В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

Совет Безопасности: не пересмотреть ли его статус? (1995)

(опубликовано в: Российская газета, среда 29 марта 1995 года, с.4)

Совет Безопасности: НЕ ПЕРЕСМОТРЕТЬ ЛИ ЕГО СТАТУС?

Вот уже несколько раз в Государственной Думе вста­вал вопрос о Cовете безопас­ности. Думается, не случай­но, ибо этот орган становит­ся все более заметным в системе институтов государ­ственной власти нынешней России.

Неудивительно, что недав­но возникла полемика, когда Президент РФ своим Указом включил председателя Думы в состав Совета безопасности и один из депутатов спра­ведливо обратил внимание — акт сей не вполне корректен.

Совет безопасности попал в своего рода зону «конкури­рующей компетенции» между Президентом и Федераль­ным Собранием. Статус и порядок формирования этого органа до сих пор не урегу­лированы законом. Потреб­ность же в его укреплении очевидна. И Указ — знак то­го, что глава государства на­чал перетягивать канат, коли законодатель молчит.

Я не разделяю раздающих­ся призывов «запретить и от­менить» Совет безопасности ввиду спорности упомянуто­го Указа. Выскажу свои соображения - почему креп­нет потребность в подобном органе.

На мой взгляд, Совет безо­пасности не должен быть со­вещанием по вопросам «си­ловых» ведомств. Он прообраз Государственного Совета, который призван содействовать главе государства в выработке и принятии стра­тегических решений. Именно негласность, авторитарность процесса их принятия не раз в последние годы станови­лись причиной опасного сворачивания с конституцион­ного поля. Госсовет — еще и механизм коллективного контроля, и коллегиальный соратник.

Госсовет может стать за­конным преемником мало просматриваемых, с точки зрения закона, подразделе­ний Администрации Прези­дента, Совета безопасности, Президентского совета и прочих.

Взаимодействие, регуляр­ные встречи представителей ветвей власти нужны для восстановления эффективно­го правления страной. Подоб­ная практика, на мой взгляд, поможет разрешению противоречий между принципом разделения властей и идеей единства государственной власти. Поэтому, быть может, в Конституцию России пред­стоит ввести самостоятель­ную статью 83-1 следующего содержания: «Президент России воз­главляет Государственный Совет России, организация и порядок деятельности которого устанавливаютсяфе­деральным законом.

В Государственный Совет входят также председатель Правительства России, его заместители, государствен­ный секретарь, члены прави­тельства, ведающие вопроса­ми обороны, внутренних дел, безопасности, иностранных дел, юстиции, информации, экономики и финансов, Генеральный прокурор РФ, а также государственные со­ветники, назначаемые Пре­зидентом по согласованию с Государственной Думой. В работе Государственного Со­вета принимают участие председатели палат Феде­рального Собрания, предсе­датели высших органов су­дебной власти РФ, председа­тель Центрального банка.

Государственный Совет вырабатывает рекомендации для главы государства по ос­новным направлениям внут­ренней и внешней политики: вносит предложения по осу­ществлению Президентом его права законодательной ини­циативы; обеспечивает взаи­модействие Президента с ор­ганами государственной вла­сти, государственными уч­реждениями, общественными объединениями, территори­альными и этническими общностями.

Без обсуждения и одобре­ния Государственного Сове­та Президентом РФ не могут быть решены вопросы, затра­гивающие обеспечение ста­бильности конституционного строя и национальной безо­пасности».

Прецеденты предлагаемого института есть в нашей исто­рии. Даже сам термин не нов. Впервые он был введен по совету М. Сперанского в 1801 году и закреплен «обра­зованием» 1810 года. Это был совещательный институт, без одобрения которым никакой проект закона, устава и уч­реждения не мог быть ут­вержден и обнародован вер­ховной властью. «Вняв мнению Государственного Сове­та, постановляем..,» - вот формула Александра I, кото­рой сегодняшняя Россия мо­жет позавидовать.

Словом, нужны полновес­ная поправка в Конституцию и Федеральный закон «О Со­вете безопасности» (луч­ше — «О Государственном Совете»). Только тогда, как представляется, деятельность такого органа будет постав­лена на прочные конститу­ционные и законные основа­ния.

Олег РУМЯНЦЕВ, консультант Комитетапозаконодательству и судебно-правовой реформе Госдумы РФ.

Комментарии:
Быстрый доступ