Комментарий Олега Румянцева к инициативе Вячеслава Володина о повышении роли парламента в формировании правительства

Предложение Председателя Государственной Думы Вячеслава Володина — продолжение в нужном направлении дискуссии, начатой в предыдущие годы Конституционным клубом, Фондом конституционных реформ и Председателем Конституционного суда РФ В.Д. Зорькиным.


Темы парламентского, общественного контроля и участия парламента в формировании правительства взаимосвязаны. Принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) изначально замышлялся создателями Основного закона как механизм противодействия монополии на государственную власть.


При этом нет разделения и взаимодействия властей без реально ответственного правительства. Исполнительная власть ограничена своей ответственностью перед парламентом и подзаконным характером издаваемых актов. Президент мог бы назначать вице-премьеров, а также других ключевых членов «узкого» кабинета (министров, ведающих финансами, экономикой, внутренними и иностранными делами, обороной, безопасностью и информацией) с согласия парламента. И отправлять их, а также любых иных руководителей федеральных органов исполнительной власти в отставку по итогам отчётов правительства перед парламентом при выдвижении такого предложения большинством членов каждой из палат.


Стоит напомнить, что именно эти нормы проекта Конституции стала камнем преткновения летом и осенью 1993 года, в спорах между Съездом народных депутатов РФ, Верховным Советом РФ и Президентом РФ, между Конституционной комиссией Конституционным совещанием. Если бы ныне буднично звучащие инициативы были поддержаны 25 лет назад — мы жили бы в иной ситуации, без понесённых страной огромных потерь времени, ресурсов, сил, без опасно расширившейся пропасти между обществом и властью. Главная опасность сегодня - выхолостить эти насущные предложения. Вот поэтому нельзя сделать их фейковыми, или представить частью очередных политтехнологических игр. Общество в новых условиях такого поведения верховной власти не поймёт, и может не простить. Надо делать шаг к становлению подлинного, а не формального конституционализма. При этом не забывать о гарантиях избирательных прав граждан, чтобы не возникало вопросов к самому парламенту, который справедливо претендует на увеличение своих конституционных полномочий, напрямую вытекающих из конституционного принципа народовластия.


Дискуссию по данному вопросу всецело приветствую и готов принять в ней самое действенное участие.


6 апреля Вячеслав Володин выступил с инициативой повышения роли участия Государственной Думы в формировании правительства, которое сегодня ограничено лишь выражением согласия по поводу назначения его главы. Реализация этого предложения повлечет за собой внесение поправок в Конституцию РФ.

Комментарии:
Быстрый доступ