Если мы всерьёз думаем о национальном согласии и конституционном патриотизме - они нужны и по вопросам общественного и парламентского контроля за деятельностью государственной власти.

Румянцев О.Г. Конституционное поле не место для борьбы // Российская газета. 10.08.1993. С.1,3.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПОЛЕ НЕ МЕСТО ДЛЯ БОРЬБЫ

Олег Румянцев, ответственный секретарь
Конституционной комиссии

31 июля субъектам Российской Федерации направлен для работы последний вариант проекта Основного Закона, подготовленный Конституционной комиссией.

Внимание к проекту Конституционной комиссии (его еще именуют «официальным») вовсе не амбиции или прихоть депутатов. Оно полностью соответствует идущему конституционному процессу. 20 июля Верховный Совет принял постановление, где предложил Конституционной комиссии в соответствии с его предыдущим постановлением продолжить работу над проектом, основные положения которого одобрил VI Съезд народных депутатов, учитывая при этом поступивший от Президента России проект Основного Закона, а также замечания и предложения субъектов Федерации.

Отметим, что идет закономерное сближение двух проектов. В основе наших поисков остается текст Конституционной комиссии, прошедший множество согласований. Использованы предложения субъектов Федерации, материалы Конституционного совещания, замечания государственных органов, общероссийских общественных объединений. Заметим, что и первоначальный, неприемлемый для многих «президентский» вариант был не без помощи представителей нашей комиссии, регионов существенно изменен на совещании в Кремле в сторону положений официального проекта.

Сохраняющиеся же содержательные разногласия между двумя проектами сводятся к следующему:

- по вопросам федерализма: конституционный статус субъектов Федерации и проблема их равенства; полномочия палат федерального парламента, их равенства; порядок формирования Совета Федерации; основы бюджетного процесса и порядок выделения средств на программы и в регионы;

- по форме правления: соотношение главы государства и федеральной исполнительной власти; право Президента на роспуск парламента; механизм подотчетности правительства;

- по правам человека: конституционные ограничения права частной собственности на землю и природные ресурсы;

- по проблеме гражданского общества: наличие самостоятельного раздела «Гражданское общество» и конституционных гарантий свободного развития его институтов;

- по основам конституционного строя: место Российской Федерации в союзе государств и мировом сообществе;

- по заключительных положениям: порядок полного пересмотра или принятия новой Конституции; роль Конституционного совещания.

Добавим к перечисленному также и объем Конституции, место федеральных конституционных законов в системе законодательства. Е

сли же говорить о политических проблемах, то возникают они не в содержательной части, а коренятся в следующем. Прежде всего, свежи воспоминания о крайне спорных неправовых и недемократических положениях первоначального «президентского» варианта. Это не может не порождать определенную настороженность к разработкам участников Конституционного совещания.

Во-вторых, кое-кто по-прежнему лелеет надежду сделать Конституцию полем своего (или своей партии) стратегического политического успеха. Подобное стремление вызывает понятное отторжение, как у части центристов, так и оппозиции.

Наконец, совещательный орган при Президенте почему-то считается единственно легитимным и законным источником конституционной инициативы. Органам же власти, а также политическим силам несколько иного направления, предназначается роль статистов и наблюдателей. Кроме как ошибочным, такой подход назвать нельзя.

Есть еще время изменить ход конституционного процесса, упразднить его раздвоенность и заполитизированность. Для этого хотелось бы услышать трезвый голос российских регионов. Свою роль может сыграть собрание в сентябре многостороннего форума для прояснения и согласования разногласий по конституционной реформе Итогом всего должна стать совместная подготовка действительно согласованного проекта (быть может, с вариантами по отдельным вопросам), опубликование его в октябре и вынесение его на рассмотрение Съезда в ноябре нынешнего года.

В свою очередь, обращаюсь с предложением присылать в секретариат Конституционной комиссии замечания к пректам, порядку их согласования, а также определить своих постоянных полномочных представителей для работы в нашей комиссии, реорганизация которых назрела.

Комментарии:
Быстрый доступ