Иван Грачев. Куда ведут благие пожелания Договора Российской Федерации и Республики Татарстан

Иван ГРАЧЕВ,

депутат Госдумы РФ

КУДА ВЕДУТ БЛАГИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ДОГОВОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

"Конституционный вестник" внимательно отслеживал юридическиеас-

пекты процесса суверенизации Республики Татарстан (РТ). В частности, в

номере "КВ" N 10 за 1992 год давался подробный анализ принципиального

несоответствия Конституции РТ действующей Конституции Российской Феде-

рации. Одно из наиболее серьезных противоречий связано с определением

субъектности РТ. По Конституции РФ Татарстан - субъект Российской Фе-

дерации, а по Конституции РТ - субъект международного права. В сочета-

нии с тем, что по конституции РТ (ст.59) законы РТ обладают верховенс-

твом на всей территории РТ и отсутствием любых упоминаний о том,что

территория РТ являетсячастью территории России, эти противоречия

представляются антагонистическими. Отметим, что противорчечия в полном

объеме сохранены и сегодня.

Тем не менее 15 февраля 1994 года подписан Договор Российской Фе-

дерации иРеспублики Татарстан "О разграничении предметов ведения и

взаимном делегировании полномочий между органами государственной влас-

ти РФ и органами государственной власти РТ" (РФ-РТ Договор). Этот до-

кумент симметрично базируется на взаимоисключающих Конституциях, о чем

и заявленов его преамбуле. Поэтому в нем с самого начала заложена

бомба замедленного действия, которую авторы всячески пытаютсяскрыть

за ширмой умолчания и двусмысленности.

Само подписание такого Договора,по оценке российской стороны,

базируется на ст.11, п.3 Конституции РФ, где действительно упоминаются

"иные" договоры о разграничении предметов иведения и полномочий. Одна-

ко буквальная формулировка: "Разграничение... осуществляется настоящей

Конституцией, Федеративным 2 и 0 иными договорами", - предполагает призна-

ние претендентом на 2 "иной" договор 0 российской Конституции и Федератив-

ного договора. В противном случае из формальнологическихсоображений

Федеративный и "иной"договор должно быть упомянуто в Конституции РФ

через разделительный союз "или". Следовательно сам факт подписания та-

кого РФ-РТ Договора, ни до ни после которого Татарстан не признает се-

бя субъектом РФ, не соответствует российской Конституции.

Не вдаваясь в споры о понятиях федерация,конфедерация, ассоциа-

ция, отметим, что необходимым условием сохранения целостностинеуни-

тарного государства являетсянекий минимум неотъемлемых полномочий

центра с их верховенством на всей территории во всех субъектах. Такой

минимум, охватывающий вопросы обороны, безопасности, финансовой струк-

туры, инфраструктуры и т.д., задан с некоторым запасом в ст.71 Консти-

туции РФ.

В этом плане для сохранения РТ в составе Федерации возможнобыло

либо подписание им Федеративного договора, либо договора с каким угод-

но названием, но содержащего весь перечисленный минимум полномочийи

прямое признание Татарстаномверховенства Федеральнх законов в сфере

действующих полномочий.

РФ-РТ Договор действительно содержит в разделе о Федеральных пол-

номочиях полную выписку ст.71 Конституции РФ. Но в нем нигде прямои

однозначно не зафиксировано,что Федеральные полномочия действуют на

территории Татарстана. Учитывая, что, согласно Конституции РФ, Татарс-

тан не являетсячастью территории России, а сам Основной Закон РФ

включен в РФ-РТ Договор лишь в качестве базисного документа, то значит

авторы намеренно закладывают двойственную интерпретацию данного доку-

мента. Так, например, не исключается существование Федеральной терри-

тории, на которой действуют Федеральные полномочия, существование тер-

ритории Татарстана, на которой действуют полномочия Татарстана, и, на-

конец, есть ассоциированная территория, на которой действют совместные

полномочия. Об этом дополнительно свидетельствует и второй абзац ст.2

РФ-РТ Договора, в котором полномочия Татарстана определяются 2 не 0 2исчер-

2пывающим 0 образом, а с помощью слов "в том числе". Это при необходимос-

ти позволяет распространитьна территорию Татарстана весь объем воз-

можных полномочий органов власти. Следовательно, РФ-РТ Договор остав-

ляет открытым вопрос о субъектности Татарстана и сохраняет вероятность

разрушения Российской Федерации.

Следует скзатьи о целом ряде совершенно конкретных сущностных

отклонений РФ-РТ Договора от российской Конституции.Так, споры по

предметам совместного веденияи по Конституции РФ и по Федеративному

Договору разрешаются Конституционным судом РФ. А в РФ-РТ Договоре эта

процедура отменяется и появляется на свет "разрешение споров в согла-

сованном между ними порядке" (ст.6, ч.3).

Из областисовместного ведения исчезли и оказались переданными,

согласно п.6, ч.2,ст.2 РФ-РТ Договора, в исключительное ведение Та-

тарстана вопросы "...владения, пользования и распоряжения землей, нед-

рами, водными, лесными и др. природными ресурсами"... Любому старшек-

ласснику сегодня известно,что власть - это, помимо всего прочего,

право распоряжаться собственностью. А значит, подобное отклонение мо-

жет быть оценено только как фундаментальное.

Однако на этом вопрос о власти некончается. В статье 2, п.7

РФ-РТ Договора зафиксировано, что Татарстан "...устанавливает систему

государственных органов Республики Татарстан, порядок их организации и

деятельности..." Ясно, что подобная трактовка весьма отличается от по-

ложений Конституции РФ, согласно которой "система госвласти субъектов

РФ ...устанавливается в соответствии с основами контитуционного строя

РФ и общими принципами организации представительных иисполнительных

органов власти, установленных 2 федеральным законом 0".В гиперболизиро-

ванном варианте это не запрещает установление вТатарстане "ханской

власти". Этот пункт вызывает большую тревогу у федералистов Татарста-

на. В свою очередь п.19 ст.3 устанавливает предметом совместного веде-

ния "координацию деятельности правоохранительных органов, взаимодейс-

твие органов безопасности". Это вовсе не означает вхождения правоохра-

ны и системыбезопасности Татарстана в единую федеральную систему.

Учитывая явно этнократический характер татарской власти, возможный вы-

вод силовых структуриз прямого подчинения федеральным властям может

привести к нарушениям гражданских прав лиц не татарской национальнос-

ти. Впрочем, подобные примеры уже имеются.

Даже столь поверхностный анализ РФ-РТ Договора свидетельствуето

том, что содержащиеся в нем фундаментальные отклонения от Конституции

РФ в долгосрочной перспективе не будут работать на укрепление России.

Реальный же ход событий в нашей стране с лета 1992 года позволяет исп-

равить все эти неточности и ошибки и подписать менее двусмысленный до-

говор.

Комментарии:
Быстрый доступ