В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

Госдума приняла три поправки к Конституции. (1995)

В "Мою Газету" Рубрику "Власть и право" ведет к.ю.н. О.Г.Румянцев

ГОСДУМА ПРИНЯЛА ТРИ ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ

21 июня произошло воистину историческое событие. Впер­вые за время действия "поэтапной конституционной реформы", объявленной президентским указом N1400 21 сентября 93 года, произошел прорыв в священное для "новой России" поле - ель­цинскую Конституцию. ГосДума одобрила двумя третями голосов сразу три группы поправок к статьям основного закона.

Поправки к ст.ст.103 и 117 вводят институт персональной ответственности отдельных членов Правительства и предлагают конкретный правовой механизм смещения отдельных его членов - путем особой процедуры. На первом этапе происходит голосова­ние в любой палате с выражением недоверия члену Правительст­ва; оно порождает обязанность Президента рассмотреть вопрос об освобождении соответствующего должностного лица от долж­ности. Президент решает поставленный перед ним вопрос и со­общает свое решение палате. На третьем этапе соответствующая палата вправе решить вопрос по данному члену Правительства окончательно повторным голосованием двумя третями голосов с обязательным увольнением указанного лица.

Поправки к ст.ст.83 и 103 расширяют список должностных лиц, назначаемых Президентом РФ с согласия Государственной Думы. К ним предлагается отнести не только Председателя Пра­вительства РФ, но и его заместителей, а также министров по делам иностранных дел, обороны, внутренних дел и руководите­лей федеральной разведывательной службы и федеральной службы безопасности.

Поправки к ст.ст.101-103 дополняют перечень полномочий двух палат Федерального Собрания правом проводить парламент­ские расследования (явка в комиссии и представление докумен-

тов обязательны) и вводят в конституционное законодательство

России понятие парламентского контроля.

Итак, общий знаменатель поправок - перемены в форме правления. Разрыв в деятельности законодательной, исполни­тельной ветвей власти и главы государства нужно и можно пре­одолеть конституционными средствами, придав иной характер отношениям между основными институтами российской власти и обществом.

Предлагаемое повышение властных полномочий нижней пала­ты федерального парламента безусловно призвано содействовать укреплению отечественного парламентаризма.

Поправки недвусмысленно устанавливают контроль со сто­роны народного представительства за формированием и деятель­ностью Правительства РФ и его отдельных чиновников. Отсутс­твие такого контроля - главный источник нестабильности. Ппарламент на протяжении вот уже четырех лет подряд выражает недоверие проводимой правительством политике. Стойкость же последней - свидетельство признаков присвоения властных пол­номочий теми, кто давно уже обязан был бы уйти в отставку.

Теперь же Федеральное Собрание Собрание получает реаль­ный рычаг воздействия на внутреннюю и внешнюю политику, осу­ществляемую сегодня в отрыве от мнения большинства избирате­лей и их представителей.

Мне особенно дорого решение ГосДумы по поправкам и не только потому, что готовил их в Комитете ГосДумы по законо­дательству. Главное - возникла преемственность с усилиями 92-95 годов. Ведь данные конституционные новеллы были пред­ложены в свое время Конституционной комиссией, но в проект Конституции-93 "почему то" не вошли. Может быть потому, что почти в таком же виде часть их была закреплена в предыдущем, столь нелюбезном Основном Законе РФ (в п.3 ст.109 и п.5 ст. 121-5)?..

Одобрение ГосДумой поправок, может статься, породит лишь агитпроповский эффект. Принять их окончательно будет непросто: потребуется еще не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации, а затем - еще и одобрение ре­шения не менее чем 2/3 законодательных собраний регионов РФ.

Тем не менее, под занавес своего срока уходящая палата вспомнила о своем первом долге: возрождениинародовластия.

Ибо избрание очередного депутатского корпуса с прежними сла­бенькими полномочиями приведет к закреплению отмеченных не­достатков и дальнейшему выхолащиванию основ конституционного строя России.

Дума не просто обратила внимание общества на некоторые недостатки авторитарной Конституции, но и указала азимуты их устранения. Изготовлена эстафетная палочка, которую, убеж­ден, подхватит преемник нынешних палат - следующий состав Федерального Собрания.

Комментарии:
Быстрый доступ