Комментарий к ФКЗ "О выборах Президента РФ"

Комментарий к Федеральному закону о выборах

Президента Российской Федерации

Необходимость принятия Федерального закона о выборах Президента российской Федерации вытекает из Конституции РФ.

Принятие Закона явилось результатом продолжительной и кропотливой работы в Государственной Думе. Использовались 3-х сторонние согласительные процедуры, с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и представителей Президента РФ. Наиболее спорными были следующие положения: о не назначении выборов Президента РФ в срок; о гласности в деятельности избирательных комиссий; об обжаловании решений и действий избирательный комиссий и их должностных лиц; о понятии избирательного объединения (блока); о количестве подписей избирателей, необходимых собрать в поддержку кандидата; о статусе кандидата; о недопустимости злоупотребления правом на проведение предварительной аттестации, в том числе на радио, телевидении и в периодических печатных изданиях; о финансировании выборов; о голосовании и определении результатов выборов Президента РФ; о порядке подсчета голосов избирателей на избирательном участке; о наблюдателях; об установлении итогов голосования; о повторном голосовании; об использовании автоматизированной информационной системы; об ответственности за нарушения избирательных прав граждан и др.

Значительная часть указанных вопросов в Законе решена. Некоторые решены не в полном объеме. Однако это обстоятельство не принижает значимости Закона. Само принятие Закона никогда не решает всех имеющихся проблем в этой области, существовавших до его вступления в силу. Действие Закона определит насколько его нормы способны регулировать избирательный процесс и разрешать возможные правовые споры.

Федеральный закон о выборах Президента Российской Федерации занял свое место в системе федеральных законов и другихнормативных актов Российской Федерации. Например: постановление Совета Федерации о назначении выборов Президента Российской Федерации; разъяснения и инструкции Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Настоящий комментарий имеет научно-практическое значение, который может быть полезен избирателям, работникам избирательных комиссий, другим участникам избирательного процесса, и всем тем, кто интересуется избирательным правом и выборами Президента РФ.

Комментарий статьи 1

Перечисленные основные принципы избирательного права в комментируемой статье взяты из ст. 81 Конституции Российской Федерации. Они составляют основу избирательных прав граждан.

Основные принципы избирательного права нашли отражение и содержатся в международно-правовых актах, таких как: “Всеобщая декларация прав и свобод человека” 1948 г., “Международный пакт о гражданских и политических правах” 1966 г., “Декларация о критериях свободных и справедливых выборах” 1994 года. Данные принципы нашли воплощение и в Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных правд граждан Российской Федерации”.

Всеобщее избирательное право означает, что право избирать (т.е. активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) Президентом Российской Федерации принадлежит каждому гражданину по достижении им определенного возраста. Документом, подтверждающим гражданство Российской Федерации, является паспорт или заменяющий его документ (удостоверение личности военнослужащего и др. документы).

Равное избирательное право означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях. На выборах Президента 17 это обеспечивается тем, что избиратели имеют равное число голосов и иные условия, которые одинаковы для всех.

Прямое избирательное право заключается в том, что граждане голосуют “за” или “против” кандидатов на должность Президента Российской Федерации непосредственно.

Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя, при этом он голосует свободно, согласно своему внутреннему убеждению.

Граждане Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, обладают теми же избирательными правами, что и проживающие непосредственно в России.

Комментарий статьи 2

Комментируемая статья устанавливает иерархию федерального законодательства, относящегося к выборам Президента Российской Федерации.

На первом месте, естественно, стоит Конституция Российской Федерации, в которой ряд статей (ст. 81, п.Д, ст. 102 и др.) посвящены выборам Президента Российской Федерации.

Последующее место отведено Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”. Он является рамочным законом и содержит обязательные нормы, обеспечивающие избирательные права граждан, в том числе на административную и судебную защиту и т.д.

Другие федеральные законы, упомянутые в настоящей статье, реализуют отдельные стороны избирательного процесса. Например, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях регулирует общественные отношения, связанные с ответственностью за нарушения избирательных прав граждан.

Кроме этого, федеральный законодатель может принять и иные федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы, связанные с выборами Президента Российской Федерации.

Комментарий статьи 3

В данной статье определен возрастной ценз для активного избирательного права, т.е. возможность избирать по достижении определенного возраста, на день выборов Президента он должен составлять 18 лет.

Для приобретения пассивного избирательного права, т.е. быть избранным, предусмотрен более высокий возрастной ценз для гражданина Российской Федерации - не моложе 35 лет. При этом необходимо постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет. Высокий возрастной ценз и ценз оседлости установлен в связи с тем, что на Президента Российской Федерации возлагаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации сложнейшие политические, экономические и социальные задачи, которые ему предстоит решать.

Вместе с этим, в комментируемой статье указано, кто не имеет права избирать Президента Российской Федерации и кто не может быть им избранным. К их числу Закон относит граждан, признанных судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Эти ограничения содержатся и в Конституции Российской Федерации. Они носят временный характер и для гражданина восстанавливаются в полном объеме после того как он будет освобожден из мест лишения свободы, где он отбывал наказание по приговору суда, или после признания гражданина дееспособным по решению суда. При этом следует иметь в виду, что лица, находящиеся под стражей, в местах принудительного содержания и в отношении, которых еще не вступил приговор суда, имеют право избирать и быть избраным.

Комментарий статьи 4

В пункте Д статьи 102 Конституции Российской Федерации установлено, что Совет Федерации назначает выборы Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

В комментируемой статье конкретизируется процедура назначения выборов Президента Российской Федерации.

Совет Федерации, назначая очередные выборы Президента Российской Федерации, не обременен определением дня голосования, за него это сделал законодатель, записав в Закон, что днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент Российской Федерации. При этом срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев. Время назначения Советом Федерации выборов Президента играет огромную роль как для кандидатов на должность Президента Российской Федерации, так и для всей системы избирательных комиссий, которые осуществляют подготовку и проведение выборов. От этого зависят и сроки проведения мероприятий, связанные с избирательной кампанией, проводимой избирателями, избирательными объединениями (блоками) и кандидатами на должность Президента Российской Федерации.

В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока, законом установлена конкретная дата проведения выборов. Таким днем является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Однако сроки избирательных действий в данной ситуации сокращается на четверть.

Особо следует обратить внимание на части 2 и 4 комментируемой статьи, в которых законодателем установлены гарантии своевременного проведения выборов Президента Российской Федерации. В этих случаях, если Совет Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации, дату выборов Президента Российской Федерации должна объявить ЦИК Российской Федерации, на нее же возлагается и проведение этих выборов.

Законом установлена обязанность для Совета Федерации официально опубликовать Постановление о назначении дня выборов Президента Российской Федерации в СМИ. В данном случае, таким изданием кроме “Российской газеты” может быть и любое иное издание СМИ, куда направит Совет Федерации свое Постановление.

Комментарий статьи 3

В статье определен принцип единого федерального избирательного округа, который включает в себя всю территорию Российской Федерации.

Законом возлагается на всю систему избирательных комиссий, сверху до ее низшего звена, участковую избирательную комиссию, подготовку и проведение выборов, а также контроль за соблюдением избирательных прав граждан. При этом не делается какое-либо отличие от уровня избирательных комиссий. В данном случае, следует иметь в виду, что комментируемая норма носит общий характер. Конкретные полномочия избирательных комиссий соответствующих уровней даны во второй главе настоящего Закона. И, естественно, их права и обязанности необходимо соизмерять с теми полномочиями, которые за ними закреплены. В противном случае неправильное прочтение данной нормы может повлечь смешение полномочий избирательных комиссий различного уровня.

Выполняя свои функции, избирательные комиссии независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это означает, что указанные органы не имеют право вмешиваться в деятельность избирательных комиссий.

Вместе с этим следует иметь в виду, что государственные органы и органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия и учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении материально-технических средств, а равно информационно-организационных материалов и документов (более подробно на эту тему см. комментарий к ст. 22 настоящего Закона).

Закон предписывает избирательным комиссиям исполнять свою деятельность коллегиально. Это основополагающий принцип деятельности избирательных комиссий. Он предполагает объединение, принятие решений всем составом комиссии, в том числе с участием членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, которые имеют право участвовать в обсуждении вопросов, задавать вопросы, получать необходимые материалы и другое, за исключением права голосовать.

Комментарий статьи 6

В настоящей статье указываются три субъекта права выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации. К их числу Закон относит избирателей, избирательные объединения и избирательные блоки.

Первое, каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом (т.е. правом избирать), могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 100 человек для выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации. Возможность выдвижения кандидатов непосредственно избирателями означает, что им необязательно создавать избирательное объединение (блок). Это позволяет им избежать некоторые формальности, которые предусмотрены для избирательных объединений (блоков). С другой стороны, они не освобождены от формальностей, предусмотренных настоящим Законом для избирателей, при выдвижении ими кандидатов на должность Президента Российской Федерации (ст. 33 настоящего Закона).

Второе, избирательным объединением является общероссийское общественное объединение, которое создано в порядке, установленном настоящим Законом и Федеральным законом “Об общественных объединениях”, устав которого предусматривает участие в выборах в органы власти посредством выдвижения кандидатов.

Третье, правами избирательного объединения по выдвижению кандидатов на должность Президента Российской Федерации обладают и избирательные блоки, образуемые на период проведения выборов Президента Российской Федерации. Избирательные блоки могут образовываться не менее, чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона.

Более подробный порядок права выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации указанными субъектами регламентирован в главе четвертой настоящего Закона.

Комментарий статьи 7

В комментируемой статье определены субъекты предвыборной агитации - граждане и избирательные объединения.

Свободное проведение предвыборной агитации, указанное в статье, является одним из условий проведения справедливых выборов. В ходе предвыборной агитации кандидатов на должность Президента Российской Федерации выявляются их взгляды, позиции, платформы, программы и команды. По ним избиратели узнают необходимую информацию о кандидатах и формируют свое представление о кандидатах.

Избиратели и избирательные объединения самостоятельно определяют формы и методы агитации, побуждающие избирателей голосовать “за” или “против” того или иного кандидата на должность Президента Российской Федерации. Однако при этом следует иметь в виду, что формы и методы агитации не должны противоречить федеральным законам.

Субъекты предвыборной агитации имеют равный доступ к государственным средствам массовой информации (телевидению, радиовещанию, периодическим печатным изданиям). Указанные средства массовой информации обязаны предоставлять кандидатам на должность Президента Российской Федерации равные возможности доступа для ведения их предвыборной агитации. Более подробно порядок предвыборной агитации регулируется главой шестой настоящего Федерального закона, а также соответствующей инструкцией ЦИК Российской Федерации.

Комментарий статьи 8

В настоящей статье изложены основные источники финансирования мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации и финансированием его предвыборной агитации.

Источником средств на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов являются средства федерального бюджета, которые ежегодно предусматриваются в Федеральном законе о бюджете Российской Федерации. Основная часть бюджетных денег идет на деятельность избирательных комиссий, другие мероприятия, связанные с выборами Президента Российской Федерации. Другая часть (небольшая) бюджетных денег равномерно распределяется между кандидатами на должность Президента Российской Федерации и поступает в их собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.

Избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации могут формироваться за счет следующих денежных средств:

- средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию ЦИК Российской Федерации;

- собственных средств кандидата, размер которых не может превышать 57,75 млн.рублей;

- средств, которые выделены кандидату, выдвинувшим его избирательным объединением (блоком), инициативной группой избирателей и размер которых не может превышать 2887,5 млн.рублей;

- добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Размер пожертвования физического лица не может превышать 2887,5 тыс.рублей. размер пожертвования юридического лица не может превышать 288,75 млн.рублей. При этом предельная сумма расходов кандидата на должность Президента Российской Федерации за счет средств избирательного фонда не может превышать 14437,5 млн.рублей. Более подробно вопросы финансирования см.комментарий к главе YII настоящего Закона, а также Инструкцию “О порядке учета и поступления денежных средств в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации и расходования этих средств”, утвержденную Постановлением ЦИК Российской Федерации от 1 февраля 1996 года № 73/605-11.

Комментарий статьи 9

Принципы открытости и гласности являются важнейшими требованиями при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации.

Указанные принципы означают доступность для каждого субъекта избирательного процесса получения информации о подготовке и проведении выборов.

Гласность и открытость в подготовке и проведении выборов являются принципами деятельности избирательных комиссий всех уровней, а также органов государственной власти и местного самоуправления, оказывающих содействие избирательным комиссиям.

Обязанность этих органов публиковать свои решения является важнейшей гарантией избирательных прав граждан Российской Федерации, а равно помогают другим участникам избирательной компании (избирательным объединениям (блокам), инициативным группам избирателей, уполномоченным представителям избирательного объединения (блока), кандидатам на должность Президента Российской Федерации) ориентироваться в мероприятиях и сроках по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации.

Государственные средства массовой информации обязаны публиковать решения и сообщения избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации. Сроки опубликования решений, указанных субъектов, касающиеся тех или иных вопросов подготовки и проведения выборов, различны. Они определяются в различных статьях настоящего Федерального Закона.

Комментарий статьи 10

Глава II настоящего закона определяет систему, порядок формирования, полномочия избирательных комиссий, статус члена избирательной комиссии и другие вопросы.

Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы в 1995 г. обеспечивала пятизвенная система избирательных комиссий. Так как, необходимость формирования 225 окружных избирательных комиссий - по числу одномандатных избирательных округов была нужна при выборах депутатов, естественно, при выборах Президента такая необходимость отпала. Закон о выборах Президента РФ устанавливает четырехзвенную систему.

Основным признаком системы избирательных комиссий, является ее функциональное и организационное единство, с некоторыми элементами централизма. Все уровни комиссий осуществляют подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации. При этом каждое звено - уровень избирательных комиссий решает в пределах полномочий, установленных настоящим законом свои обязанности, не подменяя другие звенья. В этом механизме отсутствует отношения административной подчиненности. Слаженность системы определяется разделением полномочий от участковой до Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, которая находится на вершине пирамиды и на которую возлагается руководство деятельностью всех других избирательных комиссий.

Основы организации и деятельности избирательных комиссий одинаковы и расписаны в настоящей главе.

Избирательные комиссии осуществляют свою деятельность коллегиально, открыто и гласно.

Порядок формирования различных звеньев избирательных комиссий отличается друг от друга. При этом территориальные комиссии могут быть районными, городскими и другими.

Комментарий статьи 11

В соответствии со ст.12 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 человек с правом решающего голоса. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной Думе. Другие 5 членов ЦИК РФ назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации. Члены комиссии должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права.

Назначение членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом России расширяет представительный и независимый характер состава избирательной комиссии.

При выдвижении кандидатур палатами Федерального Собрания происходит обсуждение предложенных кандидатур. При этом в Совете Федерации списки кандидатур могут формироваться по группам субъектов Российской Федерации. В Государственной Думе применяется принцип представительства от депутатских объединений. Голосование происходит тайно.

Назначенным на должность члена ЦИК РФ от Государственной Думы и Совета Федерации считается лицо, получившее при голосовании в палате большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации.

Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации определяет порядок избрания руководителей ЦИК РФ. Комиссия самостоятельно выбирает своего Председателя, его заместителя и секретаря тайным голосованием. По выдвинутым кандидатурам проводится обстоятельное обсуждение. Порядок избрания руководителей ЦИК РФ одинаков. Избранным считается тот, кто получил в результате тайного голосования более половины голосов от общего числа членов комиссии.

Нынешняя ЦИК РФ сформирована постановлением Государственной Думы от 23 декабря 1994 г., постановлениями Совета Федерации от 2 марта и 11 апреля 1995 г. и Указом Президента РФ от 6 марта 1995 г. Руководители ЦИК РФ избраны на своем заседании 26 марта 1995 г.

Наряду с членами ЦИК РФ с правом решающего голоса, в ее состав входят члены комиссии с правом совещательного голоса. Данное членство определено для всех уровней избирательных комиссий. Право назначения члена ЦИК РФ с совещательным голосом принадлежит избирательным объединениям (блокам). Назначение может быть осуществлено после того, как избирательное объединение (блок) будет зарегистрировано в ЦИК РФ.

Статусы члена ЦИК РФ с правом решающего голоса и члена ЦИК РФ с правом совещательного голоса отличны. Их полномочия определяются статьей 19 настоящего Закона.

Комментарий статьи 12

Согласно данной статьи в каждом субъекте Российской Федерации создается избирательная комиссия субъекта Федерации. Всего во всей Федерации их может быть 89 избирательных комиссий, соответственно количеству субъектов.

В соответствии с настоящей статьей и статьей 13 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации избирательные комиссии субъектов Федерации формируются законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Законодательный и исполнительный орган принимает решение о назначении членов комиссии самостоятельно. Количественный состав каждой конкретной избирательной комиссии может устанавливаться согласованными решениями законодательного и исполнительного органами субъекта Федерации. Это связано с тем, что комментируемая статья установила максимальную и минимальную численность членов данной комиссии. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается законодательным органом. Фактически это означает паритетный принцип формирования комиссии. В случае, если состав комиссии решено сформировать из четного числа членов, проблем при голосовании в комиссии это не вызовет так как, при равном числе “за” и “против” голос председателя избирательной комиссии является решающим.

Отличительной чертой по сравнению с формированием ЦИК РФ является то, что комиссия субъекта образуется с учетом предположений общественных объединений, выборых органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Это норма Закона позволяет общественности участвовать в формировании комиссии субъекта Федерации.

В случае, если органы общественного самоуправления выдвинули более достаточного количества кандидатов в состав избирательных комиссий, законодательные и исполнительные органы должны (но не обязаны) отдать предпочтение тем кандидатам, которые уже зарекомендовали себя как активные участники избирательных кампаний в прошлом или как квалифицированные специалисты и ответственные работники.

Возможна ситуация пассивного поведения участников формирования комиссии. В таких условиях органы законодательной и исполнительной власти имеют возможность инициировать активность субъектов права выдвигать предложения в состав комиссий.

После того, как комиссия сформирована, закон предписывает избрание тайным голосованием на первом своем заседании председателя, заместителя и секретаря. При этом установлено, что они как правило должны иметь юридическое образование. Данная норма означает, что если ни все трое, то хотя бы один или два руководителя должны иметь юридическое образование. Настоящее требование, предъявляемое к руководителям комиссии вытекает из тех задач, которые возлагаются на комиссии субъектов Федерации по вопросам подготовки и проведения выборов Президента РФ. Эти вопросы должны быть в поле зрения законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а равно ЦИК РФ.

Комментарий статьи 13

Территориальные избирательные комиссии в системе избирательных комиссий занимают место между комиссией субъекта Российской Федерации и участковыми комиссиями. Они создаются на территории субъекта Федерации и их может быть несколько, в зависимости от численности населения избирателей субъекта Российской Федерации. Территориальная избирательная комиссия формируется на территории города, городского района (в больших городах), сельского района. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей может быть также создано несколько территориальных комиссий. Решение по данному вопросу, согласованное с ЦИК РФ, принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

Территориальную избирательную комиссию формирует выборный орган местного самоуправления с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.

В случае, если в административно-территориальных единицах отсутствуют выборные органы местного самоуправления или они находятся на стадии становления и отсутствует возможность определить кандидатур в состав комиссии в срок, формирование территориальной избирательной комиссии производится соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, которая также учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.

Кроме членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, в ее состав входят по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голосов. Члена комиссии с совещательным голосом имеет право назначить зарегистрированный кандидат на должность Президента РФ. При этом законом допускается возможность зарегистрированному кандидату назначить члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую территориальную избирательную комиссию.

Статус члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса определяется в статье 19 настоящего Федерального закона.

Комментарий статьи 14

В комментируемой статье определено, что участковая избирательная комиссия формируется выборными органами местного самоуправления не позднее чем за 44 дня до дня выборов в количестве 5-10 членов. При выдвижении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии выборный орган местного самоуправления собирает и учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.

Формирование комиссии за 44 дня до дня выборов обусловлено тем, что на низшее звено системы избирательных комиссий падает вся тяжесть подготовки и проведения выборов в день голосования.

За этот период члены комиссии должны быть подготовлены для проведения выборов. Знали свои права и обязанности, могли профессионально ориентироваться в различных ситуациях, которые могут возникнуть в день голосования.

Кроме этого, в случае, если выборный орган местного самоуправления не сформирует комиссию в срок, формирование участковой избирательной комиссии будет производится соответствующей территориальной избирательной комиссией с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.

Вместе с тем, настоящий закон не ввел обязательного требования иметь юридическое образование руководителям участковых избирательных комиссий. Однако следует иметь ввиду, что на участковые комиссии возлагается составление списков избирателей по избирательному участку, контроль за соблюдением на территории участка правил размещения агитационных материалов, организация на участке голосования в день выборов, рассмотрение жалоб (заявлений) на нарушения настоящего закона и иные полномочия. Поскольку они все это должны осуществлять в соответствии с требованиями федерального законодательства, представляется целесообразным при формировании участковых избирательных комиссий назначить в их состав лиц, имеющих юридическое образование.

Как и в избирательные комиссии иного уровня, кроме членов участковой избирательной комиссии с правом решающегося голоса, каждый зарегистрированный кандидат на должность Президента РФ вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую участковую избирательную комиссию .

При выборах депутатов Государственной Думы 17 декабря 1995 года было сформировано свыше 94 тыс. участковых избирательных комиссий.

Кроме членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, каждый зарегистрированный кандидат на должность Президента РФ,каждое избирательное объединение (блок) в день голосования вправе назначить в соответствующие участковые комиссии по одному наблюдателю, который имеет право находиться в помещении для голосования с 8 часов - начала голосования и до окончания оформления документов об итогах голосования. Вместе с этим они имеют право получать заверенные копии этих документов.

Наблюдатели от кандидатов на должность Президента РФ и от избирательных объединений (блоков) могут направляться на избирательные участки, но при условии, если им делегируется такое право специальным решением. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены надлежаще оформленным документом - заявкой в участковую избирательную комиссию.

Федеральное законодательство не допускает вмешательства наблюдателей в работу участковой избирательной комиссии.

Если наблюдатель обнаружит или заметит отступления от порядка голосования, подсчета голосов или оформления документов, он вправе обратиться к председателю, заместителю или секретарю избирательной комиссии с предложением об устранении нарушений. Наблюдатель имеет право подать письменную жалобу (заявление), которая должна быть рассмотрена участковой избирательной комиссией. В случае, если наблюдатель не согласен с действиями (бездействием) и решениями комиссии или их должностных лиц он имеет право обратиться в соответствующую вышестоящую комиссию.

Комментарий статьи 15

Полномочия ЦИК РФ, условно, можно разделить на следующие группы: первая, связанная с руководством ЦИК РФ деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ; вторая, связанная с кандидатами на должность Президента РФ, его доверенными и уполномоченными лицами, избирателями, избирательными объединениями (блоками) как основными участниками избирательного процесса; третья, затрагивающая отношения с государственными органами, органами местного самоуправления, государственными предприятиями, учреждениями и организациями их должностными лицами, общественными объединениями; четвертая, связанная с контрольной и правоприменительной деятельностью ЦИК РФ.

Полномочия всех четырех групп в одинаковой степени важны, взаимосвязаны и направлены на обеспечение и проведение выборов Президента РФ.

Основной смысл руководства ЦИК РФ комиссиями другого уровня заключается в поддержании слаженного и эффективного режима деятельности всей системы избирательных комиссий.

Устанавливая компетенцию ЦИК РФ Федеральный закон определяет основные ее полномочия, кроме этого указывается, что ЦИК РФ может осуществлять иные полномочия в соответствии с настоящим законом и Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”. Тем самым подчеркивается, что данная статья не дает полный исчерпывающий перечень полномочий ЦИК РФ.

Применительно к руководству избирательными комиссиями, важное значение для нормальной деятельности комиссий является распределение средств, выделяемых из федерального бюджета на финансовое обеспечение выборов Президента РФ. Данную функцию осуществляет ЦИК РФ.

К числу наиболее важных полномочий ЦИК РФ относится обеспечение единообразного применения федерального законодательства. В частности, она издает инструкции иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Федерального закона, обязательные для всех избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов Президента РФ. Кроме этого ЦИК РФ осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов.

Формы и способы контроля могут быть разнообразными. ЦИК РФ следит за тем, чтобы федеральное законодательство, инструкции и иные нормативные акты ЦИК РФ о выборах исполнялись всеми участниками избирательного процесса. Законом установлено также рассмотрение жалоб и заявлений на решение и действия нижестоящих избирательных комиссий их должностных лиц. Наряду с этим ЦИК РФ может по собственной инициативе, а равно по жалобе заявителя изучить решения и другие документы комиссий, провести проверку их работы, готовность к выборам, осуществить финансовую проверку и ревизию и т.д.

Настоящее статья не устанавливает ограничения на уровень нижестоящих комиссий, которые могут обратиться в ЦИК РФ с жалобой (заявлением). Однако практика свидетельствует о том, что перепрыгивание через различные уровни комиссий может привести к запутыванию ситуации и спора, что в конечном счете затянет и усложнит решение проблемы.

К полномочиям ЦИК РФ, определяемых Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”, относится осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан. Например, наличие граждан в списках избирателей. Возможность голосовать вне своего избирательного участка, доступ к образцам избирательных документов и т.д.

Следует выделить группу полномочий ЦИК РФ, в которую входят полномочия, связанные с юридически оформляющими действиями. К их числу следует отнести: регистрацию избирательных объединений (блоков); регистрацию кандидатов на должность Президента РФ и их доверенных лиц; выдачу кандидатам и их доверенным лицам удостоверения установленного образца; установление формы избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов; установление единого порядка обработки итогов голосования и т.д. Порядок установления этих действий в ряде случаев определен другими статьями настоящего Федерального закона.

Кроме указанных полномочий, ЦИК РФ имеет право заслушивать сообщения министерств и ведомств, других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов. При подготовке такого заслушивания министерства и ведомства обязаны представить необходимые сведения ЦИК РФ по интересующейся ее вопросам.

Практика выборов депутатов Государственной думы 17 декабря 1995 г., свидетельствует о том, что ЦИК РФ неоднократно прибегал к такой форме сотрудничества. Благодаря таким заслушиваниям оперативно устраняются недостатки в деятельности отдельных организаций в процессе подготовки и проведения выборов.

Согласно комментируемой статье ЦИК РФ является постоянно действующим органом. Это означает, что ЦИК РФ работает постоянно, а не только в период проведения выборов. Это дает возможность членам комиссии или ее части работать на штатной основе. Для осуществления деятельности ЦИК РФ ею создается аппарат, техническое, информационное, методологическое обеспечение работы ЦИК РФ. Квалифицированные действия аппарата могут в значительной степени облегчить деятельность Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Штатный состав аппарата который работает на постоянной основе не зависит от периодического обновления состава самой ЦИК РФ.

Комментарий статьи 16

В настоящей статье статус избирательной комиссии субъекта Российской Федерации определен применительно к выборам Президента Российской Федерации. Фактически данная комиссия формируется для подготовки и проведения выборов всех избираемых федеральных органов государственной власти. Кроме этого комиссия создается для проведения выборов органов государственной власти субъектов Федерации.

В системе избирательных комиссий комиссия субъекта Федерации находится между ЦИК РФ и территориальными, участковыми комиссиями. В отношении нижестоящих комиссий комиссия субъекта Федерации координирует их деятельность, с другой стороны она находится под руководством ЦИК РФ. Такое положение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации отражено в федеральном законодательстве, в частности в законах о выборах Президента Российской Федерации, овыборах депутатов Государственной Думы, об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации.

Комментируемая статья возлагает на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации обеспечение взаимодействия ЦИК РФ и органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Это означает, что ЦИК РФ решает вопросы подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации через нижестоящие комиссии. Однако ЦИК РФ имеет право и по собственной инициативе непосредственно обратиться к государственным органам власти субъектов Федерации.

Координационная деятельность комиссии субъекта по отношению нижестоящим избирательным комиссиям предполагает ее влияние на деятельность этих комиссий. Например, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации распределяет между территориальными избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на подготовку и проведение выборов, осуществляет контроль за целевым использованием денежных средств, следит за выполнением нижестоящими комиссиями методических и иных рекомендаций ЦИК РФ и др.

Вместе с этим комиссия субъекта наделена правом осуществлять контроль за законностью проведения выборов на территории соответствующего субъекта Федерации, следить за законностью действий других комиссий. Кроме того, полномочия избирательной комиссии субъекта Федерации касающиеся осуществления обязательных избирательных действий сводятся к обеспечению изготовления избирательных бюллетеней и снабжению ими территориальных избирательных комиссий, установлению единой нумерации, а также установлению итогов голосования при выборах Президента Российской Федерации и передачи их в ЦИК РФ.

Являясь юридическим лицом и работая на постоянной основе, комиссия субъекта исполняет свои обязанности непрерывно в течении четырех лет. Это дает возможность членам комиссии работать по собственной инициативе на штатной основе, а комиссии иметь собственный постоянный вспомогательный аппарат для обеспечения своей работы.

Комментарий статьи 17

Согласно смыслу комментируемой статьи территориальная избирательная комиссия может быть районной, городской, районной в городе (с большой численностью избирателей) и др.

На них возлагаются обязанности координировать деятельность участковых избирательных комиссий, осуществлять контроль за подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации.

Занимая в системе избирательных комиссий место между избирательной комиссией субъекта и участковыми комиссиями, территориальная комиссия с одной стороны, работает под координацией и руководством вышестоящей комиссии, а с другой стороны имеет возможность сама активно воздействовать на нижестоящие участковые комиссии. В частности, территориальная комиссия распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов и распределяет их между участковыми комиссиями, организует доставку избирательных документов на избирательные участки, оказывает организационно-техническую помощь участковым комиссиям, устанавливает итоги голосования при выборах Президента Российской Федерации на соответствующей территории, сообщает их средствам массовой информации. Более подробный порядок становления процедуры установления территориальной комиссией итогов голосования определен в статье 53 настоящего Федерального закона.

Кроме этого, на территориальную комиссию возлагается передача протоколов об итогах голосования в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

В территориальных избирательных комиссиях до истечения срока их полномочий хранятся:

второй экземпляр протокола территориальных избирательных комиссий со сводными таблицами, списками членов территориальных комиссий с правом совещательного голоса, списками наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений (блоков), иностранных наблюдателей, списками представителей СМИ, заверенными копиями жалоб (заявлений) и принятыми по ним решениями, особыми мнениями членов избирательных комиссий.

По истечении сроков хранения указанных документов они передаются в соответствующую комиссию субъекта Российской Федерации.

Порядок хранения и передачи в архивы документов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации устанавливается ЦИК РФ.

Деятельность территориальной избирательной комиссии осуществляется на временной основе и истекает после официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации, соответственно и аппарат комиссии работает временно. в этих условиях комиссиям субъектов Федерации важно не растерять специалистов по выборам, которых каждый год все труднее и труднее подбирать. Указанную проблему следует отслеживать и выборным органам местного самоуправления, которые предлагают кандидатов в состав территориальных избирательных комиссий.

Комментарий статьи 18

Участковая комиссия занимает самое низовое звено в системе избирательных комиссий. Их количество на прошедших выборах депутатов Государственной Думы равнялось приблизительно 94 тысячам. Участковые комиссии ближе всех находятся к избирателям. Они составляют списки избирателей, проверяют их соответствие по избирательному участку, проводят ознакомление избирателей со списками избирателей, рассматривают заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей, решают вопрос о внесении в него соответствующих изменений и другое.

Порядок осуществления полномочий участковых избирательных комиссий по вопросам образования избирательных участков, составления списка избирателей и порядка его составления, а также порядка включения граждан в списки избирателей и ознакомление их со списками более подробно прописан в ст.ст.24-27 настоящего Федерального закона (см. комментарии к этим статьям).

Порядок голосования, помещение для голосования, подсчет голосов на избирательном участке, соответственно, регламентируется в ст.ст.49-52 настоящего закона (см. комментарий к этим статьям).

Согласно комментируемой статье участковая избирательная комиссия работает на временной основе. Она создается для данных выборов и на период проведения их. Срок ее полномочий истекает после официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации. Немногочисленный аппарат, который обеспечивает работу комиссии, также как и участковая комиссия работает на временной основе.

Комментарий статьи 19

В комментируемой статье определяются права и обязанности членов избирательной комиссии независимо от уровня избирательной комиссии. Это обстоятельство лишний раз подчеркивает единство системы избирательных комиссий.

В части второй настоящей статьи установлены ограничения для вхождения в состав избирательных комиссий лиц, связанных с кандидатами в Президенты Российской Федерации, так как есть угроза, что они не смогут беспристрастно осуществлять свои полномочия при работе в комиссии. Понятие “близкие родственники” дано в ст. 20 КЗОТ РСФСР, где указывается, что этими лицами являются: родители, супруги, братья, сестры, родители и дети супругов.

Права и обязанности члена избирательной комиссии можно условно разделить на две категории, а именно, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса. Основное их отличие заключается в том, что члены комиссии с совещательным голосом в голосовании не участвуют. Хотя они имеют право активно обсуждать вопросы, вносить предложения в повестку дня, участвовать в работе комиссии, выступать, получать и знакомиться с документами, задавать вопросы, получать на них ответы по существу и отвечать на вопросы.

Настоящая статья устанавливает порядок, в соответствии с которым обязанности членов комиссий с правом совещательного голоса в ЦИК Российской Федерации, избирательных комиссиях субъектов Федерации продолжаются до окончания регистрации кандидатов на должность Президента Российской Федерации на следующих выборах, если кандидат, назначивший их, избран Президентом Российской Федерации. Полномочия остальных членов с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации.

Члену комиссии с правом совещательного голоса, чей кандидат избран Президентом Российской Федерации, выдается удостоверение члена ЦИК Российской Федерации с правом совещательного голоса установленного образца.

Комментарий статьи 20

Важной характеристикой выборов является то, что они проходят гласно и открыто. Данное требование является неотъемлемым свойством и важнейшей гарантией против их фальсификации.

Во многом гласность всей избирательной кампании определяют по деятельности избирательных комиссий. Настоящий закон регламентирует условия гласности в различных статьях.

В настоящей статье указано, кто может присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, что публикуется в СМИ.

Подробно прописан порядок работы комиссий в день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до окончания оформления документов об итогах голосования на избирательных участках (более подробно порядок подведения итогов голосования на избирательном участке см. ст. 52 настоящего Закона).

Закон предусматривает возможность присутствия на избирательных участках наблюдателей. Их полномочия должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом в Президенты, общественным избирательным объединением (блоком), чьи интересы он представляет, с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Указаны его права, в том числе обжаловать действия (бездействия) участковой избирательной комиссии. Вмешательство в действия комиссии не допускается.

Решения избирательных комиссий публикуются в СМИ в сроки, установленные настоящим Законом. Кроме этого ЦИК Российской Федерации имеет свой официальный печатный орган, в котором публикуются все решения ЦИК Российской Федерации, в том числе разъяснения, инструкции и другие документы

Комментарий статьи 21

Основной принцип организации деятельности комиссий является - коллегиальность. Он означает, что в работе комиссии должны участвовать все ее члены.

На заседаниях комиссий возможно отсутствие некоторых ее членов по уважительным причинам, но кворум для принятия решений и работы комиссий в большинстве случаев равняется более половины от общей численности членов комиссии. При этом в случае равного числа голосов “за” или “против” голос председателя комиссии является решающим.

В комментируемой статье специально указаны случаи, когда решения принимаются простым большинством голосов от числа присутствовавших, а когда - от общего числа и т.д.

Законом предусмотрена возможность членам избирательной комиссии, которые не согласны с решением, принятым комиссией высказать в письменной форме особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее, чем в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно.

В комментируемой статье не определяется, как принимаются решения избирательной комиссией - тайным или открытым голосованием. А как правило это установлено в Регламенте или в положении о соответствующей избирательной комиссии.

Например, более подробно организация и процедура деятельности ЦИК Российской Федерации описана в “Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации”, принятом 28 июня 1995 года. В нем подробно описаны: порядок избрания Председателя, заместителя и секретаря ЦИК Российской Федерации, их права и обязанности; права и обязанности членов комиссии; порядок проведения заседаний ЦИК Российской Федерации; порядок голосования на заседаниях; порядок принятия решений ЦИК Российской Федерации; права, обязанности и ответственность работников Аппарата Комиссии; контрольные функции ЦИК Российской Федерации за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации и т.д.

Избирательная комиссия, действующая на постоянной основе, имеет свой вспомогательный аппарат, структура и штаты которого устанавливаются избирательной комиссией в пределах выделенных ей бюджетных средств. Их аппараты работают на постоянной основе и не зависят от переизбрания состава комиссии.

Комментарий статьи 22

Избирательные комиссии выполняют свои функции независимо от органов государственной власти и местного самоуправления.

Вместе с этим комиссии взаимодействуют с этими органами. Практика проведения выборов депутатов Государственной Думы 17 декабря 1995 г. свидетельствует о том, что ЦИК РФ неоднократно заслушивала на заседаниях информацию Министерств и ведомств о подготовке проведения выборов.

Условно можно разделить на две группы вопросов, по которым комиссии вправе ожидать помощи от соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, а также их должностных лиц, а именно: материально-техническое и информационно-организационное обеспечение, деятельности избирательных комиссий.

Избирательные комиссии, заботясь о создании необходимых условий для своей деятельности, совместно с руководством государственных органов и органов местного самоуправления определяют потребность в помещениях для своего размещения с учетом количества штатных работников, исходя из общепринятых норм служебной площади на члена комиссии и работника аппарата, а также с учетом проведения регулярных заседаний избирательной комиссии.

Кроме этого, государственные органы и органы местного самоуправления и другие организации представляют материалы и информацию, причем в сроки, обеспечивающие своевременную организацию избирательной кампании на разных стадиях ее подготовки.

Следует также иметь ввиду, что оказание содействия избирательным комиссиям фактически означает не право, а прямая обязанность указанных органов и их должностных лиц.

Комментарий статьи 23

Комментируемая статья предусматривает два вида обжалования решений, действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц: первый, в административном порядке, то есть в вышестоящую избирательную комиссию, за исключением решений ЦИК Российской Федерации, поскольку она является центральным и высшим органом в системе избирательных комиссий, и, второй, в судебном порядке в суд соответствующего уровня. Например, в отношении решений ЦИК Российской Федерации прямо указано, что ее решения, действия (бездействие), а равно должностных лиц обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации.

Два вида возможного обжалования решений, действий избирательных комиссий имеет большое практическое значение. Выбор одного или обоих видов обжалования зависит от желания заявителя, обжалующего такое решение и никак не связан применением или неприменением одного из них. Об этом указано в части второй настоящей статьи, где говорится, что обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным предварительным условием для обращения в суд.

В случае обращения заявителя в вышестоящую избирательную комиссию она вправе не только отменить решение нижестоящей комиссии, но и принять самостоятельное решение по существу жалобы или рекомендовать комиссии вернуться вновь к рассмотрению обжалуемого вопроса.

Использование административного пути обжалования решений может оказаться быстрым и качественным способом разрешения спора, так как он рассматривается среди специалистов в области избирательного права, которые обладают правоприменительной практикой.

В отличие от административного производства участники судебного процесса по делам, возникающим из административно-правовых отношений, обладают одинаковыми правами и обязанностями. Однако механизм и процедура рассмотрения дел, связанных с нарушением избирательных прав желает оставлять лучшего. Кроме этого механизм исполнения судебных решений в настоящее время устарел, несовершенен и затруднителен для исполнения.

Оба вида обжалования решений, действий (бездействий) избирательных комиссий может взаимно дополнять друг друга и их следует использовать в интересах справедливости и поиска верного решения.

Настоящая статья устанавливает сроки рассмотрения жалоб (заявлений), поданных в вышестоящие комиссии, которые рассматривают их за 5 дней до выборов и в день выборов - немедленно (см.также комментарий 4.4 ст.27, ч. 3 ст.34, ч. 5 ст. 35 настоящего Закона). В отличие от обычных сроков рассмотрения жалоб судами настоящий Закон устанавливает сокращенные сроки.

Судопроизводство по рассмотрению дел, возникающих из административно-правовых отношений, основывается на тех же принципах, что и исковое. Однако имеются некоторые отличия, которые обусловлены спецификой этих дел. Например, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР установлено участие прокурора при рассмотрении жалобы на неправильность в списках избирателей (ст. 237 указанного Кодекса). Исключается возможность мирового соглашения, предъявление встречного иска (заявления) и т.д.

Вместе с этим следует иметь в виду, что федеральным законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность за нарушение избирательных прав.

В принятом 24 марта 1995 года Федеральном законе “О внесении изменений и дополнений в УК РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях” регламентируется ответственность за нарушение избирательных прав, в частности, он расширяет круг лиц, привлекаемых к ответственности, а также предусматривает более высокие меры наказания в зависимости от совершенных правонарушений и т.д.

Комментарий статьи 24

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей административно-территориальные единицы разбиваются на избирательные участки. Избирательный участок является первичной территориальной единицей на выборах Президента Российской Федерации. Избирательный участок может охватывать часть территории населенного пункта, весь населенный пункт или объединять несколько населенных пунктов, расположенных по соседству друг от друга.

Образование избирательных участков является обязанностью глав местной администрации. При определении границ избирательного участка исходят из количества зарегистрированных избирателей, согласно ч. 3 настоящей статьи.

Законом не устанавливается минимальная численность избирателей, достаточная для образования избирательных участков. В санаториях, профилакториях, больницах, местах временного пребывания избирателей, на судах, полярных станциях численность избирателей может быть совсем небольшой. При этом избирательные участки в исключительных случаях могут образовывать не позднее, чем за пять дней до дня выборов.

Число избирателей на каждом избирательном участке является примерным, но оно не должно превышать 3000 избирателей, с учетом административно-территориального деления в субъекте Российской Федерации. Избирателям должны создаваться максимальные удобства для голосования. Для этого проживающим на территории - избирательном участке избирателям организуется голосование в одном помещении, где и производится первичный подсчет голосов избирателей. у каждого избирательного участка имеется свой номер, присваиваемый в ходе соответствующих выборов.

Образование избирательных участков на территориях иностранных государств возлагается на руководителей дипломатических представительств или консульских учреждений и является одной из важных гарантий избирательных прав граждан, пребывающих в этих странах.

Законом предписана публикация списков избирательных участков, которая необходима для того, чтобы избиратели могли своевременно ознакомиться с этими документами, уточнить и получить необходимую информацию.

Регистрация избирателей должна осуществляться автоматически, а своевременное обновление списка возложена на соответствующие органы местного самоуправления, государственные органы, учреждения и должностных лиц, упомянутых в перечисленных федеральных законах и нормативных актах.

Комментарий статьи 25

Составление списка избирателей является одной из важнейших полномочий участковых избирательных комиссий. Формирование списка, внесение в него в качестве избирателей граждан, отвечающих установленным законом требованиям служит одной из гарантий избирательных правд граждан Российской Федерации.

Принципы составления списка избирателей, закрепленные в статье, сложились в российских законодательных актах значительно раньше. В настоящем Законе они прописаны более подробно.

Составление списка избирателей осуществляется участковой избирательной комиссией на основе данных, представляемых главой местной администрации. дважды в год список подвергается серьезному уточнению. Однако следует иметь в виду, что такую работу провести двумя мероприятиями сложно. Представляется целесообразным данный вопрос держать в постоянной готовности и для этого есть соответствующая нормативная база.

Порядок составления списков урегулирован Временным положением “Об организации общегосударственной системы регистрации (учета) избирателей”, утвержденным Постановлением ЦИК Российской Федерации от 14 апреля 1995 г. № 21.

В свою очередь Положение базируется на нормах федеральных законов “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”, “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, а также Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 227 “Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы” иПостановленияПравительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 г. № 1454 “О разработке проекта федеральной целевой программы “Создание общегосударственной системы учета лиц, проживающих в Российской Федерации и временно пребывающих на ее территории, и официальных документов, удостоверяющих их личность”.

В соответствии с перечисленными нормативными актами основанием для регистрации избирателей на территории района, поселка, города или иного населенного пункта является постоянное или преимущественное их проживание на указанной территории, подтвержденное данными органов регистрационного учета граждан Российской Федерации.

Список избирателей является документом, в котором даны все избиратели, постоянно или преимущественно проживающие на территории избирательного участка. Этот документ подтверждает избирательные права избирателя и устанавливает общее число избирателей на конкретном избирательном участке.

Порядок составления списка зависит от местных особенностей и определяется участковой избирательной комиссией самостоятельно. При выборе порядка составления списка в алфавитном или ином (по населенным пунктам, улица, домам, на основе адресов избирателей) ставится цель создания максимальных удобств для избирателей, а равно для работы членов избирательной комиссии при их ознакомлении и работе со списками. Данные об избирателях, находящихся в воинской части и проживающих в районе расположения воинской части представляет командир воинской части.

Списки избирателей, которые будут находиться в санаториях, домах отдыха, больницах, на судах, полярных станциях, в дипломатических представительства и консульских учреждениях составляются их руководителями.

Списки составляются по единой форме, утверждаемой ЦИК Российской Федерации. Возможные изменения и дополнения списка избирателей после его представления для всеобщего ознакомления и до завершения голосования в день выборов, вносятся дополнительно в единый список избирателей на каждом конкретном избирательном участке.

Комментарий статьи 26

Основанием для включения гражданина в список избирателей является его постоянное или преимущественное проживание на территории соответствующего избирательного участка.

Нормативная база, регулирующая порядок проживания, включения в список избирателей и другие вопросы, связанные с этой темой, состоит из настоящего закона, федеральных законов “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”, Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 года № 1454 “О разработке проекта федеральной целевой программы “Создание общегосударственной системы учета лиц, проживающих в Российской Федерации и временно пребывающих на ее территории, и официальных документов, удостоверяющих их личность”, Временного положения “Об организации общегосударственной системы регистрации (учета) избирателей”, утвержденного Постановлением ЦИК Российской Федерации от 14 апреля 1995 года № 21 и другие документы ЦИК Российской Федерации.

Согласно этим нормативно-правовым актам проводится различия двух понятий: место пребывания (гостиница, санаторий, дом отдыха и т.д., то есть учреждения, где он проживает временно и место жительства (дом, квартира, общежитие и т.д., в котором гражданин проживает преимущественно или постоянно.

Для включения в список избирателей этих граждан, которые находятся согласно комментируемой статьи в различных учреждениях требуется представление соответствующих документов, удостоверяющих их личность. При этом избиратель может быть включен в избирательный список только на одном избирательном участке.

Комментарий статьи 27

Представление списков избирателей для всеобщего ознакомления является обязанностью участковых избирательных комиссий. Это дает возможность каждому избирателю удостовериться, что он включен в список избирателей. Список для всеобщего ознакомления выставляется не позднее, чем за 30 дней до дня выборов.

Если граждане по какой-либо причине не включены в список избирателей или имеется неточность, они могут обратиться в участковую избирательную комиссию об их включении в список либо об уточнении некоторых данных в соответствующем списке.

Вместе с этим любой гражданин-избиратель вправе обжаловать решение участковой комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление в срок, установленный настоящей статьей).

При рассмотрении жалоб о не включении в список избирателей или об исправлении ошибок или неточностей в списке избирателей, которые могут касаться как самого избирателя, так и других избирателей, предварительное обращение гражданина в участковую избирательную комиссию является обязательным.

В случае положительного для заявителя решения исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно.

Кроме этого, нарушение прав граждан Российской Федерации на ознакомление их со списком избирателей влечет для виновного члена участковой избирательной комиссии административную ответственность в соответствии со статьей 405 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Комментарии:
Быстрый доступ