В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

Проект Федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании". Вариант А: "Порядок созыва - выборы". (1.12.1994)

Вариант 04-А2

1.12.94

Проект

____________________________________

Федеральный Конституционный Закон

"О КОНСТИТУЦИОННОМ СОБРАНИИ"

ВАРИАНТ А: "ПОРЯДОК СОЗЫВА - ВЫБОРЫ"

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Глава I. Общие положения..........................

Глава II. Порядок созыва Конституционного Собрания.

Глава III. Статус членов Конституционного Собрания..

Глава IV. Устройство и органы Конституционного Собрания.....................................

Глава V. Основы порядка работы Конституционного Собрания и решения вопросов, отнесенных к его ведению.................................

Глава VI. Гарантии деятельности Конституционного Собрания...................................

Глава VII. Заключительные положения................

Глава I.

Общие положения

Статья 1. Правовой статус Конституционного Собрания

1. Конституционное Собрание является представительным органом Российской Федерации, обладающим учредительными пол­номочиями.

2. Конституционное Собрание является постоянно действу­ющим органом.

3. К ведению Конституционного Собрания относятся:

а/ подтверждение неизменности Конституции Российской Федерации;

б/ внесение изменений в Конституцию Российской Федера­ции;

в/ разработка проекта новой Конституции России;

г/ принятие новой Конституции России;

д/ вынесение проекта новой Конституции России на всена­родное утверждение;

е/ установление порядка вступления в силу новой Консти­туции России.

Статья 2. Законодательство о Конституционном Собрании Законодательство о Конституционном Собрании составляют

Конституция Российской Федерации, настоящий федеральный конституционный закон, федеральный закон "Об основных гаран­тиях избирательных прав граждан Российской Федерации", феде­ральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Фе­дерального Собрания Российской Федерации", федеральный конс­титуционный закон "О референдуме Российской Федерации", иные федеральные законы.

Статья 3. Состав Конституционного Собрания Конституционное Собрание состоит из 225 (Вариант: 403)

народных представителей - членов Конституционного Собрания.

Статья 4. Созыв Конституционного Собрания

1. Конституционное Собрание созывается в соответствии с настоящим Законом на основании части второй статьи 135 Конс­титуции Российской Федерации в случае поддержки тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России предложе­ния о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Рос­сийской Федерации 1993 года.

2. Созыв Конституционного Собрания осуществляется путем избрания его членов гражданами Российской Федерации непос­редственно гражданами Российской Федерации в субъектах Рос­сийской Федерации.

3. Выборы членов Конституционного Собрания проводятся по праву в восресенье по истечении четырех месяцев после дня получения необходимого для созыва Конституционного Собрания количества голосов членов Совета Федерации и депутатов Госу­дарственной Думы Федерального Собраняи России о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации 1993 года.

Статья 5. Срок деятельности Конституционного Собрания

Конституционное Собрание созывается на срок до принятия решения о новой Конституции России, но не более чем на один год (ВАРИАНТ: на пол-года).

Статья 6. Местонахождение Конституционного Собрания Официальной резиденцией КонституционногоСобраниясо

дня его первого заседания и до истечения срока его полномо­чий является Московский Кремль.

Глава II. Порядок созыва Конституционного Собрания

Статья 7. Основы избирательной системы при выборах членов Конституционного Собрания

1. Выборы членов Конституционного Собрания проводятся на основе мажоритарной системы по единой норме представи­тельства.

2. Для проведения выборов членов Конституционного Соб­рания образуются 89 территориальных избирательных округов. Территория каждого субъекта Российской Федерации является территорией избирательного округа по выборам членов Консти­туционного Собрания.

3. Количество членов Конституционного Собрания, избира­емых в субъекте Российской Федерации, равно сумме числа де­путатов в Государственной Думе Федерального Собрания России, избираемых в одномандатных территориальных округах в данном субъекте Российской Федерации.

(Вариант: ...равно сумме числа депутатов от данного субъекта РФ в Федеральном Собрании России, избираемых в тер­риториальных округах данного субъекта РФ).

4. Члены Конституционного Собрания избираются в личном качестве.

Статья 8. Основные принципы выборов членов

Конституционного Собрания

1. Члены Конституционного Собрания избираются граждана­ми Российской Федерации на основе всеобщего, равного и пря­мого избирательного права при тайном голосовании. Участие граждан в выборах является добровольным, свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается.

2. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать членов Конституционного Собрания. Членом Конституционного Собрания может быть избран гражданин Рос­сийской Федерации, достигший 21-летнего возраста. Не имеет права избирать и быть избранным гражданин, признанный судом недееспособным, а также содержащийся в местах лишения свобо­ды по приговору суда.

3. Организация подготовки и проведения выборов членов Конституционного Собрания, деятельность государственных ор­ганов и органов местного самоуправления, общественных объ­единений, предприятий, учреждений, организаций, а также их должностных лиц, связанная с проведением выборов, осущест­вляется в соответствии с принципом гласности.

Статья 9. Избирательные округа, избирательные участки, списки избирателей

1. Число округов по выборам членов Конституционного Собрания равно числу субъектов Российской Федерации. На тер­ритории каждого субъекта Росийской Федерации образуется только один избирательный округ.

2. Избирательными участками по выборам членов Конститу­ционного Собрания являются избирательные участки, образован­ные для выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России.

3. В списки избирателей включаются все граждане Рос­сийской Федерации, имеющие постоянное место жительства на территории соответствующего субъекта РФ, вне зависимости от срока проживания. Избиратель может быть включен в список из­бирателей только на одном избирательном участке. Списки из­бирателей предоставляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до выборов.

Статья 10. Система и полномочия комиссий по проведению выборов членов Конституционного Собрания

1. Организация выборов членов Конституционного Собрания и контроль за соблюдением избирательных прав граждан возла­гается на:

а/ Центральную избирательную комиссию Российской Феде­рации, выступающую качестве Центральной комиссии по выборам членов Конституционного Собрания;

б/ избирательные комиссии субъектов Российской Федера­ции, выступающие в качестве комиссий субъектов Российской Федерации по выборам членов Конституционного Собрания (далее

- "комиссии субъектов РФ");

в/ территориальные (районные, городские и другие) изби­рательные комиссии, выступающие в качестве территориальных комиссий по выборам членов Конституционного Собрания (далее

- "территориальные комиссии");

г/ участковые избирательные комиссии, выступающие в ка­честве участковых комиссий по выборам членов Конституционно­го Собрания (далее - "участковые комиссии").

2. Центральная комиссия по выборам членов Конституцион­ного Собрания:

а/ руководит деятельностью иных комиссий по выборам членов Конституционного Собрания;

б/ осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;

в/ осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов членов Конституционного Соб­рания;

г/ на основании данных, представленных соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации, решает вопросы приписки избирателей, в том числе военнослужащих, находящихся за пределами территории Российской Федерации, к избирательным округам на территории Российской Федерации;

д/ дает разъяснения о порядке применения настоящего За­кона и соответствующих норм иных федеральных законов о выбо­рах, обеспечивая их единообразное применение;

е/ обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатам в члены Конституционного Собрания;

ж/ в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам организации и проведения выборов;

з/ заслушивает сообщения министерств и ведомств, других государственных и общественных организаций по вопросам, свя­занным с подготовкой и проведением выборов;

и/ устанавливает формы избирательных бюллетеней, спис­ков избирателей, подписных листов и других избирательных до­кументов; утверждает образцы печатей комиссий по выборам членов Конституционного Собрания;

к/ распределяет выделенные из федерального бюджета Рос­сийской Федерации средства на финансовое обеспечение подго­товки и проведения выборов, контролирует их целевое исполь­зование;

л/ рассматривает вопросы материально-технического обес­печения подготовки и проведения голосования;

м/ рассматривает заявления и жалобы на решения и дейс­твия нижестоящих комиссий и принимает по ним решения;

н/ утверждает единую схему обработки результатов голо­сования и подведения результатов выборов членов Конституци­онного Собрания;

о/ устанавливает общие результаты выборов членов Конс­титуционного Собрания, публикует их в печати; обеспечивает передачу в архивы документации, связанной с выборами членов Конституционного Собрания;

п/ составляет списки лиц, избранных членами Конституци­онного Собрания и передает их и необходимую документацию в Конституционное Собрание;

р/ выдает удостоверения избранным членов Конституцион­ного Собрания;

с/ осуществляет иные полномочия в соответствии с насто­ящим Законом.

3. Решения Центральной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для иных комиссий по выборам членов Конституционного Собрания, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприя­тий, учреждений, а также их должностных лиц.

4. Комиссия субъекта Российской Федерации по выборам членов Конституционного Собрания:

а/ осуществляет координацию деятельности нижестоящих комиссий по выборам членов Конституционного Собрания на тер­ритории субъекта Российской Федерации;

б/ обеспечивает взаимодействие Центральной комиссии по выборам членов Конституционного Собрания с органами госу­дарственной власти субъекта Российской Федерации;

в/ обеспечивает единообразную реализацию законодатель­ства о выборах на основе рекомендаций и методических указа­ний Центральной комиссии по выборам членов Конституционного Собрания;

г/ распределяет между территориальными комиссиями де­нежные средства, выделенные на организацию и проведение вы­боров и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств на территории субъекта Российской Федерации;

д/ осуществляет контроль за исполнением настоящего За­кона на территории субъекта Российской Федерации;

е/ руководит работой территориальных и участковых ко­миссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и дейс­твия этих комиссий и принимает по ним решения;

ж/ устанавливает единую нумерацию избирательных участ­ков по округу;

з/ регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;

и/ обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатам в члены Конституционного Собрания;

к/ распоряжается денежными средствами, выделенными на проведение выборов по данному избирательному округу;

л/ утверждает текст избирательного бюллетеня для голо­сования по данному избирательному округу, обеспечивает изго­товление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий;

м/ устанавливает результаты выборов по округу и переда­ет их в Центральную комиссию по выборам членов Конституцион­ного Собрания;

н/ контролирует обеспечение территориальных и участко­вых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматрива­ет иные вопросы материально-технического обеспечения выбо­ров;

о/ рассматривает заявления и жалобы на решения и дейс­твия (бездействие) территориальных и участковых комиссий;

п/ осуществляет другие полномочия по решению Централь­ной комиссии по выборам членов Конституционного Собрания.

5. Территориальная (районная, городская и другие) ко­миссия по выборам членов Конституционного Собрания:

а/ осуществляет контроль за организацией подготовки и проведения выборов членов Конституционного Собрания на соот­ветствующей территории;

б/ содействует работе участковых комиссий;

в/ обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатам в члены Конституционного Собрания;

г/ организует доставку бланков и другой выборной доку­ментации, а также бюллетеней участковым комиссиям; оказывает им организационно-техническую помощь в проведении голосова­ния на избирательных участках;

д/ производит обработку протоколов участковых комиссий о результатах голосования на избирательных участках; сумми­рует итоги голосования на соответствующей территории и пере­дает их в комиссию субъекта Российской Федерации по выборам членов Конституционного Собрания;

е/ обеспечивает доставку протоколов участковых комиссий о результатах голосования в комиссию субъекта Российской Фе­дерации по выборам членов Конституционного Собрания;

ж/ контролирует на своей территории расходование денеж­ных средств, выделенных на проведение выборов;

з/ осуществляет другие полномочия по решению комиссии субъекта Российской Федерации по выборам членов Конституци­онного Собрания.

6. Участковая комиссия по выборам членов Конституцион­ного Собрания:

а/ оповещает население о месте нахождения участковой комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования;

б/ проводит ознакомление избирателей со списком избира­телей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соот­ветствующих изменений;

в/ составляет списки избирателей по избирательному участку;

г/ обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;

д/ организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;

е/ производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке;

ж/ рассматривает заявления и жалобы по вопросам подго­товки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с нас­тоящим Законом.

Статья 11. Порядок деятельности комиссий по проведению выборов членов Конституционного Собрания

1. При подготовке и проведении выборов комиссии в пре­делах своей компетенции, установленной федеральными закона­ми, независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Государственные органы, органы местного са­моуправления, общественные объединения, предприятия, учреж­дения, организации, а также их должностные лица обязаны ока­зывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятиднев­ный срок.

2. Каждый кандидат в члены Конституционного Собрания вправе назначить одного члена комиссии субъекта РФ по выбо­рам членов Конституционного Собрания, а в каждой территори­альной комиссии - по одному члену такой комиссии с правом совещательного голоса.

3. Организация деятельности комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание комиссии является право­мочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссий о регистрации кандидатов, об установлении результатов голосования, о приз­нании выборов несостоявшимися или недействительными принима­ются на заседаниях комиссий большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения по иным вопросам принимаются простым большинством голосов при­сутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. Реше­ния подписываются председателем и секретарем комиссии. Члены комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, впра­ве в письменной форме высказать особое мнение, которое долж­но быть доведено председателем комиссии до сведения вышесто­ящей комиссии. Решения комиссии, противоречащие действующему законодательству, либо принятые ею с превышением полномочий, подлежат отмене вышестоящей комиссией или судом. Заседания комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание про­водится также по требованию не менее одной трети членов ко­миссии.

4. Деятельность комиссий осуществляется гласно и откры­то. На их заседаниях вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители средств массовой информации. Решения комиссии доводятся до сведения избирателей, публику­ются в печати и передаются в другие средства массовой инфор­мации. При голосовании на избирательных участках, подсчете голосов и составлении протоколов о результатах голосования участковыми комиссиями вправе присутствовать наблюдатели, направленные избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели.

5. Решения и действия Центральной комиссии по выборам членов Конституционного Собрания могут быть обжалованы в Верховном Суде Российской Федерации. Решения и действия ко­миссий субъектов Российской Федерации, территориальных и участковых комиссий совершенные с нарушением настоящего За­кона, могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию или суд. При этом предварительное обращение в вышестоящие избиратель­ные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержа­щиеся в жалобах требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в десятидневный срок.

6. Полномочия комиссий заканчиваются со дня утверждения Конституционным Собранием доклада Мандатной комиссии Консти­туционного Собрания и Центральной комиссии по выборам членов Конституционного Собрания.

Статья 12. Выдвижение и регистрация кандидатов в члены Конституционного Собрания

1. Выдвижение кандидатов в члены Конституционного Сорб­рания осуществляется непосредственно избирателями в субъек­тах Российской Федерации и производится путем сбора подписей избирателей под заявлением о выдвижении кандидата. Заявление должно быть подписано не менее 500 избирателями, постоянно проживающими в данном субъекте РФ. В заявлении о выдвижении кандидата указываются его фамилия, имя, отчество, место ра­боты, занимаемая должность, место жительства. Не позднее чем через три дня после получения заявления о выдвижении канди­дата комиссия субъекта РФ выдает кандидату или уполномочен­ному группы избирателей справку о приеме документов. Отказ в выдаче справки может быть обжалован в Центральную комиссию или в суд.

2. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями в субъектах РФ производится на всероссийских или региональных съездах (конференциях) избирательных объединений путем ут­верждения кандидатов с указанием в каком округе будет балло­тироваться кандидат. Решение о выдвижении кандидатов прини­мается тайным голосованием. Избирательное объединение вправе выдвигать кандидатов, не являющихся членами входящих в него общественных объединений.

3. Сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых не­посредственно избирателями или избирательными объединениями, начинается с момента выдачи комиссией субъекта РФ справки о приеме документов о его выдвижении. Количество подписей в поддержку кандидата должно быть не менее 1,0 процента от об­щего числа избирателей данного субъекта РФ. Сбор подписей проводится по месту работы, в том числе в трудовых коллекти­вах, и по месту жительства избирателей. Администрация и тру­довые коллективы предприятий всех форм собственности, учреж­дений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов. В каждом подписном листе указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жи­тельства кандидата и название субъекта РФ, в котором он выд­вигается. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, ука­зывает свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Под­писной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с ука­занием своей фамилии, имени, отчества, места жительства, се­рии и номера паспорта или заменяющего его документа и канди­датом.

4. Кандидаты в члены Конституционного Собрания регист­рируются соответствующими комиссиями не позднее чем за 60 дней до выборов. Кандидат вносит в комиссию субъекта РФ не позднее чем за 70 дней до выборов подписные листы с подпися­ми избирателей в его поддержку и личное заявление о согласии баллотироваться по данному округу.

5. Центральная комиссия и комиссии субъектов РФ прове­ряют соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего закона. При проверке подписей избирателей в под­держку кандидатов вправе присутствовать уполномоченные кан­дидатов. Подписные листы нумеруются и удостоверяются пе­чатью, которая затем выдает уполномоченному или кандидату письменное подтверждение принятия подписных листов. В случае обоснованных сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей ко­миссия в срок, не превышающий 10 дней, проводит проверку подписных листов. Если в результате проверки будет установ­лено, что количество действительных подписей меньше, чем это необходимо по закону, комиссия отказывает в регистрации кан­дидата. Решение может быть обжаловано, соответственно, в Верховный Суд Российской Федерации или в областной, краевой суд, суд республики, автономной области или автономного ок­руга. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней. Решение по результатам ее рассмотрения является окончатель­ным. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удосто­верение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации.

Статья 13. Статускандидатов в члены

Конституционного Собрания

1. Все кандидаты в члены Конституционного Собрания об­ладают равными правами и несут равные обязанности.

2. Кандидаты в члены Конституционного Собрания, находя­щиеся на государственной и муниципальной службе, а также ра­ботающие в средствах массовой информации, на время их учас­тия в выборах не вправе использовать преимущества своего служебного положения (использование служебного транспорта, служебных помещений, служебной связи и т.д.). Кандидаты в члены Конституционного Собрания вправе после их регистрации по личному заявлению освобождаться от работы, военной службы и военных сборов на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая комиссия по выборам членов Конституци­онного Собрания из средств, выделенных на организацию подго­товки и проведения выборов, выплачивает им денежную компен­сацию в размере, не превышающем 10-кратный размер минималь­ной заработной платы. Кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время про­ведения выборов или без их согласия переведены на другую ра­боту. Время участия в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой кандидат работал до регист­рации.

3. Кандидаты со дня регистрации и до дня опубликования результатов выборов имеют право на территории соответствую­щего округа бесплатно пользоваться любыми видами обществен­ного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов на других видах транспорта. Если кандидат имеет постоянное мес­то жительства вне пределов субъекта РФ, в котором он балло­тируется, он вправе в течение указанного периода на три бесплатных поездки железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (кроме такси и заказных рейсов) или на одну бесплатную поездку авиационным транспортом в округ и обрат­но.

4. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.

5. Кандидат в члены Конституционного Собрания, заре­гистрированный комиссией субъекта РФ, может иметь до 10 до­веренных лиц, которые регистрируются той же комиссией. Дове­ренные лица получают от соответствующей комиссии удостовере­ние и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в части второй настоящей статьи период работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, назна­чившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую комиссию, которая аннулиру­ет выданные таким доверенным лицам удостоверения.

6. Кандидат в члены Конституционного Собрания не может быть привлечен без согласия Генерального прокурора Российс­кой Федерации к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Об этом должна быть извещена комиссия, осуществившая регистрацию кандидата.

Статья 14. Предвыборная агитация

1. Государство обеспечивает гражданам Российской Феде­рации, общественным объединениям Российской Федерации сво­бодное проведение предвыборной агитации в соответствии с фе­деральными законами. Граждане Российской Федерации, общест­венные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против кандида­тов.

2. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации; путем проведения предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий); выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В предвыборной агитации не могут участвовать го­сударственные органы, органы местного самоуправления, члены избирательных комиссий, должностные лица государственных ор­ганов и органов местного самоуправления. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении пред­выборной агитации на общих с другими кандидатами основаниях. Проведение предвыборной агитации в помещениях избирательных участков запрещается.

3. Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов и прекращается за день до дня выборов. За день до дня выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и поме­щений комиссий по выборам членов Конституционного Собрания, могут сохраняться на прежних местах. В течение трех дней до дня выборов опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, не допускается.

4. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации, агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозно­го или языкового превосходства, выпуск и распространение со­общений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, на­циональную и религиозную вражду, ущемляющих честь, достоинс­тво и деловую репутацию граждан, избирательных объединений. Комиссии по выборам членов Конституционного Собрания контро­лируют соблюдение установленного порядка проведения предвы­борной агитации.

5. Кандидаты в члены Конституционного Собрания имеют право на предоставление им эфирного времени по каналам госу­дарственных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего субъекта РФ на равных основаниях (бесплатно, при равном количестве предос­тавленного времени, равном времени выхода в эфир и других условиях). Кандидат имеет право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за пла­ту время вещания сверх времени вещания, предоставленного бесплатно. Условия оплаты должны носить равный по отношению к кандидату характер. Порядок предоставления эфирного време­ни кандидатам по каналам государственных телерадиокомпаний и его использования устанавливается Центральной комиссией по выборам членов Конституционного Собрания с участием госу­дарственных органов, обеспечивающих соблюдение конституцион­ных прав и свобод в сфере массовой информации. Кандидаты в члены Конституционного Собрания вправе использовать для про­ведения предвыборной агитации региональные государственные телерадиокомпании. Кандидат имеет право требовать от негосу­дарственной телерадиокомпании (телекомпании, радиокомпании), предоставившей другому кандидату эфирное время для проведе­ния предвыборной агитации, предоставить ему равное по време­ни, условиям оплаты и иным условиям эфирное время.

6. Периодические печатные издания, одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации, уч­реждения, органы местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для публикации агитационных материалов всем кандидатам. Порядок опубликования агитационных материа­лов в периодических печатных изданиях, указанных в части 7 настоящей статьи, устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовой информации.

7. Предвыборная агитация через средства массовой инфор­мации осуществляется в виде предвыборных дебатов, "круглых столов", прессконференций, интервью, выступлений, политичес­кой рекламы. При осуществлении предвыборной агитации через средства массовой информации запрещается политическая рекла­ма продолжительностью менее 1 минуты. Запрещается прерывать теле-, радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, рек­ламой товаров, работ и услуг. В программах новостей информа­ция о проведении предвыборной агитации кандидатами должна даваться исключительно отдельным блоком в начале программы. В программах новостей эта информация не комментируется. Дан­ные блоки новостей кандидатами не оплачиваются.

8. В своей профессиональной деятельности при освещении избирательной кампании каждый журналист, каждый творческий работник государственной (муниципальной) телерадиокомпании, телекомпании, радиокомпании должен быть беспристрастным, объективным и точным, строго следовать своим профессиональ­ным обязанностям и не злоупотреблять профессиональными пра­вами. Журналистам, должностным лицам редакций средств массо­вой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении выборов через средства массовой информации, в том числе на государственных телевидении и радио, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандида­тов. Журналист, являющийся кандидатом либо доверенным лицом кандидата, обязан приостановить свое участие в подготовке передач на телевидении и радио в качестве журналиста.

9. Периодические печатные издания, учрежденные органами представительной, исполнительной, судебной власти исключи­тельно для издания их официальных сообщений и материалов нормативных и иных актов, не вправе опубликовывать агитаци­онные материалы кандидатов в члены Конституционного Собра­ния. В период агитационной кампании, редакция периодического печатного издания, предоставившая кандидату место на полосе, не вправе отказать другому кандидату в месте на полосе на тех же условиях и обязана это сделать в ближайших подготав­ливаемых номерах.

10. Государственные органы и органы местного самоуправ­ления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помеще­ний для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами мест­ного самоуправления в пятидневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом комиссией субъекта РФ по выборам членов Конституционного Собрания. Владельцы помещений, нахо­дящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возмож­ности всем кандидатам.

11. Кандидаты в члены Конституционного Собрания вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитаци­онные материалы. Все материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Расп­ространение анонимных агитационных материалов запрещается. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте, кроме зданий и помещений комиссий по выборам членов Конституцион­ного Собрания. Комиссии, поставленные в известность о расп­ространении анонимных либо подложных агитационных материа­лов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с предс­тавлением о применении необходимых мер пресечения противоп­равной агитационной деятельности.

Статья 15. Финансирование выборов членов

Конституционного Собрания

1. Расходы комиссий по выборам членов Конституционного Собрания производятся за счет средств федерального бюджета Российской Федерации и предусматриваются в нем отдельной строкой.

2. Средства, выделенные из федерального бюджета Рос­сийской Федерации, поступают в распоряжение Центральной ко­миссии по выборам членов Конституционного Собрания в 10-дневный срок после принятия палатами Федерального Собра­ния решения о поддержке предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Россиской Федерации 1993 года и распределяются ею между комиссиями субъектов Российской Фе­дерации. Комиссии субъектов Российской Федерации распределя­ют полученные средства между нижестоящими комиссиями.

3. Кандидаты в члены Конституционного Собрания создают собственные избирательные фонды для финансирования предвы­борной агитации. Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, перечисляемых в их избирательные фонды. Избиратель­ные фонды могут состоять из следующих денежных средств:

а/ средств, выделенных кандидату на предвыборную агита­цию соответствующей комиссией по выборам членов Конституци­онного Собрания;

б/ собственных средств кандидата в члены Конституцион­ного Собрания;

в/ средств общественного объединения, выделенных выдви­нутому им кандидату в члены Конституционного Собрания;

г/ добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

4. Сумма пожертвования физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 20-кратного размера мини­мальной заработной платы. Сумма пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать размера минимальной заработной платы более чем в 200 раз. Кандидаты обязаны в пятидневный срок сообщать ко­миссиям субъектов РФ по выборам членов Конституционного Соб­рания данные о поступивших в их фонд пожертвованиях, размер которых превышает 10-кратный размер минимальной заработной платы. В информации о пожертвованиях указывается фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, название и официальное местонахождение юридического лица. Информация о текущих добровольных пожертвованиях должна предоставляться соответствующей комиссией для ознакомления любому граждани­ну, имеющему право избирать членов Конституционного Собра­ния. Если добровольные пожертвования поступили в избиратель­ные фонды кандидатов от физических и юридических лиц в раз­мерах, превышающих определенные настоящим законом пределы, полная сумма платежа возвращается этим лицам с указанием причины возврата в порядке, установленном Центральной комис­сией по выборам членов Конституционого Собрания.

5. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны:

а/ иностранных государств, организаций и граждан;

б/ российских юридических лиц с иностранным участием, если в их уставном капитале доля иностранного капитала пре­вышает 30 процентов;

в/ международных организаций;

г/ государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений.

6. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит кандидатам в члены Конституционного Собрания. Порядок открытия кандидатами банковских счетов для формиро­вания избирательных фондов и их ведения устанавливается Центральной комиссией по выборам членов Конституционого Соб­рания по согласованию с Центральным Банком России.

7. Учет поступлений и расходования денежных средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, и средств избирательных фондов производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Формы финансового отчета комиссий по выборам членов Конституционного Собрания о поступлении и расходовании средств, выделенных на органи­зацию подготовки и проведения выборов, и финансового отчета кандидатов устанавливаются Центральной комиссией по выборам членов Конституционного Собрания по согласованию с Минис­терством финансов Российской Федерации. Кандидаты представ­ляют в комиссию субъекта РФ финансовый отчет не позднее 30 дней после опубликования результатов выборов. Копии указан­ных отчетов передаются соответствующей комиссией в средства массовой информации. Комиссия субъекта Российской Федерации представляет в Центральную комиссию по выборам членов Конс­титуционного Собрания сводный финансовый отчет не позднее 60 дней со дня опубликования результатов выборов. Центральная комиссия предоставляет финансовый отчет о расходовании средств, выделенных ей из федерального бюджета Счетной Пала­те Федерального Собрания Российской Федерации не позднее 3-х месяцев после официального опубликования результатов выбо­ров. Указанный отчет должен быть опубликован Центральной ко­миссией в бюллетене Центральной избирательной комиссии Рос­сийской Федерации и сообщен иным средствам массовой информа­ции не позднее одного месяца со дня его представления в Счетную Палату.

8. Кандидаты возвращают соответствующим комиссиям неиз­расходованные денежные средства избирательных фондов в раз­мере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных им этими комиссиями. Порядок использования оставшихся неиз­расходованными денежных средств избирательных фондов после возврата части средств соответствующим комиссиям определяет­ся Центральной комиссией по выборам членов Конституционного Собрания.

9. Контроль за целевым расходованием средств, выделен­ных комиссиям на организацию подготовки и проведения выбо­ров, а также контроль за источниками поступления, правиль­ностью учета денежных средств избирательных фондов и их рас­ходования кандидатами осуществляется Контрольно - ревизион­ной службой при Центральной избирательной комиссии РФ.

10. По решению Центральной комиссии по выборам членов Конституционного Собрания председатель и члены комиссий субъектов Российской Федерации с правом решающего голоса мо­гут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 60 дней. По решениям соответствующей комиссии субъекта РФ, председатель или отдельные члены участковой ко­миссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основ­ной работы в течение срока, не превышающего 30 дней. Оплата работы освобожденных членов комиссий производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание избиратель­ных комиссий.

Статья 16. Голосование на выборах членов

Конституционного Собрания

1. Помещения для голосования предоставляются в распоря­жение участковых комиссий соответствующей местной админист­рацией. Если нет возможности использовать здания, находящие­ся в государственной или муниципальной собственности, адми­нистрация арендует подходящие здания у частных собственни­ков. Оплата и возмещение расходов производятся комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором обору­дуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к из­бирательным ящикам должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей.

2. Каждый избиратель получает избирательный бюллетень по форме, устанавливаемой Центральной комиссией по выборам членов Конституционного Собрания. Текст бюллетеня утвержда­ется комиссией субъекта РФ и должен быть размещен только на одной стороне листа. Избирательный бюллетень для голосования по выборам членов Конституционного Собрания содержит в алфа­витном порядке фамилии, имена, отчества всех зарегистриро­ванных по округу кандидатов и их данные, указанные в пунктах 1 и 3 статьи 12 настоящего закона. Справа против данных о каждом кандидате и о каждом избирательном объединении поме­щается пустой квадрат. В конце списка помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным в правой ее части пустым квадратом. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение о порядке его заполнения. Избиратель­ные бюллетени печатаются на русском языке, в республиках в составе Российской Федерации на государственных языках рес­публик, а также на языках народов Российской Федерации на территории их компактного проживания по решению комиссии субъекта РФ по выборам членов Конституционного Собрания. Ес­ли для избирательного участка изготавливаются избирательные бюллетени на двух и более языках, текст на всех этих языках помещается в каждом бюллетене. Текст бюллетеня утверждается комиссией субъекта РФ по выборам членов Конституционного Собрания.

3. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению комиссий субъектов РФ не позднее чем за 20 дней до дня выбо­ров. Участковые комиссии получают избирательные бюллетени не позднее чем за три дня до дня выборов. По каждому избира­тельному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой комиссии, не может превышать число включенных в списки избирателей по избирательному участку избирателей бо­лее чем на 2 процента. На оборотной стороне бюллетеней ста­вится печать участковой комиссии и подписи двух ее членов. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, участковые комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о соответствующих кандида­тах.

4. Голосование производится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. На избирательных участках, обра­зованных на судах, находящихся в день выборов в плавании, в воинских частях, на полярных станциях, в отдаленных и труд­нодоступных районах, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если прого­лосовали все избиратели, включенные в список.

5. Избиратель, который в период, начиная с 15 дней до дня выборов уедет и в день выборов не будет пребывать в мес­те своего постоянного жительства, может проголосовать дос­рочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении комиссии субъекта РФ так, чтобы при этом не была нарушена тайна голо­сования. Если избиратель голосует в помещении комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей комиссии. Заполненный бюллетень изби­ратель помещает в конверт, который заклеивает и передает де­журному члену комиссии. На месте склейки на конверте ставит­ся печать комиссии. Списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями передаются в соответствующую участковую комиссию. Комиссии субъектов РФ вправе разрешить провести голосование избирателей досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня выборов, на судах торгового, рыболовецко­го, научноисследовательского, военно-морского и речного фло­тов, которые на день голосования будут находиться в иност­ранных портах, экспедициях, автономном плавании, а также на полярных станциях, в других труднодоступных и отдаленных местностях Российской Федерации.

6. В 8 часов утра в день выборов председатель участко­вой комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями и опускает извлечен­ные из них бюллетени в избирательные ящики, после чего приг­лашает избирателей получить избирательные бюллетени и прис­тупить к голосованию. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой комиссии. В помещениях для голосования (избирательных участках) во время голосования вправе нахо­диться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, доверенные лица кандидатов.

7. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего пас­порта или заменяющего паспорт удостоверения личности. С сог­ласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъяв­ляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения лич­ности могут быть внесены в список избирателей как членом участковой комиссии, так и иным лицом. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. Если из­биратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью дру­гого лица, не входящего в состав участковой комиссии. Фами­лия этого лица указывается в списке избирателей в графе: "Подпись избирателя о получении бюллетеня".

8. Каждый гражданин голосует лично. Голосование за дру­гих лиц не допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допус­кается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайно­го голосования любое лицо, кроме члена избирательной комис­сии или наблюдателя. В избирательном бюллетене избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии кандидата за которого он голосует. Заполненный бюл­летень избиратель опускает в избирательный ящик. Избиратель­ные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей.

9. Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех при­сутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномочен­ный ею.

10. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участ­вовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосова­ния по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участ­ке для голосования и с использованием специального перенос­ного избирательного ящика. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой комиссии. Члены участковой комиссии, выезжающие по указанным заявлениям, получают под роспись ко­личество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших вне помещений для голосования, вносятся в отдельный дополни­тельный список, в котором избиратель расписывается в получе­нии бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче. В этом случае избиратель, проголосовавший вне помещения для голосования, вычеркивается из основного списка.

Статья 17. Определение результатов выборов членов Конституционного Собрания

1. По истечении времени голосования председатель участ­ковой комиссии объявляет голосования оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать толь­ко избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Перед началом подсчета голосов председатель участковой ко­миссии в присутствии всего состава комиссии, наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения, иност­ранных (международных) наблюдателей, погашает неиспользован­ные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избиратель­ных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных.

2. Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковой избирательной комиссии, обладающие правом решаю­щего голоса. Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели, в том числе и иностранные (международ­ные) наблюдатели.

3. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирате­лей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о го­лосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, на­ходящиеся в этом избирательном ящике погашаются и не учиты­ваются при подсчете голосов. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. Данные бюллетени упако­вываются отдельно. При этом указываются причины погашения.

4. При подсчете голосов прежде всего отделяются недейс­твительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изго­товленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой комиссии либо подписями двух членов участковой комиссии, а также такие, из которых нельзя установить воле­изъявление избирателя, в частности, такие, в которых крест или любой иной знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. В спорных случаях решения о признании бюллетеня действительным или не­действительным принимается участковой комиссией.

5. Результаты подсчета голосов избирателей вносятся участковой комиссией в протокол, в котором отражаются следу­ющие данные:

а/ число избирателей, внесенных в основной список изби­рателей, и число избирателей внесенных в дополнительный спи­сок;

б/ число бюллетеней, полученных избирательной комисси­ей;

в/ число бюллетеней, выданных избирателям на избира­тельном участке в день голосования;

г/ число погашенных бюллетеней;

д/ число бюллетеней, поданных избирателями, проголосо­вавшими досрочно и вне помещений для голосования;

е/ число бюллетеней, содержащихся в избирательных ящи­ках;

ж/ число действительных бюллетеней;

з/ число бюллетеней, признанных недействительными, в том числе бюллетеней неустановленного образца или не заве­ренных надлежащим образом;

и/ фамилии и инициалы внесенных в бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого кандидата, включая и позицию "против всех кандидатов".

6. Протоколы составляются в двух экземплярах и подписы­ваются всеми членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе при­ложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе де­лается соответствующая запись. К первым экземплярам протоко­лов прикладываются жалобы и заявления, поступившие в комис­сию в день голосования, а также решение комиссии по ним. Первые экземпляры протоколов участковой комиссии после их подписания незамедлительно направляются в соответствующие территориальные комиссии. Вторые экземпляры протоколов вмес­те с опечатанными избирательными бюллетенями, списками чле­нов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от избирательных объединений и кандидатов, представителей печа­ти, телевидения, радио, присутствующих на заседании участко­вой комиссии, а также иностранных (международных) наблюдате­лей, хранятся у секретаря комиссии до окончания ее работы. Избирательная документация, включая бюллетени, передается в соответствующие территориальные комиссии не позднее чем че­рез 10 дней после официального объявления итогов выборов.

7. На основании протоколов территориальных комиссий пу­тем суммирования содержащихся в них данных комиссия субъекта РФ определяет результаты выборов по данному субъекту РФ. Избранным признается кандидат, который получил наибольшее число голосов, при условии, что это число голосов составляет 5 или более процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании. При равном ко­личестве полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее. Комиссия субъекта РФ признает вы­боры по округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего закона не позволяют с досто­верностью установить результаты волеизъявления избирателей или выборы признаны ею недействительными более чем на поло­вине избирательных участков.

8. По результатам выборов комиссия субъекта РФ состав­ляет протокол, в который вносятся следующие данные:

а/ общее количество участковых комиссий в округе;

б/ количество протоколов участковых и территориальных комиссий, на основе которых составлен настоящий протокол;

в/ общее количество избирателей по избирательному окру­гу, внесенных в основные и дополнительные списки избирате­лей;

г/ общее количество бюллетеней, выданных участковым из­бирательным комиссиям;

д/ количество бюллетеней, выданных избирателям на изби­рательных участках в день голосования;

е/ количество погашенных бюллетеней;

ж/ количество бюллетеней, поданных избирателями, прого­лосовавшими досрочно и вне помещений для голосования;

з/ количество бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;

и/ количество действительных бюллетеней;

к/ количество недействительных бюллетеней;

л/ фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюлле­тень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них;

м/ количество голосов, поданных "против всех кандида­тов".

Протоколы составляются в двух экземплярах. Один экземп­ляр каждого протокола незамедлительно направляется в Цент­ральную комиссию по выборам членов Конституционного Собра­ния, а другой хранится у секретаря комиссии субъекта РФ. Вся документация комиссий хранится до истечения полномочий Конс­титуционного Собрания, после чего передается в архив.

9. На основании протоколов комиссий субъектов РФ Цент­ральная комиссия по выборам членов Конституционного Собрания не позднее чем через 10 дней после дня выборов определяет общие итоги выборов. Соответствующая комиссия субъекта РФ на основании протокола о результатах выборов членов Конституци­онного Собрания и после опубликования общих итогов выборов Центральной комиссией производит регистрацию избранного чле­на Конституционного Собрания и выдачу ему удостоверения об избрании.

Статья 18. Обнародование итогов выборов

1. Итоги голосования по каждому участку, результаты вы­боров по субъекту РФ в объеме данных, содержащихся в прото­коле соответствующей комиссии, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю или наблюдателю. Комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов по округу в средства массовой информа­ции не позднее трех дней после проведения выборов. Комиссии субъектов РФ публикуют данные, содержащиеся в протоколах о результатах голосования и в протоколах участковых комиссий данного округа об итогах голосования, не позднее 15 дней со дня проведения выборов.

2. Центральная комиссия публикует в средствах массовой информации общие итоги выборов не позднее чем через 15 дней после проведения выборов. Не позднее чем через один месяц после проведения выборов Центральная избирательная комиссия публикует в своем Бюллетене информацию о результатах выбо­ров, включающую в себя данные протоколов по каждому избира­тельному округу, результаты статистической обработки данных о составе избранных членов Конституционного Собрания.

Статья 19. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Лица, путем подкупа, обмана, применения физического на­силия или угрозы его применения, фальсификации избирательных документов, заведомо неправильного подсчета голосов или иным путем препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, либо работе комиссий или членов комиссий или лица, распространяющие за­ведомо ложные сведения о кандидатах либо совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, нарушающие статус доверенных лиц кандидатов, наблюда­телей, иностранных (международных) наблюдателей или условия проведения предвыборной агитации, несут ответственность в соответствии с законом.

Глава III.

Статус членов Конституционного Собрания

Статья 20. Равенство членов Конституционного Собрания

Все члены Конституционного Собрания равны.

Статья 21. Права членов Конституционного Собрания

1. Члены Конституционного Собрания облаладают исключи­тельным правом конституционной законодательной инициативы.

2. Члены Конституционного Собрания вправе осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе.

3. Члены Конституционного Собрания обладают неприкосно­венностью в течение всего срока их полномочий, не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.

4. На членов Конституционного Собрания не являющихся депутатами палат Федерального Собрания РФ распространяются положения федеральных законов о гарантиях деятельности, тру­довых прав и условиях материального обеспечения депутатов Государственной Думы.

5. Члены Конституционного Собрания обладают правом ре­шающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседа­ниях Конституционного Собрания.

Статья 22. Обязанности членов Конституционного Собрания

1. Участие членов Конституционного Собрания в пленарных заседаниях, а членов Рабочей палаты - и в ее заседаниях - обязательно.

2. Ответственность за неявку на заседания Конституцион­ного Собрания устанавливается Регламентом Конституционного Собрания.

Глава IV. Устройство Конституционного Собрания

Статья 23. Органы Конституционного Собрания

1. Конституционное Собрание создает Рабочую палату из числа своих членов, имеющих высшее юридическое образование либо ученую степень в области юридических, политических, ис­торических и социально-экономических наук.

2. Рабочая палата:

а/ обладает полномочиями по правовому обеспечению дея­тельности Конституционного Собрания, подготовке проектов до­кументов для заседаний Конституционного Собрания;

б/ осуществляет разработку общей концепции проекта Конституции России, вариантов положений отдельных разделов, глав и статей проекта новой Конституции России, выработке предложений по ним;

в/ формирует постоянные комиссии, для разработки от­дельных вопросов (разделов, глав) проекта новой Конституции России;

г/ осуществляет учет и обобщение предложений членов, постоянных комиссий и территориальных депутаций Конституци­онного Собрания;

д/ проводит разработку Регламента Конституционного Соб­рания;

е/ взаимодействует с Юридическим Совещанием.

ж/ дает разъяснение положений, обсуждаемых в Конститу­ционном Собрании, в средствах массовой информации.

3. Для обеспечения своей деятельности Конституционное Собрание вправе образовывать организационные комиссии - по связям со средствами массовой информации, по связям с об­щественными объединениями, по связям с регионами, по связям с федеральными органами государственной власти, по обеспече­нию работы Конституционного Собрания, иные.

4. Материально-техническое, организационное, информаци­онное и иное обеспечение работы Конституционного Собрания возлагается на Службу дел Конституционного Собрания, форми­руемую из состава аппарата палат Федерального Собрания Рос­сии.

5. Совет Конституционного Собрания создается для пред­вариетльной подготовки организационных решений по вопросам деятельности Конституционного Собрания и координации дея­тельности Рабочей палаты, постоянных комиссий, территориаль­ных депутаций членов Конституционного Собрания, иных его ор­ганов. В состав Совета Конституционного Собрания входят Председатель Конституционного Собрания, его заместители, председатели постоянных и организационных комиссий, руково­дитель Службы дел Конституционного Собрания.

Статья 24. Территориальная депутация членов

Конституционного Собрания

1. Члены Конституционного Собрания, избранные в одном субъекте Российской Федерации составляют территориальную де­путацию членов Конституционного Собрания, представляющую в Конституционном Собрании интересы граждан Российской Федера­ции, постоянно проживающих в данном субъекте Российской Фе­дерации и интересы данного субъекта Российской Федерации.

2. Территориальные депутации членов Конституционного Собрания независимы от органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации.

3. Территориальные депутации членов Конституционного Собрания вправе осуществлять взаимодействие с органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Территориальная депутация членов Конституционного Собрания принимает решение о поддержке проекта новой Консти­туции России большинством голосов от числа членов Конститу­ционного Собрания, избранных в одном субъекте Российской Фе­дерации.

Статья 25. Председатель Конституционного Собрания

1. Конституционное Собрание избирает из своего состава Председателя Конституционного Собрания и двух его заместите­лей.

(ВАРИАНТ: Председателем Конституционного Собрания по должности является Президент Российской Федерации. Конститу­ционное Собрание избирает из своего состава двух заместите­лей Председателя Конституционного Собрания).

2. Председатель Конституционного Собрания и его замес­тители ведут заседания и ведают внутренним распорядком дея­тельности Конституционного Собрания и Рабочей палаты.

Статья 26. Юридическое Совещание

1. Юридическое Совещание создается Государственной Ду­мой Федерального Собрания РФ как постоянно действующая кон­сультативно-экспертная палата с совещательными полномочиями при Конституционном Собрании. Оно образуется с учетом мнения научного сообщества по предложению депутатских объединений из числа граждан Российской Федерации, достигших 30 лет, имеющих ученую степень в области юридических, политических и социально-экономических наук, а также опыт работы в области законотворчества в количестве 50 экспертов.

2. Эксперты Юридического Совещания имеют право участво­вать в заседаниях Конституционного Собрания и его подразде­лений с правом совещательного голоса, давать справки и пояс­нения по запросу членов Конституционного Собрания.

Глава V. Основы порядка работы Конституционного Собрания

Статья 27. Первое заседание Конституционного Собрания

1. Первое заседание Конституционного Собрания проводит­ся по праву во вторник по истечении четырех недель после дня выборов членов Конституционного Собрания при условии, что в него избрано не менее двух третей от общего числа его чле­нов.

2. Подготовку к началу работы Конституционного Собрания осуществляет рабочая группа из числа членов Конституционного Собрания, сформированная по одному представителю от каждой территориальной депутации, избранной в одном субъекте Рос­сийской Федерации.

3. Палаты Федерального Собрания России, Правительство Российской Федерации, Президент Российской Федерации произ­водят необходимые для обеспечения работы Конституционного Собрания приготовления.

Статья 28. Регламент Конституционного Собрания

1. Заседания Конституционного Собрания являются пленар­ными, а Рабочей палаты - рабочими заседаниями.

2. Пленарные заседания Конституционного Собрания право­мочны, если на них присутствует более половины от числа его членов.

3. Регламент Конституционного Собрания принимается Ра­бочей палатой большинством голосов ее членов по представле­нию Юридического Совещания.

4. Разъяснение положений Регламента Конституционного Собрания и контроль за его соблюдением осуществляет комиссия по организации работы Конституционного Собрания.

Статья 29. Акты Конституционного Собрания и порядок их принятия

1. Конституционное Собрание принимает на пленарных за­седаниях постановления по вопросам своего ведения, подписы­ваемые в обязательном порядке Председателем Конституционного Собрания. Решения процедурного характера оформляются в виде решений Конституционного Собрания.

2. Постановления Конституционного Собрания подлежат официальному обнародованию в государственных средствах мас­совой информации, имеют высшую юридическую силу, обязательны к исполнению и не могут быть пересмотрены органами государс­твенной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

3. Постановления Конституционного Собрания принимаются тайным голосованием. Постановления Конституционного Собрания о принятии новой Конституции России либо о вынесении ее про­екта на всенародное голосование принимаются тайным голосова­нием с использованием бюллетеней.

Статья 30. Подтверждение неизменности Конституции РФ

1. Конституционное Собрание вправе подтвердить неизмен­ность Конституции Российской Федерации 1993 года. Постанов­ление о преодолении решения палат Федерального Собрания РФ о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ принимает­ся двумя третями голосов от общего числа членов Конституци­онного Собрания.

2. Конституция Российской Федерации также считается подтвержденной в случае, если за срок деятельности, опреде­ленный настоящим Законом, Конституционным Собранием не при­нята новая Конституция России либо решение о вынесении про­екта новой Конституции России на всенародное голосование.

Статья 31. Принятие новой Конституции России непосредственно в Конституционном Собрании

1. Проекты новой Конституции России могут быть внесены в Конституционное Собрание только членом Конституционного Собрания при условии, что оно письменно поддержано не менее одной пятой членов Конституционного Собрания.

2. Конституционное Собрание вправе принять проект новой Конституции России за основу. С момента принятия этого реше­ния Конституционное Собрание не рассматривает в целом иные проекты Конституции России.

3. Проект новой Конституции России должен быть одобрен не менее чем двумя третями от общего числа территориальных депутаций членов Конституционного Собрания.

4. Постановление о принятии новой Конституции России непосредственно в Конституционном Собрании осуществляется двумя третями от общего числа членов Конституционного Собра­ния.

5. Конституционное Собрание большинством голосов от числа своих членов устанавливает порядок вступления в силу новой Конституции России.

Статья 32. Вынесение проекта Конституции России или решения о его одобрении на референдум

1. Конституционное Собрание большинством голосов от об­щего числа своих членов вправе принять решение о вынесении проекта Конституции России либо своего решения об одобрении проекта новой Конституции России на всенародное голосование.

2. Решение Конституционного Собрания о проведении рефе­рендума Российской Федерации по проекту новой Конституции Российской Федерации направляется Президенту Росийской Феде­рации, а также в палаты Федерального Собрания РФ.

3. Реализация инициативы Конституционного Собрания о проведении референдума РФ по проекту новой Конституции Рос­сии осуществляется в соответствии с порядком, определенным Федеральным конституционным законом "О референдуме Российс­кой Федерации".

4. Референдум Российской Федерации по проекту новой Конституции России признается несостоявшимся, если в голосо­вании приняли участие менее половины граждан Российской Фе­дерации. либо менее двух третей от общего числа субъектов Российской Федерации.

Глава VI. Гарантии деятельности Конституционного Собрания

Статья 33. Независимость Конституционного Собрания

1. Конституционное Собрание в своей деятельности неза­висимо от действующих органов государственной власти.

2. Президент Российской Федерации, Председатель Прави­тельства Российской Федерации и его заместители, полномочные представители палат Федерального Собрания РФ, судьи Консти­туционного Суда Российской Федерации, полномочные представи­тели иных федеральных судов принимают участие в заседаниях Конституционного Собрания с правом совещательного голоса.

Статья 34. Содействие Конституционному Собранию

1. Все федеральные органы государственной власти и ор­ганы власти субъектов РФ, должностные лица обязаны оказывать содействие Конституционному Собранию и его подразделениям в их деятельности.

2. Умышленное воспрепятствование должностным лицом, а также лицом, занимающим выборную должность в органах госу­дарственной власти Российской Федерации, созыву Конституци­онного Собрания и осуществлению им своих полномочий со дня, когда предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конс­титуции Российской Федерации было поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, является преступлением против госу­дарства, направленным против безопасности и конституционного строя Российской Федерации и наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущест­ва.

Статья 35. Финансирование Конституционного Собрания

1. Финансирование Конституционного Собрания в течение всего периода его полномочий осуществляется за счет самосто­ятельной строки расходной части федерального бюджета, вклю­чаемой в соответствии с настоящим Законом в бюджет на соот­ветствующий период в размере ... ... .

2. Смета расходов Конституционного Собрания утверждает­ся на его пленарном заседании большинством голосов от общего числа его избранных членов.

Статья 36. Освещение деятельности Конституционного Собрания

1. Конституционное Собрание получает эфирное время в государственных электронных средствах массовой информации для объективного информирования о своей деятельности, выс­туплений членов Конституционного Собрания и экспертов Юриди­ческого Совещания.

2. Препятствие со стороны государственного средства массовой информации в реализации права граждан Российской Федерации на свободное получение информации о ходе разработ­ке и принятия новой Конституции России преследуется по зако­ну.

Статья 37. Прекращение полномочий Конституционного Собрания

1. Конституционное Собраниенеможет быть распущено.

2. Полномочия Конституционного Собрания прекращаются только в случае:

а/ принятия постановления о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации 1993 года;

б/ принятия новой Конституции России;

в/ принятия постановления о вынесении проекта новой Конституции России на всенародное голосование;

г/ истечения одного года со дня проведения его первого заседания.

Статья 38. Стабильность положений настоящего Закона Настоящий Закон не можетбытьизмененилиотменен,

действие его не может быть приостановлено со дня, когда предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации поддержано тремя пятыми голосов от об­щего числа членов Совета Федерации и депутатов Государствен­ной Думы и до момента прекращения полномочий Конституционно­го Собрания.

Глава VII.

Заключительные положения

Статья 39. Хранение документации Конституционного Собрания

1. Конституционное Собрание, его органы обеспечивают изготовление и хранение обязательной копии всех документов, связанных с реализацией его полномочий.

2. По завершении деятельности Конституционного Собрания документация Конституционного Собрания составляет Конститу­ционный Архив и сдается на хранение в порядке, определенным законодательством.

3. Государство обеспечивает свободный доступ граждан к Конституционному Архиву в соответствии с федеральным законом.

Статья 40. Введение закона в действие

Настоящий Федеральный конституционный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

Комментарии:
Быстрый доступ