В.Н.Додонов. Как избирают Президента в других странах

В.Н.Додонов

Как избирают президента в других странах

Современная конституционная практика знает немало способов избрания главы государства, обусловленных как самой природой государственного устройства, так и более частными факторами: политической конъюнктурой, национальными правовыми традициями.

В президентских (Бразилия, Мексика) и смешанных республиках (Франция, Португалия) президент избирается народом (избирателями) чаще всего путем прямых выборов, но иногда, как в США, путем выборов косвенных, когда избиратели выбирают выборщиков, а те уже - президента. Такой порядок выборов обеспечивает президенту определенную независимость от парламента, поскольку избиратели дают ему особый мандат на управление. В то же время он таит несомненную опасностьвыхода главы государства из под парламентского контроля и противопоставления (противоборства) двух ветвей власти.

В парламентарных республиках президент избирается парламентом (например, в Чехии, Словакии, Венгрии) или более широкой коллегией с участием парламента (например, в Италии, Индии, Германии). Так, согласно ч. 2 и 3 ст. 101 Конституции Словацкой Республики 1992 года Президента избирает Национальный совет тайным голосованием и большинством не менее 3/5 всех депутатов. ГерманскийФедеральный президент избирается, согласно ч. 1 и 3 ст. 54 Основного закона, Федеральным собранием, которое состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избранных народнымипредставительствами земель согласно принципам пропорциональныхвыборов. Избранный таким путем президент почти всегда является номинальной фигурой. В т.н. “социалистичеких” республиках, в которыхимеется институт президента, он также «избирается» парламентом. Реально этот вопрос предрешается политбюро центрального комитета соответствующей коммунистической «партии» или даже самим генеральнымили первым секретарем, который и становится обычно президентом (хотя бывают и исключения, когда он возглавляет правительство или вообще не занимает особой руководящей государственнойдолжности). Согласно, например, первому предложениюст. 102 Конституции Социалистической Республики Вьетнам 1992 года Президент государства избирается Национальным собраниемиз числа депутатов Национального собрания. Последнее примечательно,ибо последовательно вытекает из принципа так называемогоединства власти - формального полновластия представительныхорганов, в состав которых наряду с прочими депутатами входят руководители всех органов власти. Сама процедура выборов отличается меньшим разнообразием: здесь применяется мажоритарная система чаще всего в два-три тура с перебаллотировкой кандидатов, получивших наибольшее число или не менее установленного минимума голосов. Впрочем, в КонституцииРеспублики Намибия 1990 года записано в п. «б» ч. 2 ст. 28, что туры голосования по выборам Президента будут проводитьсядо тех пор, пока какой-либо из кандидатов не получит абсолютного большинства поданных голосов.

В странах, где президент избирается народом, иногда предусматривается, как, например, в США (поправка XII к Конституции), что если ни один из кандидатов не будет избран в единственном туре всеобщих выборов, то перебаллотировка кандидатов, получившихбольшее число голосов, осуществляется в парламенте или его нижней палате.

Конституции обычно предъявляют к кандидатам в президенты определенные требования.

Конституционные нормы всех государств предусматривают, как правило, однотипный набор квалификаций, которыми должен обладать кандидат на президентский пост. Обычно от кандидата требуется достижение возраста 35-40 лет (в Китае и Монголии 45, в Италии аж 50), хотя в некоторых странах такого требования нет и президентом может стать лицо, которое пользуетсяпассивным избирательным правом по выборам в парламент (например, во Франции). Верхний возрастной предел, как правило, не устанавливается: предполагается, что избиратели сами разберутся, способен ли конкретный кандидат в своем возрасте нести нелегкое бремя президентских обязанностей или нет.Достаточно напомнить, что Де Голлю и Р. Рейгану было далеко за 70, когда их избрали на второй срок.

Кандидат в президенты должен, разумеется, быть гражданином соответствующей страны, причем в некоторых странах, как в США, Намибии, Колумбии, Монголии, на Филиппинах, требуется, чтобы он был прирожденным, а не натурализованным гражданином. Примечательно, что в западноевропейских и даже пост-«социалистических»странах конституционные требования к кандидату в президентыобычно либеральны - достаточно, чтобы он обладал активнымили пассивным избирательным правом и достиг установленноговозраста (Германия, Италия, Чехия, Словакия, Венгрия). В Болгарии и Монголии нужно еще, чтобы он прожил в стране последниепять лет перед выборами, а в Македонии - не менее 10 лет из последних 15-ти. Конституции многих бывших советских республик требуют, чтобы кандидат в президенты владел государственным языком (языками), а иногда - даже в совершенстве.

Нередко президенту запрещается любое совместительство государственных должностей и мандатов. Во многих странах конституцией,законом или обычаем требуется, чтобы президент, находясь в должности, не состоял ни в какой политической партии, тогда как в других странах партийность президента считается вполне допустимой.Такова, например, практика в США, а ст. 96 Конституции Республики Хорватия 1990 года гласит: «Президент Республики не может заниматься никакой другой публичной или профессиональнойдеятельностью, за исключением партийной.»

Говоря о выборах президента, нельзя также не сказать о такой важной конституционной гарантии против узурпации власти “всенародно избранным” главой государства, как ограничения на переизбрание. Сегодня конституции почти всех президентских и полупрезидентских республик в демократическом мире запрещают президенту занимать свой пост более двух сроков подряд. Конституция Мексики не допускает избрание президента даже на второй срок. Безусловно, что такая конституционная норма может оказаться действенной лишь в тех странах, где конституция воспринимается обществом всерьез. В противном случае ничто не мешает провести референдум о продлении президентских полномочий без выборов, что и было сделано на наших глазах в Узбекистане, Туркмении, Кыргызстане.

Комментарии:
Быстрый доступ