Если мы всерьёз думаем о национальном согласии и конституционном патриотизме - они нужны и по вопросам общественного и парламентского контроля за деятельностью государственной власти.

В. Лафитский. К вопросу о референдуме

Конституционный вестник № 15, март 1993 г.

В.И.Лафитский, эксперт Конституционной комиссии, кандидат юридических наук

К вопросу о референдуме

I.Намеченный на 11 апреля 1993 г. референдум по основным положениям новой Конституции призван сыграть важную роль не только в становлении новой российской государственности, но и в формировании политически зрелого, осознающего свою ответственность российского общества. На протяжении всей его многовековой истории ему отказывали в доверии. Как с малым ребенком обращаются с ним и сейчас. Политики, публицисты, ученые в один голос, без тени смущения, твердят о неспособности российского народа разобраться в выносимых на референдум принципах конституционного устройства. Что это? Признание в собственной глупости или глубоко укоренившееся презрение к собственному народу? Интеллектуальный и нравственный уровень народа Российской Федерации не ниже уровня населения США, Италии, Франции, Швейцарии и многих других стран, где референдумы проводятся постоянно, и не по двухстраничному тексту, как это предложено Конституционной комиссией РФ, а по конституционным и законодательным текстам, охватывающим нередко многие десятки страниц.

II. Что сложного и мало понятного для себя усматривают наши оппоненты в тексте Основных положений новой Конституции? Достаточно обратиться к самому тексту, чтобы снять обвинения в его усложненности и недоступности для понимания.

  1. Российская Федерация - это суверенное государство с республиканской формой правления. Ее государственное устройство основывается на принципе федерализма.
  2. В Российской Федерации человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личнаянеприкосновенность и безопасность, праваисвободыявляютсявысшейценностьюизащищаются государством. Все равны в нравах и свободах.
  3. В Российской Федерации признаются и гарантируются свобода экономической деятельности, труда и предпринимательства, равноправие всех форм собственности, в том числе государственной, муниципальной, частной, общественных объединений. Никто не может быть произвольно лишен своей собственности. Осуществление права собственности не должно противоречить общественному благу. Государство регулирует хозяйственную жизнь в интересах человека и общества.
  4. Каждый гражданин Российской Федерации вправе иметь и приобретать в частную собственность землю. Владение, пользование и распоряжение землей не должно противоречить интересам общества.
  5. Государство охраняет труд и здоровье людей, обеспечивает право на отдых, право на образование, право на жилище. Оно устанавливает и гарантирует пенсии, пособия и иные формы социальной защиты. Цель государства - достижение благосостояния человека и общества.
  6. Система государственной власти в Российской Федерации строится на принципе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Предметы ведения и полномочия разграничиваются между федеральными органами власти и органами власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а также органами местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, включающей содержание Федеративного договора.
  7. Единственным законодательным органом Российской Федерации является ее Верховный Совет (парламент), непосредственно избираемый народом, действующий постоянно и состоящий из двух палат.
  8. Президент Российской Федерации - всенародно избираемый глава государства - руководит деятельностью исполнительной власти Российской Федерации. Совет Министров – Правительство Российской Федерации формируется Президентом. Председатель и определяемые Конституцией Российской Федерации члены Совета Министров - Правительства назначаются Президентом с согласия Верховного Совета Российской
  9. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит судам. Судьи, присяжные и народные заседатели независимы. Перед законом и судом все равны.
  10. Российская Федерация вправе вступать в союзы и в соответствующих случаях выходить из них.
  11. Конституция Российской Федерации - высший закон страны. Правовые акты и действия, противоречащие Российской Конституции, не имеют юридической силы.
  12. Провести не позднее весны 1994 года одновременно прямые всеобщие выборы народных депутатов Российской Федерации и Президента Российской Федерации.
В этом тексте вызывает сомнения лишь последний, двенадцатый пункт. Но не по содержанию и целям. Досрочные выборы как народных депутатов, так и Президента РФ - один из возможных путей выхода из конституционного кризиса. Но увязывать этот вопрос с основными положениями новой Конституции неправомерно и нелогично.

III. Теперь несколько слов о самой форме текста, который по мнению Конституционной комиссии РФ должен быть вынесен на референдум. Предложено одиннадцать положений (двенадцатый внесен по решению Президиума Верховного Совета РФ), сформулированных в виде конституционных формул. Преимущества данного подхода очевидны. Основные положения в случае их одобрения легко инкорпорируются в текст новой Конституции. Они не допускают разночтений и неопределенности. По сути, эти положения есть ни что иное, как нормы права, в отличие, например, от формулировки вопроса, вынесенного на союзный референдум о сохранении Союза ССР. В этой связи уместно сослаться на опыт зарубежных стран, где референдумы в основном проводятся по соответствующим конституционным и законодательным текстам, а не по отдельным вопросам, выявляющим не волю, а мнение избирателей. Таким образом, Конституционная комиссия РФ предлагает нормоустанавливающий, а не консультативный референдум, который мало чем отличается по своим политико-правовым последствиям от опросов населения.

Далее, Основные положения новой Конституции выносятся на референдум "в пакете", что дает возможность избирателям выразить свою волю но всему тексту в целом, образующему фактически целостные основы нового демократического устройства России. В дальнейшей работе над текстом проекта Конституции Съезд народных депутатов РФ будет связан решением россиян. Именно народ должен стать арбитром в том споре между законодательной и исполнительной ветвями власти, который уже более года расшатывает Российскую Федерацию, парализует государственную власть на всех ее уровнях, препятствует принятию новой Конституции Российской Федерации.

IV. Один из наиболее дискуссионных вопросов, возникающих в связи с проведением референдума - это вопрос о том, при каких условиях референдум может быть признан несостоявшимся. Статья 35 Закона РФ "О референдуме РСФСР" от 16 октября 1990 г. предусматривает две ситуации. По общему правилу (часть 3), решение на референдуме считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, участвующих в референдуме, а в самом референдуме участвовало не менее 50% зарегистрированных избирателей. При проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РФ (часть <!--[if !vml]--><!--[endif>-->4) устанавливается исключение - решение на референдуме считается принятым, если за него проголосовало более половины зарегистрированных избирателей Российской Федерации.

На первый взгляд, референдум по Основным положениям новой Конституции подпадает под действие части 4 Закона "О референдуме РСФСР". Но при более внимательном прочтении текста закона не остается сомнений в том, что такая увязка неправомерна. На референдум 11 апреля 1993 г. не выносятся вопросы принятия, изменения или дополнения Конституции РФ. Текст Основных положений не касается норм ныне действующей Конституции. Не затрагивает он и вопроса о принятии новой Конституции. Основные положения - это не конституция, это и не отдельный самостоятельно существующий правовой акт. Это часть, точнее, стержень новой Конституции, который должен определять содержание всех иных конституционных норм.

Лишь при одном условии характер референдума может быть изменен. Если в текст Основных положений будет внесен вопрос о том, кто должен принимать Конституцию - Съезд народных депутатов или Учредительное Собрание. Как вопрос о принятии (в данном случае - о порядке принятия) Конституции он должен получить одобрение не менее 50% зарегистрированных избирателей. В этой связи удивляет упорство наших радикальных демократов, настаивающих на включении в текст Основных положений вопроса о том, кому народ доверяет разработку новой Конституции - Съезду или Учредительному Собранию. Не трудно спрогнозировать, что в нынешних условиях собрать более 50% голосов избирателей практически невозможно. Таким образом, радетели Учредительного Собрания заведомо обрекают не только Учредительное Собрание, но и саму идею конституционной реформы на провал. Не в этом ли еще одно подтверждение тому, что для многих наших "демократов" основной задачей, как и прежде, остается доказывание, что российский народ к свободе и демократии еще не готов.

V. И последний тезис - о сроках проведения референдума. Хотелось бы верить, что Съезд, Президент, Конституционный суд придут к единому мнению о необходимости переноса срока проведения референдума. Оставшиеся два месяца - срок слишком малый, чтобы в должной мере к нему подготовиться. Кавалерийская атака здесь не уместна, необходима кропотливая работа по его организации. Ставки слишком велики - речь идет о судьбе России. Ее нельзя решать походя, на одном порыве. Необходимы взвешенность, расчетливость, здравый смысл во имя не только собственного спасения, но и спасения великой в своих несчастиях России.

Комментарии:
Быстрый доступ