В.Лафитский. О Конституции Республики Саха (Якутия)

-----------------------------------------------------------------------------------------

О НОВЫХ КОНСТИТУЦИЯХ РОССИЙСКИХ РЕСПУБЛИК

-----------------------------------------------------------------------------------------

(c) В.Лафитский, эксперт Конституционной комиссии РФ, кандидат юридических наук

О Конституции Республики Саха (Якутия)

Конституция Республики Саха (Якутия), принятая 4 апреля 1991 года, содержит ряд положений, вступающих в противоречие с Конституцией Российской Федерации и угрожающих односторонним нарушением государственной целостности Российской Федерации.

Статья 5 Конституции Республики Саха (Якутия) в перечень объектов "собственности и достояния республики" включает воздушное пространство и континентальный шельф, что противоречит Федеративному договору, который вопросы статуса, режима и защиты воздушного пространства и континентального шельфа отнес к исключительному ведению Российской Федерации (статья 1 Федеративного договора; статья 72 Конституции Российской Федерации).

Статья 7 Конституции Республики Саха (Якутия) устанавливает принцип верховенства Конституции Республики. Данное положение не может быть признано допустимым в отсутствие указания на то, что Конституция имеет верховенство лишь в тех пределах, которые отнесены к ведению Республики. Фактически этой нормой разрушается принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства (ст. 6 Федеративного договора; ст. 78 Конституции Российской Федерации). За ними, согласно статье 8 Конституции Республики Саха (Якутия), признается лишь "высшая юридическая сила", что явно ставит их ниже Конституции Республики в иерархии нормативных правовых актов.

В статье 8 Конституции Республики Саха (Якутия) следует обратить внимание также на то, что в ней положение о "высшей юридической силе законов Российской Федерации" увязано с нормой об их принятии "в соответствии с полномочиями, добровольно переданными" Российской Федерации. В этой связи необходимо отметить, что сама идея передачи полномочий от республик Федерации противоречитосновам федеративного устройства, выводитФедерацию за рамки решения вопроса о своей собственной судьбе. В ст. 78 Конституции Российской Федерациидана иная трактовка разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации: "Республика в составе Российской Федерации - государство, обладающее на своей территории всей полнотой государственной власти, кроме тех полномочий, которые отнесены к ведению Российской Федерации".

Статья 36 Конституции Республики Саха (Якутия) провозглашает право народа Республики на самоопределение, под которым понимается право выхода из состава Российской Федерации. В этой связи следует подчеркнуть, что Конституция Российской Федерации не предусматривает право выхода из состава Федерации. Статья 70 Конституции Российской Федерации подчеркивает, что территория Российской Федерации является целостной и неотчуждаемой, и что "изменение конституционно-правового статуса республик, краев, автономной области, автономных округов, а также их разделение и объединение могут быть осуществлены только на основе волеизъявления большинства избирателей, проживающих в них, с утверждением Съездом народных депутатов Российской Федерации".

В статье 38 Конституции Республики Саха (Якутия) закреплен перечень предметов исключительного ведения Республики. Ряд положений этой статьи вступает в противоречие с Федеративным договором. Так, например, такие вопросы, как "установление отношений собственности, порядка владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесами и водами, охрана окружающей среды", отнесенные по Федеративному договору к предметам совместного ведения Российской Федерации и республик в ее составе (ст. 2, 3 Федеративного договора, ст. 11, 811 Конституции Российской Федерации), по Конституции Республики Саха (Якутия) провозглашены предметами ее исключительного ведения. Перечень вопросов, изъятых, в нарушение Федеративного договора и Конституции Российской Федерации, из компетенции федеральных органов государственной власти, может быть продолжен. Так, например, к исключительному ведению Республики Саха (Якутия) отнесено образование судов и органов прокуратуры, что также, согласно Федеративному договору, входит в совместное ведение Российской Федерации и республик в ее составе.

Статья 39 Конституции Республики Саха (Якутия) предусматривает, что Республика передает "часть принадлежащих ей суверенных прав добровольно... и на определенный срок в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации". В этой связи хотелось бы подчеркнуть, во-первых, что Республика не имеет каких-либо суверенных прав вне рамок, установленных Федеративным договором, и во-вторых, что Республика не может самостоятельно решать для себя вопрос о сроке передачи Федерации своих полномочий. Последнее положение вступает в противоречие со статьей 7 Федеративного договора, провозгласившей, что установленное настоящим Договором разграничение предметов ведения и полномочий не может быть изменено в одностороннем порядке".

Статья 41 Конституции Республики Саха (Якутия) вводит ряд положений, нарушающих незыблемость принципа федерализма, провозглашенного ст.1 Конституции Российской Федерации. В частности, предусматривается, что федеральные законы, принятые по вопросам совместного ведения Российской Федерации и республик, вступают в силу только после их ратификации Верховным Советом Республики Саха (Якутия). Данное положение противоречит Федеративному договору и Конституции Российской Федерации, предусматривающим прямое действие федеральных законов. Так, например, статья 81 Конституции Российской Федерации подчеркивает, что "законы Российской Федерации обязательны и имеют одинаковую силу на территории всех республик в составе Российской Федерации" (см. также ст. 4, 674, 72, 79, 109 Конституции Российской Федерации).

В той же 41 статье провозглашено право Республики Саха (Якутия) приостанавливать на своей территории действие законов и иных актов Российской Федерации, если они нарушают Федеративный договор, противоречат Конституции и законам Республики Саха (Якутия). Тем самым, вновь подчеркивается верховенство республиканского законодательства и явное, в нарушение Федеративного договора и Конституции Российской Федерации, ущемление прав Федерации, ведущее, по сути, к ее развалу.

Статья 48 Конституции устанавливает, что "на территории Республики не допускается действия властных структур, не относящихся к ее юрисдикции как несовместимых с суверенитетом Республики Саха (Якутия)". Таким образом, исключается какое-либо участие Росссийской Федерации и ее государственных органов не только в осуществлении российского законодательства, но и в управлении объектами федеральной собственности. В этой связи следует подчеркнуть, что республиканские органы власти "могуткоординировать и контролировать деятельность предприятий, учреждений и организаций, подчиненных Федерации", только по вопросам, относящимся к их ведению (ст. 79 Конституции Российской Федерации).

В развитие выше приведенных положений Конституция Республики Саха (Якутия) вводит ряд конкретизирующих норм.

Так, например, согласно статье 58, к ведению Верховного Совета Республики Саха (Якутия) отнесены: "изменение названия и статуса Республики,... принятие и утверждение решений о приостановлении действия законов...Российской Федерации, постановлений, распоряжений и других актов... федеральных органов и ведомств, противоречащих Конституции и законам Республики Саха (Якутия), ограничивающих суверенитет Республики Саха (Якутия), ущемляющих права ее народа".

Согласно статье 70 Конституции Республики, Президент Республики Саха (Якутия) "обращается в Конституционный суд Республики с предложением дать заключение о соответствии Конституции и законам Республики актов государственных органов и общественных организаций Российской Федерации, непосредственно затрагивающих интересы Республики Саха (Якутия), в случае ущемления интересов Республики Саха (Якутия) со стороны законодательных, исполнительных органов и должностных лиц Российской Федерации с учетом заключений Конституционного суда Республики Саха (Якутия) приостанавливает действие таких актов на территории Республики Саха (Якутия)".

В соответствии со статьей 101 Конституции Республики Конституционный суд Республики Саха (Якутия) "дает заключение о конституционности внутрифедеральных, международных договоров Республики Саха (Якутия), а также действующих на территории Республики Саха (Якутия) международных договоров, заключенных Российской Федерацией, дает заключение о соответствии законов и иных нормативных актов Российской Федерации Федеративному договору и Конституции Российской Федерации, представляет заключение о характере нарушений государственного суверенитета Республики Саха (Якутия) органами государственной власти и управления Российской Федерации".

Приведенные выше статьи 58, 70, 101 Конституции Республики Саха (Якутия) свидетельствуют о вполне очевидном стремлении не только провозгласить ряд положений, нарушающих принцип федерализма и угрожающих целостности Российской Федерации, но и обеспечить их действие посредством четко регламентированных правоприменительных механизмов.

Статьи Конституции Республики Саха (Якутия), противоречащие Конституции Российской Федерации, должны быть безусловно отменены, поскольку статья 78 Конституции Российской Федерации требует, чтобы основные законы республик соответствовали Конституции Российской Федерации.

Комментарии:
Быстрый доступ