В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

Пояснительная записка к проектам Федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании". (1.12.1994)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проектам Федерального конституционного закона

"О КОНСТИТУЦИОННОМ СОБРАНИИ"

В соответствии с планом законодательных работ Государс­твенной Думы Федерального Собрания России в октябре-ноябре 1994 г. в Комитете Гос.Думы по законодательству и судеб­но-правовой реформе разработан проект федерального конститу­ционного закона "О Конституционном Собрании".

Предметом регулированияданного федерального конституционного закона является статус нового для современной Рос­сии института - Конституционного Собрания, система его пол­номочий, порядок созыва, организации, работы и принятия ре­шений по вопросу о Конституции Российской Федерации, а также система гарантий деятельности данного института.

Закон предлагает правовую модель развития конституцион­ного процесса в России в свете возможной перспективы внесе­ния предложения о пересмотре положений Конституции РФ 1993 года и поддержки этого предложения палатами Федерального Собрания России. Кроме того, закон призван предоставить адекватные юридические средства разрешения возможного конс­титуционного кризиса правовым путем.

Конституционное Собрание является государственно-право­вым институтом, предусмотренным положениями частей второй и третьей статьи 135 Конституции РФ 1993 г. Однако, указанные конституционные нормы не определяют порядка созыва Конститу­ционного Собрания, оставляя этот вопрос всецело на урегули­рование предлагаемым федеральным конституционным законом.

В ходе подготовки законотворческой работы 18 июля 1994 г.председатель Комитета Гос.Думы по законодательству и су­дебно-правовой реформе В.Б.Исаков направил письмо Президен­там республик в составе РФ, главам администраций субъектов РФ, председателям законодательных (представительных) органов субъектов РФ с просьбой высказать мнение по предложенным двум принципиальным положениям законопроекта и рабочей схеме формирования нового органа. Поступившие из регионов отклики также свидетельствуют о различном видении как полномочий, так и (прежде всего) порядка созыва Конституционного Собра­ния.

Первоначальная концепция законопроекта была заслушена на заседании Комитета Государственной Думы по законодатель­ству и судебно-правовой реформе 24 октября 1994 года. После обсуждения решено направить в комитеты и депутатские фракции два законопроекта с различным порядком созыва Конституцион­ного Собрания. Поэтому к заседанию Совета по координации за­конодательной деятельности Федерального Собрания и субъектов Российской Федерации (8-9 декабря, Тула) представлены два варианта: Вариант А "Порядок созыва - выборы" и Вариант Б "Порядок созыва - формирование".

Основными принципами деятельностиКонституционного Соб­рания являются:

- конституционность и законность полномочий;

- легитимность деятельности;

- демократичность и представительность созыва;

- учет федеративного характера государственно-террито­риального устройства России;

- компетентность;

- работоспособность;

- независимость.

Принцип конституционности реализуется через статус Конституционного Собрания как представительного органа Рос­сийской Федерации, обладающего полномочиями учредительной власти - т.е. правом принимать имеющие высшую юридическую силу (не требующие утверждения иными органами власти) реше­ние об изменении отдельных основ конституционного строя, конституционно-правового статуса человека, порядка изменения Конституции, а также формы правления, государственно-терри­ториального устройства России, иных вопросов.

Большинство (хотя и не все) ответивших на упомянутое письмо органов государственной власти субъектов РФ полагает невозможным расширительно толковать ст.135 Конституции РФ, относя к полномочиям Конституционного Собрания "рассмотрение важнейших вопросов общественной и государственной жизни, имеющих общефедеральное значение". Эта норма сохранена в Ва­ианте Б, предусматривающем включение палат Федерального Соб­рания в состав Конституционного Собрания; в подобном случае такое полномочие выглядело бы логичным.

Вместе с тем, предусматривается, что Конституционное Собрание не вправе изменить полномочия, которыми его наделя­ет Конституция и настоящий федеральный конституционный за­кон.

В ходе обсуждения концепции Конституционного Собрания были высказаны различные точки зрения в отношении принципа его формирования.

Сторонники Варианта А полагают, что раз Конституционное Собрание может принять новую Конституцию России непосредс­твенно, то для отправления подобной прерогативы его члены должны получить мандат от граждан Российской Федерации не­посредственно, путем избрания целевым порядком. Так, мэр-председатель правительства Санкт-Петербурга А.А.Собчак полагает, что "Конституционное Собрание должно являться представительным органом, независимым от действующих органов государственной власти, в том числе и по составу участников и по вопросам формирования". Его поддерживают глава адми­нистрации Ивановской области А.Лаптев, зам.главы администра­ции Краснодарского края А.М.Ждановский, некоторые другие.

Сторонники Варианта Б исходят из затруднительности в нынешних условиях обеспечить прямые выборы. Ряд руководите­лей регионов считают вполне приемлемой схему формирования Конституционного Собрания в составе палат Федерального Соб­рания и полномочных делегаций субъектов Российской Федера­ции; вносятся предложения по конкретному механизму формиро­вания таких полномочных делегаций с учетом опыта 1992-1994 годов, накопленного в регионах.

Принцип учета федеративногохарактерагосударственно-территориального устройства Россиипроводитсявобоих представленных вариантах.

По варианту А ("Выборы") члены Конституционного Собра­ния избираются в округах, равных территориям отдельных субъ­ектов РФ. Они составляют собою территориальные депутации членов Конституционного Собрания, представляющих интересы субъектов Российской Федерации и граждан РФ, постоянно про­живающих в них. Для принятия новой Конституции России необ­ходимо согласие представителей субъектов РФ: проект Консти­туции считается принятым, если он одобрен не менее чем двумя третями от общего числа территориальных депутаций членов Конституционного Собрания.

По варианту Б ("Формирование") члены полномочных деле­гаций субъектов РФ в Конституционном Собрании, образуемых представительными (законодательными) органами государствен­ной власти субъектов РФ являются членами Конституционного Собрания и также получают самостоятельный вес при голосова­нии по проекту новой Конституции.

Требование компетентности ведет к созданию при Консти­туционном Собрании специальной консультативно-экспертной па­латы - Юридического совещания. (Обратим внимание, что это название взято из решения Временного Правительства от 21 сентбря 1917 года, создавшего подобное учреждение для подго­товки к открытию Учредительного Собрания 1918 г.). Во-вто­рых, в самом Конституционном Собрании создаются Рабочая па­лата из его членов - специалистов, а также постоянные комис­сии для работы над разделами и главами новой Конституции России. В-третьих, представляется целесообразным обеспечить возможность депутатам федерального парламента (как опытным и компетентным политикам и специалистам) баллотироваться в состав Конституционного Собрания.

Исходя из стратегического характера предлагаемого инс­титута, законопроект о Конституционном Собрании требует вы­сокой степени согласия депутатских и общественных объедине­ний, различных социальных сил. Подготовка и созыв Конститу­ционного Собрания предлагают правовую форму поиска и закреп­ления общественного согласия в России. Предложенные концеп­ции могут послужить отправной точкой для общественной дис­куссии о дальнейших путях становления конституционного строя в России и преодоления государственного кризиса.

Консультант Комитета Гос.Думы по законодательству, к.ю.н. О.Г.Румянцев

Комментарии:
Быстрый доступ