Если мы всерьёз думаем о национальном согласии и конституционном патриотизме - они нужны и по вопросам общественного и парламентского контроля за деятельностью государственной власти.

Конституционная комиссия в дни путча. О неконституционности действий "Советского руководства" Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР


Конституционный Вестник №7, сентябрь 1991 года

Конституционная комиссия в дни путча.

Вносится рабочей группой Конституционной комиссии РСФСР

Обращение Верховного Совета РСФСР к Верховному Совету СССР, Комитету Конституционного надзора

О неконституционности действий "Советского руководства" Государственного комитета по чрезвычайному положениювСССР.

В сложившейсяситуациинавысшиеорганы государственной власти СССР - Верховный Совет СССР и Комитет конституционного надзора СССР ложится обязанность и огромнаяответственность - дать компетентную и беспристрастнуюоценкудействиямтакназываемого Государственного комитета по чрезвычайному положению в

СССР.

Группа Лиц,объявившаясебяГосударственным комитетом по чрезвычайным положениям, в .ночь с 18 на 19 августа1991г.совершилагосударственныйпереворот. Произведенанасильственнаяпопыткаизменения установленного в СССР конституционного строя. Грубейшим образом попраны КонституцияСССР, Закон СССР "О порядке введения чрезвычайного положения", нарушение выразилось в

том,что:

1) Произвольно созданы органы (ГКЧП, "Советского руководства"), которые являютсянетолько неконституционными, но и противозаконными. Вопреки ст.2 Конституции СССР ГКЧП узурпировали всю полному власти (законодательной, судебной, исполнительной) в стране, тем самым власть оказалась монополизированной. Поставлен под угрозу (проигнорирован) суверенитет республик.

2) Приостановленофункционированиеважного конституционного органа Совета Безопасности, его полномочия также противоправно присвоены упомянутой группой.

3) неправомерно отстранен от власти Президент СССР М.С. Горбачев, и столь же незаконно его функции принял на себя Вице-Президент Г.Янаев.

4) Нарушен законный порядок введения режима чрезвычайного положения, согласно ст.1 Закона СССР о правовом режиме чрезвычайное положение объявляется:

а) при стихийных бедствиях;

б) при крупных авариях и катастрофах;

в) при эпидемиях, эпизоотиях;

г) при массовых беспорядках.

Ничего этого 18 августа не происходило.

Согласно ст.2 указанного Закона Чрезвычайное положение по всей стране может ввести только Верховный Совет СССР, а в отдельных областях - Президент СССР по просьбе или с согласия Председателя ВерховногоСоветаиливысшегооргана государственной власти (т.е. соответственно Съезда народных депутатов или Верховного Совета) соответствующей Союзной республики. При его отсутствии решение о введении ЧП должно быть незамедлительно внесено на утверждение ВС СССР, для чего требуется большинство не менее 2/3 общего числа членов ВС СССР.

Согласно ст.З Закона СССР "О порядке введения режима чрезвычайного положения" наряду с мотивами и сроками должны быть указаны границы его действия. Как следует из объявленного сообщения, чрезвычайное положение вводится в отдельных местностях, однако территории их не определены. Более того, компетенция ГКЧП распространяется на всю страну.

5) Антиконституционным является . в целом порядок устранения от должности и изоляция законно избранного Президента СССР М.С.Горбачева, а также "вступление" в эту должность Вице-Президента. Нарушена, во-первых, ст.127 п.7 Конституции СССР, на которую при этом делается ссылка, неспособность Президента страны исполнять по состоянию здоровья свои обязанности, предусмотренные ст.127 п.7 как основание для замены Президента Вице-Президентом, не была констатирована теми, кто единственно компетентен на это, т.е. врачами.

Янаев, утверждающий, что Президент болен и не может работать, не врач, но заинтересованное лицо. По этим причинам он не должен официально констатировать такое состояние здоровья Президента, даже если бы оно действительно имело место.

В других странах это делается на основании заключения независимых врачей и принятого в соответствии с ним решения независимого государственного органа (Конституционным или Верховным Судом). Только после этого законный преемник вступает в должность Президента.

Более того, неужели Президент страны настолько болен, что сам не мог ни подписать документ о своей болезни и временном возложении своих обязанностей на Вице-президента, ни выступить по телевидению перед народом по этому вопросу, непременно до временного вступления на эту должность Вице-президента. Зачем вообще изолировать больного Президента при этой ситуации?

Ясно, что формальная ссылка на болезнь Президента -фикция, тем более, что из содержания других документов самозванного ГКЧП ясно, что причиной устранения Президента и узурпации власти в стране Янаевым и его кликой является их недовольство всей политикой Президента.

Но устранить Президента в связи с его политикой можно только на основании п.6 ст.127 Конституции СССР. Эта статья допускает смещение Президента: "...только в случаях прямого нарушения им Конституции и Законов СССР, только Съездом народных депутатов СССР большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов, только по инициативе самого Съезда или Верховного Совета СССР и с учетом мнения Комитета конституционного надзора СССР." Ясно, что для этого не было и нет никаких оснований.

К тому же, провозглашая личность Президента неприкосновенной, п.6 ст.127 не допускает ни его изоляции от общества, ни домашнего ареста, которому Президент страны М.С. Горбачев, по-видимому, подвергнут.

Фактическим арестом Президента СССР и его изоляцией от общества грубо нарушен Закон об охране чести и достоинства Президента СССР.

На основании вышеизложенного, Верховный Совет РСФСР обращается в Комитет конституционного надзора СССР с предложением признать решения самозванного "Советского руководства", постановления и распоряжения Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР противоречащим Конституции и Законам СССР и не имеющими юридической силы. С учетом этого заключения они должны быть немедленно отменены Верховным Советом СССР.

Народные депутаты РСФСР:

Е.А.Амбарцумов Л.Б. Волков Б.А. Золотухин С.А. Ковалев О.Г. Румянцев В.Л. Шейнис Ф.В. Цан-Кай-Си

Эксперты:

В.Л. Зорькин В.А. Кикоть Л.С. Мамут Б.А. Страшун Е.А. Данилов

Комментарии:
Быстрый доступ