В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

"Гимн беспамятству"?! Исторические судьбы российского конституционализма. (Конституционные записки. Часть 3). (1991)

_______________________________________________­­­­

"ГИМН БЕСПАМЯТСТВУ" ?!

(исторические судьбы российского конституционализма )

Конституционные записки, часть 3.

_____________________________________________________

"Не будет преувеличением ска-

зать, что проект [Конституции

Российской Федерации]предс-

тавляетсобой своеобразный

гимнбеспамятству, которое

свойственно манкуртам, не ве-

дающим,что такое связь вре-

мени историческая преемс-

твенность..."

Н.д.РСФСР Ю.М.Слободкин,

"Советская Россия", 13.11.90.

МУЧИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ВЕКОВ

Итак, нашпроект обвинили в отрыве от корней, в

искусственном переносе западных идей на российскую почву,и

прочая, прочая. Короче - гимн беспамятству, да и только.

Помилуйте, Юрий Максимович и др.критики!..Наша-то исто-

рическая память цепко хранит сложный опыт отечественных конс-

титуционных попыток. Суть однако в том,что память нельзя

втиснуть в проржавевшую цистерну советского социалистического

лихолетья.

Новая попыткадобиться торжества конституционализма в

России вовсе не нова. Держава наша на протяжении десятка ве-

ков зналацелую череду подобных попыток и все они пропали

пропадом; во многом,благодаря усилиям ретивых своих сооте-

чественников сгубительно-охранительным комплексом излишней

полноценности. Коренные преобразования и интерес к лучшим за-

падным образцам не получали понимания в традиционной среде.

Памятуя об этом, мы крепимся в желании не сдаваться и все

-таки увидеть Россию в семье современных конституционных госу-

дарств. Мы не желаем преемственности поражений; намидвижет

преемственность духа праотцов-основателей и реформаторов...

Конституционный процесс в России,как правило, был не

просто сложным - мучительным. Отечество наше всегда страдало

от господства случая и произвола в ее государственной жизни,

и (как говаривали раньше) "от отсутствия органического посто-

янства и порядка в ея внутренних отношениях".

Конфликт междупорядком рациональных идей и иррациональ-

ным хаосом укоренившихся отношений, между свободой и рабством

- основа тупика большинства конституционных реформ в России.

Ведь что такое Конституция?В 1907 г. верно отвечали:

"совокупность законов, правил и обычаев, определяющих харак-

тер и способы действия верховной власти в государстве, общий

строй и порядок управления, права и обязанности народа и от-

дельных лиц по отношению к правительству и его органам. Каж-

дое благоустроенноегосударство имеет и должно иметь свою

конституцию, хотя бы и нигде не записанную; - иначе оно впа-

дает в анархию или, при видимом наружном спокойствии и могу-

ществе, постепенно теряет свои жизненныясилы и неминуемо

клонится к упадку".*/ ("Конституция Российской Империи. С

примечаниями и вступительною статьею Л.Слонимскаго".).

Обезглавленная иобескровленная Россия продолжит свой

путь к упадку, ежели мы не возродим и не создадим вот эту са-

мую живительную совокупность здоровых и твердых законов, пра-

вил, порядков и обычаев, известных и постоянных для общества

и государства. Памятуя при этом о предшественниках, стремив-

шихся направить Россию по пути разумнойцелесообразности и

справедливости.

Давайте рассмотрим - вкакой мере предлагаемые основы

конституционного строя и предпринимаемые разработчиками уси-

лия соответствуют отечественнымтрадициям, лучшим чаяниям

предтеч российской реформаторской мысли.

ДРЕВНОТА

Прообразом Конституции в Древней Руси можно, по-видимому,

назвать РусскуюПравду. Она являлась юридическим сводом

основополагающих законовсвоего времени и вместе с

административными и судебными грамотамисоставляла писаный

Основной закон.Древнейшие списки Правды попадаются по

свидетельству Ключевского в древних летописныхсводах - в

Новгородской кормчейXII столетия (Синодальный список),

написанной около 1276-1294 гг.

Показательно, что эти кормчиесодержали перевод визан-

тийского Номоканона - с некоторыми добавлениями. Уже Древняя

Русь вступила на путь европеизации и не считала зазорным поу-

читься у продвинутой цивилизации юго-западных соседей.

Отметим, чтоПравда первоначально была составлена для

церковного судьи, который был обязан разбиратьи множество

мирских дел.Будучи судебником, Русская Правда имела дело-

вое, практическое значение и это важнодля нас. Мы теперь

очень хотим, чтобы "нормы Конституции имели прямое действие и

применялись судом" (проект Конституции Российской Федерации,

ст. 5, ч. 2).

Однако, недостатокгосударственных начал, отсутствие

государственного единства,политическая слабость обедняли

свод основных законов, не делая его вполне Конституцией.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

В древней Руси были зачаткиопределенного политического

уклада -сначала народно-вечевого, потом

земско-представительного; нос образованием и усилениме

национального московского государства владычество над народом

переходит всецело к служилому классу.

Когда восточная Русьблагодаря Москве, "собирательнице

земли русской",превратилась в сплошную Московию - великую

"восточную державу"- централизованному государству,

казалось, нужен был и единый свод основных законов.Но нет.

Московский царь не хотел чувствовать себя связанным правом и

конституционным строем. Как говорил Грозный,"жаловать есмя

своих холопов вольны, а иказнить вольны же". Свобода и

законопослушание ДревнейРуси уступили национальному

могуществу самодержавного государства. Народ же ощущал,что

государство - дело царское,а не народное. На первое место

вышло единство культуры, вера,воля, идеал - - вот что

скрепляло жизнь Руси московской. Обряд, но не Закон.

Однако, теплилось свободолюбие вбоярстве. Несмотря на

погромы времен Ивана Грозного, вольнолюбивые настроения нашли

свой выход вбоярских попытках конституционно ограничить

власть царя Василия, Владислава, Михаила. Но робкие эти

попытки провалились.По верной мысли философа Георгия

Федотова -"не поддержал народ, видевший в царских опалах

свою единственную защиту - или месть,- и первая русская

конституция оказалась одлинной пропавшей грамотой".

Особо остановлюсьна попытках реформы, предпринятых

А.Ф.Адашевым в середине XVI века.

Адашев практически возглавил средневековое русское прави-

тельство при Иване Грозном - т.н. ИзбраннуюРаду. В 1549-

1560 гг. в целях укрепления российского государства осущест-

влены: реформа органов центрального иместного управления,

созданы важнейшие "приказы"; военная реформа, заложены основы

стрелецкого войска. Примечательно, что в условиях самодержав-

ной власти Адашев пошел на реорганизацию правовой системы:

был составлен общегосударственный свод законов - средневеко-

вый русский судебник.

Но, увы, не пришлась по вкусу сия конституционная реформа

грозному Иоанну Васильевичу. Реформатор был взят под стражу,

где и умер в 1561 г. - может быть, не вполне по своему жела-

нию. Адашев открыл собою печальный список жертв, принесенных

на алтарь российского конституционализма...

НОВАЯ ЖИЗНЬ

Кое-что удалосьсделать в области законодательства

Алексею Михайловичу Романову, а затем и еговеликому сыну.

Петр I внедрил новые управленческие процедуры иучрежде-

ния (коллегии), пойдяна разрыв с предшествующим опытом уп-

равления. Развитие государственногоаппарата пошло в

направлении разделения полномочий, централизации, унификации.

Табель о рангах сменила старые принципы чиновного деления но-

выми.

Однако, самПетр - по верному замечанию дореволюционного

российского правоведа Л.Слонимского - оставил государство не-

устроенным, так как не позаботился обеспечить правильный по-

рядок преемства верховной власти и необставил эту вдасть

надлежащими, прочно организованными национальными учреждения-

ми.

Сразу послеПетра Россия отказалась от многих

нововведений, вернулась (например, на уровне местной власти)

к традиционным приказным порядкамдореформенной Московской

Руси.

"Русское государство ... существовало и крепло как бы вне

народа, подавляло его своею тяжестью и истощало его жизненные

соки, именнопотому, что оно не имело определенного

внутреннего строя,который органически связывал бы народ с

данным правительствоми придавал бы последнему характер

целесообразности и устойчивости.В этом смысле Россия не

имела прочной государственнойконституции, способной

парализовать и обезвредить губительное самовластье Биронов и

Аракчеевых; она лишена была правильных, постоянно действующих

самостоятельных учреждений, вкоторых интересы страны и

народа всегда находилибы своих верных выразителей и

заступников".

КОНСТИТУЦИЯ КНЯЗЯ ДМ.ГОЛИЦЫНА (1730 г.)

Избрание АнныИоановны на российский престол в 1730 г.

вызвало волнение в дворянской среде: шляхетские кружки подго-

товили и представили целую череду проектов и записок об уст-

ройстве государственной власти в России. Выделялся проект Та-

тищева. Предполагалосьзакрепление "вышнего правительства"-

как руководства как дворянского ивыборного. Избирательная

власть (Верховный тайный совет, Сенат,президенты коллегий,

губернаторы) -называются обществом, которое отправляет

власть законодательную и учредительную.

Но эти проекты отражали лишь сословное желаниельгот для

дворянства. Князь же Д.Голицын подготовил и начал обсуждение

проекта российской Конституции. По нему верховнаязаконода-

тельная власть отдавалась Верховному тайному совету в составе

представителей знатнейших родов, включая и императрицу. Этому

совету подчинены Сенат, Шляхетская палата и Палата городских

представителей. Иными словами, допускалось народное предста-

вительство - хотя и в ограниченных размерах.

Конституционно-аристократическая российскаямонархия,

опирающаяся на временное правление Верховного тайного совета,

не просуществовала и месяца. Гвардейское руководство потребо-

вало отимператрицы принять подлиное самодержавие, а ранее

подписанные ею соглашения уничтожить.

"Пир был готов,но званные оказались недостойными его" -

сказал князь Голицын с горечью. Но в его словах вскрыта лишь

субъективная причина. Поражение не было удивительным. Соглас-

но исследованиям историков, по окончании реформ Петра (в 30-е

гг XVIIIв.) правящая элита или генералитет состояли на 90%

из представителей старой боярскойаристократии, занимавшей

ключевые должности в армии и госаппарате накануне реформ (*/ см.

"Административные реформы в России XVIII-XIX вв в сравнитель-

но-исторической перспективе", М.,ИНИОН АН СССР, 1990 г.).

Искренние консерваторы оказались сильнее.

"Российская 1 0империяне стала сестрицей Польши и Швеции;

зато рядом с 1 0республиканско-шляхетской Польшей сталаРоссия

самодержавно-шляхетская" - заключает В.Ключевский.

Гораздо резче оценивал крушение 1730г. "веховец" Петр

Струве. По его мнению, победа самодержавия над конституциона-

лизмом в 1730 г. окончательно заложила "традицию утверждения

русской монархии на политической покорности культурных клас-

сов пред независимой от них верховной властью". Своим основ-

ным содержанием и характером события 1730 г. имели для поли-

тических судебРоссии роковой предопределяющий характер:

благодаря им, Ленин-Ульянов мог окончательно разрушить вели-

кую державу Российскую и возвести на месте ее развалин "кро-

ваво-призрачную Совдепию".

Среди реформвторой половины XVIII века (Екатерина II)

отметим Наказ о перестройке управленияи судопроизводства.

Русская административная система совершенствовалась - по ев-

ропейскому образцу. Основы просвещенного абсолютизма измени-

лись ненамного, однако был заложен обычай умеренной "револю-

ции сверху".

XIX ВЕК

/эпоха великих конституционных приступов/

1803-1809 гг. (АЛЕКСАНДР I)

Плеяду попытокконституционной реформы прошлого века по

праву открывают проектыСперанского (первая пол.XIX в.),

возникшие впору преобразовательных опытов первой половины

царствования Александра I-го.

В 1803г. известный русский правовед М.М.Сперанский

намечает основыконституции Российского государства в

исторической запискеоб устройстве правительственных и

судебных учреждений в России. Весь разум его плана состоял в

том, чтобы"...посредством законов учредить власть

правительства на началах постоянных и тем сообщитьдействию

этой власти более достоинства и действенной силы".

Итак М.М.Сперанский настаивал нанеобходимости сделать

основные законыгосударства "столь неподвижными и

непеременяемыми, чтобыникакая власть преступить их не

могла". Этоположение нашло отражение в нашем проекте;

последняя статьяпервого раздела так и называется:

стабильность основконституционного строя Российской

Федерации (см.приложение).

В 1808-1809г.г. по заданию Александра I Сперанский

разрабатывает подробный проект государственных преобразований

и излагаетего во введении к "Уложению государственных

законов". Примечательнамысль автора, что "никакое

правительство, сдухом времени несообразное, против

всемощного его действия устоять не может".

Проекты XIXвека, начиная со Сперанского, пытались

утвердить в России модную (послеАмерики и Франции) идею

разделения властей.И спустя 190 лет мы опять безуспешно

пытаемся сделать то же. Согласно проекту 1809г. вводилось

разделение властей:законодательной (Государственная дума),

исполнительной (министерства) и судной(Сенат) - все они

выступали какпроявления единой державной власти. Общее

соединение всехгосударственных сил осуществлял

Государственный совет. Расписаны в проекте и права человека:

гражданские и политические.

В Россииэти планы в полной мере реализованы не были.

Сперанский исходил из того, что воля народа является истинным

источником власти, что русские сословия должны быть уравнены

перед законом, а новое устройство управления сверху донизу -

опираться напринципы разделения властей и выборности.

Однако, как отмечал историк В.О.Ключевский, план этот не мог

быть осуществленв полном объеме, "ибо нисколько не был

рассчитан на наличные политические средствастраны". Когда

пришлось осуществлятьэтот план, ни государь, ни министр

никак немогли подогнать его к уровню действительных

потребностей и наличных средств России.

Но дажеблагодаря тоиу немногому, что удалось -

преобразования Сперанскогопридали центральному управлению

России более стройный вид.

1815 -1818 г.г.

Некоторые извышеозначенных проектов получили

практическое воплощениев Конституции Царства Польского,

утвержденной Александром I в 1815 году. При открытии первого

польского сеймав 1818 г. император объявил, что

"представительные учреждения были всегда предметом заботливых

помыслов государяи что, примененные с добрым намерением и

чистосердечностию, они могут послужить основаниемистинного

народного благоденствия".

...Ожидали чтои вся империя получит вскоре новое

государственное устройство. Увы, не получила.

1821-1826 г.г. (ДЕКАБРИСТЫ)

Дело конституционнойреформы было поднято на знамя

тайными обществамив высших, образованных кругах России -

декабристами. Соображения обудущей российской республике

были изложеныП.И.Пестелем в проекте "Конституция.

Государственный завет"- сокращенном варианте основного

труда автора,названного Русской Правдой. Над ним Пестель

работал 12 лет.

Идеи разделениявластей получили дальнейшее развитие.

Конституция Пестеля намечала разграничение компетенций высших

органов государственной власти:Народного вече, Державной

думы, Правительственногособрания и Верховного собора.

Изменялось и территориальное устройство России: во имя "права

благоудобства" предлагалосьунитарное государственное

устройство с разделением территориина 10 областей по 5

губерний в каждой.

Из всегокаталога прав человека выделим особо право

собственности, которое объявлялось декабристами "священным и

неприкосновенным", каждый гражданин должен быть уверен,что

никто не вправе лишить его малейшей части имущества. Подробно

были прописанысудебные гарантии прав граждан. Идея

пожизненного избраниявысшей судебной власти (Верховного

Собора) также отражена в проекте Конституции П.Пестеля.

Три проектаКонституции подготовил Никита Муравьев.

Н.Муравьев предполагалсозыв Учредительного собрания,

которое обязано принять Конституцию России,причем допускал

сохранение монарха - какверховного чиновника российского

правительства. (В отличие от Пестеля, Н.Муравьев

предусматривал создание субъектов федерации - 13 держав и2

особых области).

Увы, внешнеблагие намерения республиканца Пестеля

скрывали всебе отравленные идеи, дошедшие до своей

реализации попечально известной ленинской цепочке:

"декабристы разбудили Герцена; Герцен развернул революционную

агитацию..." и т.д. Это идея истребления царя и всехчленов

императорской фамилии,идея военного переворота, идея

диктатуры Временного Верховного Правления, а также утопически

-уравнительные иллюзии в экономической сфере.

Как знать - чтобы случилось с Россией, реализуй Пестель

и Ко. свои идеи...

В периодцарствования Николая I сформировались кадры чи-

новников, которые оказались способными осуществить перестрой-

ку институтов Империи в ходе великих реформ в 60-70-е гг. XIX

века. К концу николаевского периода чиновники нового типа за-

няли достаточно видное место,чтобы влиять на ход государс-

твенных дел. Это были, пишет о них историк В.Линкольн, люди,

призванные набросать эскиз великих реформ в последующее царс-

твование, и именно их уникальная подготовка, опыт и воззрения

позволили им сделать это (*/ - Lincoln W. In the vanguard of

reforms: Russia'senlightened bureaucracy, 1825-1861.-

Dacalb,1982).

ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ 1861-1881 г.г. (АЛЕКСАНДР II)

Период великихреформ Александра II-го знаменовал целую

обойму перемен, среди них:реформа поземельного устройства

крестьян, земскаяреформа, городская реформа, судебная и

военная реформы, реформа системы народного образования.Они

стали прологомк главной реформе царя-освободителя:

конституционной реформе.

Кульминацией становилсяпроект умеренно-либеральной

нституции, которыйдолжен был быть передан на обсуждение в

1880 -1881 гг. Накануне ослабла цензура,поощрялось земское

самоуправление, упразднено было III-е Отделение. Идею приня-

тия Конституции поддержали передовыеграждане. Государство

сумело добиться сотрудничества с обществом в лице его просве-

щенных слоев.

По инициативевидных политических деятелей

(Лорис-Меликова, Муромцева идр.) был подготовлен проект

учреждения временных подготовительных комиссий для проработки

направлений конституционнойреформы. Предполагалось, что

разработки будут вынесены на общую конституционную комиссию,

к ее работе будут привлечены выборные от земстви городов.

Россия получала серьезный шанс прорыва в ряды цивилизованных

государств.

За день до покушения, 28 февраля 1881 года, Александр II

подписал манифест о преобразовании Государственного совета,

участии в нем народных представителей. Россия превращалась

в конституционную монархию.

Передовая публика приветствовала перестройку абсолютизма

"сверху". Но Ленин позжеизвращенно расценил это так:

"либеральное общество ещераз доказало свою политическую

незрелость, неспособность поддержать борцов".

"Борцы" такого простить Россиине могли. Экстремисты из

различных противозаконных организаций (типа "Народной воли" и

др.) не могли допуститьКонституционной реформы. Общество

справедливо требовалоот министра внутренних дел

Лорис-Меликова покончитьс разгулом терроризма. Но тщетно,

провокационные вылазки боевиков не ослабевали. Народничество

считало конституцию вредной, укрепляющей позициибуржуазных

классов. Конституция Александра II была приговорена вместе с

ее вдохновителем.

Трагическое убийствоцаря-реформатора 1 марта 1881 г. не

просто становило ход конституционных перемен в России. Оно

дало толчок"красному колесу" революционного терроризма,

докатившегося и до переворота 1917 года,и до последующих

трагических событий.

И тем не менее,Россия XIX-го века жила преемственностью

обычаев и готовностью к усовершенствованию.Некоторого рода

конституция все-таки существовала исоблюдалась. Верховная

власть не переступала известные предлелы в интересах поддан-

ных и во имя правильного хода государственных дел.

ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ - КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

1905-1907 гг. (НИКОЛАЙ II)

Первая писанаяКонституция Российской Империи - Свод

основных государственныхзаконов - появилась в период

общественного и государственного кризиса в 1905-1906 г.г.

Примечательно, что как оппозиция,так и правящие круги

использовали идеюконституции как вола обновления

государства и единения общества. Начавшаяся в октябре 1905 г.

всеобщая политическаястачка одними из главных своих

требований выдвигала созыв учредительного собрания и принятие

Конституции. Ответцаря из Петергофа - Высочайший Манифест

"Об усовершенствованиигосударственного порядка" от 17

октября 1905 г.,- тоже апеллировал к единению. "Призываем

всех верных сынов России вспомнить долг свой передРодиной,

помочь прекращениюсей неслыханной смуты и вместе с нами

напрячь все силы к восстановлению тишины имира на родной

земле" - замечательные заключительные слова этого документа,

обещавшего Конституционную реформу.

Манифест от 17 октября 1905 г. действительно стал провоз-

вестником Конституции. Он несет основные признаки конституци-

онного акта.Манифест провозгласил неприкосновенность

личности, гражданские свободы, расширение избирательного пра-

ва; законосовещательнаяГосударственная Дума превращалась в

законодательный орган, не отличавшийся от западных парламен-

тов; провозглашалась возможность надзора выборных за действи-

ями исполнительной власти, право запроса министрам по поводу

текущих правительственных дел и злоупотреблений; закреплялось

право решать вопросы финансов и бюджета. Манифест повлекза

собою пересмотр многих законодательных актов.

Положения реформыбыли закреплены в "Своде основных

государственных законов", опубликованных в новой редакции 23

апреля 1906 г.Документ содержал главы о существе верховной

самодержавной власти, вере, правах и обязанностях российских

подданных, законах, Государственном совете и Государственной

думе и образе их действий.

Конституция 1906г. не была демократической в полном

смысле этого слова, она соответствовала своему времени. Крас-

ной нитьючерез весь текст проходит мысль о прочности госу-

дарственной власти, верховенстве самодержавной власти импера-

тора: тронупосвящено 6 из 11 глав Конституции. Отсюда - у

граждан больше обязанностей, чем прав. Рядом с новыми положе-

ниями оставаласьпрежняя система неограниченных полномочий

высшей административной власти и ее местных органов, действо-

вавших с 1882 года. "Не имея точки опоры в признании твердых

основ гражданской свободы - гарантий личныхи общественных

прав граждан, нашаконституция представляет собою здание с

довольно приличным лицевым фасадом и с кое-какподновленною

крышею, но с крайне зыбким, неустойчивым и переменчивым фун-

даментом" - писал в те годы правовед Л.Слонимский.

И все-таки,Россия вступила в клуб цивилизованных конст

итуционных государств. Главным признаком этого являлось зак-

репление представительной демократии - установление общерос-

сийского представительного парламента, т.е.Государственной

думы. (То, что мы сегодня предлагаем называть наш высший за-

конодательный органГосударственной Думой - не дань не дань

монархизму, а признание того лишь факта,что именно таковым

было историческоеназвание первого Российского парламента,

шедшее еще из средневековья...) За 11лет конституционного

строя в России - вплоть до его коллапса в 1917 году - смени-

лось 4 созыва Государственной Думы. И если бы не насилие над

историческим процессом, Россия имела все основания эволюцион-

ным путем зреть доадекватного современности полноценного

конституционного строя.

1918 г. (БОЛЬШЕВИКИ)

России крупно не повезло.Ей досталось познать на себе

первую вмире марксистско-ленинскую конституцию: Основной

закон РСФСР, принятый 5-ым Всероссийским съездом советов10

июля 1918...

Первую свою конституцию победивший пролетариатсбацал всего три

месяца и двадцать дней.В роли победившего гегемона выступали, главным

образом,т.т. Ю.Стеклов, Я.Свердлов, И.Сталин, некоторые другие, а на

заключительной стадии - В.Ленин.

Конституция 1918 года,как отмечал В.Ленин, воплотила в себе

идеалыпролетариата всего мира. Задача была предельно ясной:

уничтожение эксплуатации ив о д в о р е н и е с о ц и а л и з м а.

Документ вобрал в себя основные идеи,ценности, методы и

устремления победившего большевистского режима. Однако, доку-

мент победителей не стал демократичнее Основного закона по-

бежденного им царизма.Конституция РСФСР 1918 года парадок-

сальным образом вобрала в себя худшие из русских политических

традиций: недоверие к народу, ограничение избирательного пра-

ва, ограничение гарантий прав человека,исключительную кон-

центрацию власти в руках Центра и др.

Исходя из рецептов "чистой веры" в утопическую идеологию,

первая социалистическая конституцияпоставила перед новым

государством и новым обществом ряд ключевых ориентиров.Эти

ориентиры отражены в ст.9: полное уничтожение буржуазиикак

класса, искоренениеэксплуатации человека человеком,

диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства, построение

жизни на принципах "демократического централизма".

Большинство из них были достигнуты в течение последующих 73 лет.

Утвердив переходсредств производства в собственность народа -

социлистическаяКонституция положила начало безхозяйственности и

разорению.

Идеи зарождавшегосяпарламентаризма были похоронены: вся власть

отданасъезду советов, а на деле - центральному исполнительному

комитету (ВЦИК) и совету народных комиссаров (СНК). Конституция 1918 г.

скромно умалчивает о роли правящей партиибольшевиков в политической

системе- закладывая, тем самым, гигантскую пропасть между писаной

конституцией и реально действующей структурой власти.

Своеобразно поданыправа человека: даны лишь политические права,

да и то не для всех- а лишь для "трудящегося и эксплуатируемого

народа".Нет личных прав; отсутствуют и судебные гарантии свобод

человека.Да и то, что дадено, может быть отнято: в ст.12

предусматривалось,что отдельные лица и группы могут лишаться прав,

которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции.

Отдельная песня -советское избирательное право. "Пролетарский

демократизмпервой Конституции - отмечает Н.Таранев - проявился в том,

что эксплуататоры,общественные паразиты (рантье, торговые посредники,

монахии духовенство), бывшие полицейские и жандармы, "а также члены

царствовавшего в России дома"были лишены избирательных прав" (см.

журналЦК КПСС "Политическое образование, N10/1988). Содержала

Конституция и такое завоевание большевизма, как многостепенные непрямые

выборыв Советы. Прямое наследие этого мы увидели в 1988-1989 гг. в

лукьяновско-шахназаровско-кудрявцевско-горбачевскомдетище, каковым

предстал Съезд народных депутатов СССР...

"Эксплуатируемым" народтак и остался на все последующие

десятилетия...

Прямо скажем,что конституционализм занимал весьма

скромное местов революционном инструментарии Н.Ленина

-В.Ульянова. Еще в январе 1909 г. в фельетоне "Как социалисты

-революционеры подводятитоги революции и как революция

подвела итогисоциалистам-революционерам" он откровенно

заявил: считать,что при конституции бывает свободнее и

трудовому народу жить легче, чем без конституции могут "лишь

в у л ь г а р н ы е д е м о к р а т ы".Для вождя мирового

пролетариата Конституция была всеголишь пыльным зеркалом

"соотношения сил в к л а с с о в о йб о р ь б е".

...Потом позналаРусь конституционные потуги 1925-го,

1936-го (Сталин и Бухарин), 1978-го (Брежнев и Суслов), нако-

нец - 1989-90-го (Горбачев, Лукьянов, Шахназаров, Кудрявцев)

годов. Но они остались потугами, не дав ясной конституционной

канвы, стабильности и свободы. Не сообщив широкой националь-

ной основы действиям по-прежнему нелегитимной власти.

** *

ГЛАВНЫЙ НАШ ВЫВОД ТАКОВ:

Попытки конституционныхреформ в России ставили целью

обеспечить обдуманную рассчетливость и целесообразность поли-

тики государства и жизни общества. Их создатели мечтали уста-

новить действительное,а не воображаемое единение между

властью и народом, определить точные границы правительствен-

ных полномочий.

История конституционныхпопыток в Российском государстве

показывает драматическую вязь противостояния светлых намере-

ний реформаторови устойчиво темных противлений российской

действительности. Знаменателем сталопостоянное отторжение

направленной социальной инженерии, каковой является конститу-

ционная реформа.

Воистину живучи глубоко укоренен на российской почве

страшный в своей сути рефлекс: если из уравненной и усреднен-

ной всемиобщинными рубанками доски высовывается хоть одна

шляпка, гвоздик, сучочек - соседи по уравниловке наваливаются

на неговсей мощью и во всю разгульную силушку хряпают сла-

дострастно и с хрустом по осмелившемуся высунутьсясобрату.

При этом так могуче и слаженно действует коллектив собратьев,

что отважный реформатор, несчастная белая ворона илипросто

нетрадиционный чудак-оптимист вминаются ими в российские под-

серы надолго и болезненно - подчас, с летальным исходом...

Конституцию у нас слишком долго считали и продолжают счи-

тать чем-то враждебным народу и несогласным с требованиями и

условиями русскойгосударственности. В советское же время

прибавилась еще и недобрая традиция общего неуважения кко-

ренной реформе, подрывающей "Основы" и "Выбор".

Очень не хочется, чтобы эта плохая традиция продолжалась.

Просыпающаяся от дурмана новая Россия требует прочной и

р а ц и о н а л ь н о й основы. Лучшей такой основой станет

демократический конституционный строй.

+ + +

Комментарии:
Быстрый доступ