Если мы всерьёз думаем о национальном согласии и конституционном патриотизме - они нужны и по вопросам общественного и парламентского контроля за деятельностью государственной власти.

К вопросу о превышении полномочий. От редакции

Бюллетень "Конституционный Вестник", №4, декабрь 1990 г., С.1-2

К ВОПРОСУ О ПРЕВЫШЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ

(от редакции)

ВпоследнеевремяпротивникипроектаКонституции, подготовленного рабочей группой Конституционной комиссии РСФСР, стали нередко повторять в разных аудиториях утверждения о том, что будто бы Конституционная комиссия существенно превысила свои полномочия, подготовив проект новой Конституции, а не проект Закона об изменениях ныне действующей. Видимо, авторы подобных утверждений забыли о некоторых решениях, принятых по этому поводу Съездом народных депутатов РСФСР.

Так, важнейший документ Съезда - Декларация о государственном суверенитете Росийской Советской Федеративной Социалистической Республики провозглашающая стремление России к правовому государству, объявляется основой для разработки новой Конституции РСФСР (п. 15 Декларации).

Очевидно, что необходимость новой Конституции, которая бы законодательно защитила суверенитет России, непосредственно вытекает из гекста Декларации, принятой первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года. Не удивительно поэтому, что, сразу вслед за Декларацией, 16 июня 1990 года, Съезд принимает постановление "Об образовании Конституционной комиссии". В тот же день законом РСФСР вносятся изменения в статьи 6 и 7 Конституции РСФСР, в соответствии с которыми, КПСС перестает являться ядром политической системы и ведущей направляющей силой. Данные изменения свидетельствуют о первых юридических попытках осуществления в России правовой государственности.

В этот же день своим Постановлением Съезд народных депутатов РСФСР поручает Конституционной комиссии с учетом поступивших от народных депутатов РСФСР предложений подготовить и внести на рассмотрение Съезда народных депутатов РСФСР проект Закона РСФСР об изменениях Конституции (Основного Закона) РСФСР.

20 июня 1990 года Съезд принимает постановление "О механизме народовластия в РСФСР." Этим Постановлением Верховному Совету и Конституционной комиссии поручается доработать принятый за основу проект Декрета о власти и представить его на рассмотрение Съезда народных депутатов РСФСР.

Конституционной комиссии поручается внести на рассмотрение Съезда народных депутатов РСФСР поправки в Конституцию РСФСР, связанные с принятием Декрета.

21 июня 1990 года в Постановлении Съезда "О подготовке и рассмотрении Законов РСФСР" вновь ставится вопрос о поправках к ныне действующей Конституции РСФСР. А на следующий день, 22 июня 1990 года, руководствуясь Декларацией о суверенитете РСФСР, Съезд принимает Постановление "О некоторых вопросах подготовки проекта Конституции РСФСР". В соответствии с этим Постановлением Верховному Совету РСФСР поручается разработать и принять не позднее сентября 1990 года Закон РСФСР о Референдуме; вынести на Референдум основные принципы проектановойКонституцииРСФСР;совместнос Конституционной Комиссией подготовить проект Конституции РСФСР для обсуждения на Съезде народных депутатов РСФСР.

В этот же день Председатель Верховного Совета РСФСР издает Распоряжение "О порядке деятельности Конституционной комиссии". Этим Распоряжением создается рабочая группа Конституционной комиссии, состоящая из 31 депутата и 8 экспертов. Пунктом 8 Распоряжения дается примерный план работы Конституционной комиссии и Рабочей группы. В соответствии с планом предполагалось: в сентябре объявить в средствах массовой информации открытый конкурс на проект новой Конституции РСФСР; всентябре-октябреразработатьэскиз-концепциюновой Конституции; в ноябре-декабре организовать обсуждение принципов и концепции новой Конституции; в декабре завершить подготовку проекта с последующей публикацией в печати.

Таким образом, вопрос о превышении Комиссией и рабочей группой полномочий можно считать закрытым. Вся работа группы и комиссии происходила открыто, гласно, в полном соответствии с обязывающими решениями уполномоченных на это государственных органов и должностных лиц. Определенные изменения в графике работы и подходах к последовательности действий, вызванные учетом реальной обстановки в России, носят рабочий характер и в любом случае должны быть утверждены Верховным Советом и Съездом.

Комментарии:
Быстрый доступ