Если мы всерьёз думаем о национальном согласии и конституционном патриотизме - они нужны и по вопросам общественного и парламентского контроля за деятельностью государственной власти.

Румянцев О.Г. О создании согласованного проекта Конституции РФ. Еще одно обращение к президенту и главе парламента // Независимая газета. 18.08.1993. С. 2

Независимая газета. 18.08.1993. С. 2.Карт-бланш

О СОЗДАНИИ СОГЛАСОВАННОГО ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ РФ
Еще одно обращение к президенту и главе парламента

Олег Румянцев, ответственный секретарь Конституционной комиссии

УВАЖАЕМЫЕ Борис Николаевич и Руслан Имранович!

В последние дни вновь обострились политические разногласия по вопросу о путях и методах осуществления конституционной реформы в России. Вместе с тем опасно сокращается время, отпущенное до 17 ноября с.г., когда очередной съезд народных депутатов будет обсуждать вопрос о проекте новой Конституции Российской Федерации.

В этих условиях я вторично обращаюсь к вам, двум первым лицам федеральной власти и Конституционной комиссии РФ, с предложением принятия совместного решения о механизме выработки единого проекта Конституции Российской Федерации и представления его на ноябрьский съезд.

1. К сожалению, на предыдущее обращение, сделанное месяц назад, был получен отрицательный ответ С. А. Филатова, посчитавшего (вместо президента РФ, которому я писал как непосредственному своему руководителю по комиссии) нецелесообразным и невозможным наше предложение. Однако с целым рядом причин упомянутого отказа согласиться трудно. Вряд ли стоит связывать судьбу объективно нужной конституционной реформы с субъективным желанием враз, уже осенью этого года разрешить все вопросы функционирования Российского государства. Сложнейшая политическая ситуация оставляет нам возможность лишь постепенного движения к новому Основному Закону. Но лучше движение малыми и верными шагами, чем неподдержанные прыжки в неизвестность с печальными результатами.

Трудно признать Конституционное совещание как совещательный орган при президенте РФ — а именно таков правовой статус) этого собрания — оптимальной формой поиска компромисса по проблемам конституционного развития России. Хотя затраты на создание предпосылок для работы в определенной мере оправдались, сохраняется политическое препятствие. На Совещании преобладают активисты одной лишь политической силы: государственной партии исполнительной власти и примкнувшей к ней части либерально-демократической интеллигенции. Само местоположение согласительного форума в Кремле, при президенте РФ, вызывает понятное отторжение как у значительной части центристов, так и у оппозиции, чего нельзя не учитывать, занимаясь поиском согласия.

2. Все мы стремимся упорядочить систему органов государственной власти, обеспечить правовой характер отношений между ее органами, но успех возможен лишь в условиях преемственности и постепенности конституционного перехода. Следовательно, важнейшим га рантом того, что новая Конституция будет принята законным путем и воспринята большинством общества, является подготовка и принятие конституционным путем единого согласованного проекта.

На сегодняшний день мы по-прежнему имеем 2 версии согласованного проекта:

а) основные положения которого одобрил VI съезд, но доработанного рабочей группой Конституционной комиссии с участием полномочных представителей субъектов Российской Федерации и с широким использованием положений проекта Конституционного совещания; 20 июля 1993 года Верховный Совет РФ принял постановление «О работе над проектом Конституции Российской Федерации», где предложил Конституционной комиссии в соответствии с постановлением от 4.06.93 продолжить работу именно над этим проектом;

б) доработанного в рамках Конституционного совещания, на базе первоначального президентского варианта, но с существенным сближением в сторону положений официального проекта.

Сопоставление двух проектов показывает — их существенное сближение, что закономерно. Считаю, что по целому ряду положений, по структуре и концепции проект Конституционной комиссии остается интереснее, сбалансированнее и предпочтительнее. Он четко располагается в «центре», но версия Совещания приблизилась к нему. По краям же — прежний «президентский» вариант (свежи еще воспоминания о его спорных положениях), с одной стороны, и некоторые положения законопроекта В. Б. Исакова о поправках к действующей Конституции вкупе со «слободкинским» вариантом — с другой.

3. Нам предстоит как можно скорее найти формы окончательного сближения и дать ощутимые сигналы обществу о том, что согласие — не игра, не интрига, а действительность. Для этого прежде всего руководителям необходимо преодолеть проскальзывающую неприязнь и принять совместное волевое решение. От противостояния проигрывает не соперник, а вся Россия.

Решение содержательных разногласий требует вдумчивого и порядочного обсуждения. Но, увы, проблемы возникают не столько в содержательной части, а коренятся в ряде политических споров, которые предстоит преодолеть в согласительном процессе, вынеся вопрос о новой Конституции за стены как Кремля, так и Дома Советов.

Хотя Конституция РФ не предусматривает возможности совместного издания правовых актов президентом и председателем Верховного Совета, она не исключает совместного политического решения, ибо конституционный принцип разделения властей предполагает еще и взаимодействие их представителей. Дополнительная правовая основа для согласительного форума — прежде всего решения VIII съезда — как бы ни относились к нему, — которые нацеливают нас на согласование основных положений проекта новой Конституции Российской Федерации и подготовку единого проекта.

В настоящее время все настойчивее слышен трезвый голос российских регионов, которые требуют от федеральной власти: договоритесь! Об этом свидетельствует обсуждение проектов Конституции в ряде областей.

Опираясь на это требование, надо отказаться от использования проекта Конституции как орудия борьбы и собрать в сентябре согласительный форум для прояснения и разрешения разногласий по конституционной реформе. Согласительный форум для начала может быть сформирован на паритетной основе: по 10 человек от президента РФ (Конституционного совещания) и Конституционной комиссии Верховного Совета РФ. При успешном согласовании далее можно подключить полномочных представителей регионов, общественных объединений. Это позволит в сентябре совместно подготовить действительно единый проект, опубликовать его в октябре (быть может, с вариантами по отдельным вопросам) и вынести на съезд в ноябре с.г.

Обращаю ваше внимание, что конституционная реформа может быть сорвана, если на ноябрьский съезд будут вынесены три концептуально разных документа, противоположно видящих конституционный строй и форму правления в России: проект Конституционной комиссии, проект Конституционного совещания, поправки Верховного Совета к действующей Конституции. Тогда вообще говорить не придется о принятии в первом чтении оптимального для России проекта Конституции.

В интересах последовательной, трудно идущей конституционной реформы в России прошу, вас найти возможность и время для встречи — с целью обсуждения данного предложения. Подчеркиваю: никакие личные мотивы не движут мною, что бы ни напевали «доброжелатели». Проект возможного -распоряжения был предложен ранее, однако я до пускаю внесение в него серьезных изменений — при подготовке совместного решения в рабочем порядке.

16 августа 1993 г

Комментарии:
Быстрый доступ