

ешё дорого обойдется стране" (словами бывшего личного секре-

таря т.Кадара Роберт Рибански). Состав Политбюро не только

сократился, в него не попали 8 членов старого состава, хотя

предварительная договоренность касалась лишь 3 человек;

власть взяли лица, полные благих намерений, но не знающие,

что делать с властью; это стало началом потери партией уве-

ренности в своих силах, кадровый крах привел к потере веры в

дело - считает "потерпевшая сторона".

(Впрочем, кое с чем здесь нельзя не согласиться, имя

Яноша Кадара - этого гроссмейстера компромиссов - в течение

длительного периода являлось символом реформ; ведя борьбу на

два фронта, ему удалось в целом добиться покоя и благополучия

для своей страны, роста её международного престижа. Да, пере-

ход к новому витку реформы затянулся, но вряд ли справедливо

персонифицировать причины кризиса только с личностью Кадара).

Случившееся на партконференции и после нее требует ос-

мысления.

Из 108 членов ЦК были выведены 35 человек - люди, опре-

делявшие экономическую, культурную и идеологическую линию.

Такого партия еще не знала. Целое политическое направление,

единая политическая платформа потерпела поражение на той са-

мой партконференции.

Новый властный расклад, однако, мало что изменил. Новые

люди остались заложниками политической бюрократии, аппарата и

закостенелой идеологической доктрины, которую они унаследова-

ли. Новое руководство стало пленником системы.

Вместе с тем, начался процесс дифференциации в руководс-

тве и - соответственно - во всей партии. М.Бихари, например,

выделяет 5 групп: консервативная партия порядка; новая партия

порядка; радикальные реформисты; изменяющиеся оппортунисты;

безликие (не имеющие политического лица). На партконференции

в мае 1988 г. консервативная партия порядка, потерпев пораже-

ние, уступила место новой партии порядка. Уступила в резуль-

тате компромисса между ними: радикальные реформисты при этом

не были участниками этого компромисса, скорее - его объекта-

ми. Но - реформисты вышли на сцену и в этом главный результат

партконференции. После этого события стали развиваться весьма

динамично7

Плюрализация - естественный процесс в политике, однако в

ВНР излишне долго различия в руководстве оставались скрытыми,

политические взгляды не отливались в платформы. Посему, поли-

тические компромиссы не были компромиссами между платформами,

не были результатами принципиальных соглашений - а были комп-

ромиссами между отдельными персонами, полными опасений и не-

договорок. Ни общество, ни члены партии в этих компромиссах

участия не принимают.

Более того, состав аппарата на местах не претерпел изме-

нений, его политическое лицо как правило остается малоизвесс-

тным и размытым.

Зато - начались (хотя и очень медленно) сдвиги в содер-

жании политики. Нет, новой политической идеологии или доктри-

ны не появилось, равно как не возникло и новых принципов по-

литической практики. Но родился новый язык политизирования.

Стал преобразовываться набор аргументов и словарный запас.

Обстоятельства вынуждают партию пробовать все новые средства:

период, прошедший после партконференции насыщен невиданными

ранее событиями. Так, в апреле'89 Политбюро решило порвать с

оргпринципом демократического централизма; ранее, член Полит-

бюро ЦК ВСРП Режё Ньерш заявил о необходимости и возможности

"социал-демократизации" партии, считая её наследницей как

коммунистических, так и социал-демократических традиций. (Как

известно, предшественница ВСРП - Венгерская партия труда -

возникла в 1948 г. после "объединения" коммунистической и

соц.-дем. партий..).

Сегодня ВСРП уже вряд ли поможет смена руководящих кад-

ров, или организационное обновление, или даже замена програм-

мы партии. Даже в новых условиях генсек и аппарат принимали

решения - кому быть во главе Отечественного народного фронта,

кому быть членом правительства и т.д. Руководство по-прежнему

навязывало свою политическую волю известными методами. Сохра-

нялась номенклатурная карусель, выпасть из которой по-прежне-

му было непросто.

Однако,в новых условиях сама логика развития реформы

предполагает отказ партии от монопольного отправления власт-

ных функций, ограничение всевластия политико-идеологической

бюрократии, отстранение её от государственных функций, подчи-

нение деятельности партаппарата контролю со стороны членов

партии, решительную замену кадровых деятелей на всех уровнях.

Эти шаги могли бы привести к рождению демократической компар-

тии.

Возникает многосложный вопрос: возможен ли этот путь -

путь постепенной демократизации партии? Или только разделение

ВСРП может стать путем преодоления серьезного внутрипартийно-

го кризиса, резко усилившегося в последнее время?

Ответ сегодня ищут в ВНР и ученые, и политики, и рядовые

граждане - ибо перестройка в правящей партии при нынешнем её

положении не может быть делом сугубо внутрипартийным. Это де-

ло всего общества, ключ к дальнейшей судьбе венгерской реформы.

МНОГОПАРТИЙНОСТЬ: ПУТЬ "СВЕРХУ"

В условиях, когда правящая партия переживает глубокий

затянувшийся кризис, встает вопрос о вызревании многопар-

тийности - как "сверху", так и "снизу". Это вызревание есть

необходимое условие для формирования дееспособной плюралис-

тичной политической системы.

Путь сверху - через саморазделение партии. Этот процесс

- отмечают венгерские политологи - гораздо сложнее и болез-

нее, нежели возникновение политического плюрализма "снизу".

Самое сложное здесь - превращение правящей партии действи-

тельно в партию.

История политики реального социализма учит, что комму-

нистические партии большевистского типа никогда не разделя-

лись мирно. Да и сегодня руководство ВСРП, включая его рефор-

мистское крыло, подчеркивают: раскол партии означал бы катас-

трофу для Венгрии. (см. например заявление члена Политбюро ЦК

ВСРП Имре Пожгаи в мае 1989 г.).

Иного мнения придерживается ведущий венгерский политолог

Михай Бихари, считающий что внутренние противоречия между

различными несогласуемыми платформами ослабляют работоспособ-

ность партии, она постепенно подходит к состоянию организаци-

онного пата. На мой взгляд - уже находится в этом самом сос-

тоянии.

ВСРП уже сегодня заключает в себе 2-3 самостоятельные,

жизнеспособные и серьезно различающиеся по политическому об-

лику партии.

1. Консервативная коммунистическая партия порядка: уль-

тралевые ретрограды, упирающие на свою "левизну", носители

нео-сталинистских ценностей, продолжатели дела строительства

развитого социализма в ВНР. В последнее время проявляет себя

все более и более отчетливо.

2. Новая социалистическая партия порядка: это партия

Комментарии:
Быстрый доступ