Проект на 6 сентября 1991 г - сразу после ГКЧП

П Р О Е К Т

6-09-91

К О Н С Т И Т У Ц И Я

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный исторической судьбой и жизнью на этой земле, чтя память своих предков, сохранивших и передавших нам светлую веру в добро и справедливость, исходя из высокой ответственности перед нынешним и будущими поколениями наших соотечественников, исполненный решимости утвердить свободу, права человека и достойную жизнь в нашей стране, обеспечить гражданский мир и межнациональное согласие, возродить общество и сделать незыблемой демократическую государственность Российской Федерации, принимаем настоящую Конституцию и провозглашаем ее ОСНОВНЫМ ЗАКОНОМ НАШЕГО ОБЩЕСТВА И НАШЕГО ГОСУДАРСТВА.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

статьи стр.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА II. ГРАЖДАНСТВО ГЛАВА III. ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА ГЛАВА IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГЛАВА V. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ГЛАВА VI. ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ГЛАВА VII. ОБЯЗАННОСТИ

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

ГЛАВА VIII. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ГЛАВА IX. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЛАВА X. РЕЛИГИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ.

ГЛАВА XI. ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, КУЛЬТУРА ГЛАВА XII. СЕМЬЯ ГЛАВА XIII. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

ГЛАВА XIV. СОСТАВ И ТЕРРИТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВА XV. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕСПУБЛИК И ЗЕМЕЛЬ ГЛАВА XVI. ЯЗЫКИ.

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ГЛАВА XVII. ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВА XVIII. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВА XIX. СОВЕТ МИНИСТРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВА ХХ. ОРГАНЫ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИК И ЗЕМЕЛЬ ГЛАВА XXI. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ГЛАВА XXII. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ГЛАВА XXIII. ПРОКУРАТУРА И СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ.

И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ГЛАВА XXIV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГЛАВА XXV. ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ ГЛАВА XXVI. ОБЩЕСТВЕННАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГЛАВА XXVII. ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА ХХVIII. ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ ГЛАВА XXIX. ВСТУПЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ В СИЛУ ГЛАВА XXX. СТОЛИЦА И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ ФЕДЕРАЦИИ

РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

I. О ПРАВАХ, СВОБОДАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

II. О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАТЬЯХ III. О ФЕДЕРАТИВНОМ УСТРОЙСТВЕ IV. О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ V. О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ VI. О ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1. Государственный суверенитет (1) Российская Федерация - суверенное, демократическое, правовое и социальное государство исторически объединившихся в нем народов. Она обладает верховным правом в отношении своей территории и национального богатства; самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику; принимает Конституцию и законы, обладающие верховенством на ее территории.

(2) Российская Федерация - республика.

(3) Государство является официальным представителем общества и выражает его волю в рамках Конституции.

Государство, его органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданином, служат всему обществу, а не какой-либо его части.

(4) Государственный суверенитет Российской Федерации един и неделим.

Статья 2. Народовластие (1) Носителем суверенитета и единственным источником государственной власти Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ обладает исключительным правом принимать Конституцию.

(2) Народ осуществляет свою власть непосредственно и через систему государственных органов в формах и пределах, установленных настоящей Конституцией.

(3) Никакая часть народа, никакая организация и никакое отдельное лицо не могут присвоить себе исключительную власть в государстве. Узурпация власти является тягчайшим преступлением.

(4) Выборы органов народного представительства и других органов, в отношении которых это установлено настоящей Конституцией, производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при свободном выдвижении кандидатов и тайном голосовании.

5

(5) Граждане Российской Федерации имеют право оказывать сопротивление всякому, кто попытается устранить демократический конституционный строй, если иные средства не могут быть использованы.

Статья 3. Человек и его права как высшая ценность (1) Высшей ценностью в Российской Федерации является человек, его жизнь, честь, достоинство и свобода, личная неприкосновенность, другие неотъемлемые права. Естественное и неотчуждаемое право собственности является одной из основных гарантией прав и свобод человека.

(2) Права человека в Российской Федерации обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями настоящей Конституции.

(3) Каждый человек в рамках закона осуществляет свои права в соответствии с принципом: разрешено все, что не запрещено законом.

(4) Государство исходит из приоритета прав человека.

Признание, соблюдение и защита достоинства, прав и свобод человека - обязанность государственной власти.

Статья 4. Политический плюрализм (1) Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе политического и идеологического многообразия, многопартийности.

(2) Никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.

Статья 5. Верховенство права (1) Государство, его органы и должностные лица, граждане и их объединения связаны правом и конституционным строем действуют в строгом соответствии с Конституцией и другими законами оссийской Федерации.

(2) Конституция Российской Федерации является высшим законом Республики. Нормы Конституции имеют прямое действие.

Законы и иные правовые акты, не соответствующие Конституции, не имеют юридической силы.

(3) Законы и другие нормативные акты, не опубликованные официально для всеобщего сведения, не обязывают граждан и не подлежат применению судом.

(4) Международные договоры Российской Федерации, составляют часть ее права. Если международным договоом Российской Федерации установлены иные правила, нежели ее законодательством, то применяются правила международного договора.

Статья 6. Разделение властей (1) Система государственных органов основана на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную и разделения полномочий между Федерацией, составляющими ее республиками и землями, самоуправляющимися территориальными общностями.

6

(2) Органы государства осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. Ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией и другими законами.

Статья 7. Рыночное хозяйство (1) Основа экономики Российской Федерации - социальное рыночное хозяйство, где обеспечиваются свобода экономической деятельности, разнообразие и равноправие форм собственности, равные условия их правовой защиты, общественная польза и добросовестная конкуренция.

(2) Государство участвует в регулировании хозяйственной жизни.

Статья 8. Социальное государство (1) Целью социальной политики Российской Федерации является создание условийдля благосостояния общества и каждого человека, общественной справедливости посредством обеспечения равных возможностей и социальной защиты нуждающихся.

(2) Государство охраняет труд и здоровье людей, устанавливает низший предел заработной платы, обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства и детства, инвалидов и престарелых, устанавливает пенсии и пособия.

(3) Государство проводит гуманную демографическую политику, создает необходимые условия для развития социальной и культурной сферы, обеспечивает экологическую безопасность и рациональное природопользование.

Статья 9. Федеративное государство (1) В Российской Федерации объединены республики и земли, имеющие одинаковый конституционно-правовой статус.

(2) Республики и земли самостоятельно решают вопросы своей внутренней жизни за исключением тех, которые отнесены настоящей Конституцией к ведению Российской Федерации.

(3) В Российской Федерации уважаются и гарантируются права всех народов и этнических групп.

Статья 10. Российская Федерация в Союзе республик (суверенных государств) (1) Российская Федерация состоит в союзе с другими республиками на основе добровольности и взаимного согласия.

Она вправе делегировать республиканским органам часть своих полномочий для ведения общих дел, сохраняя за собой участие контроль за их осуществлением.

(2) Органы союза действуют на территории Российской Федерации только в пределах делегированных им полномочий.

(3) Российская Федерация сохраняет за собою право свободного выхода из союза республик. В случае выхода из союза делегирование прав прекращается.

Статья 11. Российская Федерация в мировом сообществе (1) Российская Федерация является полноправным членом мирового сообщества, соблюдает общепризнанные принципы и нормы международного права, стремится к всеобщему и

7

справедливому миру, взаимовыгодному сотрудничеству, разрешению глобальных проблем.

(2) Российская Федерация проводит свою внешнюю политику непосредственно и через органы союза республик. Российская Федерация осуществляет свое представительство на международной арене, устанавливает непосредственные дипломатические, консульские, торговые и иные отношения с иностранными государствами, заключает международные договоры, участвует в международных организациях и объединениях, системах коллективной безопасности в соответствии с Уставом ООН.

Статья 12. Стабильность основ конституционного строя (1) Основы конституционного строя Российской Федерации не могут быть отменены.

(2) Изменение отдельных положений, установленных настоящим разделом Конституции, осуществляется только всероссийским народным голосованием (референдумом).

(3) Законы и договоры Российской Федерации не могут противоречить перечисленным основам конституционного строя.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 13. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения.

Статья 14.

(1) Основные права, свободы и обязанности граждан устанавливаются исключительно Конституцией. Никто не вправе лишить человека и гражданина прав и свобод, ограничить его в правах и свободах, иначе как в соответствии с настоящей Конституцией.

(2) Перечень прав и свобод, установленннй настоящей Конституцией не является исчерпывающим и не может быть использован для умаления других прав и свобод человека и гражданина.

Статья 15.

Равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от расы, национальности, языка, цвета кожи, пола, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, членства в политических партиях и иных общественных объединениях и других обстоятельств.

Статья 16.

8

Осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, наносить ущерб общественному благу и окружающей среде. Оно не может быть направлено на насильственное изменение существующего конституционного строя, на разжигание расовой, национальной, социальной, классовой и религиозной ненависти, пропаганду войны и насилия.

Статья 17.

(1) Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации пользуются на ее территории всеми правами и свободами, а также несут все обязанности, установленные Конституцией, законами, международными договорами Российской Федерации, за изъятиями, определенными этими актами.

(2) Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правом убежища в соостветствии с нормами международного права.

ГЛАВА II. ГРАЖДАНСТВО

Статья 18.

(1) В Российской Федерации каждый имеет право на гражданство и его изменение.

(2) Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства или выслан за ее пределы.

Статья 19. Гражданину Российской Федерации гарантируются защита и покровительство за ее пределами.

Статья 20.

(1) Гражданин Российской Федерации может иметь также иностранное гражданство в соответствии с законом или международным договором Российской Федерации.

(2) Наличие у гражданина Российской Федерации иного гражданства не освобождает его от обязанностей, вытекающих из состояния в гражданстве Российской Федерации.

Статья 21.

(1) Республики Российской Федерации вправе устанавливать свое гражданство. Все граждане республик в составе Российской Федерации являются гражданами Российской Федерации.

(2) Республики Российской Федерации не могут ограничивать права и свободы, а также изменять обязанности, вытекающие из состояния в гражданстве Российской Федерации.

ГЛАВА III. ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА

9

Статья 22.

Каждый имеет право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

Статья 23. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, содержание под стражей и лишение свободы допустимы исключительно на основании судебного решения в соответствии с законом.

(2) Каждый имеет право на защиту от посягательства на его здоровье. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию. Никто не должен без его свободного согласия подвергаться медицинским, научным или иным опытам.

Статья 24.

(1) Каждый имеет право на защиту от вмешательства в его частную жизнь, от посягательства на тайну его переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, на его честь и доброе имя.

(2) Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации личного характера без согласия лица и иначе как по предварительному решению суда в случаях и в порядке, прямо установленных законом.

Статья 26.

(1) Жилище неприкосновенно. Никто не имеет права входить в жилище против воли проживающих в нем лиц.

(2) Обыск допускается на основании судебного решения. В случаях, не терпящих отлагательства, возможен иной порядок, но с обязательной последующей проверкой судом законности и обоснованности обыска.

Статья 27.

(1) Каждый имеет свободу передвижения, право выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

(2) Гражданин Российской Федерации имеет право покидать Российскую Федерацию и возвращаться в нее.

(3) Ограничение свободы передвижения может устанавливаться только в соответствии с законом.

Статья 28.

(1) Каждый имеет право на свободу мысли, слова и на беспрепятственное выражение мнений и убеждений. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений.

10

(2) Каждый имеет право искать, получать и распространять информацию любым способом по своему выбору.

(3) Ограничения могут устанавливаться только законом и по мотивам личной, семейной, профессиональной, коммерческой, и государственной тайны, а также свободы совести и охраны общественной нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом исчерпывающим образом и не подлежит расширительному толкованию.

(4) Арест и изъятие информационных материалов и средств передачи информации допускаются только по решению суда в соответствии с законом.

Статья 29.

Свобода совести, вероисповедания и религиозной деятельности является неотъемлемым правом человека. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.

Статья 30.

(1) Каждому гарантируется свобода определять свою национальную принадлежность, исходя из своего этнического самосознания.

(2) Никто не может быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности.

ГЛАВА IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Статья 31.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих свободно избираемых представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения местных и общероссийских референдумов, демократического формирования органов государственной власти и иных правомерных способов.

Статья 32.

(1) Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избиранными в выборные государственные органы и на выборные государственные должности. Выборы депутатов представительных органов, а также должностных лиц, избираемых гражданами, производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

(2) В выборах принимают участие граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет. Не могут быть избранными и не участвуют в голосовании граждане, признанные судом недееспособными, а также лишенные избирательного права в соответствии с законом.

11

(3) Законы Российской Федерации и республик в ее составе могут предоставить право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления постоянно проживающим на соответствующих территориях иностранным гражданам а также лицам без гражданства.

(4) В выборах Президента, Вице-президента и депутатов Верховного Совета могут участвовать граждане Российской Федерации, находящиеся за ее пределами.

Статья 33.

Граждане Российской Федерации свободны собираться мирно и без оружия, имеют право на проведение митингов, и уличных шествий, демонстраций, пикетов, при условии предварительного уведомления властей. Запрет на их проведение допускается только в случаях, установленных законом.

Статья 34.

(1) Граждане Российской Федерации имеют право на объединение. Ограничения этого права могут устанавливаться законом (2) Создание политических партий, общественных организаций, массовых движений и иных общественных объединений осуществляется с последующим уведомлением властей.

Статья 35.

(1) Граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения государственнм органам и должностным лицам.

(2) Государственные органы и должностные лица обязаны рассматривать эти обращения, принимать решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Статья 36 Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к занятию должностей на государственной службе. Требования к кандидату на такую должность определяются только характером должностных функций.

ГЛАВА V. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА

Статья 37.

(1) Каждый имеет право на экономическую свободу, которая реализуется в праве на свободное предпринимательство и праве на свободный труд.

(2) Каждый имеет право собственности, включая возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами.

(3) Осуществление этих прав не должно наносить ущерба основным правам и свободам других граждан, общественному благу, окружающей среде.

Статья 38.

(1) Каждый имеет право зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, распоряжаться своими способностями к труду.

Гарантируется свобода трудового договора.

12

(2) Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, и на вознаграждение за труд не ниже установленного законом минимального размера.

(3) Государство принимает меры по обеспечению занятости населения, осуществляет программы профессионального обучения и подготовки, переквалификации работников с учетом социальных потребностей, гарантирует выплату пособий по безработице.

(4) Труд свободен. Принудительный труд запрещается, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации.

Статья 40.

Каждый работник имеет право на отдых. Это право обеспечивается установлением для работающих по найму продолжительности рабочего времени, еженедельных выходных, праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска, сокращенного рабочего дня для ряда профессий и производств, а также иными гарантиями, закрепленными в законе.

Статья 41.

(1) Каждый имеет право на доступную квалифицированную медицинскую помощь без прямой оплаты в государственной и муниципальной системах здравоохранения.

(2) Допускается платное медицинское обслуживание.

(3) Государство принимает меры, направленные на развитие всей системы здравоохранения и повышение качества медицинских услуг поощряет деятельность способствующую экологическому благополучию и укреплению здоровья.

Статья 42.

Каждый имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца, в иных, установленных законом, случаях. Пенсии, пособия и другие виды материальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума.

Статья 43.

(1) Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

(2) Российская Федерация содействует лицам с низкими доходами в получении и приобретении жилья из государственного и муниципального жилищного фонда.

(3) Государство поощряет жилищное строительство.

Статья 44.

Каждый имеет право на получение бесплатного среднего образования в государственных учебных заведениях.

Статья 45.

13

(1) Каждый имеет право на свободу художественного, научного и технического творчества. Свобода творчества, исследования и преподавания, интеллектуальная собственность охраняются законом.

(2) Признается право каждого на участие в культурной жизни и общедоступное пользование учреждениями культуры.

ГЛАВА VI. ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Статья 46.

(1) Российская Федерация гарантирует судебную защиту всех установленных Конституцией и законами прав и свобод.

Решения и действия государственных органов и общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, могут быть обжалованы в суд.

(2) Каждый имеет право на полное возмещение государством вреда, нанесенного здоровью, а также имущественного и морального вреда, причиненного незаконными решениями или действиями государственных органов и их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей.

Статья 47.

(1) Все равны перед законом и судом. Каждый имеет право на рассмотрение его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом.

(2) Каждый обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

(3) Каждый осужденный имеет право на пересмотр приговора в порядке, установленном законом.

(4) Никто не должен дважды привлекаться к ответственности за одно и то же правонарушение.

Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

Статья 48.

(1) Каждому гарантируется право на пользование профессиональной юридической помощью. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь предоставляется бесплатно.

(2) Каждый задержанный или арестованный имеет право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста.

Статья 49.

Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом. Иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания устанавливаются законом.

14

Статья 50.

Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Категории дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей, определяются законом.

Статья 51.

(1) Закон, устанавливающий или усиливающий юридическую ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за действия, которые в момент их совершения не признавались правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

(2) Никто не может быть осужден или подвергнут наказанию на основании закона, который не опубликован официально для всеобщего сведения.

Статья 52.

(1) Государственные органы, общественные организации и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

(2) Порядок ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела устанавливается законом.

Статья 53.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, условиями их осуществления возлагается на Уполномоченного Верховного Совета Российской Федерации по правам человека.

Статья 54.

Временное ограничение прав и свобод допускается только в случае введения чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, установленных Конституцией и законом.

ГЛАВА VII. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Статья 55.

(1) Каждый в Российской Федерации обязан соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, уважать права, свободы, честь и достоинство других граждан.

(2) Незнание закона не освобождает от ответственности за его невыполнение.

(3) Исполнение заведомо преступного приказа не освобождает от ответственности.

Статья 56.

Каждый обязан беречь природу, охранять ее богатства, улучшать окружающую среду. Нарушение установленных природоохранных норм преследуется по закону.

15

Статья 57.

(1) Каждый обязан заботится о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

(2) Перечень особо охраняемых памятников культуры устанавливается законами, а также решениями органов местного самоуправления.

Статья 58.

Каждый обязан платить, налоги и сборы в порядке и размерах установленных законом, или основанными на законе решениями органов местного самоуправления.

Статья 59.

(1) Защита отечества - священный долг каждого гражданина Российской Федерации.

(2) Граждане Российской Федерации обязаны нести военскую службу. Если несение воинской службы противоречит религиозным убеждениям гражданина, оно может быть заменено выполнением альтернативных гражданских обязанностей.

(3) Порядок несения гражданами Российской Федерации военной службы либо альтернативной гражданской службы устанавливается законом.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

ГЛАВА VIII. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Статья 61.

(1) Собственность может быть частной или публичной.

Право частной собственности принадлежит отдельным лицам, их объединениям. Право публичной собственности принадлежит государству, территориальным общностям, общественным объединениям, религиозным общинам.

(2) Законом может быть установлено исключительное право Российской Федерации, республик и земель на определенные виды имущества и хозяйственной деятельности.

(3) Все собственники юридически равноправны и пользуются одинаковой правовой защитой.

Статья 62.

(1) Собственность неприкосновенна.

(2) Принудительное отчуждение имущества граждан, их объединений допускается лишь по мотивам общественной необходимости, надлежащим образом обоснованной и доказанной и при соблюдении условий, порядка и размеров, установленных законом, с предварительным и справедливым возмещением, обеспечивающим собственнику получение соответствующего

16

дохода. Отчуждение имущества граждан в условиях чрезвычайного положения регулируется Законом.

Статья 63.

(1) Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии являются достоянием народов, проживающих на данной территории. Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами не могут осуществляться в ущерб интересам этих народов.

(2) Все природные ресурсы подлежат охране и рациональному использованию.

Статья 64.

(1) Земля находится в частной или публичной собственности. Земельная собственность и землепользование регулируются законом.

(2) Землепользователи обязаны бережно относиться к земле, повышать ее плодородие. Осуществление прав на землю должно исключать: 1) ненадлежащее использование либо неиспользование сельскохозяйственных угодий; 2) хищническое и некомпетентное использование земли, наносящее ущерб ее плодородию и состоянию окружающей среды; 3) сосредоточение земли в руках отдельных лиц сверх установленного предела.

Статья 65.

Признается право на забастовку. Забастовка не допускается, если она создает угрозу жизни или здоровью людей. Другие ограничения права на забастовку определяет закон.

Статья 66.

(1) Свобода предпринимательства гарантируется законом.

Порядок, виды и формы предпринимательства, порядок деятельности союзов предпринимателей определяются законом.

(2) Не допускается предпринимательская деятельность политических партий, за исключением отдельных ее видов, указанных в законе.

Статья 67.

Государство защищает интересы потребителя и поддерживает деятельность обществ в защиту прав потребителей. Потребители имеют право на полное возмещение в установленном законом порядке ущерба, причиненного им производителями товаров и услуг, торговыми, рекламными и иными организациями.

Статья 68.

Запрещается монополистическая деятельность, которая имеет целью или может иметь в качестве последствия недопущение, ограничение либо устранение состязательности.

Статья 69.

17

На территории Российской Федерации допускается предпринимательская деятельность иностранных организаций и иностранных граждан на условиях и в порядке, устанавливаемых законом.

ГЛАВА IX. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ИНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Статья 70.

(1) Профессиональные союзы для защиты социальноэкономических интересов трудящихся, охраны и улучшения условий труда создаются и действуют свободно.

Гарантируется право трудящегося вступать или не вступать в профсоюз, а также право профсоюзных организаций на объединение и вступление в международные союзы.

(2) Профсоюзы представляют своих членов при заключении коллективных договоров, занимаются иной, не запрещенной законом, деятельностью.

(3) Никакой профсоюз не обладает исключительным правом на объединение и представительство всех работников предприятия, отрасли, всех трудящихся одного рода деятельности.

Статья 71.

Политические партии содействуют формированию и выражению политической воли общества, участвуют в выборах, оказывают влияние на политику государства исключительно правовыми способами. Они осуществляют свою деятельность беспрепятственно в рамках Конституции. Ограничения их деятельности налагаются только судом.

Статья 72.

(1) Запрещаются политические партии, иные общественные объединения, массовые движения пропагандирующие расовую, национальную, социальную, религиозную вражду и ненависть, призывающие к насилию и насильственному ниспровержению конституционного строя. Запрещение деятельности и роспуск политических партий, иных общественных объединений, масовых движений допускаются только на основании судебного решения.

Противоконституционный характер деятельности организаций устанавливается судом. Создание военизированных обществ, преследующих политические цели, не допускается.

(2) Решения партийных организаций не могут иметь обязующей силы для государственных органов и учреждений, предприятий, их работников при выполнении ими служебных обязанностей. Не допускается создание организационных структур политических партий в Вооруженных Силах и формированиях, в государственных органах, в том числе правоохранительных органах, на государственных предприятиях.

Статья 73.

(1) Партии, иные общественные объединения действуют на основе добровольности членства и самоуправления.

18

(2) В необходимых случаях и пределах, установленных законом, могут учреждаться палаты, союзы, коллегии и иные корпорации лиц, осуществляющих определенную профессиональную деятельность. Эти корпорации осуществляют отдельные делегированные им государственные полномочия.

Статья 74.

(1) Право собственности на имущество и средства, необходимые профсоюзам, партиям, иным общественным объединениям для выполнения уставных задач охраняется законом.

(2) Профсоюзы, партии, иные общественные объединения пользуются правами юридического лица.

Статья 75.

Признаются антиконституционными акты и действия государственных органов, ведущие к противоправному ограничению деятельности партий, иных общественных объединений, созданию однопартийной политической системы, либо установлению преимуществ для отдельных объединений.

ГЛАВА X. РЕЛИГИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Статья 76.

(1) Религия и религиозные объединения отделены от государства.

(2)Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Государство не может отдавать предпочтения какойлибо религии или атеизму.

(3) Религиозные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке, самостоятельно управляют своими внутренними делами. Они обладают правами юридического лица, свободно владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им зданиями, сооружениями, благотворительными и иными фондами, другим имуществом.

(4) Государство гарантирует невмешательство в законную деятельность религиозных объединений.

ГЛАВА XI. ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, КУЛЬТУРА

Статья 79.

(1) Воспитание, образование, наука и культура свободны.

(2) Воспитательные заведения, учреждения науки и культуры науки имеют право на самостоятельную деятельность.

(3) Государственная система воспитания и образования носит светский характер.

19

Статья 80.

Учреждения и лица, осуществляющие воспитание, обязаны способствовать формированию человека как свободной, нравственной и культурной личности, уважающей достоинство, права и свободы других людей, прививать сознание ответственности за сохранение природной и культурной среды.

Статья 81.

(1) Общественные организации и частные лица имеют право учреждать учебные и воспитательные заведения и руководить ими.

(2) Государство поддерживает различные формы образования, развитие бесплатного образования, стремится обеспечить равную доступность образования на основе способностей каждого.

(3) Допускается платное образование. Общество и государство поощряют самообразование.

(4) Высшие и средние учебные заведения автономны.

Статья 82.

Государство обеспечивает условия для развития фундаментальных научных исследований.

Статья 83.

Государство обеспечивает сохранение и защиту интеллектуального и художественного наследия, приумножение культурных ценностей. Условия деятельности организаций и лиц, содействующих развитию культуры, определяются законом.

ГЛАВА XII. СЕМЬЯ

Статья 84.

(1) Семья является естественной основной ячейкой общества. Семья, брак, материнство, детство, престарелые находятся под защитой общества и государства.

(2) Брак основывается на свободном согласии и равноправии сторон.

Статья 85.

(1) Родители обязаны содержать детей до их совершеннолетия. На родителях лежит ответственность за воспитание своих детей.

(2) Государство обеспечивает содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, поощряет благотворительную деятельность по отношению к этим детям.

Статья 86.

(1) Дети равны перед законом вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей.

20

(2) Ребенок имеет право выражать свое мнение, право на свободу мысли, совести и религии.

(3) Государство признает свободу ребенка и его родителей или законных опекунов избирать в соответствии со своими убеждениями и обеспечивать не противоречащие закону формы и характер воспитания и образования детей.

Статья 87.

Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих родителях.

ГЛАВА XIII. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 88.

Средства массовой информации свободны. Цензура не допускается.

Статья 89.

(1) Средства массовой информации могут учреждаться гражданами, общественными объединениями, государственными органами и организациями. Порядок их учреждения и правовой статус определяются законом.

(2) Не допускается монополизация средств массовой информации.

Статья 90.

Политические партии и иные общественные объединения имеют право пользоваться государственным радио и телевидением.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

ГЛАВА XIV ТЕРРИТОРИЯ И СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 91

Республики и земли самостоятельно выбирают себе название и определяют свои столицы (административные центры).

Статья 92

(1). Территория Российской Федерации состоит из территорий республик и земель. Изменение состава территории Российской Федерации требует согласия Федерации.

(2). Внутрисоюзные и международные договоры

21

Российской Федерации о приобретении или уступке территории ратифицируются в порядке, предусмотренном для изменения настоящей Конституции. Внутрисоюзные и международные договоры Российской Федерации об уточнении линии прохождения ее границы ратифицируются в общем порядке.

Если изменением границы Российской Федерации затрагивается территория республики или земли для ратификации договора требуется ее согласие.

Статья 93

Любое государство, признающее настоящую Конституцию, может быть принято в состав Российской Федерации в соответствии с договором между этим государством и Российской Федерацией.

Статья 94

(1). Границы между субъектами федерации могут быть изменены по договору между ними, заключаемому с согласия их населения.

(2). Hаселение части республики или земли может определить свой правовой статус в составе Российской Федерации в порядке, устанавливаемом законом.

ГЛАВА XV ПОЛНОМОЧИЯ И ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ РЕСПУБЛИК И ЗЕМЕЛЬ

Статья 95

К исключительному ведению Российской Федерации относятся: а/. принятие и изменение Конституции Российской Федерации; б/. принятие в состав Российской Федерации новых республик и земель; в/. правовое регулирование гражданства Российской Федерации; г/. структура и порядок деятельности органов федеральной власти; д/. обеспечение единства общероссийского рынка; правовое регулирование федеральной банковской системы, порядка осуществления валютных операций и денежного обращения, эмиссия денег; е/. федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, установление принципов налогообложения; федеральная

22

резервная система; ж/. внешняя политика и межгосударственные отношения Российской Федерации; з/. таможенная служба; режим границ и режим территориальных вод; прилежащая экономическая зона и континентальный шельф; и/. коллизионное право во внутригосударственных отношениях Российской Федерации; к/. амнистия и помилование лиц, осужденных за преступления, предусмотренные федеральным законом; л/. оборонная политика, государственная безопасность; производство оружия, боеприпасов, ядовитых веществ и наркотиков и порядок их использования; м/. федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; расщепляющиеся материалы; федеральный транспорт, пути сообщения и связь; деятельность в космосе; н/. стандарты, эталоны и исчисление времени; официальный статистический учет; о/. другие предметы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению федеральных государственных органов.

Статья 96

(1). К совместному ведению Российской Федерации, республик и земель относятся: а/. обеспечение прав человека и гражданина; обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности; б/. уголовное, гражданское, трудовое, административное, хозяйственное и процессуальное законодательство; охрана авторского, патентного и издательского права, промышленной и интеллектуальной собственности; в/. ресурсы, имеющие общефедеральное значение; г/.

наука, культура и искусство; требования к основному образованию; д/. здравоохранение и государственное социальное обеспечение; е/. природопользование; охрана окружающей среды, памятников истории и культуры; национальные парки, заповедники и заказники; ж/. международные связи кроме тех, которые отнесены к исключительному ведению Федерации; з/. защита исконной среды обитания, создание условий для национального, экономического, культурного и языкового развития всех. в особенности, малочисленных, народов; и/. комплексное социально-экономическому развитию слаборазвитых районов; к/. миграция населения; л/. карантин и борьба со стихийными бедствиями; м/. гражданство республик;

23

режим пребывания и постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства; н/. основы организации и деятельности местного самоуправления; о/. государственная служба; п/. официальные языки. (2). В сфере совместного ведения республики и земли самостоятельно издают законы и иные нормативные акты и заключают между собой договоры. В случае их расхождения с законами Российской Федерации подлежат применению федеральные законы.

Статья 97

(1). К ведению республик и земель относятся: а/. принятие конституции (основных законов) республики (земли), внесение в нее изменений и дополнений; контроль за ее соблюдением; б/. законодательство республики (земли) в части, не отнесенной к исключительному ведению Федерации, либо совместному ведению Федерации, республик и земель; в/. формирование органов власти в республике (земле); г/. установление гражданства данной республики (земли); д/. программы республик и земель в области народного хозяйства, социального развития; е/. установление бюджета республики (земли), республиканских и земельных налогов, регулирование местных налогов, образование целевых фондов; ж/. установление и изменение территориального деления республик и земель; з/. акты гражданского состояния; и/. учреждение наград и почетных званий; к/. амнистия и помилование лиц, осужденных судами республики или земли; л/. любые полномочия власти, кроме отнесенных к ведению Российской Федерации, либо к совместному ведению Федерации, республик и земель.

(2). Республики и земли участвуют в осуществлении федеральных полномочий, в пределах и формах, установленных настоящей Конституцией и законом.

(3). В пределах своих полномочий республики и земли могут заключать между собой соглашения, не наносящие ущерба законным интересам Российской Федерации и ее субъектов.

(4). Республики и земли в пределах своих полномочий вступают в экономические и культурные отношения с другими

24

государствами, союзными и международными организациями.

Эти отношений не должны наносить ущерба законным интересам Российской Федерации, ее республик и земель.

(5). Российская Федерация не имеет права издавать законы и другие акты в сфере исключительной компетенции республик и земель.

Статья 98

(1). Республики и земли по соглашению с Российской Федерацией могут передавать в ведение федеральных органов постоянно или временно часть своих полномочий.

(2). Российская Федерация по соглашению с республикой или землей может передавать в ведение ее органов постоянно или временно часть своих полномочий.

(3). Передача полномочий в необходимых случаях сопровождается соответствующим материальным обеспечением.

Статья 99

(1). На территории республик и земель федеральные аконы и другие нормативные акты исполняются органами власти Российской Федерации или республик и земель.

(2). Конституции и законы республик и земель не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

(3). Юридические документы, выданные органами власти республики и земли, признаются на всей территории Российской Федерации.

ГЛАВА XVI ЯЗЫКИ

Статья 100

(1). Официальным языком Российской Федерации является русский язык. Он употребляется во всех государственных учреждениях.

(2). Каждая республика и земля может самостоятельно устанавливать свои официальные языки, которые употребляются в ее учреждениях наряду с официальным языком Российской Федерации.

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

25

ГЛАВА XVII ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 101.

Верховный Совет Российской Федерации является высшим органом законодательной власти в Российской Федерации.

Статья 102.

(1) Верховный Совет состоит из двух Палат: Совета Представителей и Совета Федерации. Обе Палаты избираются одновременно сроком на 4 года.

(2) Совет представителей состоит из 400 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации по территориальным избирательным округам пропорционально числу избирателей в них.

(3) В Совет Федерации входят по три представителя от каждой республики и земли.

(4) Никто не может быть одновременно депутатом обеих Палаты.

Статья 103.

Верховный Совет Российской Федерации: 1) издает законы по вопросам, отнесеннным к ведению Российской Федерации и осуществляет контроль за их исполнением; 2) принимает решение о проведении референдума Российской Федерации-всероссийского народного голосования; 3) принимает в состав Российской Федерации новые республики и земли; 4) принимает федеральный бюджет Российской Федерации, вносит в него изменения, утверждает отчет о его исполнении, устанавливает федеральные налоги и обязательные платежи, принимает решения о федеральных займах, экономической и иной помощи; 5) по представлению Президента Российской Федерации дает согласие на назначение Председателя и членов Совета Министров Российской Федерации, Председателя и членов Совета Министров, судей Конституционного и Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, Председателя Центрального Банка.

6) по представлению Президента Российской Федерации назначает судей Конституционного Суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда, Генерального прокурора Председателя Правления Государственного банка; 7) избирает и отзывает Уполномоченного Верховного Совета по правам человека; избирает Председателя и и членов Государственной счетной палаты; 8) отрешает от должности Президента, Вице-Президента, высших должностных лиц Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных настоящей Конституцией; 9) ратифицирует и денонсирует международные договоры Российской Федерации;

26

10) учреждает государственные награды, устанавливает почетные звания Российской Федерации и специальные звания; 11) издает акты об амнистии; 12) принимает решения об объявлении, продлении и прекращении чрезвычайного положения; 13) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией.

Статья 104.

Верховный Совет вправе затребовать, получить и рассмотреть любую информацию и документацию от любого государственного органа Российской Федерации и должностного лица. Рассмотрение информации и документации, охраняемой как государственная тайна, производится в порядке установленном законом.

Статья 105.

(1) Верховный Совет является постоянно действующим органом.

(2) Верховный Совет собирается по праву во вторник по истечении четырех недель после выборов.

(3) Полномочия Верховного Совета осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией и Регламентами Палат.

(4) Если полномочия Верховного Совета завершаются в условиях чрезвычайного положения, то одновременно с объявлением чрезвычайного положения Верховный Совет принимает решение о продлении своих полномочий.

(5) Указ о назначении очередных выборов издается Президентом не позднее чем за 3 месяца до дня выборов.

Выборы проводятся в один из дней последнего месяца срока полномочий Верховного Совета.

Статья 106.

(1) Каждая Палата избирает своего Председателя и его заместителей и принимает свой регламент.

(2) Палаты образуют из числа депутатов постоянные и временные комитеты и комиссии.

(3) Верховный Совет, Палаты, Комитеты (комиссии) Палат готовят проекты законодательных и иных актов Верховного Совета, осуществляют контроль за исполнением законов, проводят парламентские расследования и слушания.

(4) Должностные лица и граждане обязаны являться в комитеты и комиссии по их вызову, предоставлять необходимые материалы и документы в установленный срок. Невыполнение этого требования, равно как и предоставление заведомо недостоверных сведений, влечет за собой ответственность по закону. Рекомендации комитетов и комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными учреждениями и общественными организациями.

(5) По решению Палат могут создаваться их совместные комитеты и комиссии.

27

Статья 107.

(1) Право законодательной инициативы в Верховном Совете принадлежит его депутатам, комитетам и комиссиям, Президенту Российской Федерации, Конституционному суду Российской Федерацйии, Верховному суду Российской Федерации, Высшему арбитражному суду Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Уполномоченному Верховного Совета Российской Федерации по правам человека, законодательным органам республик и иных субъектов Российской Федерации, а также гражданам Российской Федерации численностью не менее 1 млн человек в порядке народной инициативы.

(2) Законопроекты обсуждаются в комитетах и комиссиях.

Решения по ним принимаются Палатами на раздельных заседаниях. Закон считается принятым Палатой, если за него проголосовало большинство избранных депутатов.

(3) Законопроект принятый в одной из Палат направляется в другую Палату. Никакой законопроект не может обрести силу закона без одобрения обеих Палат. Если он не получает одобрения второй Палаты, то создается согласительная комиссия Палат на паритетных началах. Согласованный законопроект вновь рассматривается каждой из Палат. Если согласие не достигнуто, проект считается отклоненным. При разногласии Палат по проекту федерального бюджета вопрос решается на совместном заседании Палат большинством голосов присутствующих депутатов.

(4) Законы, принятые Верховным Советом Российской Федерации, подписываются Президентом Российской Федерации и публикуются в течение 14 дней с момента их принятия.

Принятые законы могут быть возвращены до истечения этого срока Президентом для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон принят двумя третями голосов каждой из Палат, то Президент обязан его подписать в течение 3 дней.

Статья 108.

Совместные заседания Палат созываются для заслушивания посланий Президента, принятия федерального бюджета в случае разногласий между Палатами, отчетов Совета Министров, объявления чрезвычайного положения, а также по решению обеих Палат, в иных случаях, не связанных с рассмотрением и принятием законов. Совместные заседания ведут поочередно Председатели Палат. При рассмотрении вопроса об отрешении от должности Президента или Вице-Президента заседание ведет Председатель Конституционного суда.

Статья 109.

При обсуждении законопроектов об изменениях и дополнениях Конституции, о бюджете, вопросов о формировании и доверии Совету Министров, отрешении от должности Президента не допускается прекращение прений до полного исчерпания списка ораторов.

Статья 110.

28

(1) Депутат Верховного Совета имеет право: 1) внесения законопроектов; 2) устного и письменного запроса к любому органу или должностному лицу Российской Федерации по вопросу, отнесенному к федеральной компетенции; орган или должностное лицо, к которым обращен запрос, обязаны давать устный или письменный ответ на заседании Верховного Совета, Палаты, комитета, комиссии в установленный законом срок; 3) выступления в Палате по вопросам, внесенным в повестку в рамках Регламента; 4) выдвижения своей кандидатуры в органы Верховного Совета на любую должность; 5) постановки вопроса о вызове любого должностного лица и гражданина в Верховный Совет, его Палаты, комитеты и комиссии.

6) иные права, предусмотренные законом законом.

(2) Депутат в течение срока своих полномочий не вправе занимать какой-либо должности на государственной и иной службе, заниматься предпринимательством деятельностью.

(3) Депутат получает вознаграждение и возмещение своих расходов в соответствии с законом и не вправе получать никакого иного регулярного вознаграждения.

(4) Депутат пользуется правом неприкосновенности. Он не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску и личному досмотру, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, иным ограничениям свободы иначе как с согласия Палаты.

Соответствующее представление в Палату вносит Председатель Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 111.

Государственные органы и должностные лица обязаны оказывать депутату содействие в выполнении им своих полномочий.

ГЛАВА XVIII. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 112.

(1) Президент Российской Федерации является должностным лицом Российской Федерации. Он возглавляет исполнительную власть и представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних отношениях.

(2) Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин Российской Федерации не моложе тридцати пяти лет, обладающий избирательным правом.

(3) Президент Российской Федерации не может быть депутатом, занимать какие-либо иные должности, осуществлять предпринимательскую деятельность.

(4) Президент Российской Федерации избирается сроком на четыре года. Никто не может быть избран на должность Президента Российской Федерации более двух раз. Порядок

29

выборов Президента Российской Федерации определяется законом.

(5) Президент Российской Федерации вступает в должность с момента принесения следующей присяги:

Присяга принимается на совместном заседании палат Верховного Совета Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации. Заседание проводится не позднее тридцати дней после избрания Верховного Совета.

Председательствует на заседании Председатель Конституционного суда Российской Федерации.

Статья 113.

Президент Российской Федерации: 1) руководит Советом Министров Российской Федерации, иными органами федеральной исполнительной власти; 2) в установленном законом порядке представляет Верховному Совету Российской Федерации для назначения кандидатуры судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председателя Правления Государственного Банка Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации; 3) с согласия Верховного Совета Российской Федерации назначает Председателя и членов Совета Министров Российской Федерации; назначает других должностных лиц Российской Федерации в рамках своих полномочий; 4) освобождает от должности Председателя и членов Совета Министров Российской Федерации, других назначенных им должностных лиц; 5) назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей; 6) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; 7) представляет ежегодные доклады Верховному Совету Российской Федерации о выполнении федеральных программ, осуществлении внутренней и внешней политики Российской Федерации; обращается с посланиями к народу и к Верховному Совету; 8) по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации назначает референдум Российской Федерации; 9) является Верховным главнокомандующим вооруженных сил Российской Федерации; назначает с согласия Верховного Совета

30

Российской Федерации и освобождает от должности высшее командование вооруженных сил; присваивает высшие воинские звания; принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности Российской Федерации, осуществлению ее оборонной политики; 10) объявляет чрезвычайное положение; 11) решает в соответствии с законом вопросы гражданства Российской Федерации; 12) осуществляет право помилования граждан, осужденных судами Российской Федерации; 13) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации и специальные звания; 14) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами Российской Федерации.

Статья 114.

Президент Российской Федерации неприкосновенен и охраняется законом.

Статья 115.

(1)В осуществление своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации и обязательны на всей территории Российской Федерации.

(2) Президент Российской Федерации создает президентскую службу.

Статья 116.

(1) Президент может быть отрешен от должности в случае умышленного нарушения им Конституции или других законов Российской Федерации. Производство по делу об отрешении Президента Российской Федерации от должности возбуждается любой из палат Верховного Совета Российской Федерации большинством не менее двух третей голосов избранных депутатов. В этом случае дело передается в Конституционный Суд Российской Федерации, который выносит свое заключение о наличии либо отсутствии оснований для отрешения. При наличии таких оснований другая палата Верховного Совета Российской Федерации большинством не менее двух третей голосов её депутатов, может отрешить Президента от должности.

(2) Лицо, отрешенное от должности Президента Российской Федерации, подлежит ответственности за совершенное правонарушение в общем порядке, исходя из того, что факт правонарушения считается доказанным.

Статья 117.

(1) Одновременно с Президентом Российской Федерации избирается Вице-Президент Российской Федерации. Его кандидатуру выдвигает кандидат на должность Президента Российской Федерации. Голосование за кандидатуру Президента означает одновременно голосование за выдвинутую им кандидатуру Вице-Президента. Кандидат в Вице-Президенты

31

должен отвечать требованиям, содержащимся в ст.112 настоящей Конституции.

(2) По поручению Президента Вице-Президент может осуществлять часть его полномочий. Вице-Президент исполняет обязанности Президента, если последний временно не в состоянии осуществлять свои полномочия. В этом случае полномочия Вице-Президента должны быть подтверждены Верховным Советом в трехдневный срок.

(3) В случае смерти Президента, его отставки, установления Конституционным Судом неспособности Президента осуществлять свои полномочия, а также в случае его отрешения от должности, Вице-Президент становится Президентом до новых президентских выборов.

(4) Вице-Президент отрешается от должности по тем же основаниям и в том же порядке, как и Президент.

(5) В случае смерти Вице-Президента, его отставки, устанавления Конституционным Судом неспособности осуществлять свои полномочия, отрешения от должности, а также в случае вступления Вице-Президента в должность Президента, Президент назначает Вице-Президента. Он вступает в должность после утверждения его большинством голосов избранных депутатов в обеих палатах Верховного Совета.

6. В случае невозможности осуществления полномочий одновременно Президентом и Вице-Президентом обязанности Президента Российской Федерации переходят до новых президентских выборов в порядке очередности к Председателю Совета Федерации Верховного Совета, Председателю ССовета Представителей Верховного Совета, Председателю Совета Министров.

ГЛАВА XIX. СОВЕТ МИНИСТРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 118.

(1) Совет Министров Российской Федерации является высшим исполнительным и распорядительным органом Российской Федерации.

(2) Правительство осуществляет свою программу и в соответствии с законами Российской Федерации издает постановления, распоряжения и иные акты, обеспечивает их исполнение. Акты Правительства, принятые им в пределах своей компетенции, подлежат обязательному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 118.

(1) В рамках одобренной Парламентом (Верховным Советом) правительственной программы Правительство разрабатывает и осуществляет политику, несет за ее реализацию всю полноту ответственности.

(2) Правительство периодически, не реже одного раза в год, или, по требованию Парламента (Верховного Совета), в любое время представляет ему отчет о ходе выполнения правительственной программы и по вопросам проводимой им

32

политики. Правительство регулярно представляет Президенту подробные доклады о своей деятельности.

(3) Правительство уходит в отставку, если оно не получает доверия в Парламенте (Верховном Совете). Право внесения вопроса о доверии Правительству принадлежит главе Правительства, Президенту, Палатам Парламента (Верховного Совета), парламентским фракциям и депутатским группам.

Статья 119.

Правительство действует коллегиально под руководством Председателя Совета Министров Российской Федерации. Отставка Председателя Совета Министров влечет за собой отставку всего Правительства.

Статья 120.

Правительство вправе давать заключения по любым законопроектам, внесенным в Парламент (Верховный Совет). Это заключение должно быть рассмотрено. Если Правительство не согласно с законом, принятым Парламентом (Верховным Советом), то Председатель Совета Министров может поставить перед Президентом вопрос о применении отлагательного вето в соответствии со статьей 117 Конституции.

Статья 121.

(1) Правительство осуществляет свою исполнительнораспорядительную деятельность через систему государственной службы. Государственные служащие правительственных учреждений действуют на основе Закона, несут ответственность за неисполнение законов и иных актов Российской Федерации или их ненадлежащее исполнение.

(2) Занятие ответственных должностей в правительственных учреждениях осуществляется на основе конкурсной системы.

Статья 122.

(1) Совет Министров Российской Федерации состоит из Председателя Совета Министров, его заместителей, министров и других должностных лиц, предусмотренных законом.

(2) Члены Совета Министров Российской Федерации и их заместители не могут быть депутатами и заниматься предпринимательской деятельностью.

Статья 123.

(1) Совет Министров Рооссийской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации под руководством Президента Российской Федерации. Совет Министров издает постановления, распоряжения и другие акты.

(2) Не реже одного раза в год или по требованию Верховного Совета Росссийской Федерации Совет Министров Российской Федерации представляет Верховному Совету Российской Федерации отчет о своей деятельности.

Статья 124.

33

(1) В случае решения Верховным Советом Российской Федерации вопроса о недоверии Совету Министров Российской Федерации Президент Российской Федерации увольняет Совет Министров в отставку.

(2) Предложения о недоверии Совету Министров может внести любая палата Верховного Совета Российской Федерации или не менее 50 депутатов Российской Федерации. Вопрос о доверии Совету Министров Российской Федерации может поставить перед Верховным Советом Российской Федерации также Президент Российской Федерации.

(3) Решения о недоверии Совету Министров Российской Федерации считается принятым, если за него проголосовало более половины избранных депутатов Российской Федерации.

ГЛАВА XX. ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ

Статья 125.

(1). В государственную бюджетную систему Российской Федерации как самостоятельные части включаются: федеральный бюджет Российской Федерации, бюджеты республик, иных субъектов Федерации, а также местные бюджеты.

(2). Республики, иные субъекты Федерации имеют собственные бюджетные системы и пользуются финансовой автономией. Бюджетная политика республик осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик и общими принципами, утверждаемыми Верховным Советом Российской Федерации.

Статья 126

(1). Федеральный бюджет Российской Федерации ежегодно принимается Верховным Советом Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

(2). Верховный Совет приступает к постатейному обсуждению и принятию федерального бюджета после получения заключения парламентского комитета по бюджету и Государственной счетной палаты.

(3). Если закон о федеральном бюджете не принят до начала очередного финансового года, то впредь до вступления этого закона в силу расходы производятся в соответствии с бюджетом на предыдущий год, если Верховным Советом Российской Федерации не установлен иной порядок расходования для бюджета в целом или его отдельных статей.

Статья 127

Верховный Совет Российской Федерации не вправе принимать федеральный бюджет с превышением расходов над доходами (дефицитом), не предусматривая источники покрытия дефицита.

34

Статья 128

(1). Доходы федерального бюджета формируются за счет устанавливаемых законом федеральных налогов, других обязательных платежей, дохода от государственного имущества, взносов республик и иных субъектов Федерации, прочих поступлений.

(2). Государственные расходы Российской Федерации осуществляются за счет государственного бюджета в соответствии со статьями его расходной части.

(3). Верховный Совет Российской Федерации может учреждать законом внебюджетные целевые финансовые фонды и осуществлять контроль за их использованием. Источниками поступления во внебюджетные фонды могут быть как привлеченные средства, так и бюджетные ассигнования.

Статья 129

(1). Постатейный отчет об исполнении федерального бюджета Российской Федерации Президент Российской Фепредставляет Верховному Совету Российской Федерации не позднее двух месяцев после истечения отчетного бюджетного года.

(2). Верховный Совет Российской Федерации обязан рассмотреть отчет в течение трех месяцев по его представлении на основании заключения парламентского комитета по бюджету и Государственной счетной палаты. В случае неутверждения отчета об исполнении государственного бюджета Российской Федерации Верховный Совет решает вопрос о доверии правительству.

(3). Постатейные отчеты об исполнении федерального бюджета Российской Федерации, о государственных доходах и расходах публикуются ежегодно.

(4). По предложению Президента Верховный Совет назначает на 7-летний срок Генерального ревизора, подотчетного народу Российской Федерации.

(5). Генерал-ревизор ведет и публикует в официальных ведомостях государственный бюджет, иные финансовые отчеты незавивисмо от администрации Президента и от Верховного Совета.

(6). Генеральный ревизор правомочен проводить ревизию всех счетов всех государственных служб, корпораций, иных госудраственных органов, расходующих средства государственного бюджета и доводить эти сведения до публики.

Статья 130

(1). Налоговая система Российской Федерации, распределение налоговых поступлений между бюджетами различных уровней определяются налоговым законодательством Российской Федерации.

(2). Налоговая система разрабатывается при единстве требований ко всем налогоплательщикам.

35

(3). Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляется Государственной налоговой службой Российской Федерации.

Статья 131

(1). Кредитно-денежная система Российской Федерации включает официальную денежную единицу, порядок наличной и безналичной эмиссии, государственный орган денежнокредитного и валютного регулирования.

(2). При заключении Российской Федерацией в соответствии со статьей 10 настоящей Конституции Союза с республиками (суверенными государствами) на договорной основе она вступает в единую кредитно-денежную систему Союза. В этом случае Российская Федерация участвует в контроле за деятельностью органов денежно-кредитного и валютного регулирования Союза.

Статья 132

(1). Центральный банк Российской Федерации является главным государственным органом регулирования денежнокредитной системы, обеспечивает устойчивость денежной единицы, осуществляет единый контроль за денежным обращением и эмиссией в Российской федерации, проводит единую денежную политику на ее территории, осуществляет надзор за финансовой деятельностью коммерческих банков.

(2). Центральный банк Российской Федерации подотчетен Верховному Совету Российской Федерации, независим от исполнительных и распорядительных органов государственной власти.

ГЛАВА XXI ОБЩЕСТВЕННАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Статья 133

(1). Российская Федерация вправе принимать решение о создании российских Вооруженных Сил для защиты своего государственного суверенитета и территориальной целостности.

(2). При добровольном объединении в соответствии со статьей 10 настоящей Конституции с другими суверенными республиками (государствами) в Союз на договорной основе, Российская Федерация участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности Союза, выработке военной доктрины, основных направлений военного строительства и военной политики, в определении общей структуры и численности союзных Вооруженных Сил, размеров бюджетных ассигнований, квот призыва и материально-технических ресурсов на оборону.

(3). Принципы оборонной политики Российской Федерации и порядок ее осуществления определяются законом.

Статья 134

36

(1). Защиту общественной безопасности и правопорядка обеспечивают федеральные органы внутренних дел, федеральная полиция и местная милиция.

(2). Функции по разведывательному, контрразведывательному и иному обеспечению государственной безопасности Российской Федерации возлагаются на специальные федеральные службы. Их статус и деятельность определяются законом.

Статья 135

(1). Любая попытка использования сил обороны, безопасности, полиции в целях свержения демократического конституционного строя, воспрепятствования или ограничения деятельности высших органов государственной власти, незаконных ограничений конституционных прав и свобод граждан является тягчайшим преступлением против народа и государственной изменой.

(2). Заявление в Верховном Совете Российской Федерации о незаконном использовании сил обороны, безопасности и полиции влечет незамедлительное парламентское расследование.

Статья 136

Должности министров, ведающих в Совете Министров Российской Федерации вопросами обороны и безопасности, должны замещаться гражданскими лицами.

РАЗДЕЛ VII. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

ГЛАВА 1. О ПРАВАХ, СВОБОДАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

Параграф 1.

1. Гражданство Российской Федерации является единым. За каждым гражданином Российской Федерации сохраняется гражданство СССР.

2. Гражданами Российской Федерации являются по праву все граждане СССР, постоянно проживающие на день вступления в силу Конституции Российской Федерации на ее территории, если в течение одного года они не заявят письменно в местный орган внутренних дел о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

3. В течение года после вступления Конституции Российской Федерации в силу могут приобрести по праву гражданство Российской Федерации лица, которые родились или у которых хотя бы один из родителей родился на территории Российской Федерации. Они обращаются с соответствующим заявлением в Министерство внутренних дел Российской

37

Федерации или его органы, а проживающие за границей - в Министерство иностранных дел Российской Федерации.

4. В остальных случаях гражданство Российской Федерации приобретается в порядке, установленном Законом, который должен быть принят в течение одного года после вступления в силу Конституции Российской Федерации.

Параграф 2.

В течение одного года после вступления в силу Конституции Российской Федерации должен быть принят Закон, регулирующий переход к последовательной реализации права на свободный выбор места жительства. Этот переход должен быть завершен в течение 10 лет после вступления Закона в силу.

Параграф 3.

1. В общие удостоверения личности (паспорта, метрические свидетельства и т. п.) не включается графа "национальность" как не имеющая отношения к правовому статусу человека.

2. В анкеты, заполняемые при приеме на работу и в иных случаях, не связанных с переписью населения, не включаются вопросы относительно национальности, партийности, нахождении на оккупированной территории во время Великой Отечественной войны и прочих данных, не имеющих отношения к будущей деятельности лица. Исключения устанавливаются Законом.

3. Впредь до изготовления новых бланков общих удостоверений личности и анкет в используемых бланках старого образца указанные графы не заполняются. Требования должностных лиц заполнить такие графы считаются административным проступком и влекут ответственность по Закону. Соответствующий Закон должен быть принят в течение 6 месяцев после вступления Конституции Российской Федерации в силу.

ГЛАВА 2. О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАТЬЯХ

Параграф 4.

1. Признается общественная необходимость приватизации части государственной собственности.

2. Не позднее трех месяцев после вступления в силу Конституции Российской Федерации должен быть принят Закон о приватизации и муниципализации государственной собственности.

3. Естественные монополии, другое имущество, приватизация которого нанесла бы ущерб общественным интересам, остаются в собственности государства. Состав государственной собственности, подлежащей приватизации и муниципализации, определяется Законом.

4. Признается справедливым часть государственного имущества, подлежащего приватизации, передать гражданам Российской Федерации безвозмездно или на льготных условиях.

Каждому гражданину гарантируется право получить свою долю

38

такого имущества. Порядок раздела государственной собственности между гражданами определяется Законом.

Параграф 5.

Для обеспечения социальной и экономической стабильности в период перехода к рыночной экономике допускаются, в установленном Законом порядке, государственная регламентация заключения хозяйственных договоров и иные ограничения свободы хозяйственной деятельности, вводимые Парламентом (Верховным Советом) Российской Федерации, а также органами Союза ССР (Союза республик) в соответствии с Союзном договором.

Параграф 6.

В течение года после вступления в силу Конституции Российской Федерации подлежат принятию законодательство об ограничении монополистической деятельности и развитии конкуренции на рынке, другие правовые акты, регулирующие порядок создания и развития рыночной инфраструктуры.

Параграф 7.

До заключения Союзного договора или соглашений о совместной кредитно-денежной политике, создания собственной денежной и кредитной систем, в Российской Федерации действует денежная и кредитная система СССР (Союза республик).

Параграф 8.

1. Впредь до принятия Налогового кодекса Российской Федерации продолжает действовать союзное законодательство о налогах с изъятиями и дополнениями, определяемыми Законами Российской Федерации.

2. Из государственного бюджета Российской Федерации производятся отчисления в государственный бюджет СССР в порядке и размерах, определяемых Союзным договором, а до его заключения - временным соглашением между Российской Федерацией и СССР.

Параграф 9.

В период до урегулирования отношений между Российской Федерацией и СССР (Союзом республик), Парламент (Верховный Совет) Российской Федерации может добровольно передать часть своих исключительных полномочий Верховному Совету СССР.

ГЛАВА 3. О ФЕДЕРАТИВНОМ УСТРОЙСТВЕ

Параграф 10.

1. Автономные советские социалистические республики, состоящие в РСФСР в соответствии с Конституцией РСФСР 1978 года, с вступлением в силу настоящей Конституции приобретают по праву статус республик, предусмотренный IV разделом Конституции Российской Федерации.

39

2. Иные автономные образования (автономные области, автономные округа) состоящие в РСФСР в соответствии с Конституцией РСФСР 1978 года, с вступлением в силу настоящей Конституции могут приобрести статус республики в соответствии с условиями и в порядке, предусмотренными параграфом 11 настоящей Конституции.

3. Региональные образования (края, области, их объединения) с вступлением в силу настоящей Конституции могут приобрести статус республики (земли) на условиях и в порядке, предусмотренных параграфом 11.

4. Края, области, автономные области и автономные округа, состоящие в РСФСР в соответствии с Конституцией 1978 г., статус которых не изменился по окончании определенного настоящей Конституцией переходного периода приобретают статус федеральных территорий. Возможности последующего изменения их статуса определяются ст.98 Конституции Российской Федерации.

Параграф 11.

1. Края, области, города республиканского подчинения, автономные области, автономные округа могут приобрести статус республики, если они способны самостоятельно выполнять функции, определяемые настоящей Конституцией.

Решения об этом принимаются путем референдума в течение 3-х месяцев после вступления в силу Конституции Российской Федерации. При положительном решении этого вопроса Совет автономной области, автономного округа или административного образования (края, области) принимает соответствующую декларацию, и с этого момента на республику распространяется статус, предусмотренный разделом IV Конституции Российской Федерации.

2. В случае, если соответствующий Совет в результате референдума установит, что данное государственное образование пока что не в состоянии выполнять обязанности, вытекающие из статуса республики, оно приобретает статус федеральной территории, предусмотренный разделом IV Конституции Российской Федерации.

3. Для проведения референдумов, предусмотренных в частях 1 и 2 данного параграфа, применяется Закон РСФСР о местном референдуме.

Параграф 12.

1. В течение трех месяцев после вступления в силу настоящей Конституции Парламент (Верховный Совет) Российской Федерации по получении мнений краевых, областных Советов народных депутатов законом определяет границы республик в составе Российской Федерации, создаваемых на региональной основе.

2. В каждой республике депутаты краевых, областных Советов, избранные на соответствующей территории, образуют законодательный орган республики, который незамедлительно сформирует республиканские органы исполнительной и судебной власти.

40

Параграф 13.

Впредь до принятия республиками Конституций могут соответствующим образом применяться не противоречащие Конституции Российской Федерации положения Конституций автономных республик, законов РСФСР об автономных областях, автономных краях и о краевом, областном Совете народных депутатов РСФСР.

Параграф 14.

В течение 3 лет после вступления Конституции Российской Федерации в силу границы республик и федеральных территорий не подлежат изменению.

ГЛАВА 4. О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Параграф 15.

1. Со вступлением в силу Конституции Российской Федерации Съезд народных депутатов РСФСР в течение 3-х месяцев принимает решение либо о досрочном прекращении полномочий народных депутатов РСФСР и проведении выборов в Парламент (Верховный Совет) Российской Федерации, либо о преобразовании Съезда народных депутатов РСФСР в Парламент (Верховный Совет) Российской Федерации.

2. В последнем случае народные депутаты РСФСР становятся депутатами Парламента (Верховного Совета) Российской Федерации. Народные депутаты РСФСР, избранные по территориальным округам, образуют Совет представителей.

Народные депутаты РСФСР, избранные по национальнотерриториальным избирательным округам, образуют Совет Федерации. На время первого созыва Парламента (Верховного Совета) Палаты правомочны принимать решения при наличии не менее половины избранных депутатов.

3. В случае досрочного выбытия депутата Совета представителей в течение первого созыва Парламента (Верховного Совета) выборы нового депутата на оставшийся срок не производятся, а территория его избирательного округа присоединяется к территориям сопредельных избирательных округов. Постановление об этом принимается Советом представителей.

4. Положения Конституции Российской Федерации о несовместимости депутатского мандата с занятием каких-либо должностей применяются в течение первого созыва Парламента (Верховного Совета) в соответствии с нормами, действовавшими на день вступления Конституции в силу.

5. Выборы в Парламент второго созыва будут проведены в марте 1994 г.

Параграф 16.

1. Выборы Президента и Вице-президента Российской Федерации будут проведены в течение трех месяцев после вступления Конституции Российской Федерации в силу. Закон о выборах Президента и Вице-Президента Российской Федерации

41

должен быть принят не позднее одного месяца после вступления Конституции Российской Федерации в силу.

2. До вступления в должность первого Президента Российской Федерации обязанности Президента выполняет Председатель Верховного Совета РСФСР, а обязанности ВицеПрезидента - Первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР. В случае избрания Президентом или ВицеПрезидентом Российской Федерации депутата Парламента (Верховного Совета) его депутатский мандат прекращается.

Параграф 17.

1. До решения вопроса о Союзном договоре Российская Федерация делегирует право создания и содержания Вооруженных Сил Союзу СССР. Российская Федерация через своих представителей, назначенных Парламентом (Верховным Советом) по предложению Президента в Министерство обороны СССР участвуют в определении общей структуры и численности Вооруженных Сил, выработке военной доктрины и основных направлений военного строительства, составлении проекта бюджетных ассигнований на оборону и планов ее материальнотехнического обеспечения.

2. Граждане Российской Федерации, состоящие на службе в Вооруженных Силах, в органах внутренних дел и государственной безопасности СССР, имеют право на гарантии и льготы, которые Законами Российской Федерации могут быть установлены для лиц, находящихся на военной и приравненной к ней службе Российской Федерации.

ГЛАВА 5. О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Параграф 18.

1. Главы "Судебная власть", "Прокуратура и Следственный комитет" вступают в силу поэтапно по мере осуществления судебной реформы, включающей принятие законов о судоустройстве, Верховном суде, Конституционном суде, иных судах Российской Федерации, Прокуратуре, Следственном комитете, а также иных законов, обеспечивающих реализацию норм, содержащихся в данной главе.

2. Сроки и порядок проведения судебной реформы устанавливаются Парламентом (Верховным Советом) Российской Федерации.

3. Судьи всех судов Российской Федерации, избранные в соответствии законодательством РСФСР, действующими на день вступления настоящей Конституции в силу, сохраняют свои полномочия до назначения судей в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Параграф 19.

1. Впредь, до завершения судебной реформы в Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за единообразным исполнением и применением действующих на

42

территории Федерации законов и ратифицированных ею международно-правовых актов всеми органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, кроме органов законодательной и судебной власти Российской Федерации - в формах и пределах, установленных Законом.

2. Генеральный прокурор РСФСР приобретает статус Генерального прокурора Российской Федерации, назначаемого Президентом с согласия Парламента. Заместители Генерального прокурора назначаются и освобождаются с согласия Парламента.

3. Генеральный прокурор Российской Федерации освобождается от должности Президентом.

4. Прочие прокуроры назначаются и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Параграф 20.

До принятия Закона о судоустройстве Государственный арбитраж (Высший арбитражный суд) Российской Федерации сохраняет свои полномочия по рассмотрению хозяйственных споров между государственными организациями в соответствии с закондательством Российской Федерации.

ГЛАВА 6. О ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Параграф 21.

1. В течение 5 лет после вступления в силу Конституции Российской Федерации все федеральные, республиканские и местные нормативные акты подлежат пересмотру для устранения противоречий с нормами Конституции как по содержанию, так и по форме. До этого они продолжают действовать постольку, поскольку не противоречат Конституции Российской Федерации.

2. Законы, упомянутые в Конституции Российской Федерации, должны быть приняты или пересмотрены в течение года после вступления ее в силу. В случае, если какой-либо упомянутый в Конституции закон не принят, государственные органы, суды, должностные лица, граждане руководствуются законами, действующими на момент принятия Конституции в части, не противоречащей ее положениям.

3. Союзные законы и другие нормативные акты продолжают действовать на территории Российской Федерации постольку, поскольку они не противоречат Конституции Российской Федерации и положениям Союзного договора.

4. Положения параграфа 21 (3) настоящего раздела относятся и к международным договорам СССР. Однако, действие положений международных договоров СССР, которые противоречат Конституции Российской Федерации и новому Союзному договору, прекращается в порядке, предусмотренном для изменений и денонсации международных договоров Российской Федерации и Союза республик. До этого международные договоры СССР сохраняют для Российской Федерации свою силу в полном объеме.

Комментарии:
Быстрый доступ