Проект
ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ
(ПРИМЕЧАНИЕ: настоящий предварительный проект предлагается принять за основу для последующего рассмотрения документа органами СДА, комиссиями СДА, региональными отделениями СДА)
Попытка вывести Россиюизсоциально-экономическогоиполитического кризиса путем "радикальных реформ" и "шоковой терапии" покане удалась.За годыправолиберальных реформ возникли новые проблемы, которыеугрожают ныне национальнойбезопасности страны,социальнойстабильности,немногимросткамдемократииигражданского общества.
По-существу, вРоссииначалсяпроцесс распада ряда отраслей общественногопроизводства, которыйсопровождаетсяразрушениемчастинаучно-промышленного итрудового потенциала страны,деградацией ееэкономической структурыдоуровнясырьевойперифериимировогохозяйства. Дляэтогопроцессахарактерны,соднойстороны,продолжающаяся деиндустриализация народногохозяйства,свертываниеотраслей, являющихся основой современного экономического роста,а сдругой - увеличение удельного веса сырьевых отраслей,финансового иторгового секторов.Вывозкапиталовзапределыстраныприобрел размерынациональногобедствия,концентрация банковскойактивностина финансировании спекулятивныхопераций -всеэтоперечеркиваетнадеждынаинвестиционнуюактивность, способную вдохнуть жизнь в российскую экономику.
Рыночную конкуренцию связалипорукаминогаммафиозно-криминальные структуры,которыесращиваютсясгосударственным аппаратом ифактическиконтролируютхозяйственнуюжизнь страны. Экономический застой усугубляетсясоциальнойнапряженностью.
Завремятак называемых "радикальных реформ" идет последовательноенаступлениенапривычныедляроссиянинасоциально-экономическиеправа, которые были завоеваны предшествующими поколениями - право натруд, на бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное образованиеибесплатныйдетскийотдых.Снижаетсяуровеньсоциальногообеспечения игосударственныерасходынаобеспечениесоциальныхгарантий.Фактическисведенананет производственная демократия,выборные органытрудящихсяотстраненыотучастиявуправлении.Бесконтрольныедействия администрации бывших госпредприятий привелик захвату ею в союзе со старой и новой номенклатурой и криминальнымиэлементамигосударственнойсобственности.Степеньэксплуатациинаемных работниковсостороныэтогоновогоправящегоклассаивыражающегоего интересы "демократического государства" увеличиласьпо сравнению с "советским периодом".
Резкая дифференциация доходов привела к социальной поляризацииобщества, к сосредоточению на одном его полюсе так называемых "новыхрусских",а на другом - социальных аутсайдеров,которыми являются около третироссиян, живущих за чертой бедности.
\Новый "средний класс", который должен был стать основой социальной стабильности, рыночной экономикии политическойдемократии,такинесформировался,"старый" же"средний класс"советскогопериодастремительнонищаетиприближается к уровню жизни социальных низов.
Будучи неспособной решитьназревшиесоциально-экономическиепроблемы, исполнительнаявластьсталанапутьограничениядемократических прав и свобод,полномочий представительнойвласти,выведения из-подее контроля и контроля общественности репрессивных органов.
Такая система государственного устройства была закреплена в принятой в декабре 1993 новой Конституции, возрождающей ужезабываемые в России традиции самовластия .Из старой номенклатуры и новой спекулятивной буржуазии формируются олигархия, стремящаяся к безраздельному господству, « приватизации» государства,и превращению его в орудие своих узкокорпоративных интересов.
В тоже время надежды коммунистической оппозиции на скорый экономический крах не подтвердились. Правительству удалось резко уменьшить инфляцию, достичь относительной стабильности курса рубля. Политический режим приобрел определенную устойчивость. Однако экономический рост по-прежнему остается под вопросом. Многомесячные задержки зарплаты приобрели размеры национального бедствия. К тому же экономический рост, как известно, не означает автоматически улучшения положения населения, а может, наоборот, сопровождаться дальнейшим усилением эксплуатации людей наемного труда.
Приверженные идеям социальной,экономическойдемократии,российские социал-демократы отвергают такой выход из кризиса,когда ценойэкономического"благополучия" станет увеличение социального бесправия,подавление демократических прав и свобод.Мы убеждены,что толькодемократия создаст благоприятныеусловиядля эффективной борьбы за социальную справедливость.
Раздел 1. Политические требования
Российские социал-демократы,выражаякрайнююозабоченность
нынешней ситуацией вРоссии,углублением социально-экономического кризиса, стремятсясодействоватьформированиюдееспособного механизма власти,реализующегополитическуюволюбольшинства при защищенном меньшинстве и гарантиях прав личности.
Сегодня все зависитотрешениявопросао характере власти.
Будет ли это оторванноеотнарода"самовластие"илиэтобудет народовластие, опирающееся на неукоснительное соблюдение закона?
Политический кризис осенью1993годапривелкустановлению безраздельного господстваисполнительнойвласти.ПринятаяКонституция лишаетпарламентвозможностиреальновлиятьнауправление страной.Поэтомусоциал-демократыотстаиваютмодельдемократической федеративной республики,предполагающей всенародное избрание парламентаипрезидента, ответственностьправительства перед представительнойвластью, институтпрезидентства,гарантирующий федеративное единство.
Основным приоритетом для социал-демократии является защита прав личности, неотчуждаемостьправчеловека,становлениеинститутовгражданского общества.Жизнь человека,его достоинствоисовестьимеют приоритет перед государством.
Роль государстварешающимобразомзависитотегоорганизационной формы.Демократическоегосударствоможет и должнослужить интересам большинства населения,а не узкой группы богатых, и выражатьинтересывсего общества.Социал-демократы выступают зарастущее участие всехгражданвделахгосударства,экономикииобщества. Этаполитикаоткрываетвозможностьсамостоятельнойответственности для большинства населения.Наша цель-свободное,народное, основанное на справедливости государство,государственнаявласть недолжнаслужитьинтересамнемногихмогущественныхипривилегированных групп.
Мы выступаемзаутверждениевобществепринциповсвободы,справедливости и солидарности. Если одни наши оппоненты считают, чтосвобода возможна без равенства и справедливости,тотакаясвободанеизбежно становитсяпривилегиейнемногихпреуспевающихимы ееотвергаем. Другиесчитают,чтообеспечениесправедливостииравенствавозможнозасчетполитическихсвободидемократии.
Социал-демократы же убеждены,что без демократии и свободы не можетбыть общества социальной справедливости и солидарности.
Поскольку нынешняя Конституция РФ порождена жестокой борьбой завласть инепользуетсяподдержкойвсегообщества,социал-демократическая ассоциация считаетвозможнымпоставитьвопросонеобходимости созывавсенародноизбранногоКонституционногособрания, наделенноговсоответствиисфедеральнымзакономучредительной властью,какмеханизма мирного перехода от нынешнегорежима к правовому демократическому государству.
Раздел П. Национально-государственное устройство
Россия переживаеткризисгосударственности,нарастаютсепаратистские настроениявлиятельныхрегиональныхэлит.Приотносительно слабомобщероссийскомцентрепостепенноукрепляются(часто полукриминальнымобразом)управленческиемеханизмыврегионах, все откровеннеетягакэкономическомуиполитическомуобособлению.
Социал-демократы последовательно выступаютзасохранениецелостности России как сильной,многонациональной, демократической,
правовой и социальной державы.Нашей стратегической цельюявляетсяединая Россия, построенная на федеративных принципах при равноправиикраев, областей и республик. Без воссоздания такой государственностине будетрешенаниодна из злободневных проблем как политических,так и экономических.Единство достижимо лишьприпоследовательномпроведении принципафедерализмасверхудонизупри обеспечениивравной мере прав человека,прав наций и народов.При этом во главуугладолжныбытьпоставленыгражданские,а не этнические права.
Принцип равенства прав требует выравнивания статуса всехсубъектовфедерации,недопустиморасширение прав субъектов за счет интересовдругихнародовивсейфедерации.Нашивзглядынавопросынационально-государственногоустройствабазируютсянаследующихположениях:
- обеспечение индивидуальныхисоциальныхправчеловека
независимо от национальности;
- признание праваличностисвободноопределятьсвоюпринадлежность к той или иной национальной культуре;
- формирование эффективнофункционирующего,подлиннофедеративного государства,которое всостояниигарантироватьэтиправа.
Должны быть гарантированыправанациональныхгруппинациональных меньшинств,правонационально-культурнойавтономии,чтобы каждыйнародсмогстатьсубъектомгосударственнойиобщественной жизни, независимооттого,имеетли он "собственнуюгосударственность".
Подлинный федерализм предполагаетширокоеместноесамоуправление. Обеспечениеразумнойдецентрализациивласти,основанное начеткомразделенииполномочийфедеральных и местныхорганов власти,способноболееэффективнообеспечитьединствогосударства, чемавторитарныйпатернализмцентраинеразумноеусиление его полномочий.
Раздел 3.Внешняя политика
Распад СССР привел к резкому изменению положения России в мире.
Страна лишилась частисвоейисторическипринадлежавшейтерритории, ценнейшейинфраструктуры,традиционныхсфервлияния.Более 20миллионовроссияноказалисьзапределамиОтечестваинередко становятся объектами дискриминации и угнетения.
Внешняя политика правящихкруговхарактеризуетсянепоследовательностью, шараханьем из одной крайностивдругую.Еерезультатом, несмотрянагромкиезаверения об интеграции в группуведущих стран мира,сталростизоляцииРоссиинамеждународнойарене, утрата ее престижа,положения, достигнутого в период СССР, втом числе и за годы реформ Горбачева.
Социал-демократическая ассоциация считает,чтовнешняяполитикаРоссиидолжнабытьтесносвязанаспроцессомстановления новойдемократическойгосударственности.
СДА видитРоссиюнамеждународнойаренекаквлиятельноегосударство, способноепроводитьсамостоятельнуюмиролюбивуюполитику, надежно противостоять любым политическим и военным нажимами угрозам.Социал-демократическая ассоциация будет принимать всемерыктому, чтобыРоссийскоегосударствонебыловыбитонаобочинумирового развития,лишенонадежднамодернизациюприжизнисегодняшних поколений.
С точки зрения обеспечения международнойбезопасностиРоссиинеобходимо восстановлениестатусавеликойдержавы,гарантииевразийской стабильности,предотвращенияпотенциальныхугрозповсему периметру российских границ.
России необходима полноценнаяинтеграциявЕвропейскоесообщество, сучетомнациональных интересов,специфики России какогромного евразийскогоконтинента,равноправноечленствовобщеевропейских организациях.
Мы выступаем заактивноеучастиеРоссиивООН,другихмеждународных организациях, заобеспечениенациональныхинтересовРоссии в мире не только как региональной, а как глобальной державы.
Мы привержены принципаммираиненасилия,новсегда будемпротивостоять попыткам силового давления иэкономическогодиктата,откуда бы они ни исходили.
СДА выступает за конкретные шаги к реинтеграции странСНГ,втом числе и такие как создание конфедерации с теми из них, кто готов к такому решению.
Поддержку и укрепление Союза России и Беларуси российские социал-демократы рассматривают, как приоритетную задачуи свой моральный долг перед нашими народами.
Мы за формированиеэкономического и политического союза странСНГ, за укрепление оборонного сотрудничества,согласованиевнешнейполитики. Мы убеждены, чтоРоссия не на словах, а наделе должна выступать гарантомобеспеченияправасвободроссиян,проживающих заеепределами .
Мы выступаем заподписаниесгосударствамиСодружествасоглашенийовопросахгражданства,защитеправнациональныхменьшинств,миграции,правовойпомощи,пенсионногообеспечения,взаимном признании дипломов об образовании и т.д.
Мы будем строить свою политическую линию гибко,учитываякактенденциюкформированиюсобственно российской государственности,так и необходимость интеграционных процессов.
Раздел 1V. Вооруженные силы
СДА выступаетзареформированиевсейобороннойсферы,обеспечение вооруженныхсилсовременныморужием,способнымгарантировать национальную безопасность.
Вооруженные силы ивоенныйбюджетдолжнынаходитьсяподстрожайшим парламентским и гражданским контролем.
Мы выступаем запостепенныйпереходкмобильнойпрофессиональной армии иотменувперспективевсеобщейвоинскойобязанности.
Наиболее оптимальным является смешанный принцип комплектованияпри профессиональномофицерскомисержантскомсоставахизначительной частивоеннослужащих-добровольцев,выполняющихсвоиобязанности по контракту.
Мы требуем реальноговведенияальтернативнойслужбы.Социал-демократы убеждены,что краеугольным камнем концепции законаоб альтернативной службе должно стать положение о неотъемлемом правегражданина самостоятельновыбиратьвидосуществлениясвоейконституционной обязанностивформепрохождениявоинскойилиальтернативной гражданской службы.
Мы категорически против отмены отсрочек и льготдляучащихсявысших учебных заведений и призыва студентов в армию.
Новая Российская армия должна стать наследницей лучших традиций армии царской России и Советской армии. Должен бытьобеспеченвысокийпрестижвоинскойслужбы, гарантирован широкий набор правовых и социальных гарантий.
Армия должна быть символом могущества государстваизрелостинационального духа.Нарушениегражданскихправвоеннослужащихвармии необходимополностьюискоренить.Дляэтогонеобходимарадикальная военнаяреформа,введениедемократическихпринциповкомплектования армии.
Раздел V. Экономическая и социальная политика
С началом так называемых "реформ" (с 1992г.) государство взялокурснасамоустранениеотэкономическогорегулирования,сосредоточившисьнадвухнаправлениях-массовой приватизации ипревратно понимаемой "финансовой стабилизации".Мы отвергаем ложнуюдилемму:"либорыночнаяэкономика,либогосударственноерегулирование".
На наш взгляд,дляэффективногофункционирования социальноориентированнойрыночнойэкономики необходимопредпринять ряд решительныхмервотношениигосударственногорегулирования экономики.Пришлапораположитьконецгосударственнойполитикесаморазрушенияпроизводственного и трудового потенциала страны.
Меры по оздоровлениюсоциально-экономическойжизнидолжныпроводиться столь же твердо,последовательно и целеустремленно, какв30-ыегоды нашего столетия "новый курс" американского Президента.
Ф.Рузвельта, последнийспомощьюполитикигосударственногорегулированияисоциальнойзащищенностисумелувестистрану отпропасти,у которой онаоказалась.Государственноерегулирование экономикидолжноохватитьсферы финансовой и бюджетной политики, структурнойполитики,институционнойполитики, атакжеобласть оциально-трудовых отношений.
Главным результатом этих назревших преобразований, по нашему мнению, должен стать процесс ускоренного формирования нового среднего класса, способного быть гарантом укрепления государственности и демократизации страны.
1. Финансово-бюджетная политика
Государство не имеет права уйти от обязанностей перед миллионамивкладчиковидержателейакций, посколькуименно оно "выпустило джин из бутылки", законодательно неограничив деятельность криминально-коммерческих структур.
Контроль надрынкомкапиталовиценныхбумаг-назревшаяпотребность.Необходимаспециальнаядеятельностьгосударствапоподдержаниюнормальнойплатежеспособности коммерческих банков.Неисключается национализация техизних,которыеобманулидовериевкладчиков,грубонарушаютсуществующеезаконодательство.
Предусматривается государственное страхование банковских депозитов,государственный контроль над валютными счетами,полная информация офинансовом состоянии банков.
Необходимо постепенное сокращение реального объема кредитов нарефинансирование коммерческих банков.Центробанк можеткредитоватькоммерческиебанки в экстренных случаях под более высокие проценты, чем на свободном рынке.
Следует принятьмеры для возвращения капиталоввывезенных за рубеж,использовать многие миллиардыдолларовдляфинансированиянародногохозяйства.Первоисточникиэтихкапиталовпредставляликредитынарефинансированиекоммерческихбанков,которыезатемссужалисьпосредническимструктурам,переводившимденьгивиностранную валюту и спекулировавшим на валютных операциях.
Запретить использование льготныхкредитов (предоставляемых засчет госбюджетанацелифинансированиянародногохозяйства)наприобретениеимпортныхтоваров.Вперспективезаконодательноустановить недопустимость расходования средствгосбюджетанацелиимпортабезкрайнейнеобходимости. Деньгиналогоплательщиков не должны использоваться в ущерб интересам национальных производителей.
Требует отработки механизм регулированияценнаосновные ценообразующие товары.Возможно согласованиетемповихизменениямежду производителями основных ценообразующих товаров. Государство влице соответствующих ведомств выступало бы в роли посредника.
Направления реформы налоговой системы, .на наш взгляд,должныбытьследующими:переностяжестиналогообложениясдоходов,получаемых от трудовой,инновационной и инвестиционной деятельности, на дифференцированное обложениеимуществаивидовдеятельности,связанных с негативными экономическими с социальными последствиями.
Подоходный налог иналогнаприбыльдолжныбытьзаменены налогомнапотребление.Онбудет взиматься со всех расходов,заисключением затрат на оплату издержек производства (включаяминимумзарплатынакаждогопостояннозанятого,затратнакапитальныевложения,пополнение оборотныхсредств,научно-исследовательские,образовательныеиконструкторские работы (НИОКР),на обязательноесоциальное и медицинское страхование).Мы предусматриваем введение налоговнавывозкапитала,сделкиснедвижимостьюиценнымибумагами, увеличение акцизов на предметы первой необходимости.
Налог на капитал(собственность),взимаемыйскрупных собственников(владельцевнедвижимости,банковскихсчетов,контрольногопакета акций и т.д.) в прогрессивных пропорциях долженбудет затормозить опасный процесс резкойсоциальнойполяризациивобществе.
Мы выступаем за поэтапное введение системы рентных платежей за использованиеприродныхресурсов,а также экологических налогов и штрафов.
Платежи завыбросывредныхвеществизаборчистойводы,воздуха,хозяйственное использованиеземлипозволяютосуществитьзатратына экологические цели за счет предприятий с их включением всебестоимость.Отпадаетнеобходимостьихфинансированияизгосбюджета.Помереповышенияэкологичностипроизводстваитранспорта можно было бы повышать ставки налогов за загрязнение. Это предотвратилобы превращение территории России в большую свалку для индустриально развитых стран.
По мнению социал-демократов,антиинфляционнаяполитикане должна осуществляться засчеттрудящихсяижизненноважныхдля страныотраслейнародногохозяйства - путем длительных задержек ввыплате заработной платы,отказа в кредитах сельскомухозяйствуит.п.
Возможен административный контрольнадценамиидоходами:
временное замораживание их в отраслях, допустивших их неоправданныйрост;временноеустановлениежесткорегулируемыхпропорцийотносительных цен.
Однако мы отдаемпредпочтениедоговорныммеханизмам-согласованиюценмеждупроизводителямиипотребителямиприпосредничестве государственных ведомств. Вместе с тем следует ввестиконтроль над ценами предприятий - монополистов, увязать повышение ценна их продукцию с расширением ее сбыта.
2. Структурная политика
Развитие сырьевых отраслей(следствиестихийнойструктурнойперестройкиэкономики)необеспечитэкономического роста,ростазанятости,достаточногодлякомпенсациипотерирабочихмествразрушаемых отечественной обрабатывающей промышленности и ВПК.
Надо остановить процессылавинообразногоразрушения научно-промышленногопотенциаластраны, .обеспечитьусловиядлясохранениякадров,знаний,технологий,кооперационныхсвязей,навыковпроизводства.Следуетзаконодательно закрепитьдолюбюджетных расходов, направляемых в сферу НИОКР.
Государство обязано сделатьвсевозможно,чтобыв условияхгаллопирующей инфляции и экономического хаоса сохранить иразвить технологическиецепипо производству технически сложной продукции, имеющейрынкидля .еереализациикакнаэкспорт(продукцияавиакосмическогокомплекса,атомногомашиностроения,приборостроения,судостроенияидр.),такивнутристраны(автомобиле-и тракторостроение,электротехническая промышленностьтяжелое машиностроение и др).
Предлагаем ввести протекционистскиемеры . как тарифного, так инетарифного характерадлязащитыотечественныхпроизводителейвотдельныхсекторахэкономикиистимулированияпрогрессивныхтехнологических сдвигов.
Ввести государственную монополию на экспорт сырой нефти и газа, драгоценных металловикамней. Совершенствоватьэкспортныйивалютныйконтрольчерезсистемурегистрацииэкспортеровстратегически важных сырьевых товаров.
3. Институциональная политика
Политика приватизации госсобственностинебыланаучнообоснована,проводиласьнеобдумано,сориентациейнарекорднокороткие сроки.Это объективно ведет к деиндустриализации,распадуранее единых производственно-технологических комплексов на отдельныезвенья,большинствоизкоторыхнеспособноксамостоятельномувыживаниювусловияхнестабильной экономической ситуации.Такова технико-экономическая суть приватизации.
В социально-экономическом . планеприватизациясталаскрытойформой практически бесплатной раздачи государственнойсобственностииностранцам, номенклатуре и криминальным элементам.
В финансово-экономическом планеприватизацияозначалареализацию государственной собственностипоостаточнойстоимости,безучетаинфляции.Такимобразом,образоваласьразницамежду реальной стоимостью и остаточной стоимостью.
Необходимо внести серьезные коррективы в политику приватизации, способные изменить ее концепцию.
Вместо ориентации наразрушениекрупнойгосударственнойпромышленности(чтобыло целью наших горе-приватизаторов)следуетобеспечитьинтеграциюфинансовогоипромышленногокапиталавперспективныенаправленияэкономическогороста.Организационнымоформлением такой интеграции могли быстатьфинансово-промышленныегруппы. Они включали бы в себя технологически связанные вертикальнойкооперациейпредприятия,научно-исследовательскиеорганизации,специализированныеторговыефирмы, банки и инвестиционные фонды, иобеспечивалибыустойчивоевоспроизводствотехнологическихкомплексовпопроизводствусложнойконечнойпродукции.Однакоподдержка ФПГ должна быть дополнена системой мер поограничениюихмонополистического поведения.
Разницу между реальнойиостаточнойстоимостьюбывшихгоспредприятийцелесообразнооформитькакстоимостьимущества,переданноговдоверительноеуправлениеилиарендуновымсобственникам. Речь не идет о том, что все приватизированное следуетнемедленноотобрать(хотяренационализацияврядеотраслейнеотрицается).Решениедолжнозависетьоттого,насколько хорошоприватизированноепредприятиераспоряжаетсябывшимказеннымимуществом(критериямимогутслужитьобъем инвестиций и скоростьобновления техники).
Возможен и другой вариант:на всю сумму бесплатно переданногоим имущества государствовыпускаетдополнительныеакции,голосуякоторыми фондыимуществасмогутучаствоватьвуправлениипредприятиемотименигосударства.Пораначать серьезный диалогинвесторов приватизируемых предприятий с их трудовымиколлективами.
Исходным пунктомтакогодиалогадолжностать признание законныхинтересов как капитала, так и труда.
По мнению социал-демократов, следует разработать программунеприватизации,акоммерциализациипроизводственно-технологическихкомплексовипромышленныхгигантов,когдагосударственнаясобственностьприносит казне нормальный рыночный доход - процент нагосударственный капитал и ренту с государственной земли.
Социал-демократы - противникифетишизациитой или иной формысобственности на землю и ее массовоенасильственноевнедрение.Мывыступаемза рациональные пути преобразования совхозов и колхозов ввысокоэффективные и высокотоварные хозяйства,за помощь фермерскомудвижению, государственную политику наибольшего благоприятствования вотношении отечественного сельхозпроизводителя,ограничениеимпортапродукциилегкойипищевойпромышленностиспомощьюимпортныхпошлин. Мы поддерживаем социально и национально ответственный мелкийбизнес,считаемнеобходимымдлягосударстваобеспечитьемугарантированные рынки сбыта,защиту от организованной преступности,освобождение от части налогов.
Развитие рыночной инфраструктурывстранесдерживаетсякриминализациейпредпринимательстваи госаппарата,возникновениемновыхмонопольныхструктур.Необходимоскорейшееформированиесовременногозаконодательстваоконкуренции,ценообразовании,контрактномправе;важновкратчайшиесрокиразвитьсистемусудебного рассмотрения хозяйственных споров.
Усиление роли государственногорегулированиятребуетперестройки системы управления экономикой. Государственной поддержкитребует деятельность,которая не может бытьобеспеченанаосноверыночнойконкуренции:научно-техническая,образовательная,деятельностьпообеспечениюсоциальныхгарантий,регулированиютрудовыхотношений, регулированию рынка, доступ к невоспроизводимымресурсам, созданию транспортной и информационной инфраструктуры.
4. Социальная политика и социально-трудовые отношения
Социал-демократия добивается созданиясистемысоциальногопартнерства,предусматривающейцивилизованныерамкиразрешениятрудовых конфликтов междуработодателямиинаемнымиработниками,участиепоследнихвпринятиирешений и управлении производством.
Выполнение правительствомГенеральногосоглашенияспредпринимателямииадминистрациейпредприятийколлективныхдоговоров должно стать законом.В противном случае трудящиеся имеютправона социальную самозащиту,в том числе на использование такойее формы как забастовка.
СДА считает необходимымпредставительствонаемных работников(какявляющихсяакционерамипредприятия,такинеявляющихсятаковыми)вруководящихорганахакционерныхпредприятийигосударственныхпредприятий,работающихнакоммерческойоснове.
Право профсоюзныхорганизацийпредприятийназначатьсвоихпредставителей вадминистративныеорганыдолжнобытьзакрепленозаконодательно,равнокакиобязанностьпредпринимателяпредоставлятьпрофсоюзуитрудовомуколлективуинформациюодеятельности предприятия.Профсоюзы должны иметь доступ практическико всем документам предприятия. Нельзя признать нормальным, когда вомногихкоммерческихорганизацияхпредпринимателивобменнаотносительно высокий заработок работников фактическипоставилиподзапретдеятельность профсоюзов,отказываются регулировать трудовые отношения снимипосредствомзаключенияколлективногодоговора, предпочитаяэтомуиндивидуальныедоговорыс работающим, и каждое такое нарушение прав человека должно быть предметомрассмотрениявМинистерстве труда России.
Следует законодательно закрепитьпрактикупредоставлениясубсидийпредпринимателям,которыесоздаютрабочиеместадлясоциальных аутсайдеров, инвалидов, пожилых людей.
Мужчины и женщины должны иметь равные возможности в занятости,профессиональнойподготовкеипродвижениипослужбе.ВсякаядискриминацияженщинвоплатетруданаказуемаЗаконом.Пораустранитьсоциальнуюнесправедливость,допущеннуювотношениимолодежи,пришедшей на предприятия. Ей ничего не остается, как житьна зарплату,да еще зарабатывать старшимтоварищамнадивиденды.
Было бысправедливораспределить первоначальные льготы для членовтрудовых коллективов натех,ктоприходит напредприятияпослезавершения приватизации.
Социал-демократия отвергает монетаристскийподход,согласнокоторомупрожиточный минимум подразумевает набор благ,позволяющийвыжить на "минимальном уровне",тоестьпопроступеребиватьсясхлебанаводу.СДАразделяетточку зрения профсоюзов,согласнокоторой прожиточный минимум должен подразумевать не толькопереченьсамыхнеобходимыхпредметов питания,но и возможность для отдыха,восстановления сил,медицинского лечения,минимального культурногодосуга, для воспитания детей.
Минимальная зарплата недолжнасоставлятьчутьболее15процентов суммы прожиточного минимума, как в наше время, а равнятьсяпрожиточному минимуму, а со временем - его превышать.
В случае прихода к власти, социал-демократы поставят воглавурешениежилищнойпроблемы,превративжилищноестроительствовлокомотив для ряда отраслей промышленности.
Социал-демократы будут добиваться восстановленияобесцененныхвкладовисбереженийграждан,реализациюразработанногоЗакона,принятогоГосударственнойДумой,предусматривающеговыпускгосударственныхдолговыхобязательств,которыевкладчикимогутиспользоватьнаприобретениеакцийгосударственныхимуниципальныхпредприятий,земельных участков.
Социал-демократы считают возможным, в случае необходимости,введениефиксированныхцен на продукты первой необходимости,квартплатувмуниципальном секторе, проезд в транспорте.
Будет положенконецненормальномуположениюдел,когдаРоссияпродолжаетинвестироватьсвоифинансовые,природныеилюдские ресурсы за рубеж.Приветствуя развертывание сети частных пенсионныхфондов,поддерживаяпредоставлениеимльгот,социал-демократысчитают необходимым ввести контроль над операциями пенсионных фондовс целью недопущения мошенничества и излишне рискованных операций.
Социал-демократы немедленно примутсязареализациюряданазревших социальных и экономических программ:
- по реконструкции, модернизации и техническому перевооружениюугольной промышленности;
- по размещениюисоциальнойреабилитациимногихтысячрусскоязычных беженцев;
- по созданию новых рабочих мест и системы общественных работ;
- по созданиюиподдержкеклассамелкихисреднихсобственников,которыестанутреальнойопоройсоциально-демократических преобразований.
Программа социально-экономического развития России, выдвинутаясоциал-демократами, преследуетинтересыбольшинстванарода.Еереализация поможет России преодолеть нынешнееуниженноеположение,занятьдостойноеместо в ряду цивилизованных стран,а россиянам -опятьобрестиверувзавтрашнийдень,вПравду,ДоброиСправедливость.
Раздел VI. Образование, наука, культура и здравоохранение
Такие важные сферыжизниобщества как национальная культура,образование, наука и медицина не могут и не должныбытьотданывовласть рыночной стихии.
Коммерциализация искусства достигла опасных пределов.Наснеможет нетревожитьзасилиемассовойкультурынизкогопошиба,свертывание многих культурных программ,тяжелоесостояниемузеев,библиотек, театров, домов культуры.
В упадке находитсяотечественнаянаука,закрываютсяиз-заотсутствия финансирования важнейшие научные разработки.Экономия засчетобразованияикультурынедопустима.Странабезнаукиинациональнойкультурыне имеет будущего.Социал-демократы считаютобязательным полноценное государственное финансирование этой сферы.
Важнейшая задача -обеспечить бесплатное и доступное для всехобразование, медицинское обслуживание,свободное пользованиевсемикультурными благами.
СДА считает, что в области здравоохранения, образования, наукии культуры реформы следует ориентировать набезусловноесохранениетогоуровнядоступности бесплатного обучения и медицинской помощи,которыйсуществовалвпоследниедесятилетия;нарасширениевозможностейполучениязаплату дополнительных высококачественныхуслуг,повышение эффективности использования средств иобеспечениядостойного уровня жизни научных работников, педагогов и медицинскогоперсонала.
Развитие частных школ и платного медицинского обслуживаниянедолжно осуществлятьсязасчетсвертыванияилиподрывагосударственной системы образования и здравоохранения.
Стране необходима общенациональнаяпрограмма восстановления иразвития науки и культуры.Нельзя мириться с продолжающейся утечкой"мозгов".
В то же время социал-демократы не являютсясторонникамиидеиизоляционизма в области культуры и выступают за открытое общество.
Важнейшей частью духовноговозрожденияРоссиидолжностатьответственное отношение к отечественной истории и всемерная забота опамятниках культуры,преодоление негативных последствий многолетнейполитики государственного атеизма, восстановление разрушенных храмов.
Социал-демократы выступают занеукоснительноеобеспечениепринципов свободысовести,гарантииправкакверующих,такиатеистов.
Оставаясь последовательными сторонниками светского государства, социал-демократы приветствуют усилия Русской Православнойцерквиидругихконфессийпоутверждениюв обществе моральных ценностей и всемерноподдерживаютразвитиеинститутовцерковнойблаготворительности,программпомощинеимущим (открытие бесплатных столовых,приютов ит.д.).
Моральное состояние обществанапрямуюзависитотсостояниякультуры. Рост преступности,безнравственности -прямоеследствиекризиса культуры, который переживает наша страна.
Российские социал-демократы выступаютзанравственноеоздоровление общества,преодолениекультанаживыипроявленийнациональной нетерпимости.
2 января 2006 года