О.Румянцев. Федерации - единое конституционное пространство. От редакции

Предисловие к спец.выпуску бюллетеня Конституционной комиссии РФ «КОНСТИТУЦИОННЫЙ ВЕСТНИК» №14, декабрь 1992 года

Ответственный секретарь
Конституционной комиссии РФ,
народный депутат РФ О.Румянцев

Федерации - единое конституционное пространство

От редакции.

Нужна ли спешка?

В декабре прошлого года Российская Федерация стояла на грани прекращения своей федеративной государственности. Слишком печальны были последствия прекращения существования Союза ССР и слишком неясной модель нашего дальнейшего существования. На фоне существенного кризиса иррациональным побуждением части граждан было стремление к полному и безграничному суверенитету, без осознания реальных последствий того, что произойдет, если насильственным образом прекратится наше государство. С декабря 1991 по март 1992 г. была проведена огромная работа по выработке модели разграничения полномочий между федеральной властью и властью республик, краев, областей и автономий. Это создало качественно новую конституционно-правовую ситуацию.

На мой взгляд, немедленное принятие новых конституций республик в составе РФ уже не является остро насущной задачей. Сама федеральная Конституция дает на высшем уровне гарантии всех прав и полномочий государственных образований в составе Федерации. Я бы определил три последовательных этапа в конституционной реформе.

Первый и важнейший этап - реализация положений действующей Конституции, которую мы только-только изменили в марте-апреле этого года, заложив основы нового согласия по вертикали и по горизонтали. Мы обязаны строить свою жизнь так, чтобы Основной Закон выполнялся. По нему республика в составе РФ является субъектом четырех типов отношений: международных; внешнеэкономических; федеративных (между республикой и центром); межрегиональных (между самими республиками, краями, областями).

Реализуют ли сами республики все эти свои гигантские полномочия данные ей федеральной Конституцией? Мне кажется, в недостаточной мере. На уровне субъектов Федерации принимается недостаточно усилий к тому, чтобы данные шестым Съездом народных депутатов полномочия использовать сполна.

Вторым этапом реформы является доработка и принятие новой Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия со 2 сентября дорабатывает проект с учетом поправок Съезда, ведомств, с учетом 17 поправок Президента. На очередном Съезде мы могли бы рассмотреть и принять проект в первом чтении. Вполне возможно, что первый раздел "Основы конституционного строя" будет вынесен весной - летом 1993 г. на референдум с тем, чтобы уже по его итогам принять осенью во втором чтении последующие разделы на Съезде.

А вот третьим этапом конституционной реформы становится подготовка и принятие конституций республик.

О соответствии конституций Федерации и республик

Речь не идет о том, чтобы вернуться к практике дореформенных лет, когда автономные республики принимали свои Конституции по четкой директиве из центра, в строгом соответствии с Конституциями СССР и РСФСР. Но во имя недопущения разрушения того хрупкого согласия, которого мы достигли, недопустимо спешить, создавать основу для конфликта.

Есть две ключевые нормы, вокруг которых достигнуто единство. Часть вторая статьи 78 действующей Конституции РФ определяет, что республики имеют свои Конституции, соответствующте Конституции Российской Федерации и учитывающте особенности каждой республики. Статья 81-1, взятая из Федеративного договора, определяет, что к совместному ведению Федерации и республик в ее составе относится обеспечение соответствия конституции и законов республик в составе РФ Конституции и законам всей Российской Федерации. Решающим моментом, который позволяет с оптимизмом смотреть на будущее Федерации, является именно эта, вторая статья Федеративного договора.

Уже на стадии написания проектов их нужно увязывать с общефедеральной Конституцией - и нынешней, и проектом новой. В Конституционную комиссию поступает информация о форсировании процесса принятия Конституций в ряде республик: Башкирии, Бурятии, Калмыкии, Татарии, Туве, Якутии. В одних принятие состоялось, как, например, в Якутии и Татарии. Причем, ряд положений, трудно согласуется с федеральной конституцией.

Нельзя доводить до этого, поскольку тогда вступает в силу статья 6 Федеративного договора, которая гласит, что противоречия разрешаются Конституционным судом РФ. Согласительных процедур, предусмотренных законом, мы пока не имеем. Конституционный же суд будет завален ходатайствами и индивидуальными жалобами, что может иметь неблагоприятные последствия.

Мое предложение: конституционный процесс в республиках осуществлять скоординированно. Пусть с опозданием, но этот вопрос выносится на Президиум Верховного Совета РФ. Его Постановление должно очертить комплекс мер по сотрудничеству в области конституционного строительства. Предстоит провести серию совещаний руководителей конституционных комиссий, а это, как правило, Председатели Верховных Советов. Уверен, что Президент Б.Н.Ельцин возглавит работу таких совещаний, с участием ответственных секретарей, руководителей рабочих групп, непосредственных разработчиков. Конституционная комиссия начала практиковать поездки в республики, края, области. Будет организован постоянно действующий семинар на базе нашей Комиссии, с тем, чтобы дать подробный правовой анализ готовящимся проектам. Мы приглашаем для участия в работей нашей Комиссии разработчиков из республик. В соответствии с планом предстоит создать Российский Центр конституционной реформы.

Рассмотрение проектов в республиках может идти по той же схеме, что и в России, без спешки. Пятый Съезд принял концепцию к сведению, шестой - одобрил основные положения, далее предстоит рассмотрение в первом чтении, постатейное, с поправками. Затем - второе чтение по доработанному проекту. И наконец, после обсуждения, после экспертизы в федеральных органах окончательное принятие.

Комментарии:
Быстрый доступ