В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

Трудный путь к социальной демократии. Размышления до и после I и II съездов СДПР. (1990-1991)

              ТРУДНЫЙ ПУТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ  1

              Размышления до и после I и II съездов  Социал-демократической партии Российской Федерации 

                            /1990-1991/

      "Для духовного  развития  Запада  нет  в настоящую эпоху процесса  более знаменательного и чреватого последствиями,  чем  кризис  и     разложение   социализма.   Социализм,   разлагаясь,  поглощается        социальной политикой.  ...По России кризис социализма в  идейном        смысле должен ударить с большей силой,  чем по другим странам...        Такой идейный  кризис  нельзя  лечить  ни  ромашкой  тактических        директив,   ни   успокоительным  режимом  безыдейной  культурной        работы.  Нам нужна,  конечно,  упорная работа над культурой.  Но       именно  для того,  чтобы в ней не потеряться,  а устоять,  нужны        идеи, творческая борьба идей." 2

      

Необходимое предисловие

      ...Эти заметки я начал писать еще в апреле  как тезисы

политического доклада  к I  (Учредительному)  съезду  Cоциал-

демократической партии  Российской Федерации. Но не дописал -

завертела жизнь, наполненная большой и малой политикой.

     Отшумел Учредительный съезд  СДПР,  началась напряженная

подготовка к первому Съезду народных депутатов  РСФСР,  затем

он вскоре грянул.  Не успел завершиться, как мне было оказано

высокое доверие возглавлять работу над новой Конституцией для

России. Задание  было выполнено  в  октябре-ноябре  1990  г.:

проект написан, принят за основу, опубликован. Одновременно

приспел Учредительный съезд движения "Демократическая Россия",

опять  дел невпроворот.  Но вот  уже второй (Программный) съезд

СДПР, а  за  ним  внеочередной Съезд депутатов России... И

1990-й год завершается.

      Так и  несет тебя  жизнь, в которой уже не принадлежишь

самому себе.

    Все эти   полгода   я   продолжал   размышлять  о  нашей

социал-демократии,  кое-что   записывал.  Моя   позиция  -  в

парламентских  выступлениях,   раздумьях  над   Конституцией,

политических баталиях и коалиционных переговорах,  в поездках

по  стране  и  встречах  с  единомышленниками,  в  работе над

программой  СДПР   и   тактикой демократического движения.

      ...Мы учредились  в мае,  одними из  первых  встали  на

трудный  путь   поисков  своего  места,  своей  физиономии  и

методов. Нужно отвечать на массу вопросов, но готовых ответов

на все  из них  пока нет  (и слава  Богу). Партию  шатает. То

волна панических настроений: "партия разваливается!", "раскол

у социал-демократов!"  То    обволакивающее  спокойствие  и

благодушие от некоторых временных удач.

    За полгода  существования  СДПР  сумела  провести  ряд

крупных  мероприятий:  Учредительный  и  Программный  съезды;

фестивали СДПР   в  Парке  культуры  им.Горького в Москве и в

Историческом сквере в Свердловске;  ряд крупных митингов

и манифестаций  в различных городах; пресс-конференции. Члены

СДПР избраны  на руководство  ряда местных  Советов.  Налажен

выпуск  межрегионального   социал-демократического   вестника

"Альтернатива", официально зарегистрированного в Госкомпечати

СССР.  Выходит  внутрипартийный  бюллетень  "Новости  социал-

демократии".    Крепнут    связи    между    территориальными

организациями;  постепенно   идет  их   регистрация.  Созданы

подразделения   партии:    фонд   "Социум",    Информационно-

вычислительный    центр,     Социально-правовая     коллегия,

Исследовательский  центр   и  колледж   в  рамках   Открытого

университета. Идут занятия в социал-демократическом семинаре.

Разворачивает   работу    Союз   молодых   социал-демократов.

Регулярно собирается Социал-демократический депутатский клуб.

Ширятся межпартийные  и международные  связи.  Взят  курс  на

постепенное объединение  с  Республиканской  партией  (бывшей

"Демократической  платформой"). Подготовлена  Программа,

другие политические  документы. Нарабатываются  опыт, облик,

репутация спокойно и ненавязчиво.

      Кое-что сделано.  Не должно развалиться то,  что только

начинает вставать на ноги. Но встать на ноги предстоит прочно,

иначе незачем было и начинать.

 

     Учредительный съезд СДПР

    Весна 1990-го была отмечена кипучей  ломкой политического

ландшафта.   Выборы   в   парламент  России и местные Советы,

внутренняя тяжба в КПСС, создание новых партий - звенья одной

цепи. Оформились  потребности, идет ковка инструментов для их

защиты. В то  время ежедневно учреждались различные союзы -

многодетных семей, полярников, краеведов, аграрников и т.д.

    Но два  случившихся в начале мая 1990 г.  съезда выделя-

лись на пестром учредительном фоне: завершившийся в дни Пер-

вомая  в  Кузбассе  Съезд демократического рабочего движения

(Конфедерации труда) и Учредительный съезд  СДПР.  Произошло

организационное  оформление  разных частей нового движения к

социальной демократии.

    Представители социал-демократических организаций  со всех

уголков  России  решили  в  Москве  две задачи.  Формальную -

договорились по  программным и  уставным основам  создаваемой

партии. Содержательную  -  определили  направления  и  методы

работы, уточнили свое место в современной политике.

      Один лишь учредительный акт не сделал СДПР  партией  в

полном смысле.  Но важно было учредиться вовремя, застолбить

свою символику на политической карте и в общественном созна-

нии.

      В мае  1990 г.  социал-демократия первой  из российских

партий провела  Учредительный съезд,  а в  октябре  первой  в

Республике вышла  на Программный съезд, где приняла программу

за основу.  Неуместно говорить  о том,  что  социал-демократы

"по традиции" играют "авангардную" роль. Но по крайней мере

СДПР  не  следует за кем-то,  а смело берет на себя трудности

поиска,  который   предстоит  и   иным  партиям,   занимается

рациональным политическим дизайном.

      Нам говорили  в мае:  "Рано учреждаться,  подождите  до

осени, не  готова  еще  организация, бардак будет". В октябре

говорили:  "Не время программу принимать, давайте подождем.".

      Убежден: и  учредились  вовремя,  и  программу  приняли

вовремя - первыми войдя в политическую структуру гражданского

общества.

        Классический вопрос без классического ответа

    Летняя пауза 1990 г., нехватка прочных    связей    между

социал-демократами   в   союзном/российском   парламентах   и

партийцами на  местах, завоевательная  поступь  новой  партии

Ильича,  неожиданная  наглость  и   напористость   российских

коммунистов,  слабость  социал-демократической  прессы и иные

существенные обстоятельства  закономерно    привели    только

народившуюся  партию  к  классическому  "периоду  разброда  и

шатаний".

    Нужны значительные усилия, для того чтобы партия вышла из

своего  начального   кризиса  окрепшей   и  возмужавшей.   На

волнующий многих  вопрос  "что делать?"  невозможно  дать

краткий  ответ  в стиле  ульяновской установки.  В свое время

плодовитый  Ильич на вопрос " Что делать?" ответил с присущим ему

юмором: ликвидировать  третий  период  -  период  разброда  и

шатаний,  вести   дело  к   упрочению  позиций  воинствующего

марксизма... Вот почему по-ленински вести к упрочению позиций

воинствующей социал-демократии было бы преступной ошибкой .

      Готовых чеканных  ответов у нас нет и не будет: социал-

демократы -  партия поиска.  Нет у  нас ясной,  как  граненый

стакан,  цели   -  повести  дело  к  упрочению  воинствующего

антикоммунизма или  лукавого  "демократического  социализма".

Ясно  лишь   стратегическое   направление:   установление   и

упрочение в  России демократического  конституционного строя,

общества социальной демократии.

            Смысл нового партийного строительства

    Пора преодолевать  наивную  веру в доброго дядю,  который

укажет свыше и определит не только "линию",  но  и  сроки,  и

методы. Ответы  на сложные повседневные вопросы должны давать

сами социал-демократы на местах.

     Организационное и кадровое укрепление не может являться

самоцелью.  У  нас  же сплошь и рядом на местах единственной

задачей стали прием новых членов и оформление внутренней до-

кументации. Впрочем, явление вполне объяснимое: люди не зна-

ют, чем заняться самим и занять единомышленников. Возникает

замкнутый  круг некоторого "самообладания",  когда партийная

организация обладает собою,  оставаясь явно удовлетворенной.

    А между тем ответ лежит в понимании самого смысла нашего

партстроительства и всей современной партийной работы.

    По моему убеждению,  наша партия не  может  и  не  должна

расти  во  имя нездоровой задачи "борьбы за власть".  Задачи,

включающей  яростное   желание   ломать   кому-либо   хребет,

разрушать  что-либо  до  основания, а "затем"  в  растерянной

судороге повторять все ошибки прошлого...

     Наша задача  - соучастие; участвовать как организованная

сила в  принятии и  выполнении политических,  экономических и

социальных решений  на  всех  уровнях  общественной  жизни  и

государственного   управления.       С о у ч а с т и е     в

преодолении людских бед, взятие на себя части ответственности

- путь гражданского роста.

    Работа  в  партии   может   стать  своего  рода  открытым

университетом для крепнущего гражданского общества. Партия не

как  Чрезвычайная  Комиссия,  а  как  средство, способствующее

наилучшему  самовыражению   человека,  как  школа  воспитания

гражданина,  инициативных,   сознательных  людей,   способных

решать местные  вопросы, организовать  соотечественников  для

участия в реформе  в наступающее трудное  время.

    Современная партия может стать хорошим подспорьем в росте

кадров. Нехватка по-новому мыслящих и действующих личностей -

главная беда  всех российских реформ. Не хватает личностей не

только в местных органах, их мало даже в правительстве.

    Посмотрите: те, кто прошел непростую школу "неформалите-

та", горнило 1986-1989 гг., работая в клубе "Демократическая

перестройка", иных кружках, составляют сегодня золотой фонд

нашей общественности в парламенте,  прессе, предприниматель-

стве.  Те,  кто  проявляет себя в партийной среде, - на виду.

Они - первые кандидаты на посты, которые открываются и в ап-

парате,  и  в правительственном кабинете.  И мы должны гото-

виться заполнить вакансии лучшими из своих рядов.

      Ясно, что  кадровая задача рассчитана на широкую перс-

пективу. Необходимо повсеместно укреплять и расширять актив.

Привлекать серьезных людей из демократического движения; из

числа депутатов всех уровней;  из авторитетных лиц на местах;

из интеллектуальной среды.

      СДПР просто обязана  готовиться  и  умно  использовать

возможное участие в коалиции своих культурных, инициативных,

опытных и знающих членов.

    Мало создать многопартийное правительство в Москве, нужно

будет заново создавать всю систему власти - сверху донизу. На

кого эта  власть будет  опираться? И  мы смотрим  на  СДПР  с

надеждой: если  придет время, то лидеры партии должны знать -

да, у нас есть единомышленники, политики новой волны, которые

будут опорой  для нового  правительства на  местах  и  смогут

возглавить местное самоуправление и сделать его дееспособным.

 

                 Наша политическая философия

      Формирование новой  политической  палитры  завершается:

ячейки многопартийной сети, кажется, уже заполнены все.

     О принципах мы в основном договорились; после того, как в

1989 г.  был взят  курс  на  создание  социал-демократической

партии, этим занимались довольно плотно.

      СДПР стремится стать: партией небольшевистского типа,

парламентской, последовательно демократической, реформаторс-

кой и социальной партией,  партией гуманистического интерна-

ционализма.

    Чья это   философия, какой социальной   базы? Социал-демократы

ориентированы прежде всего на культурные и инициативные слои  общества,

на новый средний класс. СДПР - партия гражданского общества.

    Можно выделить три  основные  триады  нашей  политической

философии.

    1. СДПР стремится быть партией  социального  партнерства,

гражданского мира, национального и межнационального согласия.

    2. Главная цель и  метод  состоят  в  последовательном  обеспечении

гарантий для политической, экономической и социальной демократии.

    3. Стабильное развитие общества достижимо, на наш взгляд,

лишь во взаимной увязке принципов свободы,  справедливости  и

солидарности. Ставя, как и либералы, на первое место свободу,

мы увязываем  ее со  справедливостью (социальной поддержкой в

условиях рынка), солидарностью.

    В соответствии с этим выстраивается политическая страте-

гия,  отражающая, по словам Б.Орлова, интересы тех, для кого

именно такая взаимоувязка ценностей  предпочтительнее всего.

     Вот  основа.  Хотя и общее место, а на общем месте да-

леко не уедешь, обстановка требует идти дальше простой дек-

ларации внешне правильных ценностей и принципов.  Пора прет-

ворять их в жизнь в повседневной своей политике,  на  разных

уровнях и в различной обстановке. Об этом шла речь на втором

(программном) Съезде СДПР в октябре 1990 г. в Свердловске.

    Попытку объединить общефилософские и политические взгляды

с пониманием текущих задач мы сделали при написании программы

СДПР. Документ  заслуживает внимания,  ибо  в  нем  органично

переплетены вопросы  теории и  практики. В  программе удалось

отразить   наше понимание  политики,   роль партии в условиях

перехода  к  рынку,  ее  место  в  конституционном  процессе;

намечены основные  средства  и  методы  действий  на  местах.

Программа  построена   от  общего   к  частному,   от  оценки

исторического пути  России в  ХХ веке  до предложений  -  что

делать "здесь и сейчас".

    Это основной,  но не единственный документ, определяющий

политику СДПР. В его развитие будут приниматься политические

резолюции  по текущим проблемам,  целевые программы (приуро-

ченные, например, к местным выборам), другие документы.

     Второй Съезд  СДПР принял Программу за основу.  После дора-

ботки в редакционной комиссии программа в качестве временной

редакции рассылается на места: открывается возможность рабо-

ты над ней в местных организациях СДПР,  где программа будет

уточняться применительно к местным условиям. 3

    Такой подход делает программный поиск гибким,  непрерыв-

ным и открытым, а нашу партию - подлинно программной и соци-

ал-реформистской. Мы остаемся верны  классическому  принципу

социал-демократии "Движение - все..."

 

         Демократия социальная против

         демократии социалистической

    Социал-демократам трудно:  в стране,  освобождающейся от

оков идеократии,  страдающей "посттотальным синдромом", ве-

лико неприятие самого корня "социал".  Уж сколько соратников

по демократическому движению говорили: "Старик, всем вы хороши,

но пожалуйста, поменяйте название, меньше социализма!.."

    Здесь явное  передергивание.  Исходит  оно  из  неверного

мнения,  будто  идеологией  СДПР   является   демократический

социализм.

    На  самом  деле  современную  социал-демократию  отличает

многообразие концепций и взглядов. Имеется несколько ключевых

направлений: часть  с.-д.-ков условно  можно  назвать  социал-

либералами, другую - демократическими социалистами.

    Самоопределяясь, одни западные партии говорят о  привер-

женности демократическому или либеральному социализму.  Дру-

гие не акцентируют этого,  хотя и не исключают  возможностей

демократического социализма, под которым понимается междуна-

родное д в и ж е н и е за свободу, социальную справедливость

и солидарность.

    Это близко и нам,  ибо и мы желаем добиться такого  уст-

ройства, при котором можно укрепить основные гуманистические

ценности, каждый получит возможность развить свои личные ка-

чества и таланты,  пользуясь гарантиями человеческих и граж-

данских прав в демократическом обществе.

     Я хотел бы четко обозначить различие между традиционной,

выросшей  из   марксизма  и  антитоварности,  и  современной

социал-демократией.

    Мы вправе отказаться от  слепого  копирования  несколько

традиционных  программных  установок  Социнтерна:  надо идти

дальше.  Учитывая состояние нашего  общества,  растерзанного

под прикрытием "социалистических" словосочетаний, нам непоз-

волительно назваться социалистами. Имя и идея социализма на-

шим обществом отвергается.4 СДПР не считает себя полной пра-

вопреемницей традиционных социал-демократов России,  хотя мы

с  почтением  относимся  к  духовному  наследию некоторых из

меньшевиков.  Я бы определил нашу социал-демократию как сов-

ременную,  со  значительным  преобладанием социал-демократов

правой (в европейском смысле) ориентации,  но не  отрицающей

наличие левых сил в партии.

    Наш  ориентир  -  общество  социальной  демократии, а не

"демократического  социализма".  Мы  должны быть чисты даже в

лексике,  даже  этимологически.   Нужна   чистота   партийной

символики  -  с  ней  нам  выполнять свою программу и идти на

выборы. Выборы,  которые пройдут здесь,  а не в Германии или

Франции.

    И самое последнее дело  опасаться,  что скажут дяденьки

социал-демократы  на  Западе.  Хотя нас там попрекают вполне

гласно за некондиционность. Думаю так: даже если и лаптем щи

хлебаешь, делай это с достоинством и уверенно.  Тем более,

что приходится расхлебывать не щи, а заваренное большевиками

весьма крутое варево.

 

                СДПР в обществе и государстве

    Чем сегодня   определяется лицо СДПР? Отмечу три позиции:

место в обществе, государстве и при переходе к рынку.

    Прежде    всего:    наша    партия    является     частью

общедемократического движения.  Уже на  Учредительном  съезде

движения "Демократическая  Россия" (октябрь 1990 г.) довольно

выпукло проявилось  различие в  подходах к положению партий в

демдвижении. Оно  просматривалось в  выступлениях от СДПР  и

Демократической  партии  России  (Н.И.Травкин).  Выступая,  я

сказал: социал-демократы ощущают себя частью партии "МЫ",

потому что  мы делаем  одно дело  и, кроме  того, есть партия

"ОНИ", от чего не скроешься. Разлом в обществе имеется.

    Мы ответственно стремимся быть органичной и конструктив-

ной частью демократического движения.  Позавчера - диссиден-

ты,  вчера - неформалы, сейчас - народные депутаты, завтра -

возможные участники коалиционного правительства, ответствен-

ного за национальное возрождение.  Мы перестаем быть изгоями

общества, завсегдатаями митингов, группами давления. В пере-

ломный для развития России момент  мы  участвуем  в  решении

судьбоносных вопросов.

    Социал-демократы   участвуют  в великом деле воспитания,

пробуждения  и   самоорганизации  современного  и  свободного

гражданского общества.

    Еще будучи неформалами, мы первыми вынесли из запыленных

учебников "буржуазную" категорию "гражданское общество"  и

подняли ее сначала на уровень стратегической задачи демдви-

жения, а ныне (в проекте новой Конституции) и на уровень ка-

тегории  Основного  закона.  Вспоминаю ироническое отношение

наших "светильников разума" к подобному  ориентиру.  Что  ж,

жизнь  показала,  выбор  был  сделан правильно.  И вот уже

"авангард перестройки" на  заседании  секретариата  ЦК  КПСС

ставит нам в догонку задачу: "общее согласие может быть дос-

тигнуто и по таким важнейшим проблемам, как становление пра-

вового государства и гражданского общества...".

    В стране  Советов  гражданское  общество  не  могло стать

повседневной  реальностью.  И мы не просто говорим о нем,  мы

создаем, структурируем  его,  воспитывая  в  себе  граждан  и

выдавливая из  себя по капле раба и иждивенца. Мы строим лицей

возврата к здравому смыслу .

    Со стороны государства мы подошли к полной  смене строя.

Задача  СДПР  - непременно участвовать в реформировании всех

государственных институтов. Да, мы за революцию, но за конс-

титуционно-правовую,  каковой  и является набирающий обороты

конституционный процесс. Псевдодемократические или даже ан-

тидемократические  организации все чаще и чаще подбрасывают

нам лозунг об иной революции - амбразурно-баррикадной, проры-

вающейся  в битвах у табачных ларьков и хлебных лавок.  Той,

что потребует твердости и порядка.

      СДПР активно поддерживает проект Конституции Российской

Федерации,  подготовленный   Конституционной   комиссией,   и

выступает с  инициативой сбора подписей за вынесение проекта

Конституции на референдум.

     Мы  рассматриваем  проект  как  платформу   национального

возрождения, на которой естественным образом может состояться

консолидация всех  сил: места на поле реформы хватит всем - и

белым, и красным, и зеленым.

 

             Социальность - главная линия

    В России затянулся процесс разрушения. Нам предстоит ус-

тановить  разумный  баланс  между силами замещения старого и

созидательными силами  в пользу создания социального  госу-

дарства  и  социального  общества  - вот главная линия соци-

ал-демократов.  В парламенте,  в советах и за их стенами  мы

стремимся определить социальные обязательства государства и,

становясь частью этого государства, обеспечить гражданам ус-

ловия  сравнительного  и всеобщего благоденствия в сочетании

свободной экономики с развитым  государством  и  социальными

службами.

    Социальной политика и демократия может стать отнюдь не от

частого употребления слова "социализм",  а от того, насколько

удастся гарантировать  ценность  свободы,  справедливости  и

солидарности,   равенства   возможностей  и  равенства  перед

законом,  и насколько большинство общества будет  понимать  и

принимать  эти  ценности  как  верные,  достойные  уважения и

выполнения.

    Социальная     демократия     предполагает     выработку

опережающей  социальной    политики  в  условиях  начавшегося

перехода к  рынку. Вот  общество  идет  к  ломке  сложившихся

отношений. А интересы людей самого различного труда кто будет

отстаивать?! ОФТ?  РКП? КПСС? Пусть, если смогут. Но не могут

от этого  отмахнуться социальноориентированные  демократы  в

органах  власти.   Воздействовать можно  через  законы, через

создание комиссий,  фондов, через четкую политическую позицию

и поддержку гражданских начинаний.

    Да,  парламентская  группа  СДПР  еще  не сформирована до

конца, сейчас  идет обсуждение ее регламента.5  Но уже  видны

некоторые   результаты:    Декларация    о    государственном

суверенитете, проект  новой Конституции, в написании которых мы

участвовали  самым   активным  образом;  работа  с  вопросами

коммерциализации  Жилсоцбанка, гарантиями  свободного  труда,

занятости, поддержки  рабочего  движения.  А  дальше  пойдут:

новый кодекс законов о труде, многое другое.

      Задача социал-демократов  и на  местах, и  в  центре  -

создавать   предпосылки    для   возникновения   культурного,

цивилизованного,  грамотного   рынка   труда,   где   свобода

предложения рабочей  силы сочетается со свободой спроса на нее и

целесообразным регулированием рынка труда.

    Мы  выдвигаем  лозунг  социального  партнерства:  создать

традицию и институты партнерских отношений между государством

и гражданином,  между работодателем  и работником.  Не

сотрясать  воздух  криками  о  социальной  справедливости,  а

создавать    необходимые    структуры    занятости,    центры

переквалификации,    школы     управления,     контролировать

принимаемые  социальные   решения.   Сегодня   в   Российской

Федерации более  миллиона человек  нуждаются в помощи в подборе

работы  и   переподготовке.   Этим   практически   никто   не

занимается.

      Я просматривал программы других партий. Если где и есть

слова "социальная  защищенность", то уж такого могучего блока

социальной политики,  который заложен  в Программе СДПР, нет

нигде.   Вот что  нас сближает,  не может не сближать, и это

отрадно.

 

                 Об отношении к КПСС

    Как социал-реформисты   мы морально    и политически

противостоим идеологии  и практике революционного коммунизма.

Мы  часто  говорим  о  коалиционных  связях;   да,   возможны

варианты кроме одного:  коалиции с большевиками.  Я

имею   в   виду   как   традиционных   коммунистов,   так   и

"обновленцев",  а   также   национал-большевиков   из   числа

псевдопатриотов.    Слишком     дорого    обошлись     стране

большевистские авантюры.

    Мы не можем ни в какой форме усиливать властное положение

компартии, правоспособность  нелегитимной и  даже  преступной

власти.   Напомню:    именно   социал-демократы   (российские

меньшевики) первыми испытали все прелести анархобольшевизма.

Вот почему  мы не  можем перешагнуть  через десятки миллионов

жертв  войны,  которую  вела  РСДРП(б)-РКП(б)-ВКП(б)-КПСС  со

своим народом;  не можем простить геноцида  во  имя  порочной

идеи, злого начетничества, чванливого догматизма.

    Это принцип.    тем  возмутительнее  слушать  досужие

нападки некоторых  люмпен-политиканов: мол,  социал-демократы

суть "перекрасившиеся коммунисты".)

    С КПСС  мы  ведем   политическую борьбу сейчас,  пока она

сильна и продолжает обманывать общество,  пересаживая  своих

адептов  из  парткомов  на  ответственные посты в Советах и в

президентском   окружении,   ведя   преступную   коммерческую

деятельность,  связанную   с  разбазариванием   и  отмыванием

награбленного   добра.    (Хотя   по   нынешней   Конституции

собственность общественной организации общенародна).

     Противостоять большевикам имеет смысл, пока они сильны,

а  не  когда они ослабнут и рассыплются,  когда побегут из

"авангарда перестройки" те,  кто усиливал КПСС и численно,  и

материально все эти долгие-долгие годы.

    Но противостоять надо умно.

     Мы добиваемся  самоупразднения КПСС:  ее покаяние должно

завершиться отказом от правопреемственности, груза прошлого и

грузной партсобственности.  Современные коммунисты,  впрочем,

вправе создать новую компартию.  Мы не исключаем  возможности

сотрудничества ни с подобной партией, ни с отдельными членами

пока сохраняющейся КПСС.

 

             К коалиции всех живых сил

    Мы сталкиваемся с двумя противоречивыми явлениями.

    Первое - разброд.  Нынче создается много  мелких  партий.

Мечта  КПСС  и  ее  охранного  подразделения,  КГБ,  в одном:

наплодить  побольше  марионеточных  партий,  таких,  как

"либерально-демократическая партия". Цель тройная. Во-первых,

можно  провести  встречи  с  дробными  "коллегами"  и  громко

сослаться на то, что "партии поддерживают"; так случилось при

обсуждении проекта Союзного договора.  Во-вторых,  попытаться

столкнуть их друг с другом;  и вот уже раскол у кадетов,  у

христианских демократов,  у Демократической  партии.  Пожалуй

лишь  социал-демократы  избежали  крупного  коллапса,  шумных

исключений из рядов, хотя попытки добиться этого  были...  В

третьих,  отбить у населения вкус к многопартийности, показав

несерьезность новых "партий".

    Есть и  иная  тенденция:  призывы  к  созданию  Единой  и

Неделимой  Партии  Всех  Истинных  Борцов  с  Тоталитаризмом,

призванной "ломать хребет коммунизму".  Мы обязаны показывать

бесперспективность  подобных   призывов.   Ненависть - плохой

знаменатель;   кроме  того,  по  железному  закону  олигархии

крупная партия массового единства  неизбежно  станет  партией

возродившегося большевизма    с  тем  или  иным  знаком,  но

знакомыми методами  подавления  меньшинства   и   господством

аппарата.

    Вспомним мудрые    и    пророческие    слова     русского

социал-демократа  Плеханова.  Оценивая  октябрьский переворот

спустя всего месяц после него, отец русской социал-демократии

писал:

    "Эти последствия и теперь уже весьма печальны.  Они будут

еще  несравненно  более печальными,  если сознательные элементы

... не выскажутся твердо и решительно против политики захвата

власти одним классом или,   еще хуже того,  о д н о й

п а р т и е й.

    Власть должна  опираться  на  коалицию  всех  живых   сил

страны,  то  есть  на  все  те  классы  и  слои,  которые  не

заинтересованы в восстановлении старого порядка".6

    Спустя 73 года  после  пророческих  и  трагических слов  Георгия

Валентиновича,  обращенных к российским социал-демократам, нам надлежит

приложить усилия к созданию коалиции всех живых сил страны.

    Кто может составить такую коалицию?

    Вырисовываются контуры    новой    политической    карты:

    ультралевые: ОФТ, РКП, КПСС;

    слева: "обновленцы-марксисты", анархо-синдикалисты, новые

социалисты;

    левый центр:   социал-демократы,   Конфедерация    труда,

Соцпроф,     Республиканская    партия    (быв.Демплатформа),

"Коммунисты за демократию";

    центр: конституционные  демократы,  "Московская   трибуна",

"Апрель", либералы; движение "Демократическая Россия";

    правый центр:  христианские  демократы,  партия свободного

труда, кадеты, ДПР;

    правые:  ДС, радикал-демократы (народная партия);

    ультраправые: монархисты, патриоты;

    Естественно, что    ультраправые   порой   смыкаются   с

ультралевыми и круг замыкается.

    Наше место  в этом спектре несколько левее центра, т.е.

"социал-демократическая/социал-либеральная"    ниша.    Здесь

естественными нашими союзниками становятся:  справа - кадеты,

либеральная   интеллигенция,   предприниматели;    рядом    -

республиканцы,  часть  рабочего  движения,  Соцпроф;  слева -

движение трудовых коллективов за самоуправление и  часть левых

популистов.

    Перечисленные силы все  реальнее  становятся  главными  участниками

новой  политики.  От того, как мы определим свое отношение к

этим организациям и движениям,  во  многом  зависит  судьба

нашей коалиции, а может быть, и нового Кабинета.

    Необходимо идти  к  теснейшему  политическому   блоку   с

республиканцами   (Демплатформой)   и   выходящими   из  КПСС

либералами  с  перспективой  создания  сильной   Объединенной

социал-демократической партии.

 

    Уроки неудач социал-демократов Восточной Европы

    Имеет ли современная социал-демократия  России  шансы  на

выживание?  Ведь  в  Восточной Европе  при становлении новой

политики  социал-демократы потерпели неудачу.  Я  не  считаю

временные   неудачи  в  Восточной  Европе  общим  признаком

неспособности  современной  социал-демократии  к  ренессансу.

Нужно  сделать  выводы  из  опыта последних месяцев.

    Причины неудач:

    нехватка  авторитетных лидеров;

    "столичность": не сумели привлечь влиятельных политиков на

местах, а выборы идут не только в столицах;

    увлеклись   исторической   ностальгией   и   проблемами

исторической преемственности с "прежними" социал-демократами,

которые участвовали в красных революциях;

    мелкие  раздоры  из-за  нехватки политической культуры;

борьба амбиций;

    неумение  шагнуть вправо,  в сторону социал-либеральной

политики и создать разумную  коалицию  с  либеральной  частью

политического спектра.

    Тем не  менее   в  политике  были   и   останутся   два

водораздела:  между  тотальной  и  демократической политикой;

между консервативно-монетаристским и социальным  подходами  к

хозяйственной  деятельности и социальной жизни.  Эти различия

сохраняются и в наших в прошлом социалистических странах. Без

социальной демократии нет большой политики. Вопрос лишь: кто и

как эту политику делает.

 

             Стать современной партией

    Мы учимся сочетать традиционные ценности социал -демокра-

тии с современными,  быть современной партией,  партией конца

ХХ и ХХI столетия.

    Нельзя поддаться искушению стать оголтелыми антибольшеви-

ками,  превратиться в агрессивную секту  разрушителей.  Тогда

СДПР легко попадет в ловушку.

    Трудно, но  потребно  стать  партией  -  интеллектуальным

партнером  и зеркалом культурного слоя гражданского общества.

    Европа движется к открытости и единству.  СДПР  -  партия

нашего  возвращения  в Европу,  что накладывает особые обяза-

тельства уже перед мировым сообществом.

    Современной партии нужно современное партийное строитель-

ство.  Железная дисциплина и многомиллионная поступь бойцов -

это из прежней эпохи, до информационной революции, когда ощу-

щалась потребность длинных цепочек для получения  и  передачи

информации.  Сегодня важнее:

    уметь работать со средствами массовой информации, хоро-

шо обдумывая учет и формирование общественного мнения и наст-

роения;

    растить  и  выдвигать  в нужный момент кадры,  которыми

партия может гордиться и в которых может быть уверена, выдавая

моральный кредит доверия;  лидеры определяют лицо партии, об-

ладая здоровой и привлекательной харизмой  (стремлением выйти

за  рамки рутинного порядка вещей и активным волевым воздейс-

твием на установившиеся отношения с целью их преобразования);

    проводить акции немногочисленные, но запоминающиеся и

имеющие интерес и пользу для общества,  больше  политического

праздника в нашу скучную жизнь;

    работать в парламенте,  в группах и фракциях, стать уз-

наваемыми среди избирателей благодаря четкой и последователь-

ной линии;

    работать в провинции, на местах, максимально приближен-

но к местным интересам и особенностям, условиям, за счет чего

повышать гибкость структуры партии;

    ездить по  стране,  помогать  организациям  на  местах,

агитировать и пробуждать народ, скреплять потребности.

    Важны различные пакеты поведения: для столиц; для индуст-

риальных центров; для мелких городов глубинки. И все примени-

тельно к главному - к деятельности в органах власти различно-

го уровня.

    И опять-таки вопросы  культуры. Мало  называться соци-

ал-демократом, надо стараться стать им: по духу, манере пове-

дения и стилю жизни - современному, культурному, цивилизован-

ному,  терпимому, способному к самоограничению, к защите прав

меньшинства и уважению большинства. Начать с себя в межлич-

ностном общении.

    Мы - больше западники, но можем и обязаны создать условия

для диалога западников и почвенников.  В этом залог и смысл

национального согласия в России.

 

    Социал-Демократическая Ассоциация и

    Социал-демократическая партия

    Часто спрашивают:  вот вы создали СДА, она что  преобра-

зована в СДПР?

    Надо снять  эти недоразумения.  СДА - общественно-полити-

ческая организация союзного размаха, в нее входят на конфеде-

ративных  началах республиканские и региональные организации.

Мы разумно пошли сперва на создание зонтичной структуры СДА в

стране, и уже в ее недрах вызрела необходимость СДПР и социал

-демократических партий в других республиках. Социал-демократы

есть уже в 11 суверенных республиках.

      Создание СДА сыграло  в  свое  время  положительную    роль  в

становлении   социал-демократии  в союзных  республиках.

Большинство учредителей  СДА  -  местные  организации,  клубы

позже   вошли   в республиканские  социал-демократические  партии и

сосредоточились на реализации республиканских программ.

     Представители партий    Азербайджана,   Казахстана,

Российской Федерации,  Украины,  Молдовы,  Латвии,  Литвы,

Эстонии, Белоруссии, Армении   (позже   присоединилась  Киргизия),

ориентирующихся  на ценности свободы,  справедливости, солидарности

и  участвовавших  в создании  Социал-Демократической  Ассоциации  в

Таллинне (январь 1990 г.),  осознавая необходимость координации и

консолидации  наших  сил,  собрались  на межпартийное

межреспубликанское совещание в Москве 9-10 февраля 1991 г. и

договорились, что      СДА в  своем первоначальном виде выполнила

свое предназначение и настало   время   ее    коренного

преобразования    в    Ассамблею социал-демократических    партий

суверенных   республик/государств (сокращенно: Социал-демократическую

ассамблею).

     Совещание приняло   предложения  СДПР  о  принципах

содружества родственных партий:

     1/ принцип "асимметричного участия":  в  Социал-демократической

ассамблее  могут  быть  представлены  на  равноправной  и суверенной

основе партии как республик (государств), входящих в СССР ныне, так и

находившихся в нем прежде; в Ассамблее могут быть представлены также

и ассоциированные члены и наблюдатели;

     2/ принцип информационной сети: регулярный  обмен  информацией,

своими   изданиями,   создание  межреспубликанского  информационного

центра;    создание    единого     информационного     пространства,

обеспечивающего  широкий  и  свободный  обмен мнениями, документами,

сведениями,     делающего     их     достоянием     всех      членов

Социал-демократической   ассамблеи,  а  также  общественности  наших

суверенных республик (государств);

     3/ принцип консультаций: взаимные консультации и изучение опыта

друг  друга  в   юридических,   организационных,   хозяйственных   и

финансовых вопросах;

     4/   принцип   координации:  согласование  позиций,  проведение

совместных  политических  акций,  координация   действий   в   целях

ненасильственного  упразднения  тоталитарного режима, противостояния

диктату  унитарных  структур  коммунистического  руководства   СССР,

установления  политической,  экономической  и социальной демократии,

конституционного  демократического  строя  в  каждой  из  суверенных

республик (государств);

     5/  принцип  договорного  содружества:  консолидация совместных

усилий по преобразованию СССР в  Содружество  суверенных  государств

путем   заключения   прямых   межгосударственных   договоров   между

суверенными республиками (государствами); содействие созданию общего

рынка  в  рамках  такого   политического   договорного   Содружества

суверенных государств;

     6/ принцип межпарламентских связей: взаимная помощь в борьбе за

увеличение  представительства социал-демократов в парламентах каждой

из  суверенных  республик  (государств);  регулярное  взаимодействие

парламентских   фракций   социал-демократов;   выработка   линии  по

отношению к государственным структурам;

     7/   принцип   коллективного   международного   сотрудничества:

содействие   получению   статуса   полных   членов   в   Социнтерне;

представительство интересов социал-демократических партий суверенных

республик  (государств)  в   Социнтерне   и   других   международных

организациях  (по договоренности между партиями); координация усилий

на международной арене;

     8/ принцип гражданского мира: формирование общественного мнения

в защиту демократии и гражданского мира; противодействие  разжиганию

межнациональной  розни;  противодействие провоцированию беспорядков,

подталкиванию общества  к  гражданской  войне;  активное  содействие

защите общепризнанных мировым сообществом прав человека.

 

              Eсть такая партия!

    Первый съезд  СДПР подчас напоминал сходку Союза неприми-

римых борцов с тоталитаризмом. Было много случайных и слишком

решительных лиц. Молодая партия вскоре осознала, что нетерпи-

мость,  резкость и воинственность опасны.  Уже второй съезд  СДПР

показал: собрались единомышленники, готовые и способные рабо-

тать вместе. Произошел отсев людей случайных, социал-демокра-

ты осознали свою ответственность.

    Партия состоялась.  "Есть такая партия!" -  можно  отныне

смело воскликнуть в приличном обществе.

    Общество тоже восприняло появление социал-демократов: на-

ши  идеи  укрепились в умах и надеждах.  Опросы общественного

мнения обнадеживают .  В мае 1990 г. в Москве мы имели второй

рейтинг (после "Демплатформы"); в августе 1990 г. (и опять же

в столице) СДПР сохраняла  второе  место.  Идет  рост  числа

местных организаций - их под сотню.  Общий рейтинг Демократи-

ческой партиии России - 3.90;  у СДПР - 3.76;  у "Демплатфор-

мы" - 3.59.***

    Но если все же на выборах пришлось бы  голосовать  только

за одну из этих партий,  то симпатии москвичей разделились бы

следующим образом: Демпартия - 21%, Демплатформа - 19%,

СДПР - 14%, КПСС (Горбачева) - 13%.

    Наши перспективы пока больше объяснимы привлекательностью

занятой ниши,  активностью части лидеров и перспективой

объединения  с  Демплатформой.  Этого  мало.  И все же есть

шанс.

     ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПОЗИЦИЯ СДПР 7

      Как показал второй Съезд народных депутатов РСФСР и

ход  четвертого  Съезда  народных  депутатов  СССР,  кризис в

стране приобрел новое качество в конце 1990 - начале  1991 гг.

             Стратегическая беспомощность  руководства центра

усугубляет развал управления и  деградацию  экономики.  Место

последовательной    линии    занимает    тактическая    игра,

становящаяся  самоцелью  и  все  более  определяемая  личными

амбициями, симпатиями и антипатиями.

     Наращивание формальных полномочий Президента не  ведет к

выходу из кризиса,  поскольку и имеющиеся используются крайне

некомпетентно.  Правительство   находится   в   оппозиции   к

различным      политическим      силам.     Хотя     очевидна

бесперспективность силовых решений,  искусственно нагнетается

обстановка,  якобы  оправдывающая их применение.  Наблюдается

феномен  "привыкания"   общества   к   насилию,   разгорается

вялотекущая гражданская война на окраинах СССР.

     Чрезвычайно опасно  навязывание  республикам   архаичной

модели    Союзного   договора   в   сочетании   с   попытками

конституционно реставрировать унитарную иерархическую систему

власти,   заморозить  старую  систему  экономических  связей,

которая  и  породила  катастрофическое   положение.   Союзный

договор   предлагается   как   средство   сохранения   власти

централизованной бюрократии, а не Союза как такового.

     Надежду на  преодоление трудностей дает перенос реальных

полномочий  в  республики   и   укрепление   демократического

движения.

     Шаги России   к   государственному   и    экономическому

суверенитету,    к    прогрессивному    законодательству    и

демократической    Конституции     встречают     ожесточенное

сопротивление   союзного   руководства,   которое   на   деле

сомкнулось  с  позицией   Компартии   РСФСР.   Этим   сопротивлением

предопределена малая результативность второго Съезда народных

депутатов РСФСР.  Следует сказать и о  нерешительной  позиции

части   российского   руководства,   о   слабости  и  ошибках

демократических сил.

     Вновь доказала  свою  несостоятельность  система власти:

появление демократического большинства в ряде местных Советов

не    превратило    их    в   эффективные   органы   местного

самоуправления.  Необходим  отказ  от   принципов   советской

системы и переход к парламентско-муниципальному устройству.

     КПСС пытается не допустить становления многопартийности,

навязывая  беспартийную  систему,  когда  политические лидеры

формируют команды из лично  зависимых  от  себя  людей  и  не

находятся  под  постоянным  контролем  рядовых  членов  своих

партий.

     Принципиальным направлением   работы   социал-демократии

является  защита  прав  работников   наемного   труда   через

свободные  профсоюзы.  Для СДПР прежде всего через Соцпроф.

Новым  фактором  политической  ситуации  становится  Движение

советов трудовых коллективов государственных предприятий. Оно

направлено на  демократизацию  хозяйственной  жизни  трудовых

коллективов,   против  таких  способов  разгосударствления  и

приватизации,  которые закрепляют подавляющую  часть  средств

производства за бывшей и новой номенклатурой.

     В случае усиления  угрозы  диктатуры  вновь  создаваемые

региональные и межреспубликанские Союзы трудовых коллективов,

рабочие  и  стачечные  комитеты,  в  том  числе  Объединенный

забастовочный комитет страны,  могут выполнить роль реального

организатора общенародного сопротивления реакции.

 

               Дальше, дальше

      Мы выдвигаем задачи разного плана.

      Задача-минимум: Готовиться к трудному будущему;  1991-й год  будет

тяжелым.  Год,  в  котором  на  демократов  будут  валить  все шишки за

происходящий развал и разбой.  Предстоит последовательно и  без  паники

вести  свою  политику.  Если не будет чрезвычайных условий или военного

положения,  которые планомерно готовятся в  виде  навязываемого  сверху

архаичного Союзного договора.  Надо думать, как действовать в условиях

чрезвычайных,  которые,  к сожалению,  очень реальны.  В случае попыток

реставрации авторитарного режима,  в том числе и путем введения прямого

президентского  правления,  СДПР  будет  препятствовать   этому   всеми

доступными   ненасильственными   средствами   (забастовки,  гражданское

неповиновение и т.п.).

     Создавать в центре и на местах объединенные органы СДПР

и   РПРФ   для   проведения   общей   политики   по   решению

государственных, общественных и местных проблем; подготовки и

выпуска   совместных   изданий   и  политических  документов;

образования общих клубов с широким привлечением  не состоящих

в  партиях граждан из числа сочувствующих делу республиканцев

и социал-демократов.  В совместной  работе  с  РПРФ  проявить

конструктивный  подход  и  максимальную  терпимость  в случае

расхождений.

    Участвовать в   избрании   Президента  и  Вице-президента

Российской Федерации,  в создании коалиционного правительства

и исполнительной власти на местах.

     Задача-максимум: Проведение конституционной реформы,  установление

и   упрочение   демократического   конституционного    строя,    защита

государственного суверенитета Российской Федерации.

     Сверхзадача: Формирование  в  России  развитого,   культурного   и

инициативного    социума,    общества    свободы,   справедливости и

солидарности.

 

                       Апрель-ноябрь 1990 г. - февраль 1991 г.

 

1 Впервые опубликовано в журнале "Народный депутат" N2, 1991.

2 Петр Струве. Интеллигенция и революция//

 Вехи:  Сборник   статей   о   русской   интеллигенции   Н.А.Бердяева,

 С.Н.Булгакова, М.О.Гершензона,     А.С.Изгоева,     Б.А.Кистяковского,

 П.Б.Струве, С.Л.Франка.-  Репринтное  издание 1909  г.-   М.:   Изд-во

 "Новости" (АПН), 1990, с.149.

3 Программа СДПР в окончательном виде была принята на третьем Съезде СДПР в

  Ленинграде (28.04-3.05.1991).

4 Хотя,  по мнению профессора Б.Орлова, "потребность в дальнейшей

  гармонизации человеческих  отношений все  равно останется, и к ней

  все равно вернутся".

5 Объединенная парламентская фракция социал-демократов  и республиканцев

  создана на II Съезде народных депутатов РСФСР в декабре 1990 г., после

  написания этой статьи.

6 Плеханов Г.В.

7 Эта часть статьи подготовлена на основе резолюции Пленума Правления СДПР.

*** Рейтинг  в  данном случае вычисляется по пятибальной шкале,  меньше

трех баллов означает , что партия непопулярна. 

 

Комментарии:
Быстрый доступ