«Стенограмма выступления О.Г. Румянцева на Пленарном заседании Экспертного совета фракции Политической партии «Справедливая Россия»


Председательствующий: Теперь перейдем к обсуждению правовых проблем. И я хотел бы предоставить слово Олегу Германовичу Румянцеву, который возглавляет Фонд конституционных реформ. Я думаю, многим он известен как ответственный секретарь Конституционной комиссии в 1990-1993 годах. Большинство его идей лежит в основе той Конституции, по которой мы живём. Пожалуйста, Олег Германович.


Румянцев О.Г.: Добрый день! Очень радостно видеть в этом зале сидящих бок о бок депутатов, экспертов, политиков, общественных деятелей. Ещё в 1988 году мне довелось быть одним из создателей Социал-демократической партии России. И, конечно же, наличие в нашем Парламенте крепкой фракции "Справедливая Россия" - это важная для многих надежда на социал-демократическую альтернативу. Я думаю, не стоит ограничиваться только работой в экспертном совете этой фракции, мы все понимаем локальность конституционного статуса Парламента.

Вспомните 1999 год. Вспомните правительство Примакова - Маслюкова. Это был светлый момент, глоток свежего воздуха, который длился всего девять месяцев. Это было, по сути, социал-демократическое правительство. Но как только Примаков и Маслюков занялись изучением итогов залоговых аукционов 1995-1996 годов, девятимесячное пребывание этого правительства завершилось.

Я думаю, стоит подумать и о таком символическом шаге, как формирование альтернативного социал-демократического правительства, правительства "Справедливой России". Это было бы вполне конструктивным шагом к обсуждению возможных действий в области исполнительной власти. У нас несколько площадок для диалога: Московский экономический форум, фракция, наши секции, в рамках которых могут нарабатываться предложения по развитию в сфере законодательства. Это предложение.

Перейдем к обсуждению вопросов конституционного права. Фонд конституционных реформ, возглавляемый мною, за последние два года разработал целый пакет предложений по развитию Конституции и конституционного законодательства. К 20-летию Конституции мы подготовили в инициативном порядке три новые главы Конституции, понимая, что, прежде всего, они имеют общественное, научное и политическое значение. Эти три главы - "Гражданское общество", "Избирательная система" и "Парламентский контроль". Пока речь не идёт о «серьёзном ремонте» Конституции. Однако мы считаем, что такой ремонт важен и необходим.

Поскольку Сергей Михайлович Миронов в своей президентской кампании поддержал и развил некоторые из идей, выдвигавшихся, в том числе и Фондом конституционных реформ, мы подготовили материал.

В этих главах фактически содержится дополнение к социал-демократической программе. Сегодня, как мне кажется, идея новейшего конституционализма может привлечь к себе внимание при условии поддержки со стороны фракции и широкой огласки в обществе. Причем внимание с разных флангов: как с консервативного, так и либерального. Это обусловлено существованием потребности в национальном согласии вокруг идей справедливого конституционного строя и путей его развития.

В предложенных нами главах можно найти и вопросы трудовых коллективов, и собственности, и предпринимательства, и защиты семьи, и социализации недр, если угодно, и чётких принципов избирательной системы, а также парламентского контроля.

На прошлой неделе было проведено рабочее заседание секции Конституционного права для обсуждения предложенных глав. Мы продолжим и дальше дорабатывать наши предложения.

Предложив такой комплексный документ, мы рассчитываем, что идеи будут восприняты в виде поправок к законам. Конечно, нужны поправки в закон «О парламентском контроле», в федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ», нужно доработать проект федерального закона «Об общественном контроле в РФ», который, как вам известно, никуда не пошёл, а эта тема видится нам очень важной.

Важно также продолжить «наведение порядка» в информационно-телекоммуникационных сетях. На мой взгляд, предложенный Еленой Борисовной Мизулиной знаковый и важный законопроект "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" был первым шагом в этом направлении.

Следующим шагом стал так называемый «Антипиратский» закон, над которым непосредственно работала и наша команда. Мы считаем, что по этому пути нужно идти и дальше, потому что свободой получения информации злоупотреблять нельзя. Необходимо говорить и о сетевой идентификации участников информационного обмена, а также устанавливать роль судебной и исполнительной власти. Эта тема тесно соприкасается с секцией защиты интеллектуальной собственности.

Я помню, перед голосованием в поддержку «Антипиратского» закона во фракции возникли сомнения. Мне было очень досадно, что закон, внесённый членом фракции Леонидом Леонидовичем Левиным, вызвал серьёзные разногласия.

На мой взгляд, законодательную работу в области Интернета необходимо продолжать. Правовая справедливость в цифровой среде - это важнейшая задача для фракции и экспертного совета.

Есть ещё одна незатронутая тема - "Социализация недр". Пока мне не доводилось встречать специалистов, которые были бы способны развить такую колоссальную тематику. Но очевидным является тот факт, что доходы от нефтегазового производства в нашей стране должны распределяться справедливо и в интересах общества. Я считаю, что необходимо организовать деятельность межотраслевой группы при участии общества и Парламента по разработке закона «О социализации недр и контроля за распределением фондов». Об этом стоит подумать, и тогда роль фракции в общественном сознании заиграет еще ярче. Желаю успеха фракции, экспертному совету!

Комментарии:
Быстрый доступ