Пояснительная записка к проекту Конституции РФ (16.09.1991). Под общ. ред. О.Г.Румянцева

1

16-09-91

14:15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

1. НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ

2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

3. ПРАВА И СВОБОДЫ

4. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

5. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

6. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

7. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

8. НОВЫЙ ПАРЛАМЕНТ

9. КОРЕННАЯ СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

10. ПРОГРАММА ДЛЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА

11. НОВЫЕ ИНСТИТУТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ НОВОЙ КОНСТИТУЦИЕЙ

12. ХОД РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14. РАБОЧАЯ ГРУППА КОНСТИТУЦИОННОЙ КОМИССИИ РСФСР:

* * *

1.

НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ

В критический момент нынешней российской истории мыначинаем масштабную конституционную реформу. Год назад в недрах российского парламента родился проект новаторской Конституции Российской Федерации. В нынешнем виде проект стал компактнее, четче и определеннее. Основные положения проекта Вам знакомы, ибо его концепция в основном сохранилась.

Принято считать, что Конституция лишь оформляет сложившиеся отношения и институты. Но история мировой цивилизации знает и иные примеры, когда Основной закон, отправляющийся от логики разума, дает начало новому строю жизни и обеспечивает его стабильность. Новая Конституция должна предоставить возможность конституционным путем уйти от распада государства и общества, заложить солидную основу для великих реформ.

Конституция впервые реально закрепляет наиболее значимые части российской государственности - суверенитет страны, глубоко демократический характер власти, господство права и незыблемость закона, социальную направленность деятельности всех институтов государства. Наше государство, по проекту

2

Конституции, светское государство. Здесь не будет господствовать стоящая над человеком какая либо официальная госу дарственная идеология. Это коренным образом отличает проект от декларативных и демагогических основ прежней "коммунистической" государственности. Показательно, что о новой Конституции говорили многие россияне в тяжелые дни августовского путча и после него.

Крепнет всеобщая потребность в конституционном закреплении новых институтов и норм, избавляющих нашу жизнь от диктатуры, гарантирующих россиянам право на свободу и выбор, на собственность и предприимчивость, иные естественные и неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина.

Можно было бы создавать новый строй "на глазок", так сказать интуитивно, по частям. Но мы хотим сделать иначе, закладывая в новую Конституцию системное видение грядущих преобразований. Без него обречено будет как текущее законотворчество, так и политическая практика.

И депутаты, и избиратели ощущают потребность в наличии конституционного равновесия во взаимоотношениях между отдельными ветвями власти, государством, обществом отдельной личностью. Конституция создает такое равновесие, становясь текстом общественного договора.

Усиление эффективности исполнительной власти не может означать возврата к господству административной системы.

Конституция предусматривает не только новую систему правительства, но и реформу органов представительной демократии, переход к подлинному профессиональному федеральному парламенту, дееспособным законодательным собраниям республик и земель Федерации, местному самоуправлению. С принятием Конституции новый импульс получит и коренная судебная реформа.

Общественное сознание сегодня дезориентировано. Идет смена символов, идеалов, понятий, устоявшихся представлений. Дальнейшее развитие общества становится невозможным, если не предложить обществу систему нравственных и правовых координат - четких, понятных и твердых ориентиров. Ими могут стать понятные мировой цивилизации ОСНОВЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ СУВЕРЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Перед нами стоит непростая задача: не только принять высший закон Российской Федерации, но укоренить сам дух конституционализма, уважения к закону и праву в повседневной жизни россиян. Начинаться это должно с высшего должностного лица государства. Сам Президент Российской Федерации должен являться образцом полного и неукоснительного соблюдения Конституции и законов Республики, в том числе и в переходный период. Новая Конституция создаст для этого необходимые условия.

Принятие новой Конституции выводит Россию в мировое сообщество в качестве его полноправного члена. В своих основных положениях проект учитывает и отражает опыт мировой цивилизации, используя и наследие прогрессивной российской общественной мысли. Конституция РФ впервые открывает возмож ность России, освобожденной от пут имперского господства, свободно выйти на мировую арену. В этом мы видим глубокую преемственность демократических тенденций в развитии русской государственной мысли и глобальных подходов нынешних законодателей.

Вместе с тем, положения проекта оставляют открытой возможность создания Союза (Содружества) суверенных государств на основе договора с теми республиками, которые составляли СССР.

3

За год, а тем более за последний месяц многое изменилось. Проект уже не поражает новизной, что лишь свидетельствует: сама жизнь подтвердила правильность многих главных идей проекта. Часть из них уже претворяется на практике. Текст проекта лег в основу Декларации прав и свобод человека, принятой последним (чрезвычайным) Съездом народных депутатов СССР.

Конечно, новая Конституция не безгрешна, работа еще не завершена. Но в проекте заложена гибкая возможность дальнейшего совершенствования демократического жизнеустройства на основе незыблемых конституционных принципов.

Проект Конституции РФ закладывает основы свободного развития Республики. Впервые в истории России в основу государства положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина.

Именно это позволяет рассматривать проект Конституции как документ не только нашего национального достоинства, но и как известный вклад в мировую общественную мысль, культуру.

2.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Разработчики проекта опирались на достижения как современной конституционной мысли, так и на опыт российского конституционализма начала века.

В начале века, события происходящие в России дали толчок к раскрытию проблемы правового государства применительно к Российской действительности. Как известно ряд государственных актов 1905-1906 годов содержали в себе нормы близкие по своему значению к конституционным.

Поворотным пунктом в законотворчестве того времени стал Манифест от 17 октября 1905 года. Государственная Дума в соответствии с Манифестом наделялась не только совещательными, но и законодательными функциями. Россия впервые получила парламент. Не случайно, рабочая группа предлагает назвать одну из Палат нового Верховного Совета Государственной Думой.

Одновременно Манифест нес в себе нормы демократических преобразований в России, содержал ряд положений прямо подчеркивающих стремление государства Российского к правовому строю. Манифест провозглашал неотъемлемые гражданские права и свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

Положения Манифеста послужили основой для принятия 23 апреля 1906 года Основ Российского законодательства, которые многими прзнавались и признаются первой Российской конституцией.

Для теоретиков правового государства в России не вызывало сомнение то, что правовым государством может быть только государство конституционное. Правовое государство осуществимо постольку, поскольку осуществимо разделение властей, возможно лишь в государстве конституционном.

Работая над разделом о государственных органах Российской Федерации, рабочая пыталась достичь такого соотношеия между законодательной, исполнительной и судебной властями, при котором бы идея разделения властей нашла свое реальное воплощение. На наш взгляд, нам это в принципе удалось. Вовсе не означает, что с

4

принятием новой Конституции мы получим правовое государство. Осуществление подлинно конституционного строя для России есть необходимая предпосылка правового государства. Правовое государство это идея, которая воплощаясь в жизнь преобразует нашу действительность.

Одно из первых условий реализации истинно конституционного государства, выступает господство и верховенство права.

Власть перестает быть фактическим господством идей и становится господством правовых норм. Проект в этом смысле прямо содержит в себе нормы реализация которых послужит установлению в Российской Федерации правового строя, правовой государственности.

Первый раздел проекта определяя основы конституционного строя Российской Федерации прямо закрепляет верховенство права, при этом указывая на то, что государствои все его органы связаны правом и подчинены праву, стоят не над правом, а под ним. Характерно, что проблема связанности государства правом была одной из самых острых в дореволюционной России; никто из исследователей того времени не сомневался, что правовое государство должно быть связано правом.

Статья 6 проекта закрепляет принцип разделения властей, при котором все власти в государстве действуют самостоятельно, уравновешивая друг друга и взаимодействуя.

Никаких всевластных органов в пректе не предусматрено. Проект Конституции деполитизирован. Хотелось бы отметить, что право должно действовать и иметь силу совершенно независимо от того, какие политические направления господствуют в стране и в правительстве. Право, по самому своему существу, стоит над политическими партиями и потому подчиненять его тем или другим партиям - это значит извращать его природу. Это еще одно из условий существования правового гсоударства, которое нашло очень четкое отражение в проекте конституции Российской Федерации.

3.

ПРАВА И СВОБОДЫ

В отличие от действующей Конституции, которая проповедует антигуманный тезис о "классовости" прав и свобод и их подчинении целям государства, понимание прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Проеке основано на принципиально иной философии естественного права, общепризнанной во всех цивилизованных странах. Проект исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, являются высшей ценностью и обладают приоритетом перед целями и правами государства. Соблюдение прав человека является главной обязанностью государственной власти.

Положения раздела о правах человека приведены в максимальное соответствие со Всеощей Декларацией прав человека и всеми международными пактами и другими договорами по правам человека, ратифицированными нашей страной.

Значительно расширен и сам перечень устанавливаемых прав и свобод. В частности впервые закреплены право на жизнь, запрет пыток, право на выезд из РФ и возвращение в РФ, право свободно определять свою национальную принадлежность, право создавать политические партии, право на экономическую свободу и собственность, свобода трудового договора и др.

В проекте специально выделены гарантии прав и свобод, предоставляемых государством. Cреди них предусмотрены:

5

судебная защита нарушеных прав, презумпция невиновности,

судебное решение как единственное основание для ареста ииных форм лишения свободы, освобождение от обязанности

свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, и ряд других.

Большинство этих гарантий также впервые предлагается ввести в российское законодательство. Особо упомянем об

Уполномоченном РФ по правам человека, который является верховным и независимым правозащитником, обладающим широким кругом прав и полномочий, и подотчетным только парламенту.

Принципиальные новации имеются и в главе об обязанностях, где, в частности, предусмотрены ответственность за выполнение явно преступного приказа и возможность выполнения альтернативных военной службе гражданских обязанностей.

4.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Проект Конституции РФ обладает целым рядом и других примечательных особенностей. Одна из них - наличие в проекте специального раздела "Гражданское общество".

Появление данного раздела не случайно. Оно продиктовано логикой построения Основного закона, принятой его разработчиками: восхождение от конкретно-индивидуального (правовой статус личности) к юридически-всеобщему (структура и правовой статус государства). Необходимым звеном, опосредствующим связи между личностью и государством, социальным пространством, в котором реализуется болшая часть прав и свобод человека, выступает гражданское общество.

Гражданским обществом, как это видно из проекта новой Конституции, охватываются экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство), организация и деятельность различных общественных объединений (включая политические партии, профсоюзы, творческие ассоциации, религиозные общины и т.п.), сфера воспитания, образования, науки и культуры, семья - первичная естественная основа человеческого общежития, система средств массовой информации. Структуры гражданского общества, рождающиеся с целью удовлетворения многообразных потребностей людей, возникают по преимуществу спонтанно снизу, а не конструируются по приказу "сверху", волевым усилием аппарата государства. Субъекты, составляющие гражданское общество (индивиды, коллективы) формально юридически независимы друг от друга и взаимодействуют между собой как свободные самостоятельные и равные партнеры. Гражданское общество "сцепляют" горизонтальные кооперационные связи, в принципе не знающие такой зависимости, как "веление (команда) - подчинение".

Вместе с тем совершенно ясно, что гражданское общество сосуществует с другой, не менее очевидной реальностью - государством. Государство по своему объемлет все гражданское общество и оказывает значительное влияние на него. Понимая это, разработчики проекта Конституции РФ при составлении раздела "Гражданское общество" стремились точно сообразовать методы, средства и пределы государственного регулирования жизни

6

гражданского общества с его характерными признаками, с его специфической природой.

Руководящим началом здесь выступали положения:

а) разрешено все, что не запрещено законом;

б) высшее призвание государства - служить интересам личности и общества.

5.

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

Конституция превращает РСФСР в действительно федеративное государство, гармонизируя всю систему внутригосударственных отношений. Прежде всего - через четкое разделение полномочий между Российской Федерацией в целом и ее составными частями. Полнокровная Федерация сильна своими полнокровными, полновесными частями. Ставится преграда на пути хаоса и дезинтеграции, войны законов и юрисдикций, наносящих огромный урон многонациональному народу и хозяйству Российской Федерации.

IV раздел проекта вносит серьезные изменения в территориальную организацию России. Сегодня, как известно, Россия - федерация только по названию. Вся территория Российской Федерации, так мы предлагаем назвать наше государство подчеркивая его федеративный характер, будет состоять из территорий ее субъектов - республик и земель, которые будут иметь одинаковый конституционно-правовой статус. Предполагается, что нынешние края, области, автономные области, автономные округа сгруппируются между собой на основе экономических и иных естественно существующих связей и образуют земли, которые станут мощными территориальными общностями. Только в исключительных случаях статус земли может быть предоставлен одномусуществующему ныне краю или одной области (например, Калининградской, которая не имеет российских соседей).

Проект Конституции исчерпывающим образом определяет сферу полномочий федеральной власти и сферу, в которой полномочны федерация и ее субъекты. Вне этих пределов каждая республика и земля осуществляют власть самостоятельно, и федеральные органы вмешиваться в эту сферу не вправе.

Предусмотрена возможность заключения договоров между республиками, землями и договоров между ними и федерацией в целом. Посредством таких договоров может, в частности, перераспределяться компетенция федерации и ее субъектов, что придает системе необходимую гибкость.

Что касаетсямалых национально-территориальных автономных

образований, то республика, земля полномочны определить свое территориальное устройство и, в частности, регулировать статус таких образований.

Наконец, в данном разделе проекта решается вопрос об официальных языках. Наряду с русским языком, который употребляется во всех государственных органах и учреждениях, каждая республика и земля могут устанавливать иные официальные языки, употребляемые в их государственных органах и учреждениях наряду с русским языком.

6.

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

7

Одну из важных частей Проекта Конституции Российкой Федерации составляет его V раздел "Система государственной власти". Эта система организуется на принципах народовластия, разделении государственной власти по горизонтали на три самостоятельные ветви-законодательную власть, исполнительную власть и судебную, взаимодействующие друг с другом, контролирующие и уравновешивающие друг друга, а также на разделение власти по вертикали, выделении уровней Федерации, ее членов (республик, земель), а также самоуправляющихся территориальных коллективов (общностей), которые мы обычно называем административно-территориальными единицами.

Авторы Проекта сочли целесообразным избежать крайностей в построении центрального государственного аппарата.

В наших конкретных условиях, вероятно, в той или иной степени, сохранятся еще на довольно продолжительное время элементы двух наиболее распространенных систем. Это, во-первых, парламентская республика, в лице которой господствует парламент, правительство полностью зависит от парламента, а глава государства - президент - играет в основном формальную роль.

Во-вторых, нам не годится и гипертрофированная президентская республика в чистом виде с характерным для нее огромными полномочиями президента, и возглавляемого им правительства, при их весьма номинальной зависимости от парламента.

Проект предлагает промежуточную систему, сочетающую сильный выборный парламент-Верховный Совет России, с избираемым народом президентом.

Президент руководит назначаемым им правительством, которое одновременно находится под постоянным контролем парламента.

Мощная исполнительнаявласть находящаяся под активным

демократическим контролем, необходима для энергичной работы по преодолению переживаемого страной и народом экономического, социального и политического кризиса.

Именно поэтому неоходимо единство системы исполнительной власти - президента и правительства Федерации, высших исполнительных органов республик и земель, местных исполнительных федеральных, республиканских и земельных исполнительных органов, действующих только в пределах компетенции представляемых ими органов, и исполнительного аппарата органов крепнущего местного самоуправления.

Конституция предусматривает утверждение демократии и законности в работе государственного аппарата и во всей жизни общества. В особенности усилена охрана прав и свобод, личности. Утверждению тех же принципов должно содействовать и предусмотреное проектом значительное усиление судебной власти. Это выражается в расширении судебной защиты всех законных интересов от возможных нарушений кем бы то ни было, в особенности в создании Конституционного суда, являющегося новым для нашей страны высшим органом охраны конституционной законности.

Проект предусматривает такую систему власти, которая сможет успешно разрешить трудные проблемы, которые уже встали перед нашим народом и государством, или могут возникнуть.

7.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

8

Задача Конституции - предусмотреть систему разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной.

Это механизм, выработанный человечеством против диктатуры и, следовательно, произвола, в какие бы одежды он ни рядился: абсолютной монархии, фашистского дуче или национал­социалистического фюрера, так называемого полновластия Советов, за которым скрывалась тирания коммунистического политбюро КПСС и олигархии коммунистической номенклатуры.

Разделение властей означает не только их рассредоточение, распределение, демонополизацию, но и взаимное уравновешивание, систему взаимосдержек и противовесов, достижения гражданского согласия на основе принципов плюралистичекой демократии и господства права. В таких условиях ни одна из властей - будь то президент или парламент - не сможет ущемить другие власти (подчинить их себе, встать над ними) и вынуждена будет действовать в условиях взаимоконтроля.

В существующих условиях дестабилизации и кризиса важно создать прочную, дееспособную исполнительную власть. Но эту задачу нельзя абсолютизировать. Не менее важно поднять на должный уровень законодателя и судью. В противном случае парламент превратится в пятое колесо телеги. С учетом вековых традиций в России не менее актуально создать настоящий парламентаризм, поставить исполнителя под контроль закона. И к тому же создать настоящую судебную власть

- хранительницу гражданского мира и конституционного строя.

Без этого Россия не выберется из дебрей тоталитаризма на общечеловеческую дорогу демократии.

Сейчас много внимания в прессе и других средствах массовой информации уделяется проблемам сильной власти, необходимой для предотвращения развала и гражданской войны.

В этих условиях некоторые авторы отстаивают необходимость цивилизованного авторитаризма, способного осуществлять преобразования и переход от коммунистической диктатуры и тоталитарной системы к народовластию и к социальной рыночной экономике. Но если и можно говорить с существенными ограничениями о цивилизованном авторитаризме, то только в рамках и в системе разделения властей в ее конкретно исторической разновидности - президентской республике. Эта конструкция позволяет на период преобразований склонить чашу весов в сторону исполнительной власти президента, и в тоже время страхует общество от диктатуры исполнителей, которая в нашей стране может привести к катастрофическим последствиям, к новому витку неофашистской диктатуры.

8.

НОВЫЙ ПАРЛАМЕНТ

Верховный Совет РФ, согласно Проекту Конституции, выступает как высший орган представительной и единственный орган законодательной власти в РФ. В его формировании, в структуре и полномочиях реализуются следующие принципы:

1. Верховный Совет - демократический парламент, представляющий все население РФ. Он формируется на основе всеобщих и прямых выборов. Вместе с тем, он отражает федеративное устройство РФ : депутаты одной из его палат избираются так , чтобы представлять равное

9

число граждан, другой - по квотам, уравнивающим представительство республик и земель независимо от численности их населения;

Равные полномочия обеих палат дают наилучшую и одинаковую возможность народам республик и населению земель независимо от их численности влиять на принятие федеральных законов и других решгений Верховного Совета РФ.

2. Верховный Совет - важнейшее звено в системе разделения властей. Обладая исключительным правом издания и изменения законов , он определяет рамки, в которых действуют исполнительная и судебная власть. Сильнейшими инструментами его воздействия на исполнительную власть являются также утвержедение и контроль за исполнением бюджета, назначение и смещение членов правительства и других должностных лиц (право, которое он реализует во взаимодействии с Президентом), контрольные функции (парламентские рассследования, слушания и т.д.)

3. Верховный Совет - работающий орган. Это определяется его рациональной организацией (проведение преобладающей части работы в составе Палат, комиссий и комитетов и их специализация), разумной численностью и профессионализацией депутатского корпуса.

4. ВерховныйСовет-политически устойчивый институт. Это

гарантируется тем, что он является постоянно действующим органом, собирается после выборов в четко обозначенный срок по праву, может быть распущен только по собственному решению, обладает возможностью преодоления президентского вето на принятые Парламентом законы.

5. Верховный Совет наделен необходимыми инструментами для пресечения антиконституционных и незаконных действий, с чьей бы стороны они не исходили. Он может сместить не только любое должностное лицо, но и президента (в случае нарушения им закона), контролирует введение и прекращение чрезвычайного положения, может востребовать любую информацию и т.д.

9.

КОРЕННАЯ СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

Декларация о государственном суверенитете РФ, провозгласившая принцип разделения властей, создала необходимые предпосылки для учреждения в России самостоятельной, сильной и независиой судебной власти, которой прежде не существовало в нашей стране. Судебная система была продолжением системы административно-командной, ее прислужницей, угодливо выполнявшей директивы правящей партии. Зависимые суды утратили доверие общества, которое справедливо видело в них только карательные органы тоталитарного государства.

Руководствуясь идеями правового государства, проект Конституции РФ учреждает судебную власть, предписывая ей роль хранительницы гражданского мира, прав и свобод личности, возлагая на нее обязанность обеспечивать законность и справедливость.

Судебная властьстановится главной силой в системе

правоохранительных органов, вся деятельность которых находится под ее высшим контролем. Самостоятельность и независимость судей гарантируется их несменяемостью. Вместо полностью скомпроментировавшего себя суда народных заседателей займет место суд присяжных, истинно народный суд.

10

Предусматривается и восстановление мировых судей, избираемых народом для рассмотрения административных правонарушений, менее важных гражданских и уголовных дел.

Переход от фактически унитарного государства, каким была РСФСР к реальной федерации диктует необходимость создания наряду с местными судами республик и земель федеративной судебной системы, на вершине которой окажется Верховный Суд РФ.

Охрана конституционной законности возлагается на Конституционный суд РФ, наделенный широкими полномочиями конституционного контроля за деятельностью законодательной и исполнительной властей.

Прокуратура, освобожденная от несвойственных ей в правовом государстве функций, станет главным образом органом обвинительной власти и процессуального руководства следствием.

Расследование уголовных дел изымается из ведения КГБ, МВД и прокуратуры и сосредотачивается в Следственном комитете.

10.

ПРОГРАММА ДЛЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА

Странным представлялся прежний порядок, при котором сначала принимались законы и затем - под принятые уже положения - кроится и Основной закон.

Новая Конституция дает четкий план законотворческой деятельности парламента, позволяя подвести конституционную базу под проводимые и намечаемые верховной властью России преобразования. В проекте Конституции содержатся отсылки к ряду законов. Они призваны раскрывать и конкретизировать положения новой Конституции, дополняя конституционную реформу пакетом сопряженных с нею частичных реформ: государственных органов, аграрной, военной, судебной, местного самоуправления и др.

Принятие этих законов должно составить основную задачу нового Парламента на ближайший период. Вот перечень законов, предусмотренных Конституцией РФ:

1.Закон об избирательной системе

2. Закон об охране личных прав ( включая право на свободу передвижения)

3. Закон о государственной тайне

4. Закон о гражданстве

5. Закон о местном самоуправлении

6. Закон о порядке разрешения личных обращений граждан

7. Закон о статусе Уполномоченного РФ по правам человека

8. Закон о налогообложении граждан

9. Закон о земле и землепользовании

10. Закон о социальном обеспечении

11. Уголовно процессуальный кодекс

12. Закон об адвокатуре

13. Закон о чрезвычайном положении 14. Закон о военной службе и альтернативной гражданской службе граждан

14. Закон о профсоюзах

15. Закон о предпринимательской деятельности

16. Закон о разрешении трудовых споров (забастовках)

17. Закон о политических партиях

18. Закон о статусе и границах республик (земель)

11

19. О порядке образовании новых земель на территории существующих республик и земель

20.Закон о Президенте

21. Регламент Палат Парламента

22. Закон о государственной службе

23. Закон о судоустройстве

24. Закон о Государственном Совете РФ

25. Закон о Совете безопасности РФ

26. Закон о Совете Министров РФ

27. Закон о Конституционном Сде

28. Закон о прокуратре

29. Закон о следственном комитете

30. Закон о бюджетной системе

31. Закон о вооруженных силах

32. Закон о федеральной службе безопасности

33. Закон о столичной земле

34. Закон о государственном гербе

35. Закон о государственном гимне

36. Закон о государственном флаге

37. Закон о Службе Президента РФ

11.

НОВЫЕ ИНСТИТУТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ НОВОЙ КОНСТИТУЦИЕЙ

Проектом предусмотрено введение в систему государствен ных органов РФ ряда новых институтов. Необходимость в их создании выявилась в ходе укрепления суверенитета Российской Федерации, преобразования ее социально-экономического и политического строя, а отчасти и в борьбе против реакционного и анти конституционного государственного переворота 19 21 августа 1991 года.

В число этих органов входят:

Уполномоченный РФ по правам человека

Государственная Дума и Федеральный Совет

Государственная счетная палата

Совет Безопасности

Государственный Совет

Федеральный Уполномоченный РФ (на местах)

12.

ХОД РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Проект подготовлен рабочей группой и группой экспертов Конституционной комиссии РСФСР при участии членов Комиссии, других народных депутатов РСФСР, широкого круга экспертов и консультантов.

Конституционная комиссия была образована постановлением первого Съезда народных депутатов РСФСР 16 июня 1990 года в составе 102 народных депутатов РСФСР. Председателем Комиссии являлся

12

Б.Н.Ельцин, заместителемПредседателя - Р.И.Хасбулатов,

ответственным секретарем Комиссии - О.Г.Румянцев. Рабочая группа и группа экспертов работала практически постоянно Постановлением первого Съезда Комиссии было поручено подготовить проект новой Конституции для обсуждения на Съезде народных депутатов РСФСР в январе 1991 года, опубликовав его в печати не позднее, чем за месяц до созыва очередного Съезда: а также регулярно публиковать материалы подготовки проекта Конституции РСФСР.

Концепция проекта была представлена второму пленарному заседанию Комиссии и опубликована рабочей группой уже в конце августа 1990 года. Целостный вариант проекта был подготовлен к началу октября 1990 года в Архангельском. 12 октября 1990 года он был принят пленарным заседанием Комиссии за рабочую основу, а после доработки опубликован решением Комиссии от 12 ноября 1990 года в еженедельнике "Аргументы и Факты" (N47/1990) и ряд других изданий. Именно этот вариант и послужил в качестве исходного для дальнейшей работы над новой Конституцией Российской Федерации. При доработке проета Конституции рабочая группа опиралась на итоги опросов общественного мнения, проведенные подкомитетом ВС РСФСР по изучению общественного мнения, а также опросы ВЦИОМ, показавшие положительное отношение к опубликованному проекту среди большинства населения - несмотря на ожесточенную и некорректную пропаганду, развернутую частью общественных организаций и средств массовой информации. (Как только ее не называли: "антинародная", "антисоциалистическая", "конституция воров и грабителей", "проект похоронной команды социализма").

Были накоплены многочисленные предложения, поступившие от граждан. В январе-феврале 1991 года была проведена большая работа по сближению статей основного проекта с положениями альтернативного проекта "Конституции РСФСР", подготовленного депутатской группой "Коммунисты России" и коллективом экспертов; положениями проекта "Конституции Российской Федеративной Республики", подготовленного группой ученых Саратовского Юридического Института; принятых поправок к действующей Конституции (Проекта, которому решением жюри была присуждена премия); РСФСР; поступивших многочисленных предложений комитетов и комиссий Верховного Совета РСФСР, народных депутатов РСФСР и местных Советов.

Была такжеорганизована автоматизированная информационно-

техническая система "Конституция" для обработки тысяч писем граждан с предложениями и замечаниями. Предложения обобщались и сводились в сравнительные таблицы, которые поступали на экспертизу. Несмотря на наличие "организованных" писем, лишь 16% авторов полностью отвергали проект; 40% выражали поддержку, 35% писем содержали дельные предложения.

Таким образом, подготовка проекта была открытой для всех желающих содействовать работе над новой Конституцией:для депутатов, для общественности, для государственных органов.

На заключительном этапе в августе-сентябре 1991 года

- проект дорабатывался с учетом идущей реформы исполнительной власти и вызванной ею насущной необходимости обеспечить конституционный баланс.

13.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

13

Плодотворная работа Верховного Совета, его комитетов и комиссий над представляемым проектом позволит вынести его на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов, а если потребуется с учетом высказанных на нем замечаний - и на всероссиское народное голосование (референдум РСФСР) для окончательного утверждения.

В таком случае, Россия и ее высшая власть вновь предстанут в глазах народов страны и всего мира как созидающая, стабилизирующая сила, сохраняющая лучшие из исторических и современных традиций нашего общества и государства.

14.

РАБОЧАЯ ГРУППА КОНСТИТУЦИОННОЙ КОМИССИИ РСФСР:

Народные депутаты РСФСР В.М.Адров, Е.А.Амбарцумов, Ф.Ш. Арсланова,

Л.Б.Волков, Б.А.Золотухин, С.А.Ковалев, П.А.Медведев, О.Г.Румянцев (руководитель группы), Ю.А. Рыжов, С.М.Сироткин, Ф.В.Цанн-Кай-Си,

В.Л.Шейнис,Ф.В.Шелов-Коведяев.

Эксперты В.Д.Зорькин, В.А.Кикоть, Л.С.Мамут, Б.А.Страшун, а также

Э.М.Аметистов, Е.А.Данилов, Б.М.Пугачев.

____________________________________________________________

Пояснительную записку подготовили:

Э.Аметистов, А.Гольцблат,Б.Золотухин, В.Зорькин, В.Кикоть,

Л.Мамут, Б.Пугачев, О.Румянцев, Б.Страшун, В.Шейнис.

Под общей редакцией О.Румянцева.

Комментарии:
Быстрый доступ