В.Исаков. Конституция, по которой невозможно жить


Владимир ИСАКОВ

КОНСТИТУЦИЯ, ПО КОТОРОЙ НЕВОЗМОЖНО ЖИТЬ

Трагедия сентября-октября 1993года во многом стала

возможной в результате традиционного в нашей стране неуваже-

ния к Закону и Конституции. Причемсверху донизу. Высшие

должностные лица рассматривают Конституцию как "личное одея-

ло", которым в своих политических играх можно либо прикрыть-

ся, либо отбросить за ненадобностью. К сожалению, и сам пар-

ламент продемонстрировал свою слабость уже тем, что не смог

(или не захотел) остановить беззаконие на его ранней стадии

развития. Увы, депутаты апплодировали ему и сами внесли леп-

ту, незаконно ликвидировав полномочия бывших союзных коллег.

Я тогда предупреждал об опасности этого прецедента.Прошло

два года.Бумеранг вернулся и ударил по российским депутатам.

Это лишь одна из многих причин,породивших ужасные со-

бытия сентября-октября 1993 года. Выход из сложившейся ситу-

ации руководители страны видели в возможности принятия новой

Конституции страны. Однако само ее принятие оказалось спор-

ным по целому ряду позиций.

Конституция 12декабря 1993 года не завершила процесс

конституционного обустройства России, а наоборот усилила те

деформации, которые уже были заложены. К тому же она не была

легитимно подготовленной, небыла согласована и принята

представительными органами власти. Ее вынесли на референдум

с грубейшими нарушениями требований Закона о конституционом

референдуме. И вот теперь всплывают факты подтосовок и фар-

са. Так из Амурской области поступили одни официальные дан-

ные. А сегодня проверка установила, что оказывается Консти-

туция в этой области не прошла...

На встречероссийских депутатов в Европарламенте нашей

делегации прямо заявили, что Россия грубо нарушила требова-

ния к демократическим процедурам. Не были официально опубли-

кованы итоги референдума по округам (их просто скрыли от на-

рода), надолго затянулсяподсчет голосов (он подвергался

частой корректировке), наконец,данные то объявлялись, то

дезавуировались. Это действительновызыввает подозрения в

том, а была ли так всенародно принята Конституция нарефе-

рендуме.

В результате новый парламент России- Государственная

Дума - оказался в очень сложной ситуации.По сути Основной

Закон заменил мнимое полновластие Съезда на реальное полнов-

ластие Президента. Кроме того,едва Конституция вступила в

силу, как в ней стали обнаруживаться многочисленныеюриди-

ческие дыры ипробелы. Уже с первых дней работы Думы мы

столкнулись с неопределенностью понятияобщего числа депута-

тов, которым должны приниматься решения.С другой стороны,

новому парламенту разрешено принимать только законы и поста-

новления6 причем последниеперечислены поименно. Из этого

списка выпал целыйряд вопросов, которые мы вынужденно

оформляем постановлениями. Это касается, например, избрания

председателя и утверждения плана работы. Конституция об этом

умалчивает, а значитнаши решения носят неконституционный

характер, о чем нам тут же указывают из администрации Прези-

дента. Как же можно писать и принимать такую Конституцию, по

которой жить невозможно.

Не легче и правительству, оказавшемуся совершенно бесп-

равным и абсолютно зависимым от Президента. Тот же, согласно

Конституции, не несет никакой ответственности и за исполни-

тельную власть и за реализацию ее курса. Конституция воспро-

извела таким образомв ухудшенном виде прежнюю систему бе-

зответственности высшей власти, которая в старые времена оп-

ределяла все и ни за что не отвечала.

Так что президентская Конституция не выводит из тупика.

Наоборот она тянет в омут экономических и региональных про-

тиворечий, которые уже ясно обозначились год назад.

Но это вовсе не означает, что закрыты все пути. Консти-

туционый процесс должен быть продолжен. Да, собственно, фак-

тически он уже идет. Об этом свидетельствует заключение до-

говора между Россией и Татарстаном, который сделалв этом

направлении новый шаг. Шаг, который может способствовать ук-

реплению России или ее невероятно страшному ослаблению. Все

зависит от того, будет ли развиваться этот процесс стихийно,

вне конституционной базы. Пока же такая опасность есть. И, к

сожалению, нынешняя Конституцияпо многим своим параметрам

не доросла до требований времени и страны.

На каком-тоэтапе мы придем к необходимости внесения

серьезных изменений в Основной Закон или вообще кпринятию

новой Конституции. Сегодняна государственном уровне это

сделать практически невозможно, поскольку с принятием Конс-

титуции закончились полномочия конституционной комиссии. Но

это реально общественным силам, которые организуютинициа-

тивные группы людей, осознающих сложность ситуации, желающих

и готовых работать над созданием действительно демократичес-

кой Конституции России.

Беззаконие и отсутствие подлиннойконституционной за-

конности уже привели к столкновениям в России. Пример подал

сам Президент. Он клялся прежней Конституции, и сам нарушил

ее. Нынешней была уготовлена роль прислужницы,и Президент

ей клятвы не давал. А потому, видимо, нарушает ее чуть ли не

каждый день. Яркий тому пример, случай с Казанником. Прези-

дент незаконно, превысив свои полномочия,взял и назначил

исполняющего обязанности генерального прокурора, не дождав-

шись официального решения об освобождении подавшего вотс-

тавку. Ясно, что это явное нарушение конституционных полно-

мочий. Так же как мешала и нарушалась прежняя, эта, не успев

прижиться, уже мешает и нарушается Президентом. Это создает

куда большую угрозу нового столкновения, чем попытки в нор-

мальных общественных и политических формах продумать и под-

готовить следующий шаг в конституционном развитии России.

В новойКонституции должен быть четко реализован прин-

цип разделения властей. Пока он тодько заявлен, поскольку в

действительности его нет. Мы имеем Президента, который выве-

ден из системы властей и как бы парти над ними, концентрируя

в себе все полномочия государства и являясь,как личность,

гарантом Конституции. По этому поводу даже сатирикишутят:

во всех странахКонституция служит гарантией деятельности

президента, а у насличность президента стала гарантией

Конституции. Это одно.

Второе. Безусловно должны быть более разумносбаланси-

рованы полномочия исполнительной и законодательной властей.

В данной ситуации они деформированы в пользу первой. К тому

же неконституционные решенияо ликвидации местных органов

представительной власти, перераспределениеполномочий в

пользу глав администраций подготовили благоприятную почву и

создали обстановку полной бесконтрольности и беззаконияна

местах.

Третье. Это независимость и самостоятельностьсудебной

власти. По Конституции впервые в истории России появился та-

кой орган как конституционный суд. И он за сравнительно ко-

роткое существование продемонстрировалсвою жизненность и

необходимость, как своеобразногонезависимого арбитра в

конфликтных ситуациях между властями, между центром и регио-

нами. А сегодня и его деятельность практически заблокирова-

на, выведена изрежима нормальной штатной работы. Неужели

нет более необходимости в независимой судебной власти? Прав-

да Президент создал при себе карманную конституционную пала-

ту по информационным спорам. В Основном Законе меж тем ска-

зано, что новые судебные органы, вообще судебная власть,по-

являются не просто законом, афедеральным конституционным

законом. И ужникак не указом Президента. В этих условиях

нет и не может быть подлинной независимости и самостоятель-

ности судебной власти.

И, наконец,самый сложный, самый тяжелый и самый боль-

ной для России вопрос - как уравновесить полномочия центра и

регионов. Без справедливого, детально продуманного и прора-

ботанного решения Россиигрозит развал по образу и подобию

Союзного.

Так как же относиться к нынешней Конституции? Какую по-

зицию в этом вопросе должна занять Дума? После споров и дис-

куссий мы пришли к выводу,что пока Конституция официально

не опровергнута конституционным судом, избирательной комис-

сией или самим парламентом в результате какой-то конституци-

онной процедуры, считать ее действующей.Иначе попадаем в

тяжелейшую ситуацию, при которой прежняя Конституция страны

разрушена и нет никакой конституционной основы для деятель-

ности органов власти. Это, судя по всему, куда более опасная

ситуация. Поэтому мы должны уважатьи соблюдать нынешнюю

Конституцию, не забывая, что время требует от нас совершенс-

твования конституционного строя, который разумно сбалансиру-

ет все стоящие перед Россией проблемы.

Комментарии:
Быстрый доступ