О.Г.Румянцев
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ ПО-ВЕНГЕРСКИ
(о новом в политографии ВНР)
НОВЫЙ ЭТАП РЕФОРМЫ
1988-ой год прошел в ВНР под знаком беспрецендентного
подъёма политической активности граждан. Он стал годом осво-
бождения независимой мысли. За короткое время потребность в
правде словно высвободила джина: вопросы венгерского меньшин-
ства в Румынии, гласности и свободы печати, еврейский вопрос,
дело о гидроузле Габчиково-Надьмарош, события 1956 года,
судьба Имре Надя, другие темы перестали быть табу.
Вдохновленное гласностью, венгерское общество стало пе-
реходить и к независимым действиям. Серьёзное обновление кад-
рового состава руководства страны; быстрая смена политических
акцентов; переход от многообразия мнений к подлинной свободе
печати; переоценка некоторых событий и ценностей; бурный рост
числа коллективных гражданских инициатив; восстановление ряда
организаций и возникновение новых альтернативных движений -
всё это реалии сегоднящней общественно-политической жизни
страны.
Судя по всему, в ВНР разворачивается переход от моноцен-
тричной политико-властной иерархии диктаторского типа к де-
мократическому плюрализму и многопартийной политической сис-
теме. Именно в отработке целого набора социально-политических
технологий мирного и ненасильственного перехода к действи-
тельному политическому плюрализму и заключается, на наш взг-
ляд, особая ценность венгерского опыта. До сих пор страны ре-
ального государственного социализма не владели подобной тех-
никой. Вот почему важен углубленный анализ процесса, от его
начальных стадий, через дальнейшие этапы, с изучением дейст-
вующих лиц и - подготовкой на этой основе многовариантного
моедли для прогноза дальнейшего развития событий.
Такой анализ и такую модель можно использовать и при вы-
работке политических рекомендаций для творцов и участников
нашей перестройки.
Венгерская реформа сегодня на подъёме. Но это отнюдь не
"вторая молодость" - реформа вступила в качественно новый
этап своего развития. На этом этапе происходит замена прежней
патерналистской концепции, при которой дело реформы находи-
лось в руках ограниченного круга просвещенных абсолютистов
власти, а также их советников и экспертов. На новом же этапе
мы являемся свидетелями массового преодоления политического
инфантилизма. Происходит пробуждение и активное становление
независимого гражданского общества. В его рамках возникают
новые субъекты политического процесса, а сам этот процесс все
более и более входит в противоречие с прежней логикой модели
умеренно-государственного однопартийного социализма.
Переходный период - при прочих нормальных условиях - мо-
жет продлится около двух лет. Его исторические рамки : май
1988-октябрь 1990 гг. Почему - станет ясно из нашего анализа.
СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Современная венгерская политография существенно обогати-
лась за счет расширения круга творцов и участников политичес-
кого процесса. произошло это путем спонтанного роста автоном-
ных сообществ, независимых и неформальных объединений (фору-
мов, кружков, общественных организаций). Многообразие полити-
ческих субъектов можно свести к небольшому числу типов - для
чего нужна типизация политических движений.
Первую группу составляет правящая партия, стержень моно-
польного блока власти и всей сложившейся в стране "партоцент-
рической" политсистемы. (ВСРП).
Во вторую группу входят т.н. протопартии - зародышевые
структуры возрождающихся или вновь создаваемых политических
структур партийного типа. Большинство из них еще весьма сла-
бы - как интеллектуально, так и социально, однако воплощают
собою серьезное стремление стать со временем полновесными
участниками политического действа. Что проявляется в готов-
ности и способности к выработке программных принципов, к пос-
тепенному расширению своей социальной базы и завоеванию по-
тенциального электората. (Пр.: Союз свободных демократов,
Венгерский демократический форум, Независимая партия мелких
хозяев, Венгерская социал-демократическая партия, Венгерская
партия независимости, Венгерская народная партия, Христианс-
ко-демократическая партия и некоторые другие).
В третьей группе - общественно-политические (в т.ч. не-
формальные) объединения и групировки, которые нельзя отнести
к протопартиям - они, впрочем, и не ставят перед собой амби-
циозных целей. Это различные клубы реформ, общества по сохра-
нению и развитию чьего-либо наследия и проч. - сателиты про-
топартий, их стратегические и тактические союзники, сохраняю-
щие в той или иной степени свое собственное лицо и независи-
мость в целом ряде вопросов. Они выполняют в большей степени
социально-общественные (культурологические, экспертные) функ-
ции, задачи политической социализации, но не партийно-полити-
ческие функции. (Пр.: Общество друзей Байчи-Жилински, Федера-
ция молодых демократов, Общество за восстановление историчес-
кой справедливости, Новый мартовский фронт, Общество "Глас-
ность", Кружок диалога Восток-Запад, объединение "Левая аль-
тернатива", Кружок молодых социал-демократов и иные).
Следующие две группы составляют независимые однофункцио-
нальные организации - создаваемые во имя коллективной защиты
и коллективного представительства интересов определенных сло-
ев трудящихся или групп населения.
В четвертой - независимые профсоюзы, выполняющие класси-
ческую тред-юнионистскую функцию. Вместе с тем, новые незави-
симые профсоюзы активно политизируют, что связано во многом с
особенностями их социальной базы - это творческие работники.
(Пр.: Демократический профсоюз научных работников, Демократи-
ческий профсоюз работников кино, Форум независимых юристов и
другие). В пятой - организации национальных, культурных и
социальных меньшинств. (Демократический союз венгерских цы-
ган, Независимое общество венгерских евреев "Шалом", Общество
беженцев из Румынии, Союз венгерских бойскаутов и др.).
В шестой группе - моноцелевые неполитические движения:
- 4 -
экологические, культур-экологические, здорового образа жизни,
милосердия и проч. (Дукнайский кружок, Надьмарошский комитет,
Фонд помощи бедным, Общество охраны городов, Объединение мно-
госемейных и иные).
Наконец, седьмая группа. В неё можно отнести различные
влиятельные лобби, оказывающие влияние на функционирование
механизмов власти, принятия решений. Это корпоративные лобби:
крупных директоров (Торговая палата), технической (Федерация
научно-технических обществ) и научной (Венгерская АН) интел-
лигенции, а также кооперативное, военное, агропромышленное и
иные лобби. Далеко не всегда их деятельность открыта и орга-
низована, зачастую осуществляется теневое, неформальное лоб-
бирование.
Ниже мы проанализируем расклад сил и облик основных фи-
гур венгерской политографической карты. Начать анализ следует
естественно с изменений внутри самой ВСРП - в политических
системах центро-партийного типа эти изменения играют решающую
роль.
ВСРП: УЖЕ НЕ ПАРТИЯ?
Классик понимающей социологии, основоположник теории со-
циального действия Макс Вебер определял политические партии
как основанные на (формально) свободном объединении сообщест-
ва, где целью объединения является приведение руководителей к
власти внутри организации, посредством чего для активных чле-
нов будут обеспечены (идейные или материальные) преимущества
- для реализации их сущностных целей либо реализации личных
качеств.
Так вот, в ВНР сегодня вы не найдете действующих партий
- в социологическом смысле этого понятия. ВСРП - давноу ж е
не партия, тогда как новые малые прото-партии - далекое щ ё
не партии.
Венгерская Социалистическая Рабочая Партия представляет
собою раздираемую противоречиями огосударствившуюся организа-
цию; рядовые члены ее не являются организованной политической
- 5 -
- 11 -
большевистского типа опирающаяся на подреформированную модель
социализма, с несколько смягченным вариантом принципа демок-
ратического централизма, идущая курсом некоторой либерализа-
ции, но сохраняющая перечисленные выше признаки (чувство
авангарда, исторический мессианизм, идеологическая-науч-
ная-политическая исключительность, сильная внутренняя центра-
лизация, организационная харизматическая убежденность и проч.).
3. Демократическая компартия или социалистическая партия
реформ: реформистское крыло ВСРП, имеющая потенциально боль-
шое и все далее растущее число сторонников, но - до последне-
го времени - отличавшееся слабой организованностью. Но проб-
лема была решена с провозглашением сначала в Будапеште, а за-
тем по всей стране реформистских кружков; в середине мая они
провели всевенгерское совещание, приняв общую платформу прин-
ципов. Платформу скорее социал-демократическую, нежели комму-
нистическую.
Наличие внутри партии столь разных платформ делает не-
возможным функциональное единство ВСРП; разделение трех пар-
тий становится желательным и все более неизбежным. Можно
предположить, что вторая и тертья платформы заключат некое
временное соглашение о коалиции, тогда ВСРП распадется не на
три, а на две партии.
ПУТЬ "СНИЗУ", АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Год 1988-ой знаменателен еще и тем, что обогатил венгер-
ский политический язык рядом новых для него понятий. Одним из
таких понятий является термин "а л ь т е р н а т и в н ы е
организации" или коротко - 'альтернативы'(alternativok). Се-
годня он стал одним из символов нового этапа венгерской ре-
формы (как, впрочем, и понятие "неформалы" в советской перес-
тройке).
Если в начале 80-х под "альтернативными организациями"
публицисты и обществоведы в ВНР подразумевали зачатки движе-
ний в сфере молодежной субкультуры. При всей гетерогенности
их мировоззрений их объединяли специфические формы критики
общественной системы вкупе с утопическими альтернативными
предложениями по ее преобразованию. Сюда относились пацифис-
ты, зеленые, феминисты,эмансипированные секты, спиритуалисты,
молодежные коммуны, группы альтернативного образа жизни и
проч. Их альтернатива зачастую представляла стремление усо-
вершенствовать современное индустриальное общество средствами
нетрадиционных политических форм. Таких, как формы "прямой"
демократии и проявления гражданского неповиновения. Заметим,
что за ними стоял стихийный протест против индивидуализма,
отчуждения личности, бюрократизации общественной среды.
И хотя речь шла об узком круге лиц - нескольких сотнях
молодых людей - я хорошо помню волну аппаратной встревожен-
ности среди руководства советского комсомола (и не только
комсомола) при появлении в середине 80-х в Будапеште незави-
симой пацифистской молодежной организации "Диалог Восток-За-
пад" илинезависимого формирования социологов и публицистов
"Фонд помощи бедным" и экологического Кружка друзей Дуная...
С 1988-го года термин "альтернативы" получил новое на-
полнение: теперь под ним понимают все те самодеятельные об-
щественные организации, которые не разделяют официальных док-
трин и политических целей, работая как в нетрадиционных, так
и в легальных политических формах. Всех тех, кто отождествля-
ет себя с независимым политизированием, борется за демократиза-
цию венгерского общества.
Почему прежде всего за демократизацию, а не за альтерна-
тивный образ жизни, как, скажем, на Западе? Потому, что усло-
вия государственного социализма отличаются от условий плюра-
листической демократии; самоорганизация общества здесь на
протяжении десятилетий былат а б у, сам факт независимой са-
моорганизации и борьбы за свободу слова, собраний, союзов
ставит носителей этой борьбы в альтернативную позицию по от-
ношению к структурам, монополизировавшим политизирование как
таковое.
Появление новых участников политического процесса озна-
чало вызов для старой и малоподвижной политической системы.
Старые институты не знали как относиться к соперникам и -
- будучи принужденными к терпению - продолжали не признавать
их в качестве партнеров. Не имея навыков сотрудничества они в
то же время не смели использовать привычный арсенал власт-
но-нажимных средств. Так вызревала новая ситуация.
Некоторые из новообразующихся политических движений уже
называют себяп а р т и я м и (Социал-демократическая пар-
тия,Союз свободных демократов, Народная партия, Венгерская
партия независимости, Христианско-демократический союз, Пар-
тия мелких хозяев и др.). Но, скорее, их следует рассматри-
вать в качестве зачатков партий т.е. - прото-партий. Полити-
ческие программы этих образований пока еще являются деклара-
циями о намерениях, но не программаи реального политического
действия. В социологическом смысле этого слова они пока что
не могут быть определены как политические партии.
Главным движителем политизированного развития новых дви-
жений является подготовка к выборам 1990 года. За этот период
прото-партии, возможно, вырастут в партии электорального ти-
па: с разработанной предвыборной платформой, со своими канди-
датами, с готовностью вступить в коалицию с иными организа-
циями и партиями. Одновременно, будет складываться общевен-
герская оргструктура, учет членов, руководящий и бюрократи-
ческий аппарат управления.
Заметим: не следует ожидать автоматического соответствия
численности той или иной партии и количества голосов избира-
телей, которые она завоюет на выборах. Последние цифры могут
значительно превышать первые, например, в случае с Союзом
свободных демократов (оппозиционной либеральной радикальной
партии). При этом значительная часть членов ВСРП может голо-
совать за оппозиционные партии - если не произойдет реального
перерождения компартии, либо ее части.
НОВЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: КТО ОНИ?
Следует кратко охарактеризовать наиболее влиятельные
альтернативные организации. Выберем из их множества те, что
сплотились в Круглый стол оппозиции. Это восемь организаций:
Союз свободных демократов (СДС), Венгерский демократический
форум (МДФ), Социал-демократическая партия (СДП), Партия мел-
ких хозяев, Народная партия, Союз молодых демократов (ФИДЕС),
Общество друзей Байчи-Жилински, Демократическая лига незави-
симых профсоюзов.
1. Союз свободных демократов политически представляет
собою альянс радикальных социал-демократов и радикальных ли-
бералов. СДС, возникший в 1988 г.из Сети свободных инициатив,
прямой наследник венгерской демократической оппозиции. Оппо-
зиция занималась петиционными кампаниями, выпускала журналы
самиздата, действуя в качестве правозащитного движения. Наря-
ду с борьбой за реализацию конституционных прав гражджан, де-
мократическая оппозиция несет важную культурную нагрузку, вы-
рабатывая традиции демократической политической культуры.
(неокончено)
К НАЦИОНАЛЬНОМУ СОГЛАСИЮ, ПОИСКИ ФОРМ
Нынешнюю политическую ситуацию в ВНР называют патовой
ситуацией. Прежде всего потому, что нет признаков здорового
конструктивного диалога между разными участниками политичес-
кого процесса - прежде всего, между ВСРП и независимыми ор-
ганизациями. Хотя все понимают - путь национального примире-
ния и согласия есть единственный шанс для поступательного
развития в сложившейся ситуации.
"Новый мартовский фронт" (группа интеллектуалов, стоящих
на позициях демократического социализма) выступила с идеей
созвать Национальную комиссию - своего рода форум согласова-
ния интересов, предварительный шаг на пути к разделению влас-
ти. В определенный период это предложение сыграло значитель-
ную роль, прорвав видимость монолитного единства внутри ВСРП.
Однако, обретающие все большую независимость "альтернативы"
отклонили идею комиссии, считая ненужным создание очередного
согласовательного Народного фронта. Отклонила ее и ВСРП.
Были начаты предварительные переговоры в рамках нацио-
нального "круглого стола", но они сели на мель из-за серьез-
ных разнолгасий по видению ситуации, перспектив, по оценкам
новых законопроектов. ВСРП не желает идти на переговоры с
представителями круглого стола оппозиции. Последние имеют
возможность выходить с согласованной и сильной позицией, ока-
зывая значительное давление на властный центр, который в свою
очередь не уверен в силе аргументов в пользу собственной по-
зиции.
В мае месяце появилось новое предложение: вывести пере-
говоры из патовой ситуации, переместив властный центр. По
мнению видного специалиста по экономическим и политическим
реформам Ласло Лендьела, следует провести национальный круг-
лый стол на уровне правительства, а не правящей партии. При
этом обсудить принципиальные вопросы: в политике - закон о
партиях, о выборах; в экономике - проблемы платежеспособности
и задолженности, отношений со странами СЭВ, реформу форм соб-
ственности. Инициатива была подхвачена реформистами в партии,
что еще раз показало общую заинтересованность в мирном разви-
тии переходного периода; это - первый серьезный шаг к реаль-
ному разделению партийной и правительственной деятельности...
Примером попытки создать "сверху" форум для выражения и
согласования различных политических взглядов является дея-
тельность Всевенгерского совета венгерской молодежи (МИСОТ).
Он был создан в декабре 1988 года, в него вошли представители
подчас противоположных организаций - вот почему главным нап-
равлением деятельности МИСОТ является согласование позиций
по актуальным вопросам внутренней - прежде всего молодежной -
политики.
(не окончено)
МИРНЫЙ ПЕРЕХОД К ПОДЛИННОМУ ПОЛИТИЧЕСКОМУ ПЛЮРАЛИЗМУ
Минимальная программа демократической политической ре-
формы, сичтают венгерские "прогрессисты" предполагает:
- создание институтов разделения властей;
- создание действенной представительной демократии (пар-
ламентской демократии, многопартийности, местного самоуправ-
ления, демократический корпоративизм);
- реализация принципа конституционности и создание пра-
вового государства.
Мысли не новые, но их ценность не в новизне, а в том что
в ВНР они воплощаются на практике.
ВНР реализует курс на мирный переход к политическому
плюрализму и демократической представительной системе. Шаги
этого курса (уже совершенные и планируемые):
1. Введение в закон об общественных организациях гаран-
тий права на создание политических партий. Обсуждение и при-
нятие закона на сессии Госсобрания.
2. Декларация принципа многопартийности на Пленуме ЦК
ВСРП, политическое решение "сверху" - широко реализуемое уже
"снизу" .
3. Начало подготовки к демократическим выборам; разра-
ботка и обсуждение нового закона об избирательной системе.
4. После принятия нового закона старое Госсобрание само-
роспускается; провозглашается срок выборов.
5. Выборы создают новое Конституционное учредительное
собрание, создающее правовые гарантии новой системы: закон о
президенте Республики, назначение нового кабинета и проч.
6. Главная задача нового кабинета - выработка программы
национального согласия и развития.
7. Собрание обсуждает и принимает новую Конституцию
страны и пакет демократических реформ (законов).
Этот путь есть путь планомерного и решительного перехо-
да. Он уже выполняется, хотя порою неоднозначно. Демократи-
ческий график преобразований пока что соблюдается, происходит
динамичный демонтаж диктаторской политической структуры и
закладка основ дееспособной демократии. В ходе этого процесса
в реальную политику вовлекаются сотни новых лидеров, полити-
ков, руководителей - что является важным субъективным услови-
ем.
Еще одним таким условием является стремление к нацио-
нальному согласию, консенсусу. Формируется "малая коалиция"
внутри партии; "круглый стол" оппозиции; национальный "круг-
лый стол" и другие формы согласования позиций. Выборы возмож-
но принесут создание "больших" коалиций. Главное - налицо
стремление к компромиссам и переговорам, а это свидетельство
новой политической культуры.
Определенное сопротивление оказывают консервативные кру-
ги, сторонники полувоенной аппаратной диктатуры; но они все
больше и больше остаются в вакууме, тогда как органы государ-
ственного принуждения все чаще отмежевываются от возможностей
военного вмешательства в развитие политических событий.
Оселком развития плюрализма является вопрос об инфраст-
руктуре многопартийности и представительной демократии. ВСРП
по-видимому должна осознать что в национальных интересах ей
следует сознательно пойти на мирное перераспределение инфрас-
труктуры. В противном случае новые силы возьмут "свое" сами,
что чревато конфликтами.
До сих пор же, именно мирный характер радикальной поли-
тической реформы является привлекательнейшей чертой венгерс-
кой перестройки. Чертой достойной тиражирования.
(текст незавершен, но основа заложена - О.Р.)
силой и имеют весьма слабое влияние на политическую бюрокра-
тию, с которой они связаны только формально общим членством.
Партийно-политическое лицо ВСРП сегодня размыто, она не обла-
дает программой, способной увлечь большинство членов партии.
Монолитная политическая бюрократия - ядро партруководства -
непосредственно отправляет все государственные и общие власт-
ные функции: назначает государственных деятелей, принимает
решения о госбюджете и его использовании, оперативно направ-
ляет процессы общественного производства, монопольно формиру-
ет государственную внешнюю политику, а политикой внутренней
управляет, используя армию и полицию.
В принципе, ВСРП оставалась классической - хотя и нес-
колько модернизированной - партией большевистского типа. Ана-
лиз типических социологических характеристик политических ор-
ганизаций большевистского типа блестяще сделал венгерский по-
литолог Михай Бихари. Мне остается лишь кратко изложить суть
дела (сквозь призму собственных воззрений).
Основные черты этих организаций формировались в специфи-
ческой историко-политической ситуации. Немногочисленное хоро-
шо организованное меньшинство возникло с уверенностью в са-
мопредназначенности к захвату власти. Оно взялось за воплоще-
ние неких модельных схем в неадекватной общественной среде,
эффективно применяя диктаторские политико-властные методы. С
победой зародились чувство исторического успеха, пафос исто-
рического героизма и образ единственного, ведущего к верной
цели, пути. Одновременно нарастало чувство постоянного дис-
циплинарного психоза - главного мотора воспроизводства влас-
ти; оно основывалось на опасении раскола, на дисциплинирующем
жупеле единого и враждебного внешнего окружения - мирового
империализма. Миф о внутреннем единстве - самом ценном завое-
вании, завещанном хранить как зеницу ока - поддерживался бес-
пощадной борьбой с любыми намеками фракционности и инакомыс-
лия внутри партии. Но те же самые отношения борьбы перенесены
на все общество - началась историческая борьба монопольного
блока власти против самого общества; здесь не могли сложиться
мирные технологии политической борьбы и демократического об-
новления.
Политические организации большевистского типа стали по-
литическим авангардом и идеологической э л и т о й, исполнен-
ной сознания собственного превосходства. Просматриваются 3
направления исключительности: партия - единственный носитель
единственной научно обоснованной философской системы познания
общества; единственный толкователь единственно адекватной
идеологии; единственная сила, призванная владеть властью и
вершить власть. Складывается комплекс мессии (помазанника,
ниспосланного спасителя), несущего народу правильное понима-
ние его дальнейшего пути. Тот, кто не желает идти указуемым
путем - ущербен и неполноценен. Поскольку рабочий класс не в
состоянии в своей спонтанной самоорганизации овладеть научно
обоснованнным мировоззрением, постольку некий авангард наде-
ляется фукнцией привносить в стихийное движение 'обоснован-
ное' политическое мировоззрение. Исключительность историчес-
кой роли приводит к ответственности только перед собой -
т.е.к полной безответственности и бесконтрольности действий
авангарда.
Самосознание авангарда - это самосознание харизматичес-
кого лидерства, непогрешимости и благодатности руководящих
действий. Апология лидерства оправдывает культ силы, твердой
руки и сильной личности. Новый "государь" свободен от норм
морали - цель оправдывает средства. Пропагандируется главенс-
тво цели - не путей движения к ней. Нормы права играют все
меньшее значение, законотворчество становится подконтрольным,
подчиняясь идеократическим соображениям.
Важная отличительная черта партий большевистского типа -
организационный и функциональный принцип демократического
централизма. Демократические права не в состоянии уравнове-
сить самораспространяемость централизма, что мешает выражению
вновь возникающих мнений и интересов. Этот принцип - главное
средство упрочения центральной партократии, он лишает партию
самокорекции, создавая непреодолимую пропасть между верхушкой
и остальными членами. Возникает беспрецендентная концентрация
власти как по вертикали, так и по горизонтали...
ОБНОВЛЕНИЕ ИЛИ САМО...УПРАЗДНЕНИЕ?
Обстоятельства новой общественно-политической ситуации,
давление изнутри и снаружи вынуждают руководство партии идти
на ломку черт, складывавшихся десятками лет.
В ходе 1987-1989 гг нарастала активность членов ВСРП
"снизу" - взяв на себя представительские функции, они довели
до руководства страны настроения растущего недовольства среди
населения, добившись в итоге проведения партконференции в мае
1988. Выполняя волю партийных и беспартийных граждан, конфе-
ренция самым серьезным образом обновила руководящий эшелон.
Тогда мы еще не могли предполагать, что именно майская
партконференция послужит сигналом к началу качественно нового
этапа венгерской реформы. Однако - разные стороны по-разному
подходят к оценке партконференции и это вполне понятно.
Одни расценивают случившееся не иначе как "путч, который
ешё дорого обойдется стране" (словами бывшего личного секре-
таря т.Кадара Роберт Рибански). Состав Политбюро не только
сократился, в него не попали 8 членов старого состава, хотя
предварительная договоренность касалась лишь 3 человек;
власть взяли лица, полные благих намерений, но не знающие,
что делать с властью; это стало началом потери партией уве-
ренности в своих силах, кадровый крах привел к потере веры в
дело - считает "потерпевшая сторона".
(Впрочем, кое с чем здесь нельзя не согласиться, имя
Яноша Кадара - этого гроссмейстера компромиссов - в течение
длительного периода являлось символом реформ; ведя борьбу на
два фронта, ему удалось в целом добиться покоя и благополучия
для своей страны, роста её международного престижа. Да, пере-
ход к новому витку реформы затянулся, но вряд ли справедливо
персонифицировать причины кризиса только с личностью Кадара).
Случившееся на партконференции и после нее требует ос-
мысления.
Из 108 членов ЦК были выведены 35 человек - люди, опре-
делявшие экономическую, культурную и идеологическую линию.
Такого партия еще не знала. Целое политическое направление,
единая политическая платформа потерпела поражение на той са-
мой партконференции.
Новый властный расклад, однако, мало что изменил. Новые
люди остались заложниками политической бюрократии, аппарата и
закостенелой идеологической доктрины, которую они унаследова-
ли. Новое руководство стало пленником системы.
Вместе с тем, начался процесс дифференциации в руководс-
тве и - соответственно - во всей партии. М.Бихари, например,
выделяет 5 групп: консервативная партия порядка; новая партия
порядка; радикальные реформисты; изменяющиеся оппортунисты;
безликие (не имеющие политического лица). На партконференции
в мае 1988 г. консервативная партия порядка, потерпев пораже-
ние, уступила место новой партии порядка. Уступила в резуль-
тате компромисса между ними: радикальные реформисты при этом
не были участниками этого компромисса, скорее - его объекта-
ми. Но - реформисты вышли на сцену и в этом главный результат
партконференции. После этого события стали развиваться весьма
динамично7
Плюрализация - естественный процесс в политике, однако в
ВНР излишне долго различия в руководстве оставались скрытыми,
политические взгляды не отливались в платформы. Посему, поли-
тические компромиссы не были компромиссами между платформами,
не были результатами принципиальных соглашений - а были комп-
ромиссами между отдельными персонами, полными опасений и не-
договорок. Ни общество, ни члены партии в этих компромиссах
участия не принимают.
Более того, состав аппарата на местах не претерпел изме-
нений, его политическое лицо как правило остается малоизвесс-
тным и размытым.
Зато - начались (хотя и очень медленно) сдвиги в содер-
жании политики. Нет, новой политической идеологии или доктри-
ны не появилось, равно как не возникло и новых принципов по-
литической практики. Но родился новый язык политизирования.
Стал преобразовываться набор аргументов и словарный запас.
Обстоятельства вынуждают партию пробовать все новые средства:
период, прошедший после партконференции насыщен невиданными
ранее событиями. Так, в апреле'89 Политбюро решило порвать с
оргпринципом демократического централизма; ранее, член Полит-
бюро ЦК ВСРП Режё Ньерш заявил о необходимости и возможности
"социал-демократизации" партии, считая её наследницей как
коммунистических, так и социал-демократических традиций. (Как
известно, предшественница ВСРП - Венгерская партия труда -
возникла в 1948 г. после "объединения" коммунистической и
соц.-дем. партий..).
Сегодня ВСРП уже вряд ли поможет смена руководящих кад-
ров, или организационное обновление, или даже замена програм-
мы партии. Даже в новых условиях генсек и аппарат принимали
решения - кому быть во главе Отечественного народного фронта,
кому быть членом правительства и т.д. Руководство по-прежнему
навязывало свою политическую волю известными методами. Сохра-
нялась номенклатурная карусель, выпасть из которой по-прежне-
му было непросто.
Однако,в новых условиях сама логика развития реформы
предполагает отказ партии от монопольного отправления власт-
ных функций, ограничение всевластия политико-идеологической
бюрократии, отстранение её от государственных функций, подчи-
нение деятельности партаппарата контролю со стороны членов
партии, решительную замену кадровых деятелей на всех уровнях.
Эти шаги могли бы привести к рождению демократической компар-
тии.
Возникает многосложный вопрос: возможен ли этот путь -
путь постепенной демократизации партии? Или только разделение
ВСРП может стать путем преодоления серьезного внутрипартийно-
го кризиса, резко усилившегося в последнее время?
Ответ сегодня ищут в ВНР и ученые, и политики, и рядовые
граждане - ибо перестройка в правящей партии при нынешнем её
положении не может быть делом сугубо внутрипартийным. Это де-
ло всего общества, ключ к дальнейшей судьбе венгерской реформы.
МНОГОПАРТИЙНОСТЬ: ПУТЬ "СВЕРХУ"
В условиях, когда правящая партия переживает глубокий
затянувшийся кризис, встает вопрос о вызревании многопар-
тийности - как "сверху", так и "снизу". Это вызревание есть
необходимое условие для формирования дееспособной плюралис-
тичной политической системы.
Путь сверху - через саморазделение партии. Этот процесс
- отмечают венгерские политологи - гораздо сложнее и болез-
нее, нежели возникновение политического плюрализма "снизу".
Самое сложное здесь - превращение правящей партии действи-
тельно в партию.
История политики реального социализма учит, что комму-
нистические партии большевистского типа никогда не разделя-
лись мирно. Да и сегодня руководство ВСРП, включая его рефор-
мистское крыло, подчеркивают: раскол партии означал бы катас-
трофу для Венгрии. (см. например заявление члена Политбюро ЦК
ВСРП Имре Пожгаи в мае 1989 г.).
Иного мнения придерживается ведущий венгерский политолог
Михай Бихари, считающий что внутренние противоречия между
различными несогласуемыми платформами ослабляют работоспособ-
ность партии, она постепенно подходит к состоянию организаци-
онного пата. На мой взгляд - уже находится в этом самом сос-
тоянии.
ВСРП уже сегодня заключает в себе 2-3 самостоятельные,
жизнеспособные и серьезно различающиеся по политическому об-
лику партии.
1. Консервативная коммунистическая партия порядка: уль-
тралевые ретрограды, упирающие на свою "левизну", носители
нео-сталинистских ценностей, продолжатели дела строительства
развитого социализма в ВНР. В последнее время проявляет себя
все более и более отчетливо.
2. Новая социалистическая партия порядка: это партия