В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

Вперёд - к конституционной реформе

Я с интересом ознакомился с призывом Марии Гайдар к изменению конституционного строя РФ, ибо 12 декабря сам написал о необходимости конституционной реформы. Просто более простой альтернативы выхода из кризиса нет.

В этом году День Конституции, однако, был отмечен досрочно 10 декабря. И теми, кто поддержал требование честных выборов по всей стране и кто им не мешал. И теми, кто мешал или насмешливо взирал на “карнавал" или “акцию против СПИДа”. Вот это самое пренебрежение столь же надёжно обеспечивает наша Конституция.

Одни граждане доказывают приверженность конституционному строю, выраженному в его основах и ключевых правах и свободах, гл.1 и 2. Их оппоненты ни пяди не отступят от норм глав 4-6, что наиболее эффективно применяются в нынешней России, хотя однобокая форма правления была скроена когда-то «в лихие 90-е» (как тогда уверяли – ситуативно, временно) под Ельцина. При поддержке между прочим и Е. Гайдара, но чем больше прозрений сегодня, тем больше шансов на возрождение нации завтра, лучше поздно, чем никогда.

Властная практика между тем противоречит основам конституционного строя. Отношения между Президентом, Правительством и Федеральным собранием делают для значительной части думающего общества бессмысленными парламентские выборы, ибо встают барьером на пути права граждан на участие в управлении делами государства и общества. Уже много лет наблюдается конституционная терпимость к самоуправству, круговой поруке, кумовству.

А всё потому, что рядом с этими «карасями» нет должной «щуки». После гражданского подъема начала 90-х годов наступил долгий ледниковый период. Молчаливо проглядели более чем сомнительную (а зачастую незаконную) приватизацию, вольное растаскивание госсобственности. Устранили под клятвы Конституции все нормы и формы контроля за нерушимым альянсом циничной бюрократии с крупным бизнесом. Подмена политики манипуляциями привела к безнаказанности– от несоставления протоколов на месте ДТП с участием «синих ведёрок» до безразличия к вопиющим случаям социального неравенства, от попустительства массовому казнокрадству до ухода от ответственности за кражу голосов при голосовании.

Введенная «через колено» в конце 93 года особенная организация власти привела к упрочению фиктивного конституционализма, не лучшей для РФ метки в современном мире. Она легитимирует довольно уродливый экономический строй, несправедливые общественные отношения.

Настроение нации, её международный престиж, перспективы развития несут урон. Благие пожелания Конституции не только суды, но и простые люди всё чаще воспринимают как обманку, симулякр. 18 лет назад я предупреждал, что перекосы приведут к самоуправству, бил во все колокола - но в этом видели лишь ущемленную гордыню. А сегодня приходит осознание, что, оказывается, первым-то делом - до всего остального - украли главный итог революции начала 90-х годов: подлинно демократическую, легитимную и деятельную Конституцию.

Но коли бесконтрольность властного механизма противопоказана развитию - значит нужен самый серьёзный ремонт этой Конституции. Только теперь восстановление легитимности и действенности основного закона будет идти в гораздо более сложных условиях (согласен с Леонтием Бызовым - "феномен путинского консенсуса, сплотившего некогда путинское большинство, дал глубокую трещину, которую уже вряд ли удастся залатать").

Вряд ли решение лежит через "чудо-поправку"-2008 в виде 6+6 дополнительных лет президентства конкретного лица (вновь “временная мера”?).

Важно договориться об общих правилах предстоящей реформы.

Что движение к демократическому правовому и более справедливому строю будет осуществляться только на базе уже признанных принципов.

Что развитие федерализма будет опираться на исторический компромисс в виде нынешнего разграничения предметов ведения и полномочий.

Что форму правления надо менять. Устанавливать разделение властей, сдержки и противовесы, сочетать эффективное президентство и сильный парламент, подотчетность правительства и неподкупность контрольной власти, вкупе с независимостью судов и ограничением всевластия конституцией.

Необходимы современные формы народовластия но и их носители, новые политики, которые сделают парламент местом согласования интересов и выработки публичной внятной и прозрачной политики, которые безбоязненно будут дискутировать, думать, осуществляя парламентский контроль. Тогда появится смысл в выборах, желание создавать и финансировать свои политические партии (не сверху!) либо управлять государством без партийных предпочтений.

Мы стартуем из крайней точки падения в смысле разочарования конституционными идеями. Но новое поколение и новые технологии общения делают возможным разворот в общественном настроении. Оно проснулось для такого общественного дискурса. И без последующего созыва Конституционного Собрания вряд ли обойтись: безропотные поправки через Федеральное Собрание за 14 дней мы уже проходили в ноябре 2008 года.

ОР

Комментарии:
Быстрый доступ