Если мы всерьёз думаем о национальном согласии и конституционном патриотизме - они нужны и по вопросам общественного и парламентского контроля за деятельностью государственной власти.

Совершенствование избирательного законодательства и политических механизмов выборов в России

Совершенстование избирательного законодательства

и политических механизмов в России

1.Обоснование программы

Необходимость комплексного исследования названной проблемы с учетом опыта зарубежных стран и международных стандартов обусловлена рядом важных факторов.

1. Выборы и политическая борьба вокруг них в связи со сложной и многопартийной общественной системой становятся одним из важнейших факторов современной ситуации в России.

В основных параметрах избирательного процесса Россия использует опыт многих западных стран. Например, половина депутатов нижней палаты федерального парламента - Государственной Думы - избирается по пропорциональной системе, предусматривающей участие политических партий, движений и иных общественных объединений в борьбе за мандаты выдвижением федеральных списков кандидатов в депутаты. Другая половина депутатов Государственной Думы избирается по мажоритарным избирательны округам, причем с выдвижением кандидатов в депутаты как от партий и их блоков. так и в качестве независимых.

Исключительно большое значение для внутриполитической жизни страны имеют выборы Президента Российской Федерации. При этом вновь столкнутся интересы различных социальных групп и политических течений.

В результате выборы превращаются в России в важнейший фактор, который может быть как основой консолидации общества, так и сильнейшей поляризации сил, приводящей к постоянному существованию либо спарадическому росту внутренней напряженности, к серьезным конфликтам.

В этой ситуации важнейшей задачей политической и правовой науки является выработка рекомендаций относительно правил политического процесса, политических механизмов, имеющих непосредственное проявление через выборы депутатов и должностных лиц всех уровней.

2. В процессе избирательных кампаний в России, в том числе последних выборов в Государственную Думу, состоявшихся в декабре 1995 г., особенно остро выявилась проблема выбора моделей избирательной системы и, соответственно, избирательного законодательства. Спектр мнений в стране на этот счет является довольно пестрым. Одни полагают, что следует сохранить имеющийся паритет мажоритарной и пропорциональной систем. Вторые считают, что сохраняя эти два начала, надо увеличить (например, до 2\3) долю депутатов, избираемых по одномандатным округам и тем самым добиться более тесной связи с ними избирателей. Третьи исходят из того, что пропорциональная система вообще не оправдывает себя в России, как в стране, не имеющей сильных партий. Четвертые, наоборот, думают, что только с введением лишь одной - пропорциональной - системы мы наконец-то придем к нескольким сильным партиям. которые и станут основой нашего политического истеблишмента.

В этих условиях на ситуацию в России следовало бы посмотреть с учетом не только внутренних условий, но также и опыта различных стран. На этой основе можно было бы усовершенствовать модель избирательной системы.

3. При этом следует найти и решения немалого числа юридических проблем, связанных с избирательным процессом. В частности, российская практика заставляет задуматься над тем, как увязать интересы партий и движений, порой склонных манипулировать людьми, включаемыми в списки кандидатов в депутаты, с правами и свободами граждан, в том числе правом быть избранным, свободой информации, правом агитации за или против кандидатов и избирательных объединений, блоков и др.

Россия столкнулась с тем, что избирательные объединения, блоки, кандидаты в депутаты, просто граждане, к сожалению, порой не умеют вести избирательную кампанию не только достойно, но и юридически безукоризненно. Требуется документ, представляющий собой как бы совокупность практических рекомендаций о порядке соединения правовых и морально-этических правил в ходе предвыборной агитации.

Так же следует найти более четкие правила относительно порядка использования денежных средств и материальных ресурсов кандидатами в депутаты и их объединениями. Отсутствуют механизмы оперативного контроля, о нарушениях становится известно довольно поздно. Этот один из наиболее больных вопросов для российского избирательного процесса, где конкретная практика различных стран была бы весьма полезной.

4. В России как сложном государстве актуальными является проблемы не только федеральных выборов, но также и выборов в субъектах Федерации, а также органов местного самоуправления. Ведь повсеместно объектов выборов являются депутаты законодательных собраний и главы (президенты, губернаторы) субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления и главы муниципальных образований.

Эта часть избирательного процесса в России вообще по-настоящему лишь складывается. И здесь в неменьшей мере для страны интересен и полезен опыт других стран. В частности, пока на локальном уровне в России не дали результата попытки ввести сочетание мажоритарной и пропорциональной систем (возобладала мажоритарная); посмотрев на некоторые страны, мы решили резко сократить число депутатов представительных органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, но одновременно перестали ощущать влияние названных органов. В некоторых субъектах РФ введены двухпалатные парламенты, выборы части депутатов от административно-территориальных единиц. Какова эффективность этих новшеств - для ответа на этот вопрос нужны тщательные исследования практики.

5. В России достаточно острой становится проблема деятельности избирательных комиссий. В ходе последних выборов в Государственную Думу раздавалась сильная критика в адрес Центральной избирательной комиссии Российской Федерации за ее попытки свободного толкования закона, оценочного подхода к отдельным избирательным объединениям. Нужно тщательнее отрегулировать нормы закона, посвященные полномочиям избирательных комиссий.

Наряду с этим немало вопросов возникает в связи с недостаточной компетентностью отдельных комиссий, а в особенности низового уровня - участковых избирательных комиссий. В России создана общегосударственная система обучения избирательным технологиям. Соответствующий опыт других стран был бы здесь интересен.

2. Исполнители. Организационный механизм программы.

Как видно из обоснования, проблемасовершенствования избирательного законодательства и политических механизмов выборов в России является комплексной. Вместе с тем видно, что речь идет о взаимопереплетающихся вопросах. Их исследованием могли бы заняться юристы-государствоведы с навыками политологического подхода, а также политологи, вплотную вынужденные изучать применение норм избирательного законодательства политическими партиями и движениями.

В творческий исследовательский коллектив под эгидой юридического факультета МГУ (кафедра конституционного права) и Института международного права ( в плане обобщения зарубежного опыта и международных стандартов) могли бы войти ученые из Института государства и права РАН, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Российской академии государственной службы, социологического факультета МГУ, Московской государственной юридической академии и др. К исследованиям могут быть привлечены ученые нескольких региональных университетов и исследовательских центров.

Научным руководителем программы в России мог бы стать известный государствовед - профессор Сурен Авакьян, заведующий кафедрой конституционного права МГУ им.Ломоносова. Генеральным директором программы - распорядителем средств гранта может быть директор Московского независимого института международного права Виталий Бордунов.

Ориентировочное число участников программы - 16, научно-вспомогательный персонал - 4.

В качестве участников программы из других стран могли бы выступить:

- Институт публичного права Университета Регенсбург (Германия) - проф. Р.Арнольд;

- Институт публичного права Университета Бонн (Германия) - проф. Ф.Оссенбюль, В.Левер, Й.Питцкер, Й. Изензее;

- Институт публичного права Университета Наймеген (Голландия) - профессор К. Кортман;

- Институт европейской политики (отделение политическиих наук) Католического университета Лейфен (Бельгия) - проф. Ф. Делмартино;

- Институт конституционного права Университета Леон (Испания) - проф. М.Г.Альварес.

3. Сроки, прикладная исследовательская база и примерная программа исследований

Сроки осуществления программы - 3 года, т.е. январь 1996 г. - декабрь 1998 г. Таким образом, при этих сроках результаты исследований будут приурочены к очередным выборам в Государственную Думу в 1999 г.

Прикладную исследовательскую базу проекта составят: выборы в Государственную Думу в декабре 1995 г.: выборы Президента Российской Федерации в июне 1996 г.; выборы губернаторов субъектов Российской Федерации в 1996 г.; выборы в представительные органы местного самоуправления и глав муниципальных образований в 1996-97 гг.

Примерная программа исследований включает:

1. Изучение практики подготовки и проведения различных видов выборов в России в 1996-97 гг.

2. Обобщение текущих результатов и публикация материалов в 1996 и 1997 гг.

3. Проведение международных деловых встреч и конференций (в том числе с участниками проекта из других стран) - апрель 1997 г., февраль 1998 г.

4. Проведение итоговой конференции - осень 1998 г.

5. Публикация итоговых материалов проекта, в том числе обобщающего сборника статей, проектов методических рекомендаций по организации различных этапов избирательных кампаний - январь-февраль 1999 г.

Комментарии:
Быстрый доступ